Расширенный поиск

Закон Верховного Совета Республики Башкортостан от 01.04.1993 № ВС-17/36

                                           Утратил силу - Закон
                                       Государственного Собрания -
                                    Курултая Республики Башкортостан
                                        от 04.03.2005 г. N 151-з

                               ЗАКОН
                      Республики Башкортостан

           О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

 (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики
     Башкортостан от 05.08.96 г. N 41-З; от 28.01.98 г. N 134-З;
           от 22.01.99 г. N 212-З; от 19.03.99 г. N 222-з;
          от 11.04.2000 г. N 65-З; от 01.11.2000 г. N 93-З;
         от 08.11.2001 г. N 254-З; от 30.07.2002 г. N 354-З)

     Настоящий   Закон   определяет   правовые,   экономические   и
организационные   условия,   а   также   гарантии   государства  по
реализации  права  на  труд  и  социальную  защиту  от  безработицы
граждан, проживающих на территории Республики Башкортостан.

                         I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Занятость граждан

     1. Занятость   -   это   деятельность   граждан,  связанная  с
удовлетворением    личных    и    общественных   потребностей,   не
противоречащая   законодательству,   действующему   на   территории
Республики  Башкортостан,  и  приносящая, как правило, им заработок
(трудовой доход) *.
     2.   Гражданам  принадлежит  исключительное  право  распоряжаться
своими   способностями   к   производительному  и  творческому  труду.
Принуждение   (в   какой-либо   форме)  к  труду  не  допускается,  за
исключением  случаев, особо установленных законом. Незанятость граждан
не  может  служить  самостоятельным  основанием  для  их привлечения к
административной или иной ответственности. (В      редакции     Закона
Государственного   Собрания   -   Курултая   Республики   Башкортостан
от 08.11.2001 г. N 254-З)

     Статья 2. Занятые граждане

     Занятыми считаются граждане:
     работающие   по   трудовому  договору,  контракту,  в  том  числе
выполняющие   работу   за  вознаграждение  на  условиях  полного  либо
неполного  рабочего  времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу
(службу),   включая   сезонные,   временные   работы   за  исключением
общественных  работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах
и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона); (Дополнен  - Закон
Государственного   Собрания   -   Курултая   Республики   Башкортостан
от 11.04.2000 г. N 65-З)
     временно    отсутствующие    на   рабочем   месте   в   связи   с
нетрудоспособностью,     отпуском,     переподготовкой,     повышением
квалификации,   приостановкой   производства,   вызванной  забастовкой
призывом  на  военные  сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с
подготовкой  к  военной  службе,  исполнением  других  государственных
обязанностей  или  иными  уважительными  причинами;  (В       редакции
Законов  Государственного  Собрания - Курултая Республики Башкортостан
от 11.04.2000 г. N 65-З; от 30.07.2002 г. N 354-З)
     занимающиеся   предпринимательской   деятельностью;   занятые   в
подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; (В  редакции
Закона  Государственного  Собрания  - Курултая Республики Башкортостан
от 30.07.2002 г. N 354-З)
     выполняющие работы по договорам гражданско - правового характера,
предметами  которых  являются выполнение работ и оказание услуг, в том
числе  по  договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями,
авторским  договорам,  а  также  являющиеся  членами  производственных
кооперативов (артелей); (В редакции Закона Государственного Собрания -
Курултая Республики Башкортостан от 11.04.2000 г. N 65-З)
     Абзац(Исключен  -  Закон  Государственного  Собрания  -  Курултая
Республики Башкортостан от 11.04.2000 г. N 65-З)
     (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики
Башкортостан от 01.11.2000 г. N 93-З)
     являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением
учредителей   (участников)   общественных  и  религиозных  организаций
(объединений),    благотворительных   и   иных   фондов,   объединений
юридических лиц (ассоциаций и союзов), не имеющих имущественных прав в
отношении   этих  организаций;  (В  редакции  Закона  Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 11.04.2000 г. N 65-З)
     избранные,   назначенные   или  утвержденные  на  оплачиваемую
должность;
     проходящие  военную  службу, а также службу в органах внутренних
дел учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;         (В
редакции  Закона  Государственного  Собрания  -  Курултая  Республики
Башкортостан от 22.01.99 г. N 212-З)
     проходящие   очный   курс   обучения   в   общеобразовательных
учреждениях,  учреждениях  начального  профессионального,  среднего
профессионального  и высшего профессионального образования, включая
обучение  по направлению органов труда и занятости населения (далее
- органы службы занятости).

     Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

     1.  Безработными  признаются  трудоспособные граждане, которые не
имеют   работы   и  заработка,  зарегистрированные  в  органах  службы
занятости  в  целях  поиска  подходящей  работы,  ищут работу и готовы
приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты
выходного   пособия   и  сохраняемого  среднего  заработка  гражданам,
уволенным  из  организаций  (с  военной службы) в связи с ликвидацией,
сокращением    численности    или    штата.    (В   редакции   Законов
Государственного   Собрания  -  Курултая  Республики  Башкортостан  от
11.04.2000 г. N 65-З; от 30.07.2002 г. N 354-З)
     (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики
Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)
     Порядок  регистрации  безработных определяется законодательством.
(Дополнен  -  Закон  Государственного  Собрания  - Курултая Республики
Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     2.  Решение  о  признании  гражданина зарегистрированного в целях
поиска  подходящей  работы,  безработным  принимается  органом  службы
занятости  по  месту жительства гражданина не позднее одиннадцати дней
со  дня предъявления органу службы занятости паспорта, трудовой книжки
или   документов,   их   заменяющих,  документов,  удостоверяющих  его
профессиональную   квалификацию,   справки   о  среднем  заработке  за
последние  три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих
работу  и  не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа
об  образовании. В случае представления справки о среднем заработке за
последние  три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте,
органы  службы  занятости  осуществляют  перевод  иностранной валюты в
рубли   по  официальному  курсу,  установленному  на  день  увольнения
гражданина. (В  редакции  Закона  Государственного Собрания - Курултая
Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     При  невозможности  предоставления  органами  службы занятости
подходящей  работы  гражданам  в  течение  десяти  дней  со  дня их
регистрации   в   целях   поиска  подходящей  работы  эти  граждане
признаются   безработными  с  первого  дня  предъявления  указанных
документов.
     Решение  о  признании  инвалида  безработным  принимается органом
службы  занятости  в  соответствии  с  законодательством  о социальной
защите инвалидов. (В   редакции  Закона  Государственного  Собрания  -
Курултая Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     3. (Исключен   -   Закон  Государственного  Собрания  -  Курултая
Республики Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)
     4. Безработными не могут быть признаны граждане:
     не  достигшие  шестнадцатилетнего  возраста,  а  также  граждане,
которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия
по старости (по возрасту), за выслугу лет; (В      редакции     Закона
Государственного   Собрания   -   Курултая   Республики   Башкортостан
от 30.07.2002 г. N 354-З)
     отказавшиеся  в  течение  10 дней со дня их регистрации в органах
службы  занятости  в  целях поиска подходящей работы от двух вариантов
подходящей  работы,  включая  работы  временного  характера, а впервые
ищущие   работу   (ранее   не   работавшие),   не   имеющие  профессии
(специальности)  - в случае двух отказов от получения профессиональной
подготовки  или  от  предложенной  оплачиваемой работы, включая работу
временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же
работа  (профессиональная  подготовка  по  одной  и  той же профессии,
специальности)  дважды; (В редакции Закона Государственного Собрания -
Курултая Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     не  явившиеся  (без уважительных причин) в течение десяти дней
со  дня  их  регистрации  в целях поиска подходящей работы в органы
службы  занятости  для предложения им подходящей работы, а также не
явившиеся  в  срок,  установленный  органом службы занятости для их
регистрации в качестве безработных;
     осужденные  к  уголовному  наказанию  в виде ограничения свободы,
ареста  или  лишения  свободы;  (В  редакции  Закона  Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 19.03.99 г. N 222-з)
     представившие  документы,  содержащие заведомо ложные сведения об
отсутствии   работы   и   заработка,   а  также  представившие  другие
недостоверные  данные  для признания их безработными (Дополнен - Закон
Государственного   Собрания  -  Курултая  Республики  Башкортостан  от
11.04.2000 г. N 65-З)
     5.   Гражданин,   который  в  установленном  порядке  не  признан
безработным,  приобретает право на повторное обращение в органы службы
занятости для признания таковым через один месяц со дня отказа.     (В
редакции   Закона  Государственного  Собрания  -  Курултая  Республики
Башкортостан от 11.04.2000 г. N 65-З)

     Статья 4. Подходящая и неподходящая работа

     1.   Подходящей  считается  такая  работа,  в  том  числе  работа
временного    характера,    которая   соответствует   профессиональной
пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки,
условиям   последнего   места   работы  (за  исключением  оплачиваемых
общественных  работ),  состоянию  здоровья,  транспортной  доступности
рабочего места. (В   редакции   Закона   Государственного  Собрания  -
Курултая Республики Башкортостан от 19.03.99 г. N 222-з)
     2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства
безработного     определяется    соответствующим    местным    органом
государственной власти с учетом развития сети общественного транспорта
в данной местности. (В  редакции  Закона  Государственного  Собрания -
Курултая Республики Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)
     3.  Оплачиваемая  работа,  включая  работу временного характера,и
общественные  работы требующая или не требующая (с учетом возрастных и
иных  особенностей  граждан)  предварительной  подготовки,  отвечающая
требованиям   законодательства   о  труде,  считается  подходящей  для
следующих категорий граждан: (Дополнен    -   Закон   Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 11.04.2000 г. N 65-З)
     впервые  ищущих  работу,  не  имеющих  профессии  (специальности)
уволенных  более  одного раза в течение одного года, предшествовавшего
началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные
действия,   предусмотренные   законодательством,   ранее  занимавшихся
предпринимательской  деятельностью,  стремящихся  возобновить трудовую
деятельность  после  длительного (более одного года) перерыва, а также
направленных  органами  службы  занятости на обучение и отчисленных за
виновные действия; (Дополнен   -  Закон  Государственного  Собрания  -
Курултая Республики Башкортостан от 11.04.2000 г. N 65-З)
     Абзац(Исключен  -  Закон  Государственного  Собрания  -  Курултая
Республики Башкортостан от 11.04.2000 г. N 65-З)
     состоящих   на   учете   в   органах  службы  занятости  более
восемнадцати месяцев, а также более трех лет не работавших;
     обратившихся   в   органы  службы  занятости  после  окончания
сезонных работ;
     отказавшихся  повысить  (восстановить)  квалификацию по имеющейся
профессии  (специальности),  получить  смежную  профессию  или  пройти
переподготовку  после окончания первоначального (12-месячного) периода
безработицы;  (В  редакции Закона Государственного Собрания - Курултая
Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики
Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     4. Подходящей не может считаться работа, если:
     она   связана   с  переменой  места  жительства  без  согласия
гражданина;
     условия  труда  не  соответствуют  правилам и нормам по охране
труда.
     предлагаемый   заработок   ниже  среднего  заработка  гражданина,
исчисленного  за  последние  три  месяца  по  последнему месту работы.
Данное   положение  не  распространяется  на  граждан,  среднемесячный
заработок    которых    превышал    величину   прожиточного   минимума
трудоспособного  населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного
в  Республике  Башкортостан  в  установленном  порядке.  В этом случае
подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже
величины прожиточного минимума, исчисленного в Республике Башкортостан
в установленном порядке. (Дополнен - Закон Государственного Собрания -
Курултая Республики Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)
     5. (Исключен   -   Закон  Государственного  Собрания  -  Курултая
Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)

