Расширенный поиск

ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 14.02.1997 № 18-оз

        Утратил силу - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
                                                 от 29.06.2006 № 64-оз
 
                                ЗАКОН                                 
                         ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО                          
                     АВТОНОМНОГО ОКРУГА  -  ЮГРЫ                      
 
 
      О СОХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ      
                 ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ                 
 
    (В редакции ЗАКОНОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
          от 13.02.2001 г. N 5-оз; от 15.12.2002 г. N 78-оз;
         от 31.12.2004 г. N 106-оз; от 15.05.2006 № 51-оз)                        
 
                    Принят Думой Ханты-Мансийского                    
                автономного округа 4 февраля 1997 года                
 
 
       Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
       Статья     1.     Нормативно-правовая     база     в     области
историко-культурного наследия
 
     Правовое   регулирование   отношений   в   области    сохранения,
использования,   популяризации   и   государственной  охраны  объектов
культурного  наследия  (памятников  истории  и  культуры)  автономного
округа  основывается  на  положениях Конституции Российской Федерации,
федерального  законодательства  и  осуществляется  в  соответствии   с
настоящим   Законом   и   принимаемыми  в  соответствии  с  ним  иными
нормативно-правовыми актами автономного округа. (В   редакции   ЗАКОНА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 31.12.2004 г. N 106-оз)
 
       Статья 2. Предмет регулирования
 
     Настоящий   Закон   регулирует   отношения   в   сфере  охраны  и
использования    историко-культурного    наследия    Ханты-Мансийского
автономного  округа  - Югры в целях его сохранения для современников и
будущих поколений.
 
       Статья 3. статья исключена 78-оз от 15.12.2002
 
       Статья 4. статья исключена 78-оз от 15.12.2002
 
       Статья 5. Правовой статус историко-культурного наследия
 
     Памятники   и   иные   объекты   историко-культурного    наследия
(существующие  и  вновь  выявленные)  на территории автономного округа
находятся  под  защитой   государства   вне   зависимости   от   формы
собственности,  предусмотренной  федеральным законодательством, уровня
управления, степени сохранности и характера использования. (В редакции
ЗАКОНА         ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО        АВТОНОМНОГО        ОКРУГА-ЮГРЫ
от 31.12.2004 г. N 106-оз)
 
       Статья  6.  статья исключена 78-оз от 15.12.2002
 
       Статья 7. статья исключена 78-оз от 15.12.2002
 
       Раздел II. (Исключен  -  ЗАКОН  ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 13.02.2001 г. N 5-оз)
 
       Раздел III. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
       ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
 
       Статья     16.      (статья исключена 106-оз от 31.12.2004)
 
       Статья 17. Полномочия органов государственной власти автономного
округа   в   сфере  сохранения  и  использования  историко-культурного
наследия
 
     1.  Органы  государственной  власти  автономного  округа  в целях
обеспечения   сохранения  историко-культурного  наследия,  в  процессе
использования осуществляют следующие функции (В     редакции    ЗАКОНА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 31.12.2004 г. N 106-оз):
     -   принимают   законодательные  и  нормативные  акты  в  области
историко-культурного  наследия  Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры, не противоречащие федеральному законодательству;
       -   учитывают    требования    сохранения    и    использования
историко-культурного   наследия  автономного  округа  при  составлении
окружных программ,  проектов  и  планов  развития,  при  разработке  и
принятии бюджетов и смет внебюджетных фондов;
       - наделяют  правами  по  владению  и  распоряжению  памятниками
истории и культуры, находящимися в собственности автономного округа;
       - принимают и финансируют окружные программы  по  сохранению  и
использованию историко-культурного наследия автономного округа;
       -   формируют,   финансируют   и   осуществляют   контроль   за
деятельностью   специально   уполномоченного  государственного  органа
охраны памятников;
       -  (Исключен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 15.12.2002 г. N 78-оз)
       -  (Исключен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 13.02.2001 г. N 5-оз)
       - по представлению  окружного  государственного  органа  охраны
памятников    принимают    решения    о    придании   статуса   земель
историко-культурного назначения;
     - обеспечивают необходимое согласование социально - экономической
деятельности  со  специально  уполномоченным  государственным  органом
охраны памятников;  редакции  ЗАКОНА  ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 31.12.2004 г. N 106-оз)
       - приостанавливают по представлению окружного  государственного
органа  охраны  памятников  до  рассмотрения  в  установленном порядке
действия  принятых  ими,  а  также  любыми  другими   юридическими   и
физическими   лицами   решений   в  случаях,  когда  они  противоречат
законодательству  об  охране  и   использовании   историко-культурного
наследия.
     2.  (часть исключена 106-оз от 31.12.2004)
 
