Расширенный поиск

Закон Нижегородской области от 23.11.2001 № 226-З

 

 

 

 

 

                       НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

                               ЗАКОН

 

 

     от 23 ноября 2001 г.                                 N 226-З

 

 

               ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

 

(В редакции Законов Нижегородской области от 10.06.2002 г. N 28-З;

        от 11.10.2004 г. N 109-З; от 05.03.2005 г. N 17-З;

        от 13.03.2006 г. N 13-З; от 04.10.2007 г. N 135-З;

         от 04.04.2008 г. N 32-З; от 05.03.2009 г. N 15-З;

         от 11.05.2010 г. N 74-З; от 29.06.2011 г. N 88-З;

        от 01.09.2011 г. N 121-З; от 31.07.2012 г. N 98-з;

        от 30.06.2014 г. N 80-З; от 05.11.2014 г. N 148-З;

           от 02.03.2016 № 27-З; от 01.06.2016 № 82-З;

                     от 05.10.2017 № 117-З)) 

 

 

     Принят постановлением
     Законодательного Собрания
     от 01.11.2001 N 361

 

 

     Настоящий  Закон  в  соответствии  с  Федеральным  законом "Об
отходах  производства и потребления" регулирует отношения в области
обращения  с  отходами  производства  и  потребления  на территории
Нижегородской   области   в   целях   предотвращения   их  вредного
воздействия  на  здоровье  человека  и  окружающую  среду,  а также
вовлечения   таких   отходов  в  хозяйственный  оборот  в  качестве
дополнительных  источников  сырья. (В редакции Закона Нижегородской

области от 05.03.2009 г. N 15-З)

 

                     Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

                  Статья 1. Основные понятия

     

     В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

     отходы производства и потребления  (далее - отходы) -  вещества

или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения

работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются,

предназначены для удаления  или подлежат  удалению в соответствии  с

федеральным законодательством;

     обращение с  отходами  -  деятельность  по  сбору,  накоплению,

транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению

отходов;

     размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

     хранение отходов -  складирование отходов в  специализированных

объектах сроком более  чем одиннадцать  месяцев в целях  утилизации,

обезвреживания, захоронения;

     захоронение отходов   -   изоляция   отходов,   не   подлежащих

дальнейшей   утилизации,   в   специальных   хранилищах   в    целях

предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

     утилизация отходов  -  использование отходов  для  производства

товаров  (продукции),  выполнения  работ,  оказания  услуг,  включая

повторное  применение  отходов,  в том  числе  повторное  применение

отходов   по   прямому   назначению  (рециклинг),   их   возврат   в

производственный    цикл     после    соответствующей     подготовки

(регенерация),  а  также  извлечение  полезных  компонентов  для  их

повторного применения (рекуперация);

     обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их

состава, физических и химических  свойств (включая сжигание и  (или)

обеззараживание на специализированных  установках) в целях  снижения

негативного воздействия  отходов на здоровье  человека и  окружающую

среду;

     объекты размещения   отходов    -   специально    оборудованные

сооружения,  предназначенные   для   размещения  отходов   (полигон,

шламохранилище, в том  числе шламовый амбар, хвостохранилище,  отвал

горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения  отходов

и объекты захоронения отходов;

     лимит на размещение отходов  - предельно допустимое  количество

отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным

способом  на установленный  срок  в  объектах размещения  отходов  с

учетом экологической обстановки на данной территории;

     норматив образования отходов - установленное количество отходов

конкретного вида при производстве единицы продукции;

     паспорт отходов  -   документ,  удостоверяющий   принадлежность

отходов  к  отходам   соответствующего  вида  и  класса   опасности,

содержащий сведения об их составе;

     вид отходов  -  совокупность   отходов,  которые  имеют   общие

признаки в соответствии с системой классификации отходов;

     государственный кадастр  отходов  -  систематизированный   свод

данных об отходах;

     лом и отходы  цветных и  (или)  черных металлов  - пришедшие  в

негодность или утратившие  свои потребительские свойства изделия  из

цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся

в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и

их  сплавов,  а  также  неисправимый  брак,  возникший  в   процессе

производства указанных изделий;

     сбор отходов - прием или поступление отходов от физических  лиц

и  юридических  лиц   в  целях  дальнейших  обработки,   утилизации,

обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

     общая схема расположения  межмуниципальных объектов  размещения

отходов на  территории  Нижегородской области  - схема  расположения

межмуниципальных  объектов  размещения  отходов  для  перспективного

планирования  деятельности  по обращению  с  твердыми  коммунальными

отходами;

