Расширенный поиск

Постановление Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 298

 

                ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

     от 30 апреля 2014 года                             N 298

 

 

        Об утверждении государственной программы "Социальная
              поддержка граждан Нижегородской области"

 

    (В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области   
             от 07.11.2014 № 769; от 09.09.2015 № 572;

             от 31.12.2015 № 910; от 17.03.2016 № 145;  

             от 10.06.2016 № 349; от 01.08.2016 № 497;

             от 02.08.2016 № 500; от 29.08.2016 № 585;

             от 28.09.2016 № 661; от 30.12.2016 № 924;

             от 30.03.2017 № 180; от 09.08.2017 № 587;

                        от 24.08.2017 № 633)                        

 

     Правительство Нижегородской области постановляет:
     1. Утвердить прилагаемую государственную программу  "Социальная
поддержка граждан Нижегородской области" (далее - Программа).
     2. Министерству   финансов   Нижегородской   области   ежегодно
предусматривать  в  областном  бюджете  средства  на  финансирование
мероприятий Программы.
     3. Признать утратившими силу:
     постановление Правительства Нижегородской области от 2  октября
2013  года   N   698  "Об   утверждении  государственной   программы
"Социальная поддержка граждан Нижегородской области";
     постановление Правительства Нижегородской области от 10 декабря
2013 N  915    внесении изменений  в  постановление  Правительства
Нижегородской области от 2 октября 2013 года N 698".
     4. Настоящее постановление  вступает  в силу  с  1 января  2015
года.
     5. Контроль за  исполнением настоящего постановления  возложить
на заместителя  Губернатора, заместителя Председателя  Правительства
Нижегородской области Д.В.Сватковского.
     
     
     Губернатор                                          В.П.Шанцев
     

 

 

     УТВЕРЖДЕНА

      постановлением Правительств

     Нижегородской области

     от 30 апреля 2014 года № 298

     

     

 Государственная программа

 "Социальная поддержка граждан

 Нижегородской области"

 

(В редакции Постановления Правительства Нижегородской области

от 07.11.2014 № 769;  от 24.03.2015 № 149; от 31.12.2015 № 910;

от 17.03.2016 № 145; от 01.08.2016 № 497; от 02.08.2016 № 500;

от 29.08.2016 № 585; от 28.09.2016 № 661; от 30.12.2016 № 924;

от 30.03.2017 № 180; от 24.08.2017 № 633)

 

1.  Паспорт государственной программы

 

 Паспорт государственной программы

"Социальная поддержка граждан Нижегородской области"

Государственный заказчик - координатор программы

 

министерство социальной политики Нижегородской области

 

Соисполнители программы

 

министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области;

управление делами Правительства Нижегородской области;

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия)".

 

Подпрограммы программы

     (в ред.  

от 24.03.2015 № 149

 -см.предыдущую редакцию)  

 

Подпрограмма 1

 "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области на 2015-2016 годы";

Подпрограмма 2

 "Модернизация и развитие социального облуживания населения" на 2015-2020 годы";

Подпрограмма 3

 "Старшее поколение" на 2015-2020 годы";

Подпрограмма 4

"Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Нижегородской области" на 2015 - 2020 годы";

 Подпрограмма 5

"Укрепление института семьи в Нижегородской области" на 2015-2020 годы";

 Подпрограмма 6

"Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области на 2015-2020 годы";

  Подпрограмма 7

 "Улучшение условий и охраны труда в Нижегородской области на 2015-2017 годы";

  Подпрограмма 8

 "Обустройство граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке".    

 Подпрограмма 9

 "Обеспечение реализации государственной программы"

 

Цели программы

      (в ред.  

от 24.03.2015 № 149

 -см.предыдущую редакцию)  

 

- повышение уровня и качества жизни пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, иных категорий населения, в отношении которых законодательно установлены обязательства государства по предоставлению мер социальной поддержки;

- осуществление полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан;

- формирование и развитие оптимальной сети государственных учреждений всех типов, подведомственных координатору программы, повышение эффективности их работы, координация и методическое обеспечение их деятельности, развитие новых форм и видов социального обслуживания граждан;

 - профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение условий для социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;

 - формирование и реализация государственной региональной политики в отношении семьи и детей в целях создания условий для реализации семьей ее функций, улучшения качества жизни семей с детьми, обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних;

 - повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг ;

   - реализация комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Нижегородской области;

   - оказание помощи гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, по обустройству     

 

Задачи программы

     (в ред.  

от 24.03.2015 № 149

 -см.предыдущую редакцию)

 

- обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН);

 - обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению Нижегородской области услуг в сфере социального обслуживания;

 - повышение социального статуса и качества жизни пожилых людей;

 - поддержка социального долголетия пожилых людей;

- развитие современных форм общения пожилых людей;

 - создание условий для приведения деятельности учреждений социального обслуживания пожилых граждан стандартам качества социальных услуг;

 - социальная поддержка ветеранов боевых действий;

 - реализация мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Нижегородской области;

 - укрепление социального института нижегородской семьи посредством обеспечения условий для общественного признания социально успешных семей и родителей, повышения статуса нижегородской семьи, формирования в обществе позитивного имиджа семьи с детьми;

 - поддержка семей с несовершеннолетними детьми через реализацию мер экономического, социального и организационного характера;

 - профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей;

 - формирование семейно-ориентированной государственной политики;

 - создание на территории Нижегородской области благоприятных условий, способствующих развитию потенциала некоммерческих организаций в достижении приоритетных задач в социальной сфере;

 - формирование и проведение финансово-экономической, инвестиционной и кадровой политики, направленной на реализацию программы и мероприятий по социальной защите населения;

  - улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории Нижегородской области и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

- обустройство граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке    

 

Этапы и сроки реализации программы

 

2015-2020 годы

 Программа реализуется в один этап

 

Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам)

Всего на программу за счет средств областного бюджета предусмотрено 133 996 720,1 тыс. руб., в том числе по годам:

2015 год - 20 305 038,6 тыс. руб.,

2016 год - 21 776 960,1 тыс. руб.,

2017 год - 21 877 108,1 тыс. руб.,

2018 год - 21 976 961,4 тыс. руб.,

2019 год - 23 743 900,1 тыс. руб.,

2020 год - 24 316 751,8 тыс. руб.

Подпрограмма 1: 30 964,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2015 год - 9 343,9 тыс. руб.,

2016 год - 8 222,6 тыс. руб.,

2017 год - 13 397,5 тыс. руб.,

2018 год - 0 тыс. руб.,

2019 год - 0 тыс. руб.,

2020 год - 0 тыс. руб.

