Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 29.12.2008 № 612

 

 

 

 

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО
                         РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

                    от 29 декабря 2008 года N 612
                              г.Саранск

 

                                       Утратило силу - Постановление 

                                     Правительства Республики Мордовия

                                           от 08.08.2016 № 409

 

                     Об утверждении Региональных
                    нормативов градостроительного
                  проектирования Республики Мордовия

 

     (В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия

                       от 12.04.2010 г. N 161)

 

 

     В соответствии с  частью 5 статьи  24 Градостроительного  кодекса
Российской Федерации, пунктом 7 статьи 2 Закона Республики Мордовия от
3  мая   2007  г.   N 40-З      разграничении   полномочий   органов
государственной   власти   Республики   Мордовия   по    регулированию
градостроительной  деятельности  на  территории  Республики  Мордовия"
Правительство Республики Мордовия

 

                            постановляет:

 

     1. Утвердить       прилагаемые       Региональные       нормативы
градостроительного проектирования Республики Мордовия.
     2. Настоящее  постановление  вступает   в   силу   со   дня   его
официального опубликования.

 

 

     Председатель Правительства
     Республики Мордовия                                     В. Волков

 

 

     
     Утверждены
     постановлением Правительства
     Республики Мордовия
     от 29 января 2008 года N 612

 

                        РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ
        ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

     (В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия

                       от 12.04.2010 г. N 161)

 

                               ВВЕДЕНИЕ

 

     Настоящие региональные        нормативы        градостроительного
проектирования  Республики  Мордовия  (далее  нормативы) разработаны в
соответствии с законодательством  Российской  Федерации  и  Республики
Мордовия.
     По вопросам,  не рассматриваемым в настоящих нормативах,  следует
руководствоваться   законами  и  нормативно-техническими  документами,
действующими на  территории  Российской  Федерации  в  соответствии  с
требованиями   Федерального  закона  от  27.12.2002  г.   N 184-ФЗ  
техническом регулировании" (с дополнениями и изменениями).  При отмене
и/или  изменении действующих нормативных документов,  в том числе тех,
на которые дается ссылка в настоящих нормах, следует руководствоваться
нормами, вводимыми взамен отмененных.
     Утверждение нормативов   осуществляется    в    соответствии    с
требованиями Положения о республиканских нормативах градостроительного
проектирования  Республики   Мордовия,   утвержденных   постановлением
Правительства Республики Мордовия от 28 июня 2007 г. N 299.
     Разработка и  утверждение  местных   (муниципальных)   нормативов
градостроительного  проектирования  в соответствии с Градостроительным
кодексом  Российской  Федерации  (пункт  6  статьи  24)  должны   быть
выполнены   с   учетом  особенностей  населенных  пунктов  в  границах
муниципальных образований.
     Нормативы градостроительного    проектирования,    принятые    на
муниципальном  уровне,  не  могут  содержать   минимальные   расчетные
показатели   обеспечения   благоприятных   условий   жизнедеятельности
человека ниже,  чем  расчетные  показатели  обеспечения  благоприятных
условий   жизнедеятельности   человека,   содержащиеся   в   настоящих
нормативах.
     Настоящие нормативы     обязательны     для     всех    субъектов
градостроительной деятельности,  осуществляющих свою  деятельность  на
территории      Республики      Мордовия,     независимо     от     их
организационно-правовой формы.

 

                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

                 1.1. Назначение и область применения

 

     1.1.1. Настоящие  нормативы   распространяются   на   планировку,
застройку   и  реконструкцию  территорий  городского  округа  Саранск,
городских и сельских  поселений  Республики  Мордовия  в  пределах  их
границ, в том числе резервных территорий.
     Настоящие нормативы  применяются  при  подготовке,  согласовании,
экспертизе,   утверждении  и  реализации  документов  территориального
планирования   (схем   территориального   планирования   муниципальных
районов,  генеральных  планов  городских округов и поселений) с учетом
перспективы развития городских округов и поселений Республики Мордовия
и  входящих  в их состав населенных пунктов,  а также используются для
принятия  решений   органами   государственной   власти   и   местного
самоуправления, органами контроля и надзора.
     1.1.2. Нормативы  содержат   минимальные   расчетные   показатели
обеспечения  благоприятных  условий  жизнедеятельности человека (в том
числе  объектами  социального   и   коммунально-бытового   назначения,
доступности   таких   объектов   для  населения  (включая  инвалидов),
объектами инженерной  инфраструктуры,  благоустройства  территории)  и
направлены на:
     - устойчивое развитие территорий городских округов и поселений  с
учетом  статуса  населенных  пунктов,  их  роли  и особенностей систем
расселения и формирования Саранской агломерации;
     - укрепление  сложившейся  системы  развития  населенных  пунктов
Мордовии путем развития железнодорожного,  автомобильного и воздушного
транспорта,     являющихся    основными    связующими    направлениями
экономического развития Мордовии с соседними регионами;
     - активное  развитие Саранской агломерации и периферии территорий
городских округов и городских поселений на основе  развития  процессов
субурбанизации (формирование поселений в составе Саранской агломерации
и городских округов и поселений на основе расселения  части  населения
на территориях малоэтажного жилищного строительства);
     - рациональное  использование  природных   ресурсов,   сохранение
природно-рекреационного  потенциала  городских  округов  и поселений и
природных (зеленых) зон,  благоприятной  экологической  обстановки,  а
также  сохранение  и возрождение объектов культурного наследия и особо
охраняемых  природных  комплексов   в   целях   дальнейшего   развития
туристско-рекреационной привлекательности Республики Мордовия
     - обеспечение определенных законодательством Российской Федерации
и     Республики     Мордовия     социально-гарантированных    условий
жизнедеятельности  населения,   создание   условий   для   привлечения
инвестиций в ходе реализации документов территориального планирования.
     1.1.3. При разработке  документов  территориального  планирования
городских   округов   и   поселений  Республики  Мордовия  графические
материалы  рекомендуется  выполнять  в  масштабах  в  соответствии   с
приложением 21 настоящих нормативов.

