Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29.03.2011 № 90
Документ имеет не последнюю редакцию.
РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 марта 2011 г. N 90 О республиканской целевой программе "Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011-2014 годы" Правительство Республики Марий Эл п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011-2014 годы" (далее - Программа). 2. Финансирование Программы начиная с 2012 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл, министра здравоохранения Республики Марий Эл Шишкина В.В. Глава Правительства Республики Марий Эл Л.Маркелов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2011 г. N 90 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2014 ГОДЫ" ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2014 ГОДЫ" Наименование республиканская целевая программа Программы "Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011-2014 годы" (далее - Программа) Основание для Закон Российской Федерации от разработки 10 июля 1992 года N 3266-1 Программы "Об образовании"; поручение Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 9 сентября 2010 г. Пр-2663; Закон Республики Марий Эл от 9 апреля 2001 года N 9-З "О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл"; постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл"; распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 10 декабря 2010 г. N 779-р "О создании рабочей группы по разработке республиканской целевой программы "Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011-2014 годы" Государственный Министерство образования и науки заказчик Программы Республики Марий Эл Основные Министерство образования и науки разработчики Республики Марий Эл (далее - Минобрнауки Программы Республики Марий Эл); Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее - Минэкономразвития Республики Марий Эл); Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Минпромтранс Республики Марий Эл); Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл (далее - Минсельхоз Республики Марий Эл); Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее - Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл); Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Минлесхоз Республики Марий Эл); Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл (далее - ДГСЗН Республики Марий Эл) Основные цели создание эффективной системы Программы, профессионального образования как ресурса важнейшие целевые социально-экономического развития показатели Республики Марий Эл; обеспечение качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития республики. Основные целевые показатели: доля лиц, принятых на обучение по программам начального и среднего профессионального образования по востребованным профессиям/специальностям республиканского рынка труда; доля учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно- общественный характер управления учреждением профессионального образования; доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях профессионального образования; доля обучающихся 10-11(12) классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки; доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение по программам начального и среднего профессионального образования; доля выпускников очной формы обучения учреждений профессионального образования, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска; доля лиц, обучающихся по программам профессионального образования, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию; доля выпускников учреждений профессионального образования, прошедших сертификационные процедуры; доля подведомственных учреждений профессионального образования, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования; доля учреждений профессионального образования, в которых введена новая система оплаты труда; доля преподавателей учреждений профессионального образования, прошедших повышение квалификации по модульно-накопительной системе Основные формирование эффективной территориально- задачи отраслевой организации ресурсов системы Программы профессионального образования; развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений по обеспечению квалифицированными кадрами республиканского рынка труда; повышение привлекательности программ профессионального образования за счет качества образовательных услуг, формирования комплексной системы профессиональной ориентации молодежи, создания условий для получения дополнительных квалификаций обучающимися параллельно с освоением основной образовательной программы; развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг; создание республиканского сегмента системы независимой оценки качества профессионального образования при ведущей роли объединений работодателей; повышение эффективности деятельности образовательных учреждений путем внедрения и совершенствования новых финансово- экономических механизмов; совершенствование системы профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных учреждений профессионального образования Сроки 2011-2014 годы реализации Программы Перечень основных формирование эффективной территориально- мероприятий отраслевой организации ресурсов системы Программы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда; повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда; модернизация республиканской государственно- общественной системы оценки качества профессионального образования; внедрение новых финансово-экономических механизмов в республиканскую систему профессионального образования; развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования Исполнители Минобрнауки Республики Марий Эл; основных Минэкономразвития Республики Марий Эл; мероприятий Минпромтранс Республики Марий Эл; Программы Минсельхоз Республики Марий Эл; Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл; Минлесхоз Республики Марий Эл; ДГСЗН Республики Марий Эл Объемы и источники общий объем финансирования Программы за финансирования счет средств республиканского бюджета Программы Республики Марий Эл составляет 60 000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 0 2012 год - 16 802 тыс. рублей 2013 год - 20 115 тыс. рублей 2014 год - 23 083 тыс. рублей Система организации управление реализацией Программы и управления и контроль за ходом ее выполнения контроля за осуществляет Минобрнауки Республики исполнением Марий Эл в соответствии с постановлением Программы Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл" Ожидаемые конечные социальная и бюджетная эффективность результаты Программы определяется достижением реализации сбалансированности спроса и предложения Программы рабочей силы на рынке труда, снижением риска невостребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда, повышением качества их подготовки в соответствии с потребностями инновационной экономики 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Инновационный путь развития страны предполагает опережающую модернизацию образования в условиях системных изменений в экономике и обществе. Направления модернизации всех отраслей экономики и социальной сферы Республики Марий Эл определены в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл. Основными отраслями экономики, которые формируют валовой региональный продукт, являются промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт, связь и строительство. До 2014 года в сфере промышленности запланирована реализация 70 инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению, что позволит создать в 2011-2014 годах более 4 тыс. новых рабочих мест. Приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса республики являются мясное и молочное производство, птицеводческая отрасль. В отрасли функционируют 159 сельскохозяйственных предприятий, 34 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, 1 965 крестьянских (фермерских) хозяйств. К 2014 году предполагается создание более тысячи новых рабочих мест в агропромышленном комплексе республики. Ведущими стратегическими приоритетами социально-экономического развития республики до 