Расширенный поиск

Решение Городской Думы города Ставрополя от 24.06.2016 № 869

Решение Ставропольской городской Думы
от 24 июня 2016 г. N 869
"Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2030 года"

(В редакции Решения Думы города Ставрополя

 от 25.10.2017 № 160)

 

В соответствии с федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края Ставропольская городская Дума решила:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития города Ставрополя до 2030 года согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

решение Ставропольской городской Думы   от 27 мая 2011г. N64 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года";

решение Ставропольской городской Думы   от 30 сентября 2014г. N547 "О внесении изменений в решение Ставропольской городской Думы "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года";

решение Ставропольской городской Думы от 30 сентября 2015 г. N 752 "О внесении изменения в решение Ставропольской городской Думы "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года".

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в газете "Вечерний Ставрополь".

 

 

 

Глава

города Ставрополя

Г.С. Колягин

 

 

Приложение

к решению

Ставропольской городской Думы

от 24 июня 2016 г. N 869

                     (В редакции Решения Думы города                   

Ставрополя от 25.10.2017 № 160)

 

Стратегия
социально-экономического развития города Ставрополя до 2030 года

Содержание

Введение

1. Анализ социально-экономического развития города Ставрополя

1.1. Краткая информация о городе Ставрополе

1.2. Основные тенденции, характеризующие социально-экономическую ситуацию в городе Ставрополе

1.3. Комплексная оценка ресурсного потенциала и его использования

1.4. Анализ основных проблемных вопросов в экономике и социальной сфере города Ставрополя

2. Приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития города Ставрополя

2.1. Приоритеты социально-экономического развития города Ставрополя

2.2. Цели и задачи социально-экономического развития города Ставрополя

3. Основные направления социально-экономического развития города Ставрополя на период реализации Стратегии

3.1. Обеспечение социального благополучия

3.1.1. Демография

3.1.2. Образование

3.1.3. Культура

3.1.4. Физическая культура и спорт

3.1.5. Молодежная политика

3.1.6. Социальная поддержка населения

3.1.7. Информационное общество, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг

3.2. Переход к экономике инноваций

3.2.1. Стимулирование инвестиционной активности

3.2.2. Развитие сервиса и торговли

3.2.3. Развитие малого и среднего предпринимательства

3.2.4. Развитие внутреннего и въездного туризма

3.3. Обеспечение высокого уровня качества городской среды

3.3.1. Градостроительная сфера

3.3.2. Управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными участками

3.3.3. Городское хозяйство

3.3.4. Общественная безопасность

4. Показатели достижения целей социально-экономического развития города Ставрополя на период реализации Стратегии

5. Этапы и ожидаемые результаты реализации Стратегии

6. Механизмы реализации и финансовое обеспечение Стратегии

7. Приложение "Перечень муниципальных программ города Ставрополя, реализуемых на территории города Ставрополя"

 

 

Введение

 

Стратегия социально-экономического развития города Ставрополя до 2030 года (далее - Стратегия) разработана с учетом норм и требований, закрепленных в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), исходя из сложившихся тенденций в мировой и российской экономике, с учетом произошедших изменений в экономике и социальной сфере Ставропольского края и города Ставрополя за период 2013 - 2015 годов.

Документ является последовательным продолжением Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя на период до 2020 года. Таким образом, соблюдается закрепленный в Федеральном законе принцип преемственности и непрерывности, который означает, что разработка и реализация документов стратегического планирования осуществляется последовательно с учетом результатов реализации ранее принятых документов стратегического планирования.

Стратегия основывается на Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025 года, федеральных и краевых отраслевых стратегиях, Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".

Развитие города Ставрополя планируется осуществить в рамках единой системы стратегического планирования, регулируемой государственными органами исполнительной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления города Ставрополя, предусматривающей реализацию взаимно согласованных действий по созданию в долгосрочном периоде объектов государственной и муниципальной инфраструктуры, применению мер государственной и муниципальной поддержки развития приоритетных направлений экономики города Ставрополя.

Составляющими успеха интенсивного развития города Ставрополя должны быть продвижение положительного имиджа города Ставрополя, изменение его границ и формирование ставропольской агломерации для получения синергетического эффекта инвестиционной привлекательности города Ставрополя, а также консолидация усилий муниципального и частного секторов.

 

1. Анализ социально-экономического развития города Ставрополя

 

1.1. Краткая информация о городе Ставрополе

 

Город Ставрополь является одним из крупнейших деловых, логистических, образовательных и культурных центров в Российской Федерации, а также административным центром Ставропольского края Российской Федерации. Город Ставрополь основан в 1777 году как шестая крепость Азово-Моздокской оборонительной линии. Город Ставрополь является муниципальным образованием и наделен статусом городского округа.

Город Ставрополь расположен на холмах и распадках в центральной части Предкавказья на Ставропольской возвышенности, в верховьях реки Ташла, на пересечении автодорог Ростов - Ставрополь и Астрахань - Элиста - Невинномысск - Черкесск. Крайние высотные отметки - от 230 до 660 метров над уровнем моря. Одна из улиц города носит название "45 Параллель", указывающее на её точное широтное положение. Таким образом, город Ставрополь равноудалён от Северного полюса и от экватора.

Климат - умеренно-континентальный, со среднегодовым объёмом осадков 400-650 миллиметров в год. Средние температуры января от - 9°С до - 5°С, июля от +22°С до +24°С.

В состав города Ставрополя входят следующие населенные пункты: город Ставрополь и хутор Грушёвый. На территории города Ставрополя расположены садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (10 460 гектаров), Сенгилеевское водохранилище (4 200 гектаров). Площадь городского округа города Ставрополя составляет 27 669 гектаров. Площадь застроенных земельных участков - 46,2 процента от общей площади городского округа. Протяжённость границы города Ставрополя составляет 165,3 километра.

Территория города Ставрополя подразделяется на три района: Ленинский, Октябрьский и Промышленный. Ленинский район города Ставрополя был образован в 1962 году и расположился в юго-восточной части города. Октябрьский район города Ставрополя также был создан в 1962 году и занял центральную и северо-восточную части города. Промышленный район города Ставрополя образован в 1977 году в западной части города.

Город Ставрополь - один из самых зелёных городов России. Особенностью города Ставрополя является то, что леса примыкают вплотную к городской застройке. Площадь зелёных насаждений составляет свыше 4 тыс. гектаров.

На территории города Ставрополя расположено 227 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Из них 36 объектов федерального значения, 191 - регионального.

В городе Ставрополе имеются два парка культуры и отдыха. Парк культуры и отдыха "Центральный" расположен в центральной части города и является государственной природной историко-культурной территорией "Бабина роща" (середина XIX века). Парк культуры и отдыха "Победы" является одним из крупнейших в России парков культуры и отдыха, образованным в естественных условиях леса Кругленького.

Город Ставрополь принимает активное участие в развитии международного, межмуниципального сотрудничества и регулярно взаимодействует с городами-побратимами: Пазарджик (Республика Болгария), Безье (Французская Республика), Де Мойн (Соединенные Штаты Америки), Чжэньцзян и Чанджоу (Китайская Народная Республика), Ереван (Республика Армения).

 

1.2. Основные тенденции, характеризующие социально-экономическую ситуацию в городе Ставрополе

 

В городе Ставрополе осуществляют деятельность более 160 предприятий и организаций в сфере промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли, которые оказывают существенное влияние на развитие экономики города Ставрополя.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды по крупным и средним организациям на территории города Ставрополя за три года увеличился на 13 млрд рублей или на 44,8 процента и в 2015 году составил 41,9 млрд рублей, в том числе по обрабатывающим производствам - 34,5 млрд рублей, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 7,3 млрд рублей.

Значительный рост объема отгруженной продукции достигнут предприятиями таких видов экономической деятельности, как "Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность", "Химическое производство", "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования".

В структуре объема отгруженной продукции на долю предприятий обрабатывающих производств приходится более 80 процентов.

