Расширенный поиск

Постановление Правительства Свердловской области от 20.09.1997 № 810-п

 

 

 

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
                            ПРАВИТЕЛЬСТВА                             
                         СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                         

 

 

           О ПРОГНОЗЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ           
                   СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД                   

 

     (В редакции Постановления Правительства Свердловской области     

                        от 25.09.1997 № 822-п)                        

 

     В целях реализации Областного  закона    бюджетном  процессе  в
Свердловской      области"      разработаны     основные     параметры
социально-экономического развития Свердловской области на 1998 год.
     Социально-экономическое развитие Свердловской области  в  1996  -
1997   годах   характеризуется   более   низкой   динамикой   основных
макроэкономических  показателей  по  сравнению  с  1995,  относительно
благоприятным  годом.  Уменьшаются  объемы производства промышленной и
сельскохозяйственной   продукции,   снижается   эффективность   работы
хозяйствующих  субъектов,  остается  низкой инвестиционная активность.
Сложная ситуация складывается с поступлением доходов в бюджет области,
остается    низкой   финансовая   дисциплина,   увеличиваются   объемы
неплатежей, сохраняется напряженное положение  с  выплатой  заработной
платы работникам бюджетной сферы и материального производства.
     В   то   же   время   во   втором   полугодии   1997    года    в
социально-экономическом   развитии   области  проявились  тенденции  и
факторы, способные оказать  в  дальнейшем  позитивное  воздействие  на
параметры социально-экономического развития области: замедлились темпы
снижения  валового  внутреннего  продукта   и   объемов   производства
промышленной  продукции,  наблюдается последовательное снижение темпов
инфляции, нормализуется ситуация на потребительском  рынке,  сложилось
положительное сальдо внешнеторгового оборота, стабилизируются реальные
располагаемые  денежные  доходы  населения,  отмечен  рост   жилищного
строительства,  продолжается снижение численности безработных и уровня
безработицы.  Заложены  основы   реализации   таких   широкомасштабных
программ,  как  "Переработка  техногенных  образований  в Свердловской
области", "Развитие рудносырьевой базы металлургической промышленности
Свердловской  области  "Руда  Урала",  "Программа  энергосбережения  в
Свердловской области на период до 2005  года",  "Программа  управления
государственной   собственностью   Свердловской  области",  "Программа
развития  экспортного  комплекса  Свердловской  области",   "Программа
информационного    обеспечения    социально-экономического    развития
Свердловской области".
     Осуществляется поддержка приоритетных сфер и  отраслей  экономики
(АПК,  ВПК,  малого предпринимательства), градообразующих предприятий,
проблемных и депрессивных территорий.
     Уделяется    внимание    развитию    минерально-сырьевой    базы,
землеустройства.
     Создаются условия для развития материальной базы социальной сферы
(строительство   жилья  для  льготных  категорий  граждан  и  сельских
жителей, объектов здравоохранения, образования,  культуры,  социальной
защиты населения, природоохранных объектов и коммунального хозяйства).
     По  прогнозным  оценкам  в  Свердловской  области  в  1998   году
ожидается  сохранение  низкоинфляционного  фона.  Среднегодовой индекс
роста потребительских цен ожидается в  пределах  111  -  115%,  индекс
роста цен производителей промышленной продукции - 105 - 109%.
     Общий объем промышленного производства прогнозируется  на  уровне
65,5  трлн.  рублей  или 101% к оценке 1997 года в сопоставимых ценах.
При  этом  более  высокие  темпы   прогнозируются   в   химической   и
нефтехимической  промышленности  (104%), черной и цветной металлургии,
промышленности строительных материалов (102 - 103%).
     Исходя  из  задач  обеспечения   продовольственной   безопасности
области,      будет      сохранена      государственная      поддержка
сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако состояние  экономики
и  финансов  предприятий  и  организаций  агропромышленного комплекса,
существующий  диспаритет  цен  не  позволят  увеличить  валовый  объем
сельхозпродукции,  величина  которого в сопоставимых ценах, по оценке,
снизится на 2 - 3%. Обеспечить экономический рост в  аграрном  секторе
будет    возможным   при   реализации   принципиальных   изменений   в
технико-технологической базе сельскохозяйственного  производства,  что
требует значительных инвестиций.
     В 1998 году предполагается переломить тенденцию  снижения  объема
капитальных  вложений  и  создать условия для повышения инвестиционной
активности. Объем инвестиций за счет  всех  источников  финансирования
прогнозируется  в  сумме  13-14 трлн. рублей, что соответствует уровню
1997  года.  Оживление  инвестиционной   деятельности   предполагается
осуществить,  в  первую очередь, за счет кредитов коммерческих банков,
еврозайма,  эмиссии  ценных   бумаг.   Намечается   увеличить   объемы
привлекаемых  в сферу жилищного строительства средств населения, в том
числе на основе выпуска жилищных облигаций.
     В  процессе  общей  стабилизации  экономики  ожидается  улучшение
работы   транспортного   комплекса.   Объем  грузовых  и  пассажирских
перевозок составит 100 - 101% к уровню 1997 года.
     Дальнейшее развитие получат  отрасли  связи.  Емкость  телефонных
станций возрастет на 5 - 7%, объем услуг связи - на 2 - 4%.
     Доходная   часть   сводного    финансового    баланса    области,
рассчитанного в условиях действующей налоговой системы, прогнозируется
в размере 50873  млрд.  руб.,  расходная  часть  -  55262  млрд.  руб.
Дефицит финансовых ресурсов составляет 4389 млрд. рублей.
     Прибыль   и   амортизационные   отчисления   являются   основными
источниками   доходной  части  финансового  баланса  (около  43%  всех
доходов).
     Расходная часть сводного финансового баланса  ограничена  рамками
доходных   источников.   В  расходной  части  33%  составляют  расходы
предприятий  за  счет  остающейся  в   их   распоряжении   прибыли   и
амортизационных  отчислений,  затраты  на инвестиции увеличатся на 10%
против уровня 1997 года, около 28% будет направлено на  финансирование
социально-культурных   мероприятий   за   счет   средств   бюджета   и
государственных внебюджетных фондов.
     В связи с  увеличением  численности  населения  в  трудоспособном
возрасте  будет наблюдаться некоторый рост трудовых ресурсов (более 10
тыс. чел.). Поэтому в прогнозном периоде может обостриться ситуация на
рынке  труда.  Уровень  безработицы  на  конец  1998  г.  ожидается  в
пределах 3,5 - 3,6% к численности экономически активного населения.
     Во внешнеэкономической  деятельности  прогнозируется  закрепление
позитивных тенденций: сохранение положительного сальдо баланса внешней
торговли, рост иностранных инвестиций в экономику области,  увеличение
числа совместных предприятий.
     В соответствии  с  Областным  законом    бюджетном  процессе  в
Свердловской   области"   и  целях  установления  основных  параметров
экономического и социального развития  Свердловской  области  на  1998
год, Правительство Свердловской области

