Расширенный поиск

Решение Городской Думы Ставропольского края от 27.05.2011 № 64

Утратил силу - Решение Городской Думы города Ставрополя

от 24.06.2016 № 869

Решение Ставропольской городской Думы
от 27 мая 2011 г. N 64
"Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года"

(В редакции Решения Городской Думы города Ставрополя

от 30.09.2014 № 547);

 

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, рассмотрев обращение главы города Ставрополя, Ставропольская городская Дума решила:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года согласно приложению к настоящему решению.

2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Вечерний Ставрополь".

 

 

 

Глава города Ставрополя

Г.С. Колягин

 

 

Приложение

к решению

Ставропольской городской Думы

от 27 мая 2011 г. N 64

 

Стратегия
социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года

Введение

 

Стратегия социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом современного геополитического и социально-экономического состояния города Ставрополя и призвана сформировать миссию, основные цели и приоритеты развития, механизмы достижения поставленных целей, а также набор политик, направленных на формирование задач и механизмов их реализации.

Стратегия основывается на Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, федеральных и краевых отраслевых стратегиях.

Стратегия подготовлена в течение 2009, 2010 годов, в период мирового финансового кризиса, когда многие тенденции развития Российской Федерации и Юга России неожиданно резко изменились и экономический рост предыдущих лет сменился падением. Город Ставрополь такую проверку на прочность выдержал без серьезных потрясений. Объяснением этому послужила диверсифицированная экономика с высокой долей непроизводственного сектора, высокая занятость населения (74 процента от числа всего трудоспособного населения), низкий уровень безработицы (8,5 процента по методологии Международной организации труда).

Вместе с тем низкая доля производственного сектора экономики в ее структуре (около 20 процентов) может служить серьезным препятствием для интенсивного роста в развитии города Ставрополя уже в среднесрочной перспективе. Эти опасения подкрепляются неразвитой институциональной средой, неблагоприятным инвестиционным климатом, низкой конкуренцией, коррупцией.

На рубеже 1990 - 2000 годов, в период активного промышленного спада, город Ставрополь утратил около 30 процентов промышленных предприятий в различных секторах экономики, что привело к потере более 7 000 рабочих мест в сфере производства. Высвободившиеся трудовые ресурсы (3,2 процента всего трудоспособного населения) сформировали основу сегодняшнего малого бизнеса и создали, по сути, новую сферу услуг.

По оценкам журнала "Forbes" в июне 2008 года город Ставрополь занимал 32 место среди 85 крупнейших городов России в рейтинге лучших городов для бизнеса. Причём по социальным характеристикам город Ставрополь занял 2 место, тогда как по комфортности ведения бизнеса - 61, а по деловому климату - 48.

В данных условиях Стратегия развития должна быть основана на совокупности позитивных факторов, которые уже позволили городу Ставрополю стать крупным деловым, культурным, образовательным и сервисным центром с достаточно высоким качеством жизни.

Ставрополь - уютный и зелёный город, расположенный на юге России в комфортной климатической зоне с благополучной экологией. Географическое положение и ход исторического развития обусловили становление города не только в качестве административной столицы Ставропольского края, но и геостратегического центра Северного Кавказа.

Население города Ставрополя постоянно увеличивается за счёт миграции и естественного прироста. Каждый пятый житель - студент. По этому показателю город Ставрополь занимает первое место в стране, а доля молодёжи на 12 процентов выше среднероссийской. Город Ставрополь находится в числе российских лидеров по концентрации образовательных учреждений высшей школы, а также по обеспеченности и профессиональному уровню медицинских кадров.

Одним из первых в России город Ставрополь стал участником международной программы "Здоровые города". В 2006 году он отмечен Дипломом Организации Объединенных Наций "За создание здоровой и комфортной городской среды проживания". Город Ставрополь отличается высоким уровнем социальных стандартов с эффективно выстроенной системой социальной поддержки.

Главной целью Стратегии является обеспечение высокого качества жизни, создание новых рабочих мест, условий для опережающего роста реального сектора экономики и борьба с бедностью.

