Постановление фас северо-западного округа от 29.08.2003 n а66-450-03 суд правомерно удовлетворил за счет казны субъекта рф требования общества о взыскании с департамента финансов субъекта рф убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам, проживающим на территории данного субъекта, льгот по оплате коммунальных услуг, поскольку департамент не исполнил своей обязанности по планированию в бюджете достаточных средств на компенсацию таких льгот.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2003 года Дело N А66-450-03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Изотовой С.В., при участии от Департамента финансов Тверской области Иванова П.В. (доверенность от 25.04.2003), рассмотрев 26.08.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 28.04.2003 по делу N А66-450-03 (судья Куров О.Е.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" в лице филиала "Ржевмежрайгаз" (далее - ОАО "Тверьоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту финансов Тверской области (далее - Департамент) о взыскании 7433 руб. убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам, проживающим на территории города Старица и Старицкого района Тверской области, льгот по оплате коммунальных услуг по газоснабжению в 2001 году во исполнение Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее - Закон).
Решением от 28.04.2003 исковые требования ОАО "Тверьоблгаз" удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы за счет казны Тверской области.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Департамент просит решение отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Свою позицию податель жалобы мотивирует следующим:
- в соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
- согласно статье 4 Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится установление федеральных льгот инвалидам и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов. Статья 17 Закона устанавливает скидку не ниже 50% по оплате коммунальных услуг;
- федеральные органы государственной власти, установив федеральную льготу инвалидам, должны были предусмотреть в федеральном бюджете в 2001 году и целевые средства на финансирование возмещения выпадающих расходов, возникающих у организаций, предоставляющих коммунальные услуги, в результате предоставления льготы инвалидам;
- в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" Тверской области из федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" выделено 86472 тыс. руб. Однако этих средств оказалось недостаточно, что повлекло причинение убытков коммерческой организации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тверьоблгаз" в 2001 году в соответствии с Законом при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для соответствующих категорий граждан, проживающих на территории города Старица и Старицкого района Тверской области. Возникновение в связи с этим у истца убытков в заявленном размере послужило основанием для обращения ОАО "Тверьоблгаз" в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 (далее - Правила), финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" предусмотрено выделение Тверской области из Федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 86472 тыс. руб. Указанная денежная сумма была перечислена Департаменту через Управление Федерального казначейства по Тверской области.
По мнению кассационной инстанции, суд пришел к правомерному выводу о наличии вины Департамента финансов Тверской области в возникновении у истца убытков и отсутствии вины Министерства финансов Российской Федерации.
Согласно подпунктам 14 и 15 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов и формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Статьей 17 названного Закона предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по оплате жилья и коммунальных услуг, пунктом 16 которых предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением указанных льгот по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, возмещаются за счет средств федерального бюджета, а порядок возмещения льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в государственном жилищном фонде, находящемся в собственности субъектов Российской Федерации, в общественном, муниципальном жилищном фонде, определяется по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением губернатора Тверской области от 21.10.96 N 498 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" также были утверждены Правила предоставления указанных льгот, в соответствии с которыми предоставление льгот указанным категориям граждан, проживающих в жилых домах государственного жилищного фонда, находящихся в областной собственности, осуществляется за счет средств областного бюджета, а проживающих в муниципальных жилых домах, домах ЖСК и жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, - за счет средств местного бюджета. При этом пункт 3 указанного постановления предусматривает обязанность Финансового управления администрации области (ныне - ГУ "Департамент финансов Тверской области") при планировании ассигнований на соответствующий бюджетный год предусматривать в бюджетах городов и районов и областном бюджете средства для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда о том, что Департамент финансов не исполнил обязанности по планированию в бюджете области достаточных денежных средств на компенсацию льгот инвалидам в части оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Ввиду вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28.04.2003 по делу N А66-450-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КУСТОВ А.А.
Судьи
АФАНАСЬЕВ С.В.
ИЗОТОВА С.В.

Судебная практика (Северо-Запад) »
Читайте также