 

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:                             

 

     1. Утвердить  уточненный  Прогноз  экономического  и  социального
развития  Свердловской  области  на 1998 год (прилагается) и направить
его  Губернатору  Свердловской  области  и  палатам   Законодательного
Собрания  Свердловской  области и на его основе сформировать областной
бюджет на 1998 год.
     2. Для достижения прогнозируемых  макроэкономических  показателей
приоритетными  направлениями  в  деятельности  исполнительных  органов
власти Свердловской области в 1998 году считать:
     - становление новых  подходов  к  государственному  регулированию
экономики   и   формирование   адекватной   системы   государственного
управления,  оказывающей  воздействие  на  повышение  эффективности  и
результативности хозяйственной деятельности;
     -   совершенствование   конституционных    принципов    реального
экономического   федерализма,   а   также   механизмов   разграничения
полномочий и предметов ведения с Российской Федерацией;
     - достижение устойчивой стабилизации производства и возобновление
на этой основе экономического подъема;
     - осуществление  прогрессивных  сдвигов  в  отраслевой  структуре
производства  в  сторону  социально ориентированных сфер деятельности,
обрабатывающей промышленности и отраслей конечного потребления;
     - всемерная поддержка отечественных товаропроизводителей,  защита
внутреннего  рынка  области  от  экспансии дешевых и низкокачественных
импортных товаров, расширение присутствия области на рынках стран СНГ;
     - расширение слоя  собственников,  самостоятельно  обеспечивающих
собственное  благосостояние, достойный уровень жизни, создание условий
для устойчивой мотивации предпринимательской и трудовой активности;
     - совершенствование нормативной базы формирования цен и  тарифов,
расширение  форм  и  методов  регулирования  их (в том числе с помощью
ценовых паритетов, картельных соглашений и т.д.), усиление контроля за
соблюдением государственной дисциплины цен;
     - достижение сбалансированности  бюджета  на  основе  соизмерения
расходов с уровнем доходов;
     -  обеспечение  жителям  области  гарантированного   государством
минимального  уровня  социальных  благ, рост реальных доходов основной
массы  населения,   сокращение   его   имущественной   дифференциации,
улучшение  благосостояния  жителей  области через расширение занятости
населения, совершенствование пенсионной системы;
     выравнивание и оптимизация социальной инфраструктуры  территорий,
реализация программ развития проблемных территорий.
     3. Заместителям  Председателя  и  членам  Правительства  области,
руководителям  органов  исполнительной власти области разработать план
организационных мероприятий по  достижению  прогнозируемых  параметров
экономического  и социального развития области на 1998 год, реализации
программ развития, обеспечению приоритетных направлений  деятельности,
которые  положить  в  основу  Комплексного  плана работы Правительства
области на 1998 год.
     4. Предложить руководителям промышленных предприятий:
     - представленные в Правительства области прогнозные показатели по
объему  промышленного  производства  на  1998 год считать минимальными
(согласно приложению);
     - активизировать  финансово-сбытовую  работу  и  деятельность  по
взысканию  долгов,  за  счет чего сократить дебиторскую задолженность,
сложившуюся на 01.01.98 не менее, чем на 10%;
     - ликвидировать задолженность по заработной плате.
     Союзу промышленников и предпринимателей (Семенов В.Н.),  комитету
по промышленности (Новиков Ю.В.), комитету по оборонной промышленности
и  конверсии  (Барков  С.Ф.),   комитету   по   лесу   (Гирев   Г.М.),
Департаменту   сельского  хозяйства  и  продовольствия  (Мымрин  В.С.)
провести   по   данным   вопросам   необходимую   организаторскую    и
аналитическую работу по соответствующим отраслям промышленности.
     5. Комитету по экономике Правительства  области  (Ковалева  Г.А.)
совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной
власти области  и  Свердловским  областным  комитетом  Государственной
статистики (Тимин А.И.) в месячный срок внести в Правительство области
предложения по совершенствованию статистической отчетности,  повышению
ее качества и достоверности.
     6. Контроль за выполнением  Постановления  возложить  на  первого
заместителя   Председателя   Правительства   Свердловской  области  по
экономике и финансам Ковалеву Г.А.