     Статья 5. Государственная политика в области
               содействия занятости населения

     1. Республика  Башкортостан  обеспечивает  проведение политики
содействия  реализации  прав  граждан  на  полную,  продуктивную  и
свободно избранную занятость.
     Проведение  единой  государственной  политики  по вопросам труда,
занятости  и  социальной защиты трудоспособного населения в Республике
Башкортостан   обеспечивают   органы  службы  занятости,  созданные  в
соответствии  с законодательством.  (В         редакции        Законов
Государственного   Собрания   -   Курултая   Республики   Башкортостан
от 19.03.99 г. N 222-з; от 08.11.2001 г. N 254-З)
     2. Государственная  политика Республики Башкортостан в области
содействия занятости населения направлена на:
     обеспечение  равных  возможностей  всем гражданам, проживающим
на    территории    Республики    Башкортостан,    независимо    от
национальности,     пола,    возраста,    социального    положения,
политических  убеждений  и  отношения к религии, в реализации права
на   труд  и  свободный  выбор  занятости  в  условиях,  отвечающих
требованиям безопасности и гигиены;
     поддержку  трудовой  и предпринимательской инициативы граждан,
осуществляемую   в   рамках   законности;  содействие  развитию  их
способностей к производительному и творческому труду;
     осуществление    профессионального   обучения   и   подготовки
работников   с   учетом   социальных   потребностей   и  их  личных
способностей;
     соблюдение  добровольности  труда,  свободного  волеизъявления
граждан в выборе вида занятости;
     обеспечение  социальной  защиты в области занятости населения,
проведение   социальных   мероприятий,  способствующих  обеспечению
занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
     сочетание   самостоятельности   местных  органов  государственной
власти  и  органов  местного  самоуправления  в  обеспечении занятости
населения  с согласованностью действий при проведении централизованных
мероприятий в решении важнейших проблем в этой области; (В    редакции
Закона  Государственного  Собрания  - Курултая Республики Башкортостан
от 08.11.2001 г. N 254-З)
     координацию  деятельности  в области занятости с деятельностью
по   другим   направлениям  экономической  и  социальной  политики,
включая    социальное    обеспечение,    регулирование    роста   и
распределения доходов, предупреждение инфляции;
     поощрение   работодателей,   создающих  новые  рабочие  места,
прежде  всего  для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы;
     координацию      деятельности     государственных     органов,
профессиональных   союзов,   их  организаций,  ассоциаций  (союзов)
работодателей  в  разработке,  реализации и контроле за выполнением
мер по обеспечению занятости населения;
     международное   сотрудничество  в  решении  проблем  занятости
населения,  включая  вопросы,  связанные  с  трудовой деятельностью
граждан  Республики Башкортостан за пределами территории Российской
Федерации   и   иностранных   граждан   на   территории  Республики
Башкортостан.

     Статья  6.  Законодательство  Республики Башкортостан о занятости
населения  (В  редакции  Закона  Государственного  Собрания - Курултая
Республики Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)
     Законодательство  Республики  Башкортостан  о занятости населения
основывается  на  соответствующих  положениях  Конституции  Российской
Федерации,  Конституции  Республики  Башкортостан,  Закона  Российской
Федерации  "О занятости населения в Российской Федерации" и состоит из
настоящего  Закона  и  иных  нормативных  правовых актов, регулирующих
отношения в сфере занятости населения.

     Статья  7.  Полномочия органов государственной власти Республики
Башкортостан  и  органов  местного  самоуправления  в  сфере занятости
населения (В  редакции  Закона  Государственного  Собрания  - Курултая
Республики Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)
     1.   К  полномочиям  органов  государственной  власти  Республики
Башкортостан в сфере занятости населения относятся:
     разработка   и  реализация  государственной  политики  содействия
занятости  населения  Республики  Башкортостан  с учетом национальных,
хозяйственных, исторических и культурных особенностей и традиций;
     разработка,   утверждение  и  осуществление  программ  содействия
занятости населения Республики Башкортостан;
     координация деятельности органов исполнительной власти Республики
Башкортостан,    органов   службы   занятости   и   органов   местного
самоуправления,  общественных  объединений, профсоюзов и работодателей
по вопросам занятости населения;
     разработка  и  реализация  мероприятий по сохранению существующих
рабочих  мест  и  созданию новых рабочих мест, организация временных и
общественных работ.
     2.    Решениями    органов    местного    самоуправления    могут
предусматриваться иные, не противоречащие законодательству о занятости
населения меры, усиливающие социальную защищенность граждан.

