Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29.03.2011 № 90РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 марта 2011 г. N 90 О республиканской целевой программе "Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011-2014 годы" (В редакции Постановлений Правительства Республики Марий Эл от 11.05.2011 г. N 151; от 26.04.2012 г. N 140) Правительство Республики Марий Эл п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011-2014 годы" (далее - Программа). 2. Финансирование Программы начиная с 2012 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра здравоохранения Республики Марий Эл Шишкина В.В. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 26.04.2012 г. N 140) Глава Правительства Республики Марий Эл Л.Маркелов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2011 г. N 90 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2014 ГОДЫ" ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2014 ГОДЫ" Наименование республиканская целевая программа Программы "Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011-2014 годы" (далее - Программа) Основание для Закон Российской Федерации от разработки 10 июля 1992 года N 3266-1 Программы "Об образовании"; поручение Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 9 сентября 2010 г. Пр-2663; Закон Республики Марий Эл от 9 апреля 2001 года N 9-З "О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл"; постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл"; распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 10 декабря 2010 г. N 779-р "О создании рабочей группы по разработке республиканской целевой программы "Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011-2014 годы" Государственный Министерство образования и науки заказчик Программы Республики Марий Эл Основные Министерство образования и науки разработчики Республики Марий Эл (далее - Минобрнауки Программы Республики Марий Эл); Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее - Минэкономразвития Республики Марий Эл); Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Минпромтранс Республики Марий Эл); Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл (далее - Минсельхоз Республики Марий Эл); Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее - Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл); Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл (далее - Минлесхоз Республики Марий Эл); Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл (далее - ДГСЗН Республики Марий Эл) Основные цели создание эффективной системы Программы, профессионального образования как ресурса важнейшие целевые социально-экономического развития показатели Республики Марий Эл; обеспечение качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития республики. Основные целевые показатели: доля лиц, принятых на обучение по программам начального и среднего профессионального образования по востребованным профессиям/специальностям республиканского рынка труда; доля учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно- общественный характер управления учреждением профессионального образования; доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях профессионального образования; доля обучающихся 10-11(12) классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки; доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение по программам начального и среднего профессионального образования; доля выпускников очной формы обучения учреждений профессионального образования, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска; доля лиц, обучающихся по программам профессионального образования, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию; доля выпускников учреждений профессионального образования, прошедших сертификационные процедуры; доля подведомственных учреждений профессионального образования, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования; доля учреждений профессионального образования, в которых введена новая система оплаты труда; доля преподавателей учреждений профессионального образования, прошедших повышение квалификации по модульно-накопительной системе Основные формирование эффективной территориально- задачи отраслевой организации ресурсов системы Программы профессионального образования; развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений по обеспечению квалифицированными кадрами республиканского рынка труда; повышение привлекательности программ профессионального образования за счет качества образовательных услуг, формирования комплексной системы профессиональной ориентации молодежи, создания условий для получения дополнительных квалификаций обучающимися параллельно с освоением основной образовательной программы; развитие механизмов обеспечения качества, инновационного характера и востребованности образовательных услуг; создание республиканского сегмента системы независимой оценки качества профессионального образования при ведущей роли объединений работодателей; повышение эффективности деятельности образовательных учреждений путем внедрения и совершенствования новых финансово- экономических механизмов; совершенствование системы профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных учреждений профессионального образования Сроки 2011-2014 годы реализации Программы Перечень основных формирование эффективной территориально- мероприятий отраслевой организации ресурсов системы Программы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда; повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда; модернизация республиканской государственно- общественной системы оценки качества профессионального образования; внедрение новых финансово-экономических механизмов в республиканскую систему профессионального образования; развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования Исполнители Минобрнауки Республики Марий Эл; основных Минэкономразвития Республики Марий Эл; мероприятий Минпромтранс Республики Марий Эл; Программы Минсельхоз Республики Марий Эл; Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл; Минлесхоз Республики Марий Эл; ДГСЗН Республики Марий Эл Государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл "Научно-методический центр профессионального образования"; (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 11.05.2011 г. N 151) Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл (по согласованию); (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 11.05.2011 г. N 151) Ассоциация учреждений профессионального образования Республики Марий Эл (по согласованию); (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 11.05.2011 г. N 151) государственные учреждения профессионального образования Республики Марий Эл; (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 11.05.2011 г. N 151) федеральные государственные и негосударственные учреждения высшего и среднего профессионального образования (по согласованию); (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 11.05.2011 г. N 151) администрации муниципальных образований (по согласованию); (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 11.05.2011 г. N 151) организации (по согласованию) (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 11.05.2011 г. N 151) Объемы и источники общий объем финансирования Программы за финансирования счет средств республиканского бюджета Программы Республики Марий Эл составляет 60 000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 0 2012 год - 16 802 тыс. рублей 2013 год - 20 115 тыс. рублей 2014 год - 23 083 тыс. рублей Система организации управление реализацией Программы и управления и контроль за ходом ее выполнения контроля за осуществляет Минобрнауки Республики исполнением Марий Эл в соответствии с постановлением Программы Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл" Ожидаемые конечные социальная и бюджетная эффективность результаты Программы определяется достижением реализации сбалансированности спроса и предложения Программы