 

 

Председатель Правительства
Свердловской области                                     А.П.Воробьев

 

 

г. Екатеринбург
20 сентября 1997 года
№ 810-п

 

 

                                        Приложение
                                        к Постановлению Правительства
                                        Свердловской области
                                        от 20 сентября 1997 г. N 810-п

 

                                ОБЪЕМЫ                                
                     ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА,                      
          ПЛАНИРУЕМЫЕ ВЕДУЩИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ           
                   СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД                   

 

 ----------------------------------T----------------------------¬
 ¦                                 ¦          1998 год          ¦
 ¦                                 +-------------T--------------+
 ¦          Предприятия            ¦В действующих¦  Темп роста  ¦
 ¦                                 ¦    ценах,   ¦  (снижения)  ¦
 ¦                                 ¦  млрд. руб. ¦в сопоставимых¦
 ¦                                 ¦             ¦   ценах, %   ¦
 +---------------------------------+-------------+--------------+
 ¦    Электроэнергетика            ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦ 1. ОАО "Свердловэнерго"         ¦   10000     ¦     100,0    ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦    Топливная промышленность     ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦ 2. ОАО "Вахрушевуголь"          ¦     350     ¦     100,0    ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦    Черная металлургия           ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦ 3. ОАО Нижнетагильский          ¦    6580     ¦     102,0    ¦
 ¦    металлургический комбинат    ¦             ¦              ¦
 ¦    им. В.И. Ленина              ¦             ¦              ¦
 ¦ 4. ОАО Качканарский             ¦    1400     ¦     100,0    ¦
 ¦    горнообогатительный комбинат ¦             ¦              ¦
 ¦    "Ванадий"                    ¦             ¦              ¦
 ¦ 5. ОАО Металлургический завод   ¦     785     ¦     108,9    ¦
 ¦    им А.К. Серова               ¦             ¦              ¦
 ¦ 6. ОАО Первоуральский           ¦    2780     ¦     121,9    ¦
 ¦    новотрубный завод            ¦             ¦              ¦
 ¦ 7. ОАО Северский трубный завод  ¦    1900     ¦     103,5    ¦
 ¦ 8. ОАО Синарский трубный завод  ¦    1200     ¦     100,0    ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦    Цветная металлургия          ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦ 9. АООТ Уральский               ¦    1370     ¦     102,0    ¦
 ¦    алюминиевый завод            ¦             ¦              ¦
 ¦10. ОАО Богословский             ¦    2110     ¦     100,5    ¦
 ¦    алюминиевый завод            ¦             ¦              ¦
 ¦11. АООТ "Уралэлектромедь"       ¦     688     ¦     100,0    ¦
 ¦12. Верхнесалдинское             ¦    1050     ¦     100,0    ¦
 ¦    металлургическое объединение ¦             ¦              ¦
 ¦13. ОАО Севуралбокситруда        ¦     331     ¦     101,7    ¦
 ¦14. ОАО "Святогор"               ¦     290     ¦     100,0    ¦
 ¦15. ОАО Среднеуральский          ¦     680     ¦     110,0    ¦
 ¦    медеплавильный завод         ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦    Химическая и нефтехимическая ¦             ¦              ¦
 ¦    промышленность               ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦16. АООТ Уральский шинный        ¦     330     ¦     100,0    ¦
 ¦    завод                        ¦             ¦              ¦
 ¦17. АООТ Уральский завод РТИ     ¦     585     ¦     114,9    ¦
 ¦18. ОАО "Уралхимпласт"           ¦     500     ¦     101,5    ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦    Машиностроение и             ¦             ¦              ¦
 ¦    металлообработка             ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦19. ОАО "Уралмаш"                ¦     900     ¦     100,0    ¦
 ¦20. ОАО "Уралэлектротяжмаш"      ¦     340     ¦     102,7    ¦
 ¦21. ОАО "Уралхиммашзавод"        ¦     375     ¦     104,0    ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦    Лесная, деревообрабатывающая ¦             ¦              ¦
 ¦    и целлюлозно-бумажная        ¦             ¦              ¦
 ¦    промышленность               ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦22. ОАО "Лобва"                  ¦      98     ¦     103,0    ¦
 ¦23. ЗАО "Фанком"                 ¦     148     ¦     100,0    ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦    Алапаевский район            ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦24. ЗАО "Туринский ЦБЗ"          ¦     140     ¦     120,0    ¦
 ¦25. ОАО "Тавдинский гидролизный  ¦     156     ¦     100,3    ¦
 ¦    завод"                       ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦    Промышленность строительных  ¦             ¦              ¦
 ¦    материалов                   ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦26. АООТ "Сухоложцемент"         ¦     312     ¦     100,0    ¦
 ¦27. АООТ "Бетфор" г. Екатеринбург¦     200     ¦     105,0    ¦
 ¦28. АООТ "Стройпластполимер"     ¦     150     ¦     100,0    ¦
 ¦29. АООТ "Ураласбест"            ¦     900     ¦     102,2    ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦    Пищевая промышленность       ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦30. АОЗТ фирма "Конфи"           ¦     600     ¦     110,0    ¦
 ¦31. ОАО "Жировой комбинат"       ¦     460     ¦     103,0    ¦
 ¦32. АООТ "Алкона"                ¦      96     ¦     115,0    ¦
 ¦33. ЗАО мясной комбинат          ¦     770     ¦     110,6    ¦
 ¦    "Екатеринбургский"           ¦             ¦              ¦
 ¦34. ОАО "Мукомольный завод"      ¦     230     ¦     116,2    ¦
 ¦    г. Екатеринбург              ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦    Предприятия ВПК              ¦             ¦              ¦
 ¦                                 ¦             ¦              ¦
 ¦35. ГП "Вектор"                  ¦             ¦     102,0    ¦
 ¦36. ПО "Уралвагонзавод"          ¦             ¦     100,0    ¦
 ¦37. ПО "Уралтрансмаш"            ¦             ¦     103,0    ¦
 ¦38. Свердловский завод           ¦             ¦     100,0    ¦
 ¦    точной механики              ¦             ¦              ¦
 ¦39. АООТ "Тизол"                 ¦             ¦     105,0    ¦
 ¦40. К-Уральский литейный завод   ¦             ¦     103,0    ¦
 ¦41. Режевской химический завод   ¦             ¦     102,0    ¦
 ¦42. Высокогорский механический   ¦             ¦     100,0    ¦
 ¦    завод                        ¦             ¦              ¦
 ¦43. Красноуральский химзавод     ¦             ¦     100,0    ¦
 ¦44. Уральский электромеханический¦             ¦     100,0    ¦
 ¦    завод г. Екатеринбург        ¦             ¦              ¦
 L---------------------------------+-------------+---------------