               II. ПРАВА ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

     Статья 8. Право граждан на выбор места работы

     1.  Граждане  имеют  право  на  выбор  места работы путем прямого
обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов
службы  занятости,  или  с  помощью других организаций по содействию в
трудоустройстве населения. (В    редакции    Закона   Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     2. Решение  о  приеме  на  работу оформляется путем заключения
трудового  договора,  контракта  между работодателем и гражданином,
принимаемым на работу.
     Порядок  и  условия  заключения трудовых договоров, контрактов
при трудоустройстве регулируются законодательством о труде.

     Статья 9. Право граждан на консультацию,
               профессиональную ориентацию,
               профессиональную подготовку, переподготовку,
               повышение  квалификации и получение
               информации в органах службы занятости

     1. Граждане   имеют   право   на   бесплатную  консультацию  и
бесплатное  получение информации в органах службы занятости с целью
выбора   работы,   режима   труда,   возможности  профессионального
обучения.
     Несовершеннолетние  в возрасте от четырнадцати до восемнадцати
лет  также имеют право на бесплатное получение информации в органах
службы  занятости  в целях выбора профессии и возможности получения
профессионального обучения.
     2. Безработные   граждане  также  имеют  право  на  бесплатную
профессиональную     ориентацию,    профессиональную    подготовку,
переподготовку  и  повышение  квалификации  по  направлению органов
службы занятости.

      Статья 10. Право граждан  на профессиональную деятельность
                 за пределами территории Российской Федерации
                 и Республики Башкортостан

     Граждане,  проживающие  на территории Республики Башкортостан,
имеют  право  на  самостоятельный поиск работы и трудоустройство за
пределами    территории    Российской    Федерации   и   Республики
Башкортостан.

     Статья 11. Право граждан на обжалование действий
                органов службы занятости и их должностных лиц

     Граждане  вправе  обжаловать решения, действия или бездействие
органов  службы  занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган
службы   занятости,   а   также  в  суд  в  порядке,  установленном
законодательством.

                  III. ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВА
                        В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

     Статья 12. Гарантии государства в реализации
                права граждан на труд

     1. Государство    гарантирует    гражданам,   проживающим   на
территории Республики Башкортостан:
     свободу  выбора вида занятости, в том числе работу с различным
режимом труда;
     охрану  труда,  правовую  защиту от необоснованного увольнения
или  необоснованного  отказа  в  приеме  на работу в соответствии с
законодательством о труде;
     бесплатное   содействие   в   подборе   подходящей   работы  и
трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
     (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики
Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     2. Государство гарантирует безработным гражданам:
     бесплатную профессиональную ориентацию;
     профессиональную подготовку;
     повышение   квалификации   и   переподготовку  по  направлению
органов службы занятости;
     обеспечение социальной поддержки;
     компенсацию   в   соответствии  с  действующим  законодательством
материальных  затрат  в  связи  с направлением на работу (обучение); в
другую местность по предложению органов службы занятости; (В  редакции
Закона  Государственного  Собрания  - Курултая Республики Башкортостан
от 30.07.2002 г. N 354-З)
     бесплатное   медицинское  освидетельствование  при  приеме  на
работу и направлении на обучение;
     возможность  заключения  срочных трудовых договоров на участие
в   оплачиваемых   общественных   работах,  организуемых  с  учетом
возрастных и иных особенностей граждан.

     Статья 13. Дополнительные гарантии занятости
                для отдельных категорий населения

     1. Государство     обеспечивает     дополнительные    гарантии
гражданам,  особо  нуждающимся в социальной защите * и испытывающим
трудности  в  поиске  работы, путем создания дополнительных рабочих
мест  и  специализированных  организаций  (включая  организации для
труда   инвалидов),  установлением  квоты  для  приема  на  работу,
организацией обучения по специальным программам и другими мерами.
     2.  Квота  для  приема  на  работу  инвалидов  устанавливается  в
соответствии  с  законодательством  о  социальной защите инвалидов. (В
редакции   Закона  Государственного  Собрания  -  Курултая  Республики
Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     3.   (Исключен  -  Закон  Государственного  Собрания  -  Курултая
Республики Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)
     4. Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением
численности  или  штата  работников,  в  соответствии  с  заключенными
коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения
сохранение  очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по
прежнему  месту  работы,  а  также  возможность пользоваться лечебными
учреждениями  и детскими дошкольными учреждениями (их детям) на равных
условиях  с  гражданами, работающими в данной организации. (Исключен -
Закон  Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от
30.07.2002 г. N 354-З) (В  редакции Закона Государственного Собрания -
Курултая Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     5. Жены  (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной
службы,  при  прочих  равных  условиях имеют преимущественное право
поступления  на работу на государственные и муниципальные унитарные
предприятия.
     __________________
     *
     Молодежь,     выпускники    общеобразовательных    учреждений,
учреждений       начального       профессионального,       среднего
профессионального    и   высшего   профессионального   образования;
граждане,  уволенные  с военной службы и члены их семей; одинокие и
многодетные   родители,   воспитывающие  несовершеннолетних  детей;
женщины,      воспитывающие     детей     дошкольного     возраста,
детей-инвалидов;  лица  предпенсионного  возраста;  инвалиды; лица,
продолжительное   время   не  имеющие  работы;  сироты,  выпускники
детских  домов,  дети,  оставшиеся  без  попечения родителей; лица,
освобожденные    из    учреждений,    исполняющих   наказание   или
осуществляющих  принудительное  лечение  по  решению суда; беженцы,
вынужденные переселенцы; беременные женщины.

