Постановление фас северо-западного округа от 29.08.2003 n а66-450-03 суд правомерно удовлетворил за счет казны субъекта рф требования общества о взыскании с департамента финансов субъекта рф убытков, образовавшихся в результате предоставления инвалидам, проживающим на территории данного субъекта, льгот по оплате коммунальных услуг, поскольку департамент не исполнил своей обязанности по планированию в бюджете достаточных средств на компенсацию таких льгот.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2003 года Дело N
А66-450-03
Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А., судей
Афанасьева С.В., Изотовой С.В., при участии от
Департамента финансов Тверской области
Иванова П.В. (доверенность от 25.04.2003),
рассмотрев 26.08.2003 в открытом судебном
заседании кассационную жалобу
Департамента финансов Тверской области на
решение Арбитражного суда Тверской области
от 28.04.2003 по делу N А66-450-03 (судья Куров
О.Е.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное
общество "Тверьоблгаз" в лице филиала
"Ржевмежрайгаз" (далее - ОАО "Тверьоблгаз")
обратилось в Арбитражный суд Тверской
области с иском к Департаменту финансов
Тверской области (далее - Департамент) о
взыскании 7433 руб. убытков, образовавшихся в
результате предоставления инвалидам,
проживающим на территории города Старица и
Старицкого района Тверской области, льгот
по оплате коммунальных услуг по
газоснабжению в 2001 году во исполнение
Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О
социальной защите инвалидов" (далее -
Закон).
Решением от 28.04.2003 исковые
требования ОАО "Тверьоблгаз" удовлетворены
путем взыскания истребуемой суммы за счет
казны Тверской области.
В апелляционной
инстанции дело не рассматривалось.
В
кассационной жалобе Департамент просит
решение отменить как вынесенное с
нарушением норм материального права. Свою
позицию податель жалобы мотивирует
следующим:
- в соответствии с
Конституцией Российской Федерации
социальная защита, включая социальное
обеспечение, находится в совместном
ведении Российской Федерации и субъекта
Российской Федерации;
- согласно статье
4 Закона к ведению федеральных органов
государственной власти в области
социальной защиты инвалидов относится
установление федеральных льгот инвалидам и
формирование показателей федерального
бюджета по расходам на социальную защиту
инвалидов. Статья 17 Закона устанавливает
скидку не ниже 50% по оплате коммунальных
услуг;
- федеральные органы
государственной власти, установив
федеральную льготу инвалидам, должны были
предусмотреть в федеральном бюджете в 2001
году и целевые средства на финансирование
возмещения выпадающих расходов,
возникающих у организаций, предоставляющих
коммунальные услуги, в результате
предоставления льготы инвалидам;
- в
соответствии с Федеральным законом "О
федеральном бюджете на 2001 год" Тверской
области из федерального фонда компенсаций
на реализацию Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" выделено 86472 тыс. руб. Однако этих
средств оказалось недостаточно, что
повлекло причинение убытков коммерческой
организации.
Законность обжалуемого
судебного акта проверена в кассационном
порядке.
Как следует из материалов дела,
ОАО "Тверьоблгаз" в 2001 году в соответствии с
Законом при взимании платы за газ учитывало
льготу в размере 50%, предусмотренную для
соответствующих категорий граждан,
проживающих на территории города Старица и
Старицкого района Тверской области.
Возникновение в связи с этим у истца
убытков в заявленном размере послужило
основанием для обращения ОАО "Тверьоблгаз"
в арбитражный суд.
В соответствии с
пунктом 16 Правил предоставления льгот
инвалидам и семьям, имеющим
детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми
помещениями, оплате жилья и коммунальных
услуг, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 27.07.96
N 901 (далее - Правила), финансирование
расходов, связанных с их реализацией, по
государственному жилищному фонду,
находящемуся в собственности субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований, осуществляется в порядке,
установленном субъектами Российской
Федерации и органами местного
самоуправления, а по жилищному фонду,
находящемуся в федеральной собственности, -
за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете
на 2001 год" предусмотрено выделение Тверской
области из Федерального фонда компенсаций
на реализацию Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" 86472 тыс. руб. Указанная денежная
сумма была перечислена Департаменту через
Управление Федерального казначейства по
Тверской области.
По мнению
кассационной инстанции, суд пришел к
правомерному выводу о наличии вины
Департамента финансов Тверской области в
возникновении у истца убытков и отсутствии
вины Министерства финансов Российской
Федерации.
Согласно подпунктам 14 и 15
статьи 5 Федерального закона "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" к
ведению органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области
социальной защиты инвалидов относится
установление льгот инвалидам или отдельным
категориям инвалидов на территории
субъектов Российской Федерации за счет
средств бюджетов субъектов и формирование
бюджетов субъектов Российской Федерации в
части расходов на социальную защиту
инвалидов.
Статьей 17 названного Закона
предусмотрено, что порядок предоставления
указанных льгот определяется
Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 27.07.96 N 901 утверждены Правила
предоставления льгот инвалидам и семьям,
имеющим детей-инвалидов, по оплате жилья и
коммунальных услуг, пунктом 16 которых
предусмотрено, что расходы, связанные с
предоставлением указанных льгот по
государственному жилищному фонду,
находящемуся в федеральной собственности,
возмещаются за счет средств федерального
бюджета, а порядок возмещения льгот
инвалидам и семьям, имеющим
детей-инвалидов, проживающим в
государственном жилищном фонде,
находящемся в собственности субъектов
Российской Федерации, в общественном,
муниципальном жилищном фонде, определяется
по согласованию с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления.
Постановлением губернатора Тверской
области от 21.10.96 N 498 "О предоставлении льгот
инвалидам и семьям, имеющим
детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми
помещениями, оплате жилья и коммунальных
услуг" также были утверждены Правила
предоставления указанных льгот, в
соответствии с которыми предоставление
льгот указанным категориям граждан,
проживающих в жилых домах государственного
жилищного фонда, находящихся в областной
собственности, осуществляется за счет
средств областного бюджета, а проживающих в
муниципальных жилых домах, домах ЖСК и
жилых домах, принадлежащих гражданам на
праве личной собственности, - за счет
средств местного бюджета. При этом пункт 3
указанного постановления предусматривает
обязанность Финансового управления
администрации области (ныне - ГУ
"Департамент финансов Тверской области")
при планировании ассигнований на
соответствующий бюджетный год
предусматривать в бюджетах городов и
районов и областном бюджете средства для
возмещения расходов, связанных с
предоставлением льгот по оплате жилья и
коммунальных услуг.
Суд кассационной
инстанции считает обоснованным вывод суда
о том, что Департамент финансов не исполнил
обязанности по планированию в бюджете
области достаточных денежных средств на
компенсацию льгот инвалидам в части оплаты
жилищно-коммунальных услуг.
Ввиду
вышеизложенного оснований для отмены
обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Северо-Западного
округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение
Арбитражного суда Тверской области от
28.04.2003 по делу N А66-450-03 оставить без
изменения, а кассационную жалобу
Департамента финансов Тверской области -
без
удовлетворения.
Председательствующий
КУСТОВ А.А.
Судьи
АФАНАСЬЕВ С.В.
ИЗОТОВА С.В.