 

 

                                        Утвержден
                                        Постановлением Правительства
                                        Свердловской области
                                        от 20 сентября 1997 г. N 810-п

 

                               ПРОГНОЗ                                
                ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ                 
                   СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД                   

 

                               ВВЕДЕНИЕ                               

 

     Прогноз  экономического  и  социального   развития   Свердловской
области  на  1998 год разработан в соответствии с Областным законом "О
внесении  изменений  и  дополнений  в  Областной  закон    бюджетном
процессе   в   Свердловской   области",   принятым   Областной   Думой
Законодательного Собрания Свердловской области 23 апреля 1997 года.
     В состав уточненного  прогноза  включены:  тенденции  и  основные
показатели экономического и социального развития области в 1996 году и
оценка   ожидаемых    результатов    в    текущем    году;    основные
макроэкономические   показатели   прогноза  на  1998  год;  прогнозные
показатели основных отраслей  и  сфер  деятельности;  проект  сводного
финансового    баланса;   основные   направления   бюджетно-финансовой
политики; сведения о планируемом  объеме  инвестиций,  привлекаемых  в
экономику  области;  перечень областных целевых программ, намечаемых к
финансированию из областного бюджета.

 

            ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И             
        СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1998 ГОД         

 

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                         

 

     Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на
1998   год   разработан   на  основе  анализа  социально-экономических
процессов, сложившихся в хозяйственном комплексе  и  социальной  сфере
области,  и  сценарных условий развития экономики в 1997 и 1998 годах,
разработанных Министерством экономики России.
     Социально-экономическое развитие Свердловской области  в  1996  -
1997   годах   характеризуется   более   низкой   динамикой   основных
макроэкономических  показателей  по  сравнению  с  1995,  относительно
благоприятным,  годом.  Продолжается  сокращение  объемов производства
промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижается эффективность
работы   хозяйствующих   субъектов,   остается  низкой  инвестиционная
активность. Сложная ситуация складывается  с  поступлением  доходов  в
бюджет  области,  остается низкой финансовая дисциплина, увеличиваются
объемы  неплатежей,  сохраняется  напряженное  положение  с   выплатой
заработной   платы   работникам   бюджетной   сферы   и  материального
производства.
     В   то   же   время   во   втором   полугодии   1997    года    в
социально-экономическом   развитии   области  проявились  тенденции  и
факторы, способные оказать  в  дальнейшем  позитивное  воздействие  на
параметры социально-экономического развития области: замедлились темпы
снижения  валового  внутреннего  продукта   и   объемов   производства
промышленной  продукции,  наблюдается последовательное снижение темпов
инфляции, нормализуется ситуация на потребительском  рынке,  сложилось
положительное сальдо внешнеторгового оборота, стабилизируются реальные
располагаемые  денежные  доходы  населения,  отмечен  рост   жилищного
строительства,  продолжается снижение численности безработных и уровня
безработицы.  Заложены  основы   реализации   таких   широкомасштабных
программ,  как  "Переработка  техногенных  образований  в Свердловской
области",    "Развитие    рудно-сырьевой     базы     металлургической
промышленности   Свердловской   области   "Руда   Урала",   "Программа
энергосбережения в Свердловской  области  на  период  до  2005  года",
"Программа   управления  государственной  собственностью  Свердловской
области",  "Программа  развития  экспортного  комплекса   Свердловской
области",         "Программа        информационного        обеспечения
социально-экономического развития Свердловской области".
     Осуществляется поддержка приоритетных сфер и  отраслей  экономики
(АПК,  ВПК,  малого предпринимательства), градообразующих предприятий,
проблемных и депрессивных территорий.
     Уделяется    внимание    развитию    минерально-сырьевой    базы,
землеустройства.
     Создаются условия для развития материальной базы социальной сферы
(строительство   жилья  для  льготных  категорий  граждан  и  сельских
жителей, объектов здравоохранения, образования,  культуры,  социальной
защиты населения, природоохранных объектов и коммунального хозяйства).
     В области разрабатываются и внедряются  инновационные  программы.
Так,   на   базе   Верхнесалдинского   металлургического   объединения
прорабатывается проект создания свободной экономической зоны  "Титан",
предусматривающий  беспошлинный  ввоз  новейших западных технологий по
комплексной переработке титана для  последующего  наращивания  объемов
экспорта  готовых  титановых  изделий.  Формируются специализированные
региональные центры по внедрению новейших технологий металлообработки,
радиоэлектроники,   в   частности,   создан   цент   ("УралНИТИ")   по
сверхточной  раскройке  стального   листа   на   основе   лазерных   и
компьютерных  технологий.  Реализуются  программные  мероприятия  ТНПК
"Технополис "Заречный": налажена очистка медицинского ксенона, ведется
отработка    его   промышленной   технологии,   создано   производство
радиоизотопной продукции медицинского назначения.
     В рамках федеральной инвестиционной программы идет  реконструкция
конверторного    цеха   НТМК,   Лебяжинского   агломерационного   цеха
(обогащение железной  руды)  АО  "Высокогорский  ГОК",  осуществляется
строительство  комплекса  резервного теплоснабжения Белоярской АЭС, по
программе "Фундаментальных исследований..." строится  комплекс  зданий
институтов  УрО РАН (электрофизики, математики и механики, геологии) и
ряд   объектов   СКБ    химико-металлургических,    машиностроительных
технологий и научного приборостроения с опытным производством.
     На  Уральском  алюминиевом  заводе   продолжается   реконструкция
электролизного    производства    с    внедрением   ресурсосберегающей
технологии. На Каменск-Уральском металлургическом заводе освоен выпуск
легких  труб  из алюминиевых сплавов для нефтяников Тюмени, дисков для
колес  автомобилей  "Мерседес"   и   большегрузного   транспорта.   На
Первоуральском  новотрубном  заводе  пущена линия по производству труб
для амортизаторов.
     Однако наряду с позитивными тенденциями в хозяйственном комплексе
области в текущем году сохраняются кризисные явления.
     В результате показатели материального производства  в  1997  году
складываются ниже прогнозных.