         IV. РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
                        ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

     Статья 14. Регулирование занятости населения

     В  целях  содействия полной, продуктивной и свободно избранной
занятости населения государство предусматривает:
     осуществление   мер   финансово-кредитной,   инвестиционной  и
налоговой   политики,   направленных   на  рациональное  размещение
производительных  сил,  повышение  мобильности  трудовых  ресурсов,
создание  новых  технологий,  поощрение  применения  гибких режимов
труда,   повышение   престижности   сферы   услуг   и  других  мер,
способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
     правовое   регулирование   в   области   занятости  на  основе
соблюдения  законных  прав  и  интересов  граждан и соответствующих
государственных      гарантий,     дальнейшее     совершенствование
законодательства о занятости населения и труде.
     (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики
Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)

     Статья 15. Статистическая отчетность о занятости населения

     С  целью  объективной оценки состояния рынка труда и положения
в   области   занятости   населения   в   Республике   Башкортостан
устанавливается государственная статистическая отчетность.
     Органы  службы  занятости обмениваются на безвозмездной основе
с   органами   государственной   статистики,  налоговыми  органами,
органами    миграционной   службы   и   другими   заинтересованными
государственными  органами  отчетной  документацией  и  сведениями,
необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.

     Статья   16.  Республиканские,  районные  и  городские  программы
занятости  населения  (В  редакции  Закона Государственного Собрания -
Курултая Республики Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)
     В   Республике   Башкортостан   разрабатываются  республиканские,
районные  и  городские  программы  содействия  занятости  населения  в
соответствии с законодательством о занятости населения.

     Статья 17. Территории приоритетного развития

     Кабинет    Министров    Республики   Башкортостан   определяет
территории,    где   развитие   рабочих   мест   особо   поощряется
государством.  Такие  территории  (прежде всего трудоизбыточные) на
определенный  период  приобретают  статус  территорий приоритетного
развития,   утверждаемый   Государственным   Собранием   Республики
Башкортостан.
     Работодателям,  создающим  на  указанных  территориях  рабочие
места,  объекты  социальной  инфраструктуры, предоставляются льготы
по  налогообложению  прибыли, иная финансовая помощь в порядке и на
условиях, определяемых законодательством.

     Статья 18. Привлечение  и использование на территории
                Республики Башкортостан  иностранной
                рабочей силы

     Привлечение   и   использование   на   территории   Республики
Башкортостан  иностранной  рабочей  силы  осуществляется в порядке,
определяемом  законодательством  Российской  Федерации, действующим
на территории Республики Башкортостан.

     Статья 19. (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая
Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)

     Статья 20. Координационные комитеты содействия
                занятости населения

     С  целью  выработки  согласованных  решений  по  определению и
осуществлению  политики  занятости  населения  на республиканском и
местном   уровнях  создаются  координационные  комитеты  содействия
занятости   населения  из  представителей,  рекомендуемых  органами
исполнительной   власти,  профессиональными  союзами,  ассоциациями
(союзами)  работодателей, органами службы занятости и общественными
организациями,  представляющими интересы граждан, особо нуждающихся
в социальной защите.
     Организация    и   порядок   работы   комитетов   определяются
представленными в комитетах сторонами.

     Статья 21. Участие профсоюзов и иных представительных
                органов работников в содействии
                занятости населения

     1. Профессиональные    союзы    и    их    объединения,   иные
представительные  органы работников вправе участвовать в разработке
государственной политики занятости населения.
     2. Профессиональные    союзы    и    их    объединения,   иные
представительные органы работников имеют право:
     вносить  в  Кабинет  Министров  Республики  Башкортостан, местные
органы   государственной   власти,   органы   местного  самоуправления
предложения  о перенесении сроков или временном прекращении реализации
мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;        (В
редакции   Закона  Государственного  Собрания  -  Курултая  Республики
Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)
     содействовать   защите   социальных   гарантий   трудящихся  в
вопросах   обеспечения   занятости   населения,  приема  на  работу
(службу),   увольнения,   предоставления   льгот  и  компенсаций  в
соответствии с законодательством.
     3. Массовое     высвобождение    работников,    связанное    с
рационализацией    производства,   совершенствованием   организации
труда,    ликвидацией,    перепрофилированием    организации,    ее
структурных   подразделений,  полной  или  частичной  приостановкой
производства  по  инициативе работодателя может осуществляться лишь
при   условии   предварительного  (не  менее  чем  за  три  месяца)
письменного  уведомления соответствующих профсоюзных органов и иных
представительных органов работников.
     4. Органы  исполнительной  власти,  работодатели  проводят  по
предложению   профессиональных   союзов   и  иных  представительных
органов  работников  взаимные  консультации  по проблемам занятости
населения.  По  итогам  консультаций  могут заключаться соглашения,
предусматривающие    мероприятия,    направленные   на   содействие
занятости населения.
     5. Профессиональные   союзы  и  иные  представительные  органы
работников   вправе   требовать   от   работодателя   включения   в
коллективный   договор  конкретных  мер  по  обеспечению  занятости
населения.
     6. Предложения  профессиональных союзов и их объединений, иных
представительных    органов   работников   в   связи   с   массовым
высвобождением  работников,  направленные  в соответствующие органы
власти  и  работодателям,  подлежат  рассмотрению  в  установленном
порядке.

