Расширенный поиск

Закон Тюменской области от 07.05.1998 № 24

Документ имеет не последнюю редакцию.
 



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                         ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

                      ЗАКОН ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ


                       О защите прав ребенка

    (В редакции Законов Тюменской области от 19.10.98 г. N 47;
           от 22.03.99 г. N 96; от 06.10.2000 г. N 214;
          от 13.01.2001 г. N 251; от 05.07.2001 г. N 363;
          от 11.03.2004 г. N 211; от 07.10.2004 г. N 257)


    Принят областной Думой                      27 апреля 1998 года


    Закон  закрепляет  и  развивает  конституционные  гарантии прав
ребенка в области охраны здоровья, семейных отношений, воспитания и
обучения,  труда,  защиты  его  личности,  права  иметь собственное
мнение, объединяться в детские и юношеские организации.
    Закон закрепляет повышенную защиту детей-сирот и оставшихся без
попечения  родителей,  детей-инвалидов  и  детей  с  недостатками в
умственном  или  физическом развитии, детей, оставшихся без средств
существования, находящихся в неблагополучных условиях, в результате
военных   и   общественных   конфликтов,  экологических  катастроф,
эпидемий и иных обстоятельств.

                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Определение понятия ребенок

    Ребенком   в   соответствии  с  Конвенцией  о  правах  ребенка,
федеральным законодательством и настоящим Законом признается каждое
человеческое    существо,   не   достигшее   возраста   18-ти   лет
(совершеннолетия),  если  по закону, применимому к данному ребенку,
он не достигает совершеннолетия ранее.

    Статья 2. Право ребенка на защиту

    Каждый ребенок с момента рождения обладает всей полнотой прав и
свобод   человека  и  гражданина,  установленных  гл.2  Конституции
Российской Федерации.
    Каждый ребенок, независимо от гражданства, рождения в браке или
вне  брака,  пола,  возраста,  языка,  национальной принадлежности,
состояния   здоровья,   социального   и  имущественного  положения,
убеждений,  отношения к религии, имеет право на защиту своих прав и
свобод.
    Каждому    ребенку   гарантируются   равные   возможности   для
осуществления  этого  права  во  всех  органах,  включая  судебные,
независимо  от  воспитания  ребенка  в  семье  или  государственном
учреждении.
    Право ребенка на защиту обеспечивается субъектами, указанными в
ст.8 данного Закона.

    Статья 3. Законодательство о защите прав ребенка

    Законодательство   о   защите   прав  ребенка  основывается  на
Конвенции  ООН  о правах ребенка и включает: Конституцию Российской
Федерации, Федеральное законодательство Российской Федерации, Устав
Тюменской    области,    настоящий    Закон,    другие   законы   и
нормативно-правовые акты Тюменской области, устанавливающие условия
и порядок защиты прав ребенка.
    Если  нормативно-правовым  актом  Российской Федерации о защите
прав   ребенка   по  вопросам,  отнесенным  к  совместному  ведению
Российской    Федерации    и    субъектов   Российской   Федерации,
предусмотрены нормы, более благоприятные для детей, чем те, которые
содержатся  в  настоящем  Законе,  применяются  нормы  федерального
закона или иного акта Российской Федерации.
    Условия   договоров  Тюменской  области  с  другими  субъектами
Российской  Федерации  и  условия международных договоров Тюменской
области,  а  также  правовые  акты,  принимаемые  органами местного
самоуправления  в  пределах  своей  компетенции, не должны ущемлять
права ребенка, предусмотренные настоящим Законом.

    Статья 4. Цели и задачи Закона

    Цель настоящего Закона - обеспечение высокого уровня правовой и
социальной защиты детей в Тюменской области.
    Задачами настоящего Закона являются:
    а)  создание  механизма  правовой  защиты ребенка от любых форм
дискриминации   в   обществе,  семье,  образовательном  учреждении,
социальной  среде,  учитывая особенности его физического состояния,
этапов возрастного и социального развития;
    б) конкретизация обязанностей и ответственности государственных
органов,  общественных  структур, органами местного самоуправления,
юридических  и  физических  лиц  как гарантов правовой и социальной
защиты детей;
    в)  определение  источников финансирования социальной поддержки
детей  и  форм  участия в их распределении государственных органов,
органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
    г)  наиболее  полный  охват несовершеннолетних третьей ступенью
образования: среднее (полное) общее образование. (Дополнен  - Закон
Тюменской области от 05.07.2001 г. N 363)

    Статья 5. Сфера применения Закона о защите прав ребенка

    Действие  настоящего  Закона распространяется на детей, граждан
Российской  Федерации,  иностранных  граждан,  лиц без гражданства,
беженцев,   вынужденных   переселенцев,   постоянно   или  временно
проживающих на территории Тюменской области.