 

             СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПРОГНОЗНЫХ И ОЖИДАЕМЫХ              
                       В 1997 ГОДУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ                        

 

   ---------------------------T-------------------T-----------¬
   ¦                          ¦    По прогнозу    ¦В процентах¦
   ¦                          +---------T---------+к 1996 году¦
   ¦                          ¦вариант 1¦вариант 2¦ожидаемое  ¦
   +--------------------------+---------+---------+-----------+
   ¦ Продукция промышленности ¦ 100-102 ¦  97-100 ¦  92 -  93 ¦
   ¦ Индекс дефлятор оптовых  ¦ 118-120 ¦ 140-145 ¦ 107 - 110 ¦
   ¦ цен продукции            ¦         ¦         ¦           ¦
   ¦ Объем инвестиций         ¦ 101-103 ¦  99-100 ¦  85 -  88 ¦
   ¦ Рост потребительских цен ¦ 117-123 ¦ 131-133 ¦ 115 - 120 ¦
   L--------------------------+---------+---------+------------

 

     Первый вариант прогноза, как весьма оптимистичный, в расчетах  не
использовался,  за  базовые  были приняты показатели второго варианта,
как более реалистичные.
     Однако в результате дальнейшего  сжатия  денежной  массы  ценовая
инвестиционная  динамика  складывается  на  более  низком  уровне, чем
прогнозировалось.  Кроме  того,  промышленность  Свердловской  области
специализируется   на   производстве   конструкционных   материалов  и
оборудования для базовых отраслей, т.е. инвестиционных товаров,  спрос
на  которые  определяется  инвестиционными возможностями государства и
хозяйствующих субъектов, которые  в  отличие  от  прогноза  продолжают
сокращаться.
     В результате индекс  физического  объема  промышленной  продукции
оказался в 1997 году на 5 - 6 процентных пунктов ниже прогнозного.
     Начавшееся в конце 1996 года резкое снижение объемов производства
в  ведущей  отрасли  промышленности области - черной металлургии, доля
которой в 1996 году составляла около 30% в общем объеме  промышленного
производства,  сохраняется  (индекс физического объема в январе - июле
т.г. около 88%).
     Снижение объемов производства (более чем на  четверть)  произошло
на   крупнейшем  предприятии  области  -  НТМК,  который  осуществляет
реконструкцию  и  техническую  перестройку.  В  конце  1996  года   на
комбинате  остановлена  самая  крупная  на  Урале  доменная  печь N 6,
выведен из эксплуатации блюминг "1500".
     Не прекращается спад и в другой  основной  отрасли  специализации
региона - машиностроении.
     Наиболее  тяжелое  положение  продолжает  оставаться  в  отраслях
лесной,  деревообрабатывающей  и  целлюлозно-бумажной  промышленности,
легкой промышленности, являющихся убыточными.
     Жесткая конкуренция с импортной продукцией, недостаток  оборотных
средств  продолжают  оставаться  главными  причинами  снижения объемов
производства легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности.
     Относительно   стабильно   функционируют   электроэнергетика    и
промышленность  строительных  материалов (индекс физического объема за
январь - июль т.г. составил,  соответственно,  98,8%  и  98,1%),  выше
среднеобластного   значения   индекс   физического  объема  в  цветной
металлургии  (95,2%).  С  превышением  против  уровня  прошлого   года
работают предприятия химической и нефтехимической промышленности.
     Не удается изменить тенденцию сокращения  инвестиций  в  основной
капитал,  на  протяжении  уже  второго года объем капитальных вложений
снижается темпами, равными 20% в год.
     Значительно   ухудшилось   финансирование   федеральных   целевых
программ,  реализуемых  на  территории области. В текущем году за счет
средств  федерального  бюджета  производится,  в  основном,  частичное
погашение кредиторской задолженности за 1996 год.
     Одной из значимых проблем  области  стало  существенное  снижение
эффективности  производства:  уменьшение  объема  прибыли,  сокращение
рентабельности  производства,  рост  убыточных  предприятий  во   всех
отраслях экономики, особенно в энергоемком металлургическом комплексе.
     Имеет   место   ухудшение   финансово-экономического    положения
большинства  промышленных предприятий, более трети из которых являются
убыточными.
     Это привело к снижению доли прибыли предприятий и  организаций  в
структуре  баланса  финансовых ресурсов области и уменьшению основного
доходного источника поступлений в бюджет.
     Сохраняется    острота    проблемы    просроченных     финансовых
обязательств.  Неплатежи  вошли  в  сферу  коммерческих интересов ряда
предприятий  и  банков,  направленных  на  извлечение   дополнительных
доходов  от  несвоевременных расчетов с поставщиками или же отвлечения
средств на посреднические  финансово-кредитные  операции.  Углубляется
кризис платежей.
     Большинство товаропроизводителей продолжает испытывать  трудности
в  реализации  своей продукции, в материально-техническом и финансовом
обеспечении производства.  Кризис  платежей  подорвал  даже  устойчиво
работающие     предприятия.     Предельно     обострились     проблемы
самофинансирования   предприятий,    нехватки    оборотных    средств,
привлечения  кредитов  не  только  на  развитие,  но  и финансирование
текущего   производства.    Не    удается    обеспечить    превращение
амортизационных отчислений в инвестиционные ресурсы предприятий.
     Сложившаяся  под  давлением  монополистов  структура  цен  делает
многие  производства  в  обрабатывающей промышленности невыгодными или
неконкурентоспособными.
     В  связи  с  ограниченностью  бюджетных  ассигнований  затруднена
реализация  утвержденных  на  1997  год  целевых  областных  программ,
выделенные средства за первое полугодие составляют около 15%  годового
лимита,  причем  финансирование  программ,  в основном, осуществляется
путем взаимозачетов.
     По социально-экономическому положению  муниципальные  образования
можно разделить на три основные группы:
     первая группа, включающая  в  себя  треть  об  общего  количества
муниципальных  образований,  в течение года имела динамику показателей
социально-экономического развития выше или на  уровне  среднеобластных
значений  (г.  Асбест,  г.  Кушва,  г.  Первоуральск,  г.  Ивдель,  г.
Краснотурьинск, г. Заречный, Ревдинский  район,  Новолялинский  район,
Нижнетуринский район);
     вторая группа, составляющая примерно пятую часть от общего  числа
муниципальных   образований,   имела   чрезвычайно   низкую   динамику
показателей  социально-экономического  развития  (г.   Нижняя   Салда,
Невьянский  район,  Верхотурский  уезд,  Гаринский  район  и Серовский
район);
     третья  группа  включает  в  себя  все  остальные   муниципальные
образования,  которые в течение года входили то в первую, то во вторую
группу.
     Социально-экономическая ситуация в разрезе управленческих округов
характеризуется  следующими  данными:  в  Восточном  округе около двух
третей  муниципальных  образований  входят  в  группу,  где   динамика
большинства   показателей   социально-экономического   развития   ниже
среднеобластного уровня (г. Алапаевск, г. Камышлов, Артемовский район,
Режевской  район, Пышминский район, Талицкий район, Тугулымский район,
Туринский район), в Южном округе  -  таких  муниципальных  образований