Промышленный комплекс города Ставрополя представлен такими отраслями, как пищевая, химическая, машиностроение и металлообработка, стройиндустрия, полиграфическая, медицинская, деревообрабатывающая, легкая. Крупнейшим предприятием электронной промышленности города Ставрополя является АО "Концерн "Энергомера", в состав которого входит семь заводов и институт электротехнического приборостроения. Также к ведущим предприятиям относятся АО "Электроавтоматика", ПАО "Ставропольский радиозавод "Сигнал", ЗАО "Хлебозавод N 3", ОАО "Ставропольский пивоваренный завод", АО "Молочный комбинат "Ставропольский", ОАО "Иней", ЗАО "Ставропольский винно-коньячный завод". Крупнейшими предприятиями фармацевтической промышленности являются ЗАО "Биоком" и ФГУП "Ставропольская биофабрика".

Продукция ставропольских производителей экспортируется в несколько десятков зарубежных стран, в том числе в Японию, Швейцарию, Китай, Великобританию, Францию, Германию и другие.

Объем работ, выполненный крупными и средними организациями по виду деятельности "Строительство" в 2015 году, составил 4,1 млрд рублей. Индекс физического объема работ в 2015 году по сравнению с 2014 годом составил 105,8 процента, в 2014 году по сравнению с 2013 годом - 116,3 процента.

Устойчивое развитие города Ставрополя, повышение качества городской среды, сохранение и регенерация исторического и культурного наследия, развитие коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур обеспечивается реализацией генерального плана города Ставрополя на 2010 - 2030 годы (решение Ставропольской городской Думы от 03 сентября 2009 года N 98 "Об утверждении корректировки генерального плана города Ставрополя на 2010 - 2030 годы"), Правил землепользования и застройки города Ставрополя (решение Ставропольской городской Думы от 27 октября 2010 года N 97), нормативов градостроительного проектирования муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (решение Ставропольской городской Думы от 17 июня 2015 г. N 680 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края").

Территория города Ставрополя полностью изучена, администрация города Ставрополя располагает достоверной топографической подосновой и материалами геологических изысканий, создана информационная база обеспечения градостроительной деятельности. Процесс вынесения решений по вопросам застройки и предоставления земельных участков открыт для общественности.

Город Ставрополь - лидер Ставропольского края в сфере строительства жилья. В 2015 году организациями всех форм собственности, включая индивидуальное строительство, введено в эксплуатацию 523,4 тыс. квадратных метров жилья, что к уровню 2014 года составляет 101,7 процента и 42 процента от общей площади, введенного в эксплуатацию в Ставропольском крае жилья.

С 2010 года в городе Ставрополе началось активное строительство объектов социальной инфраструктуры. В 2011 году были введены в эксплуатацию муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 17 города Ставрополя, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 39 города Ставрополя и пристройка к зданию муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада N 51 "Росток" города Ставрополя. В 2013 году были введены в эксплуатацию пристройки к зданиям муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида N 59 города Ставрополя и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада N 77 "Золотая рыбка" города Ставрополя (на 146 мест каждая), открыто муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 79" города Ставрополя, рассчитанное на 14 групп. В сентябре 2013 года в микрорайоне "Перспективный" было открыто муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад N 15 "Юсишка" города Ставрополя, первый на юге России, построенный в рамках муниципально-частного партнерства.

В декабре 2015 года открыто три муниципальных дошкольных образовательных учреждения:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 21 города Ставрополя, расположенный по адресу: ул. 45 Параллель, 18, рассчитан на 8 групп - 160 мест;

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 23 города Ставрополя, расположенный по адресу: ул. 50 лет ВЛКСМ, 56, рассчитан на 12 групп - 250 мест;

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 25 города Ставрополя, расположенный по адресу: ул. Тухачевского, 25/3, рассчитан на 8 групп - 160 мест.

В рамках федеральной целевой программы "Юг России (2014 - 2020 годы)" в декабре 2015 года введена в эксплуатацию новая школа в 204 квартале города Ставрополя. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 43 города Ставрополя на 990 мест по адресу: ул. Чехова, 65 начнет функционировать с 1 сентября 2016 года.

Также в 2015 году начато строительство муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 44 города Ставрополя в 530 квартале города Ставрополя на 807 мест в районе жилого дома по ул. Доваторцев, 86/2.

Объем инвестиций, направленных крупными и средними организациями на территории города Ставрополя в основной капитал, увеличился с 16,15 млрд рублей в 2013 году до 17,6 млрд рублей в 2015 году. В общем объеме инвестиций по Ставропольскому краю на долю города Ставрополя в 2015 году приходилось 20 процентов.

Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал являются: собственные средства - 49,3 процента; бюджетные средства - 32,4 процента; кредиты кредитных организаций - 7,5 процента; прочие - 10,8 процента.

Наибольшая доля инвестиций направляется на развитие таких видов экономической деятельности как "Обрабатывающие производства", "Транспорт и связь", "Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование".

На территории города Ставрополя реализуется ряд крупных инвестиционных проектов:

строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в Юго-Западном районе города Ставрополя с крытым ледовым катком, ООО "Газпром инвестгазификация";

производство готовых лекарственных препаратов с аттестацией по международному стандарту качества (GMP) Евросоюза, ООО фирма "ВИТА";

модернизация и расширение производственных мощностей по выпуску лекарственных препаратов, ЗАО "БИОКОМ";

строительство терминально-складского объекта логистической инфраструктуры на территории рынка "Тухачевский", ООО "Эрмис";

строительство филиала Краевого клинического диагностического центра на улице Западный обход, ЗАО "ККДЦ";

организация Ставропольского краевого технологического парка "Мастер", ООО СКИП "Мастер";

создание предприятия по производству фасадной панели, декоративных и архитектурных изделий, ООО "Строительно-Торговая Компания Олимп";

строительство завода для организации выпуска прицепной техники, ООО "Ставприцеп";

строительство тепличного комплекса площадью 20,0 гектара, ООО "Интер-Юг Ст".

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ставрополе в 2015 году составило 29 275 единиц, в том числе: юридических лиц - 12847 единиц, индивидуальных предпринимателей - 16 259 единиц, глав крестьянских (фермерских) хозяйств - 169 единиц. По сравнению с 2010 годом количество субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ставрополе увеличилось на 6088 единиц или 26 процентов.

В 2015 году на предприятиях малого и среднего бизнеса было занято 73,6 тыс. человек или 44,8 процента от общей среднесписочной численности работников (без внешних совместителей). Среди них индивидуальных предпринимателей - 16,3 тыс. или 22,1 процента от общей среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства (без внешних совместителей).

В структуре малых и средних предприятий по видам экономической деятельности наибольший удельный вес приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (37,6 процента), операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (22,4 процента), строительство (10,5 процента).

За последние годы активное развитие получили малые инновационные компании, ведущие разработки по ряду направлений, востребованных предприятиями реального сектора экономики: создание интегральных информационных систем и аудиторских платформ, энергоэффективность и возобновляемые источники энергии, новые технологии и материалы, системы автоматизации в отраслях сельского хозяйства, биотехнологии и медицине. В городе Ставрополе успешно реализованы такие инновационные проекты, как:

система поддержки принятия решений, основанная на технологиях моделирования и анализа ситуаций, предельно концентрированном представлении информации и обеспечивающая интегральное управление безопасностью объекта, ЗАО "Стилсофт";

разработка ветроэнергетической установки (ВЭУ) мощностью 1-2 киловатта, управляемой интеллектуальным контроллером нагрузки, ООО "Аэростарт";

автоматизация управления микроклиматом пчелосемьи в замкнутом пространстве улья, ООО "ИТ - Видео";

разработка и внедрение усовершенствованных способов повышения продуктивности птицеводческой отрасли агропромышленного комплекса, ООО "СтавНеоВет";

производство медицинских диагностических тест-систем, ООО "Иммунотекс".