Подпрограмма 2: 40 374 883,9 тыс. руб., в том числе по годам:

2015 год - 5 981 970,4 тыс. руб.,

2016 год - 6 089 446,4 тыс. руб.,

2017 год - 6 890 290,0 тыс. руб.,

2018 год - 6 890 844,5 тыс. руб.,

2019 год - 7 118 790,5 тыс. руб.,

2020 год - 7 403 542,1 тыс. руб.

Подпрограмма 3: 175 407,1 тыс. руб., в том числе по годам:

2015 год - 14 542,2 тыс. руб.,

2016 год - 14 426,3 тыс. руб.,

2017 год - 27 136,9 тыс. руб.;

2018 год - 39 174,5 тыс. руб.;

2019 год - 39 372,6 тыс. руб.;

2020 год - 40 754,6 тыс. руб.

Подпрограмма 4: 88 259 997,7 тыс. руб., том числе по годам:

2015 год - 13 739 668,2 тыс. руб.,

2016 год - 14 788 020,3 тыс. руб.,

2017 год - 14 090 766,2 тыс. руб.,

2018 год - 14 200 428,3 тыс. руб.,

2019 год - 15 596 973,6 тыс. руб.,

2020 год - 15 844 141,1 тыс. руб.

Подпрограмма 5: 3 902 275,1 тыс. руб., в том числе по годам:

2015 год - 369 960,3 тыс. руб.,

2016 год - 688 580,6 тыс. руб.,

2017 год - 640 184,3 тыс. руб.,

2018 год - 630 859,0 тыс. руб.,

2019 год - 770 926,9 тыс. руб.,

2020 год - 801 764,0 тыс. руб.

Подпрограмма 6: 33 886,6 тыс. руб., в том числе по годам:

2015 год - 6 365,8 тыс. руб.,

2016 год - 5 666,7 тыс. руб.,

2017 год - 6 161,9 тыс. руб.,

2018 год - 5 161,9 тыс. руб.,

2019 год - 5 161,9 тыс. руб.,

2020 год - 5 368,4 тыс. руб.

Подпрограмма 7*: 0,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2015 год - 0, год - 0,0 тыс. руб. 0 тыс. руб.,

2016 год - 0,0 тыс. руб.

Подпрограмма 8**: 0,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2015 год - 0,0 тыс. руб.,

2016 год - 0,0 тыс. руб.,

2017 год - 0,0 тыс. руб.

Подпрограмма 9: 1 219 305,7 тыс. руб., в том числе по годам:

2015 - 183 187,8 тыс. руб.,

2016 - 182 597,2 тыс. руб.,

2017 - 209 171,3 тыс. руб.,

2018 - 210 493,2 тыс. руб.,

2019 - 212 674,6 тыс. руб.,

2020 - 221 181,6 тыс. руб.

 

* Финансирование мероприятий Подпрограммы 7 предусмотрено за счет средств местных бюджетов (при условии участия), организаций (при условии участия) и Фонда социального страхования Российской Федерации (при условии участия);

** Финансирование мероприятий Подпрограммы 8 предусмотрено за счет средств федерального бюджета (при условии участия).

Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов

     (в ред.  

от 24.03.2015 № 149

 -см.предыдущую редакцию)

 

Индикаторы

- доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (в 2016 году - 64,9%);

- доля приоритетных объектов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг, в общем количестве приоритетных объектов (в 2020 году - 100%);

- доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты (в 2016 году -89,8%);

- доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов органов службы занятости (в 2016 году - 93,3%);

- доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения (в 2016 году -60,6%);

- доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций (в 2017 году - 3,5%);

- доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций (в 2017 году - 22,3%);

- доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций (в 2017 году - 9,1%);

- доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры (в 2016 году - 72,7%);

- доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в общем парке подвижного состава указанных видов транспорта (в 2016 году - 13,6%);

-доля станций метро, доступных для инвалидов, в общем количестве станций метро (в 2016 году - 7,1%);

- доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры (в 2016 году -81,8%);

- доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения (в 2016 году - 54,5%);

- доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта (в 2016 году- 81,8%);

"-доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Нижегородской области (в 2020 году -58,4%);";

- доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста (в 2017 году - 97%);

- доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста (в 2017 году - 35%);

- доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста (в 2017 году - 85%);

- доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в Нижегородской области (в 2017 году - 56%);

- соотношение средней заработной платы социальных работников и средней заработной платы в Нижегородской области (к 2020 году - 100%)*;

- число высококвалифицированных работников социальной сферы от числа квалифицированных работников (в 2020 году - 35,9%);

- доля граждан, получивших социальные услуги в условиях психоневрологических интернатов, от общего количества граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании в условиях психоневрологических интернатов (к 2020 году - 100%);

- удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий (к 2020 году - 0%);

- удовлетворенность граждан качеством и доступностью социальных услуг (в 2020 году - 100%);

 - удельный вес социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области (к 2020 году - 2,2%);

- доля учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, повысивших качество медицинских, реабилитационных и оздоровительных услуг, оказываемых пожилым людям, достигнет от общего количества учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста (в 2020 году - 66,7%);]

- доля организаций социального обслуживания населения, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание и стационарное социальное обслуживание, укрепивших материально-техническую базу (в 2017 году -28,9%);

- удельный расход тепловой энергии на снабжение МСП НО и подведомственных ему государственных учреждений социального обслуживания населения (0,265 Гкал/кв - ежегодно, начиная с 2017 года);

- удельный расход холодной воды на снабжение МСП НО и подведомственных ему государственных учреждений социального обслуживания населения (49,53 куб/чел. - ежегодно, начиная с 2017 года);

- доля совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, постоянно проживающих на территории муниципальных районов (городских округов Нижегородской области) (в 2017 - 2020 годах - 100%);

- удельный расход горячей воды на снабжение МСП НО и подведомственных ему государственных учреждений социального обслуживания населения (30,89 куб/чел. - ежегодно, начиная с 2017 года);

- доля государственных учреждений социального обслуживания, предоставивших энергетическую декларацию за отчетный год, от общего количества подведомственных МСП НО государственных учреждений социального обслуживания (100% - ежегодно, начиная с 2017 года);

- доля организаций социального обслуживания населения, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание и стационарное социальное обслуживание, укрепивших материально-техническую базу (в 2016 году - 15%);

- доля пожилых граждан, принявших участие в областных общественно и социально значимых мероприятиях и в мероприятиях, предназначенных для реализации социокультурных потребностей пожилых граждан, от общего количества граждан Нижегородской области, получающих пенсию по старости (в 2020 году - 3%);

