Постановление фас северо-западного округа от 28.10.2003 n а05-10729/02-504/6 суд взыскал убытки, образовавшиеся у энергоснабжающей организации в результате предоставления льготы сотрудникам овд, с управления социальной защиты города, поскольку согласно представленному договору энергоснабжения управление было обязано оплачивать оказанные сотрудникам овд услуги по мере поступления денежных средств из областного бюджета и отсутствуют доказательства неперечисления из бюджета указанных средств.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2003 года Дело N
А05-10729/02-504/6
Федеральный арбитражный
суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А., судей
Кирилловой И.И., Сосниной О.Г., при участии от
Департамента финансов администрации
Архангельской области Пономарева С.В.
(доверенность от 17.12.2002 N 08/02-11/3), рассмотрев
28.10.2003 в открытом судебном заседании
кассационную жалобу муниципального
образования "Город Архангельск" на решение
Арбитражного суда Архангельской области от
17.06.2003 по делу N А05-10729/02-504/6 (судья Харичева
Г.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное
общество "Архэнерго" в лице Архангельского
межрайонного отделения филиала
"Энергосбыт" (далее - ОАО "Архэнерго")
обратилось в Арбитражный суд Архангельской
области с иском к Муниципальному
образованию "Город Архангельск" в лице
Управления социальной защиты населения
мэрии города Архангельска (далее -
Управление СЗН), Архангельской области в
лице Департамента финансов Архангельской
области (далее - Департамент финансов),
Российской Федерации в лице Министерства
финансов Российской Федерации (далее -
Минфин РФ) о взыскании 263855 руб. 33 коп.
убытков, образовавшихся в результате
предоставления 50-процентной льготы по
оплате электроэнергии отдельным
категориям граждан, проживающим на
территории МО "Город Архангельск", в
соответствии с Положением "О службе в
органах внутренних дел" за период с января
по июнь 2002 года.
В порядке статьи 49
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации истец увеличил размер
исковых требований и просил взыскать 279476
руб. 61 коп.
Определением от 16.04.2003 к
участию в деле в качестве пятого ответчика
привлечено Министерство юстиции
Российской Федерации (далее - Минюст РФ).
Решением от 17.06.2003 исковые требования ОАО
"Архэнерго" удовлетворены путем взыскания
суммы убытков с МО "Город Архангельск". В
иске к остальным ответчикам отказано.
В
апелляционной инстанции дело не
рассматривалось.
В кассационной жалобе
МО "Город Архангельск" просит обжалуемый
судебный акт отменить как вынесенный с
нарушением норм процессуального и
материального права.
Свою позицию
податель жалобы мотивирует следующим:
-
в определении суда от 30.04.2003 и решении от
17.06.2003 не содержится записей о привлечении к
участию в деле в качестве пятого ответчика
Минюста РФ;
- суд по своей инициативе
изменил основание иска и в мотивировочной
части решения не сослался на закон либо
нормативный акт, которым руководствовался
при принятии решения, и не указал мотивы, по
которым не применил законы и нормативные
акты, на которые ссылались лица,
участвующие в деле;
- судом не учтены
имеющиеся в материалах дела документы,
свидетельствующие об исполнении МО "Город
Архангельск" обязанностей по перечислению
истцу денежных средств в пределах
доведенного финансирования;
- при
вынесении решения судом нарушены
требования статьи 1069 Гражданского кодекса
Российской Федерации в части взыскания
убытков за счет соответствующей казны
Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации или казны муниципального
образования.
Законность обжалуемого
судебного акта проверена в кассационном
порядке.
Как следует из материалов дела,
ОАО "Архэнерго" с января по июнь 2002 года в
соответствии с Положением "О службе в
органах внутренних дел" (далее - Положение),
утвержденным постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 23.12.92 N 4202-1,
при взимании платы за электроэнергию
учитывало льготу в размере 50%,
предусмотренную для соответствующих
категорий граждан, проживающих на
территории МО "Город Архангельск". В связи с
возникновением у истца убытков в
заявленном размере ОАО "Архэнерго"
обратилось в арбитражный суд.