     Статья 22. (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая
Республики Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)

     Статья 23. Профессиональная подготовка, повышение
                квалификации и переподготовка граждан

     1. Профессиональная   подготовка,   повышение  квалификации  и
переподготовка   безработных   граждан   могут   осуществляться  по
направлению органов службы занятости в случаях, если:
     невозможно  подобрать  подходящую  работу  из-за  отсутствия у
гражданина необходимой профессиональной квалификации;
     необходимо  изменить  профессию (специальность, род занятий) в
связи  с  отсутствием  работы,  отвечающей  имеющимся  у гражданина
профессиональным навыкам;
     гражданином   утрачена  способность  к  выполнению  работы  по
прежней профессии (специальности).
     2. Профессиональная   подготовка,   повышение  квалификации  и
переподготовка  таких  граждан  осуществляются  в  учебных  центрах
органов   службы   занятости   или   иных   учебных   заведениях  в
соответствии   с   заключаемыми   с   органами   службы   занятости
договорами.
     3.   Право   в   приоритетном   порядке  пройти  профессиональную
подготовку,  повышение квалификации и переподготовку имеют безработные
инвалиды,  безработные  граждане  по  истечении шестимесячного периода
безработицы   граждане,  уволенные  с  военной  службы,  жены  (мужья)
военнослужащих  и  граждан,  уволенных  с  военной  службы, выпускники
общеобразовательных  учреждений,  а  также  граждане,  впервые  ищущие
работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности). (В
редакции   Закона  Государственного  Собрания  -  Курултая  Республики
Башкортостан от 11.04.2000 г. N 65-З)
     4. Органы  образования  по  запросу  органов  службы занятости
представляют  им  информацию  о  профессионально - квалификационной
структуре   выпуска   и   численности  выпускников,  нуждающихся  в
трудоустройстве.
     5.   (Исключен  -  Закон  Государственного  Собрания  -  Курултая
Республики Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)

     Статья 24. Организация общественных работ

     1.   Местные   органы  государственной  власти,  органы  местного
самоуправления  по  предложению и при участии органов службы занятости
организуют   в   целях   обеспечения   временной  занятости  населения
проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся
в их собственности, и по договорам - в других организациях.         (В
редакции   Закона  Государственного  Собрания  -  Курултая  Республики
Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)
     Под  общественными  работами  понимается  общедоступная  трудовая
деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая
в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
(Дополнен  -  Закон  Государственного  Собрания  - Курултая Республики
Башкортостан от 11.04.2000 г. N 65-З)
     К  общественным  работам  не  относится деятельность, связанная с
необходимостью   срочной   ликвидации  последствий  аварий,  стихийных
бедствий,   катастроф  и  других  чрезвычайных  ситуаций  и  требующая
специальной  подготовки  работников,  а  также  их квалифицированных и
ответственных   действий   в   кратчайшие  сроки.  (Дополнен  -  Закон
Государственного   Собрания  -  Курултая  Республики  Башкортостан  от
11.04.2000 г. N 65-З)
     2.  С  лицами,  желающими  участвовать  в  общественных  работах,
заключается    срочный    трудовой    договор    (Исключен   -   Закон
Государственного   Собрания  -  Курултая  Республики  Башкортостан  от
11.04.2000  г.  N  65-З). Преимущественным правом на заключение такого
договора  пользуются  безработные  граждане,  не получающие пособие по
безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы
занятости  свыше шести месяцев. Граждане, зарегистрированные в органах
службы занятости, также имеют право на участие в общественных работах.
     Участие  граждан  в  общественных работах допускается только с их
согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние
здоровья,   возрастные,   профессиональные   и  другие  индивидуальные
особенности  граждан. Срочный трудовой договор об участии гражданина в
общественных  работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве
на постоянную или временную работу. (Дополнен - Закон Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 11.04.2000 г. N 65-З)
     3.   Оплата  труда  граждан,  занятых  на  общественных  работах,
производится в соответствии с законодательством.
     В  период  участия  безработных граждан в общественных работах за
ними  сохраняется  право  на  получение  пособия по безработице (кроме
граждан,  участвующих  в  общественных  работах и указанных в пункте 3
статьи  4  настоящего  Закона).  (В  редакции  Закона Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     4.  На граждан, занятых на общественных работах, распространяется
законодательство  о труде и социальном страховании. (В редакции Закона
Государственного   Собрания  -  Курултая  Республики  Башкортостан  от
30.07.2002 г. N 354-З)
     5. Финансирование общественных работ производится за счет средств
организаций,  в  которых  организуются  эти  работы, и привлечения при
необходимости  средств  соответствующего  бюджета.  (Дополнен  - Закон
Государственного   Собрания  -  Курултая  Республики  Башкортостан  от
30.07.2002 г. N 354-З)
     6.  Положение  об  организации  общественных  работ  утверждается
законодательством    Российской    Федерации.    (Дополнен   -   Закон
Государственного   Собрания  -  Курултая  Республики  Башкортостан  от
30.07.2002 г. N 354-З)

           V. (Исключен - Закон Государственного Собрания -
      Курултая Республики Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)

              VI. УЧАСТИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
                        ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

     Статья  28.  Содействие  работодателей  в  обеспечении  занятости
населения (В  редакции  Закона  Государственного  Собрания  - Курултая
Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)