       Статья  18.  Специально  уполномоченный  государственный  орган
охраны памятников культуры
 
       1. Окружной государственный орган  охраны  памятников  культуры
является  частью  системы  специально  уполномоченных  государственных
органов охраны памятников культуры.
       2. Указания  (предписания)  окружного  государственного  органа
охраны  памятников  культуры  обязательны  для  органов исполнительной
власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц.
       3.   Полномочия   окружного   государственного   органа   охраны
памятников  культуры  (специально  уполномоченного  органа автономного
округа в области охраны объектов культурного наследия) определяются  в
соответствии  с  федеральным  законодательством  и настоящим Законом и
осуществляются Правительством автономного округа  либо  исполнительным
органом  государственной  власти  автономного  округа,  уполномоченным
Правительством автономного округа. (В         редакции         ЗАКОНА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 15.12.2002 г. N 78-оз)
 
       Статья 19. Государственные службы по сохранению и использованию
историко-культурного наследия
 
       1.  Для  обеспечения  непосредственного  исполнения  работ   по
охране,   учету  и  использованию  историко-культурного  наследия  при
окружном государственном органе охраны памятников  культуры  создаются
службы по сохранению и использованию историко-культурного наследия.
       2. На местах в целях обеспечения эффективной охраны историко  -
культурного  наследия  создаются  службы  охраны  памятников культуры,
которые  могут  наделяться  правами  государственных  органов   охраны
памятников   на   подведомственных   им   территориях   с  сохранением
вертикальной подчиненности окружному  государственному  органу  охраны
памятников культуры.
     3.   Все   службы   по  сохранению  и  использованию  историко  -
культурного   наследия  на  территории  Ханты-Мансийского  автономного
округа  -  Югры  подконтрольны и подотчетны окружному государственному
органу охраны памятников культуры.
 
       Статья 20. Научно-методический  совет  государственного  органа
охраны памятников культуры
 
       С целью обеспечения проведения  работ  по  организации  охраны,
учета   и   использования  историко-культурного  наследия  на  высоком
научно-методическом уровне при окружном государственном органе  охраны
памятников культуры создается научно-методический совет.
 
       Статья  21.  Участие  общественных  организаций  и  граждан   в
осуществлении    мероприятий    по    сохранению    и    использованию
историко-культурного наследия
 
       Общественные, в том  числе  религиозные,  объединения  и  лица,
заинтересованные  в  постоянном  участии  в  проведении мероприятий по
сохранению историко-культурного наследия и его популяризации, а  также
в    использовании   его   в   целях   науки,   просвещения   и   иных
общественно-полезных    целях,    либо    в    оказании     содействия
государственному  органу  охраны памятников культуры и государственным
службам по сохранению и использованию  историко-культурного  наследия,
осуществляют  свою  деятельность  по  согласованию  с  государственным
органом и соответствующими службами.
 