- доля пожилых граждан, прошедших курс обучения основам компьютерной грамотности для обеспечения доступа к электронным услугам, от числа граждан, в возрасте до 80 лет (в 2020 году - 4%);

- доля граждан, получивших меры социальной поддержки, в общем числе граждан, имеющих право на меры социальной поддержки и обратившихся за назначением мер социальной поддержки (в 2020 году - 100%);

- доля семей с детьми, включенных в совместные социально значимые мероприятия, проводимые за счет подпрограммы (в 2020 году - 9%);

- удельный вес детей-инвалидов, занимающихся творчеством, физкультурой, спортом, общественной деятельностью в общей численности детей-инвалидов от общего количества детей-инвалидов (в 2020 году - 40%);

- отношение численности третьих или последующих детей, родившихся в отчетном финансовом году, к численности детей указанной категории, родившихся в году, предшествующем отчетному, - 1,003;

- доля граждан, осуществляющих денежные пожертвования некоммерческим организациям на территории Нижегородской области, от общей численности населения (в 2020 году - 0,8%);

- количество зарегистрированных некоммерческих организаций на территории Нижегородской области, ед. (в 2020 году - 4116);

- количество зарегистрированных благотворительных некоммерческих организаций на территории Нижегородской области, ед. (в 2020 году - 141);

- количество граждан, охваченных программами социально ориентированных некоммерческих организаций, от общей численности населения (в 2020 году - 5,5%);

- уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

1) численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (в 2017 году - 0,032);

2) численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1000 работающих (в 2017 году - 1,0);

3) количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (в 2017 году - 43,5);

4) численность работников с установленным диагнозом профессионального заболевания (в 2017 году - 116);

- динамика оценки условий труда:

1) количество рабочих мест (из числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда и с правом на гарантии и компенсации за условия труда), на которых проведена специальная оценка условий труда (нарастающий итог к 2017 году - 123915);

2) охват рабочих мест специальной оценкой, условий труда (нарастающий итог к 2017 году - 52,0%);

3) количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда (нарастающий итог к 2017 году- 55720);

- условия труда:

1) численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда  (занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (в 2017 году - 284,0 тыс.);

2) удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников (в 2017 году - 38%);

- доля обустроенных граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном порядке в Нижегородскую область (в 2017 году - 100%)

 

Непосредственные результаты

- сохранение и укрепление кадрового потенциала учреждений с доведением укомплектованности штатного состава учреждений высококвалифицированными кадрами не менее 1/3 от числа квалифицированных работников социальных учреждений (в 2020 году - 770 чел.);

- сохранение нулевого значения удельного веса зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий, в общем количестве зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий;

- отсутствие обоснованных жалоб на предоставление социальных услуг;

- количество социально ориентированных некоммерческих  организаций, оказывающих социальные услуги, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области, ед. (в 2020 году - 4);

- ликвидация до минимума очередности на обучение пожилых граждан основам компьютерной грамотности для обеспечения доступа к электронным услугам к 2020 году;

- количество граждан, получающих меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством (в 2020 году - до 421 352 человека);

- количество граждан, получающих меры социальной поддержки, предусмотренные региональным законодательством (в 2020 году - 1 720 950 человек);

- количество социально ориентированных некоммерческих организаций, за исключением государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по социальной поддержке и защите граждан, ед. (в 2020 году - 1395);

- количество граждан, принимающих участие в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, чел. (в 2020 году - 745490);

- количество социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана финансовая поддержка, ед. (в 2020 году - 35);

- количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших имущественную поддержку, ед. (2020 год - 11);

- количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших информационную поддержку, ед. (в 2020 году - 283);

- количество социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших консультационную поддержку, ед. (в 2020 году - 750);

- количество сотрудников органов местного самоуправления Нижегородской области, участвующих в семинарах по вопросам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, чел. (в 2020 году - 200);

- количество реализованных общественно полезных программ и проектов некоммерческих организаций Нижегородской области в рамках Подпрограммы, ед. (в 2020 году - 35);

- средняя численность работников некоммерческих организаций (за исключением автономных, бюджетных и казенных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий и их структурных подразделений) без учета внешних совместителей, чел. (в 2020 году - 6717);

- средняя численность добровольцев, привлекаемых некоммерческими организациями (за исключением автономных, бюджетных и казенных учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий и их структурных подразделений), чел. (в 2020 году - 11002);

- количество доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в Нижегородской области (в 2016 году - 202 ед.);

- количество приоритетных объектов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг, в общем количестве приоритетных объектов (в 2020 году - 325 ед.);

- количество инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности в Нижегородской области (в 2017 году - 15 600 чел.);

- численность получателей единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью (в 2020 году - 1050 чел.);

- количество работников и работодателей, прошедших обучение по охране труда (нарастающим итогом на 2017 год - 86500 чел.);

- количество работодателей, сертифицировавших Систему управления охраной труда (на 2017 год - 160 действующих сертификатов);

- рассмотрение вопросов состояния условий и охраны труда на крупных предприятиях промышленности, транспорта и связи (нарастающим итогом на 2017 год - 21 организация);

- количество граждан Украины, имеющих статус беженца или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, получивших адресную финансовую помощь в Нижегородской области (в 2015 году - 792 чел.).

* Начиная с 2015 года соотношение к среднемесячной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), в соответствии с принятым Правительством Российской Федерации постановлением от  14 сентября 2015 года № 973 "О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности).

(В редакции Постановлений Правительства Нижегородской области от 09.09.2015 № 572; от 31.12.2015 № 910; от 17.03.2016 № 145; от 17.03.2016 № 145; от 01.08.2016 № 497; от 02.08.2016 № 500; от 29.08.2016 № 585; от 28.09.2016 № 661; от 30.12.2016 № 924; от 30.03.2017 № 180; от 24.08.2017 № 633)

 

2. Текстовая часть государственной программы     

 

2.1. Характеристика текущего состояния

 

Обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни - главная цель деятельности Правительства Нижегородской области в соответствии со Стратегией ее развития до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 (далее - Стратегия). Одним из ключевых направлений достижения этой цели и приоритетом социальной политики Нижегородской области (далее - область, регион) является повышение качества человеческого капитала и создание благоприятных условий для жизни.