     1.  Работодатели  содействуют проведению государственной политики
занятости населения на основе: (В   редакции  Закона  Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     соблюдения   условий   договоров,   контрактов,   регулирующих
трудовые отношения в соответствии с законодательством;
     реализации  мер,  предусмотренных законодательством о труде, в
коллективных  договорах  (других соглашениях), по защите трудящихся
в случае приостановки производства или высвобождения работников;
     оказания   содействия   в   трудоустройстве,  профессиональной
подготовке  и  предоставления сверх установленной законодательством
дополнительной  материальной  помощи  высвобождаемым  работникам за
счет средств организаций и других работодателей;
     создания     условий    для    профессиональной    подготовки,
переподготовки  и повышения квалификации работающих. При исчислении
налогооблагаемой   прибыли  сумма  балансовой  прибыли  организаций
уменьшается  на  сумму  средств,  затраченных работодателями на эти
цели;
     соблюдения  установленной  квоты  для трудоустройства граждан,
особо нуждающихся в социальной защите;
     разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение
и  рациональное использование профессионального потенциала работников,
их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы.        (В
редакции   Закона  Государственного  Собрания  -  Курултая  Республики
Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     2.  Работодатели  своевременно,  не  менее чем за три месяца, и в
полном  объеме  представляют  органам  службы занятости и профсоюзному
органу  или  иному  представительному  органу  работников информацию о
возможных   массовых   увольнениях   работников,  числе  и  категориях
работников,  которых они могут коснуться, сроке, в течение которого их
намечено осуществить, и несут ответственность в установленном порядке.
(В  редакции  Закона  Государственного  Собрания - Курултая Республики
Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     3.  Работодатели  возмещают  затраты органов службы занятости по
созданию   специальных   рабочих  мест,  профессиональной  подготовке,
повышению  квалификации  и  переподготовке  в связи с трудоустройством
работников, получивших профессиональное заболевание или инвалидность в
данной организации, в соответствии с законодательством. (В    редакции
Закона  Государственного  Собрания  - Курултая Республики Башкортостан
от 08.11.2001 г. N 254-З)
     4.  В  случае  отказа  в приеме на работу без уважительных причин
ранее  заявленных выпускников учреждений начального профессионального,
среднего  профессионального  и  высшего  профессионального образования
организации  производят  целевые финансовые отчисления в органы службы
занятости  в  соответствии  с  законодательством.   (В        редакции
Законов  Государственного  Собрания - Курултая Республики Башкортостан
от 08.11.2001 г. N 254-З; от 30.07.2002 г. N 354-З)
     (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики
Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)

     __________________
     * На период по 31 декабря 1998 года для граждан, уволенных:
     за  однократное  грубое или систематическое нарушение трудовых
обязанностей  размер  стипендии  не  может  превышать  минимального
размера оплаты труда;
     по   собственному  желанию  или  по  соглашению  сторон  размер
стипендии не может превышать двух минимальных размеров оплаты труда.
(В  редакции  Закона Государственного Собрания - Курултая Республики
Башкортостан от 13.07.98 г. N 168-З)


     В  случае  невыполнения  или  невозможности  выполнения квоты для
приема  на  работу  граждан,  особо  нуждающихся  в социальной защите,
отказа  в  приеме  на  работу указанных категорий граждан работодатели
производят  целевые  отчисления  в  Фонд  занятости  в размере средней
годовой  заработной платы, сложившейся в организации. Порядок внесения
и   размеры   данной   обязательной  платы  устанавливаются  Кабинетом
Министров  Республики Башкортостан (В редакции Закона Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 11.04.2000 г. N 65-З)
     5.  При приеме на работу гражданина, направленного органом службы
занятости,  работодатель  в  пятидневный срок возвращает направление в
орган службы занятости с указанием дня приема гражданина на работу. (В
редакции   Закона  Государственного  Собрания  -  Курултая  Республики
Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     В  случае  отказа в приеме на работу гражданина, направленного
органом   службы   занятости,  работодатель  делает  в  направлении
отметку  о дне явки гражданина, причине отказа в приеме на работу и
возвращает направление гражданину.
     6.  Работодатели  обязаны  ежемесячно представлять органам службы
занятости:
     сведения  о  применении в отношении данной организации процедур о
несостоятельности  (банкротстве),  а также информацию, необходимую для
осуществления   деятельности   по   профессиональной   реабилитации  и
содействию занятости инвалидов;
     информацию   о   наличии  вакантных  рабочих  мест  (должностей),
выполнении  квоты  для  приема на работу инвалидов. (В редакции Закона
Государственного   Собрания  -  Курултая  Республики  Башкортостан  от
30.07.2002 г. N 354-З)
     7. (Исключен   -   Закон  Государственного  Собрания  -  Курултая
Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)
     8. (Исключен   -   Закон  Государственного  Собрания  -  Курултая
Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)

     Статья 29. Права работодателей

     1. Работодатель  имеет  право  принимать  на  работу  граждан,
непосредственно   обратившихся  к  нему,  на  равных  основаниях  с
гражданами, имеющими направление органов службы занятости.
     2.  Работодатели,  создающие  дополнительные  рабочие  места  для
граждан,  особо  нуждающихся  в социальной защите, сверхустановленного
минимального  количества,  имеют  право на возмещение связанных с этим
расходов   в  виде  дополнительных  налоговых  льгот  и  другие  формы
компенсации. (В  редакции  Закона Государственного Собрания - Курултая
Республики Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)
     3. Работодатели   имеют   право  получать  от  органов  службы
занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.
     4.  При необходимости органы службы занятости могут полностью или
частично  компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение
граждан,   высвобождаемых  из  организаций,  в  целях  обеспечения  их
занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан,
высвобожденных    из    других   организаций.   (В   редакции   Закона
Государственного   Собрания  -  Курултая  Республики  Башкортостан  от
30.07.2002 г. N 354-З)
     5. Работодатель  имеет право обжаловать действие органа службы
занятости   в   вышестоящий  орган  занятости,  а  также  в  суд  в
установленном законом порядке.