2014 года являются проекты по производству пищевых продуктов и сельскохозяйственной продукции, строительных материалов и нефтепродуктов. Реализация мероприятий по модернизации реального сектора экономики и социальной сферы в 2011-2014 годах позволит создать более 12 тыс. новых рабочих мест. В связи с реализацией инвестиционных проектов прогнозируется постоянное увеличение потребности в высококвалифицированных кадрах для машиностроительной отрасли, агропромышленного комплекса, строительства и других сфер экономики Республики Марий Эл. Анализ имеющихся данных и опросы работодателей показывают, что непринятие мер по существенному повышению качества и привлекательности профессионального образования может привести к тому, что средний возраст высококвалифицированных рабочих в ближайшие годы будет близок к пенсионному. В свою очередь снижение качества рабочей силы в организациях реального сектора экономики может стать фактором риска, сдерживающим развитие производительных сил республики. Изменения в технологии, системе трудовых отношений обуславливают постоянный рост профессионально-квалификационных требований к работникам со стороны работодателей. С внедрением новых технологий повышаются требования не только к уровню профессиональных, но и социальных, личностных компетенций выпускников учреждений профессионального образования. Настоящая Программа направлена на внедрение новых механизмов подготовки кадров в ситуации качественно нового уровня социально- экономического развития Республики Марий Эл, в том числе создание эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов профессионального образования, внедрение сетевых форм взаимодействия образовательных учреждений всех уровней, повышение привлекательности программ профессионального образования, создание механизмов независимой оценки качества профессионального образования, внедрение новых финансово-экономических механизмов в систему профессионального образования. В течение первого десятилетия XXI века в профессиональном образовании республики реализовано 8 программ и проектов, в числе которых наиболее значимыми являются: Программа реструктуризации системы начального профессионального образования (2005-2007 годы); проект "Оптимизация региональной системы профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда", реализованный в рамках проекта "Развитие системы образования" под руководством Национального фонда подготовки кадров (2006 год); Комплекс межведомственных мероприятий по обеспечению экономики Республики Марий Эл квалифицированными кадрами рабочих и специалистов на период до 2010 года; республиканская целевая программа "Рабочие кадры Республики Марий Эл на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 июля 2008 г. N 205. Реализация программно- целевого метода управления обусловила ряд позитивных тенденций в развитии системы профессионального образования Республики Марий Эл. Оптимизирована сеть учреждений профессионального образования, в республике функционируют: 5 учреждений начального, 25 среднего, 3 высшего профессионального образования; 6 филиалов вузов; 55 образовательных организаций. В учреждениях профессионального образования реализуются 92 программы начального, 74 среднего, 108 высшего профессионального образования, более 200 программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Меняется структура распределения бюджетных мест в учреждениях среднего и высшего профессионального образования в пользу приоритетных для социально-экономического развития специальностей. Так, контрольные цифры приема в 2010 году снизились по направлениям гуманитарного и экономического профиля на 30 процентов, в то же время сохранились объемы подготовки по востребованным экономикой республики направлениям. Разработана и внедрена новая модель многоуровневого и многопрофильного образовательного учреждения. В настоящее время 63 процента учреждений профессионального образования реализуют программы профессиональной подготовки, начального профессионального, среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. В структуру университетских комплексов входят колледжи, реализующие программы начального и среднего профессионального образования. В 2009 году государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" выиграло конкурс на участие в федеральном эксперименте по разработке программы прикладного бакалавриата по специальности "Комплексная защита информации". Профили реализуемых программ постоянно расширяются и обновляются под запросы реального производства, в среднем на одно учебное заведение приходится 13 образовательных программ, с 2007 по 2010 год разработано и введено более 30 новых основных профессиональных образовательных программ для подготовки рабочих и специалистов по востребованным видам деятельности. В 2008-2009 годах 6 учреждений профессионального образования республики стали победителями федерального конкурса на получение государственной поддержки по реализации инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта "Образование". На реализацию проектов получено из средств федерального бюджета 225 млн. рублей. Софинансирование проектов со стороны работодателей за два года составило более 100 млн. рублей. В результате реализации проектов созданы ресурсные центры, оснащенные современным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием: по строительным профессиям - на базе федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Йошкар-Олинский строительный техникум" и государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Марий Эл "Строительно- промышленный колледж" (г. Волжск); по профилю технологии машиностроения и сварочного производства - на базе федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Марийский радиомеханический техникум"; по профилю деревообработки - на базе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Марий Эл "Марийский политехнический техникум"; по профилю общественного питания и гостиничного сервиса - на базе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Марий Эл "Торгово- технологический колледж". Развивается инновационная инфраструктура высших учебных заведений. На базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" создано 5 малых инновационных предприятий для развития прикладных научных исследований, создается технопарк, на реализацию научно-исследовательских проектов в рамках федеральных конкурсов привлечено более 120 млн. рублей. В государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Марийский государственный университет" проводятся системные исследования по внедрению новых технологий в растениеводстве и животноводстве, в автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Межрегиональный открытый социальный институт" открыт Центр международной сертификации специалистов в области информационных технологий "МОСИ-IT Professional". Вместе с тем в республике актуальной остается проблема формирования эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов, низкой оплатой труда молодых специалистов. Необходимо добиться максимального сближения всех уровней профессионального образования, при этом обновление должно идти в общих координатах создания непрерывного профессионального образования как важнейшей составляющей образования в течение всей жизни. Функционирование высшей школы происходит в условиях разобщенности элементов системы непрерывного образования, наличия барьеров между уровнями образовательной системы. Несмотря на имеющиеся успехи, инновационная деятельность вузов недостаточно направлена на запросы реального сектора экономики. Для дополнительного образования взрослого населения, призванного мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной экономики и технологическую модернизацию производства, характерны отраслевая разобщенность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой. Нуждается в дальнейшем расширении практика финансирования подготовки кадров бизнесом, а также практика использования в профессиональном образовании механизмов государственно-частного партнерства. Подготовка специалистов для развивающихся