Факторами, препятствующими быстрым преобразованиям, кроме перечисленных ранее, могут служить ограниченность собственных ресурсов, инерция, недостаточная консолидация муниципального аппарата, которому предстоит осуществить реализацию Стратегии.

Поэтому центральной задачей муниципального образования является разработка индивидуального процесса реализации Стратегии с учётом его уникальной культуры, истории, общественных ценностей, групп влияния, партий и сообществ.

Составляющими успеха интенсивного развития города Ставрополя должны быть продвижение положительного имиджа города, расширение его границ и формирование Ставропольской агломерации для получения синергетического эффекта инвестиционной привлекательности города, а также консолидация усилий государственного и частного секторов, терпение и настойчивость в достижении поставленных целей.

 

1. Основные подходы к разработке Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года

 

Одним из центральных подходов в разработке настоящей Стратегии стала опора на внутренние интеллектуальные ресурсы города. В создании документа принимали участие специалисты всех подразделений администрации города, аналитики и эксперты ставропольских вузов.

С одной стороны, подобный подход позволил в максимальной мере учесть геоэкономические, социальные, культурные особенности Ставрополя, избежать калькирования стратегических планов с чужих образцов, с другой - именно в самостоятельной подготовке Стратегии заложена ее основная ценность.

Процесс разработки сопровождался интенсивным стратегическим обучением работников администрации города и ее структурных подразделений, настойчивыми попытками привить исполнителям вкус к творческой инициативе, анализу и целеполаганию. Закономерным результатом этого стало ясное понимание сотрудниками муниципалитета ориентиров на ближайшее десятилетие, смещение акцентов в деятельности городских служб с выполнения только тактических задач на достижение приоритетных стратегических результатов.

Определяясь с методом стратегического планирования, рабочая группа приняла решение не останавливаться на каком-то одном методе, считая муниципальное образование слишком сложной средой для этого. Авторами использовались интуитивный метод, основанный на экспертных оценках, метод экстраполяции, метод экономического анализа, программно-целевой метод.

Важным решением создателей Стратегии стал сознательный отказ от теоретизации документа, в том числе от выделения альтернативных сценариев развития города. В нынешних условиях включение в текст стратегического документа нескольких сценарных вариантов (например, по принципу "оптимистический - пессимистический" или "инерционный - инновационный") лишь усложнило бы восприятие материала конечным пользователем, а вместе с этим открыло бы возможности для подмены реальной деятельности имитацией стратегического планирования.

В основу заложен принцип стратегического рыночного планирования с необходимым набором инструментов и механизмов. Авторами предложен сценарий эволюционного развития города. Однако на его начальном этапе необходим "слом модели", так как разработчики документа твёрдо убеждены, что городу надо научиться думать как бизнес-единице и развивать местный деловой климат, обеспечив в первую очередь опережающий рост реального сектора экономики. Одновременно с этим первоочередными управленческими задачами в рамках данного подхода становятся оперативное реагирование на текущую проблематику и превентивность действий в отношении проблем, прогнозируемых в краткосрочной перспективе. Такой путь основан на широком применении инноваций, поощрении творческой инициативы одновременно с жесткими управленческими решениями и контролем исполнительской дисциплины.

Ключевой идеей развития города Ставрополя становится концепция города растущих возможностей, являющаяся естественным расширением концепции "территории устойчивого развития", предложенной ООН. На более высоком уровне детализации концепция условно делится на три части: гармоничное развитие личности, формирование доброжелательной городской среды и создание условий для формирования эффективной экономики.

 

2. Анализ социально-экономического развития города Ставрополя

2.1. Население и демография

 

Численность постоянного населения города по состоянию на 1 января 2009 года составляет 366 255 человек. Плотность населения - 13,2 человека на гектар. В структуре населения мужчины составляют 45,6 процента, женщины - 54,4 процента. По численности населения наибольший удельный вес занимает Промышленный район города - 50,2 процента, в Ленинском районе города - 30,6 процента, в Октябрьском - 19,2 процента от общей численности населения города. В возрастной структуре населения города преобладает население в возрасте 20-27 лет (23,1 процента) (рис. 1).