       Раздел IV. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ
       ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
 
       Статья  22.  Государственное  хранение  памятников  истории   и
культуры
 
       1. Памятники истории и культуры в целях обеспечения сохранности
и  оптимального  использования  могут  быть  переданы собственником на
государственное хранение.
       2. Государственное хранение  движимых  памятников  производится
музеями,  архивами,  библиотеками  и  другими  организациями  хранения
памятников,    имеющими     статус     государственного     хранилища,
осуществляющими свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и
законодательством   Российской   Федерации   о   музейном,   архивном,
библиотечном деле.
       3.  В  целях  обеспечения  оптимального  режима  содержания   и
использования  могут  создаваться  историко-архитектурные заповедники,
музеи или иные организации хранения недвижимых  памятников  истории  и
культуры.
       4.  Организациями  хранения  памятников  истории   и   культуры
являются:
       -  часть исключена 78-оз от 15.12.2002
       - часть исключена 78-оз от 15.12.2002
     -    окружные    организации    хранения   -   решением   органов
государственной  власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по
представлению окружного государственного органа охраны памятников;
       - районные и  муниципальные  организации  хранения  -  органами
местного самоуправления после представления окружного государственного
органа охраны памятников.
       5. Государственные организации хранения  недвижимых  памятников
истории  и культуры действуют в соответствии с уставами, утвержденными
учредителями.
       6. Государственные организации  хранения  памятников  не  могут
быть  ликвидированы  без  согласия  федерального  и  окружного органов
охраны памятников,  а  муниципальные  и  районные  организации  -  без
согласия  окружного  государственного  органа охраны памятников, кроме
случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
       7. Изъятие и использование не по целевому назначению  движимого
и   недвижимого   имущества,   в   том  числе  земель  государственных
организаций хранения памятников истории и культуры, запрещается.
 
       Статья   23.   Обеспечение   сохранности   историко-культурного
наследия при производстве строительных и иных хозяйственных работ
 
       1. часть исключена 78-оз от 15.12.2002
       2. Предприятия, учреждения и организации в  случае  обнаружения
при  производстве  строительных, дорожных, сельскохозяйственных и иных
работ археологических, архитектурных и других объектов, которые  могут
иметь  историческую,  научную  или  иную  культурную ценность, обязаны
немедленно сообщить об этом органу охраны памятников  и  приостановить
дальнейшее проведение работ.
       Государственный  орган  по  охране  памятников  обязан   выдать
предписание  на  приостановление  работ,  провести экспертизу и выдать
заключение  о  возможности  продолжения  дальнейших  работ  на  данной
территории  и  способах  устранения опасности утраты вновь выявленного
объекта историко-культурного наследия.
       3. В проекты  строительных,  дорожных  и  других  хозяйственных
работ,  градостроительной  деятельности,  которые  могут производиться
только  с  разрешения  органа  охраны  памятников,   включается   план
мероприятий,   обеспечивающих   сохранность   объектов   и  памятников
историко-культурного наследия при производстве указанных работ.
       4. Мероприятия по обеспечению сохранности  историко-культурного
наследия   при   производстве  строительных,  дорожных  и  иных  работ
осуществляются юридическими и физическими  лицами,  производящими  эти
работы     с     привлечением     специализированных     научных     и
научно-реставрационных организаций или отдельных  специалистов  и  под
надзором  окружного  государственного  органа  охраны  памятников либо
подведомственных  ему  специализированных  служб  и   их   полномочных
представителей.
       Указанные мероприятия включают:
       - экспертные работы  с  целью  выявления  объектов  историко  -
культурного наследия;
       - исследование и фиксацию;
       -   составление   научной,   научно-технической    и    учетной
документации, археологические раскопки, реставрационные и иные работы,
проводимые по указанию и предписанию органов охраны памятников;
       - обработку полученных в ходе исследований материалов;
       -   передачу   вещественных   находок   в   музеи   и    другие
государственные хранилища.
       Финансирование  указанных  мероприятий  производится   согласно
действующему   законодательству  Российской  Федерации  за  счет  лиц,
являющихся   заказчиками   осуществляемых   работ,   если   иное    не
предусмотрено договором между заинтересованными сторонами.
 
