Постановление фас северо-западного округа от 31.12.2003 n а52/2149/2003/2 поскольку обязанность по сообщению в имнс информации о нахождении недвижимого имущества на подведомственной территории лежит только на органах, осуществляющих регистрацию или учет объектов недвижимости, а из устава бюро технической инвентаризации видно, что оно осуществляет технический учет объектов недвижимости, а не их регистрацию, суд правомерно отказал имнс во взыскании с бюро штрафа за несвоевременное сообщение указанных сведений.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2003 года Дело N А52/2149/2003/2

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Асмыковича А.В., Малышевой Н.Н., при участии от государственного предприятия Псковской области "Бюро технической инвентаризации" заместителя директора Крюкова А.Л. (доверенность от 18.08.2003 N 60), рассмотрев 24.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову на решение Арбитражного суда Псковской области от 21.08.2003 по делу N А52/2149/2003/2 (судья Разливанова Т.А.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (далее - ИМНС, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о взыскании с государственного предприятия Псковской области "Бюро технической инвентаризации" (далее - БТИ, предприятие) 91000 руб. штрафов на основании пунктов 1 и 2 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное сообщение в налоговый орган сведений о зарегистрированном имуществе.
Решением от 21.08.2003 суд полностью отказал в удовлетворении заявленных инспекцией требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом положений пункта 4 статьи 85 НК РФ, а также на нарушение статьи 51 и частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). По мнению подателя жалобы, пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлена обязанность органов, в том числе осуществляющих технический учет объектов градостроительной деятельности, по представлению сведений в налоговый орган об объектах налогообложения и их владельцах. Кроме того, инспекция считает, что суд дал оценку действиям учреждения юстиции, не привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, что в силу части 4 статьи 270 АПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель предприятия просил оставить жалобу инспекции без удовлетворения, а принятый по делу судебный акт - без изменения, считая его законным и обоснованным.
ИМНС надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела проверку соблюдения государственным унитарным предприятием "Областное бюро технической инвентаризации", являющимся правопредшественником государственного предприятия Псковской области "Бюро технической инвентаризации", сроков, установленных пунктом 4 статьи 85 НК РФ для представления в налоговый орган сведений о расположенном на подведомственной территории недвижимом имуществе и его владельцах, за период с 01.12.2002 по 31.03.2003, по результатам которой составила акт от 13.05.2003 N 09-10/574 ДПС и, с учетом возражений предприятия, приняла решение от 10.06.2003 N 09-10/1060дсп о привлечении БТИ к ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 129.1 НК РФ, в виде взыскания 91000 руб. штрафов.
В обоснование принятого решения ИМНС указала на то, что в соответствии с учредительными документами и Положением "Об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, БТИ осуществляет государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности. Согласно пункту 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах, и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества. Поскольку в ходе проверки инспекция выявила, что в проверяемый период предприятие представляло указанные сведения с нарушением установленных сроков от 21 до 104 дней, ИМНС привлекла БТИ к ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 129.1 НК РФ.
Инспекция 10.06.2003 направила предприятию требование N 2191 об уплате до 27.06.2003 суммы начисленных налоговых санкций.
В связи с неисполнением БТИ указанного требования в добровольном порядке инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно отказал ИМНС в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Пунктами 1 и 2 статьи 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в соответствии с данным кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе в течение 10 дней после регистрации имущества.
Из смысла этого пункта видно, что указанная обязанность лежит только на органах, осуществляющих регистрацию или учет и регистрацию объектов недвижимости, так как срок сообщения установлен - 10 дней после регистрации имущества. Орган, не осуществляющий регистрацию, технически не может соблюдать указанный срок.
Из устава БТИ видно, что оно осуществляет технический учет (инвентаризацию) объектов недвижимости, а не регистрацию объектов недвижимости.
Инспекция в данном случае приравнивает к моменту регистрации имущества момент постановки его предприятием на технический учет, что не может быть признано обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 9 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации только учреждениями юстиции, к каковым БТИ не относится.
Пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, в обязанности БТИ как органа технической инвентаризации входит только ежегодное до 1 марта представление в налоговый орган сведений, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц.
Следовательно, у налогового органа не было законных оснований для привлечения БТИ к ответственности за нарушение срока, установленного пунктом 4 статьи 85 НК РФ.
Довод жалобы ИМНС о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права является также несостоятельным, поскольку в данном случае суд не принимал решение о правах и обязанностях учреждения юстиции.
Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 21.08.2003 по делу N А52/2149/2003/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову - без удовлетворения.
Председательствующий
КОРАБУХИНА Л.И.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
МАЛЫШЕВА Н.Н.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также