 

"Рис. 1. Половозрастная структура постоянного населения г. Ставрополя на 01.01.2008 г."

 

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, русские, как коренное население, составляют 88,7 процента всего населения краевого центра. Армяне - вторая по численности национальность с долей 4,3 процента в общей численности жителей (с 1989 года увеличилась в 2,1 раза). Третья по численности национальность - украинцы, доля которых составляет 1,6 процента численности населения города.

Одним из главных результатов социально-экономического развития города является естественный рост численности населения. По сравнению с 1989 годом численность населения города увеличилась на 43,3 тыс. человек или на 13,4 процента. За 2008 год общий прирост населения города составил 2356 человек. В том числе за счёт естественного прироста - 802 человека, за счёт миграционного - 1 554 человек (в целом по Ставропольскому краю естественная убыль населения в 2008 году составила 3 245 человек, а по Российской Федерации - 362 тыс. человек).

Сравнительные данные по некоторым демографическим показателям приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Сравнительные демографические показатели

 

Показатели

Российская Федерация

Ставропольский край

город Ставрополь

2008 г.

2009 г.

Общий прирост (убыль),

на 1 000 человек населения

-0,7

0,8

6,4

8,4

Естественный прирост (убыль),

на 1 000 человек населения

-2,6

-1,2

2,2

2,6

Миграционный прирост (убыль),

на 1000 человек населения

1,8

2,0

4,2

5,7

Коэффициент рождаемости

12,1

12,2

13,2

13,8

Коэффициент смертности

14,6

13,4

11,0

11,2

Коэффициент младенческой смертности

8,5

9,7

6,9

5,7

Число зарегистрированных браков

на 1 000 человек населения

8,3

7,5

10,6

10,4

Число зарегистрированных разводов на 1 000 человек населения

5,0

4,5

5,4

5,3

 

Естественный прирост населения Ставрополя соотносится с лучшими показателями рождаемости, более низким уровнем смертности и младенческой смертности. Сравнение с Российскими и краевыми показателями по числу зарегистрированных браков и разводов на 1 000 человек населения также в пользу города.

В 2009 году в городе родилось 5 256 детей, что на 5,9 процента больше, чем в 2008 году. В сравнении с региональными центрами коэффициент рождаемости в Ставрополе один из самых высоких.

По общему приросту населения (+ 6 400 человек) город Ставрополь лидирует среди краевых и областных административных центров соседних субъектов Российской Федерации (Астрахань + 1 054 человек, Краснодар + 951 человек, Ростов-на-Дону + 277 человек, Элиста + 148 человек, Владикавказ - 343 человека, Волгоград - 1 984 человека).

Среди городов Ставропольского края с численностью населения свыше 100 тыс. человек по показателям рождаемости, смертности и естественному приросту населения Ставрополь также занимает лучшие позиции.

Данные о распределении населения города по возрастным группам*(1) представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Распределение населения города Ставрополя
по возрастным группам

 

Население города

2008 г.

2009 г.

Всё население,

363,7

366,3

в том числе в возрасте:

моложе трудоспособного,

50,3

51,4

из них детей в возрасте 1-6 лет

20,9

22,4

трудоспособном (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года)

246,9

246,8

Старше трудоспособного

66,5

68,1

 

В городе проживает сравнительно высокая доля населения в трудоспособном возрасте - 67,4 процента. В целом по Российской Федерации за 2008 год данный показатель составляет 63,2 процента, по Ставропольскому краю - 62,5 процента (рис. 2).

 

"Рис. 2. Возрастная структура населения, %."

 

Ставрополь - студенческий город, общая численность студентов в 2008/09 учебном году составила 90,9 тыс. человек (64,7 процента всех студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования края), в том числе около 46 тысяч иногородних студентов.

На 10 тысяч жителей города приходится 2 482 студента (в среднем по Российской Федерации данный показатель составляет 529 студентов, в Ставропольском крае - 519).