       Статья 24. Запрещение сноса, перемещения, изменения  памятников
и объектов историко-культурного наследия
 
       1.  Снос,  перемещение,  изменение  недвижимых   памятников   и
объектов  историко-культурного  наследия, не соответствующие охранному
или  охранно-арендному  договору,  запрещается.  Исключение  из  этого
правила допускается с разрешения соответствующих органов.
       2.  В  случае  получения   разрешения   на   снос,   изменение,
перемещение   памятника   или  объекта  историко-культурного  наследия
соответствующий орган охраны памятников  обязан  организовать  до  его
сноса,  перемещения или изменения работы по научному изучению и полной
фиксации памятника.
       Расходы,   связанные   с   осуществлением   указанных    работ,
осуществляются  за  счет  юридических  или  физических лиц, получивших
разрешение на снос, перемещение или изменение  памятника  или  объекта
историко-культурного наследия.
       3. При перемещении и  любом  изменении  памятника  или  объекта
производится  страхование  памятника и объекта за счет лиц, получивших
соответствующее разрешение, на срок, согласованный  с  государственным
органом охраны памятников.
 
       Статья 25. Ограничение движения транспортных  средств  в  зонах
охраны памятников
 
       Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по
территориям,    прилегающим    к    зонам    охраны   памятников   или
непосредственно  в  их  границах,  при  угрозе  порчи  или  разрушения
памятников  может  быть  ограничено  или  запрещено  в  соответствии с
указаниями органа охраны памятников.
 
       Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ
       ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
 
       Статья 26. Организация государственного учета
 
       Все  объекты  и  памятники  историко-культурного  наследия  вне
зависимости от форм собственности и балансовой принадлежности подлежат
государственному   учету.   Несоблюдение   порядка   учета    является
нарушением правил охраны историко-культурного наследия, установленного
законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
       1. Под  государственным  учетом  историко-культурного  наследия
понимается:
       - выявление объектов историко-культурного наследия, изучение  и
определение их ценности;
       -  составление  учетных  и  научно-технических  документов   на
выявленные объекты;
       - принятие общественно  значимых  объектов  на  государственную
охрану в качестве памятников истории и культуры.
       2. Государственный учет вновь выявленных объектов и  памятников
истории и культуры осуществляют органы охраны памятников.
       3.   Государственный   учет   историко-культурного    наследия,
входящего  в  состав  архивных,  музейных, библиотечных и иных фондов,
производится в порядке, определяемом  законодательством  об  архивных,
музейных, библиотечных и иных фондах.
       4. пункт исключен 78-оз от 15.12.2002
 
       Статья   27.   Порядок   выявления,    обследования    объектов
историко-культурного наследия и определение их ценности
 
       Выявление, обследование, фиксацию объектов историко-культурного
наследия  проводят  органы  охраны  памятников  или  привлекаемые  ими
специализированные  организации,  творческие  коллективы  и  отдельные
специалисты.
       Организации и граждане  обязаны  содействовать  органам  охраны
памятников  в выявлении объектов историко-культурного наследия. Органы
охраны  памятников  обязаны  организовывать  экспертизу   обнаруженных
историко-культурных объектов.
       Недвижимые  объекты  историко-культурного наследия ставятся на
учет  соответствующими органами охраны памятников и вносятся в единый
государственный  реестр  объектов  культурного  наследия  (памятников
истории  и  культуры)  народов Российской Федерации. Недвижимые вновь
выявленные   объекты   историко-культурного  наследия  находятся  под
наблюдением органов охраны памятников.       редакции       ЗАКОНА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 15.12.2002 г. N 78-оз)
 
       Статья  28.  статья исключена 78-оз от 15.12.2002
 
       Статья  29.  статья исключена 78-оз от 15.12.2002
 
       Статья 30. статья исключена 78-оз от 15.12.2002
 
       Статья  31.  Снятие   с   государственной   охраны   недвижимых
памятников культуры
 
       Недвижимые  памятники  культуры  снимаются  с   государственной
охраны в случае их полной фактической утраты.
         редакции ЗАКОНОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 13.02.2001 г. N 5-оз; от 15.12.2002 г. N 78-оз)
 
       Статья 32. (Исключен  -  ЗАКОН  ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 13.02.2001 г. N 5-оз)
 
       Раздел VI. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
       ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
 
       Статья 33. Ограничение использования памятников культуры
 
       Использование памятников культуры допускается  при  обеспечении
их сохранности и общественной доступности. Использование памятников по
прямому назначению, в том числе культовых, допускается,  если  это  не
наносит ущерб их сохранности и культурной ценности.
 