    Статья 6. Государственная политика Тюменской области
              в отношении детей

    Государственная  политика  Тюменской  области в отношении детей
предусматривает:
    а)  первоочередное  внимание  к обеспечению интересов ребенка в
любых сферах жизнедеятельности независимо от того, принимаются меры
государственными или частными учреждениями;
    б)  разработку и исполнение целевых программ по охране и защите
детей,  профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений
несовершеннолетних,   а   также   других   социальных   программ  и
мероприятий в интересах детей;
    в)  выделение  из  областного  бюджета средств, необходимых для
социальной поддержки детей;
    г)  создание государственной и муниципальной службы по вопросам
семьи, детей и мониторингу проблем детства;
    д) целенаправленную пропаганду охраны и защиты прав и интересов
ребенка;
    е) создание правовых, социальных, экономических и экологических
условий  жизни  детей  в  Тюменской  области,  обеспечивающих детям
уровень жизни, необходимый для гармоничного физического и духовного
развития.
    ж)    создание    условий    по    наиболее    полному   охвату
несовершеннолетних  третьей  ступенью образования: среднее (полное)
общее образование. (Дополнен     -    Закон    Тюменской    области
от 05.07.2001 г. N 363)

    Статья 7. Финансирование детских социальных программ

    Финансирование    областных    целевых   социальных   программ,
реализующих    государственную    политику   в   отношении   детей,
осуществляется   в  соответствии  с  действующим  законодательством
Тюменской области за счет средств бюджетов всех уровней и других не
запрещенных законом источников.
    Для    реализации    областных    программ,   органы   местного
самоуправления    вправе    направлять    дополнительные   средства
соответствующего местного бюджета.
    В   классификации   расходной  части  бюджета  ассигнования  на
реализацию программ отражаются отдельными строками.

    Статья 8. Субъекты, осуществляющие защиту прав
              и охраняемых законом интересов ребенка

    Защита    прав   и   охраняемых   законом   интересов   ребенка
осуществляется      законными      представителями:     родителями,
усыновителями,  опекунами,  попечителями  либо  представителями  по
договору.
    Функции  правовой  защиты  ребенка  выполняют, в пределах своей
компетенции,  органы  представительной,  исполнительной  и судебной
власти,  органы местного самоуправления, другие органы, организации
и  службы,  на которые законом возложены обязанности по защите прав
несовершеннолетних,  а  также  организации и объединения, в уставах
или положениях которых предусмотрены функции по защите прав детей.
    Организации  и  граждане,  которым  станет  известно  о  фактах
нарушения прав и законных интересов детей, обязаны сообщить об этом
в   любой  из  органов,  осуществляющих  защиту  прав  ребенка,  на
основании действующего законодательства.
    Органы   государственной   власти   и  местного  самоуправления
содействуют  ребенку  в  самостоятельной реализации им своих прав и
законных  интересов  в  соответствии  с  возрастом  и  в  пределах,
установленного    для    него    законом   объеме   дееспособности.
Предусматривают разъяснение ребенку его обязанностей, установленных
законом, и поощрение исполнения этих обязанностей.

   ГЛАВА II. ЗАЩИТА ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА

    Статья 9. Защита права ребенка на жизнь и воспитание в семье

    Каждый  ребенок  имеет  право  жить  и  воспитываться  в семье.
Воспитание  в  семье  признается  приоритетным,  наилучшим  образом
отвечающим  интересам  ребенка  и  может  быть прекращено только по
основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
    Ребенок  имеет  право  на заботу со стороны родителей, право на
общение  с  родственниками, обеспечение его интересов, всестороннее
развитие, уважение его человеческого достоинства.
    Для  воспитания  детей  дошкольного  возраста,  в  помощь семье
действует  сеть  дошкольных  образовательных  учреждений. Отношения
между   дошкольными   образовательными  учреждениями  и  родителями
(законными  представителями) регулируются договором, в соответствии
с действующими правовыми актами РФ и Тюменской области.
    При   среднедушевом   доходе   семьи,   не  превышающем  уровня
прожиточного  минимума, установленного в области, один из родителей
ребенка имеет право на льготную оплату содержания ребенка в детском
дошкольном  учреждении  в  порядке,  предусмотренном администрацией
области.
    Ребенку,   лишившемуся   родительского   попечения,   право  на
воспитание в семье обеспечивается органами опеки и попечительства в
порядке,  установленном  законодательством  Российской  Федерации и
настоящим Законом.