     межмуниципальный объект   размещения   отходов   -   специально

оборудованный   объект   либо   группа   объектов   и    сооружений,

предназначенных для обработки и размещения непригодных для обработки

твердых коммунальных  отходов, поступающих  с территории  нескольких

муниципальных образований;

     Генеральная схема  очистки  территории  населенного  пункта   -

проект,  направленный на  решение  комплекса работ  по  организации,

сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке территории;

     транспортирование отходов  -  перемещение  отходов  с   помощью

транспортных средств вне  границ земельного участка, находящегося  в

собственности юридического лица или индивидуального  предпринимателя

либо предоставленного им на иных правах;

     накопление отходов - временное  складирование отходов (на  срок

не  более  чем  одиннадцать   месяцев)  в  местах  (на   площадках),

обустроенных  в  соответствии  с  требованиями  законодательства   в

области  охраны  окружающей  среды  и  законодательства  в   области

обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,  в

целях   их   дальнейших  утилизации,   обезвреживания,   размещения,

транспортирования;

     обработка отходов  -   предварительная  подготовка  отходов   к

дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

     твердые коммунальные  отходы  - отходы,  образующиеся  в  жилых

помещениях  в  процессе  потребления  физическими  лицами,  а  также

товары,  утратившие  свои  потребительские свойства  в  процессе  их

использования  физическими  лицами   в  жилых  помещениях  в   целях

удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам

также  относятся  отходы,   образующиеся  в  процессе   деятельности

юридических  лиц,  индивидуальных  предпринимателей  и  подобные  по

составу  отходам,  образующимся   в  жилых  помещениях  в   процессе

потребления физическими лицами;

     норматив накопления  твердых  коммунальных  отходов  -  среднее

количество  твердых  коммунальных отходов,  образующихся  в  единицу

времени;

     оператор по  обращению  с  твердыми  коммунальными  отходами  -

индивидуальный предприниматель или юридическое лицо,  осуществляющие

деятельность  по  сбору, транспортированию,  обработке,  утилизации,

обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

     региональный оператор  по  обращению с  твердыми  коммунальными

отходами  (далее  также  -  региональный  оператор)  -  оператор  по

обращению  с твердыми  коммунальными  отходами -  юридическое  лицо,

которое обязано заключить договор  на оказание услуг по обращению  с

твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных

отходов, которые образуются и  места сбора которых находятся в  зоне

деятельности регионального оператора;

     вторичные материальные ресурсы  - отходы,  в отношении  которых

существует возможность  и целесообразность повторного  использования

для получения товарной продукции;

     вторичное сырье  -  используемые и  (или)  предназначенные  для

использования в течение установленных технологическими  регламентами

сроков  отходы,   а  также  продукция   их  первичной   переработки,

предназначенная для полного или частичного замещения основных  видов

сырья, материалов и энергоресурсов;

     отходы строительства   и  сноса   -   отходы  (за   исключением

высокоопасных   и   чрезвычайно   опасных)   от   сноса,   разборки,

реконструкции,  ремонта   или   строительства  зданий,   сооружений,

инженерных  коммуникаций   объектов  промышленного  и   гражданского

назначения, объединенные в единую группу.

(Статья     в     редакции     Закона     Нижегородской     области

от 02.03.2016 № 27-З)

 

     Статья 2.  Правовое  регулирование   в  области  обращения   с
отходами

 

     Правовое   регулирование   в   области  обращения  с  отходами
осуществляется  Федеральным  законом  "Об  отходах  производства  и
потребления",  другими  законами  и  иными  нормативными  правовыми
актами   Российской   Федерации,  настоящим  Законом,  нормативными

правовыми  актами  Нижегородской  области,  а  также муниципальными

нормативными  правовыми  актами.    редакции Закона Нижегородской

области от 05.03.2005 г. N 17-З)
     Отношения  в  области  обращения  с радиоактивными отходами, с

биологическими  отходами,  с  медицинскими  отходами,  с  выбросами
вредных  веществ  в атмосферу и со сбросом вредных веществ в водные
объекты  регулируются  соответствующим законодательством Российской
Федерации.        редакции    Законов    Нижегородской    области

от 05.03.2009 г. N 15-З; от 30.06.2014 г. N 80-З)
     Отношения в области заготовки, переработки и реализации лома и
отходов черных и цветных металлов регулируются настоящим Законом, а

также  соответствующим  законодательством  Российской  Федерации  и
Нижегородской  области. (В редакции Закона Нижегородской области от

11.05.2010 г. N 74-З)

     Отношения,  связанные    в    случае    разведки    и    добычи

углеводородного сырья с размещением в пластах горных пород  попутных

вод  и  вод,  использованных  пользователями  недр  для  собственных

производственных     и    технологических     нужд,     регулируются

законодательством   о  недрах.     редакции  Закона  Нижегородской

области от 02.03.2016 № 27-З)