Оборот розничной торговли в 2015 году по городу Ставрополю составил 244,4 млрд рублей, что в товарной массе составляет 86,5 процента к 2014 году. В 2014 году по сравнению с 2013 годом индекс физического объема оборота розничной торговли составлял 100,4 процента, в 2013 году по сравнению с 2012 годом - 101,9 процента.

Оборот розничной торговли на 91,1 процента сформирован организациями торговли и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность вне рынка, и на 8,9 процента за счет розничных рынков и ярмарок.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов составляет 48,5 процента, непродовольственных товаров - 51,5 процента. Реализация продовольственных товаров в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшилась на 14,1 процента, непродовольственных товаров - на 12,9 процента.

За 2014 - 2015 годы введено в действие 248 объектов торговой инфраструктуры площадью свыше 115 тыс. квадратных метров. Обеспеченность населения города Ставрополя площадью объектов торговли составляет 1 243 квадратных метра на 1000 жителей, что превышает общероссийский норматив минимальной обеспеченности населения площадью объектов торговли более чем в 2 раза (521 квадратный метр на 1000 жителей).

В городе Ставрополе представлены такие основные федеральные торговые сети, как: Metro Cash & Carry, Пятерочка, Магнит, Перекресток, МВидео, Эльдорадо, Техносила, Евросеть, Связной, О'Кей, Читай-Город и другие. Кроме того, на рынке широко представлены и местные торговые сети: Закрома, Флагман, Пушкинский, Копейка.

Оборот общественного питания в 2015 году возрос на 1,3 процента к уровню 2014 года и составил 14,8 млрд рублей. По состоянию на 1 января 2016 года в городе Ставрополе оказывают услуги общественного питания и организуют проведение досуга 622 предприятия на 33,7 тыс. посадочных мест.

Объем оказанных платных услуг через все каналы реализации по итогам 2015 года в городе Ставрополе составил 34,3 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,5 процента больше, чем за 2014 год. В структуре платных услуг наибольшую долю занимают услуги связи (20,9 процента), бытовые услуги населению (17,6 процента) и коммунальные (17,5 процента).

Труд и занятость. Среднегодовая численность населения города Ставрополя, занятого в экономике, в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократилась на 21,4 тыс. человек и составила 214,3 тыс. человек.

Наибольшая доля занятого населения приходится на такие виды экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств (21,5 процента), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (12,3 процента), государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование (10 процентов), образование (10 процентов).

По формам собственности организаций население, занятое в экономике города Ставрополя, распределилось следующим образом:

частная собственность - 57 процентов;

государственная и муниципальная собственность - 35,5 процента;

смешанная форма собственности - 4,5 процента;

организации с иностранным участием - 2,7 процента;

общественные организации и объединения - 0,3 процента.

В крупных и средних организациях на территории города Ставрополя в 2015 году было занято 125,02 тыс. человек (26,8 процента от общекраевого показателя), что к уровню 2014 года составляет 100,1 процента, 2013 года - 99,7 процента.

На конец декабря 2015 года в государственном казенном учреждении "Центр занятости населения города Ставрополя" состояло на учете 2 458 незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу (на 3,1 процента выше уровня 2014 года), из них 2 310 человек (104,3 процента) имели статус безработного, 1 892 человека (99,4 процента) получали пособие по безработице. Из общего числа заявленных работодателями вакансий более 60 процентов по рабочим профессиям.

Уровень регистрируемой безработицы (от экономически активного населения) по состоянию на 1 января 2016 года снизился на 0,1 процентного пункта по сравнению с 1 января 2015 года и составил 0,9 процента.

Численность постоянного населения города Ставрополя по состоянию на 1 января 2016 года составила 429,8 тыс. человек. Плотность населения - 1 775,9 человека на квадратный километр. В городе Ставрополе проживает более 15 процентов населения Ставропольского края. Соотношение мужчин и женщин составляет 46 процентов и 54 процента соответственно.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, русские, как коренное население, составляют 86,7 процента всего населения города Ставрополя. Армяне - вторая по численности национальность (4,5 процента), на третьем месте - украинцы (1 процент).

В 2015 году по сравнению с 2013 годом численность населения города Ставрополя увеличилась на 9,7 тыс. человек или на 2,3 процента (по Ставропольскому краю - на 0,3 процента, по Российской Федерации - на 1,9 процента).

В 2015 году родилось 6 105 детей, что на 9,4 процента больше, чем в 2013 году. Число родившихся более чем в 1,5 раза превысило число умерших.

За три года миграционный прирост населения составил свыше 11 тыс. человек. В 2015 году в город прибыло 14,8 тыс. человек, из них 41,4 процента из других регионов России, выбыло - 13,2 тыс. человек, из них к месту постоянного проживания в другие регионы России - 51,2 процента.

Население трудоспособного возраста (мужчины - 16-59 лет, женщины - 16-54 года) в общей численности населения города Ставрополя составляет 64,9 процента (по Ставропольскому краю - 58,8 процента), моложе трудоспособного возраста - 15,4 процента (18,1 процента), старше трудоспособного возраста - 19,7 процента (23,1 процента).

Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам крупных и средних предприятий на территории города Ставрополя (без субъектов малого предпринимательства), за 2015 год увеличилась по сравнению с 2013 годом на 12,2 процента. При этом индекс потребительских цен на конец 2015 года составил 114,9 процента (в 2013 году - 106,7 процента). Таким образом, реальная заработная плата в 2015 году составила 89 процентов к 2014 году.

Дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности является достаточно высокой. Наиболее высокая заработная плата в кредитно-финансовых организациях, государственных учреждениях, организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.

Здравоохранение. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Ставропольского края от 15 ноября 2013 г. N 98-кз "О прекращении осуществления органами местного самоуправления городских округов Ставропольского края отдельных государственных полномочий Ставропольского края в сфере охраны здоровья граждан", приказом Министерства здравоохранения Ставропольского края от 14 августа 2013 г. N 01-05/913 "Об организации работы по приему муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении органов местного самоуправления городских округов Ставропольского края (город Ставрополь, город Невинномысск, город-курорт Пятигорск), безвозмездно передаваемых из муниципальной собственности в государственную собственность Ставропольского края" с 01.01.2014 полномочия в сфере здравоохранения переданы на краевой уровень.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю по состоянию на 01.01.2015 количество больничных учреждений по городу Ставрополю составляет 18, число больничных коек - 6 517, из расчета 153 койки на 10 тыс. населения. На территории города Ставрополя действуют:

шесть поликлинических учреждений по обслуживанию взрослого населения общей мощностью 3 000 посещений в смену, при этом фактическая нагрузка составляет 5 968 посещений в смену;

три поликлинических учреждения по обслуживанию детского населения общей мощностью 1 296 посещений в смену, при этом фактическая нагрузка составляет 1 906 посещений в смену.

Ситуация с обеспечением населения города Ставрополя услугами в сфере здравоохранения ежегодно осложняется в связи с новыми объемами вводимого жилья, миграционным приростом населения, а также отмечаемым последние восемь лет увеличением рождаемости.

Во всех поликлинических учреждениях на территории города Ставрополя в настоящее время уже задействованы все возможные дополнительные помещения для организации приема населения, что позволило решить острую проблему в большинстве районов города, однако в юго-западном районе на территории обслуживания государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Клиническая поликлиника N 6" (проектная мощность 700 посещений в смену, фактически - 1 670 посещений в смену) и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Городская детская поликлиника N 3" (проектная мощность 440 посещений в смену, фактически - 880 посещений в смену) (далее - поликлиники) данную проблему решить не удалось. При этом поликлиники находятся в значительном удалении от территории большого числа обслуживаемых участков. Кроме того, в связи с тем, что в городе действует один травматологический пункт мощностью 70 посещений в сутки, фактически выполняющий нагрузку в 223 посещения в сутки, расположенный в центре города Ставрополя, существует острая потребность в строительстве нового травматологического пункта максимально приближенного к территории наиболее плотного проживания населения. С целью решения данной проблемы ведется строительство отдельно стоящего здания поликлиники на 850 посещений с подстанцией скорой медицинской помощи со стоянкой санитарного транспорта на 4-6 автомобилей в 530 квартале города Ставрополя. Планируется завершить строительство до конца 2016 года.