 

                      1.2. Термины и определения

 

     1.2.1. Основные  термины и определения,  используемые в настоящих
нормативах, приведены в справочном приложении 1.

 

               1.3. Перечень нормативных правовых актов

 

     1.3.1. Перечень нормативных правовых актов Российской  Федерации,
нормативных  правовых  актов  Республики  Мордовия,  используемых  при
разработке нормативов, приведен в справочном приложении 2.

 

           1.4. Общая организация и зонирование территории
                    городских округов и поселений

 

     1.4.1. Территория  Республики  Мордовия  общей площадью 26,1 тыс.
кв.  км как субъект Российской Федерации делится на 452  муниципальных
образований, в том числе: 1 городской округ и 22 муниципальных района,
в границах которых расположены 17 городских и 412 сельских поселений.
     1.4.2. При определении перспектив развития и планировки городских
округов и  поселений  на  территории  Республики  Мордовия  необходимо
учитывать:
     - численность населения на прогнозируемый период;
     - местоположение   округов   и  поселений  в  системе  расселения
республики и муниципальных районов;
     - социально-экономическую   специализацию   и   роль   округов  и
поселений  в  системе  формируемых  центров   обслуживания   населения
(республиканского, межрайонного, районного и местного уровня);
     - историко-культурное значение городских округов и  поселений,  а
также населенных пунктов на их территориях;
     - прогноз социально-экономического развития территории.
     1.4.3. С  учетом  показателей демографической ситуации Республики
Мордовия, приведенных в таблице 1, проектная численность населения для
расчетных показателей принимается по состоянию на 1 января 2007 года.

 

                                                             Таблица 1
|———————————————————|————————————————————————————————————————————————|
|   Наименование    |           Фактическая численность по годам     |
|                   |——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|
|                   | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
|———————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|
|Численность        | 908,1| 897,1| 886,2| 876,1| 866,6| 856,8| 847,6|
|населения, тыс.    |      |      |      |      |      |      |      |
|чел.               |      |      |      |      |      |      |      |
|———————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|
|Естественная убыль |   7,2|   7,8|   7,7|   7,1|   7,4|   6,6|   5,6|
|населения, тыс.    |      |      |      |      |      |      |      |
|чел.               |      |      |      |      |      |      |      |
|———————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|
|Коэффициент        |  -7,9|  -8,7|  -8,7|  -8,1|  -8,5|  -7,8|  -6,6|
|естественной убыли,|      |      |      |      |      |      |      |
|на 1000 чел.       |      |      |      |      |      |      |      |
|———————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|

 

     1.4.4. Городские округа, поселения и их административные центры в
зависимости  от  проектной  численности  населения  на  прогнозируемый
период подразделяются на группы в соответствии с таблицей 2.

 

                                                             Таблица 2
|——————————————————————|—————————————————————————————————————————————|
|   Группы городских   |           Население (тыс. человек)          |
| округов и поселений  |———————————————————————|—————————————————————|
|                      |  Городские округа и   | Сельские населенные |
|                      |  городские поселения  |       пункты*       |
|——————————————————————|———————————————————————|—————————————————————|
|Крупные               |   Свыше 250 до 1000   |      Свыше 3        |
|——————————————————————|———————————————————————|—————————————————————|
|Большие               |   Свыше 100 до 250    |    Свыше 1 до 3     |
|——————————————————————|———————————————————————|—————————————————————|
|Средние               |    Свыше 50 до 100    |   Свыше 0,2 до 1    |
|——————————|———————————|———————————————————————|—————————————————————|
|Малые     |I          |    Свыше 20 до 50     |       До 0,2        |
|——————————|———————————|———————————————————————|—————————————————————|
|          |II         |    Свыше 10 до 20     |                     |
|——————————|———————————|———————————————————————|—————————————————————|
|          |III        |     Свыше 3 до 10     |                     |
|——————————|———————————|———————————————————————|—————————————————————|

 