Реализация государственной программы "Социальная поддержка граждан Нижегородской области" (далее - Программа) осуществляется через реализацию следующих подпрограмм:

подпрограмма 1 "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области на 2015-2016 годы",

подпрограмма 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" на 2015-2020 годы",

подпрограмма 3 "Старшее поколение" на 2015-2020 годы",

подпрограмма 4 "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Нижегородской области" на 2015 - 2020 годы";  (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 17.03.2016 № 145)

подпрограмма 5 "Укрепление института семьи в Нижегородской области" на 2015-2020 годы";

подпрограмма 6 "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области на 2015-2020 годы";

подпрограмма 7 " (Исключен - Постановление Правительства Нижегородской области от 09.09.2015 № 572)

подпрограмма 8 "Обустройство граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке;  (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 17.03.2016 № 145)

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 года № 688-р бюджету Нижегородской области из федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и находящихся в ПВР, по состоянию 31 января 2015 года дополнительно выделены денежные средства в размере 18 788 000,00 руб. (Дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 09.09.2015 № 572)

подпрограмма 9 "Обеспечение реализации государственной программы".

(Абзацы девятый-одиннадцатый введены постановлением Правительства области от 24.03.2015 № 149)

Подпрограмма 1 "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области на 2015-2016 годы"

(в ред. постановления Правительства области от 07.11.2014 № 769-см.предыдущую редакцию)

 

Подпрограмма "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области на 2015-2016 годы" (далее - Подпрограмма 1) разработана в соответствии с:

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297 (далее - Государственная программа Российской Федерации); (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 30.03.2017 № 180)

постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года".

Проведение комплекса мер по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, развитию реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.

Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 13 декабря 2006 года и ратифицированная Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ (далее - Конвенция), устанавливает международные обязательства государств-участников, предусматривающие осуществление мер по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения их во все аспекты жизни общества.

Одним из способов реализации положений Конвенции является Государственная программа Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, и положениями Конвенции Государственная программа Российской Федерации предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.

В Нижегородской области система формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности представлена следующими нормативными правовыми актами:

- Закон Нижегородской области от 5 марта 2009 года № 21-З "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области";

- Указ Губернатора Нижегородской области от 24 июня 2009 года № 36 "О совете по делам инвалидов при Губернаторе Нижегородской области";

- постановление Правительства Нижегородской области от 3 апреля 2007 года № 102 "О формировании безбарьерной среды для маломобильных граждан на территории Нижегородской области";

- постановление Правительства Нижегородской области от 24 января 2007 года № 24 "О реабилитации инвалидов в Нижегородской области";

- распоряжение Правительства Нижегородской области от 14 декабря 2010 года № 2730-р "О дополнительных мерах по обеспечению доступности социально значимых объектов для маломобильных граждан на территории Нижегородской области".

Начиная с 2003 года, Правительством Нижегородской области проводится целенаправленная политика по формированию условий доступной для инвалидов среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов.

Начальным этапом в этом направлении явилась областная целевая программа на 2003-2005 годы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 27 января 2003 года № 24.

Дальнейшее решение вопросов социальной защиты инвалидов осуществлялось в рамках областной целевой межведомственной программы "Социальная поддержка инвалидов в Нижегородской области" на 2006-2008 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 8 ноября 2005 года № 174-З.

Актуальным стало принятие Закона Нижегородской области от 5 марта 2009 года № 21-З "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области", закрепившего нормы социальной защиты маломобильных граждан с целью обеспечения им равных с другими гражданами возможностей по беспрепятственному доступу к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры и информации.

В связи с этим областная целевая программа "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области" на 2010-2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 19 мая 2009 года № 300 (далее - ОЦП № 300), рассматривалась как качественно новый этап проводимой в регионе целенаправленной работы по созданию безбарьерной среды.

В рамках ОЦП № 300 в 272 социально значимых государственных учреждениях здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, занятости, культуры и спорта реализованы мероприятия по оборудованию лестничных маршей специализированными подъемниками, установке пандусов и поручней, адаптации дверных проемов и санитарно-гигиенических помещений.

Приобретены специализированные автотранспортные средства с гидроподъемниками для инвалидов, приобретено оборудование для государственного казенного учреждения культуры Нижегородской области "Нижегородская государственная областная специальная библиотека для слепых", проведены семинары по разъяснению законодательства по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

Несмотря на реализованные мероприятия, проблемы создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, повышения качества и эффективности услуг в сфере реабилитации, сегодня остроактуальны.

Остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Социальная среда в большинстве своем не приспособлена для инвалидов.

Это, прежде всего, отсутствие развитой инфраструктуры, приспособленной для инвалидов, что затрудняет их доступ к объектам социальной, транспортной и информационной инфраструктуры.

Актуальность проблемы создания доступной для инвалидов среды определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, признанных инвалидами.

По состоянию на 1 января 2013 года в Нижегородской области насчитывается 336361 инвалид. Из них 1,1% (3699 чел.) составляют инвалиды с нарушениями функций слуха, 1,9% (6391 чел.) - инвалиды с нарушениями функций зрения, 4,5% (15136 чел.) - инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата (из них 1,1% (3700 чел.) - инвалиды-колясочники) и 92,5% - инвалиды с прочими нарушениями здоровья.

В целях дальнейшего решения проблем доступной для инвалидов среды для создания им равных возможностей во всех сферах жизни общества, учитывая, что в рамках предыдущих целевых программ и мероприятий, значительное количество учреждений социальной инфраструктуры оснащено элементами доступности частично, в основном для лиц с ограничениями функций передвижения, сегодня ставится задача оснащения объектов с учетом доступности для всех категорий инвалидов. Эта задача, наряду с задачами по совершенствованию нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН, повышению доступности и качества реабилитационных услуг, информационно-методическому и кадровому обеспечению системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов, а также преодолению социальной разобщенности в обществе и формированию позитивного отношения населения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Нижегородской области, будет решаться в рамках Подпрограммы 1, мероприятия которой направлены на повышение уровня доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности (социальная сфера, сферы здравоохранения, образования, спорта, культуры, транспорта, информации), а также в сфере занятости населения на основе данных, полученных в результате паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.

В целях реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Нижегородской области от 5 марта 2009 года № 21-З "О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области" и мероприятий Государственной программы Российской Федерации в части формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, объективной оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры, а также для разработки мер, обеспечивающих их доступность, принято постановление Правительства Нижегородской области от 13 мая 2013 года № 294 "О проведении паспортизации объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур и услуг на территории Нижегородской области" (далее - Постановление).

В соответствии с Постановлением и методикой, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН), с возможностью учета региональной специфики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 627, паспортизация объектов социальной инфраструктуры проводится с привлечением общественных организаций инвалидов и их территориальных подразделений.

Основным документом в сфере паспортизации является реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов на территории Нижегородской области, утвержденный приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 14 февраля 2013 года № 163 (далее - Реестр).