около  половины  (г.  Березовский,  г.  Каменск-Уральский,  Белоярский
район, Богдановичское  и  Сухоложское  муниципальные  образования),  в
Северном   округе   -   одна  треть  (г.  Карпинск,  г.  Качканар,  г.
Красноуральск, г. Североуральск, Верхотурский уезд,  Гаринский  район,
Серовский  район).  Наименьшее  количество  муниципальных  образований
(около одной четверти) с динамикой развития ниже среднего  по  области
уровня  -  в  Горнозаводском округе (г. Нижний Тагил, г. Нижняя Салда,
Невьянский район).
     В целях стабилизации  социально-экономической  ситуации  органами
власти  Свердловской области принимались меры по улучшению финансового
положения области, направленные на  решение  первоочередных  задач  по
реализации  Областного  закона  "Об  областном  бюджете  на 1997 год",
организации работы по сбору налоговых платежей в  бюджет  и  погашению
задолженности  по  ним,  укреплению  налоговой дисциплины, обеспечению
своевременного финансирования защищенных  статей  расходов  областного
бюджета.
     Идет    поиск    путей    реформирования    отдельных    отраслей
промышленности,    градообразующих   предприятий,   оказываются   меры
государственной   финансовой   поддержки   отдельным    производствам,
предприятиям,  разрабатываются организационные планы мероприятий. так,
в 1997 г. Правительством  области  оказана  финансовая  поддержка  ОАО
"Верх-Нейвинский  завод  цветных металлов" на реконструкцию свинцового
производства (в результате производство свинца увеличилось на 6%). ОАО
"Ураласбест"  и  ОАО  "Туринская спичечная фабрика" (увеличение объема
производства асбеста и спичек, соответственно, в 1,4 и 4,1 раза).
     В  целях  реализации  политики   ресурсо-   и   энергосбережения,
экологической   реабилитации   территории,  рационального  пользования
недрами,  выработки  механизма  вывода  из   депрессивного   состояния
горнопромышленных  территорий области разработана программа "Технопарк
"Высокогорский", где Правительство области  выступает  гарантом  перед
Минфином  РФ  и  инвесторами  за  инвестиционный  кредит. В результате
реализации  программы  произойдет  увеличение   производства   медного
концентрата    на    ОАО    "Высокогорский    ГОК",    улучшатся   его
финансово-экономические показатели.
     При отказе в выделении инвестиционного  кредита  из  федерального
бюджета  предприятиям  ВПК  по конверсионным программам, Правительство
области продолжает  их  финансирование.  За  январь  -  июль  1997  г.
предприятиям ВПК из областного бюджета выделено 14 млрд. руб. В рамках
конверсионных  программ   в   акционерном   обществе   ВСМПО   освоено
производство  оконных  и дверных конструкций из алюминиевых профилей с
применением  тонирующих  и  энергосберегающих  стекол.  Идет  освоение
серийного   производства   формовых  изделий  из  пенополиуретанов  на
Екатеринбургском заводе "Каучук", ведущих мостов  троллейбусов  на  ГП
"Завод  N 9", новых типов аппаратов искусственной вентиляции легких на
Уральском приборостроительном заводе.
     Правительством  области  оказывается  целенаправленная  поддержка
агропромышленному комплексу области, которому из областного бюджета за
7 месяцев  т.г.  выделено  235,4  млрд.  руб.  (42%  годовых  плановых
назначений).  Но  до  сих  пор  не открыта льготная кредитная линия из
федерального бюджета.
     Кризисное  положение  по  расчетам  за   поставленную   продукцию
потребовало  разработки  Правительством  области  дополнительных  мер,
направленных на  улучшение  платежеспособности  предприятий.  Признана
необходимость  заключения картельных соглашений между предприятиями на
взаимное  снижение  стоимости  выпускаемой  продукции.  По  инициативе
Правительства   области   подготовлено   картельное  соглашение  между
акционерными обществами "Нижнетагильский  металлургический  комбинат",
"Качканарский    горнообогатительный    комбинат",   "Свердловэнерго",
"Уралтрансгаз",   Свердловским   филиалом   ООО    "Межрегионгаз"    и
Свердловским управлением железной дороги.
     С  целью  более  полной   загрузки   производственных   мощностей
предприятий    и   гарантированного   сбыта   промышленной   продукции
Правительством  области  сформирован  областной  заказ   на   поставку
продукции  производственно-технического назначения для социальных нужд
Свердловской области. В этих же целях заключены соглашения о  взаимном
сотрудничестве   между   Правительством   Свердловской   области,  ОАО
"Лукойл", РАО "Газпром" и МПС.
     Благодаря   совместным   усилиям    органов    власти    области,
хозяйствующих субъектов, предпринимателей имеются предприятия, которые
в январе  -  июле  т.г.  сумели  сохранить  и  даже  увеличить  объемы
производства.   Это   Первоуральский  новотрубный  завод,  объединение
"Севуралбокситруда", Богословский алюминиевый  завод,  Среднеуральский
медеплавильный    комбинат,   Кушвинский   завод   прокатных   валков,
Уралхиммашзавод, Уралсельмаш, машиностроительный завод  им.  Калинина,
Нижнетуринский машзавод "Вента" и ряд других.
     В  агропромышленном  комплексе,  в  основном,  удается  сохранить
производственный  потенциал, а некоторым сельским товаропроизводителям
- иметь высокие показатели в производстве продукции  животноводства  и
птицеводства.  Лучшие  показатели  в увеличении производства продукции
животноводства    и    продуктивности    скота    и    птицы     имеют
сельскохозяйственные      предприятия     Пышминского,     Ирбитского,
Алапаевского, Белоярского,  Камышловского,  Сухоложского,  Сысертского
районов,    а    также    ассоциации   "Средуралптицепром"   и   союза
"Плодоовощхоз".
     Принятые  меры  по  государственному  регулированию  алкогольного
производства привели к заметным положительным результатам. Имеет место
рост винно-водочных  изделий  и  другой  алкогольной  продукции,  хотя
проблемы в этой отрасли сохраняются.
     В области сложилось положительное сальдо внешнеторгового оборота,
существенная  доля  торгового  оборота  приходится  на страны дальнего
зарубежья. С участием западноевропейских и американских  инвесторов  в
области осуществляется ряд совместных проектов.
     В  соответствии  с   Федеральным   законом      государственном
прогнозировании   и  программах  социально-экономического  развития  в
Российской Федерации" методической и методологической базой разработки
Прогноза    служат   ежегодно   уточняемые   Минэкономики   России   и
утверждаемые   Правительством   Российской    Федерации    нормативные
материалы, являющиеся едиными для всех субъектов Федерации.
     Базой  для   расчета   и   прогнозных   оценок   служили   данные
госстатистики,  госналогслужбы, Департамента финансов и других органов
государственной   власти    области,    администраций    муниципальных
образований, намерения предприятий и организаций области.
     Исходя   из   нормативно-методических   материалов   Министерства
экономики России, направленных органам исполнительной власти субъектов
Федерации по разработке прогноза социально-экономического развития  на
1998  год,  следует, что проводимая экономическая политика государства
будет  соответствовать  основным  принципам  Среднесрочной   программы
Правительства  Российской  Федерации  на 1997 - 2000 годы "Структурная
перестройка и экономический рост".