     Типологическая характеристика  городских  округов   и   городских
поселений  по  численности  населения  и  по  их  значению  в  системе
расселения Республики Мордовия приведена в справочном приложении 3.
     1.4.5. Историко-культурное значение городских округов и поселений
определяется как количеством объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры),  так и их статусом (всемирного,  федерального или
республиканского значения).
     Историко-культурный потенциал   городских   округов   и   районов
Республики Мордовия приведен в справочном приложении 4.
     1.4.6. Развитие городских округов и поселений Республики Мордовия
следует  осуществлять   на   основании   документов   территориального
планирования  с учетом нормативно-технических,  нормативных,  правовых
актов в области градостроительства республиканского  и  муниципального
уровней.
     Общая потребность в территории для развития городских  округов  и
поселений,  включая  резервные  территории,  определяется на основании
документов территориального планирования (генеральных планов городских
округов и поселений).
     1.4.7. Возможные направления территориального развития населенных
пунктов, входящих в состав городских округов и поселений, определяется
их  генеральными  планами,  а   также   документами   территориального
планирования республиканского и муниципального уровней.
     1.4.8. Порядок изменения границ  городских  округов  и  поселений
определяется    градостроительным    и   земельным   законодательством
Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Республики
Мордовия.
     1.4.9. Общая  организация  и  зонирование  территорий   городских
округов и поселений должны исходить из:
     - комплексной оценки имеющихся территориальных, водных, трудовых,
топливно-энергетических,   санитарно-гигиенических   и   рекреационных
ресурсов  и  выполненных  на   ее   основе   сравнительных   вариантов
планировочных решений;
     - оценки экологического состояния окружающей среды и прогнозов ее
изменения;
     - анализа  тенденций  развития  экономической   базы,   изменения
социально-демографической  ситуации  и  развития  сферы обслуживания с
учетом систем расселения  на  территории  республики  и  муниципальных
районов;
     - выявления   первоочередных    и    перспективных    социальных,
экономических и экологических проблем.
     При этом необходимо учитывать:
     - возможности  развития городских округов,  городских поселений и
населенных пунктов в составе  сельских  поселений  за  счет  имеющихся
территориальных  (резервных  территорий)  и  других  ресурсов с учетом
выполнения требований природоохранного законодательства;
     - возможность  повышения  интенсивности  использования территорий
(за  счет  увеличения  плотности  застройки)  в  границах   населенных
пунктов, в том числе за счет реконструкции и реорганизации сложившейся
застройки.
     1.4.10. При  планировке  городских округов и поселений необходимо
предусматривать зонирование их территорий с установлением  регламентов
использования,  а  также  выделением  зон особого градостроительного и
специального регулирования.
     По функциональному  использованию  территории городских округов и
поселений   подразделяются   на   селитебные,    производственные    и
ландшафтно-рекреационные.
     Селитебная территория  предназначена:  для  размещения  жилищного
фонда,    общественных    зданий    и    сооружений,   в   том   числе
научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных
коммунальных   и   промышленных   объектов,  не  требующих  устройства
санитарно-защитных  зон;   для   устройства   путей   внутригородского
сообщения,  улиц,  площадей,  парков,  садов,  бульваров и других мест
общего пользования.
     Производственная территория    предназначена    для    размещения
промышленных предприятий  и  связанных  с  ними  объектов,  комплексов
научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских
объектов,  сооружений  внешнего  транспорта,  путей  внегородского   и
пригородного сообщений.
     Ландшафтно-рекреационная территория  включает   городские   леса,
лесопарки,  лесозащитные  зоны,  водоемы,  земли сельскохозяйственного
использования и другие угодья,  которые совместно с  парками,  садами,
скверами   и   бульварами,   размещаемыми  на  селитебной  территории,
формируют систему открытых пространств.
     1.4.11. В    пределах    указанных    территорий   в   результате
градостроительного     зонирования      устанавливаются      следующие
территориальные зоны:
     - жилые;
     - общественно-деловые;
     - производственные;
     - инженерной и транспортной инфраструктур;
     - сельскохозяйственного использования;
     - рекреационного назначения;
     - особо охраняемых территорий;
     - специального назначения;
     - размещения военных объектов;
     - иные виды территориальных зон.
     1.4.12. Помимо  предусмотренных  территориальных   зон   органами
местного    самоуправления    могут    устанавливаться    иные    виды
территориальных  зон,  выделяемые  с  учетом  функциональных   зон   и
особенностей  использования земельных участков и объектов капитального
строительства.
     В состав  территориальных  зон в соответствии с градостроительным
законодательством  могут  включаться  зоны  застройки   и   размещения
различных   по   назначению   объектов   капитального   строительства,
соответствующих    функциональной    ориентации,    при     соблюдении
санитарно-гигиенических,   экологических,   противопожарных   и   иных
требований.
     1.4.13. В  территориальных  зонах  могут  выделяться  территории,
особенности использования которых определяются с  учетом  ограничений,
установленных    земельным   и   градостроительным   законодательством
Российской Федерации, законодательством об охране объектов культурного
наследия, иными федеральными законами.
     1.4.14. Состав   территориальных   зон,   а   также   особенности
использования    их    земельных   участков   определяются   правилами
землепользования и застройки городских округов и  поселений  с  учетом
ограничений, установленных федеральными, республиканскими нормативными
правовыми актами, а также настоящими нормативами.
     1.4.15. Границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
     - функциональных  зон   и   параметров   планируемого   развития,
определенных  генеральными  планами  городских округов и поселений,  с
учетом требований настоящих нормативов;
     - сложившейся     планировки     территории    и    существующего
землепользования;
     - планируемых  изменений  границ  земель  различных  категорий  в
соответствии   с   документами   территориального    планирования    и
документацией по планировке территории;
     - предотвращения   возможности    причинения    вреда    объектам
капитального строительства, расположенных на смежных участках.
     Границы территориальных зон могут устанавливаться по
     - линиям магистралей, улиц, проездов, пешеходных путей;
     - красным линиям;
     - границам земельных участков;
     - границам   населенных   пунктов   в   пределах    муниципальных
образований;
     - границам муниципальных образований;
     - естественным границам природных объектов;
     - иным границам.
     Границы зон  с  особыми  условиями  функционального использования
территорий,  границы   территорий   объектов   культурного   наследия,
устанавливаемые   в   соответствии   с   законодательством  Российской
Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
     1.4.16. Границы   улично-дорожной   сети   городских   округов  и
поселений обозначены красными линиями, которые отделяют эти территории
от других территориальных зон.
     Размещение объектов капитального строительства в пределах красных
линий на участках улично-дорожной сети не допускается.
     1.4.17. Для  коммуникаций  и   сооружений   внешнего   транспорта
(железнодорожного,      автомобильного,      водного,      воздушного,
трубопроводного)  устанавливаются  границы  полос  отвода,  санитарные
разрывы, санитарные полосы отчуждения.
     Режим использования территорий  в  пределах  отвода  определяется
федеральным   законодательством  и  настоящими  нормативами  и  должен
обеспечивать      безопасность      функционирования      транспортных
коммуникационных объектов.
     1.4.18. Для территорий,  подлежащих застройке,  документацией  по
планировке  территории  устанавливаются линии застройки,  определяющие
размещение зданий и сооружений с отступом от красных  линий  или  иных
границ  транспортной  и инженерной инфраструктуры,  границ прилегающих
территориальных зон, а также границ внутриквартальных участков.
     1.4.19. При   составлении   баланса  существующего  и  проектного
использования территорий  городских  округов  и  поселений  необходимо
принимать зонирование, установленное в п.1.4.11 настоящих нормативов.
     В составе баланса использования земель необходимо выделять  земли
государственной   собственности   (федерального   и   республиканского
значения),  муниципальной  собственности  и  частной  собственности  в
соответствии с данными соответствующих кадастров.
     В состав основных территорий общего  пользования  входят  местные
улицы,  дороги,  проезды,  скверы,  сады,  бульвары,  водоемы и другие
территории,  предназначенные для удовлетворения общественных интересов
населения  и  отнесенные  по  земельному  законодательству  Российской
Федерации к землям общего пользования.
     Зонирование и  примерная  форма  баланса  территории  в  границах
городских округов и городских поселений,  а также населенных  пунктов,
входящих   в  состав  сельских  поселений  приведены  в  рекомендуемом
приложении 5.
     1.4.20. Планировочное    структурное    зонирование    территории
городских округов и поселений должно предусматривать:
     - взаимосвязь  территориальных  зон  и  структурных планировочных
элементов (жилых районов, микрорайонов (кварталов), участков отдельных
зданий и сооружений);
     - доступность объектов,  расположенных  на  территории  городских
округов и поселений в пределах нормативных затрат времени, в том числе
беспрепятственный  доступ  инвалидов  и  других  маломобильных   групп
населения  к  объектам  жилой,  социальной,  транспортной и инженерной
инфраструктур в соответствии с требованиями;
     - эффективное    использование    территории    с    учетом    ее
градостроительной ценности,  плотности застройки,  размеров  земельных
участков;
     - организацию системы общественных центров  городских  округов  и
поселений   в   увязке   с   транспортно-коммуникационными   узлами  и
градостроительными    решениями,    обусловленными    соответствующими
системами расселения;
     - сохранение   объектов   культурного   наследия,    исторической
планировки и застройки;
     - сохранение и развитие природного комплекса городских округов  и
поселений,  в  том  числе  природно-рекреационной  системы пригородных
(зеленых) зон;
     - создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения.
     1.4.21. Планировочную организацию территорий сельских поселений и
системы населенных пунктов, входящих в их состав следует проектировать
в увязке с хозяйственно-экономическими и социальными  интересами  всех
собственников и пользователей земли.
     При этом необходимо предусматривать меры по  охране  и  улучшению
природной  среды  при  максимальном  сохранении особенностей сельского
ландшафта;       развитию       культурно-бытового       обслуживания,
дорожно-транспортной   сети   и   инженерного   обеспечения   сельских
поселений.
     Размещение всех   видов   капитального   строительства   в  зонах
сельскохозяйственного   использования   допускается   производить    в
соответствии  с утвержденными генеральными планами поселений,  схемами
землеустройства муниципальных районов и проектами внутрихозяйственного
землеустройства   сельскохозяйственных   организаций   при  соблюдении
режимов  особого  и  специального   градостроительного   регулирования
использования   территории,   устанавливаемых   на  республиканском  и
муниципальном уровне.