высокотехнологичных секторов экономики возможна только в условиях эффективной образовательной среды и сетевого использования имеющихся образовательных ресурсов. Методика прогноза потребности рынка труда в квалифицированных кадрах с учетом социально-экономического развития республики требует доработки в части расширения участников прогнозирования и охвата уровней образования. В республике ощущается потребность в создании инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие рынка труда и системы образования, в том числе проведение исследований рынка труда и выявление потребностей экономики в трудовых ресурсах на среднесрочную перспективу, формирование и размещение на конкурсной основе государственного заказа на подготовку кадров, разработка республиканских рекомендаций по формированию вариативной части образовательных программ в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Недостаточно решена задача организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования по повышению качества подготовки рабочих кадров и специалистов. Ресурсные центры еще не стали центрами коллективного использования образовательных ресурсов, центрами распространения инновационных методик подготовки кадров для приоритетных отраслей. Предстоит сформировать эффективные модели горизонтального и вертикального сетевого взаимодействия образовательных учреждений в целях повышения специализации и концентрации образовательных ресурсов, обеспечения их коллективного использования для повышения качества профессионального образования. Сеть ресурсных центров не полностью удовлетворяет потребности инновационных предприятий агропромышленного комплекса, легкой промышленности, предприятий дорожного строительства и энергетики республики в квалифицированных кадрах. В связи с этим предстоит расширить сеть ресурсных центров на базе учреждений профессионального образования, организовать сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования, предприятий, организаций, центров занятости населения на основе государственно-частного партнерства. На базе существующих и вновь созданных ресурсных центров предстоит открыть 10 отраслевых учебных центров профессиональных квалификаций. Создание оптимальной образовательной сети позволило обеспечить доступность программ профессионального образования для различных категорий населения республики. Более 3,5 тыс. учащихся обучаются по программам начального профессионального образования; 9 тыс. студентов - по программам среднего профессионального образования; около 30 тыс. человек получают высшее образование в вузах и их филиалах. Общий контингент учащихся и студентов в учреждениях профессионального образования республики составляет более 46 тыс. человек. В 2010 году по очной форме обучения подготовлено и выпущено 7 498 человек, из них по программам начального профессионального образования - 1 757 человек, среднего профессионального образования - 2 729 человек, высшего профессионального образования - 3 012 человек. Из выпускников учреждений профессионального образования продолжили обучение на более высоком уровне 18,0 процента, призваны в ряды Российской Армии 22,6 процента, трудоустроились 49,4 процента. Образовательные учреждения проводят совместную работу с центрами занятости населения по организации стажировки выпускников, в 2010 году прошли стажировку 410 выпускников. В современных условиях происходит переориентация учреждений профессионального образования на реализацию коротких образовательных программ, обучение взрослого и незанятого населения, повышение квалификации работников, развитие и опережающее обучение персонала предприятий. Две трети учебных заведений создали структуры по работе со взрослым населением. По программам профессиональной подготовки и переподготовки в подведомственных образовательных учреждениях в 2010 году обучено 4 449 человек, что составляет 32 процента от количества обучающихся по основным образовательным программам. Вместе с тем серьезным фактором, влияющим на развитие образования, продолжает оставаться демографическая ситуация. В республике численность выпускников 11 классов за последние 10 лет сократилась на треть, обозначилась тенденция сокращения числа обучающихся в системе довузовского профессионального образования республики за счет ежегодного увеличения доли выпускников 11 классов, поступающих в вузы: в 2008 году - 66 процентов выпускников; в 2009 году - 69 процентов; в 2010 году - 75 процентов. Сократилась доля выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение по программам начального и среднего профессионального образования, с 33,3 процента в 2006 году до 32,5 процента в 2010 году. За последние 3 года сократилась доля обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки. Так, в 2006 году доля таких обучающихся составляла 17,7 процента, а в 2010 году только 9,1 процента. Это объясняется традиционной ориентацией старшеклассников на получение вузовского образования, снижением популярности и престижности рабочего труда, устаревшими формами профориентационной работы. В общеобразовательных школах преобладающими являются математический, экономический и гуманитарный профили, технологический профиль имеют менее 10 процентов общеобразовательных школ в республике. В этих условиях необходимы меры по развитию сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования, направленные на организацию профессиональной подготовки школьников. Перед учреждениями профессионального образования стоит задача повышения привлекательности программ профессионального образования посредством совершенствования содержания, отражающих потребности экономики, пропаганды рабочих профессий, формирования новых подходов к организации профориентационной работы, апробации новых форм работы с учащимися и взрослым населением с учетом потребности в подготовке кадров, востребованных экономикой Республики Марий Эл. Реализация республиканской программы "Управление качеством профессионального образования" (2006-2010 годы) способствовала созданию системы управления качеством профессионального образования в рамках социального партнерства. Организационные структуры управления качеством включают республиканский экспертный совет по профессиональному образованию, центр мониторинга качества профессионального образования, службы управления качеством образовательных учреждений, государственно-общественные структуры по взаимодействию образовательных учреждений и работодателей. Сертифицированные системы менеджмента качества созданы во всех учреждениях высшего профессионального образования республики, более 80 процентов учреждений начального и среднего профессионального образования имеют службы управления качеством, которые организуют работу по обеспечению качества образовательного процесса в соответствии с квалификационными требованиями работодателей. Работодатели участвуют в оценке качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования, 82 процента председателей государственных аттестационных комиссий по ведущим профессиям и специальностям являются представителями предприятий и организаций реального сектора экономики. Система мониторинга качества профессионального образования включает результаты входного контроля уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся, республиканских олимпиад по общепрофессиональным предметам и дисциплинам, профессиональных конкурсов мастерства по профессиям, государственной (итоговой) аттестации обучающихся, единых контрольных работ по специальным предметам, оценку работодателей уровня профессиональной подготовки выпускников. Проведенные исследования мнений работодателей в 2008-2010 годах показали, что уровень теоретической подготовки выпускников учреждений профессионального образования, как высокий, оценивают 51 процент опрошенных, а 45 процентов считают высоким уровень сформированности практических навыков выпускников. В то же время 14 процентов работодателей не удовлетворены уровнем практических навыков выпускников. В целях мониторинга качества и эффективности деятельности учреждений профессионального образования