       Статья  34.  статья исключена 5-оз от 13.02.2001
 
       Статья 35. статья исключена 5-оз от 13.02.2001
 
       Статья   36.   Охранно-арендные   договоры   на   использование
памятников культуры, находящихся в государственной собственности
 
       1.   Памятники   культуры,   находящиеся   в    государственной
собственности,   в  том  числе  культовые,  используются  при  условии
обязательного заключения их пользователями охранно-арендных  договоров
с органами охраны памятников.
       2. часть исключена 5-оз от 13.02.2001
 
       Статья 37. Заключение  охранных  и  охранно-арендных  договоров
органами охраны памятников
 
       1. Пользователи памятников  культуры,  находящихся  на  балансе
органов  охраны  памятников,  заключают  с  соответствующими  органами
охраны памятников охранно-арендные договоры и платят арендную плату  в
соответствии с установленным порядком.
       2. часть исключена 5-оз от 13.02.2001
       3. часть исключена 5-оз от 13.02.2001
 
       Статья 38. статья исключена 5-оз от 13.02.2001
 
       Статья  39.  статья исключена 5-оз от 13.02.2001
 
       Статья 40. статья исключена 5-оз от 13.02.2001
 
       Раздел VII. ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
       И РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ НА ПАМЯТНИКАХ
       И ОБЪЕКТАХ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
 
       Статья 41. Исследовательские работы
 
       1. Ремонтно - реставрационные работы, в  том  числе  консервация
объекта  культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника
или  ансамбля,  приспособление  объекта   культурного   наследия   для
современного   использования,  а  также  научно  -  исследовательские,
изыскательские,  проектные  и  производственные   работы,   научно   -
методическое  руководство,  технический и авторский надзор в отношении
объектов    культурного    наследия    регионального    и     местного
(муниципального)   значения   проводятся   на   основании  письменного
разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных  окружным
органом охраны объектов культурного наследия. (В    редакции   ЗАКОНА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 15.12.2002 г. N 78-оз)
       2. Археологические работы  проводятся  на  основании  открытого
листа  (специального  сертификата),  выдаваемого Институтом археологии
Российской Академии наук по запросу или  по  согласованию  с  окружным
государственным органом охраны памятников.
       3.   После   проведения   научно-исследовательских   работ   на
памятниках  и объектах историко-культурного наследия лица, проводившие
данные работы, обязаны представить в  окружной  государственный  орган
охраны памятников научный отчет о проведенных работах по установленным
нормам.
 
       Статья 42. Охрана археологических и этнографических предметов и
коллекций
 
       Археологические  и  этнографические   находки,   полученные   в
результате    исследований   или   случайно   обнаруженные,   являются
государственной собственностью.
       После   камеральной    обработки    все    археологические    и
этнографические   предметы   и   коллекции   должны  быть  переданы  в
государственные или муниципальные организации хранения памятников.
       Место постоянного хранения  археологических  и  этнографических
предметов,   полученных   в   результате   исследований,  определяется
договором  между  исполнителем   исследовательских   работ,   окружным
государственным  органом  охраны  памятников  и  организацией хранения
памятников.
 