 

                        1.5. Пригородные зоны*
     _________________________
     * Нормы,  приведенные   в   разделе   1.5.   "Пригородные   зоны"
применяются  с момента приведения к единой нормативной базе Земельного
кодекса Российской Федерации,  Градостроительного  кодекса  Российской
Федерации  и  Федерального  закона  "Об  общих  принципах  организации
местного  самоуправления  в  Российской  Федерации"  от  6.10.2003  г.
N 131-ФЗ.

 

     1.5.1. В состав пригородных зон включаются земли,  находящиеся за
пределами   границы   городских   округов   и   городских   поселений,
составляющие   с  городским  округом,  поселением  единую  социальную,
природную и хозяйственную территорию.
     1.5.2. Границы  и  правовой  режим пригородных зон утверждаются и
изменяются законодательством Республики Мордовия.
     1.5.3. В  пригородных  зонах могут выделяться резервные земли для
развития городских округов  и  поселений,  зеленые  зоны,  выполняющие
санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

 

                         Резервные территории

 

     1.5.4. Резервные   территории   необходимо   предусматривать  для
перспективного  развития  городских  округов  и  городских   поселений
Республики  Мордовия на территориях пригородных зон,  которые включают
земли, примыкающие к границе городского округа, городского поселения.
     Под резервные   территории  возможен  выкуп  сельскохозяйственных
земель с низкой кадастровой стоимостью сельхозугодий.
     1.5.5. Потребность  в  резервных территориях определяется на срок
до 20 лет с учетом перспектив развития городских округов  и  городских
поселений,   определенных  документами  территориального  планирования
(схемами территориального планирования, генеральными планами городских
округов, городских поселений).
     1.5.6. После  утверждения   границ   резервных   территорий   они
приобретают  статус  территорий с особым режимом землепользования и не
подлежат  застройке  капитальными  зданиями  и  сооружениями   до   их
использования  по  целевому  назначению  в  соответствии с генеральным
планом.
     Включение земель   в   состав   резервных  территорий  не  влечет
изменения  формы  собственности  указанных  земель  до  их  поэтапного
изъятия на основании генерального плана в целях освоения под различные
виды городского строительства в интересах жителей городских округов  и
поселений.
     Выкуп земельных участков,  находящихся в собственности граждан  и
юридических  лиц  и  расположенных в пределах резервных территорий для
развития городских округов и поселений в  границах  пригородной  зоны,
для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии
с земельным и гражданским  законодательством  Российской  Федерации  и
Республики Мордовия.
     1.5.7. Земельные  участки  для  ведения  садоводства  и   дачного
хозяйства  следует  предусматривать за пределами резервных территорий,
планируемых для развития городских округов и поселений,  на расстоянии
доступности  на  общественном транспорте от мест проживания не более 1
часа.
     1.5.8. В  сельских  поселениях  выделение  резервных  территорий,
необходимых для развития входящих  в  их  состав  сельских  населенных
пунктов,   следует   предусматривать   с  учетом  перспектив  развития
жилищного  строительства,  создания  условий  для  ведения  гражданами
личного подсобного хозяйства, фермерства, огородничества, садоводства,
дачного хозяйства,  создания буферных зон для выпаса домашнего  скота,
организации  отдыха  населения,  потребности  в земельных участках для
размещения сельских кладбищ,  мест  складирования  бытовых  отходов  с
учетом их возможного расширения.

