Расширенный поиск

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 04.12.2003 № 106-РЗ

  
                   Къэбэрдей-Балъкъэр Республикэм и
                              З А К О Н
                             -----------
                    Къабарты-Малкъар Республиканы
                             З А К О Н У
                             -----------
                              З А К О Н
                   Кабардино-Балкарской Республики
                             ------------

                                          Утратил силу - Закон
                                     Кабардино-Балкарской Республики
                                        от 17.12.2013 г. N 83-РЗ

О специальном (коррекционном) образовании
в Кабардино-Балкарской Республике

         (В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики
         от 02.06.2005 г. N 38-РЗ; от 15.10.2012 г. N 65-РЗ)


Принят Советом Республики Парламента
Кабардино-Балкарской Республики                    13 ноября 2003 года

     Настоящий Закон направлен на реализацию конституционного права на
образование лиц с ограниченными возможностями здоровья  и  обеспечение
эффективного  функционирования  системы  специального (коррекционного)
образования в Кабардино-Балкарской Республике.
     Действие настоящего  Закона распространяется на все категории лиц
с ограниченными возможностями здоровья,  проживающих, а также временно
пребывающих на территории Кабардино-Балкарской Республики.

                               ГЛАВА 1. 
                           Общие положения

     Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

     В настоящем  Законе  используются  следующие  понятия:   лицо   с
ограниченными   возможностями   здоровья  -  лицо,  имеющее  различные
ограничения в здоровье и в связи  с  этим  нуждающееся  в  специальном
(коррекционном)  образовании.  К  лицам  с ограниченными возможностями
здоровья   относятся   несовершеннолетние   граждане   с   нарушениями
восприятия  (неслышащие и слабослышащие,  незрячие и слабовидящие);  с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; умственно отсталые;
с   задержкой  психического  развития,  с  выраженными  расстройствами
эмоционально-волевой сферы и поведения; с тяжелыми нарушениями речи, а
также со сложными комбинированными недостатками в развитии;
     специальное (коррекционное) образование  -  дошкольное,  общее  и
начальное профессиональное образование, для получения которого лицам с
ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия;
     специальные условия  для получения образования - условия обучения
(воспитания),  в том числе специальные (коррекционные) образовательные
программы  и  методы  обучения,  индивидуальные  технические  средства
обучения  и   среда   жизнедеятельности,   а   также   педагогические,
медицинские,   социальные   и  иные  услуги,  без  которых  невозможно
(затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных  программ
лицами  с  ограниченными  возможностями здоровья,  и обеспечивающие их
лечение,  воспитание,  обучение,  социальную адаптацию и интеграцию  в
общество;
     интегрированное обучение   -   совместное    обучение    лиц    с
ограниченными   возможностями   здоровья   и  лиц,  не  имеющих  таких
ограничений,  посредством создания специальных условий  для  получения
образования;
     специальное (коррекционное)  образовательное  учреждение  (класс,
группа)  - образовательное учреждение (класс,  группа),  созданное для
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

     Статья 2. Цель и задачи настоящего Закона

     1. Целью настоящего Закона является  законодательное  закрепление
дополнительных   гарантий   правовой   и   социальной   защиты  лиц  с
ограниченными возможностями здоровья.
     2. Задачами настоящего Закона являются:
     1) определение  государственной   политики   Кабардино-Балкарской
Республики в сфере специального (коррекционного) образования;
     2) обеспечение и защита конституционного права  граждан,  имеющих
ограниченные    возможности   здоровья,   проживающих   или   временно
пребывающих  на   территории   Кабардино-Балкарской   Республики,   на
получение    образования   в   форме   специального   (коррекционного)
образования;
     3) определение направлений развития специального (коррекционного)
образования   как    составной    части    системы    образования    в
Кабардино-Балкарской Республике;
     4) создание механизма правовых  отношений  в  сфере  специального
(коррекционного) образования между его участниками.