    Статья 10. Защита права ребенка на образование

    Каждый  ребенок имеет право на образование, и ему гарантируется
общедоступность  и  бесплатность  дошкольного,  основного  общего и
среднего  профессионального  образования  и  на конкурсной основе -
высшего    образования    в   государственных   или   муниципальных
образовательных учреждениях.
    В  Тюменской  области закон защищает право ребенка на получение
обязательного  основного общего образования в пределах федерального
и национально-регионального компонентов образовательных стандартов.
    Не  допускаются не предусмотренные Законом Российской Федерации
"Об  образовании"  ограничения  при  поступлении  ребенка на каждую
ступень образования в образовательные учреждения. Органы управления
образованием   обязаны   обеспечить   каждому   несовершеннолетнему
возможность  обучаться  на  третьей  ступени  образования:  среднее
(полное) общее образование. (В  редакции  Закона  Тюменской области
от 05.07.2001 г. N 363)
    Получение   общего   среднего,  дополнительного  и  всех  видов
профессионального      образования      гарантируется      системой
государственных   образовательных  учреждений,  реализующих  его  в
объемах, соответствующих образовательным потребностям населения.
    Получение  основного  общего  образования обязательно. Родители
или  лица,  их  замещающие, обеспечивают получение детьми основного
общего  образования. Повышение уровня образования, а также избрание
негосударственных   форм   обучения  осуществляется  по  инициативе
родителей, с учетом желания и способностей ребенка, а по достижению
им  пятнадцатилетнего  возраста  по  его инициативе с учетом мнения
родителей (лиц, их заменяющих).
    Негосударственные    образовательные    учреждения    оказывают
образовательные услуги на договорной основе. Расходы на образование
детей     в     негосударственных    образовательных    учреждениях
компенсируются в пределах установленного стандарта в соответствии с
Законом   Российской   Федерации  "Об  образовании"  и  нормативно-
правовыми актами государственной власти области.
    Для   детей   с   ограниченными  возможностями,  нуждающихся  в
специальных   педагогических   подходах,   из   областного  бюджета
выделяются  дополнительные  средства,  гарантирующие  получение ими
образования   на   уровне   установленных   стандартов  в  порядке,
определяемом администрацией области.
    Для  детей,  проявивших  особые  способности  и таланты, органы
государственной  власти  и  местного самоуправления могут создавать
дополнительные условия для развития.
    Ребенок   имеет   право   на   свободный  выбор  дополнительных
образовательных   услуг   в   соответствии  со  своими  интересами,
склонностями    и    способностями.    Дополнительное   образование
финансируется  за  счет  средств соответствующих бюджетов и средств
граждан.

    Статья 11. Защита права ребенка на охрану жизни и здоровья

    Дети имеют право на экологическую защиту, обеспечение здорового
образа   жизни,   эффективное   лечение  и  реабилитацию  в  случае
заболевания. Условия содержания, обучения и воспитания детей должны
соответствовать Федеральному закону "0 санитарно-эпидемиологическом
благополучии   населения",   за   нарушение   требований   которого
руководители  детских  учреждений,  родители (лица, их заменяющие),
органы   местного   самоуправления  несут  предусмотренную  законом
ответственность. (В     редакции     Закона    Тюменской    области
от 06.10.2000 г. N 214)
    Обеспечение     специальными     продуктами    питания    детей
первого-второго  года  жизни  осуществляется  через  сеть  молочных
кухонь или отделов в магазинах за счет средств областного бюджета.
    Питание  для  учащихся  начальных  классов  общеобразовательных
учреждений предоставляется бесплатно, для учащихся 5-11 классов - в
соответствии с нормативами, установленными органами государственной
власти области за счет средств областного и местных бюджетов.
    Система   государственного   и  муниципального  здравоохранения
гарантирует   детям   бесплатную,   доступную  и  квалифицированную
медицинскую   помощь   при   осуществлении   профилактических  мер,
вакцинопрофилактики,     в     случае    заболевания,    проведении
реабилитационных  мер, включая санаторно-курортное лечение. Уход за
больными   детьми   осуществляется   за  счет  средств  социального
страхования.
    Проезд  ребенка  и  сопровождающего лица по направлению врача в
областной   центр   и   во   внеобластные  лечебно-реабилитационные
учреждения    по    направлению    областного   органа   управления
здравоохранением - за счет средств областного бюджета.
    Дети   в   возрасте   до  3-х  лет  помещаются  в  стационарное
медицинское  учреждение  без  матери или иного члена семьи только с
согласия  последних.  Родители  (лица, их заменяющие), умышленно не
обратившиеся  за  медицинской  помощью или отказавшиеся от нее, при
нанесении  вреда здоровью ребенка, несут ответственность в порядке,
установленном действующим законодательством.

    Статья 12. Защита права ребенка на труд

    Ребенок    имеет    право   на   профессиональную   подготовку,
трудоустройство и личный заработок.
    Дети  до  четырнадцатилетнего  возраста  вправе,  по разрешению
родителей  (лиц,  их  заменяющих),  в  свободное  от  учебы  время,
участвовать в общественно-полезном труде, доступном им по состоянию
здоровья и развитию, не приносящем вреда физическому, нравственному
и психическому состоянию ребенка.
    С   четырнадцатилетнего   возраста  подростки  имеют  право  на
получение   профессии.   Это  право  обеспечивают  органы  местного
самоуправления,  органы  образования, служба занятости, комитеты по
делам  молодежи,  органы  социальной  защиты  населения,  организуя
систему    учреждений    первичной    трудовой   (профессиональной)
подготовки.  Средства  на  содержание  таких центров формируются из
бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников.

    Статья 13. Защита права ребенка на свободное выражение
               своих взглядов

    Ребенок, способный сформулировать свое мнение, имеет право быть
заслушанным   при   решении   любого  вопроса,  затрагивающего  его
интересы, в ходе судебного или административного разбирательства, в
порядке, предусмотренном действующим законодательством.
    Ребенок  вправе  публично  выражать  свои  взгляды  по вопросам
общественного  устройства, морали и права, как самостоятельно так и
посредством    участия    в    детских,   молодежных   общественных
объединениях.