При строительстве новых жилых объектов на территории города Ставрополя необходимо предусмотреть строительство новых объектов здравоохранения.

Анализ соматической заболеваемости населения города Ставрополя за 2011 - 2015 годы показал, что в городе, как и в целом в крае, сохраняется высокий уровень как распространённости, так и первичной заболеваемости населения во всех возрастных группах и по большинству классов болезней. У взрослых число впервые выявленных случаев заболеваний по сравнению с 2011 годом увеличилось на 3,5 процента, у детей 0-14 лет на 8,4 процента, а у подростков 15-17 лет уменьшилось на 19,5 процента. По общему показателю (все группы заболеваний) уровни первичной заболеваемости жителей города Ставрополя превышают среднекраевое значение в 1,2-1,6 раза во всех возрастных группах. Показатели заболеваемости детей в 3,5-4 раза превышают показатели заболеваемости взрослых и в 1,5-1,8 раза подростков.

Структура соматической заболеваемости населения города Ставрополя остаётся постоянной на протяжении всего периода наблюдения. В 2015 году во всех возрастных группах на первом месте заболевания органов дыхания: взрослые - 28,4 процента, подростки - 41,9 процента, дети - 62,9 процента. На втором месте у взрослых болезни мочеполовой системы - 19,7 процента, у подростков и детей - травмы и отравления - 22,9 и 8,01 процента. На третьем месте у взрослых травмы и отравления 17,7 процента, у подростков - болезни мочеполовой системы - 5,58 процента, у детей - болезни нервной системы - 7,1 процента. На 4 месте у взрослых болезни системы кровообращения - 7,57 процента, у подростков болезни уха - 5,34 процента, у детей - болезни глаз - 4,58 процента.

По результатам проведенного медико-гигиенического ранжирования административных территорий Ставропольского края за десятилетний период по 16 нозологическим формам заболеваний на начало 2016 года город Ставрополь выделяется среди территорий с высоким уровнем заболеваемости, превышающим среднекраевые показатели в 3-5 раз среди возрастных групп (у детей - 11 нозологий, у подростков и взрослых - по 5). Это такие группы заболеваний, как врождённые аномалии, болезни системы кровообращения, эндокринной, мочеполовой и костно-мышечной систем, органов дыхания, в т.ч. бронхиальная астма и аллергический ринит.

Среди территорий Ставропольского края на протяжении периода наблюдения по злокачественным новообразованиям город Ставрополь занимает 6-8 ранговое место по числу впервые выявляемых случаев, превышая среднекраевой показатель на 10-13 процентов. По сравнению с 2014 годом показатель впервые выявленных случаев злокачественных новообразований снизился на 4,1 процента и составил 382,3 случая на 100 тыс. населения. Структура заболеваемости злокачественными новообразованиями в городе Ставрополе аналогична краевой: на первом месте злокачественные новообразования кожи 21-22 процентов, на втором - молочной железы - 13-14 процентов, на третьем - четвертом - ободочной кишки и трахеи, бронхов, легкого по 6-7 процентов.

Инвалидность детей наряду с показателями заболеваемости, физического развития, смертности является важным индикатором состояния здоровья детского населения, характеризует социально-экономическое развитие общества, доступность и качество медицинской помощи, эффективность проведения профилактических мероприятий. Показатели детской инвалидности в городе Ставрополе, как и в целом в крае, держатся на высоком уровне. Ежегодно впервые регистрируется более 1 тысячи случаев детской инвалидности (в 2015 году - 1170 случаев), в их структуре преобладают болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения (из которых более 70 процентов умственная отсталость), а также врождённые аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения.

Оценка уровня общественного здоровья приобретает особую актуальность в связи с необходимостью выбора приоритетов для реализации мероприятий по охране здоровья населения как санитарно-гигиенической, так и лечебно-профилактической направленности. Требуется усиление внимания к проблемам здоровья населения города Ставрополя, а также разработка и проведение мероприятий по снижению вредного воздействия факторов среды обитания и формированию у населения мотивации на ведение здорового образа жизни.

Социальная сфера. В настоящее время в городе Ставрополе свыше 120 тыс. получателей социальной поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, бюджета Ставропольского края и бюджета города Ставрополя, что составляет примерно четвертую часть населения города Ставрополя.

Доля расходов в бюджете города Ставрополя на социальную сферу превышает 70 процентов. Объем бюджетных ассигнований за счет всех бюджетных источников, направляемых на социальную поддержку, возрос с 1,2 млрд рублей в 2012 году до 1,9 млрд рублей в 2015 году. В 2013 году объем финансирования за счет средств бюджета города Ставрополя составил 56,9 млн рублей, в 2014 году - 68,3 млн рублей, в 2015 году - 101,34 млн рублей.

Начиная с 1999 года в городе Ставрополе проводится работа, направленная на создание условий по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры, транспорта, связи и информации для инвалидов, по результатам которой из 1 995 объектов социальной инфраструктуры, введенных в эксплуатацию в период с 2005 года по 2015 год, средствами доступности для инвалидов обустроено 80,25 процента (1 601 объект). Этот показатель значительно выше по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Ежегодно процент объектов, введенных в эксплуатацию с учетом требований доступности для инвалидов, увеличивается, если в 2012 году оборудованы средствами доступности 89 процентов объектов, в 2013 году - 92,6 процента объектов, то по итогам 2014 - 2015 годов доступны 100 процентов.

Город Ставрополь один из немногих административных центров, который предусмотрел в своем бюджете средства на дополнительные меры социальной поддержки, направленные на повышение качества жизни малоимущих граждан и людей с ограниченными возможностями, многодетных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ветеранов. В городе впервые были внедрены новые механизмы адресной социальной помощи: "Социальный сертификат" наиболее нуждающимся гражданам для самостоятельного приобретения продуктов питания первой необходимости на установленную сумму; бесплатный проезд в муниципальном и коммерческом транспорте ветеранам и участникам Великой Отечественной войны; прием документов у граждан на дому на предоставление государственных и муниципальных услуг службой "Социального сервиса"; онлайн-консультирование по социальным вопросам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; предоставление 26 организациями общественного питания на территории города Ставрополя бесплатного горячего питания отдельным категориям граждан с периодичностью от 1 до 3 раз в неделю.

Образование. В городе Ставрополе сложилась многофункциональная муниципальная система образования, насчитывающая 123 образовательных учреждения, которые дают возможность всестороннего развития личности, в том числе: 66 дошкольных образовательных учреждений, 49 общеобразовательных учреждений, 8 учреждений дополнительного образования детей.

Численность обучающихся муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Ставрополя за три года увеличилась на 12 процентов и в 2015 году составила 21,9 тыс. человек. Услугами дошкольного образования охвачено 73 процента детей, что выше среднекраевого показателя на 14 процентов. Вместе с тем все муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Ставрополя переукомплектованы на 35-46 процентов. В системе дошкольного образования работают 1 885 педагогических работников, в том числе узкопрофильных специалистов - 329 человек. Высшее образование имеют 75,4 процента работников, среднее специальное - 24,6 процента.

Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Ставрополя увеличилась с 2013 года на 11 процентов и в 2015 году составила 40,3 тыс. человек. Средняя укомплектованность муниципальных общеобразовательных учреждений города Ставрополя составляет 148 процентов, при краевом показателе - 125 процентов. Более 28 процентов обучающихся занимаются во вторую смену.

В 2014/2015 учебном году по сравнению с 2013/2014 учебным годом прирост обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Ставрополя составил 4,8 процента, в 2015/2016 учебном году по сравнению с 2014/2015 учебным годом - 5,3 процента.

По итогам 2014/2015 учебного года средний показатель качества знаний составил 54,3 процента, что на 0,9 процента больше по сравнению с предыдущим учебным годом.