 

 

 

                     ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА                      
         СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В 1998 ГОДУ         

 

----------------------------------T--------------¬
¦                                 ¦    1998 г.   ¦
¦                                 ¦в % к 1997 г. ¦
+---------------------------------+--------------+
¦ Продукция промышленности        ¦  100 - 103   ¦
¦                                 ¦  ---------   ¦
¦                                 ¦   102 <*>    ¦
¦                                 ¦              ¦
¦ Инвестиции в основной капитал   ¦  100 - 102   ¦
¦                                 ¦  ---------   ¦
¦                                 ¦   101 <*>    ¦
¦                                 ¦              ¦
¦ Розничный товарооборот          ¦  101 - 102   ¦
¦                                 ¦              ¦
¦ Реальные располагаемые          ¦     103      ¦
¦ денежные доходы населения       ¦              ¦
L---------------------------------+---------------

 

     <*> Принято в финансовых расчетах.

 

     Социально-экономические  процессы  в  Свердловской   области,   в
основном,   будут   определяться   положением  в  сфере  материального
производства. В этих  условиях  первоочередная  задача  исполнительных
органов власти области на 1998 год - остановить спад производства. Для
оживления и роста  объемов  производства  Свердловской  области  нужны
реальные  инвестиции,  а  также  снижение  цен  на  продукцию и услуги
естественных  монополий  и,  в  первую  очередь,  на  природный   газ,
электроэнергию и транспортные тарифы.
     Общий объем промышленного производства в 1998  г.  прогнозируется
на уровне 65,5 трлн. рублей или 101% к оценке 1997 года в сопоставимых
ценах.
     При  этом   относительно   стабильным   ожидается   положение   в
электроэнергетике,  топливной  промышленности.  Более высокими темпами
будут  развиваться  черная  и  цветная   металлургия,   промышленность
строительных  материалов  (102  -  103%), химическая и нефтехимическая
промышленность (104%).
     Возможен  рост  спроса  на  некоторые  виды   продукции   цветной
металлургии,   стальных   труб,  асбеста,  цемента,  картона,  шифера,
стеновых материалов; ожидается стабилизация на товарных рынках проката
черных   металлов,   угля,   бумаги,   линолеума,   стекла   оконного,
минеральных удобрений.
     Из-за высоких транспортных тарифов не удается увеличить спрос  на
продукцию    лесного   комплекса,   низкая   конкурентоспособность   и
перенасыщение рынка  импортными  товарами  ограничит  спрос  продукции
легкой промышленности.
     Исходя  из  задач  обеспечения   продовольственной   безопасности
области,      будет      сохранена      государственная      поддержка
сельскохозяйственных  товаропроизводителей.  Основными   направлениями
государственной  поддержки  АПК  являются:  повышение плодородия почв,
дотирование  животноводческой  продукции,  развитие   агролизинга   на
техническое  оснащение  предприятий  АПК  и  восстановление племенного
поголовья.    Предполагается    продолжить     исполнение     принятых
Правительством   области   программ   "Развитие   зернового  хозяйства
Свердловской области  (1996  -  2000  гг.)"  и  "Комплексное  развитие
птицеводства   Свердловской   области  на  1997  -  2000  годы"  и  по
оздоровлению финансово-экономического положения ряда предприятий  (УГП
"Горноуральское").
     Однако состояние экономики и  финансов  сельских  производителей,
существующий диспаритет цен не позволят нарастить валовое производство
сельскохозяйственной продукции (прогнозируется снижение  его  на  2  -
3%).  Обеспечить  экономический рост в аграрном секторе представляется
возможным    при     реализации     принципиальных     изменений     в
технико-технологической  базе  сельскохозяйственного производства, что
требует значительных инвестиций.
     В 1998 году предполагается переломить тенденцию  снижения  объема
капитальных    вложений    и   создать   предпосылки   для   повышения
инвестиционной активности. Объем инвестиций за  счет  всех  источников
финансирования  прогнозируется  в  сумме  13  -  14  трлн. рублей, что
аналогично  уровню  1997  года   в   сопоставимых   ценах.   Оживление
инвестиционной   деятельности  предполагается  осуществить,  в  первую
очередь, за счет  кредитов  коммерческих  банков,  еврозайма,  эмиссии
ценных   бумаг.  Намечается  увеличить  объемы  привлекаемых  в  сферу
жилищного строительства средств  населения,  в  том  числе  на  основе
выпуска жилищных облигаций.
     В  процессе  общей  стабилизации  экономики  ожидается  некоторое
улучшение   работы   транспортного   комплекса.   Объемы   грузовых  и
пассажирских перевозок составят 100 - 101% к уровню 1997 года.