    Статья 14. Защита права ребенка на отдых и досуг

    Для  детей школьного возраста учебный процесс должен гармонично
сочетаться  с  отдыхом.  Органы  государственной  власти и местного
самоуправления ежегодно разрабатывают оздоровительные программы для
детей,   утверждаемые   администрацией   области,  главами  органов
местного  самоуправления,  и  реализуемые  за  счет  средств  фонда
социального страхования и бюджетов всех уровней. (В редакции Закона
Тюменской области от 11.03.2004 г. N 211)
    В целях содействия семейному воспитанию детей создаются условия
для совместного отдыха родителей с детьми.

    Статья 15. Защита права ребенка
               на сохранение своей индивидуальности

    Каждый  ребенок  с момента рождения имеет право на гражданство,
имя,  семейные  связи,  определение  и  указание своей национальной
принадлежности, пол, внешний облик.
    Указанные  признаки устанавливаются родителями ребенка (лицами,
их  заменяющими) и могут быть изменены самим ребенком по достижении
им  установленного  возраста.  Для  детей, рождение которых не было
зарегистрировано в установленном порядке, признаки индивидуальности
устанавливаются органами опеки и попечительства, здравоохранения, а
в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - судом.

    Статья 16. Защита права ребенка на защиту чести, достоинства,
               неприкосновенности личности

    Каждый  ребенок  имеет  право  на  защиту  чести и достоинства,
неприкосновенность личности.
    Жестокое  обращение  с детьми, физическое и психическое насилие
над  детьми,  вовлечение их в преступную деятельность, приобщение к
алкоголизму,   попрошайничеству,   азартным   играм,   проституции,
наркомании,  токсикомании,  использование  психотропных  веществ во
вред   здоровью   ребенка   запрещается.  Лица,  виновные  в  таких
действиях, несут установленную законом ответственность.
    В    учреждениях,   занимающихся   воспитанием,   образованием,
лечением, медицинской и социальной реабилитации детей, дисциплина и
порядок  должны  поддерживаться  мерами,  исключающими унижение или
оскорбление ребенка.
    Посягательство   на   честь   и   достоинство  ребенка  лицами,
обязанными  по  роду  своей деятельности осуществлять его обучение,
воспитание,  лечение  и реабилитацию, влечет за собой установленную
действующим    законодательством    ответственность.    Задержание,
содержание  под  стражей  применяются  как  исключительная  мера  в
случаях,      предусмотренных      законодательством.     Помещение
несовершеннолетних  в центр временной изоляции применяется только в
отношении  детей-правонарушителей  или несовершеннолетних, личность
которых  не  установлена,  по мотивированному постановлению органов
внутренних дел или комиссии по защите прав несовершеннолетних.
    Задержание,    содержание    под    стражей   применяются   как
исключительная   мера   в   случаях,   предусмотренных  федеральным
законодательством.  Помещение несовершеннолетних в центры временной
изоляции  осуществляется  в  соответствии с действующим федеральным
законодательством.   (В   редакции   Закона  Тюменской  области  от
06.10.2000 г. N 214; от 13.01.2001 г. N 251)
    В случае, когда ребенок оценивает обращение с ним как унижающее
честь  и  достоинство, он вправе обратиться самостоятельно в органы
опеки  и  попечительства или в другие органы, осуществляющие защиту
прав ребенка.

    Статья 17. Защита права ребенка на свободу вероисповедания

    Ребенок  имеет  право на свободу вероисповедания и защиту этого
права   от   препятствий  к  его  осуществлению,  равно  как  и  от
принуждения   к   приобщению   к   религии.  Родителям  (лицам,  их
заменяющим)  запрещается  принуждать  детей  к участию в исполнении
религиозных обрядов.
    Образовательные  и  социальные  учреждения  не вправе обязывать
учащихся  посещать  занятия  религиозного  содержания.  Религиозные
образовательные  учреждения  не  вправе  удерживать своих учеников,
изъявивших  желание  оставить учебу. Вовлечение детей до 16-летнего
возраста  в  религиозные организации помимо желания родителей (лиц,
их заменяющих) и без учета мнения ребенка не разрешается.

    Статья 18. Защита права ребенка на участие
               в молодежных и детских общественных объединениях

    Ребенок   имеет   право   на  участие  в  детских  и  юношеских
общественных объединениях.
    Органы   власти   содействуют   деятельности  тех  общественных
объединений,  которые  имеют  целью  развитие  личности  детей,  их
творческих  задатков, социальной активности, приобщение к участию в
культурной,  спортивной  жизни, организацию досуга, а также в целях
охраны  и  защиты  их  прав.  Участие  детей  в детских и юношеских
общественных  объединениях  является добровольным и определяется их
уставами, утвержденными в установленном порядке.
    Деятельность  указанных  объединений  не  должна  противоречить
закону,  общественной  безопасности  и  порядку,  охране  здоровья,
нравственности, правам и свободам других лиц.