     Статья 3. Государственная политика Кабардино-Балкарской
               Республики в сфере специального (коррекционного)
               образования

     Государственная политика  Кабардино-Балкарской Республики в сфере
специального (коррекционного) образования предусматривает:
     1) приоритетное  внимание  к обеспечению прав лиц с ограниченными
возможностями здоровья на специальное (коррекционное) образование;
     2) разработку   и  реализацию  республиканских  целевых  программ
обеспечения защиты прав,  охраны жизни и здоровья лиц с  ограниченными
возможностями здоровья;
     3) развитие   и   совершенствование   системы    государственного
управления      специальным     (коррекционным)     образованием     в
Кабардино-Балкарской Республике;
     4) целенаправленную пропаганду необходимости защиты прав,  охраны
жизни и здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья;
     5) развитие    и    совершенствование   благоприятных   правовых,
социальных и экономических условий для реализации прав, охраны жизни и
здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья.

     Статья 4. Участники правовых отношений, регулируемых
               настоящим Законом

     Участниками правовых    отношений    в     сфере     специального
(коррекционного) образования являются:
     1) несовершеннолетние  граждане  с  ограниченными   возможностями
здоровья,   проживающие   или   временно   пребывающие  на  территории
Кабардино-Балкарской Республики;
     2) родители (законные представители) несовершеннолетних граждан с
ограниченными возможностями здоровья;
     3) педагогические,  инженерно-педагогические,  медицинские и иные
работники образовательных учреждений (классов,  групп),  участвующие в
осуществлении специального (коррекционного) образования;
     4) органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики;
(В      редакции      Закона      Кабардино-Балкарской      Республики
от 02.06.2005 г. N 38-РЗ)
     5) образовательные учреждения Кабардино-Балкарской Республики.

                               ГЛАВА 2.
        Организация специального (коррекционного) образования
                  в Кабардино-Балкарской Республике

     Статья 5. Система специального (коррекционного) образования
               в Кабардино-Балкарской Республике

     1. Система    специального    (коррекционного)    образования   в
Кабардино-Балкарской Республике представляет собой совокупность:
     1) государственных органов управления образованием; (В   редакции
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.06.2005 г. N 38-РЗ)
     2) сети  специальных  (коррекционных)  образовательных учреждений
(классов,  групп) независимо от их организационно-правовых форм, типов
и   видов,  прошедших  аккредитацию  и  аттестацию  в  соответствии  с
законодательством   Российской   Федерации   и    Кабардино-Балкарской
Республики;
     3) образовательных   специальных   (коррекционных)   программ   и
специальных государственных образовательных стандартов.
     2. В Кабардино-Балкарской Республике специальное  (коррекционное)
образование   может   осуществляться   в   следующих   типах  и  видах
образовательных учреждений (классах, группах):
     1) дошкольные  образовательные  учреждения (группы):
     детский сад компенсирующего вида  с  приоритетным  осуществлением
квалификационной   коррекции   отклонений  в  физическом,  психическом
развитии воспитанников;
     2) образовательные  учреждения  для  детей дошкольного и младшего
школьного возраста (классы,  группы):
     начальная школа - детский сад компенсирующего вида;
     3) общеобразовательные учреждения:
     специальные    (коррекционные)    классы    для   обучающихся   с
ограниченными    возможностями    здоровья;    (В    редакции   Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 15.10.2012 г. N 65-РЗ)
     4) образовательные    учреждения   для   детей,   нуждающихся   в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
     5) образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей:
     специальный  (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей,
оставшихся  без  попечения  родителей,  с  ограниченными возможностями
здоровья;   (В  редакции  Закона  Кабардино-Балкарской  Республики  от
15.10.2012 г. N 65-РЗ)
     специальная  (коррекционная)  школа-интернат  для  детей-сирот  и
детей,   оставшихся   без   попечения   родителей,   с   ограниченными
возможностями   здоровья;   (В  редакции  Закона  Кабардино-Балкарской
Республики от 15.10.2012 г. N 65-РЗ)
     6) специальные   учебно-воспитательные  учреждения  для  детей  и
подростков  с  девиантным  поведением:
     специальная  (коррекционная)  общеобразовательная школа закрытого
типа  для  детей  и  подростков с ограниченными возможностями здоровья
(задержкой   психического   развития   и  легкими  формами  умственной
отсталости),   совершивших  общественно-опасные  деяния;  (В  редакции
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15.10.2012 г. N 65-РЗ)
     специальное  (коррекционное)  профессиональное  училище закрытого
типа  для  детей  и  подростков с ограниченными возможностями здоровья
(задержкой   психического   развития   и  легкими  формами  умственной
отсталости),   совершивших  общественно-опасные  деяния;  (В  редакции
Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15.10.2012 г. N 65-РЗ)
     7)  специальные  (коррекционные)  образовательные  учреждения для
обучающихся,  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. (В
редакции  Закона  Кабардино-Балкарской  Республики  от 15.10.2012 г. N
65-РЗ)