рабочей силы на рынке труда, снижением риска невостребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда, повышением качества их подготовки в соответствии с потребностями инновационной экономики 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Инновационный путь развития страны предполагает опережающую модернизацию образования в условиях системных изменений в экономике и обществе. Направления модернизации всех отраслей экономики и социальной сферы Республики Марий Эл определены в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл. Основными отраслями экономики, которые формируют валовой региональный продукт, являются промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт, связь и строительство. До 2014 года в сфере промышленности запланирована реализация 70 инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению, что позволит создать в 2011-2014 годах более 4 тыс. новых рабочих мест. Приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса республики являются мясное и молочное производство, птицеводческая отрасль. В отрасли функционируют 159 сельскохозяйственных предприятий, 34 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, 1 965 крестьянских (фермерских) хозяйств. К 2014 году предполагается создание более тысячи новых рабочих мест в агропромышленном комплексе республики. Ведущими стратегическими приоритетами социально-экономического развития республики до 2014 года являются проекты по производству пищевых продуктов и сельскохозяйственной продукции, строительных материалов и нефтепродуктов. Реализация мероприятий по модернизации реального сектора экономики и социальной сферы в 2011-2014 годах позволит создать более 12 тыс. новых рабочих мест. В связи с реализацией инвестиционных проектов прогнозируется постоянное увеличение потребности в высококвалифицированных кадрах для машиностроительной отрасли, агропромышленного комплекса, строительства и других сфер экономики Республики Марий Эл. Анализ имеющихся данных и опросы работодателей показывают, что непринятие мер по существенному повышению качества и привлекательности профессионального образования может привести к тому, что средний возраст высококвалифицированных рабочих в ближайшие годы будет близок к пенсионному. В свою очередь снижение качества рабочей силы в организациях реального сектора экономики может стать фактором риска, сдерживающим развитие производительных сил республики. Изменения в технологии, системе трудовых отношений обуславливают постоянный рост профессионально-квалификационных требований к работникам со стороны работодателей. С внедрением новых технологий повышаются требования не только к уровню профессиональных, но и социальных, личностных компетенций выпускников учреждений профессионального образования. Настоящая Программа направлена на внедрение новых механизмов подготовки кадров в ситуации качественно нового уровня социально- экономического развития Республики Марий Эл, в том числе создание эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов профессионального образования, внедрение сетевых форм взаимодействия образовательных учреждений всех уровней, повышение привлекательности программ профессионального образования, создание механизмов независимой оценки качества профессионального образования, внедрение новых финансово-экономических механизмов в систему профессионального образования. В течение первого десятилетия XXI века в профессиональном образовании республики реализовано 8 программ и проектов, в числе которых наиболее значимыми являются: Программа реструктуризации системы начального профессионального образования (2005-2007 годы); проект "Оптимизация региональной системы профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда", реализованный в рамках проекта "Развитие системы образования" под руководством Национального фонда подготовки кадров (2006 год); Комплекс межведомственных мероприятий по обеспечению экономики Республики Марий Эл квалифицированными кадрами рабочих и специалистов на период до 2010 года; республиканская целевая программа "Рабочие кадры Республики Марий Эл на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 июля 2008 г. N 205. Реализация программно- целевого метода управления обусловила ряд позитивных тенденций в развитии системы профессионального образования Республики Марий Эл. Оптимизирована сеть учреждений профессионального образования, в республике функционируют: 5 учреждений начального, 25 среднего, 3 высшего профессионального образования; 6 филиалов вузов; 55 образовательных организаций. В учреждениях профессионального образования реализуются 92 программы начального, 74 среднего, 108 высшего профессионального образования, более 200 программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Меняется структура распределения бюджетных мест в учреждениях среднего и высшего профессионального образования в пользу приоритетных для социально-экономического развития специальностей. Так, контрольные цифры приема в 2010 году снизились по направлениям гуманитарного и экономического профиля на 30 процентов, в то же время сохранились объемы подготовки по востребованным экономикой республики направлениям. Разработана и внедрена новая модель многоуровневого и многопрофильного образовательного учреждения. В настоящее время 63 процента учреждений профессионального образования реализуют программы профессиональной подготовки, начального профессионального, среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. В структуру университетских комплексов входят колледжи, реализующие программы начального и среднего профессионального образования. В 2009 году государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" выиграло конкурс на участие в федеральном эксперименте по разработке программы прикладного бакалавриата по специальности "Комплексная защита информации". Профили реализуемых программ постоянно расширяются и обновляются под запросы реального производства, в среднем на одно учебное заведение приходится 13 образовательных программ, с 2007 по 2010 год разработано и введено более 30 новых основных профессиональных образовательных программ для подготовки рабочих и специалистов по востребованным видам деятельности. В 2008-2009 годах 6 учреждений профессионального образования республики стали победителями федерального конкурса на получение государственной поддержки по реализации инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта "Образование". На реализацию проектов получено из средств федерального бюджета 225 млн. рублей. Софинансирование проектов со стороны работодателей за два года составило более 100 млн. рублей. В результате реализации проектов созданы ресурсные центры, оснащенные современным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием: по строительным профессиям - на базе федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Йошкар-Олинский строительный техникум" и государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Марий Эл "Строительно- промышленный колледж" (г. Волжск); по профилю технологии машиностроения и сварочного производства - на базе федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Марийский радиомеханический техникум"; по профилю деревообработки - на базе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Марий Эл "Марийский политехнический техникум"; по профилю общественного питания и гостиничного сервиса - на базе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Марий Эл "Торгово- технологический колледж". Развивается инновационная инфраструктура высших учебных заведений. На базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" создано 5 малых инновационных предприятий для развития прикладных научных исследований, создается технопарк, на реализацию научно-исследовательских проектов в рамках федеральных конкурсов привлечено более 120 млн. рублей. В государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Марийский государственный университет" проводятся системные