    Статья 19. Защита права доступа ребенка
               к средствам массовой информации

    Каждый   ребенок  имеет  право  доступа  к  средствам  массовой
информации  и  материалам,  которые  способствуют  его социальному,
духовному, физическому, психическому развитию.
    Ребенок  имеет  право быть информированным о законодательстве в
его интересах.

    Статья 20. Защита права ребенка на содержание

    Ребенок  имеет  право  на  получение  содержания от родителей и
других  членов  семьи,  обязанных выплачивать алименты по семейному
законодательству,   в  случае  отказа  добровольного  содержания  с
родителей  или членов семьи могут быть взысканы алименты в судебном
порядке.

    Статья 21. Защита имущественных и наследственных
               прав ребенка.

    Защита    имущественных    и    наследственных   прав   ребенка
осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
(Статья в редакции Закона Тюменской области от 22.03.99 г. N 96)

    Статья 23. Защита жилищных прав и интересов ребенка

    Каждый ребенок имеет право на жилище.
    Защита жилищных прав и охраняемых законом интересов в Тюменской
области     осуществляется    в    соответствии    с    действующим
законодательством   Российской   Федерации,   Тюменской  области  и
настоящим Законом.
    В случае предоставления семье, вновь получающей жилое помещение
в  домах государственного и муниципального жилых фондов по договору
найма,  учитываются несовершеннолетние дети, а также не родившийся,
но  зачатый  ребенок,  начиная  с 22- недельного срока беременности
матери.
    Ребенок с момента рождения приобретает равное с другими членами
семьи право на жилое помещение, находящееся в пользовании родителей
(усыновителей)  по  договорам найма (поднайма), аренды (субаренды).
Это  право  сохраняется  за  ним в случае обмена или раздела жилого
помещения.
    Часть    5.    (Исключена    -    Закон    Тюменской    области
от 22.03.99 г. N 96)
    Защита   жилищных   прав   ребенка  при  совершении  сделок  по
отчуждению  жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние
члены  семьи собственника либо имеющие равные с собственником права
на жилое помещение, осуществляется органами опеки и попечительства,
нотариатом, судом.

    Статья 24. Защита права ребенка на социальную поддержку

    Ребенок  имеет  право  на уровень материальной обеспеченности в
пределах  возможностей  Российской  Федерации и Тюменской области и
установленного прожиточного минимума на детей.
    Социальная помощь детям оказывается в виде:
    а)   выплаты   единовременных   и  ежемесячных  пособий  на  их
содержание;
    б) предоставления социальных услуг;
    в) предоставления льгот семьям, имеющим детей.
    Органы   местного   самоуправления,   исходя   из   собственных
социально-экономических условий, вправе вводить дополнительные виды
помощи и поддержки нуждающимся в них отдельным категориям детей.
    Социальная  поддержка  оказывается в приоритетном порядке детям
из  малоимущих  семей,  детям, лишившимся родительского попечения и
переданным   на   воспитание   в  приемную  семью,  детям  граждан,
оказавшихся  в  экстремальных  ситуациях,  а  также семьям, имеющим
детей-инвалидов.
    Средства,  выделяемые  на  содержание  детей  в приемной семье,
определяются  договором  между  органами  опеки  и попечительства и
приемными  родителями  и не должны быть ниже установленных расходов
на    содержание    детей    в   учреждениях   социальной   защиты,
воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждениях.

    Статья 25. Социальная поддержка и правовая защита детей
               с ограниченными возможностями и находящихся
               в трудной жизненной ситуации

    Дети,  оказавшиеся  в  трудной  жизненной  ситуации, объективно
нарушающей  их жизнедеятельность, естественное развитие организма и
личности,   которую   они   не   могут   преодолеть  самостоятельно
(инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью,
сиротство,     безнадзорность,    малообеспеченность,    отсутствие
определенного  места  жительства,  конфликты и жестокое обращение в
семье,  одиночество и т.п.), имеют право на дополнительную защиту в
соответствии  с  действующим  законодательством. Им предоставляется
возможность реализовать свои личные права с помощью и при поддержке
органов,  учреждений и организаций, в функции которых входит защита
детства.
    Социальная поддержка таких детей осуществляется за счет средств
областного  бюджета,  бюджетов муниципальных образований области, а
также  внебюджетных  источников.  Расходы  на  реализацию  программ
социальной    поддержки    включаются   в   объемы   финансирования
заинтересованных    ведомств.   Права   ребенка   с   ограниченными
возможностями и ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации,
на  дополнительные  расходы  по  обучению,  воспитанию, содержанию,
профессиональной  подготовке  и  социальной адаптации реализуются в
соответствии с действующими законодательными и нормативными актами.
Лица,   ущемляющие   данное   право,   подлежат  ответственности  в
соответствии с разделом IV настоящего Закона.