     Статья 6. Порядок получения специального
               (коррекционного) образования

     1. Лица  с  ограниченными  возможностями  здоровья могут получать
образование в специальном (коррекционном)  образовательном  учреждении
(классе,  группе),  в образовательном учреждении общего назначения, на
дому,  в  форме  интегрированного  обучения,  а   также   в   условиях
стационарного   лечебного  учреждения  по  образовательному  маршруту,
рекомендованному       психолого-медико-педагогической       комиссией
(консультацией).
     2. Прием  в  образовательные  учреждения  лиц   с   ограниченными
возможностями  здоровья  осуществляется  по  направлению учредителей с
согласия родителей (законных представителей) на  основании  заключения
психолого-медико-педагогической    комиссии    или   медико-социальной
экспертной  комиссии  в  соответствии  с   индивидуальной   программой
реабилитации   инвалида  в  порядке,  установленном  законодательством
Российской   Федерации.    Категории    обучающихся,    воспитанников,
направляемых  в специальные (коррекционные) образовательные учреждения
(классы,  группы),  а также  содержащихся  на  полном  государственном
обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.
     3. Перевод лиц с ограниченными возможностями здоровья  из  одного
типа   или   вида   специального   (коррекционного)   образовательного
учреждения  (класса,  группы)  в  другое  специальное  (коррекционное)
образовательное  учреждение  (класс,  группу),  в  общеобразовательное
учреждение  или  из  общеобразовательного  учреждения  в   специальное
(коррекционное)    образовательное    учреждение    (класс,    группу)
осуществляется только с согласия родителей  (законных  представителей)
на  основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и по
решению органа управления образованием.
     4. В     случае     прекращения     деятельности     специального
(коррекционного) образовательного учреждения  (класса,  группы)  орган
управления     образованием,     которому    подведомственно    данное
образовательное  учреждение  (класс,  группа),  обеспечивает   перевод
обучающихся  только  с  согласия родителей (законных представителей) в
другие   специальные   (коррекционные)   образовательные    учреждения
соответствующего типа и вида.
     5. Порядок  государственной  аттестации   лиц   с   ограниченными
возможностями    здоровья,    освоивших    образовательную   программу
соответствующего уровня,  проводится на общих основаниях  по  щадящему
режиму,   определяемому   для   каждого   учащегося  индивидуально  по
рекомендациям лечащего врача.

                               ГЛАВА 3.
    Управление системой специального (коррекционного) образования
                  в Кабардино-Балкарской Республике

     Статья 7. Орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской
               Республики в сфере специального (коррекционного)
               образования
     (В     редакции     Закона     Кабардино-Балкарской    Республики
от 15.10.2012 г. N 65-РЗ)

     1.  Управление системой специального (коррекционного) образования
в     Кабардино-Балкарской     Республике    осуществляется    органом
исполнительной   власти   Кабардино-Балкарской   Республики   в  сфере
специального   (коррекционного)   образования.   (В   редакции  Закона
Кабардино-Балкарской Республики от 15.10.2012 г. N 65-РЗ)
     2. (Исключен     -    Закон    Кабардино-Балкарской    Республики
от 02.06.2005 г. N 38-РЗ)
     3. (Утратил   силу   -   Закон   Кабардино-Балкарской  Республики
от 15.10.2012 г. N 65-РЗ)
     4. Непосредственное   управление   специальным    (коррекционным)
образовательным  учреждением  осуществляется  директором  (заведующим)
данного образовательного учреждения или учреждения,  имеющего в  своем
составе соответствующие классы,  группы.  Директор (заведующий) обязан
иметь высшее педагогическое образование и специальную подготовку.