       Статья 43. статья исключена 78-оз от 15.12.2002
 
       Статья 44. Реставрационные работы
 
       1. Реставрация памятников истории  и  культуры  производится  с
разрешения и на основании задания, выдаваемых окружным государственным
органом охраны памятников под  полным  контролем  с  его  стороны  или
уполномоченных им служб.
       2. Реставрация движимых  памятников  регулируется  специальными
нормативно-правовыми документами.
       3. Реставрация недвижимых памятников культуры осуществляется  в
соответствии  с  реставрационными  нормами  и правилами, утвержденными
федеральным органом охраны памятников. Строительные  нормы  и  правила
применяются   в   реставрации  только  в  случаях,  не  противоречащих
интересам сохранения памятников.
       4. Окружной государственный орган по охране  памятников  обязан
не  реже  одного  раза  в  5  лет  проводить обследование технического
состояния памятников истории и культуры с целью разработки  текущих  и
перспективных программ реставрационных работ.
       5. Лица, ведущие разработку научно-проектной  документации  для
недвижимого  памятника  культуры,  осуществляют  научное руководство и
авторский надзор по всем видам работ на этом  объекте  до  полного  их
завершения.
       Корректировка научно-проектной  документации  осуществляется  в
течение   всего  времени  производства  реставрационных  работ.  После
завершения  реставрации  лица,  осуществлявшие  научное   руководство,
представляют   в  окружной  государственный  орган  охраны  памятников
научный отчет.
       6. часть исключена 78-оз от 15.12.2002
       7.    Выполненные    реставрационные     работы     принимаются
соответствующими государственными органами охраны памятников.
       8. Все виды реставрационных работ производятся  юридическими  и
физическими лицами на основании аттестации и соответствующей лицензии.
       9. часть исключена 78-оз от 15.12.2002
       10.   Лицензирование   реставрации   проводится   в    порядке,
установленном действующим законодательством.
       11. Ремонтные, реконструктивные и строительные работы, входящие
в  комплекс  реставрации, проводятся на основании лицензий, выдаваемых
уполномоченными  на   то   органами   по   согласованию   с   окружным
государственным органом охраны памятников.
       12. Воссоздание утраченных единичных  памятников  культуры  как
элементов   исторических   ансамблей,   комплексов,  градостроительных
образований осуществляется реставрационными методами в  исключительных
случаях   при   наличии   достаточных  научных  данных  и  при  особой
исторической, научной, художественной или иной общественной значимости
утраченной культурной ценности.
       13. часть исключена 78-оз от 15.12.2002
 
       Раздел VIII. ЗЕМЛИ
       ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
 
       Статья 45. Земли историко-культурного назначения
 
       1.   Отнесение   земельных   участков   к   категории    земель
историко-культурного  назначения производится в порядке, установленном
земельным законодательством Российской Федерации.
       2.  Земли  историко-культурного  назначения  включают  в   себя
территории  недвижимых  памятников  культуры  и  зоны их охраны, особо
охраняемые территории (музеи, музеи -  заповедники,  иные  организации
хранения памятников культуры) и зоны их охраны.
       Земельные участки, отнесенные к  категории  земель  историко  -
культурного назначения, учитываются в органах охраны памятников любого
порядка и в земельных кадастрах.
 
       Статья  46.  Определение  границ  земель   историко-культурного
назначения
 
       1.  Границы  земель  (территорий)  и   зон   охраны   единичных
недвижимых памятников культуры определяются органами охраны памятников
на основании проектных  разработок  и  историко-архитектурных  опорных
планов,   согласованных  с  окружным  государственным  органом  охраны
памятников,   и    утверждаются    органом    исполнительной    власти
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
     2.  Границы  особо  охраняемых  территорий  и  их  зон  охраны  в
зависимости  от  категории  памятников  культуры и статуса организации
утверждаются   Правительством   Российской   Федерации   или   органом
государственной  власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по
представлению   федерального  или  окружного  государственного  органа
охраны памятников.
 
       Статья 47. Использование земель историко-культурного назначения
 
       1.  Целью  режима  использования  земель   историко-культурного
назначения является обеспечение сохранности расположенных на них или в
них памятников культуры.
       2.  Деятельность,  не  соответствующая  установленному   режиму
использования земель историко-культурного назначения, запрещается.
       3. Отнесение земель к землям историко-культурного назначения не
влечет   за  собой  прекращения  прав  собственности  на  землю,  прав
землевладения, землепользования и аренды.
       4. Предоставление земельных  участков  в  пределах  зон  охраны
памятников  культуры  производится  только  по согласованию с окружным
государственным органом охраны памятников.
       5. Земли историко-культурного назначения могут  быть  полностью
или частично изъяты из хозяйственного оборота и переданы в пользование
специально учрежденным организациям хранения памятников культуры.
       6. Изъятие земель  историко-культурного  назначения  для  нужд,
противоречащих их основному целевому назначению, и любая хозяйственная
деятельность,   не   соответствующая   установленному    режиму,    не
допускается.
 