 

2.2. Уровень жизни населения

 

Сравнительный анализ уровня жизни населения за 2008 год показывает, что среднедушевые денежные доходы населения города на 19,8 процента ниже среднероссийского уровня, но превышают аналогичный краевой показатель на 17,8 процента.

Сложившийся размер номинальной начисленной заработной платы на 7,2 процента ниже российского уровня и почти на 33 процента превышает аналогичный показатель по Ставропольскому краю.

 

Таблица 3. Отдельные показатели уровня жизни населения

 

Показатели

Российская Федерация

Ставропольский край

город Ставрополь

2008 год

2009 год

2008 год

2009 год

2008 год

2009 год

Среднедушевые денежные доходы населения,

руб. (в месяц)

15 106,0

16 818,0

10 290,8

11 426,4

12 117,3

13 051,9 (прогноз)

Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника крупных и средних предприятий, руб.

17 323,0

18 795,1

11 941,3

13 851,5

15 876,8

17 423,4

Средняя номинальная начисленная заработная плата к соответствующему периоду предыдущего года, %

125,2

108,5

128,2

116,0

125,3

109,8

 

Вместе с тем анализ депозитных вкладов населения города в филиале ОАО "Сбербанк России" - Северо-Кавказском банке за 2008 год*(2) (около 85 процентов всех депозитов в банках) показывает, что средний размер рублёвых депозитов города Ставрополя на конец 2008 года в сумме 8 914 руб. выше данного показателя по Российской Федерации на 5,3 процента, а по Ставропольскому краю на 47,3 процента.

 

Таблица 4. Средние размеры депозитных вкладов
в филиале ОАО "Сбербанк России" - Северо-Кавказском банке

 

Показатели

Российская Федерация

Ставропольский край

город Ставрополь

Средний размер рублёвых депозитов, руб.

8 469

6 050

8 914

Средний размер валютных депозитов, руб.

125 942

74 353

93 116

 

При пересчёте размеров объёмов рублёвых и валютных вкладов на душу населения проявляются лидирующие позиции в сравнении со среднероссийским и среднекраевым уровнями города (рис. 3).

 

"Рис. 3. Объём депозитных вкладов в Сбербанке Российской Федерации на душу населения, руб."

 

По данным межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Государственного управления внутренних дел по Ставропольскому краю в 2008 году на 1 000 человек населения города приходилось 189,1 собственных легковых автомобилей.

Противоречивая картина при сопоставлении различных данных свидетельствует о наличии теневого оборота в хозяйственной деятельности организаций ("серая" зарплата и другие неучитываемые выплаты персоналу).

 

2.3. Труд и занятость

 

По данным комитета экономического развития администрации города Ставрополя среднесписочная численность работников крупных, средних и малых предприятий города в 2008 году составила 191,4 тыс. человек, в 2009 году - 184,5 тыс. человек.

Данные о среднесписочной численности работников города представлены в таблице 5.

 

Таблица 5. Среднесписочная численность работников

 

Предприятия

2008 год

Доля, %

2009 год

Доля, %

Крупные предприятия

и организации

102 584

53,6

99 188

53,8

Средние предприятия

и организации

15 085

7,9

12 795

6,9

Малые предприятия

и организации

73 715

38,5

72 540

39,3

Итого:

191 384

100

184 524

100

 

По видам экономической деятельности наибольшая среднесписочная численность работников отмечается в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств - 39,4 тыс. человек или 19,2 процента от общей численности работников. На втором месте - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 28,1 тыс. человек или 13,7 процента; на третьем месте - образование, с численностью работников 23,7 тыс. человек (11,5 процента). В обрабатывающих производствах численность работников составляет свыше 21,0 тыс. человек (10,3 процента); в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 19 тыс. человек или 9,3 процента; на транспорте и связи - 18,7 тыс. человек (9,1 процента); в государственном управлении, обеспечении военной безопасности и социальном страховании - 16,5 тыс. человек (8,07 процента); в строительстве - 13,7 тыс. человек (6,7 процента); в предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг - 8,6 тыс. человек (4,2 процента); в финансовой деятельности - 8,1 тыс. человек (около 4,0 процента); в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 3,5 тыс. человек (1,7 процента); в остальных видах деятельности численность работников составляет около 4,7 тыс. человек или 2,3 процента.