 

                       Пригородные зеленые зоны

 

     1.5.9. Пригородные  зеленые  зоны  городских  округов и городских
поселений Республики Мордовия формируются  как  целостная  непрерывная
система  территорий  за пределами границ городских округов и городских
поселений,       выполняющая       средозащитные,       экологические,
санитарно-защитные   и   рекреационные  функции,  в  границах  которой
запрещается хозяйственная и иная деятельность,  оказывающая негативное
воздействие  на окружающую среду.  На землях рекреационного назначения
запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению.
     1.5.10. Зеленые  зоны  городских  округов и поселений должны быть
выделены на землях лесного фонда,  расположенных за  пределами  границ
городских округов и поселений, с учетом площадей зон санитарной охраны
источников водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, защитных
полос  вдоль  железных и автомобильных дорог,  а также запретных полос
леса,  защищающих нерестилища ценных  промысловых  рыб,  особо  ценных
лесных  массивов,  противоэрозионных лесов,  лесоплодовых насаждений и
лесоорехопромысловых зон.
     Из входящих  в зеленую зону лесов выделяется лесопарковая часть с
эстетически ценными ландшафтами.
     1.5.11. При  формировании  пригородных  зеленых зон на территории
Республики  Мордовия,  в  том  числе   лесопарковой   части,   следует
руководствоваться  нормативами  для  городских  округов  и  поселений,
приведенных в таблице 3.

 

                                                             Таблица 3
|————————————————————|——————————————————————|————————————————————————|
|Население, тыс. чел.|Площадь зеленой зоны, |  Площадь лесопарковой  |
|                    |     га/тыс. чел.     |  части зеленой зоны,   |
|                    |                      |      га/тыс. чел.      |
|————————————————————|——————————————————————|————————————————————————|
|свыше 250 до 500    |                   130|                      20|
|————————————————————|——————————————————————|————————————————————————|
|свыше 12 до 50      |                    60|                        |
|————————————————————|——————————————————————|————————————————————————|
|до 12               |                    45|                        |
|————————————————————|——————————————————————|————————————————————————|

 

     Примечание: Размеры  зеленых  зон  городских  округов и городских
поселений допускается увеличивать или уменьшать не более чем на 15%.
     1.5.12. Пригородные  зеленые  зоны  городских округов и городских
городских  поселений  Республики  Мордовия  относятся  к  зонам  особо
охраняемых природных территорий, и режим их использования определяется
в    соответствии    с    лесным,     земельным,     градостроительным
законодательством  и  законодательством  об особо охраняемых природных
территориях.
     1.5.13. При определении режимов хозяйственной,  градостроительной
и природоохранной деятельности на территории пригородных  зеленых  зон
необходимо   учитывать  наличие  зон  особо  охраняемых  территорий  и
специального назначения,  находящихся за пределами границ  пригородных
зеленых зон, но оказывающих влияние на состояние этих территорий.
     Наиболее строгие  режимы  использования  территорий   пригородных
зеленых  зон  должны  быть  обеспечены  на  границе урбанизированных и
зеленых зон.
     1.5.14. На   территориях   пригородных   зеленых  зон  не  должно
предусматриваться резервирование участков для дальнейшего  развития  и
строительства  объектов городской инфраструктуры,  включая малоэтажное
строительство и садоводство.

 

                       2. СЕЛИТЕБНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

 

                        2.1. Общие требования

 

     2.1.1. Селитебная     территория     формируется     с     учетом
взаимоувязанного размещения жилых,  общественно-деловых зон, отдельных
коммунальных  и  промышленных  объектов,   не   требующих   устройства
санитарно-защитных зон, улично-дорожной сети, озелененных территорий и
других  территорий  общего  пользования  для  создания  жилой   среды,
отвечающей    современным    социальным,   санитарно-гигиеническим   и
градостроительным требованиям.
     2.1.2. Для  предварительного определения потребности в селитебной
территории следует принимать укрупненные показатели в расчете на  1000
человек:  в  городских  округах  и  городских поселениях - при средней
этажности жилой застройки до 3  этажей  -  10  га  для  застройки  без
приквартирных земельных участков и 20 га - с приквартирными земельными
участками; от 4 до 8 этажей - 8 га; 9 этажей и выше - 7 га.
     2.1.3. При  определении  размера  селитебной  территории  следует
исходить  из  необходимости  предоставления  каждой  семье   отдельной
квартиры    или   дома.   Существующая   и   перспективная   расчетная
обеспеченность жильем определяется в целом по территории  и  отдельным
ее  районам  на  основе  прогнозных данных о среднем размере семьи,  с
учетом типов применяемых жилых зданий,  планируемых объемов  жилищного
строительства,  в  том числе за счет средств населения.  Общую площадь
квартир  следует  подсчитывать  в  соответствии  с  требованиями  СНиП
31-01-2003 (приложение В).
     2.1.4. При  определении  соотношения   типов   нового   жилищного
строительства  необходимо  исходить  из  учета конкретных возможностей
развития  городских  округов  и  поселений,  наличия   территориальных
ресурсов,  градостроительных  и  историко-архитектурных  особенностей,
существующей строительной базы и рыночных условий.
     Для определения   объемов  и  структуры  жилищного  строительства
расчетная минимальная обеспеченность общей  площадью  жилых  помещений
принимается  на основании фактических статистических данных Республики
Мордовия и рассчитанных на перспективу в соответствии с таблицей 4.