в 2008 году проведен республиканский конкурс "Учреждение профессионального образования высокого качества". С 2009 года мониторинг качества и эффективности деятельности образовательных учреждений проводится в рабочем режиме с использованием 100 индикаторов по 12 приоритетным направлениям развития профессионального образования. Результатом этой работы являются: показатель уровня трудоустройства выпускников учреждений довузовского профессионального образования составляет 94 процента, закрепляемость выпускников по полученной профессии в течение первого года работы составляет более 50 процентов. Вместе с тем в республике не выстроена система независимой оценки качества профессионального образования. На первом этапе профессионально-общественная аккредитация образовательных программ призвана стать основной формой участия объединений работодателей и профессиональных сообществ в оценке качества профессионального образования. Профессионально-общественная аккредитация профессиональной образовательной программы представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников и их соответствие требованиям профессиональных стандартов соответствующих отраслей и видов деятельности. Основным элементом оценки личностных достижений выпускников и уровня профессиональной квалификации в будущем должна стать независимая оценка результатов обучения, то есть сертификация профессиональных квалификаций. Для ее внедрения необходимо разработать нормативную базу, республиканские профессиональные стандарты, создать и внедрить процедуры сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов. В системе профессионального образования республики создан государственно-общественный механизм управления подготовкой кадрового потенциала. При Правительстве Республики Марий Эл действует Республиканский координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, в муниципальных образованиях созданы консультативные советы при главах администраций, на уровне образовательных учреждений - попечительские и наблюдательные советы. Этот механизм позволяет организовать взаимодействие образовательных учреждений с работодателями на всех этапах "жизненного цикла" подготовки специалиста, включая анализ рынка труда и квалификационных требований работодателей, проектирование основных образовательных программ, организацию образовательного процесса; трудоустройство и адаптацию молодых специалистов. В учреждениях профессионального образования развивается производственная деятельность мастерских, хозрасчетных участков, учебных хозяйств, оказание платных образовательных услуг. В 2010 году в учреждениях начального и среднего профессионального образования прошли подготовку, переподготовку и повышение квалификации 4 449 человек, в том числе 18 процентов обучено по договорам с предприятиями, 23 процента - с центрами занятости, 59 процентов обучено по индивидуальным договорам с гражданами. Доля привлеченных внебюджетных средств в общем объеме средств государственных учреждений увеличилась с 12 процентов в 2005 году до 18 процентов в 2010 году. Расходы на содержание учреждений профессионального образования в 2010 году увеличились по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза, затраты на одного обучающегося - в 2,6 раза. Вместе с тем недостаток финансовых ресурсов не позволил кардинально обновить учебно-материальную и производственно-техническую базу учреждений начального и среднего профессионального образования, более 70 процентов машинно-тракторного и станочного парка выработали двойной срок амортизации, не удалось добиться нормативного оснащения учебных лабораторий и мастерских. Переход на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения потребует переоснащения учебно- материальной базы для подготовки специалистов, обладающих современной профессиональной компетентностью. Отставание уровня оплаты труда работников профессионального образования от среднего уровня заработной платы в экономике республики не позволяет привлекать высококвалифицированные кадры в учреждения профессионального образования и стимулировать научно-инновационную активность педагогических работников. В связи с этим возникает необходимость создать механизм управления системой начального и среднего профессионального образования, позволяющий эффективнее использовать имеющийся ресурсный потенциал и увеличить его за счет введения нормативов бюджетного (подушевого) финансирования на оказание государственных услуг в сфере профессионального образования и введения новой системы оплаты труда. Реализация инновационных проектов обеспечивается профессионализмом руководящих и педагогических кадров. В учреждениях профессионального образования республики работают 3 114 педагогических работников, из них 193 педагога трудятся в учреждениях начального, 1 364 - среднего и 1 557 - высшего профессионального образования. Ученую степень доктора наук имеют 136 человек, ученое звание профессора- 114 человек, звание доцента - 588 человек, более 800 человек являются докторантами и аспирантами. В системе довузовского профессионального образования работает республиканский клуб аспирантов и соискателей. В республике создана система грантовой поддержки педагогических работников профессионального образования. В течение последних трех лет более 200 педагогов образовательных учреждений представили свой инновационный опыт на различных республиканских конкурсах, 76 победителей получили гранты Президента Республики Марий Эл. Вместе с тем кадровая ситуация в системе профессионального образования остается сложной. Общей для всех уровней образования является проблема старения педагогических кадров, так как 17 процентов преподавателей - это люди предпенсионного и пенсионного возраста, а доля молодых не превышает 10 процентов. Учитывая, что требования к профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования постоянно повышаются в связи с быстрым обновлением производства, необходимо модернизировать систему повышения квалификации педагогов профессиональной школы, развивать стажировку преподавателей и мастеров производственного обучения на профильных предприятиях, вводить персонифицированную и модульную систему обучения. В связи с этим возникает необходимость развивать новые актуальные направления повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования, персонифицированный и модульно - накопительный механизм повышения квалификации; гибкие и эффективные механизмы переподготовки преподавательских кадров в соответствии с требованиями перспективных рынков труда; использование современных информационных технологий, ориентированных на индивидуальные запросы педагогов. Таким образом, в системе профессионального образования Республики Марий Эл существуют проблемы, требующие комплексного решения на основе системного подхода и программно-целевого метода: 1. Недостаточное соответствие объемов, структуры и качества подготовки кадров в учреждениях профессионального образования требованиям республиканского рынка труда и основных потребителей образовательных услуг. 2. Отсутствие ресурсных центров профессионального образования для подготовки высококвалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса, электроэнергетики, швейного производства, предприятий дорожного строительства. 3. Слабое развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования. 4. Снижение престижности рабочих профессий и привлекательности программ профессионального образования среди молодежи и потребителей образовательных услуг. 5. Отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества профессионального образования. 6. Недостаточное использование новых финансово-экономических механизмов в системе профессионального образования, слабое участие работодателей в софинансировании подготовки кадров для своих нужд. 7. Низкая динамика кадрового обновления, недостаточное использование современных форм повышения квалификации и профессионального развития педагогических и руководящих кадров профессионального образования. Основные проблемы системы профессионального образования в Республике Марий Эл, затрагиваемые настоящей Программой, приведены в приложении N 1 к Программе. Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем профессионального образования республики обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также с контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основной целью Программы является создание эффективной системы профессионального образования как ресурса социально-экономического развития Республики Марий Эл и обеспечение качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного развития республики. Реализация Программы призвана способствовать повышению доступности качественных образовательных услуг, формированию эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов, развитию государственно-частного партнерства, внедрению новых финансово- экономических механизмов, созданию системы внешней независимой оценки качества подготовки выпускников, развитию кадровых ресурсов системы профессионального образования, содействию профессионально-трудовой самореализации и закрепления молодежи на предприятиях, повышению конкурентоспособности республики за счет качественного роста профессиональных кадров. С учетом нерешенных проблем и в целях создания эффективной современной модели профессионального образования в Республике Марий Эл для подготовки квалифицированных кадров в соответствии с реализацией Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 года основными задачами по развитию профессионального образования являются: прогнозирование потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов с учетом реализации инновационных проектов в республике; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями республиканского рынка труда; формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования; обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств путем реализации инновационных образовательных программ и создания ресурсных центров по профессиям приоритетных отраслей экономики: сельское хозяйство, дорожное строительство, электроэнергетика, сфера обслуживания; повышение привлекательности программ профессионального образования за счет качества образовательных услуг, формирования комплексной системы профессиональной ориентации молодежи, создания условий для получения дополнительных квалификаций обучающимися параллельно с освоением основной образовательной программы; кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий; развитие механизмов обеспечения качества, создание республиканского сегмента системы независимой оценки качества профессионального образования при ведущей роли объединений работодателей; разработка содержания образовательных программ профессионального образования по специальностям и направлениям, соответствующим стратегиям социально-экономического развития республики, с учетом квалификационных требований работодателей и нового поколения образовательных стандартов; формирование сети экспертно-аналитических сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций, в том числе для инновационных отраслей экономики; повышение эффективности деятельности образовательных учреждений путем внедрения и совершенствования новых финансово-экономических механизмов; совершенствование системы профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных учреждений профессионального образования, внедрение современных форм повышения квалификации, организация стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения на базе предприятий и организаций. Таким образом, цели и задачи Программы соответствуют целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 года. При разработке Программы обеспечена преемственность ее мероприятий по отношению к республиканской целевой программе "Рабочие кадры Республики Марий Эл на 2009-2012 годы". Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2011-2014 годах. На первом этапе (2011-2012 годы) будут сформированы программные комплексные проекты развития профессионального образования, реализуемые при участии работодателей и социальных партнеров. На втором этапе (2013-2014 годы) будут завершены начатые на первом этапе программные комплексные проекты с обеспечением механизмов последовательных изменений на уровне образовательных учреждений. На этом этапе будут проработаны и внедрены модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, процедуры государственно-общественной оценки качества профессионального образования. 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед профессиональным образованием республики. Мероприятия Программы носят комплексный характер, обеспечивают общие подходы и взаимосвязь целей и задач, согласованы по срокам и ресурсам, необходимым для их осуществления. Мероприятия Программы определены исходя из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей системы профессионального образования. Система программных мероприятий приведена в приложении N 2 к Программе и включает 5 направлений развития системы профессионального образования Республики Марий Эл. Первое направление включает формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда. В рамках данного направления предусмотрено: проведение мониторинга рынков труда и формирование прогноза потребностей экономики республики в трудовых ресурсах в соответствии со стратегическими направлениями и программами социально- экономического развития отраслей; оптимизация и повышение соответствия структуры и качества подготовки кадров потребностям рынка труда; развитие сетевого взаимодействия учреждений общего и профессионального образования, работодателей, органов службы занятости по организации системы непрерывного профессионального обучения и переподготовки; создание на базе учреждений профессионального образования ресурсных центров по подготовке кадров для приоритетных отраслей экономики республики; формирование системы подготовки кадров по программам прикладного бакалавриата; создание отраслевых учебных центров профессиональных квалификаций на базе учреждений профессионального образования; развитие механизма государственно-общественного управления профессиональным образованием. Второе направление ориентировано на повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. В рамках данного направления планируется: формирование и реализация вариативной части основных профессиональных образовательных программ на основе исследования квалификационных требований работодателей; разработка и внедрение профессиональных модулей, обеспечивающих формирование перечня востребованных профессиональных компетенций обучающихся с учетом технологической модернизации производства; организация деятельности служб и дистанционных центров по профессиональной ориентации молодежи, центров содействия трудоустройству выпускников; организация сетевого взаимодействия учреждений общего и профессионального образования; разработка и тиражирование справочно-информационных материалов о перспективных потребностях экономики в трудовых ресурсах, трудоустройстве и карьерном росте выпускников учреждений профессионального образования; проведение мастер-классов по ведущим профильным профессиям и специальностям с участием работодателей. В рамках третьего направления планируется модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования, которая включает: исследование квалификационных требований работодателей к уровню подготовки выпускников учреждений профессионального образования; создание системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и использование ее результатов при проведении процедуры государственной аккредитации и распределении государственного задания на подготовку кадров; внедрение систем менеджмента качества в учреждениях профессионального образования; развитие республиканской системы мониторинга качества профессионального образования; создание республиканского органа по сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования; организация процедуры сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования по приоритетным профессиям и специальностям. Четвертое направление предполагает внедрение новых финансово- экономических механизмов