Постановление фас северо-западного округа от 26.05.2004 n а56-17352/03 поскольку нормы нк рф, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщика сумм налогов, суд сделал правомерный вывод о невозможности возложения на налогового агента обязанности уплатить в бюджет сумму неудержанного им налога на доходы физических лиц.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2004 года Дело N А56-17352/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Ломакина С.А., Троицкой Н.В., при участии от ЗАО "Таис 23" финансового контролера Платонова Д.В. (доверенность от 10.02.04), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области Газиевой Н.В. (доверенность от 05.01.04 N 11-06/19), рассмотрев 26.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2004 по делу N А56-17352/03 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Таис 23" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области (далее - инспекция) от 30.04.2003 N 12/155780 о привлечении плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель в суде первой инстанции уточнил требования и просил признать решение налоговой инспекции недействительным в части подпункта 3.1.1, пункта 3 в части неуплаты (неполной уплаты) 2527 руб. подоходного налога, налога на доходы физических лиц; подпункта 3.1.2 в части неуплаты 3318 руб. единого социального налога за период с 01.01.2001 по 01.12.2002; подпункта 3.1.3 в части неуплаты 854 руб. взносов на обязательное пенсионное страхование; пункта 3.1.4 в части неуплаты 1900 руб. 38 коп. взносов во внебюджетные фонды; подпункта "б" пункта 3.2.1 в части доначисления 3461 руб. 70 коп. пени; пункта 3.2.3, подпунктов "а", "б", "в", "г" в части начисления 2847 руб. штрафных санкций.
Решением суда от 03.11.2003 решение налогового органа от 30.04.2003 N 12/15.5780 признано недействительным в части обязания уплатить налог на доходы, подоходный налог в размере 2527 руб. и в части привлечения Общества к ответственности в соответствии со статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 1077 руб. и в соответствии со статьей 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.02.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, налоговые агенты в соответствии с пунктом 3 статьи 24 НК РФ обязаны исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги. Общество же в нарушение пункта 4 статьи 226 НК РФ не удержало из доходов налогоплательщиков начисленный подоходный налог с физических лиц при их фактической выплате. Кроме того, инспекция считает, что работники общества получали командировочные, находясь на рабочем месте и выполняя обязанности, установленные трудовым договором, в связи с чем данные выплаты (командировочные) признаются объектом налогообложения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку в данном случае иного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, то суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу только в пределах приведенных в ней доводов.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет обществом подоходного налога с физических лиц за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 01.03.2003, единого социального налога за период с 01.01.2001 по 01.01.2003, взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.12.2002, взносов во внебюджетные фонды за период с 01.01.2000 по 31.12.2002.
По результатам проверки налоговый орган составил акт от 07.04.2003 N 37 и принял решение от 30.04.2003 N 12/15.5780 о привлечении общества к налоговой ответственности, начислении пеней. Общество, в частности, привлечено к налоговой ответственности на основании статьи 123 НК РФ в виде взыскания 1077 руб. штрафа за неправомерное неперечисление в установленные законом сроки налога на доходы физических лиц и подоходного налога на дату фактического получения зарплаты на общую сумму 5384 руб. 65 коп., а также на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде 664 руб. штрафа за неуплату единого социального налога и 171 руб. штрафа за неуплату сумм страховых взносов.
Налоговая инспекция не согласна с выводом суда о том, что на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств.
Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. То есть по сути налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам. Взыскание налога за счет средств налогового агента противоречит положениям статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в пункте 2 этой статьи.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (абзац третий пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). До момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике.
Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом.
В случае удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент.
Следовательно, нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Предусмотренная пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации возможность взыскания суммы налога с налогового агента является способом принудительного исполнения налоговым агентом обязанности по перечислению в бюджет суммы налога, фактически удержанной из средств налогоплательщика.
Таким образом, правомерным является вывод суда о невозможности возложения на налогового агента обязанности уплатить в бюджет сумму неудержанного налога.
Кроме того, налоговым органом в ходе проверки установлена в результате занижения налоговой базы неуплата обществом единого социального налога (далее - ЕСН), взносов во внебюджетные фонды, взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с невключением в облагаемую базу суточных выплат при оформлении командировок физическим лицам.
Суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований в этой части.
Кассационная инстанция считает законным и обоснованным вывод суда о правомерности начисления инспекцией ЕСН, взносов во внебюджетные фонды, взносов на обязательное пенсионное страхование, а также соответствующих пени и штрафа. Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали данные положения, указав на неподтверждение заявителем факта целевого назначения выплат и невключение в облагаемую базу суточных выплат при оформлении командировок физическим лицам, в нарушение пункта 1 статьи 236 НК РФ, пункта 2 статьи 10 и пункта 2 статьи 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 2.3 Инструкции N 162/2/87/07-1-07 от 02.10.96 "О порядке исчисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования", Инструкции от 11.10.93 N 1018 "О порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование" и пункта 39 Инструкции от 11.11.94 N 258 "О порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации".
Поскольку при вынесении постановления в обжалуемой части судом не нарушены нормы материального и процессуального права, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2004 по делу N А56-17352/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КЛИРИКОВА Т.В.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
ТРОИЦКАЯ Н.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также