Статьей 54
Положения установлено, что сотрудникам
органов внутренних дел и членам их семей,
проживающим с ними, предоставляется
50-процентная скидка по оплате жилой площади
в домах государственного и муниципального
жилого фонда, всех коммунальных услуг
(электроэнергия, газ, отопление,
водоснабжение и др.) независимо от
принадлежности жилых помещений, а также за
пользование телефоном.
Согласно пункту
4 Указа Президента Российской Федерации от
08.10.97 N 1100 "О реформировании
уголовно-исполнительной системы
Министерства внутренних дел Российской
Федерации" порядок и условия прохождения
службы, а также организация деятельности
работников уголовно-исполнительной
системы Министерства внутренних дел
Российской Федерации (далее - МВД),
перешедших либо вновь принятых на работу
(службу) в уголовно-исполнительную систему
Минюста, регламентируются не только
Законом Российской Федерации "Об
учреждениях и органах, исполняющих
уголовные наказания в виде лишения
свободы", но также и Положением. Этим же
пунктом Указа установлено, что указанным
работникам и членам их семей сохраняются
льготы и социальные гарантии,
предусмотренные законодательством
Российской Федерации.
Указом от 28.07.98 N 904
Президент Российской Федерации постановил
передать до 01.09.98 уголовно-исполнительную
систему МВД в ведение Минюста РФ.
Статьей 21 Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в
законодательные акты Российской Федерации
в связи с реформированием
уголовно-исполнительной системы" действие
Положения распространено на сотрудников
органов внутренних дел, переходящих на
службу в учреждения и органы
уголовно-исполнительной системы Минюста
РФ, а также на лиц, вновь поступающих на
службу в указанные учреждения и органы,
впредь до принятия федерального закона о
службе в уголовно-исполнительной системе
Минюста РФ.
Факт предоставления льгот и
их размер подтверждается имеющимися в
материалах дела доказательствами
(счетами-фактурами, списками лиц, которым
предоставлялись льготы, актами сверки) и
сторонами не оспаривается.
Согласно
договору от 11.02.2002 N 40 и дополнению к нему
энергоснабжающая организация (истец)
приняла на себя обязательство предоставить
в 2002 году гражданам, в том числе сотрудникам
органов внутренних дел, предусмотренные
законодательством льготы по оплате услуг
по энергоснабжению, а Управление СЗН в свою
очередь обязалось перечислять денежные
средства на счет ОАО "Архэнерго" в пределах
средств, выделенных Управлением СЗН, по
мере их поступления из областного
бюджета.
Ненадлежащее, по мнению истца,
исполнение Управлением СЗН указанной
обязанности послужило основанием для
обращения ОАО "Архэнерго" в суд.
Кассационная инстанция признает
обоснованным вывод суда о том, что факт
возникновения у истца убытков в связи с
предоставлением льготы подтвержден
материалами дела. Данное обстоятельство не
оспаривается ответчиками.
Суд первой
инстанции также пришел к правильному
выводу о том, что доказательств
неперечисления из областного бюджета
денежных средств в количестве, необходимом
для возмещения ОАО "Архэнерго"
недополученного дохода, в материалах дела
нет. Данных о состоянии счетов Управления
СЗН, на которых могут содержаться
перечисляемые на соответствующие цели из
областного бюджета денежные средства,
равно как и данных о пути прохождения по
указанным счетам денежных средств и их
последующей реализации, подателем жалобы
не представлено.
Согласно части 1 статьи
65 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации каждое лицо,
участвующее в деле, должно доказать
обстоятельства, на которые оно ссылается
как на основание своих требований и
возражений.
Суд правомерно указал, что
подателем жалобы не представлено
документов, в соответствии с которыми можно
бы было сделать вывод, как распределены
денежные средства в размере 9011849 руб. 95 коп.,
поступившие из федерального бюджета.
Кроме того, следует отметить, что
правоотношения между истцом и ответчиком
возникли из заключенного между ними
договора, регулируются гражданским
законодательством, которое в свою очередь
не предусматривает возможности
освобождения основного должника от
обязанности погашения долга.
Учитывая
изложенное и руководствуясь статьями 286, 287,
289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Архангельской области от
17.06.2003 по делу N А05-10729/02-504/6 оставить без
изменения, а кассационную жалобу
муниципального образования "Город
Архангельск" - без
удовлетворения.
Председательствующий
КУСТОВ А.А.
Судьи
КИРИЛЛОВА И.И.
СОСНИНА О.Г.