исследования по внедрению новых технологий в растениеводстве и животноводстве, в автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Межрегиональный открытый социальный институт" открыт Центр международной сертификации специалистов в области информационных технологий "МОСИ-IT Professional". Вместе с тем в республике актуальной остается проблема формирования эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов, низкой оплатой труда молодых специалистов. Необходимо добиться максимального сближения всех уровней профессионального образования, при этом обновление должно идти в общих координатах создания непрерывного профессионального образования как важнейшей составляющей образования в течение всей жизни. Функционирование высшей школы происходит в условиях разобщенности элементов системы непрерывного образования, наличия барьеров между уровнями образовательной системы. Несмотря на имеющиеся успехи, инновационная деятельность вузов недостаточно направлена на запросы реального сектора экономики. Для дополнительного образования взрослого населения, призванного мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной экономики и технологическую модернизацию производства, характерны отраслевая разобщенность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой. Нуждается в дальнейшем расширении практика финансирования подготовки кадров бизнесом, а также практика использования в профессиональном образовании механизмов государственно-частного партнерства. Подготовка специалистов для развивающихся высокотехнологичных секторов экономики возможна только в условиях эффективной образовательной среды и сетевого использования имеющихся образовательных ресурсов. Методика прогноза потребности рынка труда в квалифицированных кадрах с учетом социально-экономического развития республики требует доработки в части расширения участников прогнозирования и охвата уровней образования. В республике ощущается потребность в создании инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие рынка труда и системы образования, в том числе проведение исследований рынка труда и выявление потребностей экономики в трудовых ресурсах на среднесрочную перспективу, формирование и размещение на конкурсной основе государственного заказа на подготовку кадров, разработка республиканских рекомендаций по формированию вариативной части образовательных программ в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Недостаточно решена задача организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования по повышению качества подготовки рабочих кадров и специалистов. Ресурсные центры еще не стали центрами коллективного использования образовательных ресурсов, центрами распространения инновационных методик подготовки кадров для приоритетных отраслей. Предстоит сформировать эффективные модели горизонтального и вертикального сетевого взаимодействия образовательных учреждений в целях повышения специализации и концентрации образовательных ресурсов, обеспечения их коллективного использования для повышения качества профессионального образования. Сеть ресурсных центров не полностью удовлетворяет потребности инновационных предприятий агропромышленного комплекса, легкой промышленности, предприятий дорожного строительства и энергетики республики в квалифицированных кадрах. В связи с этим предстоит расширить сеть ресурсных центров на базе учреждений профессионального образования, организовать сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования, предприятий, организаций, центров занятости населения на основе государственно-частного партнерства. На базе существующих и вновь созданных ресурсных центров предстоит открыть 10 отраслевых учебных центров профессиональных квалификаций. Создание оптимальной образовательной сети позволило обеспечить доступность программ профессионального образования для различных категорий населения республики. Более 3,5 тыс. учащихся обучаются по программам начального профессионального образования; 9 тыс. студентов - по программам среднего профессионального образования; около 30 тыс. человек получают высшее образование в вузах и их филиалах. Общий контингент учащихся и студентов в учреждениях профессионального образования республики составляет более 46 тыс. человек. В 2010 году по очной форме обучения подготовлено и выпущено 7 498 человек, из них по программам начального профессионального образования - 1 757 человек, среднего профессионального образования - 2 729 человек, высшего профессионального образования - 3 012 человек. Из выпускников учреждений профессионального образования продолжили обучение на более высоком уровне 18,0 процента, призваны в ряды Российской Армии 22,6 процента, трудоустроились 49,4 процента. Образовательные учреждения проводят совместную работу с центрами занятости населения по организации стажировки выпускников, в 2010 году прошли стажировку 410 выпускников. В современных условиях происходит переориентация учреждений профессионального образования на реализацию коротких образовательных программ, обучение взрослого и незанятого населения, повышение квалификации работников, развитие и опережающее обучение персонала предприятий. Две трети учебных заведений создали структуры по работе со взрослым населением. По программам профессиональной подготовки и переподготовки в подведомственных образовательных учреждениях в 2010 году обучено 4 449 человек, что составляет 32 процента от количества обучающихся по основным образовательным программам. Вместе с тем серьезным фактором, влияющим на развитие образования, продолжает оставаться демографическая ситуация. В республике численность выпускников 11 классов за последние 10 лет сократилась на треть, обозначилась тенденция сокращения числа обучающихся в системе довузовского профессионального образования республики за счет ежегодного увеличения доли выпускников 11 классов, поступающих в вузы: в 2008 году - 66 процентов выпускников; в 2009 году - 69 процентов; в 2010 году - 75 процентов. Сократилась доля выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений, поступивших на обучение по программам начального и среднего профессионального образования, с 33,3 процента в 2006 году до 32,5 процента в 2010 году. За последние 3 года сократилась доля обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки. Так, в 2006 году доля таких обучающихся составляла 17,7 процента, а в 2010 году только 9,1 процента. Это объясняется традиционной ориентацией старшеклассников на получение вузовского образования, снижением популярности и престижности рабочего труда, устаревшими формами профориентационной работы. В общеобразовательных школах преобладающими являются математический, экономический и гуманитарный профили, технологический профиль имеют менее 10 процентов общеобразовательных школ в республике. В этих условиях необходимы меры по развитию сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования, направленные на организацию профессиональной подготовки школьников. Перед учреждениями профессионального образования стоит задача повышения привлекательности программ профессионального образования посредством совершенствования содержания, отражающих потребности экономики, пропаганды рабочих профессий, формирования новых подходов к организации профориентационной работы, апробации новых форм работы с учащимися и взрослым населением с учетом потребности в подготовке кадров, востребованных экономикой Республики Марий Эл. Реализация республиканской программы "Управление качеством профессионального образования" (2006-2010 годы) способствовала созданию системы управления качеством профессионального образования в рамках социального партнерства. Организационные структуры управления качеством включают республиканский экспертный совет по профессиональному образованию, центр мониторинга качества профессионального образования, службы управления качеством образовательных учреждений, государственно-общественные структуры по взаимодействию образовательных