Ранжирование видов экономической деятельности по доле среднесписочной численности работников даёт определённое представление о сложившейся специализации города как административного, сервисного и торгового центра.

В материальном производстве доля среднесписочной численности работников составляет около 67 процентов, а в бюджетной сфере - около 33 процентов. Распределение среднесписочной численности работников по основным видам экономической деятельности позволяет сделать вывод о том, что структура экономики города имеет довольно высокий уровень диверсификации.

Уровень регистрируемой безработицы (от экономически активного населения) по состоянию на 1 января 2010 года в сравнении с уровнем прошлого года увеличился на 0,7 процентного пункта и составил 2,3 процента.

Среди безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости на конец отчетного периода, представители среднего поколения (от 30 до 50 лет) составляют 62 процента (2 833 человек), молодежь в возрасте до 30 лет - 30 процентов (1 351 человек), лица предпенсионного возраста - 8 процентов (371 человек).

 

2.4. Основные виды экономической деятельности

 

Ставрополь вносит существенный вклад в социально-экономическое развитие Ставропольского края.

 

Таблица 6. Удельный вес города Ставрополя в основных социально-экономических показателях Ставропольского края *(3)

 

(процентов)

Показатели

2007 г.

2008 г.

 

Численность населения (оценка на 1 января 2009 года)

13,5

13,5

 

Среднегодовая численность работников организаций*(4)

30,0

25,8

 

Наличие основных фондов организаций*(5)(на конец года)

49,4

56,3

 

Объем собственной отгруженной продукции по видам деятельности:*(5)

 

 

 

добыча полезных ископаемых

0,0

0,04

 

обрабатывающие производства

16,0

16,5

 

производство и распределение электроэнергии газа и воды

18,4

16,4

 

Объем работ, выполненных по виду деятельности

"Строительство"*(5)

31,9

26,7

 

Ввод в действие общей площади жилых домов

38,8

41,4

 

Оборот розничной торговли*(5)

48,9

59,6

 

Инвестиции в основной капитал*(5)

27,9

17,3

 

 

Для оценки уровня развития экономики города был проведён сравнительный анализ отдельных относительных показателей со среднероссийским и среднекраевым уровнем*(6) (рис. 4).

Со значительным отрывом экономика города лидирует в таких сферах, как розничная торговля, строительство жилья, платные услуги населению, общественное питание. Так, по обороту розничной торговли в пересчёте на душу населения (284 984 рублей) показатель города в 2,9 раза выше российского уровня и 3,8 раза больше краевого уровня (2008 год).

Значение показателя "ввод в действие общей площади жилых домов на 1 000 человек населения" города Ставрополя, которое составляет 1 207 квадратных метров, в 2,7 раза превышает уровень Российской Федерации и в 3 раза - уровень по Ставропольскому краю.

При этом по показателю объёма выполненных работ по виду деятельности "Строительство" на душу населения город отстаёт от российского уровня в 1,6 раза за счёт меньших объёмов промышленного строительства.

"Рис. 4. Сравнение отдельных показателей развития экономики г. Ставрополя со среднероссийским и среднекраевым уровнем"

 

По объёму платных услуг на душу населения (41 184 руб.) показатель города Ставрополя в 1,4 раза превышает сложившийся уровень в среднем по России (28 765 руб.) и в 1,9 раз больше среднекраевого показателя (21 127 руб.). В соответствии с данными статистики в структуре платных услуг населения города наибольшие объёмы приходятся на следующие виды услуг: услуги связи - 50,9 процента, коммунальные услуги - 11,3 процента, услуги образования - 10,2 процента, бытовые услуги населению - 7,8 процента, медицинские услуги - 5,6 процента.

На одного жителя города приходится 13 992 рубля оборота общественного питания, это в 2,7 раза выше среднероссийского показателя и в 3,2 раза выше среднекраевого.