В Реестр включаются объекты, находящиеся на территории муниципального образования и оказывающие услуги населению.

Приоритетными признаются учреждения и организации следующих сфер (согласно последовательности их в порядке исполнения индивидуальных программ реабилитации): здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры. Приоритетными объектами, способствующими социальной интеграции инвалидов, являются: объекты и средства связи и информации, объекты транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, жилые здания и помещения, объекты потребительского рынка и сферы услуг, места приложения труда.

Отбор приоритетных объектов и предоставляемых ими услуг осуществляется совместно с общественными организациями инвалидов (Нижегородская областная организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", региональное отделение общественной организации "Всероссийское общество глухих", Нижегородская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых") с учетом востребованности объекта инвалидами и другими МГН.

Решение об отнесении объектов и предоставляемых ими услуг к приоритетным принимается Комиссиями по координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения муниципальных образований Нижегородской области (далее - Комиссия).

При формировании Подпрограммы 1 проведена работа по паспортизации объектов.

В целях создания единой информационной системы учета сведений об объектах социальной инфраструктуры, нуждающихся в проведении мероприятий по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения в первоочередном порядке, приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 14 февраля 2013 года № 163 "О временном порядке формирования реестра приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов на территории Нижегородской области" утвержден временный порядок формирования реестра приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов на территории Нижегородской области (далее - Порядок) и состав комиссии по формированию реестра объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов на территории Нижегородской области (далее - комиссия Министерства).

Формирование реестра приоритетных объектов социальной инфраструктуры (далее - временный Реестр) осуществлялось министерством социальной политики Нижегородской области на основании информации об учреждениях, наиболее востребованных инвалидами и другими МГН, и списков учреждений различных ведомств, участвующих в реализации реабилитационных услуг в рамках исполнения индивидуальных программ реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.

Информация об учреждениях, наиболее востребованных инвалидами и другими МГН, находящихся на территории муниципального образования, собиралась сотрудниками государственных казенных учреждений центр социального обслуживания населения (центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов или реабилитационных подразделений центров социального обслуживания населения) на основании опросов инвалидов об их потребностях.

Комиссией Министерства, в состав которой вошли: председатель Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", председатель правления Нижегородской областной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых", председатель регионального отделения общественной организации "Всероссийское общество глухих", приняты решения о включении приоритетных объектов, находящихся на территории муниципальных образований Нижегородской области и нуждающихся в обеспечении их доступности в первую очередь, в Реестр.

Решение о включении объектов из временного Реестра в Подпрограмму 1 принималось комиссией Министерства с учетом востребованности объекта, возможности его адаптации для всех категорий инвалидов, места расположения, предоставления услуг по реабилитации инвалидов.

С проведением паспортизации начинается работа по формированию "Карты доступности Нижегородской области" в разделе "Карта доступности объектов по субъектам" в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

Данная работа будет основана на материалах, получаемых государственными казенными учреждениями Нижегородской области "Управление социальной защиты населения района (города)" (далее - ГКУ НО УСЗН) в процессе паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных для инвалидов и других МГН сферах жизнедеятельности.

При этом основным учетным документом, принимаемым в качестве источника информации для введения соответствующих данных на сайт "Карта доступности Нижегородской области", является "Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры", сформированный на основании "Анкеты (информации об объекте социальной инфраструктуры)", полученной от руководителя (собственника) объекта социальной инфраструктуры, а также "Акта обследования объекта социальной инфраструктуры".

На "Карте доступности Нижегородской области" отражается следующая информация:

- наименование объекта и его расположение;

- состояние доступности основных структурно-функциональных зон объекта;

- об адаптации объекта;

- об адаптированном общественном транспорте до объекта.

Администрирование, с решением задач по формированию и обновлению сайта возложено на ГКУ НО УСЗН.

Министерством социальной политики Нижегородской области ведется подготовка методических рекомендаций доверенным пользователям, прописываются вопросы авторизации и работы с системой.

Поставщиками информации для наполнения содержания сайта являются учреждения различной ведомственной принадлежности и форм собственности.

В целях выстраивания согласованной работы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, включая проведение паспортизации, обсуждения и принятия решений по спорным вопросам в Подпрограмме предусмотрено проведение межведомственных совещаний, семинаров с участием представителей всех заинтересованных ведомств и организаций, разработку и утверждение актов, регулирующих реализацию Подпрограммы 1.

Для анализа динамики оценки инвалидами отношения населения к их проблемам и оценке уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности необходимо регулярное проведение опросов инвалидов.

С 2010 по 2013 годы проблемы доступности для инвалидов и других МГН в системе здравоохранения Нижегородской области решались в рамках ОЦП № 300, в результате реализации которой элементами доступности для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата частично оснащены 5 учреждений здравоохранения.

На сегодняшний день приоритетными объектами в этой сфере определены 8 учреждений, где проблемы доступности для основных категорий инвалидов (с ограничениями функций слуха, зрения, передвижения) необходимо решить в рамках Подпрограммы 1.

Система социальной защиты Нижегородской области представлена 187 учреждениями, где инвалидам и детям-инвалидам оказываются услуги по всем видам социальной реабилитации с медицинским сопровождением, что способствует реинтеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум.

Для инвалидов с достаточно высоким реабилитационным потенциалом функционируют комплексные центры социального обслуживания населения и центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Для оказания услуг комплексной реабилитации в Нижегородской области созданы санаторно- и социально-реабилитационные центры, услугами которых ежегодно пользуются более 10 тысяч инвалидов.

Для детей-инвалидов функционируют специализированные реабилитационные центры, ежегодно обслуживающие 3 тысяч человек.

Для оказания социальных услуг инвалидам с низким реабилитационным потенциалом, требующим постоянного постороннего ухода, в системе социальной защиты населения Нижегородской области созданы стационарные учреждения социального обслуживания.

В рамках ОЦП № 300 частичная доступность для инвалидов и других МГН обеспечена практически во всех учреждениях системы социальной защиты населения (установлено 230 пандусов, 2215,69 погонных метров поручней, адаптировано с учетом доступности для инвалидов и других МГН 168 санитарно-гигиенических помещений и 350 дверных проемов).

В целях дальнейшего обеспечения доступности в сфере социальной защиты для различных категорий инвалидов (с ограничениями опорно-двигательного аппарата, функций слуха и зрения) определено 19 приоритетных учреждений социальной защиты населения Нижегородской области.

В образовательных организациях Нижегородской области ежегодно получают общее образование более 6 тысяч детей-инвалидов.