учреждений и работодателей. Сертифицированные системы менеджмента качества созданы во всех учреждениях высшего профессионального образования республики, более 80 процентов учреждений начального и среднего профессионального образования имеют службы управления качеством, которые организуют работу по обеспечению качества образовательного процесса в соответствии с квалификационными требованиями работодателей. Работодатели участвуют в оценке качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования, 82 процента председателей государственных аттестационных комиссий по ведущим профессиям и специальностям являются представителями предприятий и организаций реального сектора экономики. Система мониторинга качества профессионального образования включает результаты входного контроля уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся, республиканских олимпиад по общепрофессиональным предметам и дисциплинам, профессиональных конкурсов мастерства по профессиям, государственной (итоговой) аттестации обучающихся, единых контрольных работ по специальным предметам, оценку работодателей уровня профессиональной подготовки выпускников. Проведенные исследования мнений работодателей в 2008-2010 годах показали, что уровень теоретической подготовки выпускников учреждений профессионального образования, как высокий, оценивают 51 процент опрошенных, а 45 процентов считают высоким уровень сформированности практических навыков выпускников. В то же время 14 процентов работодателей не удовлетворены уровнем практических навыков выпускников. В целях мониторинга качества и эффективности деятельности учреждений профессионального образования в 2008 году проведен республиканский конкурс "Учреждение профессионального образования высокого качества". С 2009 года мониторинг качества и эффективности деятельности образовательных учреждений проводится в рабочем режиме с использованием 100 индикаторов по 12 приоритетным направлениям развития профессионального образования. Результатом этой работы являются: показатель уровня трудоустройства выпускников учреждений довузовского профессионального образования составляет 94 процента, закрепляемость выпускников по полученной профессии в течение первого года работы составляет более 50 процентов. Вместе с тем в республике не выстроена система независимой оценки качества профессионального образования. На первом этапе профессионально-общественная аккредитация образовательных программ призвана стать основной формой участия объединений работодателей и профессиональных сообществ в оценке качества профессионального образования. Профессионально-общественная аккредитация профессиональной образовательной программы представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников и их соответствие требованиям профессиональных стандартов соответствующих отраслей и видов деятельности. Основным элементом оценки личностных достижений выпускников и уровня профессиональной квалификации в будущем должна стать независимая оценка результатов обучения, то есть сертификация профессиональных квалификаций. Для ее внедрения необходимо разработать нормативную базу, республиканские профессиональные стандарты, создать и внедрить процедуры сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов. В системе профессионального образования республики создан государственно-общественный механизм управления подготовкой кадрового потенциала. При Правительстве Республики Марий Эл действует Республиканский координационный совет по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, в муниципальных образованиях созданы консультативные советы при главах администраций, на уровне образовательных учреждений - попечительские и наблюдательные советы. Этот механизм позволяет организовать взаимодействие образовательных учреждений с работодателями на всех этапах "жизненного цикла" подготовки специалиста, включая анализ рынка труда и квалификационных требований работодателей, проектирование основных образовательных программ, организацию образовательного процесса; трудоустройство и адаптацию молодых специалистов. В учреждениях профессионального образования развивается производственная деятельность мастерских, хозрасчетных участков, учебных хозяйств, оказание платных образовательных услуг. В 2010 году в учреждениях начального и среднего профессионального образования прошли подготовку, переподготовку и повышение квалификации 4 449 человек, в том числе 18 процентов обучено по договорам с предприятиями, 23 процента - с центрами занятости, 59 процентов обучено по индивидуальным договорам с гражданами. Доля привлеченных внебюджетных средств в общем объеме средств государственных учреждений увеличилась с 12 процентов в 2005 году до 18 процентов в 2010 году. Расходы на содержание учреждений профессионального образования в 2010 году увеличились по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза, затраты на одного обучающегося - в 2,6 раза. Вместе с тем недостаток финансовых ресурсов не позволил кардинально обновить учебно-материальную и производственно-техническую базу учреждений начального и среднего профессионального образования, более 70 процентов машинно-тракторного и станочного парка выработали двойной срок амортизации, не удалось добиться нормативного оснащения учебных лабораторий и мастерских. Переход на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения потребует переоснащения учебно- материальной базы для подготовки специалистов, обладающих современной профессиональной компетентностью. Отставание уровня оплаты труда работников профессионального образования от среднего уровня заработной платы в экономике республики не позволяет привлекать высококвалифицированные кадры в учреждения профессионального образования и стимулировать научно-инновационную активность педагогических работников. В связи с этим возникает необходимость создать механизм управления системой начального и среднего профессионального образования, позволяющий эффективнее использовать имеющийся ресурсный потенциал и увеличить его за счет введения нормативов бюджетного (подушевого) финансирования на оказание государственных услуг в сфере профессионального образования и введения новой системы оплаты труда. Реализация инновационных проектов обеспечивается профессионализмом руководящих и педагогических кадров. В учреждениях профессионального образования республики работают 3 114 педагогических работников, из них 193 педагога трудятся в учреждениях начального, 1 364 - среднего и 1 557 - высшего профессионального образования. Ученую степень доктора наук имеют 136 человек, ученое звание профессора- 114 человек, звание доцента - 588 человек, более 800 человек являются докторантами и аспирантами. В системе довузовского профессионального образования работает республиканский клуб аспирантов и соискателей. В республике создана система грантовой поддержки педагогических работников профессионального образования. В течение последних трех лет более 200 педагогов образовательных учреждений представили свой инновационный опыт на различных республиканских конкурсах, 76 победителей получили гранты Президента Республики Марий Эл. Вместе с тем кадровая ситуация в системе профессионального образования остается сложной. Общей для всех уровней образования является проблема старения педагогических кадров, так как 17 процентов преподавателей - это люди предпенсионного и пенсионного возраста, а доля молодых не превышает 10 процентов. Учитывая, что требования к профессиональной компетентности выпускников учреждений профессионального образования постоянно повышаются в связи с быстрым обновлением производства, необходимо модернизировать систему повышения квалификации педагогов профессиональной школы, развивать стажировку преподавателей и мастеров производственного обучения на профильных предприятиях, вводить персонифицированную и модульную систему обучения. В связи с этим возникает необходимость развивать новые актуальные направления повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования, персонифицированный и модульно - накопительный механизм повышения квалификации; гибкие и эффективные механизмы переподготовки преподавательских кадров в соответствии с требованиями перспективных рынков труда; использование современных информационных технологий, ориентированных на индивидуальные запросы педагогов. Таким образом, в системе профессионального образования Республики Марий Эл существуют проблемы, требующие комплексного решения на основе системного подхода и программно-целевого метода: 1. Недостаточное соответствие объемов, структуры и качества подготовки кадров в учреждениях профессионального образования требованиям республиканского рынка труда и основных потребителей образовательных услуг. 