 

     Статья 3. Основные    принципы   и   приоритетные   направления

государственной политики в области обращения с отходами (В редакции
Закона Нижегородской области от 02.03.2016 № 27-З)

 

     1. В соответствии  с  федеральным  законодательством основными
принципами государственной политики в области обращения с  отходами
являются:          редакции    Закона    Нижегородской    области
от 02.03.2016 № 27-З)
     охрана здоровья  человека,   поддержание  или   восстановление
благоприятного   состояния    окружающей    среды   и    сохранение
биологического разнообразия;
     научно обоснованное  сочетание экологических  и  экономических
интересов  общества  в   целях  обеспечения  устойчивого   развития
общества;
     использование наилучших доступных технологий при  обращении  с

отходами;          редакции    Закона    Нижегородской    области

от 02.03.2016 № 27-З)

     комплексная  переработка  материально  -  сырьевых  ресурсов в
целях   уменьшения   количества   отходов;      редакции   Закона

Нижегородской области от 11.05.2010 г. N 74-З)
     использование методов       экономического       регулирования
деятельности в  области  обращения с  отходами  в целях  уменьшения
количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
     доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации
к информации в области обращения с отходами;
     участие в международном сотрудничестве Российской Федерации  в
области обращения с отходами;
     абзац.  (Утратил    силу – Закон     Нижегородской     области

от 02.03.2016 № 27-З)

     2. Направления государственной политики в области обращения  с

отходами являются приоритетными в следующей последовательности:

     максимальное использование исходных сырья и материалов;

     предотвращение образования отходов;

     сокращение образования  отходов  и  снижение  класса  опасности

отходов в источниках их образования;

     обработка отходов;

     утилизация отходов;

     обезвреживание отходов.

(Пункт дополнен - Закон Нижегородской области от 02.03.2016 № 27-З)

 

     Статья 4. Отходы как объект права собственности

     

     Право собственности  на отходы  определяется  в соответствии  с

гражданским  законодательством.     редакции  Закона Нижегородской

области от 02.03.2016 № 27-З)

 

     Статья 4-1. Классы опасности отходов

 

     Отходы в  зависимости от  степени  негативного воздействия  на

окружающую  среду  подразделяются  в  соответствии  с   критериями,

установленными   федеральным    органом   исполнительной    власти,

осуществляющим  государственное  регулирование  в  области   охраны

окружающей среды, на пять классов опасности:

     I класс - чрезвычайно опасные отходы;

     II класс - высокоопасные отходы;

     III класс - умеренно опасные отходы;

     IV класс - малоопасные отходы;

     V класс - практически неопасные отходы.
     (Статья    дополнена    -    Закон    Нижегородской    области

от 05.03.2009 г. N 15-З)

 

            Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
             ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                  В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

 

     Статья  5.  Федеральные органы исполнительной власти в области
обращения  с  отходами  (В редакции Закона Нижегородской области от

05.03.2005 г. N 17-З)

 

     В  соответствии  с  федеральным законодательством федеральными
органами  исполнительной  власти  в  области  обращения  с отходами
являются  федеральные  органы  исполнительной  власти, на которые в
установленном   порядке   возложено   выполнение  задач  и  функций
государственного  управления  в  области  обращения  с отходами. 

редакции Закона Нижегородской области от 05.03.2005 г. N 17-З)

 

     Статья 6.      Полномочия   органов   государственной   власти

Нижегородской  области  в  области обращения с отходами (В редакции

Закона Нижегородской области от 02.03.2016 № 27-З)

 

     1.   К  полномочиям  Законодательного  Собрания  Нижегородской

области в области обращения с отходами относится:

     принятие  в    соответствии  с  законодательством   Российской

Федерации  законов  и     иных    нормативных    правовых    актов,

регулирующих  отношения  в области обращения с отходами, и контроль

за   их  исполнением;    редакции  Закона  Нижегородской  области

от 02.03.2016 № 27-З)

     участие   в  проведении  государственной  политики  в  области

обращения с отходами на территории Нижегородской области;
     участие   в   организации   развития   системы  экологического

образования  и  формирования  экологической  культуры  населения  в

области обращения с отходами; (Дополнен   -   Закон   Нижегородской

области от 30.06.2014 г. N 80-З)
     иные  полномочия в соответствии с законодательством Российской

Федерации  и  законодательством  Нижегородской области. (В редакции

Закона Нижегородской области от 05.03.2009 г. N 15-З)

     2. К полномочиям Правительства Нижегородской области в области

обращения с отходами относится:

     проведение мероприятий   по    предупреждению   и    ликвидации

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших

при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;