Значительное отставание города отмечается по трём показателям: объём отгруженной продукции по промышленным видам деятельности, объём инвестиций в основной капитал, степень износа основных фондов.

Так, в пересчёте на душу населения объём отгруженной продукции по промышленным видам деятельности города Ставрополя составляет 56 882 рубля, что в 2,5 раза ниже аналогичного показателя в целом по Российской Федерации и на 0,6 процента меньше краевого уровня.

За последние 20 лет промышленный комплекс города потерял 15 крупных предприятий (машиностроение, пищевая и лёгкая промышленность), среди которых ОАО "Краст", ЗАО "Красный металлист", ОАО "Оптрон", ОАО "Линкор", ОАО "Люминофор", АО "Стрижамент". Утрачено около 7 тысяч рабочих мест.

За годы реформ произошло изменение структуры промышленного комплекса. При этом сохранились производства, выпускающие высокотехнологичную, востребованную рынком продукцию.

В системе управления предприятиями реального сектора экономики практически утрачены функции финансового менеджмента (планирование и контроль операционной, инвестиционной и финансовой деятельности).

 

2.5. Инвестиционная деятельность

 

За 2005 - 2008 годы отмечается положительная динамика объёмов инвестиций в основной капитал (рис. 5), но при этом сокращаются темпы роста, а объёмы инвестиций на душу населения города значительно меньше, чем в среднем по Ставропольскому краю и Российской Федерации. Так, объём инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций города в пересчёте на душу населения составляет 12 825 рублей, что в 4,8 раза ниже российского уровня (61 743 рубля) и в 2 раза ниже краевого уровня (25 914 рубля). Сравнительно низкий уровень инвестиций в основной капитал обусловлен структурой видов экономической деятельности города - преобладанием торговли и услуг, развивающихся при сравнительно низком уровне капитальных вложений. При этом степень износа основных фондов города (52,8 процента) выше, чем в целом по Российской Федерации (46,3 процента) и по Ставропольскому краю (49,0 процента).

 

"Рис. 5. Объём инвестиций в основной капитал в действующих ценах, млн. руб."

 

Около 60 процентов инвестиций приходится на крупные и средние предприятия, причём это соотношение не изменяется в течение последних пяти лет. В структуре источников финансирования инвестиций в 2008 году 33,7 процента приходится на собственные средства предприятий (прибыль и амортизация) и 66,3 процента - на привлечённые средства.

Структура объёмов инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (по крупным и средним предприятиям) в среднем за последние два года сложилась следующим образом:

 

Таблица 7. Структура инвестиции в основной капитал по видам
экономической деятельности

 

Виды экономической деятельности

%

к итогу

Обрабатывающие производства

10,8

Оптовая и розничная торговля

8,7

Транспорт и связь

14,3

Операции с недвижимым имуществом

34,6

Образование

4,9

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

6,7

Прочие виды деятельности

20,0

 

За 2008 год объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики Ставрополя, составил 9,2 млн. долларов США, что в 2,6 раза больше, чем в 2007 году. Основными инвесторами в последние годы были Турция и Кипр.

Наибольший объём иностранных инвестиций направлен в строительство (44 процента). Динамика объёмов иностранных инвестиций представлена в таблице 8.

 

Таблица 8. Динамика объема иностранных инвестиций, тыс. долларов США

 

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

1 831,7

5 840,3

4 286,6

3 519,7

9 249,0

 

Развитие экономики города в послекризисный период потребует реализации новой модели экономического роста, основанной на инновациях, инвестициях, стимулировании творческой активности на производстве. Для этого необходим значительный приток долгосрочных инвестиционных ресурсов (капитал стратегических инвесторов) и соответствующие затраты на подготовку рабочих кадров.

 

2.6. Малое предпринимательство

 

В 2009 году на предприятиях малого бизнеса было занято 72,5 тыс. человек или 39,3 процента общей среднесписочной численности работников. Среди них 19 тыс. индивидуальных предпринимателей или 26,2 процента от общей численности работников.