    Статья 26. Защита прав детей
               с физическими и психическими недостатками

    Дети  с  физическими и психическими недостатками имеют право на
достойное  и  полноценное  участие в жизни общества. Для социальной
поддержки   и   педагогической   реабилитации  таких  детей  органы
управления    социальной    защиты    населения,    образования   и
здравоохранения     создают     образовательные,     лечебные     и
реабилитационные   учреждения,  где  дети  получают  адекватное  их
индивидуальным особенностям образование и воспитание.
    Органы  местного  самоуправления  вправе  предоставлять детям с
физическими    и   психическими   недостатками   льготы   в   форме
дополнительного  педагогического,  психологического  и медицинского
обслуживания,  направленного  на  коррекцию  отклонений личностного
развития.  С  этой  целью они могут создать реабилитационные центры
для  профессиональной  подготовки  и  интеграции в общество детей и
подростков с физическими и психическими недостатками.

    Статья 27. Защита прав детей-сирот и детей,
               оставшихся без попечения родителей

    Права   детей-сирот   и  детей,  оставшихся  без  родительского
попечения,  охраняются государством. Органы опеки и попечительства,
которые выступают гарантом прав детей, оставшихся вне семьи, отдают
безусловный  приоритет  восстановлению  семейных  форм воспитания и
принимают   меры   для   передачи   ребенка  в  семью:  усыновление
(удочерение),  под  опеку,  на  попечительство,  в семейные детские
дома,  приемную  семью,  а  также  используя  иные  формы семейного
воспитания.
    При   невозможности   передачи  ребенка  в  семью  он  подлежит
помещению   в  детское  учреждение,  администрация  которого  несет
ответственность  за  воспитание  детей  и защиту их прав и законных
интересов.

    Статья 28. Защита прав детей,
               оказавшихся в экстремальных обстоятельствах

    Дети, оказавшиеся в трудных жизненных обстоятельствах в связи с
политическими   или   экологическими   нарушениями  среды  обитания
(беженцы  и  вынужденные  переселенцы), а также временно утратившие
семейные и родственные связи и не находящиеся в детских учреждениях
(безнадзорные), находятся под защитой государства.
    Дети-беженцы  и  вынужденные  переселенцы  поступают  в  местах
своего фактического проживания в ведение миграционной службы.
    Регистрация   детей-беженцев  и  вынужденных  переселенцев  для
обеспечения   им   социальной   и  правовой  защиты  осуществляется
областной   миграционной   службой  в  соответствии  с  действующим
законодательством.
    Дети-беженцы и переселенцы, не утратившие семьи, имеют право на
социальную     поддержку.     В    соответствии    с    действующим
законодательством    им    по    месту    фактического   проживания
предоставляется  место  в  образовательном  учреждении,  бесплатное
обеспечение   учебными   принадлежностями,   бесплатное  лечение  в
медицинских учреждениях и на дому.
    Если   ребенок  потерял  семью  или  оказался  без  надзора,  в
незамедлительном  порядке принимаются меры по розыску родителей или
родственников для соединения с ними. При невозможности устройства в
семью  такие  дети  имеют  право  на  первоочередное  устройство  в
учреждения  социально-реабилитационного  или  интернатного  типа на
полное государственное обеспечение.

    Статья 29. Защита охраняемых законом интересов не родившегося,
               но зачатого ребенка

    С   целью   снижения  уровня  абортов,  материнской  и  детской
смертности,    распространения    среди    молодежи    заболеваний,
передаваемых  половым  путем,  в  Тюменской  области  разработана и
реализуется  целевая  программа "Планирование семьи", финансируемая
из областного бюджета.
    Льготы  и  пособия, установленные действующим законодательством
для беременных женщин, предоставляются им работодателями независимо
от организационно-правовой формы.
    Беременная   женщина,   не   имеющая   достаточных   средств  к
существованию, имеет право на дополнительную социальную поддержку в
соответствии  с  Законом  Тюменской области "Об адресной социальной
помощи".
    Беременным  женщинам,  арестованным  за  совершение  уголовного
преступления,      предоставляются      льготы,     предусмотренные
законодательством.
    Прерывание  беременности  в  сроке  свыше 22 недель, когда плод
обнаруживает  признаки  жизнеспособности, допускается исключительно
по     медицинским     показаниям     на    основании    заключения
врачебно-контрольной комиссии и с согласия женщины.

  ГЛАВА III. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО И ЗАЩИТА ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ
                         ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА

    Статья 30. Законные представители ребенка

    Представительство   и   защита   интересов  несовершеннолетнего
осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
(Статья в редакции Закона Тюменской области от 22.03.99 г. N 96)

    Статья 31. Защита прав и охраняемых законом интересов детей
               органами опеки и попечительства