     разработка, утверждение и  реализация  региональных программ  в

области обращения с отходами,  в том числе с твердыми  коммунальными

отходами, участие в разработке  и выполнении федеральных программ  в

области обращения с отходами;

     участие в  проведении   государственной   политики  в   области

обращения с отходами на территории Нижегородской области;

     принятие нормативных правовых  актов  Нижегородской области,  в

том  числе   устанавливающих   правила  осуществления   деятельности

региональных операторов;

     осуществление государственного надзора  в  области обращения  с

отходами  на  объектах  хозяйственной  и  (или)  иной  деятельности,

подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

     участие в  организации  обеспечения  доступа  к  информации   в

области обращения с отходами;

     установление нормативов  образования отходов  и  лимитов на  их

размещение,  порядка их  разработки  и утверждения  применительно  к

хозяйственной  и   (или)   иной  деятельности   юридических  лиц   и

индивидуальных предпринимателей (за  исключением субъектов малого  и

среднего предпринимательства), в процессе которой образуются  отходы

на    объектах,     подлежащих    региональному     государственному

экологическому надзору;

     осуществление приема  отчетности  об  образовании,  утилизации,

обезвреживании,    о    размещении   отходов,    представляемой    в

уведомительном    порядке     субъектами    малого    и     среднего

предпринимательства,   в  процессе   хозяйственной   и  (или)   иной

деятельности  которых  образуются  отходы  на  объектах,  подлежащих

региональному    государственному    экологическому    надзору,    и

установление порядка ее представления и контроля;

     установление порядка ведения регионального кадастра отходов;

     определение в   программе   социально-экономического   развития

Нижегородской  области  прогнозных  показателей  и  мероприятий   по

сокращению количества твердых коммунальных отходов,  предназначенных

для захоронения;

     утверждение предельных тарифов в  области обращения с  твердыми

коммунальными отходами;

     утверждение инвестиционных программ  операторов по обращению  с

твердыми коммунальными  отходами,  осуществляющих регулируемые  виды

деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

     утверждение производственных программ операторов по обращению с

твердыми коммунальными  отходами, осуществляющих  регулируемые  виды

деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

     организация деятельности  по  сбору (в  том  числе  раздельному

сбору), транспортированию,  обработке, утилизации, обезвреживанию  и

захоронению твердых коммунальных отходов;

     утверждение порядка сбора твердых  коммунальных отходов (в  том

числе их раздельного сбора);

     установление нормативов    накопления   твердых    коммунальных

отходов;

     регулирование деятельности    региональных    операторов,    за

исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

     разработка и  утверждение  территориальной  схемы  обращения  с

отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

     установление содержания и  порядка заключения соглашения  между

уполномоченным   Правительством   Нижегородской   области    органом

исполнительным   власти   Нижегородской  области   и   региональными

операторами,  условий проведения  торгов  на осуществление  сбора  и

транспортирования твердых коммунальных отходов;

     утверждение методических   указаний  по   разработке   проектов

нормативов  образования   отходов   и  лимитов   на  их   размещение

применительно   к   хозяйственной   и   (или)   иной    деятельности

индивидуальных  предпринимателей,  юридических лиц  (за  исключением

субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой

образуются   отходы    на    объектах,   подлежащих    региональному

государственному экологическому надзору.

(Пункт      в     редакции     Закона     Нижегородской     области

от 02.03.2016 № 27-З)

     3. Полномочия,  указанные   в  пункте   2   настоящей   статьи,

осуществляются Правительством  Нижегородской области  самостоятельно

или уполномоченными им органами исполнительной власти  Нижегородской

области.      (Дополнен     -     Закон     Нижегородской    области

от 02.03.2016 № 27-З)

 

     Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области

обращения с отходами

 

     Органы местного     самоуправления     в     соответствии     с

законодательством Российской Федерации в пределах своей  компетенции

участвуют в организации деятельности в области обращения с  отходами

на  территориях муниципальных образований, в том числе:  (В редакции

Закона Нижегородской области от 02.03.2016 № 27-З)

     абзац;   (Утратил      силу -   Закон   Нижегородской   области

от 02.03.2016 № 27-З)

     абзац;   (Утратил      силу -   Закон   Нижегородской   области

от 02.03.2016 № 27-З)

     представляют данные,  используемые  для  ведения  регионального

кадастра   отходов,   в   порядке,   установленном    Правительством

Нижегородской области;

     осуществляют информирование     населения    на     территориях

муниципальных образований по вопросам обращения с отходами;

     осуществляют разработку,  принятие и  реализацию  муниципальных

программ в области обращения с отходами;

     участвуют  в выполнении государственных программ Нижегородской

области в области обращения с отходами.
     (Статья    в    редакции    Закона    Нижегородской    области

от 11.05.2010 г. N 74-З)

 

                     Глава 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
                      К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

 

     Статья 8.      Лицензирование    деятельности     по     сбору,

транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению

отходов I - IV классов опасности

     

     Лицензирование деятельности   по   сбору,    транспортированию,

обработке, утилизации,  обезвреживанию,  размещению отходов  I -  IV

классов опасности осуществляется в соответствии с  законодательством

Российской Федерации.