В 2014/2015 учебном году на 14 процентов возросло число выпускников, получивших по итогам единого государственного экзамена 80 и более баллов, 326 выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений города Ставрополя окончили школу с золотой и серебряной медалями (237 человек с "золотой" медалью, 89 человек с "серебряной" медалью), что аналогично показателю 2013/2014 учебного года.

Система среднего профессионального и высшего образования представлена 26 учреждениями высшего и 16 среднего профессионального образования, среди которых ведущими являются федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский федеральный университет" (далее - СКФУ), государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ставропольский государственный медицинский университет" (далее - СГМУ), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ставропольский государственный аграрный университет" (далее - СГАУ).

СКФУ организован в 2012 году на базе 3 крупнейших вузов Ставрополья - Северо-Кавказского государственного технического университета, Ставропольского государственного университета, Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университета. В СКФУ создано 10 институтов и два филиала (в городах Пятигорске и Невинномысске), которые включают 94 кафедры и реализуют 223 направления подготовки и специальности высшего образования. В СКФУ трудятся 1 743 преподавателя, в том числе 288 докторов наук. Более 84,0 процента профессорско-преподавательского состава имеют ученую степень. В СКФУ обучаются более 24 тыс. человек, в том числе из более чем 50 регионов России и 37 зарубежных государств. Научно-исследовательская работа в СКФУ осуществляется в 13 научно-исследовательских институтах и центрах.

СГАУ, созданный в 1930 году, по рейтингу Министерства образования и науки Российской Федерации входит в "тройку" лидеров сельскохозяйственных вузов Российской Федерации. С 2008 года СГАУ является членом Великой Хартии университетов. Образовательная деятельность проводится по 126 программам (специалитет, бакалавриат, магистратура), на которых обучаются 18,5 тыс. студентов. В структуру СГАУ входят 9 факультетов, 51 кафедра, 90 инновационных лабораторий и центров, технопарк "УниверАгро", издательско-полиграфический комплекс "Агрус", 32 малых инновационных предприятия, конно-спортивная школа, виварий, научная библиотека.

СГМУ был основан в 1938 году. В его структуре 4 факультета базового образования: лечебный, педиатрический, стоматологический, факультет гуманитарного и медико-биологического образования, на которых проходят обучение более 4500 будущих специалистов. На 72 кафедрах СГМУ работают свыше 50 докторов наук, 274 кандидата наук, более 180 квалифицированных преподавателей. Из числа преподавателей - 20 являются членами различных международных академий и Российской академии медицинских наук, 28 - заслуженные врачи Российской Федерации, 2 - заслуженные деятели науки Российской Федерации, 2 - заслуженные работники высшей школы.

Молодежь. В городе Ставрополе проживает более 130 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.

Два муниципальных бюджетных учреждения по работе с молодежью - "Центр молодежных инициатив "Трамплин" и "Центр патриотического воспитания молодежи" ежегодно реализуют более 140 крупных молодежных проектов различного направления: гражданское воспитание, творчество, обеспечение позитивного досуга, наука и образование, добровольчество и др.

В городе Ставрополе регулярно проходят молодежные мероприятия регионального и российского уровней: международный фестиваль "Студенческая весна на Кавказе", фестиваль короткометражного кино "Серебряная пленка", Межрегиональный контест по искусству перемещения "Дробь", Всероссийский фестиваль уличной культуры и экстремальных видов спорта "МикроТрек", всероссийский конкурс "Мисс студенчество".

С 2013 года в городе Ставрополе проходят игры Лиги "Кавказ" Международного Союза КВН, которые объединяют команды КВН из 6 республик Северо-Кавказского федерального округа.

На протяжении последних лет в городе активно развивается молодежная субкультура: построен "Экстрим-парк", площадка для воркаут, проводятся мероприятия всероссийского уровня.

Культура. В городе Ставрополе функционирует 16 муниципальных учреждений культуры и учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры: Ставропольская централизованная библиотечная система, объединяющая Центральную городскую библиотеку и 16 библиотек - филиалов, музей Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. "Память", три концертные организации, четыре учреждения клубного типа с четырьмя филиалами и семь образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Муниципальную сеть учреждений культуры органично дополняют 17 государственных учреждений культуры, среди которых четыре крупные библиотеки, в том числе государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края "Ставропольская краевая универсальная научная библиотека им. М.Ю. Лермонтова", два театра, в том числе государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края "Ставропольский Академический ордена "Знак Почёта" театр драмы им. М.Ю. Лермонтова", две концертные организации, в том числе государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края "Ставропольская государственная филармония", две концертные организации, два музея: государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края "Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве", государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края "Ставропольский краевой музей изобразительных искусств", три учреждения среднего профессионального образования, государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края "Ставропольский краевой Дом народного творчества".

Среди профессиональных коллективов концертных организаций осуществляет свою деятельность единственная в Ставропольском крае Ставропольская городская капелла "Кантабиле", концерты которой проходят в органном зале в здании-памятнике федерального значения, где располагается муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа N 1" города Ставрополя, отметившая в 2012 году 100-летний юбилей. Визитной карточкой города Ставрополя и Ставропольского края является муниципальное бюджетное учреждение культуры "Казачий ансамбль песни и пляски "Вольная степь". В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Детская хореографическая школа" города Ставрополя действует известный не только в Ставропольском крае, России, но и за рубежом обладатель Гран-при ЮНЕСКО образцовый детский ансамбль танца "Радуга".

Все библиотеки города Ставрополя оснащены компьютерами с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", имеют электронные каталоги, ежегодно пополняют библиотечные фонды, в том числе электронными изданиями. В 2014 году в Центральной городской библиотеке открылся медиа-центр, расширяющий возможности доступа к информации для пользователей библиотеки.

Государственные и муниципальные учреждения культуры формируют единое культурное пространство города Ставрополя. Однако в связи с активным строительством новые микрорайоны не обеспечены учреждениями культуры: библиотеками, учреждениями дополнительного образования в сфере культуры, учреждениями культурно-досугового типа, что ограничивает доступность населения к организации культурного досуга.

Физическая культура и спорт. В городе Ставрополе действуют 18 спортивных школ, из которых 12 являются муниципальными учреждениями дополнительного образования детей и 6 краевого уровня. Численность занимающихся в муниципальных детско-юношеских спортивных школах составляет свыше 7,4 тыс. человек, а тренеров-преподавателей - 212 человек.

Муниципальные спортивные школы развивают 34 вида спорта, из которых наиболее массовыми являются футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, бокс, тхэквондо, прыжки на акробатической дорожке, плавание.

По итогам 2015 года удельный вес жителей города Ставрополя, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, составляет 29,4 процента (в среднем по Российской Федерации - 29,35 процента; по Ставропольскому краю - 20,5 процента).

На базе 4 муниципальных общеобразовательных учреждений города Ставрополя функционируют 5 специализированных спортивных классов, в том числе 3 класса по футболу и 2 класса по плаванию, в которых занимаются более 80 детей и подростков.

В 2014 году завершено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса "Русь", расположенного в Промышленном районе города Ставрополя (далее - комплекс), который стал первым капитальным спортивным объектом, построенным в городе Ставрополе более чем за 20 лет. На базе данного комплекса образовано муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования физкультурно-оздоровительный комплекс "Русь" (далее - МБУ ДО ФОК "Русь"). Общая полезная площадь комплекса 3,8 тыс. квадратных метров, единовременная пропускная способность 150 человек. На территории комплекса проходит учебно-тренировочный процесс для более чем 1 000 детей и подростков по различным видам единоборств, мини-футболу, настольному теннису, бадминтону и другим видам спорта. Функционирует тренажерный зал. В 2015 году на базе МБУ ДО ФОК "Русь" создано отделение адаптивной физической культуры и спорта для организации тренировочных занятий с людьми с ограниченными возможностями здоровья, а также открыты отделения фигурного катания и хоккея с шайбой с общим охватом детей 80 человек.