              VII. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

     Статья 30. Гарантии материальной и социальной поддержки

     1. Работникам,  высвобождаемым  из  организаций  в  связи с их
ликвидацией,  сокращением  численности  или  штата, предоставляются
льготы и компенсации в соответствии с законодательством о труде.
     При    отсутствии   у   ликвидируемых   организаций   средств,
предназначенных  для расчетов с высвобождаемыми гражданами, выплата
компенсаций  производится  в  порядке  и на условиях, установленных
законодательством.
     2. Государство гарантирует безработным гражданам:
     выплату  пособия  по  безработице  в том числе в период временной
нетрудоспособности безработного; (В  редакции  Закона Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 11.04.2000 г. N 65-З)
     выплату   стипендии   в   период   профессиональной   подготовки,
переподготовки  или  повышения  квалификации  по  направлению  органов
службы занятости в том числе в период временной нетрудоспособности; (В
редакции   Закона  Государственного  Собрания  -  Курултая  Республики
Башкортостан от 11.04.2000 г. N 65-З)
     возможность   участия  в  оплачиваемых  общественных  работах;
компенсацию  затрат  в  связи  с  добровольным  переездом  в другую
местность   для   трудоустройства   по  предложению  органа  службы
занятости;
     оплату   в   размере  причитающегося  пособия  по  безработице  (
стипендии)   за   счет   средств  Фонда  занятости  периода  временной
нетрудоспособности  гражданам, потерявшим работу и заработок в течение
двенадцати   месяцев,   предшествовавших   официальному  признанию  их
безработными. (В  редакции Закона Государственного Собрания - Курултая
Республики Башкортостан от 19.03.99 г. N 222-з)
     Условия,  размеры, порядок и сроки выплаты пособия по безработице
и   стипендий   определяются   законодательством.  (Дополнен  -  Закон
Государственного   Собрания  -  Курултая  Республики  Башкортостан  от
08.11.2001 г. N 254-З)
     3. Время,   в   течение  которого  гражданин  в  установленном
законом   порядке   получает  стипендию,  пособие  по  безработице,
принимает  участие  в  оплачиваемых  общественных  работах;  время,
необходимое  для  переезда по направлению органа службы занятости в
другую  местность  и  трудоустройства,  а  также  периоды временной
нетрудоспособности,  отпуска  по  беременности  и родам, призыва на
военные  сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой
к  военной  службе,  исполнением  государственных  обязанностей, не
прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.
     4. Все  виды  пособий  и  других  выплат  безработным подлежат
индексации в установленном законом порядке.

     Статьи   31-36(Исключены  -  Закон  Государственного  Собрания  -
Курултая Республики Башкортостан от 08.11.2001 г. N 254-З)

     Статья 37. Материальная и иная помощь

     1. Безработным  гражданам,  утратившим  право  на  пособие  по
безработице  в  связи с истечением установленного законодательством
периода  его  выплаты,  а  также  лицам,  находящимся на содержании
безработного,  органами службы занятости может оказываться в период
их  безработицы  материальная  и  иная  помощь,  включая дотации за
пользование     детскими    дошкольными    учреждениями,    жильем,
коммунальными    услугами,   общественным   транспортом,   услугами
здравоохранения и общественного питания.
     К  лицам,  находящимся  на  содержании безработного, относятся
лица,  не  достигшие  восемнадцати лет (учащиеся - двадцати четырех
лет),  проживающие  на средства безработного гражданина, не имеющие
самостоятельных источников дохода и являющиеся членами его семьи.
     К  лицам, находящимся на содержании безработного, не относятся
лица:
     получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице;
     находящиеся    на    государственном    содержании   (учащиеся
профессионально-технических  училищ,  воспитанники  детских домов и
домов ребенка);
     учащиеся    специальных    школ    и   дети,   находящиеся   в
домах-интернатах,  за  содержание  которых  с опекунов не взимается
плата,  а  также  в  интернатах при школах с полным государственным
обеспечением.
     2. При  необходимости  органы службы занятости могут оказывать
материальную     помощь     гражданам,    направленным    ими    на
профессиональную    подготовку,    повышение    квалификации    или
переподготовку.

     Статья 38. Добровольное страхование на случай
                потери работы

     Граждане  могут заключать со страховыми организациями договоры
добровольного   страхования   на  случай  потери  работы.  Порядок,
периодичность      и      условия      страхования     определяются
законодательством.

             VIII. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ НАСТОЯЩЕГО
                 ЗАКОНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО
                             НАРУШЕНИЕ

     Статья 39. Органы, осуществляющие контроль
                за исполнением настоящего Закона

     Контроль   за  исполнением  настоящего  Закона  осуществляется
уполномоченными  на  то  государственными органами в соответствии с
законами и иными нормативными правовыми актами.

     Статья 40. Ответственность за нарушение
                настоящего Закона

     Ответственность  за  нарушение  настоящего  Закона наступает в
соответствии   с   законодательством,   действующим  на  территории
Республики Башкортостан.

     Статья 41. (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая
Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)

     Статья 42. (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая
Республики Башкортостан от 30.07.2002 г. N 354-З)

     Председатель
     Верховного Совета Башкирской ССР       М.РАХИМОВ

Уфа, 1 апреля 1993 года
N ВС-17/36

Информация по документу
Читайте также