2. Отсутствие ресурсных центров профессионального образования для подготовки высококвалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса, электроэнергетики, швейного производства, предприятий дорожного строительства. 3. Слабое развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования. 4. Снижение престижности рабочих профессий и привлекательности программ профессионального образования среди молодежи и потребителей образовательных услуг. 5. Отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества профессионального образования. 6. Недостаточное использование новых финансово-экономических механизмов в системе профессионального образования, слабое участие работодателей в софинансировании подготовки кадров для своих нужд. 7. Низкая динамика кадрового обновления, недостаточное использование современных форм повышения квалификации и профессионального развития педагогических и руководящих кадров профессионального образования. Основные проблемы системы профессионального образования в Республике Марий Эл, затрагиваемые настоящей Программой, приведены в приложении N 1 к Программе. Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем профессионального образования республики обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также с контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основной целью Программы является создание эффективной системы профессионального образования как ресурса социально-экономического развития Республики Марий Эл и обеспечение качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного развития республики. Реализация Программы призвана способствовать повышению доступности качественных образовательных услуг, формированию эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов, развитию государственно-частного партнерства, внедрению новых финансово- экономических механизмов, созданию системы внешней независимой оценки качества подготовки выпускников, развитию кадровых ресурсов системы профессионального образования, содействию профессионально-трудовой самореализации и закрепления молодежи на предприятиях, повышению конкурентоспособности республики за счет качественного роста профессиональных кадров. С учетом нерешенных проблем и в целях создания эффективной современной модели профессионального образования в Республике Марий Эл для подготовки квалифицированных кадров в соответствии с реализацией Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 года основными задачами по развитию профессионального образования являются: прогнозирование потребности в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов с учетом реализации инновационных проектов в республике; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями республиканского рынка труда; формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования; обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств путем реализации инновационных образовательных программ и создания ресурсных центров по профессиям приоритетных отраслей экономики: сельское хозяйство, дорожное строительство, электроэнергетика, сфера обслуживания; повышение привлекательности программ профессионального образования за счет качества образовательных услуг, формирования комплексной системы профессиональной ориентации молодежи, создания условий для получения дополнительных квалификаций обучающимися параллельно с освоением основной образовательной программы; кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий; развитие механизмов обеспечения качества, создание республиканского сегмента системы независимой оценки качества профессионального образования при ведущей роли объединений работодателей; разработка содержания образовательных программ профессионального образования по специальностям и направлениям, соответствующим стратегиям социально-экономического развития республики, с учетом квалификационных требований работодателей и нового поколения образовательных стандартов; формирование сети экспертно-аналитических сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций, в том числе для инновационных отраслей экономики; повышение эффективности деятельности образовательных учреждений путем внедрения и совершенствования новых финансово-экономических механизмов; совершенствование системы профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных учреждений профессионального образования, внедрение современных форм повышения квалификации, организация стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения на базе предприятий и организаций. Таким образом, цели и задачи Программы соответствуют целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 года. При разработке Программы обеспечена преемственность ее мероприятий по отношению к республиканской целевой программе "Рабочие кадры Республики Марий Эл на 2009-2012 годы". Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2011-2014 годах. На первом этапе (2011-2012 годы) будут сформированы программные комплексные проекты развития профессионального образования, реализуемые при участии работодателей и социальных партнеров. На втором этапе (2013-2014 годы) будут завершены начатые на первом этапе программные комплексные проекты с обеспечением механизмов последовательных изменений на уровне образовательных учреждений. На этом этапе будут проработаны и внедрены модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, процедуры государственно-общественной оценки качества профессионального образования. 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед профессиональным образованием республики. Мероприятия Программы носят комплексный характер, обеспечивают общие подходы и взаимосвязь целей и задач, согласованы по срокам и ресурсам, необходимым для их осуществления. Мероприятия Программы определены исходя из приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, очередности их реализации с учетом ресурсных возможностей системы профессионального образования. Система программных мероприятий приведена в приложении N 2 к Программе и включает 5 направлений развития системы профессионального образования Республики Марий Эл. Первое направление включает формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда. В рамках данного направления предусмотрено: проведение мониторинга рынков труда и формирование прогноза потребностей экономики республики в трудовых ресурсах в соответствии со стратегическими направлениями и программами социально- экономического развития отраслей; оптимизация и повышение соответствия структуры и качества подготовки кадров потребностям рынка труда; развитие сетевого взаимодействия учреждений общего и профессионального образования, работодателей, органов службы занятости по организации системы непрерывного профессионального обучения и переподготовки; создание на базе учреждений профессионального образования ресурсных центров по подготовке кадров для приоритетных отраслей экономики республики; формирование системы подготовки кадров по программам прикладного бакалавриата; создание отраслевых учебных центров профессиональных квалификаций на базе учреждений профессионального образования; развитие механизма государственно-общественного управления профессиональным образованием. Второе направление