С 2011 по 2012 годы численность детей-инвалидов в образовательных организациях Нижегородской области увеличилась на 2,1% (139 человек).

В регионе отмечается увеличение численности детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в единый образовательный процесс в общеобразовательных организациях с 1361 человек в 2011 до 1557 человек, обучающихся в 2012 году.

Продолжается работа по внедрению модели инклюзивного обучения глухих и слабослышащих школьников. В общеобразовательных организациях обучается 224 глухих и слабослышащих школьника, в дошкольных образовательных организациях - 64 ребенка дошкольного возраста.

По итогам реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" (за период 2009-2012 годы) 298 детей с ограниченными возможностями здоровья получают образовательные услуги в форме дистанционного обучения.

Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволила обеспечить доступ данной категории детей к качественному образованию, образовательным и иным информационным ресурсам.

В 2012-2013 учебном году в учреждениях среднего профессионального образования обучались по очной форме обучения 135 студентов-инвалидов.

В условиях модернизации системы образования Нижегородской области и в соответствии с приоритетными направлениями развития образования региона необходимо продолжать решение вопросов обеспечения государственных гарантий общедоступности образования в соответствии с возможностями и психофизическими особенностями детей, повышения качества образования, создания оптимальных условий для обучения, воспитания и коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья, приобретения профессии и интеграции детей-инвалидов в общество.

В 83 из 1001 общеобразовательных организациях обеспечена доступность для инвалидов и других МГН (8,3%). В 2011-2013 годы в 35 общеобразовательных организациях в рамках реализации утвержденных администрациями муниципальных образований и городских округов Нижегородской области планов и программ реализованы мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов.

В рамках ОЦП № 300 в 48 общеобразовательных организациях были установлены пандусы, поручни, адаптированы входные группы, внутренние дверные проемы и санитарно-гигиенические помещения (обеспечена частичная доступность для инвалидов с нарушениями функций передвижения).

В настоящее время лишь в 2 из 60 профессиональных образовательных организациях обеспечена доступность для инвалидов и других МГН (3,3%).

Для обеспечения права на получение профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, планируется открыть профессиональное обучение по специальности "230701 Прикладная информатика" (по отраслям) в ГБОУ СПО "Нижегородский педагогический колледж имени К.Д.Ушинского", для чего необходимо создание в этом учреждении безбарьерной среды.

Кроме этого необходимо реализовать мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов и других МГН в профессиональных образовательных организациях.

Дальнейшее решение вопросов доступности актуально в сфере физкультуры и спорта. Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, реабилитации и социальной адаптации в повседневной жизни инвалидов.

На территории Нижегородской области функционируют 23 физкультурно-оздоровительных комплекса (далее - ФОК), 25 специализированных детских юношеских спортивных школ олимпийского резерва, 5232 спортивных сооружения (спортплощадки, стадионы).

Регулярно ФОКи посещают около полутора тысяч людей с ограниченными возможностями.

Законом Нижегородской области от 11 июня 2009 года № 76-З "О физической культуре и спорте в Нижегородской области" инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья и сопровождающим их лицам пользование спортивными сооружениями, находящимися в государственной собственности Нижегородской области, для занятий физической культурой и спортом предусмотрено на безвозмездной основе.

Основные площадки, которые используются этой категорией людей - бассейн, тренажерные залы с кардиозоной и залы лечебной физкультуры.

В рамках ОЦП № 300 мероприятия по оснащению элементами доступности реализованы в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Заря" (гзержинск).

В сфере культуры и искусства области функционирует 2611 государственных и муниципальных учреждений (1114 культурно-досуговых учреждений, 1115 общедоступных библиотек, 61 музей, 122 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, 7 выставочных залов, 14 театров, 1 филармония, 1 консерватория, 7 средних специальных учебных заведений, 169 кинотеатров и другие).

Специализированным обслуживанием инвалидов в области занимается государственное казенное учреждение культуры Нижегородской области "Нижегородская государственная областная специальная библиотека для слепых" (далее - областная библиотека для слепых).

Для облегчения процесса чтения областной библиотекой для слепых создан издательско-информационный комплекс, состоящий из компьютера с набором специальных программ. С помощью данного комплекса выпускаются издания, напечатанные укрупненным шрифтом.

Для создания условий интеграции инвалидов по зрению в общество используется автоматизированное рабочее место незрячего специалиста с брайлевским дисплеем (специальной клавиатурой для слепых) и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

С 2010 года производится запись "говорящих книг" для пользователей на специальные флешкарты. За 2 года создания "говорящих книг" в областной библиотеке для слепых создано несколько полноценных полнотекстовых цифровых баз изданий с криптозащитой.

Сегодня областная библиотека для слепых оснащена необходимым оборудованием для оказания качественных информационных услуг инвалидам по зрению: брайлевскими принтером, ноутбуком с программным обеспечением "Джоус", тифлофлешплеерами, компьютерной и оргтехникой, ежегодно приобретается научная, учебно-методическая, справочно-информационная и художественная литература, в том числе издаваемая на цифровых носителях и рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Для обеспечения качественного библиотечно-информационного обслуживания инвалидов по зрению в центральных библиотеках муниципальных районов и городских округов Нижегородской области областной библиотекой для слепых на основе совместных договоров создается сеть библиотечных пунктов с предоставлением необходимой литературы для этой категории пользователей. В регионе функционирует 25 таких пунктов, 11 передвижных библиотек при учебно-производственных предприятиях Всероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (далее - ВОС), местных территориальных организациях ВОС и 3 филиала областной библиотеки для слепых.

Учреждения культуры в различной степени оснащены элементами доступности.

Областная библиотека для слепых оснащена направляющими поручнями, определены пути движения, адаптирован санузел.

Центральное здание государственного бюджетного учреждения культуры Нижегородской области "Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им.В.И.Ленина" доступно для инвалидов-колясочников: оборудовано пандусами, лифтом, специальной туалетной комнатой. В целях организации максимально доступной и комфортной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в 2011-2012 годы в Ардатовском, Большеболдинском, Городецком муниципальных районах Нижегородской области, городском округе Семеновский Нижегородской области входы в здания центральных библиотек были оборудованы пандусами.

В рамках ОЦП № 300 в 2010 году в областную библиотеку для слепых приобретено оборудование для поиска и использования необходимой информации инвалидами по зрению.

На объектах транспортной инфраструктуры Нижегородской области доступность для инвалидов и других МГН обеспечена следующим образом.

На воздушном транспорте - в здании аэровокзала ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород" оборудованы пандусы и санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов-колясочников, входная группа.