     Статья 8. Полномочия органа исполнительной власти
               Кабардино-Балкарской Республики в сфере
               специального (коррекционного) образования

     К полномочиям органа исполнительной  власти  Кабардино-Балкарской
Республики   в   сфере   специального   (коррекционного)   образования
относятся:
     1) осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере
специального (коррекционного) образования;
     2) создание системы специального (коррекционного) образования;
     3) установление   республиканских    нормативов    финансирования
подведомственных     специальных    (коррекционных)    образовательных
учреждений (классов,  групп) и размеров денежных средств,  необходимых
на  содержание  в  них  лиц с ограниченными возможностями здоровья,  с
учетом национально-региональных особенностей;
     4) финансирование  подведомственных  специальных  (коррекционных)
образовательных учреждений (классов, групп);
     5) централизованный  учет  и  формирование республиканского банка
данных  о  специальных  (коррекционных)  образовательных   учреждениях
(классах,  группах)  и  лицах  с ограниченными возможностями здоровья,
проживающих     или     временно     пребывающих     на     территории
Кабардино-Балкарской Республики;
     6) обеспечение  оптимального  устройства  лиц   с   ограниченными
возможностями  здоровья в подведомственные специальные (коррекционные)
образовательные учреждения (классы, группы);
     7) подбор и аттестация руководителей подведомственных специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп);
     8) (Исключен     -    Закон    Кабардино-Балкарской    Республики
от 02.06.2005 г. N 38-РЗ)
     9) осуществление  контроля  за  комплектованием  подведомственных
специальных   (коррекционных)   образовательных  учреждений  (классов,
групп) квалифицированными специалистами;
     10) осуществление   лицензирования,   аттестации  и  аккредитации
специальных  (коррекционных)  образовательных   учреждений   (классов,
групп);
     11)(Исключен     -    Закон    Кабардино-Балкарской    Республики
от 02.06.2005 г. N 38-РЗ)
     12) обеспечение разработки и реализации  республиканских  целевых
программ  обеспечения  защиты  прав,  охраны  жизни  и  здоровья лиц с
ограниченными возможностями здоровья.

     Статья 9. (Исключена  -   Закон  Кабардино-Балкарской  Республики
от 02.06.2005 г. N 38-РЗ)

     Статья  10. (Исключена - Закон Кабардино-Балкарской Республики от
02.06.2005 г. N 38-РЗ)

     Статья 11. Специалисты в области специального
                (коррекционного) образования

     1. Образовательный   процесс   в  специальном  (коррекционном)  и
интегрированном   образовательном    учреждении    (классе,    группе)
осуществляется  специалистами  в  области  специальной (коррекционной)
педагогики.
     2. Психологическое    обеспечение    обучающихся,   воспитанников
осуществляет педагог-психолог.
     3. Медицинское     обеспечение     обучающихся,     воспитанников
осуществляют штатные медицинские работники.
     4. Охрану  прав обучающихся,  воспитанников обеспечивает директор
(заведующий)    специального     (коррекционного)     образовательного
учреждения.
     5. Социальную  адаптацию  обучающихся,  воспитанников   к   жизни
обеспечивает социальный педагог.
     6. Коррекцию речевых недостатков осуществляет учитель-логопед.