     

     Статья 9.  Требования  в  области  обращения  с  отходами   при

архитектурно-строительном       проектировании,       строительстве,

реконструкции,  капитальном  ремонте   зданий,  сооружений  и   иных

объектов

     

     1. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве,

реконструкции, капитальном  ремонте   зданий,   сооружений  и   иных

объектов,  в  процессе   эксплуатации  которых  образуются   отходы,

индивидуальные предприниматели,  юридические лица обязаны  соблюдать

федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения  с

отходами.          редакции    Закона    Нижегородской     области

от 01.06.2016 № 82-З)

     2. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве,

реконструкции, капитальном  ремонте   зданий,   сооружений  и   иных

объектов,  в  процессе   эксплуатации  которых  образуются   отходы,

необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких  отходов

в  соответствии с установленными федеральными нормами и правилами  и

иными  требованиями  в  области  обращения  с отходами.   редакции

Закона Нижегородской области от 01.06.2016 № 82-З)

     

     Статья 10. Требования к эксплуатации зданий, сооружений и  иных

объектов, связанных с обращением с отходами

     

     1. Запрещается ввод  в эксплуатацию зданий,  сооружений и  иных

объектов, которые  связаны с  обращением  с отходами  и не  оснащены

техническими средствами и технологиями обезвреживания и  безопасного

размещения отходов.

     2. Юридические  лица   и  индивидуальные  предприниматели   при

эксплуатации  зданий,  сооружений  и  иных  объектов,  связанной   с

обращением с отходами, обязаны:

     соблюдать  федеральные  нормы   и  правила  и иные требования в

области обращения с отходами; (В   редакции   Закона   Нижегородской

области от 01.06.2016 № 82-З)

     разрабатывать проекты нормативов образования отходов и  лимитов

на размещение отходов в целях уменьшения количества их  образования,

за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

     вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при

размещении отходов;

     соблюдать требования  при   обращении  с  группами   однородных

отходов;

     внедрять малоотходные    технологии    на    основе    новейших

научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие  доступные

технологии;

     проводить инвентаризацию   объектов   размещения   отходов    в

соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов,

определенными федеральным  органом исполнительной  власти в  области

охраны окружающей среды;

     проводить мониторинг состояния  и загрязнения окружающей  среды

на территориях объектов размещения отходов;

     предоставлять в установленном порядке необходимую информацию  в

области обращения с отходами;

     соблюдать требования  по  предупреждению  аварий,  связанных  с

обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

     разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и  ликвидации

чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением

с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций;

     в случае   возникновения  или   угрозы   аварий,  связанных   с

обращением  с отходами,  которые  наносят  или могут  нанести  ущерб

окружающей  среде,  здоровью  или  имуществу  физических  лиц   либо

имуществу  юридических   лиц,  немедленно   информировать  об   этом

соответствующие федеральные органы  исполнительной власти в  области

обращения  с отходами,  органы  исполнительной власти  Нижегородской

области, органы местного самоуправления.

 

(Статьи 8-10   в   редакции    Закона     Нижегородской     области

от 02.03.2016 № 27-З)

 

     Статья 11. Регулирование образования отходов

 

     1.   Юридические   лица  и  индивидуальные  предприниматели  в
процессе  хозяйственной деятельности регулируют образование отходов
производства  и  потребления  исходя из установленных нормативов их
образования  на  единицу  выпускаемой  продукции, выполненных работ
(услуг)  и  лимитов размещения отходов в окружающей среде в целом и
по  отдельным их видам. (В редакции Закона Нижегородской области от

05.03.2009 г. N 15-З)
     Количество (объем)  образования   отходов  согласовывается   с
органами, осуществляющими контроль в области обращения с отходами в
соответствии с порядком, установленным законодательством Российской
Федерации.
     2. Отходообразующие    предприятия    (организации)    обязаны
обеспечивать  строительство  и  использование  площадок,   складов,
накопителей и других хранилищ для раздельного, безопасного хранения
отходов по видам и классам опасности, а также недопущение  вредного
влияния отходов на состояние здоровья населения, окружающей  среды,
природные ресурсы.
     Места и    условия    хранения   отходов    на    предприятиях
(организациях) согласовываются с органами, осуществляющими контроль
в области обращения с отходами.