ориентировано на повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. В рамках данного направления планируется: формирование и реализация вариативной части основных профессиональных образовательных программ на основе исследования квалификационных требований работодателей; разработка и внедрение профессиональных модулей, обеспечивающих формирование перечня востребованных профессиональных компетенций обучающихся с учетом технологической модернизации производства; организация деятельности служб и дистанционных центров по профессиональной ориентации молодежи, центров содействия трудоустройству выпускников; организация сетевого взаимодействия учреждений общего и профессионального образования; разработка и тиражирование справочно-информационных материалов о перспективных потребностях экономики в трудовых ресурсах, трудоустройстве и карьерном росте выпускников учреждений профессионального образования; проведение мастер-классов по ведущим профильным профессиям и специальностям с участием работодателей. В рамках третьего направления планируется модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования, которая включает: исследование квалификационных требований работодателей к уровню подготовки выпускников учреждений профессионального образования; создание системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и использование ее результатов при проведении процедуры государственной аккредитации и распределении государственного задания на подготовку кадров; внедрение систем менеджмента качества в учреждениях профессионального образования; развитие республиканской системы мониторинга качества профессионального образования; создание республиканского органа по сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования; организация процедуры сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений профессионального образования по приоритетным профессиям и специальностям. Четвертое направление предполагает внедрение новых финансово- экономических механизмов в республиканскую систему профессионального образования путем реализации следующих мероприятий: разработка и введение нормативной и методической базы для определения нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования и нормативных затрат на содержание имущества образовательных организаций; поэтапное введение новой системы оплаты труда в учреждениях профессионального образования; разработка механизмов формирования и распределения контрольных цифр приема на основе прогноза потребностей республиканской экономики в трудовых ресурсах; внедрение механизмов размещения государственного задания на подготовку кадров на конкурсной основе с учетом прогноза потребностей республиканской экономики в трудовых ресурсах; привлечение работодателей к размещению средств на подготовку кадров; формирование государственного задания на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников. Пятое направление предусматривает развитие кадровых ресурсов республиканской системы профессионального образования. Для этого необходимо: создание республиканской сети базовых стажерских площадок для педагогических работников учреждений профессионального образования; развитие модульно-накопительной системы повышения квалификации; организация стажировок педагогических работников на ведущих предприятиях; внедрение дистанционной формы повышения квалификации в системе профессионального образования; организация деятельности педагогических сообществ молодых ученых и исследователей; развитие системы профессиональной адаптации начинающих педагогов в учреждениях профессионального образования; внедрение нового механизма аттестации педагогических работников. 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Предполагаемый общий объем финансирования Программы составляет 60 000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 0 2012 год - 16 802 тыс. рублей 2013 год - 20 115 тыс. рублей 2014 год - 23 083 тыс. рублей. Конкретные объемы финансирования мероприятий Программы определяются при разработке и утверждении республиканского бюджета Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год и могут корректироваться в соответствии с возможностями республиканского бюджета Республики Марий Эл. Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложениях N 3-4. 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам, целям и направлениям действия исполнителей Программы. Министерство образования и науки Республики Марий Эл осуществляет общее руководство и управление реализацией Программы. Ответственными за выполнение отдельных мероприятий Программы являются органы исполнительной власти Республики Марий Эл, учреждения профессионального образования. Отбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется на основе проведения открытых конкурсов в соответствии с действующим законодательством. 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик, который определяет формы и методы управления ее реализацией в соответствии с законодательством Российской Федерации. Функцию координации взаимодействия между министерствами и ведомствами Республики Марий Эл по реализации мероприятий Программы в интересах совершенствования системы подготовки и распределения кадров для отраслей экономики выполняет Республиканский координационный совет по подготовке квалифицированных кадров рабочих и специалистов. Исполнители Программы организуют деятельность по реализации программных мероприятий, ежеквартально направляют в Министерство образования и науки Республики Марий Эл информацию о ходе выполнения Программы. Реализация ряда мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для государственных нужд. Корректировка Программы возможна при изменении государственной политики и законов в области регулирования образования, в том числе профессионального образования. Социальная значимость Программы определяется тем, что сформированный комплексный механизм управления кадровым потенциалом Республики Марий Эл позволит в среднесрочной перспективе достичь динамического равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, значительно снизить риск невостребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда, повысить уровень социальной защищенности обучающихся и работников. В экономическом аспекте реализация Программы позволит снизить непроизводительные затраты средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, населения и организаций на получение качественного профессионального образования, а также создать условия для перевода экономики республики на инновационный путь развития путем упреждающего создания необходимого для этого кадрового потенциала. Оценка хода выполнения Программы осуществляется на основании отчетов исполнителей Программы о выполнении ее мероприятий и расходовании средств на их реализацию. Целевые индикаторы и показатели Программы, позволяющие оценить ход ее реализации по годам, приведены в приложении N 5 к Программе. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к республиканской целевой программе "Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011-2014 годы" ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ, ЗАТРАГИВАЕМЫЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2014 ГОДЫ" ----T----------------------------------T----------T--------------------------------------------------- ¦ Наименование, краткое ¦ Единица ¦ Количественная характеристика проблемы ¦ описание проблемы ¦измерения ¦ ¦ ¦ +-----------T------------T------------T------------- ¦ ¦ ¦значение в ¦в среднем по¦в среднем по¦в Удмуртской ¦ ¦ ¦Республике ¦Приволжскому¦ России ¦ Республике ¦ ¦ ¦ Марий Эл ¦федеральному¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ округу ¦ ¦ ----+----------------------------------+----------+-----------+------------+------------+------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ----+----------------------------------+----------+-----------+------------+------------+------------- 1. Соответствие подготовки рабочих процентов 31,0 34,1 - 37,2 кадров потребностям республиканс- кого рынка труда (доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих на обучение по про- граммам начального и среднего про- фессионального образования) 2. Снижение популярности и престижно- человек 77,12 114,16 105,75 110,84 сти рабочих профессий (численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования на 10 тыс. населения) 3. Подготовка квалифицированных спе- единиц 6,0 - - 8,0 циалистов для высокотехнологичных производств (количество ресурсных центров на базе учреждений профес- сионального образования, оснащен- ных высокотехнологичным оборудова- нием) 4. Введение новых финансово-экономи- ческих механизмов в систему про- фессионального образования: количество учреждений начального единиц - 390 1426 29 профессионального образования, пе- решедших на новую систему оплаты труда количество учреждений среднего -//- - 328 953 18 профессионального образования, пе- решедших на новую систему оплаты труда 5. Обновление кадрового состава процентов 7,9 12,49 12,51 10,53 учреждений профессионального обра- зования (доля преподавателей госу- дарственных образовательных учреж- дений среднего профессионального образования со стажем работы до 5 лет в общей численности преподава- телей) 6. Средняя номинальная начисленная рублей 10 019 11 354 12 599 12 080 заработная плата мастеров произ- водственного обучения в учреждени- ях начального профессионального образования (по данным за 2009 год) 7. Повышение профессиональной квали- процентов 4,42 7,96 9,24 фикации педагогических работников (доля мастеров производственного обучения в учреждениях професси- онального образования, имеющих производственную квалификацию выше установленной выпускникам) ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к республиканской целевой программе "Комплексное развитие профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011-2014 годы" СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 11.05.2011 г. N 151) ------T--------------------------T------------T-----------------T--------------T------------------------ ¦ Наименование мероприятий ¦ Объемы ¦Ответственный ис-¦Срок исполне- ¦ Ожидаемые ¦ ¦финансирова-¦ полнитель ¦ ния ¦ качественные, ¦ ¦ ния ¦ ¦ ¦ количественные и ¦ ¦мероприятий ¦ ¦ ¦ стоимостные эффекты ¦ ¦ (тыс. руб- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лей) ¦ ¦ ¦ ------+--------------------------+------------+-----------------+--------------+------------------------ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ------+--------------------------+------------+-----------------+--------------+------------------------ 1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных рынков труда 1.1. Мониторинг рынков труда и Минэкономразвития 2011-2014 гг. определение текущих и формирование прогноза по- Республики перспективных потребно- требностей экономики ре- Марий Эл, стей организаций в кад- спублики в трудовых ресур- Минпромтранс рах в соответствии с сах в соответствии со Республики республиканскими целе- стратегическими направле- Марий Эл, выми программами ниями и программами социально-экономического Минлесхоз развития отраслей эконо- Республики мического развития респуб- Марий Эл, лики, республиканскими це- Минсельхоз левыми программами и инве- Республики стиционными проектами Марий Эл, Минстрой и ЖКХ Республики Марий Эл, ДГЗСН Республики Марий Эл 1.2. Анализ соответствия сущес- Минобрнауки 2011-2014 гг. определение степени твующих объемов и структу- Республики соответствия системы ры подготовки рабочих и Марий Эл, профессионального об- специалистов по программам государственные разования перспективам профессионального образо- учреждения развития экономики Ре- вания потребностям эконо- профессионального спублики Марий Эл мики Республики Марий Эл в образования трудовых ресурсах Республики Марий Эл, федеральные государственные и негосударственные учреждения высшего и среднего профессионального образования (по согласованию) 1.3. Оптимизация и повышение Минобрнауки 2011-2014 гг. увеличение доли лиц, соответствия структуры и Республики принятых на обучение качества подготовки кадров Марий Эл, по программам потребностям рынка труда государственные начального и среднего учреждения профессионального профессионального образования, по образования востребованным Республики профессиям Марий Эл и специальностям, до 92 % 1.4. Разработка нормативных Минобрнауки 2011 год развитие сетевого правовых актов Республики Республики взаимодействия Марий Эл по развитию меха- Марий Эл государственных низмов сетевого учреждений взаимодействия профессионального государственных учреждений образования профессионального образо- Республики Марий Эл вания Республики Марий Эл 1.5. Создание на базе государс- 46 676,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. повышение уровня про- твенных учреждений профес- Республики фессиональной компе- сионального образования Марий Эл, тентности выпускников Республики Марий Эл ре- Минпромтранс государственных учреж- сурсных центров по под- Республики дений профессионально- готовке высококвалифициро- Марий Эл, го образования Респуб- ванных рабочих и специали- Минсельхоз лики Марий Эл, обеспе- стов для приоритетных от- Республики чение организаций в раслей экономики республи- Марий Эл Республике Марий Эл ки: агропромышленный ком- высококвалифицирован- плекс; электроэнергетика; ными кадрами сфера обслуживания; дорож- ное строительство 1.6. Развитие системы партнерс- Минобрнауки 2011-2014 гг. увеличение доли ких отношений по вопросам Республики представителей подготовки кадров между Марий Эл, реального сектора учреждениями государственные экономики в составе профессионального образо- учреждения преподавателей вания и работодателями профессионального специальных образования дисциплин и мастеров Республики производственного Марий Эл, обучения федеральные в государственных государственные и учреждениях негосударственные профессионального учреждения образования высшего Республики и среднего Марий Эл до 15 % профессионального образования (по согласованию), организации (по согласованию) 1.7. Формирование системы под- Минобрнауки 2012-2013 гг. обеспечение подготовки готовки кадров по програм- Республики специалистов для высо- мам прикладного бакалаври- Марий Эл, котехнологичных произ- ата государственные водств учреждения профессионального образования Республики Марий Эл, федеральные государственные и негосударственные учреждения высшего и среднего про- фессионального образования (по согласованию) 1.8. Создание учебных центров 1 800,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. увеличение доли лиц, профессиональных квалифи- Республики обучающихся каций на базе государс- Марий Эл по сокращенным твенных учреждений про- программам фессионального образова- профессионального ния Республики Марий Эл образования по реализации сокращенных программ профессионально- го образования по востре- бованным профессиям, спе- циальностям 1.9. Разработка и реализация Минобрнауки 2011-2014 гг. повышение доли программ опережающего Республики доходов обучения в соответствии с Марий Эл, государственных потребностями рынка труда ДГСЗН учреждений в Республике Марий Эл Республики профессионального Марий Эл, образования государственные Республики Марий Эл учреждения от реализации профессионального программ повышения образования квалификации Республики и профессиональной Марий Эл, подготовки в общем организации объеме внебюджетных (по согласованию) средств до 62 % 1.10. Развитие механизма госу- Минобрнауки 2011-2014 гг. увеличение доли госу- дарственно-общественного Республики дарственных учреждений управления профессиональ- Марий Эл, профессионального об- ным образованием Ассоциация разования Республики учреждений Марий Эл, имеющих ор- профессионального ганы общественно-госу- образования дарственного управле- Республики ния Марий Эл в учреждениях профес- (по согласова- сионального образова- нию), ния, до 100 % государственные учреждения профессионального образования Республики Марий Эл, федеральные государственные и негосударственные учреждения высшего и среднего профессионального образования (по согласованию), организации (по согласованию) 1.11. Создание межмуниципальных Минобрнауки 2011-2012 гг. привлечение социальных координационных советов Республики партнеров к участию в при главах администраций Марий Эл, подготовке кадров муниципальных образований Ассоциация по вопросам подготовки учреждений квалифицированных рабочих, профессионального специалистов образования Республики Марий Эл (по согласованию), государственные учреждения профессионального образования Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) 2. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда 2.1. Формирование и реализация 1 210,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. формирование нового вариативной части основных Республики качества результатов профессиональных образова- Марий Эл подготовки специалис- тельных программ тов на основе исследования в соответствии с требо- квалификационных требова- ваниями регионального ний работодателей рынка труда 2.2. Разработка и реализация Минобрнауки 2011-2014 гг. расширение спектра гибких учебных программ Республики образовательных для дополнительного про- Марий Эл, программ фессионального образова- ГОУ Республики дополнительного ния, профессиональной под- Марий Эл "Научно- профессионального готовки, переподготовки и методический образования повышения квалификации центр професси- взрослого населения с онального образо- участием объединений рабо- вания", тодателей государственные учреждения профессионального и дополнительного образования Республики Марий Эл 2.3. Разработка и внедрение 189,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. обеспечение профессиональных модулей, Республики вариативности обеспечивающих формирова- Марий Эл образовательных ние перечня востребованных программ профессиональных компетен- при реализации ций обучающихся с учетом федеральных технологической модерниза- государственных ции производства образовательных стандартов 2.4. Организация деятельности Минобрнауки 2011-2014 гг. координация республиканского координа- Республики деятельности ционного совета по профо- Марий Эл, ДГСЗН субъектов риентационной работе Республики профориентационной Марий Эл, работы ГОУ Республики Марий Эл "Научно- методический центр професси- онального образо- вания", Ассоциация учреждений профессионального образования Ре- спублики Марий Эл (по согласованию) 2.5. Организация деятельности 535,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. повышение доступности служб и дистанционных цен- Республики профориентационных тров по профессиональной Марий Эл услуг для населения ориентации молодежи, цен- тров содействия трудо- устройству выпускников 2.6. Развитие деятельности Минобрнауки 2011-2014 гг. повышение доли выпу- служб маркетинга и центров Республики скников учреждений про- содействия трудоустройству Марий Эл, фессионального образо- выпускников в учреждениях государственные вания очной формы обу- профессионального образо- учреждения чения, трудоустроивших- вания профессионального ся не позднее 1 года образования после выпуска, до 96 % Республики Марий Эл, федеральные государственные и негосударственные учреждения высше- го и среднего профессионального образования (по согласованию) 2.7. Мониторинг трудоустройс- 200,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. создание тва, социально-професси- Республики республиканской базы ональной адаптации выпу- Марий Эл, данных по трудо- скников учреждений профес- ДГСЗН устройству и социально- сионального образования Республики профессиональной адап- Марий Эл тации выпускников 2.8. Организация сетевого вза- Минобрнауки 2011-2014 гг. увеличение доли имодействия учреждений об- Республики учащихся щего и профессионального Марий Эл, общеобразовательных образования Республики Ма- государственные школ, освоивших рий Эл общеобразователь- программы ные учреждения профессиональной Республики подготовки, до 10 % Марий Эл, муниципальные общеобразователь- ные учреждения Республики Марий Эл (по согласованию), государственные учреждения профессионального образования Республики Марий Эл 2.9. Разработка и тиражирование 900,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. информирование населе- справочно-информационных Республики ния о рынке труда и материалов о перспективных Марий Эл, рынке образовательных потребностях экономики в ДГСЗН услуг трудовых ресурсах, трудо- Республики устройстве и карьерном Марий Эл росте выпускников учрежде- ний профессионального об- разования 2.10. Проведение мастер-классов 300,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. повышение престижа, ра- по профессиям и специаль- Республики бочих профессий и спе- ностям, востребованным на Марий Эл, циальностей, развитие рынке труда, с участием ГОУ Республики взаимодействия с рабо- работодателей Марий Эл "Научно- тодателями методический центр професси- онального образо- вания", Ассоциация учреждений профессионального образования Республики Марий Эл (по согласованию), государственные учреждения профессионального образования Республики Марий Эл, организации (по согласованию) 2.11. Разработка и внедрение 180,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. увеличение доли выпу- элективных модульных про- Республики скников общеобразовате- грамм для школьников по Марий Эл льных учреждений, по- введению в профессию, кур- ступивших на обучение сов по планированию про- по программам начально- фессиональной карьеры го и среднего професси- онального образования, до 33 % 3. Модернизация республиканской государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования 3.1. Исследование квалификаци- 300,0 Минобрнауки 2012-2014 гг. формирование системы онных требований работода- Республики критериев телей к уровню подготовки Марий Эл, для процедуры выпускников учреждений ГОУ Республики сертификации профессионального образо- Марий Эл "Научно- квалификаций на вания методический основе интеграции центр требований профессионального профессиональных образования", Торгово- стандартов промышленная и федеральных палата Республики государственных Марий Эл образовательных (по согласованию) стандартов 3.2. Создание системы профес- Минобрнауки 2012-2013 гг. увеличение доли лиц, сионально-общественной ак- Республики обучающихся по програм- кредитации образовательных Марий Эл, мам начального, средне- программ и использование Минстрой и ЖКХ го и высшего ее результатов при прове- Республики профессионального обра- дении процедуры государс- Марий Эл, зования, прошедших про- твенной аккредитации и Минсельхоз фессионально-обществен- распределении государс- Республики ную аккредитацию, твенного задания на подго- Марий Эл, до 25 % товку кадров Минпромтранс Республики Марий Эл, Минлесхоз Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл, объединения работодателей (по согласова- нию), федеральные государственные и негосударственные учреждения высшего и среднего профессионального образования (по согласованию), Торгово-промыш- ленная палата Ре- спублики Марий Эл (по согласованию) 3.3. Формирование республиканс- Минобрнауки 2013-2014 гг. обеспечение условий для кого реестра образователь- Республики независимой оценки ка- ных программ, прошедших Марий Эл, чества профессионально- профессионально-обществен- ГОУ Республики го образования ную аккредитацию Марий Эл "Научно- методический центр профессионального образования", федеральные государственные и негосударственные учреждения высшего и среднего профессионального образования (по согласованию), Торгово- промышленная палата Республики Марий Эл (по согласованию) 3.4. Развитие службы управления Минобрнауки 2011-2014 гг. повышение качества качеством и внедрение сис- Республики подготовки тем менеджмента качества Марий Эл, выпускников Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|