В структуре среднесписочной численности работников малых предприятий наибольший удельный вес приходится на оптовую и розничную торговлю (36,9 процента), операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (20,7 процента), обрабатывающие производства (около 11,0 процента), строительство (10,8 процента).

 

Таблица 9. Структура среднесписочной численности работников
малых предприятий по видам экономической деятельности

 

Виды экономической деятельности

Доля в общей численности, %

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовой техники и предметов личного пользования

36,87

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

20,74

Обрабатывающие производства

10,98

Строительство

10,80

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

5,17

Транспорт и связь

5,03

Гостиницы и рестораны

3,49

Финансовая деятельность

1,79

Образование

1,77

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

1,46

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

1,03

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

0,56

Добыча полезных ископаемых

0,29

Рыболовство, рыбоводство

0,02

Итого:

100,0

 

Оборот предприятий малого бизнеса в 2008 году составил 80,6 млрд. рублей. В структуре оборота данной категории предприятий наибольшая доля - 41 процент приходится на оптовую и розничную торговлю (рис. 6).

 

"Рис. 6. Структура оборота предприятий малого бизнеса по видам экономической деятельности"

 

Суммарные активы предприятий малого бизнеса составляют около четверти активов всех организаций города. В 2008 году чистая прибыль малого бизнеса составила около 900 млн. рублей или 34 процента*(7) от общего размера чистой прибыли, полученной предприятиями города. Рентабельность внеоборотных активов малых предприятий в 1,8 раза выше, чем в экономике в целом.

Под воздействием финансового кризиса и в условиях дефицита кредитных ресурсов значительная часть малых предприятий испытывает финансовые трудности.

Среди факторов, негативно влияющих на развитие малого бизнеса - низкое качество финансового менеджмента. Например, по итогам 2008 года соотношение собственных и заёмных средств на предприятиях малого бизнеса составило в 4,9 раза (при нормальном уровне данное соотношение должно быть меньше или равно 100 процентов).

 

2.7. Жилищно-коммунальное хозяйство

 

Жилищный фонд города Ставрополя составляет 8,354 млн. квадратных метров, в том числе общая площадь многоквартирных домов - 5,6 млн. квадратных метров (67 процентов). Общее количество многоквартирных домов - 2548 единиц.

Обеспеченность населения города Ставрополя жильём выше, чем в среднем по Российской Федерации и Ставропольскому краю.

 

Таблица 10. Сравнительные показатели жилищного фонда

 

Показатель

Российская Федерация

Ставропольский край

город Ставрополь

Жилищный фонд, млн. кв. м

3 116

57

8,354

Обеспеченность жильём, кв. м

22

21,2

22,8

Удельный вес ветхого и аварийного жилья, %

3,2

0,9

1,24

 

Около 59 процентов многоквартирных домов города Ставрополя имеет износ более 30 процентов и нуждается в проведении капитального ремонта.

Сравнительный анализ уровня благоустройства жилья города приведён в следующей таблице. По основным показателям у города лучшие позиции в сравнении с Российской Федерацией и Ставропольским краем.

 

Таблица 11. Сравнительные показатели уровня благоустроенности жилого фонда

 

Показатель

Российская Федерация

Ставропольский край

город Ставрополь

Удельный вес общей жилой площади, оборудованной, %:

водопроводом

76,9

79,5

92,4

водоотведением (канализацией)

72,8

73,8

92,0

отоплением

81,9

84,3

97,0

ваннами (душем)

66,2

68,2

85,9

газом (сетевым, сжиженным)

69,4

90,5

98,6

горячим водоснабжением

64,2

65,9

86,2

напольными электроплитами

18,3

4,2

20,5

 

Водоснабжение. Подача воды городу Ставрополю осуществляется из единственного источника - Сенгилеевского водохранилища с полезным объёмом 260 млн. кубических метров, расположенного в 15 километрах от западной окраины города, на 437 метров ниже рельефа местности города*(8). Аналогов системы водоподачи для города Ставрополя на территории Российской Федерации нет. Комплекс водозаборных сооружений расположен на оползневом склоне и при развитии оползневых процессов возможна чрезвычайная ситуация с разрушением водоводов и насосной станции N 5.