Жилищно-коммунальное хозяйство.

Жилищный фонд города Ставрополя составляет 12 168 тыс. квадратных метров, в том числе общая площадь многоквартирных домов - 9 354 тыс. квадратных метров (76,8 процента). Общее количество многоквартирных домов - 3 310 единиц (в том числе 1 228 домов блокированной застройки).

Около 59 процентов многоквартирных домов города Ставрополя имеют износ более 30 процентов и нуждаются в проведении капитального ремонта.

Водоснабжение. Подача воды городу Ставрополю осуществляется из единственного источника - Сенгилеевского водохранилища с полезным объёмом 260 млн кубических метров, расположенного в 15 километрах от западной окраины города Ставрополя, на уровне 437 метров ниже рельефа местности города, что определило уникальность технических решений, примененных при строительстве системы водоподачи. Аналогов системы водоподачи, выполненной для города Ставрополя, на территории Российской Федерации не существует. Комплекс водозаборных сооружений расположен на оползневом склоне Сенгилеевского водохранилища, что значительно влияет на надежность их работы, а при катастрофическом развитии оползневых процессов возможна чрезвычайная ситуация с разрушением водоводов и насосной станции N 5. В этой связи существует необходимость строительства новой системы водоподачи на базе Сенгилеевского водохранилища.

Территория города Ставрополя имеет 100 процентный охват централизованной системой водоснабжения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" города Ставрополя (далее - МУП "Водоканал") определено гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Ставрополя.

В ведении МУП "Водоканал" находятся очистные сооружения водопровода производительностью 190 тыс. кубических метров в сутки, 74 насосных станции водопровода, 853,5 километра водопроводных сетей, в том числе: магистральных водоводов 162,7 километра, уличных водоводов 525,9 километра, внутриквартальных и дворовых водоводов 164,9 километра.

Износ водопроводных сетей составляет более 68 процентов. Потери воды в водопроводных сетях составляют 15,38 процента.

Водоотведение. В систему водоотведения города Ставрополя входят 346,5 километра канализационных сетей и коллекторов, 19 насосных станций перекачки сточных вод. Обеспеченность населения централизованным водоотведением составляет 90,8 процента. В настоящее время в городе Ставрополе имеются следующие территории, не охваченные централизованной системой водоотведения: жилой массив старой индивидуальной застройки Ленинского района (район Мамайки на юг от улицы Пономарева), 416 квартал (район улицы Пригородной и Чапаевского проезда), район индивидуального жилого строительства (далее - ИЖС) Чапаева (район улицы Березовой, садовое товарищество "Успех"), южная часть жилого массива вдоль реки Ташлы, микрорайон ИЖС по улице Полянка, проезду Русскому (жилая застройка в районе федерального государственного унитарного предприятия "Аллерген"), района "Туапсинка", юго-западная, северо-западная и часть юго-восточной промзоны. В районах новой застройки, где повсеместно централизованное водоотведение отсутствует и его строительство связано с необходимостью вложения значительных средств, данная проблема застройщиками решается путем устройства выгребных ям.

Электроснабжение. Электроснабжение объектов города Ставрополя осуществляется от 11 центров питания, находящихся в собственности публичного акционерного общества "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" (далее - ПАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго"). Для распределения электроэнергии по территории города Ставрополя используются 32 распределительных пункта напряжением 6/10 киловольт, из них 21 находится на обслуживании сетевой организации Ставропольские электрические сети филиала ПАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго". В схеме электроснабжения города Ставрополя находится 761 трансформаторная подстанция. Общая установленная мощность трансформаторов по городу Ставрополю составляет 424 мегаватта.

Общая протяженность электрических сетей составляет более 2 700 километров, в том числе: кабельные линии электропередачи - более 1 500 километров, воздушные линии электропередачи - более 600 километров, сети уличного освещения - более 600 километров.

Теплоснабжение. Акционерное общество "Теплосеть" (далее - АО "Теплосеть") является основной теплоснабжающей организацией, обеспечивающей 97,8 процента полезного отпуска тепловой энергии потребителям города Ставрополя. Обеспечение теплом жилищно-коммунального сектора города Ставрополя производится от 74 котельных, находящихся в аренде у АО "Теплосеть", из них:

11 районных котельных мощностью свыше 20 гигакалорий в час, с коэффициентом полезного действия (КПД) 89-92 процентов;

27 квартальных котельных мощностью от 5 до 20 гигакалорий в час, с КПД 85-92 процентов;

36 котельных малой мощностью до 3 гигакалорий в час.

Средневзвешенный коэффициент полезного действия всех установленных котлов составляет 84 процента.

Котельные работают на природном газе. Теплоносителем крупных котельных является вода с параметрами 115°С - 70°С, мелких - 95°С - 70°С.

Транспортировка тепла от котельных осуществляется до потребителей по двухтрубным тепловым сетям, система теплоснабжения закрытая, с установкой подогревателей горячего водоснабжения в тепловых пунктах потребителей. Протяженность тепловых сетей составляет 228 километров (в двухтрубном исчислении), из которых 34 процента находятся в ветхом состоянии, так как полностью отработали свой эксплуатационный ресурс.

Износ основных фондов, особенно активной части (котлы, котельное оборудование и тепловые сети) составляет 56 процентов, размер потерь тепловой энергии от объема подачи тепла составляет 10,6 процента.

Газоснабжение. Газоснабжение города Ставрополя обеспечивается северным и южным вводами в город газопроводов высокого давления. Подача газа в город Ставрополь осуществляется от газораспределительной станции хутора Верхне-Русского и газораспределительной станции N 4 в юго-западном районе города Ставрополя. Распределение природного газа по потребителям осуществляется через 4 головных газораспределительных пункта. Уровень газификации города составляет 98,6 процента. Общая протяженность газовых сетей по городу Ставрополю более 3,2 тыс. километров, из них 877,6 километра сетей находится в эксплуатации со сроком службы более 40 лет, 45,5 километра газовых сетей требуют срочной реконструкции и замены. Износ газовых сетей составляет 69,4 процента.

В связи с высокими темпами жилищного строительства и коммунально-бытовых объектов требуется увеличение пропускной способности существующих газовых сетей. Строительство газораспределительных сетей в городе Ставрополе ведется акционерным обществом "Ставропольгоргаз" в рамках Программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ставропольского края за счет средств специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям акционерного общества "Газпром газораспределение Ставрополь". В районах индивидуальной жилой застройки строительство газораспределительных сетей ведется в основном за счет средств застройщиков индивидуальных жилых домов.

 

1.3. Комплексная оценка ресурсного потенциала и его использования

 

Ресурсный потенциал города Ставрополя представляет собой совокупность возможностей результативного использования ресурсов территории, позволяющих удовлетворить многообразные общественные потребности. Формирование и развитие ресурсного потенциала города Ставрополя предполагает долгосрочные вложения не только в основные производственные фонды, но и в человеческий потенциал, финансовые и нематериальные активы и природно-ресурсный потенциал.

Выгодное экономико-географическое положение, действующий промышленный комплекс, достаточная обеспеченность высококвалифицированными кадрами, наличие научно-технической базы для разработок и внедрения новых технологий и материалов в сфере медицины, промышленного производства, значительный кадровый потенциал и наличие транспортных коммуникаций позволили городу Ставрополю войти в число экономически развитых городов Юга России.

Территория города Ставрополя относится к степной зоне.

На протяжении последних лет в производстве промышленных видов продукции наблюдается положительная динамика. Ежегодный объем отгрузки продукции крупными и средними организациями на территории города Ставрополя по промышленным видам деятельности превышает 40 млрд рублей.

В структуре промышленного производства свыше 25 процентов занимает производство пищевых продуктов. В городе Ставрополе выпускаются мясные и колбасные изделия, консервы, молоко и молочные продукты, сыры, растительное и животное масло, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки.