 

     Статья 12. Требования к объектам размещения отходов

     

     1. Определение места строительства объектов размещения  отходов

осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических

и  иных)  исследований в  порядке,  установленном  законодательством

Российской Федерации.

     2. На территориях объектов размещения  отходов и в пределах  их

воздействия  на окружающую  среду  собственники объектов  размещения

отходов,  а  также  лица,  во владении  или  в  пользовании  которых

находятся объекты размещения  отходов, обязаны проводить  мониторинг

состояния и  загрязнения окружающей среды  в порядке,  установленном

федеральными органами  исполнительной власти в  области обращения  с

отходами в соответствии со своей компетенцией.

     3. Собственники объектов размещения  отходов, а также лица,  во

владении  или в  пользовании  которых находятся  объекты  размещения

отходов,  после  окончания  эксплуатации  данных  объектов   обязаны

проводить контроль  за их  состоянием и  воздействием на  окружающую

среду  и  работы  по восстановлению  нарушенных  земель  в  порядке,

установленном законодательством Российской Федерации.

     4. Запрещается  захоронение   отходов  в  границах   населенных

пунктов,    лесопарковых,    курортных,     лечебно-оздоровительных,

рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях

подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого  и

хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов

в местах  залегания полезных  ископаемых  и ведения  горных работ  в

случаях, если возникает  угроза загрязнения мест залегания  полезных

ископаемых и безопасности ведения горных работ.

     5. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр

объектов размещения  отходов  и  в  региональный  кадастр   отходов.

Порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов

определяется  уполномоченным  Правительством  Российской   Федерации

федеральным органом исполнительной власти.

     6. Запрещается размещение отходов  на объектах, не внесенных  в

государственный реестр объектов размещения отходов.

     7. Захоронение  отходов,  в  состав  которых  входят   полезные

компоненты,  подлежащие  утилизации,  запрещается.  Перечень   видов

отходов, в  состав которых входят  полезные компоненты,  захоронение

которых  запрещается,   устанавливается  Правительством   Российской

Федерации.

     8. Требования  к объектам  размещения  отходов (за  исключением

твердых коммунальных  отходов)  и требования  к объектам  размещения

твердых  коммунальных  отходов устанавливаются  федеральным  органом

исполнительной власти, осуществляющим государственное  регулирование

в области охраны окружающей среды.

     9. Запрещается  применение  твердых  коммунальных  отходов  для

рекультивации земель и карьеров.

     10. При  ликвидации   горных  выработок  могут   использоваться

вскрышные  и вмещающие  горные  породы, отходы  производства  черных

металлов  IV  и  V  классов  опасности  в  соответствии  с  проектом

ликвидации горных выработок.

(Статья     в     редакции     Закона     Нижегородской     области

от 02.03.2016 № 27-З)

 

     Статья 13. Требования  к обращению с  отходами на  территориях
городских и других поселений

 

     1.  Территории  муниципальных  образований подлежат регулярной
очистке  от  отходов в соответствии с экологическими, санитарными и
иными  требованиями.    редакции  Закона Нижегородской области от

05.03.2005 г. N 17-З)
     2. Организация деятельности по сбору (в  том числе  раздельному

сбору), транспортированию,  обработке, утилизации, обезвреживанию  и

захоронению   твердых    коммунальных    отходов   на    территориях

муниципальных   образований   осуществляется   в   соответствии    с

Федеральным  законом  от 24  июня  1998  года  № 89-ФЗ  "Об  отходах

производства  и  потребления".     редакции  Закона  Нижегородской

области от 02.03.2016 № 27-З)

     3.    (Утратил    силу    -    Закон   Нижегородской   области
от 02.03.2016 № 27-З)
     4.    (Утратил    силу    -    Закон   Нижегородской   области
от 02.03.2016 № 27-З)
     5. Генеральная  схема  очистки  территории  населенного  пункта

разрабатывается  и  утверждается   в  соответствии  с   требованиями

законодательства   Российской   Федерации.       редакции   Закона

Нижегородской области от 02.03.2016 № 27-З)

 

     Статья 13-1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных

и (или) черных металлов и их отчуждению

 

     1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном

законодательством  Российской  Федерации, отчуждение лома и отходов

цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных

металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно

перечню  разрешенных  для  приема  от физических лиц лома и отходов

цветных   металлов,   утвержденному   Правительством  Нижегородской

области.