в республиканскую систему профессионального образования путем реализации следующих мероприятий: разработка и введение нормативной и методической базы для определения нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования и нормативных затрат на содержание имущества образовательных организаций; поэтапное введение новой системы оплаты труда в учреждениях профессионального образования; разработка механизмов формирования и распределения контрольных цифр приема на основе прогноза потребностей республиканской экономики в трудовых ресурсах; внедрение механизмов размещения государственного задания на подготовку кадров на конкурсной основе с учетом прогноза потребностей республиканской экономики в трудовых ресурсах; привлечение работодателей к размещению средств на подготовку кадров; формирование государственного задания на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников. Пятое направление предусматривает развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования. Для этого необходимо: создание республиканской сети базовых стажерских площадок для педагогических работников учреждений профессионального образования; развитие модульно-накопительной системы повышения квалификации; организация стажировок педагогических работников на ведущих предприятиях; внедрение дистанционной формы повышения квалификации в системе профессионального образования; организация деятельности педагогических сообществ молодых ученых и исследователей; развитие системы профессиональной адаптации начинающих педагогов в учреждениях профессионального образования; внедрение нового механизма аттестации педагогических работников. 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Предполагаемый общий объем финансирования Программы составляет 60 000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 0 2012 год - 16 802 тыс. рублей 2013 год - 20 115 тыс. рублей 2014 год - 23 083 тыс. рублей. Конкретные объемы финансирования мероприятий Программы определяются при разработке и утверждении республиканского бюджета Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год и могут корректироваться в соответствии с возможностями республиканского бюджета Республики Марий Эл. Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложениях N 3-4. 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам, целям и направлениям действия исполнителей Программы. Министерство образования и науки Республики Марий Эл осуществляет общее руководство и управление реализацией Программы. Ответственными за выполнение отдельных мероприятий Программы являются органы исполнительной власти Республики Марий Эл, учреждения профессионального образования. Отбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется на основе проведения открытых конкурсов в соответствии с действующим законодательством. 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик, который определяет формы и методы управления ее реализацией в соответствии с законодательством Российской Федерации. Функцию координации взаимодействия между министерствами и ведомствами Республики Марий Эл по реализации мероприятий Программы в интересах совершенствования системы подготовки и распределения кадров для отраслей экономики выполняет Республиканский координационный совет по подготовке квалифицированных кадров рабочих и специалистов. Исполнители Программы организуют деятельность по реализации программных мероприятий, ежеквартально направляют в Министерство образования и науки Республики Марий Эл информацию о ходе выполнения Программы. Реализация ряда мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для государственных нужд. Корректировка Программы возможна при изменении государственной политики и законов в области регулирования образования, в том числе профессионального образования. Социальная значимость Программы определяется тем, что сформированный комплексный механизм управления кадровым потенциалом Республики Марий Эл позволит в среднесрочной перспективе достичь динамического равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, значительно снизить риск невостребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда, повысить уровень социальной защищенности обучающихся и работников. В экономическом аспекте реализация Программы позволит снизить непроизводительные затраты средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, населения и организаций на получение качественного профессионального образования, а также создать условия для перевода экономики республики на инновационный путь развития путем упреждающего создания необходимого для этого кадрового потенциала. Оценка хода выполнения Программы осуществляется на основании отчетов исполнителей Программы о выполнении ее мероприятий и расходовании средств на их реализацию. Целевые индикаторы и показатели Программы, позволяющие оценить ход ее реализации по годам, приведены в приложении N 5 к Программе. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к республиканской целевой программе "Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011-2014 годы" ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ, ЗАТРАГИВАЕМЫЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2014 ГОДЫ" ----T----------------------------------T----------T--------------------------------------------------- ¦ Наименование, краткое ¦ Единица ¦ Количественная характеристика проблемы ¦ описание проблемы ¦измерения ¦ ¦ ¦ +-----------T------------T------------T------------- ¦ ¦ ¦значение в ¦в среднем по¦в среднем по¦в Удмуртской ¦ ¦ ¦Республике ¦Приволжскому¦ России ¦ Республике ¦ ¦ ¦ Марий Эл ¦федеральному¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ округу ¦ ¦ ----+----------------------------------+----------+-----------+------------+------------+------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ----+----------------------------------+----------+-----------+------------+------------+------------- 1. Соответствие подготовки рабочих процентов 31,0 34,1 - 37,2 кадров потребностям республиканс- кого рынка труда (доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих на обучение по про- граммам начального и среднего про- фессионального образования) 2. Снижение популярности и престижно- человек 77,12 114,16 105,75 110,84 сти рабочих профессий (численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования на 10 тыс. населения) 3. Подготовка квалифицированных спе- единиц 6,0 - - 8,0 циалистов для высокотехнологичных производств (количество ресурсных центров на базе учреждений профес- сионального образования, оснащен- ных высокотехнологичным оборудова- нием) 4. Введение новых финансово-экономи- ческих механизмов в систему про- фессионального образования: количество учреждений начального единиц - 390 1426 29 профессионального образования, пе- решедших на новую систему оплаты труда количество учреждений среднего -//- - 328 953 18 профессионального образования, пе- решедших на новую систему оплаты труда 5. Обновление кадрового состава процентов 7,9 12,49 12,51 10,53 учреждений профессионального обра- зования (доля преподавателей госу- дарственных образовательных учреж- дений среднего профессионального образования со стажем работы до 5 лет в общей численности преподава- телей) 6. Средняя номинальная начисленная рублей 10 019 11 354 12 599 12 080 заработная плата мастеров произ- водственного обучения в учреждени- ях начального профессионального образования (по данным за 2009 год) 7. Повышение профессиональной квали- процентов 4,42 7,96 9,24 фикации педагогических работников (доля мастеров производственного обучения в учреждениях професси- онального образования, имеющих производственную квалификацию выше установленной выпускникам) ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к республиканской целевой программе "Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011-2014 годы" СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ------T--------------------------T------------T------------------T--------------T---------------------- ¦ Наименование мероприятий ¦ Объемы ¦ Ответственный ¦ Срок ¦ Ожидаемые ¦ ¦финансирова-¦ исполнитель ¦ исполнения ¦ качественные, ¦ ¦ ния ¦ ¦ ¦ количественные и ¦ ¦мероприятий ¦ ¦ ¦ стоимостные эффекты ¦ ¦ (тыс. руб- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лей) ¦ ¦ ¦ ------+--------------------------+------------+------------------+--------------+---------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ------+--------------------------+------------+------------------+--------------+---------------------- 1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда 1.1. Мониторинг рынка труда и Минэкономразвития 2011-2014 гг. определение текущих формирование прогноза по- Республики и перспективных требностей экономики ре- Марий Эл, потребностей спублики в квалифицирован- Минпромтранс предприятий ных кадрах в соответствии Республики и организаций со стратегическими на- Марий Эл, в кадрах в правлениями социально- Минлесхоз соответствии экономического развития Республики с целевыми республики, целевыми про- Марий Эл, программами граммами и инвестиционными Минсельхоз проектами Республики Марий Эл, Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл, ДГЗСН Республики Марий Эл 1.2. Анализ соответствия суще- Минобрнауки 2011-2014 гг. определение степени ствующих объемов и струк- Республики соответствия системы туры подготовки по про- Марий Эл, профессионального об- граммам профессионального учреждения разования перспекти- образования потребностям профессионального вам развития экономи- экономики Республики Марий образования ки республики Эл в трудовых ресурсах 1.3. Оптимизация структуры под- Минобрнауки 2011-2014 гг. увеличение доли лиц, готовки кадров в соот- Республики принятых на обучение ветствии с потребностями Марий Эл, по программам рынка труда и перспективой учреждения начального и среднего развития отраслей экономи- профессионального профессионального ки республики образования образования, по востребованным профессиям и специальностям, до 92 % 1.4. Разработка нормативно-пра- Минобрнауки 2011 год развитие сетевого вовых документов по разви- Республики взаимодействия тию механизмов сетевого Марий Эл учреждений взаимодействия образовате- профессионального льных учреждений образования разного уровня и подчиненности 1.5. Создание на базе учрежде- 46 676,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. повышение уровня ний профессионального об- Республики профессиональной разования ресурсных цен- Марий Эл, компетентности тров по подготовке высо- Минпромтранс выпускников коквалифицированных рабо- Республики учреждений чих и специалистов для Марий Эл, профессионального приоритетных отраслей эко- Минсельхоз образования, номики республики: агроп- Республики обеспечение ромышленный комплекс; Марий Эл, предприятий электроэнергетика; республики сфера обслуживания; дорож- учреждения высококвалифицирован- ное строительство профессионального ными кадрами образования, предприятия и организации (по согласованию) 1.6. Развитие системы партнерс- Минобрнауки 2011-2014 гг. увеличение доли пред- ких отношений по вопросам Республики ставителей реального подготовки кадров между Марий Эл, сектора экономики в учреждениями профессиона- учреждения составе преподавате- льного образования и рабо- профессионального лей специальных дис- тодателями образования, циплин и мастеров предприятия производственного и организации обучения в учреждени- (по согласованию) ях профессионального образования до 15% 1.7. Формирование системы под- Минобрнауки 2012-2013 гг. обеспечение готовки кадров по програм- Республики подготовки мам прикладного бакалаври- Марий Эл, специалистов для ата, соответствующим акту- учреждения высокотехнологичных альным и перспективным по- профессионального производств требностям рынка труда, в образования рамках сетевого взаимо- действия учреждений высше- го и среднего профессиона- льного образования 1.8. Создание учебных центров 1 800,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. увеличение доли лиц, профессиональных квалифи- Республики обучающихся каций на базе учреждений Марий Эл, по сокращенным профессионального образо- учреждения программам вания по реализации сокра- профессионального профессионального щенных программ професси- образования, образования онального образования по предприятия востребованным профессиям, и организации специальностям (по согласованию) 1.9. Разработка и реализация Минобрнауки 2011-2014 гг. повышение доли программ опережающего обу- Республики доходов учреждений чения в соответствии с по- Марий Эл, профессионального требностями республиканс- ДГСЗН образования кого рынка труда Республики от реализации Марий Эл, программ повышения учреждения квалификации профессионального и профессиональной образования, подготовки в общем предприятия объеме внебюджетных и организации средств до 62% (по согласованию) 1.10. Создание и развитие деяте- Минобрнауки 2011-2014 гг. увеличение доли льности органов обществен- Республики учреждений професси- но-государственного управ- Марий Эл, онального образова- ления в учреждениях про- Ассоциация ния, имеющих органы фессионального образования учреждений общественно-государс- с участием работодателей профессионального твенного управления образования в учреждениях профес- (по согласованию), сионального образова- учреждения ния, до 100 % профессионального образования, предприятия и организации (по согласованию) 1.11. Создание межмуниципальных Минобрнауки 2011-2012 гг. привлечение социаль- координационных советов Республики ных партнеров к учас- при главах администраций Марий Эл, тию в подготовке кад- муниципальных образований Ассоциация ров по вопросам подготовки учреждений квалифицированных рабочих, профессионального специалистов образования (по согласованию), учреждения профессионального образования 2. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда 2.1. Обеспечение реализации ва- 1 210,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. формирование нового риативной части основных Республики качества результатов образовательных программ с Марий Эл, подготовки учетом запросов работода- ГОУ Республики специалистов телей и особенностей раз- Марий Эл "Научно- в соответствии вития регионального рынка методический с требованиями труда и социальной сферы центр", учреждения регионального рынка республики профессионального труда образования 2.2. Разработка и реализация Минобрнауки 2011-2014 гг. расширение спектра гибких учебных программ Республики образовательных для дополнительного про- Марий Эл, программ фессионального образова- ГОУ Республики дополнительного ния, профессиональной под- Марий Эл "Научно- профессионального готовки, переподготовки и методический образования повышения квалификации центр", учреждения взрослого населения с профессионального участием объединений рабо- и дополнительного тодателей образования 2.3. Разработка и внедрение 189,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. обеспечение профессиональных модулей, Республики вариативности обеспечивающих формирова- Марий Эл, образовательных ние профессиональной ком- ГОУ Республики программ петентности обучающихся в Марий Эл "Научно- при реализации соответствии с квалифика- методический федеральных ционными требованиями ра- центр", учреждения государственных ботодателей профессионального образовательных образования стандартов 2.4. Организация деятельности Минобрнауки 2011-2014 гг. координация республиканского координа- Республики деятельности ционного совета по профо- Марий Эл, субъектов риентационной работе ДГСЗН Республики профориентационной Марий Эл, работы ГОУ Республики Марий Эл "Научно- методический центр", Ассоциация учреждений профессионального образования (по согласованию) 2.5. Создание служб и дистан- 535,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. повышение доступности ционных центров по профес- Республики профориентационных сиональной ориентации мо- Марий Эл, услуг для населения лодежи ГОУ Республики Марий Эл "Научно- методический центр", учреждения профессионального образования 2.6. Развитие деятельности Минобрнауки 2011-2014 гг. повышение доли выпу- служб