При реконструкции аэровокзала предусмотрены меры по обеспечению доступной среды маломобильным группам пассажиров (пандусы, лифты, расширенные дверные проемы).

На внутреннем водном транспорте - здание речного вокзала имеет пандусы у центрального входа и с речной стороны для передвижения инвалидов-колясочников. При проектировании и строительстве нового флота на пассажирских теплоходах предусматриваются соответствующие приспособления и устройства для создания доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.

На железнодорожном транспорте - в зданиях железнодорожных вокзалов ОАО "Горьковская железная дорога" имеются пандусы и электрические подъемники для передвижения инвалидов-колясочников; в поездах имеются пассажирские вагоны, оборудованные для инвалидов (информация о вагонах размещена на официальном сайте ОАО "РЖД").

В 2013 году в муниципальных пассажирских предприятиях услуги населению оказываются 2598 единицами транспорта общего пользования, из них 244 единицы транспорта доступны для инвалидов и других маломобильных групп населения, что составляет 9,38%.

Для обеспечения транспортной доступности для инвалидов и других МГН в Нижегородской области населения функционирует 14 служб "Социальное такси" (далее - Службы).

Инвалидам, детям-инвалидам и другим лицам, имеющим значительные затруднения в передвижении, Службами оказывается помощь в осуществлении целевых поездок в социально значимые учреждения.

В связи с тем, что в настоящее время Службами инвалидам предоставляются только транспортные услуги без оказания при этом помощи в перемещении инвалида от транспортного средства к объекту (и наоборот), учитывая наличие физических препятствий для инвалидов различных категорий на путях следования, для повышения качества предоставления услуг "Социальное такси" целесообразно обеспечить все Службы гусеничными подъемниками.

Целесообразность решения проблемы создания доступной для инвалидов среды для реабилитации и интеграции в общество программным методом с привлечением различных источников финансирования определяется следующими факторами:

- масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. Решение проблемы предполагает постоянный мониторинг доступности для инвалидов объектов и услуг, развитие системы реабилитации, модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности;

- комплексность проблемы. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников; реализация соответствующего комплекса мероприятий;

- межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, общественных объединений, некоммерческих и других организаций и ведомств;

- длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления работ и комплекса мероприятий, взаимосвязанных по целям и задачам.

В сложных социально-экономических условиях программно-целевой метод способствует более эффективному и комплексному решению поставленных задач, концентрации финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Конкретизация мероприятий, обеспечение контроля за их реализацией, закрепление ответственных исполнителей будут способствовать надежности и эффективности реализации Подпрограммы.

Эффективное решение обозначенных проблем возможно при прямой взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и планируемыми результатами их использования в соответствии с выявленными проблемами, с привлечением средств федерального бюджета.

 

Подпрограмма 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения на 2015-2020 годы"

Система социальной защиты населения, являясь частью социальной сферы, выполняет функцию оперативного механизма, защищающего граждан при возникновении каких-либо неблагоприятных факторов социальной среды, таких как утрата дохода, являющегося источником средств существования, материальная необеспеченность, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца и других.

Одним из направлений системы социальной защиты населения является исполнение государственных социальных обязательств по обеспечению прав граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание.

Деятельность учреждений системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется на основе законодательства Российской Федерации и Нижегородской области.

По состоянию на 1 января 2014 года предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам жизненно важных социальных услуг в Нижегородской области, в том числе реабилитационных услуг, осуществляют 131 учреждение социального обслуживания, объединенные в единую систему:

- 46 домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа на 2968 мест;

- 10 психоневрологических интернатов на 3927 мест;

- 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 486 мест;

- 1 областной реабилитационный центр для инвалидов (НОРЦИ) на 35 стационарных мест и 30 мест дневного пребывания в смену;

- 3 санаторно-реабилитационных центра ("Пушкино", "Красный Яр", "Сявский") на 340 мест;

- 2 социально-реабилитационных центра на 65 мест;

- 2 профессиональных училища-интерната для инвалидов на 230 учащихся;

- 1 Нижегородский областной Дом ветеранов;

- 1 пансионат для ветеранов войны и труда на 160 мест;

- 1 центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий "Витязь" на 100 мест;

- 1 центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Светлое озеро" на 50 мест;

- 1 центр социально-трудовой реабилитации граждан на 102 места;

- 59 центров социального обслуживания населения.

В структуре центров социального обслуживания населения ведут работу более 580 различных подразделений.

Выстроенная система предоставления услуг от специалистов по социальной работе учреждений социального обслуживания, работающих при сельских администрациях, до министерства социальной политики Нижегородской области позволяет оперативно решать проблемы граждан.

Ежегодно в социальных учреждениях получают социальные и реабилитационные услуги более 110 тысяч граждан пожилого возраста, инвалидов и детей - инвалидов.

В систему социального обслуживания семьи и детей Нижегородской области входят 56 государственных учреждений. Практическую реализацию мероприятий по улучшению качества социальных услуг семьям с детьми в настоящее время в регионе осуществляют:

- 32 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних;

- 6 социальных приютов для детей и подростков;

- 13 центров социальной помощи семье и детям;

- 4 реабилитационные центра для детей и подростков с ограниченными возможностями;

- 1 санаторно-реабилитационный центр,

рассчитанных на 1392 места для стационарного пребывания и 739 мест дневного пребывания с возможностью консультационного приема ежемесячно более 10 тыс. человек (далее - учреждения).

Ежегодно в учреждениях социального обслуживания семьи и детей получают социально-реабилитационные и консультационные услуги более 115 тыс. семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.

В целях повышения качества и доступности социальных услуг министерством ежегодно проводятся мероприятия по оптимизации и модернизации системы социального обслуживания населения.

С 1 апреля 2009 года в Нижегородской области введена отраслевая система оплаты труда работников учреждений социальной защиты населения, которая предусматривает установление зависимости размеров заработной платы работников от результатов и эффективности их труда.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ) к 2018 году средняя заработная плата отдельных категорий работников должна быть доведена до целевых значений, установленных в зависимости от уровня средней заработной платы в регионе.

В число работников, поименованных Указом, вошли и социальные работники - самая многочисленная категория, составляющая более 30 процентов от численности всех работников государственных учреждений социальной защиты населения.

В целях реализации Указа заработная плата социальных работников повышена с 1 апреля 2013 года на 85,6%, с 1 января 2014 года на 24%.