     2.  Юридические  лица  и  индивидуальные предприниматели могут

осуществлять  обращение  с  ломом  и отходами цветных металлов и их

отчуждение  в  случае,  если  имеются  документы, подтверждающие их

право собственности на указанные лом и отходы.

     3.  В  соответствии  с  федеральным  законодательством правила

обращения  с  ломом  и  отходами  цветных  и  черных  металлов и их

отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     (Статья    дополнена    -    Закон    Нижегородской    области

от 11.05.2010 г. N 74-З)

 

      Статья 13-2. Требования к разработке и реализации региональных

программ в области  обращения с  отходами,  в том  числе с  твердыми

коммунальными отходами

     

     1. Региональная программа в области обращения с отходами, в том

числе с твердыми коммунальными отходами (далее также -  региональная

программа в области обращения с отходами), должна содержать:

     значения целевых показателей в области обращения с отходами,  в

том  числе с  твердыми  коммунальными отходами,  достижение  которых

обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

     перечень мероприятий  в области  обращения  с отходами,  в  том

числе  с  твердыми  коммунальными отходами,  с  указанием  ожидаемых

результатов   в  натуральном   и   стоимостном  выражении,   включая

экономический эффект от реализации соответствующей программы,  сроки

проведения указанных мероприятий;

     информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий  в

области обращения с отходами,  в том числе с твердыми  коммунальными

отходами;

     иные определенные Правительством Нижегородской области вопросы.

     2. Перечень мероприятий в области  обращения с отходами, в  том

числе   с   твердыми  коммунальными   отходами,   должен   содержать

мероприятия, направленные на:

     стимулирование строительства   объектов,  предназначенных   для

обработки, утилизации,  обезвреживания, захоронения  отходов, в  том

числе твердых коммунальных отходов;

     софинансирование строительства      объектов     по      сбору,

транспортированию, обработке и  утилизации отходов от  использования

товаров;

     стимулирование утилизации отходов;

     выявление мест несанкционированного размещения отходов;

     предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении

бесхозяйных отходов,  в  том  числе  твердых  коммунальных  отходов,

выявление  случаев   причинения  такого  вреда   и  ликвидацию   его

последствий;

     обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами.

     3. Перечень  мероприятий   региональных   программ  в   области

обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами,

учитывается    при    формировании    мероприятий    соответствующих

государственных программ.

     4. Региональные программы в области обращения с отходами, в том

числе с  твердыми коммунальными  отходами,  подлежат согласованию  с

соответствующими    территориальными    органами     уполномоченного

Правительством    Российской    Федерации    федерального     органа

исполнительной власти.

     5. Региональная программа в области обращения с отходами, в том

числе с твердыми коммунальными отходами, должна быть опубликована  в

информационно-телекоммуникационной  сети "Интернет"  на  официальном

сайте уполномоченного  Правительством  Нижегородской области  органа

исполнительной  власти   Нижегородской  области   для  всеобщего   и

бесплатного доступа.

     

     Статья 13-3.  Требования  к территориальным  схемам  в  области

обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

     

     1. В целях организации  и осуществления деятельности по  сбору,

транспортированию,     обработке,    утилизации,     обезвреживанию,

захоронению  отходов  уполномоченным  Правительством   Нижегородской

области   органом   исполнительной  власти   Нижегородской   области

утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в

том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная

схема обращения с отходами).

     2. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в

соответствии с документами территориального планирования.

     3. Территориальная схема обращения с отходами должна включать в

себя:

     данные о   нахождении   источников   образования   отходов   на

территории  Нижегородской  области     нанесением  источников   их

образования на карту Нижегородской области);

     данные о   количестве   образующихся  отходов   на   территории

Нижегородской  области с  разбивкой  по  видам и  классам  опасности

отходов;

     данные о целевых  показателях по  обезвреживанию, утилизации  и

размещению  отходов,  установленных   в  Нижегородской  области   

разбивкой по годам);

     данные о  нахождении  мест  накопления  отходов  на  территории

Нижегородской области;

     данные о месте  нахождения объектов  по обработке,  утилизации,

обезвреживанию, размещению отходов, в том числе твердых коммунальных

отходов;

     баланс количественных  характеристик  образования,   обработки,

утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе  твердых

коммунальных отходов, на территории Нижегородской области;

     схему потоков  отходов,  в   том  числе  твердых   коммунальных

отходов, от источников их образования до объектов, используемых  для

обработки, утилизации,  обезвреживания, размещения отходов,  которая

включает   в   себя   графические   обозначения   мест,   количество

образующихся   отходов,   количество  объектов,   используемых   для

обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

     4. Территориальная   схема   обращения  с   отходами   подлежит

согласованию    с   соответствующими    территориальными    органами

уполномоченного  Правительством  Российской  Федерации  федерального

органа исполнительной власти.