     Статья 12. Финансирование системы специального
                (коррекционного) образования

     Финансирование   государственных  специальных  (коррекционных)  и
интегрированных    образовательных   учреждений   Кабардино-Балкарской
Республики  осуществляется  за  счет  средств республиканского бюджета
Кабардино-Балкарской   Республики  в  соответствии  с  федеральными  и
республиканскими нормативами (В  редакции  Закона Кабардино-Балкарской
Республики от 02.06.2005 г. N 38-РЗ)

     Статья 13. Гарантии обучающимся и воспитанникам специальных
                (коррекционных) образовательных учреждений
                в случаях реорганизации или ликвидации специальных
                (коррекционных) образовательных учреждений

     В случаях    реорганизации     или     ликвидации     специальных
(коррекционных)  образовательных  учреждений в порядке,  установленном
законодательством   Российской   Федерации   и    Кабардино-Балкарской
Республики,  лицам,  обучающимся  в таких образовательных учреждениях,
гарантируется  продолжение  обучения  в   специальных   условиях   для
получения образования.

                               ГЛАВА 4.
                       Социальные гарантии лиц
                с ограниченными возможностями здоровья

     Статья 14. Права лиц с ограниченными возможностями здоровья
                в области специального (коррекционного) образования

     Лица с  ограниченными  возможностями  здоровья,  проживающие  или
временно  пребывающие  на  территории Кабардино-Балкарской Республики,
имеют право на:
     1) бесплатное     обследование    психолого-медико-педагогической
комиссией (консультацией) или медико-социальной экспертной комиссией;
     2) бесплатную      психолого-педагогическую     медико-социальную
коррекцию физического (физических) и (или) психического  (психических)
недостатков  с  момента  их  обнаружения  в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии (консультации);
     3) бесплатное   дошкольное,   начальное  общее,  основное  общее,
среднее  общее  и  начальное  профессиональное  образование  с  учетом
физических  и  психических возможностей и в соответствии с заключением
психолого-медико-педагогической комиссии (консультации);
     4) получение     бесплатного     образования     в    специальном
(коррекционном)  образовательном  учреждении   (классе,   группе),   в
образовательном    учреждении    интегрированного   обучения   или   в
образовательном учреждении общего образования, а также на дому;
     5) гарантированное  трудоустройство  в  соответствии с полученным
образованием и профессиональной подготовкой  в  порядке,  определяемом
законодательством Российской Федерации.

     Статья 15. Права и обязанности родителей
                (законных представителей) лиц с ограниченными
                возможностями здоровья

     1. Родители   (законные   представители)   лиц   с  ограниченными
возможностями   здоровья,   имеющих    потребности    в    специальном
(коррекционном) образовании, имеют право:
     1) присутствовать при обследовании ребенка,  обсуждать результаты
обследования   с   членами  психолого-медико-педагогической  комиссии,
оспаривать полученное заключение в установленном законом порядке;
     2) участвовать   в   разработке   и   реализации   индивидуальных
образовательных программ для ребенка;
     3) получать     в     психолого-медико-педагогической    комиссии
(консультации)  бесплатные  консультации  по   вопросам   специального
(коррекционного) образования;
     4) выбирать форму  специального  (коррекционного)  образования  и
образовательное учреждение (классы, группы) для своего ребенка.
     2. Родители  (законные   представители)   лиц   с   ограниченными
возможностями здоровья:
     1) несут  ответственность  за  их  воспитание  и  получение   ими
специального (коррекционного) образования;
     2) обязаны  заботиться  о  здоровье,   физическом,   психическом,
духовном и нравственном развитии своих детей;
     3) обязаны соблюдать устав образовательного учреждения.

     Статья 16. Социальная защита лиц с ограниченными
                возможностями здоровья

     1. Лица  с ограниченными возможностями здоровья пользуются мерами
социальной  защиты  и   гарантиями,   установленными   федеральным   и
республиканским    законодательством    для    лиц   с   ограниченными
возможностями здоровья.
     2. Органы   местного  самоуправления  за  счет  средств  местного
бюджета  могут  предоставлять  лицам  с  ограниченными   возможностями
здоровья дополнительное педагогическое,  психологическое и медицинское
обслуживание.  С  этой  целью  органы  местного  самоуправления  могут
создавать  реабилитационные  центры  для профессиональной подготовки и
интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья.


     Исполняющий обязанности Президента
     Кабардино-Балкарской Республики          Г. Губин

     г. Нальчик
     4 декабря 2003 года
     N 106-РЗ

                         --------------------

Информация по документу
Читайте также