Около 30 процентов промышленного производства приходится на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Среди выпускаемой продукции - счетчики электрической энергии, зарядных устройств, систем управления технических средств судов, систем защиты от электрохимической коррозии, измерительных инструментов, различные виды радиоэлектронной аппаратуры.

Промышленность города Ставрополя также представлена такими отраслями, как химическое производство, производство неметаллических минеральных продуктов, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность. Предприятиями на территории города Ставрополя выпускаются искусственные сапфиры и корунды, медицинские препараты, иммунные вакцины и сыворотки.

На развитие и модернизацию производства крупные и средние предприятия на территории города Ставрополя в среднем ежегодно направляют около 16 млрд рублей. В общем объеме инвестиций в основной капитал на долю крупных и средних предприятий приходится около 57 процентов. За последние 3 года динамика роста инвестиций в городе Ставрополе превышала общероссийские темпы роста.

В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности за последние годы одна треть от общего объема была направлена на развитие транспорта и связи, столько же в сумме было направлено на модернизацию и развитие финансовой деятельности, операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг и на государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование.

В городе Ставрополе активно ведется строительство. За период с 2012 по 2015 годы был осуществлен ввод жилья: в 2012 году - 584,5 тыс. квадратных метров, в 2013 году - 601,8 тыс. квадратных метров, в 2014 году - 514,7 тыс. квадратных метров, 2015 году - 524,7 тыс. квадратных метров.

В 2015 году численность трудовых ресурсов города Ставрополя составила 284,4 тыс. человек. В экономике города Ставрополя занято более 75 процентов трудоспособного населения. Численность работников крупных и средних предприятий в среднем за последние 3 года составляла около 126 тыс. человек.

К конкурентным преимуществам города Ставрополя можно отнести размещение на территории города большинства действующих в Ставропольском крае профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих подготовку профессиональных кадров и обеспечивающих для экономики и социальной сферы подготовку персонала. В городе Ставрополе расположены 16 профессиональных образовательных организаций, в которых обучаются студенты по основным базовым специальностям. Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется в 26 образовательных организациях высшего образования и их филиалах на территории города Ставрополя.

Транспортная инфраструктура города Ставрополя достаточно развита. В городе Ставрополе работают следующие виды транспорта: воздушный, железнодорожный, автомобильный, городской наземный электрический (троллейбусы).

В окрестностях города Ставрополя расположен международный аэропорт Ставрополь, который обеспечивает воздушное сообщение города Ставрополя с регионами Российской Федерации, странами Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья. Аэропорт обладает техническими возможностями для приема российских и международных воздушных судов. Пропускная способность аэропорта (расчётная) 18 рейсов в сутки, в том числе 6 международных рейсов. Взлетно-посадочная полоса (длиной 2 600 метров) оснащена светосигнальным оборудованием, всей необходимой инфраструктурой, аэронавигационным и метео оборудованием. Аэровокзальный комплекс имеет 2 зоны обслуживания пассажиров общей пропускной способностью 300 пассажиров в час (для международных рейсов 130 пассажиров в час и внутренних рейсов 170 пассажиров в час).

В городе Ставрополе находится один железнодорожный вокзал, с которого отправляются поезда дальнего следования и пригородные электрички. Железнодорожный вокзал интегрирован в транспортную инфраструктуру города Ставрополя: мимо него проходят маршруты общественного транспорта, позволяющие доехать до любой части города.

Город Ставрополь - один из немногих городов, где развивается наиболее экологически безопасный вид транспорта - городской наземный электрический (троллейбусы). Город Ставрополь находится на пересечении магистральных дорог федерального значения (Р216 Ставрополь - Элиста - Астрахань; Р269 Ставрополь - Батайск), связывающих Поволжье и Центральную Россию с Северным Кавказом.

Протяженность маршрутной сети общественного транспорта составляет 2 552,52 километра.

Общая протяженность улиц города Ставрополя составляет 1 210 километров. В старой части города Ставрополя улично-дорожная сеть отличается малой шириной улиц, затрудненным проездом из-за остановок общественного транспорта.

В городе Ставрополе действуют более 50 кредитных организаций, а также более 20 микрофинансовых организаций, предоставляющих займы организациям и населению города Ставрополя. В городе представлены более 40 страховых компаний, в том числе специализирующихся на медицинском страховании.

На территории города Ставрополя 13 операторов связи имеют лицензии на предоставление услуг местной связи, 7 компаний имеют лицензии на предоставление услуг междугородной и международной телефонной связи. Услуги беспроводной связи GSM, UMTS и 4G предоставляют 3 оператора. 19 операторов имеют действующие лицензии на услуги по передаче данных. Лицензии на вещание эфирного телевидения на территории города Ставрополя имеют 7 операторов. 16 радиостанций имеют лицензии на осуществление вещания в FM-диапазоне.

На территории города Ставрополя расположено 49 гостиниц с общим объемом номерного фонда более 850 номеров. Туристские ресурсы города Ставрополя включают следующие группы объектов: историко-культурные ресурсы, природные ресурсы, объекты развлекательной инфраструктуры.

Конкурентным преимуществом является то, что созданные на краевом уровне основные элементы инфраструктуры поддержи субъектов малого и среднего предпринимательства территориально расположены в городе Ставрополе, в их числе:

некоммерческая организация "Фонд поддержки предпринимательства в Ставропольском крае";

некоммерческая организация "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае";

государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае";

бизнес-инкубатор, расположенный в городе Ставрополе;

некоммерческая организация "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере Ставропольского края";

государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Корпорация развития Ставропольского края".

В городе Ставрополе действуют Европейский Информационный Корреспондентский Центр, Ставропольское краевое отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", Ставропольское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", местная общественная организация "Ставропольский городской союз малого и среднего бизнеса", Ставропольская краевая общественная организация "Союз защиты прав потребителей и предпринимателей", аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае и Общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае.

Широкий спектр разнонаправленных организаций обеспечивает возможность всесторонней поддержки бизнеса и, как следствие, достаточно высокий уровень институционального потенциала. Администрация города Ставрополя осуществляет поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках установленных полномочий.

Представить в систематизированном виде сильные и слабые стороны города Ставрополя, выявить возможности повышения эффективности использования имеющегося ресурсного потенциала позволяет SWOT-анализ.

На основании SWOT-анализа выявлены следующие сильные и слабые стороны привлекательности города Ставрополя:

 

Таблица 1

 

Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз
(SWOT-анализ)

 

Факторы внутренней среды

Сильные стороны (S):

Слабые стороны (W):

центральное географическое положение на Юге России;

статус административного центра Ставропольского края;

стабильная социально-политическая обстановка;

благоприятная экологическая обстановка;

достаточная обеспеченность трудовыми ресурсами, высокий уровень занятости населения и низкий уровень регистрируемой безработицы;

высокий образовательный, профессиональный и культурный уровень трудовых ресурсов;

диверсифицированная структура экономики;

высокая доля субъектов малого и среднего предпринимательства;

развитая финансовая инфраструктура;

крупнейшая на Северном Кавказе научно-образовательная база;

развитая информационно-коммуникационная инфраструктура;

высокий уровень благоустройства городского пространства;

развитая система транспортных коммуникаций и внутригородская транспортная сеть;

высокая емкость потребительского рынка

недостаточное количество свободных земельных участков для пространственного развития и размещения новых инвестиционных проектов;

недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, ограниченность действующих маршрутов железнодорожного и воздушного транспорта;

ограниченная пропускная способность внутригородской транспортной сети, недостаточная обеспеченность парковками (парковочными местами) в центральной части города Ставрополя;

низкая доля промышленного производства в экономике города;

высокая степень износа основных фондов промышленных предприятий на территории города Ставрополя;

структурный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда;

дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей;

высокий уровень износа инженерных сетей жилищно-коммунального комплекса;

отсутствие резервного источника водоснабжения города Ставрополя; отсутствие современной технологии сбора, накопления и переработки твердых коммунальных отходов;

высокая доля теневой экономики;