 

                                                             Таблица 4
|——————————————————————————————|———————————————|—————————————————————|
|         Наименование         |    Отчет,     |Расчетные показатели,|
|                              |  кв. м/чел.   |     кв. м/чел.      |
|                              |———————|———————|——————————|——————————|
|                              |2002 г.|2006 г.|   2015 г.|   2025 г.|
|——————————————————————————————|———————|———————|——————————|——————————|
|Расчетная минимальная         |   20,7|   22,5|      25,6|      30,0|
|обеспеченность общей площадью |       |       |          |          |
|жилых помещений               |       |       |          |          |
|——————————————————————————————|———————|———————|——————————|——————————|
|в том числе:                  |       |       |          |          |
|- в городской местности       |   19,1|   20,9|      24,9|      29,7|
|——————————————————————————————|———————|———————|——————————|——————————|
|из них государственное и      |   18,0|   18,0|     -    |     -    |
|муниципальное жилье           |       |       |          |          |
|——————————————————————————————|———————|———————|——————————|——————————|
|- в сельской местности        |   23,0|   24,7|      26,7|      30,4|
|——————————————————————————————|———————|———————|——————————|——————————|

 

     Примечание: Расчетные показатели на перспективу корректируются  с
учетом фактической расчетной минимальной обеспеченности общей площадью
жилых помещений, достигнутой в 2015 г., 2025 г.

 

     2.1.5. Размещение    новой    малоэтажной    застройки    следует
осуществлять в пределах границы городских округов и поселений с учетом
возможности присоединения объектов к  сетям  инженерного  обеспечения,
организации  транспортных  связей,  в том числе с магистралями внешних
сетей, обеспеченности учреждениями и предприятиями обслуживания.
     Районы индивидуальной  усадебной  застройки в городских округах и
городских поселениях не  следует  размещать  на  главных  направлениях
развития многоэтажного жилищного строительства.
     Расчетные показатели жилищной обеспеченности  для  индивидуальной
застройки не нормируются.
     2.1.6. Для  предварительного  определения  потребной   селитебной
территории   зоны  малоэтажного  жилищного  строительства  в  сельском
поселении допускается  принимать  следующие  показатели  на  один  дом
(квартиру), га, при застройке:
     - домами усадебного типа с участками при  доме  (квартире)  -  по
таблице 5;
     - секционными и блокированными домами без участков при квартире -
по таблице 6.

 

                                                             Таблица 5
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|Площадь участка при доме, кв. м | Площадь селитебной территории, га |
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|               1                |                  2                |
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|2000                            |                          0,25-0,27|
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|1500                            |                          0,21-0,23|
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|1200                            |                          0,17-0,20|
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|1000                            |                          0,15-0,17|
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|800                             |                          0,13-0,15|
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|600                             |                          0,11-0,13|
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|400                             |                          0,08-0,11|
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

 

                                                             Таблица 6
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|        Число этажей            | Площадь селитебной территории, га |
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|2                               |                               0,04|
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|3                               |                               0,03|
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|
|4                               |                               0,02|
|————————————————————————————————|———————————————————————————————————|

 

     Примечания:
     1. Нижний предел селитебной площади  для  домов  усадебного  типа
принимается для крупных поселений, верхний - для малых.
     2. При  необходимости  организации   обособленных   хозяйственных
проездов площадь селитебной территории увеличивается на 10%.
     3. При подсчете  площади  селитебной  территории  исключаются  не
пригодные для застройки территории - овраги,  крутые склоны, земельные
участки учреждений и предприятий обслуживания межселенного значения.

 

                           2.2. Жилые зоны

 

                           Общие требования

 

     2.2.1. Жилые зоны предназначены для организации  благоприятной  и
безопасной  среды  проживания  населения,  отвечающей  его социальным,
культурным, бытовым и другим потребностям.
     2.2.2. В состав жилых зон могут включаться:
     - зоны застройки  индивидуальными  жилыми  домами    том  числе
одноэтажными, мансардными, двухэтажными и трехэтажными);
     - зоны застройки малоэтажными жилыми  домами  (сблокированными  и
секционными до четырех этажей);
     - зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
     - зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
     - зоны жилой застройки иных видов.
     В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных
или   пристроенных   объектов   социального   и   коммунально-бытового
назначения, торговли, здравоохранения, общественного питания, объектов
дошкольного,   начального   общего   и   среднего   (полного)   общего
образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, иных
объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного
воздействия  на окружающую среду.  В состав жилых зон могут включаться
также территории,  предназначенные для ведения садоводства  и  дачного
хозяйства.
     2.2.3. Для определения размеров территорий жилых зон  допускается
применять  укрупненные  показатели  в расчете на 1000 человек (п.2.1.2
настоящих нормативов).
     2.2.4. Жилые   здания   с  квартирами  в  первых  этажах  следует
располагать,  как правило,  с отступом от красных  линий.  По  красной
линии допускается размещать жилые здания со встроенными в первые этажи
или  пристроенными   помещениями   общественного   назначения,   кроме
учреждений  образования  и  воспитания,  а  на жилых улицах в условиях
реконструкции сложившейся застройки -  жилые  здания  с  квартирами  в
первых этажах.
     2.2.5. Запрещается  размещение  жилых  помещений  в  цокольных  и
подвальных этажах.
     В цокольном,  первом и втором этажах  жилого  здания  допускается
размещение  встроенных и встроено-пристроенных помещений общественного
назначения,  за исключением объектов,  оказывающих вредное воздействие
на человека.
     Помещения общественного назначения,  встроенные в  жилые  здания,
должны   иметь   входы,  изолированные  от  жилой  части  здания.  При
размещении  в  жилом  здании   помещений   общественного   назначения,
инженерного   оборудования,   и   коммуникаций   следует  обеспечивать
соблюдение гигиенических нормативов,  в том числе по  шумозащищенности
жилых помещений.
     В жилых зданиях не допускается размещение  объектов,  оказывающих
вредное  воздействие  на  человека  в соответствии с требованиями СНиП
31-01-2003.
     2.2.6. При   проектировании  территории  жилой  застройки  должны
соблюдаться требования по охране окружающей среды,  защите  территории
от  шума,  вибрации,  загрязнений  атмосферного воздуха электрических,
ионизирующих и электромагнитных излучений, радиационного, химического,
микробиологического,  паразитологического загрязнений в соответствии с
требованиями   действующих   санитарно-эпидемиологических   правил   и
нормативов и раздела "Охрана окружающей среды" настоящих нормативов.
     2.2.7. В целях создания среды  жизнедеятельности,  доступной  для
инвалидов    и    маломобильных   групп   населения,   разрабатываемая
градостроительная документации по планировке новых и  реконструируемых
территорий  должна  соответствовать  требованиям  раздела "Обеспечение
доступности жилых объектов,  объектов  социальной  инфраструктуры  для
инвалидов и маломобильных групп населения" настоящих нормативов.