    Органами   опеки  и  попечительства  являются  органы  местного
самоуправления.
    Муниципальные  органы управления образованием, здравоохранением
и социальной защитой населения выполняют следующие функции по опеке
и попечительству:
    -  осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей
опекуна  или  попечителя, подготавливают материалы, необходимые для
назначения  опекуна  или  попечителя,  а  также об освобождении или
отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них
обязанностей;
    -  обеспечивают  временное  устройство  нуждающихся в опеке или
попечительстве     несовершеннолетних     лиц     и    дееспособных
совершеннолетних  лиц,  которые  временно  по состоянию здоровья не
могут  самостоятельно  осуществлять  свои  права  и  выполнять свои
обязанности, а также сохранность имущества;
    -  ведут  учет  лиц,  в отношении которых установлена опека или
попечительство;
    -  осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей,
оказывают   им  помощь  в  организации  медицинского  наблюдения  и
трудоустройства подопечных;
    -  в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и
имущественных  прав  и  интересов подопечных в случае ненадлежащего
использования  опекуном  или  попечителем своих обязанностей, в том
числе использования ими опеки и попечительства в корыстных целях, а
также  в  случае  оставления  подопечного без надзора и необходимой
помощи;
    - подготавливают материалы о назначении выплат денежных средств
на  содержание  подопечного  в  порядке  и  размере,  установленном
Правительством Российской Федерации;
    -  участвуют  в  судебных  заседаниях  по  делам  подопечных  и
несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
    -   привлекают   общественность   к   работе  органов  опеки  и
попечительства;
    -  рассматривают  предложения,  заявления  и  жалобы граждан по
вопросам  опеки  и  попечительства  и  принимают по ним необходимые
меры;
    -  осуществляют иные функции по опеке и попечительству согласно
действующему законодательству.

    Статья    32.    (Исключена    -    Закон   Тюменской   области
от 13.01.2001 г. N 251)

    Статья 33. Защита прав и охраняемых законом интересов детей
                   нотариатом

    Защита   прав   и  охраняемых  законом  интересов  ребенка  при
совершении   нотариальных   действий   нотариусами,  работающими  в
государственной  нотариальной конторе, и нотариусами, занимающимися
частной  практикой,  осуществляется  в  соответствии  с действующим
федеральным законодательством. (В редакции Закона Тюменской области
от 13.01.2001 г. N 251)
    Сделки  по  распоряжению  имуществом,  принадлежащим  на  праве
собственности  ребенку,  а  также  сделки, направленные на отказ от
принадлежащих   ребенку   прав,   удостоверяются  нотариусом  после
представления    письменного    разрешения    органов    опеки    и
попечительства.
    Письменное  разрешение органов опеки и попечительства требуется
также  для  совершения  сделок  по  отчуждению  жилых  помещений, в
которых   проживают  несовершеннолетние  члены  семьи  собственника
жилого помещения (статья 23 настоящего Закона), и в других случаях,
предусмотренных законом.
    При  обнаружении  нотариусом  нарушения  имущественных  прав  и
интересов  детей он отказывает в совершении нотариальных действий и
обязан   сообщить  о  нарушении  прав  ребенка  в  органы  опеки  и
попечительства по месту жительства ребенка либо прокурору.

    Статья 34. Защита прав и охраняемых законом интересов детей
                   органами ЗАГСа

    Защита прав и охраняемых законом интересов детей осуществляется
органами   записи  актов  гражданского  состояния  при  регистрации
ребенка, установления отцовства, усыновления (удочерения), перемене
имени  и  в  других  случаях, предусмотренных гражданским, семейным
законодательством об актах гражданского состояния.

    Статья 35. Защита прав и охраняемых законом интересов детей
               комиссиями по делам несовершеннолетних и
               защите их прав
          
    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются
при  Губернаторе  Тюменской области, при главах городских, районных
органов  местного  самоуправления,  а  также могут быть созданы при
главах местного самоуправления поселков, сельсоветов, расположенных
на  значительном удалении от районных центров, и являются постоянно
действующими органами в структуре исполнительной власти.         (В
редакции Закона Тюменской области от 06.10.2000 г. N 214)
    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оказывают
помощь  детям  в защите и восстановлении нарушенных прав и законных
интересов   во   всех  сферах  их  жизнедеятельности,  координируют
деятельность  всех  субъектов,  входящих  в государственную систему
защиты  прав  несовершеннолетних,  профилактики их безнадзорности и
правонарушений. (В     редакции     Закона     Тюменской    области
от 06.10.2000 г. N 214)
    С  этой  целью комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав: (В редакции Закона Тюменской области от 06.10.2000 г. N 214)
    а)    обеспечивают    взаимодействие   органов   и   учреждений
государственной    системы    защиты    прав    несовершеннолетних,
профилактики   их   безнадзорности   и   правонарушений   с   целью
оптимального  исполнения  законодательства  по  соблюдению  прав  и
законных интересов детей;
    Пункт    "Б".    (Исключен    -    Закон    Тюменской   области
от 13.01.2001 г. N 251)
    в)   осуществляют   контроль   в  пределах  предоставленных  им
полномочий  за  условиями  содержания,  воспитания  и  обращения  с
несовершеннолетними,  соблюдением  их  прав  и законных интересов в
органах   и   учреждениях   государственной   системы  профилактики
безнадзорности несовершеннолетних;
    г)  осуществляют  личный  прием  несовершеннолетних,  родителей
(лиц,  их  заменяющих),  обратившихся  с  заявлением или жалобой, и
принимают по ним решения;
    д)  контролируют  отчисление  и  перевод учащихся по инициативе
образовательного учреждения;
    е)  извещают органы социальной защиты населения о необходимости
приостановления  выплаты  пособий на детей лицам, у которых ребенок
отобран,  в  случаях, когда судебные решения о лишении родительских
прав  (ограничении родительских прав) приняты по заявлению комиссий
по делам несовершеннолетних; (В  редакции  Закона Тюменской области
от 07.10.2004 г. N 257)
    ж)     осуществляют     иные     полномочия,    предусмотренные
законодательством Российской Федерации и Тюменской области.