По итогам 2015 года заработная плата социальных работников составила 17 667,6 руб., а ее соотношение к средней заработной плате в Нижегородской области - 73,7% (при целевом значении в 2018 году - 100%).  (В редакции Постановления Правительства Нижегородской области от 30.03.2017 № 180)

С 2013 года увеличена нагрузка на социальных работников, обслуживающих граждан, проживающих в благоустроенном секторе - в отделениях социально-бытового обслуживания на дому с 7 до 8 человек на социального работника, отделениях социально-медицинского обслуживания на дому с 5 до 6 человек на социального работника, а также произведено сокращение административно-управленческого и вспомогательного аппарата.

В целях сокращения очередности в учреждениях психоневрологического профиля продолжается процесс перепрофилирования домов-интернатов общего типа в психоневрологические интернаты, в том числе в 2013 году перепрофилирован 1 дом-интернат общего типа в психоневрологический интернат, что позволило увеличить количество мест для стационарного обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, на 75 койко-мест.

В течение 2014-2015 годов планируется открытие двух филиалов при действующих психоневрологических интернатах на 100 мест каждый.

Несмотря на принимаемые министерством социальной политики Нижегородской области меры, сохраняется востребованность в надомном социальном обслуживании и стационарном социальном обслуживании в учреждениях психоневрологического профиля.

По данным на 1 января 2014 года сохраняется очередность на надомное обслуживание около 300 человек, на стационарное социальное обслуживание в учреждениях психоневрологического профиля более 400 человек.

Для обеспечения права граждан на социальное обслуживание необходимо продолжить работу по развитию предоставления социальных услуг на дому и в стационарных учреждениях за счет укрепления материально-технической базы учреждений, оптимизации сети учреждений социального обслуживания, создания условий для обучения и сохранения кадрового потенциала учреждений социального обслуживания.

Кроме того, большинство учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов размещаются в приспособленных зданиях, переданных системе социальной защиты населения в результате расформирования учреждений образования и здравоохранения.

Все учреждения социального обслуживания населения располагаются в 236 зданиях (без вспомогательных и хозяйственных сооружений), из них только 5 построены по типовым либо индивидуальным проектам, отвечающим требованиям законодательства социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, остальные здания являются приспособленными к нормативам социального обслуживания. Более половины из них имеют амортизационный износ более 60%.

В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности по совершенствованию социального обслуживания населения остается создание безопасных и качественных условий в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей - инвалидов.

Несмотря на проводимую работу, сохраняются недостатки существующей системы социального обслуживания, не обеспечивающих в полной мере предоставление социальных услуг, удовлетворяющих потребности граждан.

К их числу относятся:

1. Устаревшая материально-техническая база учреждений социального обслуживания, в том числе не соответствие действующему нормативу (7 кв. м) площади спален в большинстве домов-интернатов, особенно психоневрологических.

2. Дефицит квалифицированных кадров, обеспечивающих социальное обслуживание, в том числе, в связи с низким уровнем оплаты их труда.

3. Недостаточно интенсивное развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг. (Абзац дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 30.12.2016 № 924)

Необходимость решения существующих проблем в системе социального обслуживания населения Российской Федерации предопределяют направления и содержание мероприятий подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" (далее - Подпрограмма 2).

Наряду с этим, в рамках Подпрограммы 2 учитываются и прогнозируемые параметры функционирования системы социального обслуживания населения до 2020 года.

Прогноз функционирования системы социального обслуживания населения в рамках Подпрограммы 2 сформирован с учетом следующих положений.

С учетом складывающихся тенденций демографического развития Российской Федерации в 2015-2020 годах ожидается увеличение численности населения старше трудоспособного возраста в Нижегородской области на 11%.

Число граждан старше трудоспособного возраста, получающих стационарные, полустационарные, надомные услуги в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по данным за 2011-2013 годы сравнительно стабильно и составляет около 80 тыс. человек.

Общая численность населения, нуждающегося в социальном обслуживании (граждане пожилого возраста, инвалиды и дети-инвалиды) при различных вариантах прогноза в среднем возрастет к 2020 году на 1% (11 тыс. человек).

3. Спрос населения на социальное обслуживание в прогнозируемый период (2015-2020 годов) будет формироваться также с учетом тенденций изменения параметров материального, социального и физического неблагополучия населения, в том числе заболеваемости, инвалидности, состояния психического здоровья граждан и др.

Как следует из вышеизложенного, в связи с влиянием прогнозируемых демографических и иных факторов, к 2020 году ожидается увеличение числа граждан пожилого возраста, инвалидов и детей - инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, что учитывается в рамках Подпрограммы 2.

Результатом реализации Подпрограммы 2 Программы должно явиться:

- к 2020 году полная ликвидация очередности в учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и достижение 100% удовлетворенности граждан качеством и доступностью социального обслуживания;

- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, в том числе обеспечение площадями в спальных помещениях в соответствии с требованиями санитарного законодательства;

- сохранение и укрепление кадрового потенциала учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов с доведением укомплектованности штатного состава учреждений высококвалифицированными кадрами не менее 1/3 от числа квалифицированных работников учреждений;

- увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Нижегородской области.  (Абзац дополнен - Постановление Правительства Нижегородской области от 30.12.2016 № 924)

 

Подпрограмма 3 "Старшее поколение" на 2015-2020 годы"

Одной из особенностей современной демографической ситуации в Нижегородской области является высокая численность лиц пожилого возраста. По состоянию на 1 января 2014 года 1008176 жителей Нижегородской области являются получателями трудовых пенсий по старости, более 65 процентов из них составляют жители в возрасте 60 лет и старше. В области насчитывается более 250 тысяч одиноко проживающих граждан пожилого возраста, особенно нуждающихся в социальной помощи и поддержке.

Характерными чертами положения значительной части пожилых людей являются неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, неспособность самостоятельно решить проблемы улучшения собственных жилищно-бытовых условий, недостаточная социальная активность. Возможности пожилых людей по осуществлению полноценного участия в жизни общества значительно ограничены.

 Комплексные меры по минимизации проблем пожилого населения Нижегородской области последовательно решались через областные целевые программы "Старшее поколение" на 2003-2005 годы, "Старшее поколение" на 2006-2009 годы, "Старшее поколение" на 2011-2013 годы (далее - программа "Старшее поколение"), утвержденные Правительством Нижегородской области

В рамках программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы в Нижегородской области были достигнуты определенные результаты:

 Проведены общественно значимые мероприятия для ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе:

 - чествование 1200 граждан, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда", издан сборник воспоминаний жителей блокадного Ленинграда;

 - поздравление на дому 676 вдов ветеранов войны;

 - проведены Дни памяти малолетних узников фашизма (50 чел.), жертв политических репрессий (75 чел.), Чернобыльской катастрофы (40 чел.);


Информация по документу
Читайте также