     5. Требования  к  составу  и  содержанию  территориальных  схем

обращения   с   отходами  утверждаются   Правительством   Российской

Федерации.

     6. Территориальная  схема  обращения  с  отходами  должна  быть

опубликована  на   официальном  сайте  Правительства   Нижегородской

области  в  информационно-телекоммуникационной сети  "Интернет"  для

всеобщего и бесплатного доступа.

(Статьи 13-2 и 13-3    дополнены  -   Закон  Нижегородской   области

от 02.03.2016 № 27-З)

 

     Статья 14. Требования  к обращению  с отходами I  - V  классов

опасности

     

     1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе

деятельности которых  образуются отходы  I  - V  классов  опасности,

обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к  конкретному

классу  опасности  для  подтверждения такого  отнесения  в  порядке,

установленном  уполномоченным  Правительством  Российской  Федерации

федеральным органом  исполнительной власти. Подтверждение  отнесения

отходов  I -  V  классов опасности  к  конкретному классу  опасности

осуществляется  уполномоченным Правительством  Российской  Федерации

федеральным органом исполнительной власти.

     2. Подтверждение  отнесения  к  конкретному  классу   опасности

отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов,

не требуется.

     3. На основании  данных о  составе отходов,  оценки степени  их

негативного  воздействия на  окружающую  среду составляется  паспорт

отходов I -  IV классов опасности.  Порядок паспортизации отходов  и

типовые  формы  паспортов  отходов  устанавливаются   уполномоченным

Правительством    Российской    Федерации    федеральным     органом

исполнительной  власти. Определение  данных  о составе  и  свойствах

отходов,  включаемых  в  паспорт отходов,  должно  осуществляться  с

соблюдением установленных законодательством Российской Федерации  об

обеспечении единства  измерений требований  к измерениям,  средствам

измерений.

     4. При обращении с  группами однородных отходов  I - V  классов

опасности должны  соблюдаться требования, установленные  федеральным

органом   исполнительной  власти,   осуществляющим   государственное

регулирование в области охраны окружающей среды.

(Статья     в     редакции     Закона     Нижегородской     области

от 02.03.2016 № 27-З)

     

     Статья 15. Требования к транспортированию отходов

     

     1. Транспортирование   отходов   должно   осуществляться    при

следующих условиях:

     наличие паспорта отходов;

     наличие специально  оборудованных  и  снабженных   специальными

знаками транспортных средств;

     соблюдение требований безопасности к транспортированию  отходов

на транспортных средствах;

     наличие документации для транспортирования и передачи отходов с

указанием количества   транспортируемых   отходов,  цели   и   места

назначения их транспортирования.

     2. Порядок транспортирования отходов I - IV классов  опасности,

предусматривающий  дифференцированные  требования в  зависимости  от

вида   отходов   и   класса   опасности   отходов,   требования    к

погрузочно-разгрузочным работам,  маркировке  отходов, требования  к

обеспечению  экологической  безопасности  и  пожарной  безопасности,

устанавливается федеральным органом исполнительной власти в  области

транспорта  по  согласованию с  федеральным  органом  исполнительной

власти,  осуществляющим  государственное  регулирование  в   области

охраны окружающей среды.

(Статья     в     редакции     Закона     Нижегородской     области

от 02.03.2016 № 27-З)

 

     Статья 15-1. Об обращении с вторичными материальными ресурсами

и   вторичным  сырьем    редакции  Закона  Нижегородской  области

от 02.03.2016 № 27-З)

     

     1. Перечень   вторичных   материальных   ресурсов,   подлежащих

переработке  во  вторичное  сырье,  устанавливается   Правительством

Нижегородской области. Вторичные материальные ресурсы, не включенные

в указанный Перечень, могут быть переработаны во вторичное сырье при

наличии  соответствующих   технологий   с  соблюдением   требований,

установленных  законами  и   иными  нормативными  правовыми   актами

Российской Федерации и Нижегородской области.

     2. Перечень  организаций, занимающихся  переработкой  вторичных

материальных            ресурсов,           размещается            в

информационно-телекоммуникационной  сети "Интернет"  на  официальном

сайте органа  исполнительной власти, уполномоченного  Правительством

Нижегородской области.

     3. Накопление  вторичных   материальных  ресурсов,   подлежащих

переработке (обработке) или  использованию, должно осуществляться  в

условиях, исключающих потерю их ценных качеств. Захоронение отходов,

включенных в  Перечень вторичных  материальных ресурсов,  подлежащих

переработке во вторичное сырье, запрещается.

     4. Ввоз  на  территорию  Нижегородской   области  отходов,   не


Информация по документу
Читайте также