     Дальнейшее развитие получат  отрасли  связи.  Емкость  телефонных
станций возрастет на 5 - 7%, объем услуг связи на 2 - 4%.
     В связи с  увеличением  численности  населения  в  трудоспособном
возрасте  будет  наблюдаться  рост  трудовых  ресурсов  (более 10 тыс.
чел.). Поэтому в прогнозном периоде особенно важной становиться задача
создания  условий для повышения деловой активности. В противном случае
может резко обостриться ситуация на рынке труда.  Уровень  безработицы
на  конец  1998  г.  ожидается  на  уровне  3,5  -  3,6% к численности
экономически активного населения.
     Во внешнеэкономической  деятельности  прогнозируется  закрепление
позитивных тенденций: сохранение положительного сальдо баланса внешней
торговли, рост иностранных инвестиций в экономику области,  увеличение
числа совместных предприятий.
     Приоритетными  в  деятельности  исполнительных   органов   власти
Свердловской  области по стабилизации социально-экономической ситуации
должны стать следующие направления.

 

     В экономической политике:
     -   совершенствование   конституционных    принципов    реального
экономического   федерализма,   а   также   механизмов   разграничения
полномочий и предметов ведения с Российской Федерацией;
     - достижение устойчивой стабилизации производства и возобновление
на этой основе экономического подъема;
     - становление новых  подходов  к  государственному  регулированию
экономики   и   формирование   адекватной   системы   государственного
управления,  оказывающей  воздействие  на  повышение  эффективности  и
результативности хозяйственной деятельности;
     -   создание   условий   для   повышения   эффективности    сферы
материального    производства    за    счет   усиления   регулирования
ценообразования  на  продукцию  и   услуги   предприятий-монополистов;
формирование  областного государственного заказа на социально значимую
продукцию;
     -  стимулирование  ресурсо-  и  энергосбережения  в   учреждениях
социальной сферы, производстве и личных хозяйствах граждан;
     -  сокращение  числа   посредников   в   товаропроводящей   сети,
установление  прямых  связей  между  производителями  (поставщиками) и
потребителями (покупателями);
     -   отработка   механизмов   вывода   из   кризисного   состояния
экономически   неустойчивых  (бесприбыльных)  и  хронически  убыточных
предприятий;
     -  создание  условий  для  прогрессивных  сдвигов  в   отраслевой
структуре   производства   в  сторону  социально-ориентированных  сфер
деятельности,  обрабатывающей  промышленности  и  отраслей   конечного
потребления;
     - использование смешанного финансирования  на  конкурсной  основе
проектов, предполагающего разделение инвестиционного риска государства
с частным капиталом;
     - стимулирование  развития  малого  предпринимательства  в  целях
формирования конкурентной среды и увеличения занятости населения;
     -  государственная  поддержка  и  реализация  областных   целевых
программ  развития,  определяющих  приоритеты  экономической  политики
области;
     - расширение экспортного потенциала промышленности области, в том
числе за счет увеличения поставок на рынки стран СНГ;
     - расширение слоя  собственников,  самостоятельно  обеспечивающих
собственное  благосостояние, достойный уровень жизни, создание условий
для устойчивой мотивации предпринимательской и трудовой активности;
     -  мобилизация  внутренних  источников  накопления  (амортизация,
прибыль, денежные сбережения населения);
     - создание  информационных  сетей  и  баз  данных  для  получения
качественной  информации  о  состоянии  экономики и социальной сферы и
мобильной передачи управляющей информации;
     - повышение качества менеджмента на предприятиях и  эффективности
использования трудового капитала;
     - создание с участием государства системы маркетинга  территории,
способствующей  производству  и  обмену  ресурсов,  товаров  и  услуг,
оживлению деловой и экономической активности хозяйствующих субъектов.

 

     В промышленной политике:
     - повышение эффективности  работы  предприятий  промышленности  и
конкурентоспособности  промышленной  продукции на внутреннем и внешнем
рынках;
     -  сохранение  накопленного  научно-технического   потенциала   и
использование его в целях развития промышленности;
     - увеличение платежеспособного спроса;
     - оказание селективной поддержки приоритетным, социально значимым
производствам,   способствующей   их   переоснащению  новой  техникой,
освоению современных прогрессивных технологий;
     - ускорение включения в систему международного  разделения  труда
предприятий   области   за   счет   организации  системы  сертификации
продукции,  оценки  соответствия  ее  качества   и   свойств   мировым


Информация по документу
Читайте также