 

         Элементы планировочной структуры и градостроительные
           характеристики жилой застройки городских округов
                        и городских поселений

 

     2.2.8. Жилой район - структурный  элемент  селитебной  территории
площадью,  как  правило,  от  80  до  250 га.  Население жилого района
обеспечивается  комплексом  объектов  повседневного  и  периодического
обслуживания в пределах планировочного района.
     Границами территории жилого района являются магистральные улицы и
дороги общегородского значения,  утвержденные границы территорий иного
функционального назначения, естественные и искусственные рубежи.
     2.2.9. В малых городских поселениях и сельских населенных пунктах
при  компактной  планировочной  структуре   вся   жилая   зона   может
формироваться  в  виде единого жилого района.  В случае расчлененности
территорий естественными или искусственными рубежами территория  может
подразделяться на районы площадью до 30-50 га.
     2.2.10. Микрорайон (квартал) -  структурный  элемент  жилой  зоны
площадью,  как  правило,  10-60  га,  но  не более 80 га с населением,
обеспеченным объектами повседневного  обслуживания  в  пределах  своей
территории,  а  объектами  периодического  обслуживания  -  в пределах
нормативной доступности.
     Микрорайон не  расчленяется  магистралями  городского и районного
значения.  Границами микрорайона являются  красные  линии  магистралей
общегородского  и районного значения,  а также - в случае примыкания -
границы  территорий  иного  функционального  назначения,  естественные
рубежи.
     Микрорайон (квартал)   может   иметь   единую    структуру    или
формироваться  из  жилых  групп,  сомасштабных  элементам  сложившейся
планировочной  организации  существующей  части  городского  округа  и
городского поселения.
     2.2.11. При размещении жилой застройки в  комплексе  с  объектами
общественного   центра   или  на  участках,  ограниченных  по  площади
территории,  жилая застройка формируется в  виде  участка  или  группы
жилой, смешанной жилой застройки.
     Группа жилой, смешанной жилой застройки - территория, площадью от
1,5  до  10  га  с  населением,  обеспеченным  объектами повседневного
обслуживания в пределах своей территории,  а объектами  периодического
обслуживания  -  в  пределах  нормативной  доступности.  Группы жилой,
смешанной  жилой  застройки  формируются  в  виде  части   микрорайона
(квартала).   Границы   группы   устанавливаются   по  красным  линиям
улично-дорожной   сети,   в   случае   примыкания   -   по    границам
землепользования.
     Участок жилой,  смешанной жилой застройки - территория,  размером
до  1,5  га,  на  которой  размещается  жилой  дом (дома) с придомовой
территорией.   Границами   территории   участка    являются    границы
землепользования.
     2.2.12. В зоне  исторической  застройки  структурными  элементами
жилых  зон  являются  кварталы,  группы  кварталов,  ансамбли  улиц  и
площадей.
     2.2.13. При  проектировании  жилой  застройки на территории жилых
районов,  микрорайонов  (кварталов)  обосновывается   тип   застройки,
отвечающий  предпочтительным  условиям  развития  данной  территории в
соответствии с п.2.2.2 настоящих нормативов.
     В городских округах и поселениях основными типами жилой застройки
являются: многоквартирная многоэтажная (до 75 метров); многоквартирная
средней этажности (4-6 этажей); малоэтажная с участками при квартирах,
в том числе блокированная, секционная, усадебная.
     В конкретных    градостроительных    условиях,    особенно    при
реконструкции, допускается смешанная по типам застройка.
     Градостроительные характеристики   жилой   застройки  (этажность,
размер участка) зависят от  места  ее  размещения  в  планировочной  и
функциональной  структуре  территорий  городских округов и поселений и
определяются правилами землепользования и застройки.
     2.2.14. Размещение   индивидуального  строительства  в  городских
округах и поселениях следует предусматривать:
     - в   пределах   границ   населенных   пунктов   -  на  свободных
территориях,  а также на территориях  реконструируемой  застройки  (на
участках  существующей  индивидуальной усадебной застройки,  в районах
безусадебной  застройки  в  целях  сохранения  характера   сложившейся
среды);
     - на территориях пригородных  зон  -  на  резервных  территориях,
включаемых   в   границу  городского  округа,  поселения;  в  новых  и
развивающихся  поселениях,  расположенных  в   пределах   транспортной
доступности 30-40 мин.
     2.2.15. Планировку и застройку жилых зон на резервных территориях
необходимо  предусматривать  в  зависимости  от  конкретных  условий в
увязке с  прилегающей  застройкой  с  учетом  имеющихся  планировочных
ограничений:
     - жилых районов и микрорайонов (кварталов), в случае расположения
резервных территорий на участках, граничащих со сложившейся застройкой
городских округов и городских поселений;
     - индивидуальной застройки с учетом характера ландшафта резервных
территорий.
     2.2.16. При  размещении  жилой застройки на резервных территориях
городского округа или поселения тип застройки  определяется  с  учетом
общей    структуры   их   жилищного   строительства   при   соблюдении
архитектурно-планировочных,  санитарно-гигиенических  и  экологических
требований.
     Размещение зданий  и   сооружений   вспомогательного   назначения
(трансформаторные  и  распределительные  подстанции,  тепловые пункты,
насосные и  пр.)  должно  быть  компактным  и  не  выходить  за  линию
застройки улиц и магистралей.
     При размещении указанных зданий и сооружений следует обеспечивать
гигиенические нормативы по шуму.
     Подъезды к   объектам    вспомогательного    назначения    должны
предусматриваться с внутриквартальных проездов.
     2.2.17. Предельно допустимые размеры приусадебных (приквартирных)
земельных  участков,  предоставляемых в городских округах и поселениях
на индивидуальный дом или на одну квартиру,  устанавливаются  органами
местного самоуправления.
     Размеры приусадебных   и   приквартирных    земельных    участков
необходимо  принимать с учетом особенностей градостроительной ситуации
в городских округах и городских поселениях,  характера  сложившейся  и
формируемой   жилой   застройки   (среды),  условий  ее  размещения  в
структурном  элементе   жилой   зоны,   руководствуясь   рекомендуемым
приложением 6.
     2.2.18. Границы,  размеры  участков  при  многоквартирных   жилых
домах,   находящихся   в   общей   совместной   собственности   членов
товарищества собственников жилых помещений  в  многоквартирных  домах,
определяются   документацией   по  планировке  территории  микрорайона
(квартала) на основании законодательных  актов  Российской  Федерации,
Республики Мордовия и настоящих нормативов.