    Статья 36. Защита прав и интересов ребенка государственной
               и муниципальной службой по проблемам семьи и детей

    Государственная  и  муниципальная  служба  по проблемам семьи и
детей  функционирует в составе органов социальной защиты населения.
Государственная служба по проблемам семьи и детей:
    а)    участвует    в    разработке   и   осуществлении   единой
государственной политики в сфере социальной защиты детей;
    б)  разрабатывает,  реализует  социальные  целевые  программы в
интересах    семьи    и   детей,   в   том   числе   для   оказания
социально-правовой,  психолого-педагогической  и  медико-социальной
помощи;
    в)   формирует   и   развивает   сеть   учреждений  социального
обслуживания семьи, женщин и детей;
    г)    участвует    в    работе    комиссий   по   защите   прав
несовершеннолетних;
    д)   содействует   обеспечению   прав   и   законных  интересов
несовершеннолетних   при   принятии  нормативно-правовых  актов  на
областном и муниципальном уровнях;
    е)  осуществляет  мониторинг  проблем семьи и детей. Мониторинг
проблем   семьи   и   детей   осуществляется  в  целях  обеспечения
государственных  органов  управления  и населения Тюменской области
достоверной   и   объективной   систематизированной   аналитической
информацией  о  положении  детей  и  тенденциях  его  изменения под
воздействием  проводимых в Российской Федерации и Тюменской области
социально-экономических    преобразований   и   осуществляемых   на
территории  Тюменской области экономических, правовых, социальных и
иных мер по обеспечению выживания, защиты и развития детей.
    Государственная  служба  по  проблемам  семьи и детей оказывает
организационно-методическую помощь муниципальным службам.

    Статья 37. Защита прав и интересов ребенка
               органами внутренних дел

    Подразделения       по       предупреждению      правонарушений
несовершеннолетних, как структура органов внутренних дел, участвуют
в защите прав и охраняемых законом интересов ребенка. Подразделения
по предупреждению правонарушений несовершеннолетних:
    а) предупреждают административные правонарушения и преступления
несовершеннолетних,  содействуют их раскрытию в процессе проведения
профилактической работы;
    б)  проводят  самостоятельно или совместно с комиссей по защите
прав  ребенка  профилактическую  работу  и  принимают установленные
законом    меры   воздействия   в   отношении   несовершеннолетних,
совершивших преступления или правонарушения;
    в)   рассматривают  заявления  и  сообщения  о  правонарушениях
несовершеннолетних,  не  достигших  возраста,  с которого наступает
уголовная  (административная)  ответственность,  и принимают по ним
решения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    г)  проводят  профилактическую работу и принимают установленные
законом   меры   воздействия   в   отношении  родителей,  опекунов,
попечителей   несовершеннолетних,   если   они  не  выполняют  свои
обязанности  по  воспитанию  несовершеннолетних  и своим поведением
способствуют совершению ими правонарушений;
    д)   реализуют   меры,   связанные   с  установлением  личности
безнадзорного  ребенка,  с розыском родителей или родственников для
соединения  с  ними. При невозможности возвращения ребенка в семью,
исходя из интересов ребенка, принимают меры по устройству ребенка в
социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних.

    Статья 38. Защита прав и интересов ребенка
               коллегиями адвокатов.

    В  соответствии  с  установленным федеральным законодательством
порядком   в   Тюменской   области  могут  создаваться  юридические
консультации     по    охране    прав    и    законных    интересов
несовершеннолетних.(Статья  в  редакции  Закона  Тюменской  области
от 13.01.2001 г. N 251)

    Статья 39. Защита прав и охраняемых законом интересов детей
               общественными объединениями

    Общественные   объединения   имеют   право   принятия  на  себя
обязанности по защите прав ребенка, обратившегося к ним за помощью,
или  по  просьбе  его  родителей  выступать  в качестве полномочных
представителей  в  административных  и  судебных  органах, если это
предусмотрено   уставом   или  положением,  на  основании  которого
действует данное общественное объединение.

        ГЛАВА IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА

    Статья 40. Виды ответственности за нарушение прав ребенка

    За  нарушения  законодательства  о правах ребенка, в результате
которых  создаются препятствия осуществлению ребенком прав и свобод
либо  ребенку  причиняется  имущественный  и  (или) моральный вред,
должностные лица и граждане, виновные в этом, несут дисциплинарную,
административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.

    Статья 41. Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.


    Губернатор
    Тюменской области                                           Л.Ю.Рокецкий


    г.Тюмень
    7 мая 1998 года
    N 24

Информация по документу
Читайте также