Водопроводные сети города в основном построены в 60-70 годы прошлого века. Износ водопроводов составляет 68,6 процента. Потери воды в водопроводных сетях составляют 14,7 процента.

Водоотведение. В систему водоотведения города входят 293,9 километров канализационных сетей и коллекторов; 15 насосных станций перекачки сточных вод, очистные сооружения города производительностью 135 тыс. кубических метров в сутки и очистные сооружения микрорайона Дёмино производительностью 1,5 тыс. кубических метров в сутки. Существующая сеть канализационных трубопроводов в основном построена до 1980 года.

Очистные сооружения города обеспечивают только 40 процентов очистки, разводящие сети канализации в районах старой застройки маломощны и не могут обеспечить нормальное водоотведение. Часть районов города не обеспечены канализацией.

Значительная часть коллекторов города работает с переполнением. Из-за динамических нагрузок и в результате длительной эксплуатации на ряде участков имеет место нарушение целостности труб и требуется их замена. В некоторых районах города отмечается излив стоков на поверхность.

В перспективе на всех предприятиях необходимо строительство систем оборотного водоснабжения для повторного использования воды.

Ливневая канализация. Дождевая канализация города Ставрополя - это разветвленная система подземных трубопроводов диаметром 200-1 500 миллиметров. Сети старые, эксплуатируются более 30 лет. На многих участках сети повреждены корневой системой деревьев, имеются переломы сети. Из-за отсутствия специализированной техники многолетние наносы ила и грязи практически не устраняются. Большинство застраиваемых кварталов города не оснащены магистральными сетями дождевой канализации.

В городе нет утвержденной схемы ливневой канализации, перспективного плана развития сети. Ливневая канализация имеет малую пропускную способность, городские улицы подтапливаются, что приводит к ухудшению технических характеристик зданий, а порой и к аварийным деформациям.

Электроснабжение. Общая установленная мощность трансформаторов по городу Ставрополю составляет 424 мегаватт, мощность зимнего режимного дня - 165,2 мегаватт.

Электроснабжение объектов города Ставрополя осуществляется от 9 центров питания, находящихся на балансе и обслуживании ОАО "Ставропольэнерго". Это подстанции 110/10/6 киловатт Западная, Восточная, Южная, Северная, Лесная, Заводская, Промышленная, Прибрежная, III Подъем. Общая протяженность электрических сетей города - 2 431,52 километра, из них: кабельных линий электропередачи - 1 527,063 километра; воздушных линий электропередачи - 904,457 километра. Износ оборудования трансформаторных подстанций и распределительных пунктов составляет 77 процентов, зданий и сооружений - 65 процентов, воздушных линий 6-10 киловольт - 29 процентов, воздушных линий 0,4 киловольта - 42 процента, кабельных линий 6-10 киловольт - 60 процентов, кабельных линий 0,4 киловольта - 68 процентов. Размер потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям составляет 13,3 процента, которые оплачиваются потребителями.

Теплоснабжение. Осуществляется от промышленных и коммунальных котельных. Среди потребителей тепла 93,6 процента составляют население и объекты социальной сферы города. Обеспечение теплом жилищно-коммунального сектора города Ставрополя производится от 76 котельных, находящихся в аренде у ОАО "Теплосеть". Суммарная производительность котельного оборудования - 828 гигокалорий в час, количество отпускаемого котельными тепла - 823,1 гигокалорий в час. Средневзвешенный коэффициент полезного действия всех установленных котлов составляет 84 процента. Котельные работают на природном газе. Теплоносителем котельных является вода с параметрами 115-70°С.

Протяженность тепловых сетей составляет 209,3 километра (в двухтрубном исчислении), из которых 140 километров находится в ветхом состоянии, т.к. полностью отработали свой эксплуатационный ресурс.

Износ основных фондов составляет 56 процентов, размер потерь теплоэнергии от объема подачи тепла - 11,2 процента.


Информация по документу
Читайте также