 

                Нормативные параметры жилой застройки

 

     2.2.19. В  соответствии  с  Градостроительным кодексом Российской
Федерации (статьи 23,  30) при разработке генеральных планов городских
округов и поселений выполняется зонирование территории.
     При проектировании жилой зоны на территории городских  округов  и
городских   поселений  расчетную  плотность  населения  жилого  района
рекомендуется принимать не менее приведенной в таблице 7.

 

                                                             Таблица 7
|—————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Зона различной  |   Плотность населения территории жилого района, чел. /га, для групп   |
|     степени     |  городских округов и городских поселений с числом жителей, тыс. чел   |
|градостроительной|———————————————————————|———————————————————————|———————————————————————|
|    ценности     |         до 20         |         20-50         |        250-500        |
|   территории    |———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|
|                 |2006 г.|2015 г.|2025 г.|2006 г.|2015 г.|2025 г.|2006 г.|2015 г.|2025 г.|
|—————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|
|Высокая          |    112|     94|     79|    142|    119|    100|    181|    152|    127|
|—————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|
|Средняя          |   -   |   -   |   -   |   -   |   -   |   -   |    159|    134|    112|
|—————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|
|Низкая           |     60|     51|     42|     99|     83|     70|    146|    123|    103|
|—————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|

 

     Примечания:
     1. Зоны различной степени градостроительной ценности территории и
их границы определяются  с  учетом  кадастровой  стоимости  земельного
участка,    уровня    обеспеченности    инженерной    и   транспортной
инфраструктурами,   объектами   обслуживания,    капиталовложений    в
инженерную   подготовку   территории,  наличия  историко-культурных  и
архитектурно-ландшафтных ценностей.
     2. При строительстве на площадках,  требующих сложных мероприятий
по инженерной подготовке территории,  плотность населения  допускается
увеличивать, но не более чем на 20%.
     3. В  районах  индивидуального  усадебного  строительства   и   в
поселениях,   где   не   планируется   строительство  централизованных
инженерных  систем,  допускается  уменьшать  плотность  населения,  но
принимать ее не менее 40 чел./га.

 

     2.2.20. Расчетную  плотность  населения территории микрорайона по
расчетным периодам  развития  территории  рекомендуется  принимать  не
менее приведенной в таблице 8.

 

                                                             Таблица 8
|—————————————————|——————————————————————————————————————————————————|
| Зона различной  |  Плотность населения на территории микрорайона,  |
|     степени     |чел./га, при показателях жилищной обеспеченности, |
|градостроительной|                    кв. м/чел.                    |
|    ценности     |——————————————————————————————————|———————|———————|
|   территории    |          Отчет 2007 г.           |2015 г.|2025 г.|
|                 |—————|————————————————————————————|       |       |
|                 |всего|в том числе государственное |       |       |
|                 |     |   и муниципальное жилье    |       |       |
|                 |—————|————————————————————————————|———————|———————|
|                 | 20,9|                        18,0|   24,9|   29,7|
|—————————————————|—————|————————————————————————————|———————|———————|
|Высокая          |  345|                         400|    289|    242|
|—————————————————|—————|————————————————————————————|———————|———————|
|Средняя          |  284|                         330|    239|    200|
|—————————————————|—————|————————————————————————————|———————|———————|
|Низкая           |  155|                         180|    130|    109|
|—————————————————|—————|————————————————————————————|———————|———————|

 

     Примечания:
     1. Границы расчетной территории микрорайона следует устанавливать
по красным линиям магистральных улиц и улиц местного значения, по осям
проездов или пешеходных путей,  по  естественным  рубежам,  а  при  их


Информация по документу
Читайте также