существенная дифференциация уровня денежных доходов социальных групп населения и работников различных отраслей;

высокая загруженность дошкольных и общеобразовательных учреждений

Факторы внешней среды

Возможности (О):

Угрозы (T):

эффективное использование географического положения и статуса административного центра Ставропольского края для привлечения инвесторов;

формирование и развитие позитивного инвестиционного имиджа города Ставрополя;

совершенствование и развитие нормативно-правовой базы поддержки инноваций и инвестиций;

внедрение научных разработок инновационного характера с высокой степенью готовности;

развитие инновационных производств, ориентированных на создание наукоемкой и конкурентоспособной продукции;

привлечение инвесторов для реализации инвестиционных проектов на территории города Ставрополя, в том числе на территории региональных индустриальных парков;

развитие альтернативных и возобновляемых источников энергии;

модернизация и реконструкция коммунальной инфраструктуры, в том числе с использованием механизма муниципально-частного партнерства;

развитие потребительского рынка на основе повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей, увеличения их доли в общем объеме товарооборота;

привлечение средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за счет активного участия города Ставрополя в государственных программах Российской Федерации и Ставропольского края;

повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг

сокращение финансирования государственных программ Российской Федерации и Ставропольского края;

ограниченные возможности бюджета города Ставрополя для реализации социальных и экономических программ;

недостаток инвестиционных, в том числе кредитных ресурсов, для модернизации предприятий, высокая стоимость заемных средств;

высокая волатильность валютных курсов, негативное влияние внешнеэкономических и внешнеполитических факторов на экономику города Ставрополя;

изменение рыночной конъюнктуры на виды продукции, производимые предприятиями на территории города Ставрополя;

недостаток инвестиционных площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой, для размещения новых и расширения существующих производств;

недостаток финансирования для реконструкции и модернизации жилищно-коммунального хозяйства;

сохранение дисбаланса между системой подготовки трудовых ресурсов и потребностями рынка труда

 

1.4. Анализ основных проблемных вопросов в экономике и социальной сфере города Ставрополя

 

На основании анализа количественных и качественных данных о процессах социально-экономического развития города Ставрополя можно выделить основные проблемы, требующие принятия мер в рамках обеспечения социально-экономического развития города Ставрополя, на решение которых должны быть направлены совместные усилия органов местного самоуправления города Ставрополя, городского сообщества, предпринимательства.

I. Негативное влияние внешних и внутренних экономических и политических факторов вызывает проблемы в ведении финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций на территории города Ставрополя и снижает их инвестиционную активность:

финансовое состояние предприятий на территории города Ставрополя (снижение прибыли на предприятиях, увеличение дебиторской и кредиторской задолженностей);

продукция большинства предприятий недостаточно конкурентоспособна на внутреннем и внешнем рынках, низкая доля экспорта местных товаропроизводителей;

объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций на территории города Ставрополя является недостаточным для обновления основных производственных фондов;

дефицит оборотных средств, ограниченный доступ к кредитным ресурсам и другим инструментам долгосрочного финансирования;

работа на предприятиях промышленности непривлекательна для молодых специалистов и специалистов высокой квалификации из-за низкой заработной платы.

II. Проблемы развития инновационной сферы:

низкий спрос со стороны реального сектора экономики на перспективные с точки зрения их коммерческого применения результаты научно-технической деятельности;

слабость кооперационных связей между научными организациями, образовательными организациями и производственными предприятиями, в том числе в рамках системы воспроизводства научных кадров, подготовки специалистов под конкретные направления инновационной деятельности;

низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также для частных инвесторов и кредитных организаций, об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью;

недостаточный уровень развития малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций;

недостаточная активность предприятий на территории города Ставрополя по внедрению инновационных и научно-технических разработок.

Значимость и актуальность проблемы перевода экономики города Ставрополя на инновационную модель развития требует сбалансированного решения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциала и, с другой стороны, с выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих развитие экономики города Ставрополя.

III. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства. Наряду с положительными тенденциями развития малого и среднего предпринимательства остаются проблемы, препятствующие его развитию:

недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств у субъектов малого и среднего предпринимательства;

трудности с получением кредитов у кредитных организаций и высокие кредитные ставки;

значительная разница в официальной оплате труда работников малых предприятий, крупных и средних, наличие на предприятиях малого бизнеса "теневой" заработной платы. Органы статистики ведут учет среднемесячной начисленной заработной платы работников по крупным и средним предприятиям на территории города Ставрополя, в 2015 году размер заработной платы составил 30 127 рублей. В то же время анализ данных Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Ставрополю Ставропольского края показал, что размер заработной платы работников предприятий на территории города Ставрополя в 2015 году составил 18 863,36 рублей.

Анализируя проблемы развития малого и среднего предпринимательства, можно сказать, что основной из них является недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.

Кроме того, среди проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, по-прежнему остаются административные барьеры, которые не только мешают развитию предпринимательства, но и вынуждают субъектов малого предпринимательства уходить в теневую экономику.

Перечисленные проблемы требуют системного подхода, консолидирующего ресурсы и координирующего усилия субъектов предпринимательства и их объединений с действиями органов местного самоуправления города Ставрополя.

IV. Проблемы развития туризма на территории города Ставрополя:

недостаточное количество авиарейсов из аэропорта города Ставрополя и железнодорожных путей, проходящих через город Ставрополь;

основные туристические дестинации в Ставропольском крае расположены в регионе Кавказских Минеральных Вод, куда направлен почти весь турпоток, прибывающий в Ставропольский край;

высокая конкуренция со стороны Карачаево-Черкесской Республики, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, предлагающих традиционные туры выходного дня и поездки на 2-3 дня для отдыхающих на Кавказских Минеральных Водах;

недостаточное количество туристических организаций, предлагающих экскурсии в город Ставрополь;

недостаточное количество туристических маршрутов по городу Ставрополю и в ближайших окрестностях для организованных групп и самостоятельных туристов;

вследствие недостаточного финансирования уровень содержания и фактическое состояние ряда объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также объектов археологического наследия не позволяют включать данные объекты в перечень туристических маршрутов, предлагаемых для посещения;

слабое продвижение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" памятных и исторических мест города Ставрополя, интересных для посещения;

дефицит опытных кадров в сфере туризма;

отсутствие системы сбора достоверных статистических данных, позволяющих прогнозировать развитие туристского рынка, оценивать меняющийся потенциал развития туризма и состояния туристских ресурсов.

V. Проблемы местных товаропроизводителей:

постоянно повышающиеся тарифы на энергоносители и коммунальные услуги;

недостаточное обеспечение высококвалифицированными кадрами, прежде всего в производственном процессе;

недостаточное внедрение новых технологий и научных разработок;

жесткая конкуренция со стороны производителей из других регионов;

проблемы вхождения в крупноформатную торговую сеть, как на территории города Ставрополя, так и за его пределами.

VI. Проблемные вопросы, сдерживающие развитие сферы потребительского рынка города Ставрополя:

снижение темпов развития потребительского рынка и сегмента платных услуг в связи с ослаблением платежеспособности населения;

проникновение на рынок контрафактной, низкокачественной продукции;

отсутствие механизмов регулирования потребительской сферы органами местного самоуправления;

отсутствие развитого оптового звена в торговле;

отсутствие в достаточном количестве парковок (парковочных мест) вблизи объектов торговли, розничных рынков.

VII. Проблемы в сфере рынка труда и занятости населения.

Несмотря на некоторые положительные тенденции на рынке труда, сохраняется проблема несбалансированности спроса и предложения рабочей силы. В заявленной потребности предприятий на территории города Ставрополя преобладают вакансии по рабочим профессиям и инженерно-техническому персоналу. Имеющиеся вакансии на предприятиях не удовлетворяют требованиям соискателей. Это связано, во-первых, с несоответствием профессиональных характеристик "безработных" требованиям работодателей и, во-вторых, с низким уровнем заработной платы.


Информация по документу
Читайте также