       Статья 48.  Особо  охраняемые  территории  историко-культурного
назначения
 
       Для  всех  видов  особо  охраняемых   территорий   историко   -
культурного  назначения  и  зон  их  охраны федеральным органом охраны
памятников устанавливаются типовые режимы содержания и  использования,
на   основе   которых   для   каждой   особо   охраняемой   территории
историко-культурного назначения по согласованию с федеральным  органом
охраны  памятников утверждается индивидуальный режим: для особо ценных
объектов  культурного  наследия   народов   Российской   Федерации   -
Правительством  Российской  Федерации,  для иных организаций - органом
государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
 
       Статья  49.  Использование  территорий   единичных   памятников
культуры
 
       Территории   единичных   памятников   культуры    могут    быть
использованы  только  в  режиме  реставрации  или  регенерации.  Новое
строительство на этих территориях запрещается.
 
       Статья 50. Зоны охраны памятников культуры и  особо  охраняемых
территорий
 
       В целях  обеспечения  охраны  недвижимых  памятников  культуры,
особо    охраняемых   территорий   на   примыкающих   к   ним   землях
устанавливаются три вида зон охраны:
       - охранная зона памятника  культуры  с  особо  строгим  режимом
использования,   исключением   нового  строительства,  кроме  носящего
регенерационный характер;
       -  зона  охраняемого  ландшафта   с   особо   строгим   режимом
использования    территории,   природных   объектов   за   исключением
строительных    работ    по    инженерному    и    регенерационно    -
восстановительному благоустройству;
       -  зона  регулирования  застройки   с   режимом   регулирования
реконструкции   существующей  и  вновь  создаваемой  застройки  по  ее
функциональному   назначению,   объемно-пространственным   и    другим
характеристикам.
         редакции  ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 13.02.2001 г. N 5-оз)
 
       Статья 51.  Порядок  проектирования  и  производства  земляных,
строительных   и   других  работ,  градостроительной  и  хозяйственной
деятельности в зонах охраны памятников культуры
 
     1.   Проектирование   и   производство  мелиоративных,  дорожных,
строительных,  геологоразведочных,  инженерных и других работ, а также
градостроительной или хозяйственной деятельности в пределах зон охраны
памятников  местного  значения  осуществляется по разрешению окружного
государственного  органа  охраны памятников, согласованному с органами
архитектуры  и  градостроительства  Ханты  -  Мансийского  автономного
округа   -  Югры  и  в  той  степени,  которая  не  может  привести  к
радикальному   изменению   или  разрушению  памятников,  нарушению  их
целостности и сохранности.
       2.  Проектирование, производство земляных, строительных и иных
работ в зонах охраны музеев, музейных комплексов, памятников культуры
осуществляется     в     порядке,     предусмотренном     действующим
законодательством. (В  редакции  ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 13.02.2001 г. N 5-оз)
 
       Раздел IX. ОХРАНА
       ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛЕНИЙ
 
       Статья 52. Списки исторических городов и поселений
 
       Списки исторических  городов  и  поселений  местного  значения
утверждаются в установленном порядке. (В        редакции       ЗАКОНА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 13.02.2001 г. N 5-оз)
 
       Статья 53. Статус исторического города и поселения
 
     Статус   исторического   города   и   поселения   предоставляется
территориям,  обладающим  значительной  историко-культурной  ценностью
планировки  и  застройки,  в  пределах  административных  границ  этих
территорий   и  законодательно  закрепляется  в  уставе,  утверждаемом
органом  государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа -
Югры  в  срок  не  более  одного  года с момента его внесения в список
исторических городов и поселений.
 