маркетинга и центров Республики скников учреждений содействия трудоустройству Марий Эл, профессионального об- выпускников в учреждениях учреждения разования очной формы профессионального образо- профессионального обучения, трудоустро- вания образования ившихся не позднее 1 года после выпуска, до 96 % 2.7. Мониторинг трудоустройс- 200,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. создание тва, социально-професси- Республики республиканской ональной адаптации выпу- Марий Эл, базы данных по скников учреждений профес- ДГСЗН Республики трудоустройству и сионального образования Марий Эл, социально- учреждения профессиональной профессионального адаптации выпускников образования 2.8. Организация сетевого вза- Минобрнауки 2011-2014 гг. увеличение доли имодействия Республики учащихся общеобразовательных учреж- Марий Эл, общеобразовательных дений и учреждений профес- общеобразователь- школ, освоивших сионального образования в ные программы рамках инновационной моде- учреждения, профессиональной ли "Школа -учреждение про- учреждения подготовки, до 10 % фобразования" профессионального образования, Ассоциация учреждений профессионального образования (по согласованию) 2.9. Разработка и тиражирование 900,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. информирование насе- справочно-информационных, Республики ления о рынке труда и методических и рекламных Марий Эл, рынке образовательных материалов о востребован- ДГСЗН Республики услуг ных на рынке труда профес- Марий Эл, сиях и специальностях, ме- учреждения тодических материалов по профессионального профориентации образования, объединения работодателей (по согласованию) 2.10. Организация и проведение 300,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. повышение престижа, смотров-конкурсов, мастер- Республики рабочих профессий и классов и выставочных ме- Марий Эл, специальностей, раз- роприятий с участием пред- ГОУ Республики витие взаимодействия ставителей предприятий и Марий Эл "Научно- с работодателями организаций методический центр", Ассоциация учреждений профессионального образования (по согласованию), учреждения профессионального образования, предприятия и организации (по согласованию) 2.11. Разработка и внедрение 180,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. увеличение доли выпу- элективных модульных про- Республики скников общеобразова- грамм для школьников по Марий Эл, тельных учреждений, введению в профессию, кур- ГОУ Республики поступивших на обуче- сов по планированию про- Марий Эл "Научно- ние по программам на- фессиональной карьеры методический чального и среднего центр", учреждения профессионального об- общего и разования, до 33% профессионального образования 3. Модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования 3.1. Исследование 300,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. формирование системы квалификационных требова- Республики критериев ний работодателей к уровню Марий Эл, для процедуры подготовки выпускников ГОУ Республики сертификации учреждений профессиональ- Марий Эл "Научно- квалификаций на ного образования в разрезе методический основе интеграции профессий и специальностей центр", требований Торгово- профессиональных промышленная стандартов палата Республики и федеральных Марий Эл государственных (по согласованию) образовательных стандартов 3.2. Создание отраслевых экс- Минобрнауки 2012-2013 гг. увеличение доли лиц, пертных советов для прове- Республики обучающихся дения профессионально-об- Марий Эл, по программам щественной аккредитации Минстрой и ЖКХ начального, среднего, образовательных программ Республики высшего Марий Эл, профессионального Минсельхоз образования, Республики прошедших Марий Эл, профессионально- Минпромтранс общественную Республики аккредитацию, Марий Эл, до 25% Минлесхоз Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл, объединения работодателей (по согласованию), Ассоциация учреждений профессионального образования (по согласованию), высшие учебные за- ведения (по согла- сованию), Торгово- промышленная пала- та Республики Марий Эл (по со- гласованию) 3.3. Формирование Минобрнауки 2013-2014 гг. обеспечение условий республиканского реестра Республики для независимой оцен- образовательных про- Марий Эл, ки качества професси- грамм, прошедших профес- ГОУ Республики онального образования сионально-общественную Марий Эл "Научно- аккредитацию методический центр", Торгово- промышленная палата Республики Марий Эл (по согласованию) 3.4. Развитие службы управле- Минобрнауки 2011-2014 гг. повышение качества ния качеством и внедре- Республики подготовки ние систем менеджмента Марий Эл, выпускников качества на основе меж- учреждения учреждений дународных стандартов в профессионального профессионального учреждениях профессиона- образования образования льного образования 3.5. Проведение опросов рабо- 150,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. выявление степени тодателей по оценке ка- Республики удовлетворенности ра- чества подготовки выпу- Марий Эл, ботодателей качеством скников учреждений про- ГОУ Республики подготовки выпускни- фессионального образова- Марий Эл "Научно- ков ния методический центр", Торгово-промышлен- ная палата Республики Марий Эл (по согласованию) 3.6. Развитие республиканской 400,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. создание единой базы системы мониторинга ка- Республики данных для оценки чества профессионального Марий Эл, качества образования ГОУ Республики профессионального Марий Эл "Научно- образования методический центр" 3.7. Создание республиканско- 400,0 Минобрнауки 2013 год обеспечение го Республики межведомственного органа по сертификации Марий Эл, взаимодействия профессиональных Минстрой и ЖКХ по реализации квалификаций выпускников Республики механизма учреждений Марий Эл, независимой оценки профессионального Минсельхоз качества образования Республики профессионального Марий Эл, образования Минпромтранс Республики Марий Эл, Минлесхоз Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл, объединения работодателей (по согласованию), Торгово- промышленная палата Республики Марий Эл (по согласованию) 3.8. Разработка контрольно- 500,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. обеспечение измерительных материалов Республики объективности на основе республиканс- Марий Эл, и прозрачности оценки ких профессиональных ГОУ Республики квалификаций стандартов для проведе- Марий Эл "Научно- выпускников ния сертификации профес- методический учреждений сиональных квалификаций центр", Торгово- профессионального промышленная образования палата Республики Марий Эл (по согласованию) 3.9. Подготовка экспертов по 1 000,0 Минобрнауки 2012-2013 гг. повышение проведению сертификации Республики эффективности профессиональных квали- Марий Эл, процедуры фикаций ГОУ Республики сертификации Марий Эл "Научно- профессиональных методический квалификаций центр", Торгово- промышленная палата Республики Марий Эл (по согласованию) 3.10. Организация процедуры Минобрнауки 2014 год увеличение доли выпу- сертификации професси- Республики скников учреждений ональных квалификаций Марий Эл, профессионального об- выпускников учреждений ГОУ Республики разования, успешно профессионального обра- Марий Эл "Научно- прошедших сертифика- зования по приоритетным методический ционные процедуры, до профессиям и специально- центр", 10% стям Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл, Минсельхоз Республики Марий Эл, Минпромтранс Республики Марий Эл, Минлесхоз Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл, объединения работодателей (по согласованию), Торгово- промышленная палата Республики Марий Эл (по согласованию) 3.11. Формирование Минобрнауки 2014 год обеспечение условий республиканского реестра Республики для успешного сертифицированных работ- Марий Эл, трудоустройства ников ГОУ Республики выпускников Марий Эл "Научно- учреждений методический профессионального центр", образования Торгово- промышленная палата Республики Марий Эл (по согласованию) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|