       Статья  54.  Государственная  охрана  исторических  городов   и
поселений
 
       1. Под государственной охраной исторических городов и поселений
понимается   комплекс   мер,   обеспечивающий  их  защиту,  физическую
сохранность памятников культуры  и  историко-градостроительной  среды,
реставрацию,  регенерацию,  непрерывность  развития и не искажающую их
облик,  адаптацию  к  условиям  современной   жизни,   включая   новое
строительство.
       2. В исторических городах  и  поселениях  охране  подлежат  все
градоформирующие  и  художественные  ценности:  планировка, застройка,
композиция, природный и  культурный  ландшафт,  археологический  слой,
соотношение  между  различными  городскими пространствами (свободными,
застроенными,   озелененными),   объемно-пространственная   структура,
фрагментарное  и руинированное градостроительное наследие, форма и вид
зданий и  сооружений,  определяемых  масштабом,  объемом,  структурой,
стилем,  материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с
природным  и  созданным  человеком   окружением,   различные   функции
населенного  пункта,  исторического места, приобретенные им в процессе
развития.
 
       Статья 55. Порядок  регулирования  проектирования  и  застройки
исторических городов и поселений
 
       1. Проектирование и застройка исторических городов и  поселений
производятся  и  регулируются  на  основе  системы  последовательных и
взаимосвязанных  мероприятий,  проводимых   окружным   государственным
органом   охраны   памятников   и   соответствующими  государственными
службами:
       - историко-архитектурные и археологические исследования городов
или поселений отдельных исторических территорий;
       - составление  на  основе  исследований  историко-архитектурных
опорных  планов  с  обозначением  расположения  и  оценкой всего фонда
недвижимых    памятников    культуры,    с     выявлением     эволюции
градостроительной структуры и оценкой градоформирующих ценностей;
       -  разработка  проектов  зон   охраны   отдельных   памятников,
градостроительных  комплексов  и  ансамблей с установлением границ зон
охраны  и  видов  территорий  с  различными  режимами  их   охраны   и
использования  как  одной  из  основ  всех  этапов  градостроительного
проектирования.
       Историко-архитектурный  опорный  план  и  проекты  зон   охраны
утверждаются органом государственной власти по представлению окружного
государственного органа охраны памятников.
       Историко-архитектурный  опорный  план  и  проекты  зон   охраны
исторических городов и поселений разрабатываются в составе генеральных
планов исторических городов и поселений, а также  как  самостоятельная
стадия  градостроительного  проектирования  и  являются  обязательными
исходными материалами для планов их развития и строительства, а  также
для принятия отдельных градостроительных и хозяйственных решений.
       2.   Органы   охраны   памятников    совместно    с    органами
архитектурно-строительного  надзора  осуществляют  контроль за отводом
земельных  участков,   реализацией   градостроительной   документации,
включая  различные  виды  хозяйственной  деятельности  на исторических
территориях.
       3. Органы охраны памятников, согласующие материалы исследований
и  рекомендации,  несут  ответственность  за  достоверность сведений и
обоснованность  рекомендаций.  При  изменении  оценок  и  рекомендаций
историко-архитектурных    исследований    в   процессе   осуществления
последующих  стадий  проектирования  и  выполнения;  стоимость  работ,
связанных  с изменением проектных решений, возмещаются органами охраны
памятников.
 
       Статья 56. Градостроительная документация исторических  городов
(поселений) и других поселений, имеющих памятники культуры
 
       Градостроительная  документация  для  исторических  городов   и
поселений  в  зависимости  от  их  категорий  подлежит  согласованию с
федеральным и окружным органами охраны памятников.
     Органы исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа
-  Югры,  ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, обязаны
представлять  на согласование окружному государственному органу охраны
памятников   проекты  районной  планировки,  планировки,  застройки  и
реконструкции  исторических  городов  и  поселений и других населенных
пунктов, имеющих объекты и памятники культуры.
 
       Раздел X. ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ
       И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
 
       Статья 57.  Источники  финансирования  и  порядок  расходования
средств
 
     Основными источниками финансирования деятельности по сохранению и
использованию  историко  -  культурного  наследия  автономного  округа
являются  средства  бюджета  Ханты  - Мансийского автономного округа -
Югры.  (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от
13.02.2001 г. N 5-оз)
       Источниками  финансирования  вышеуказанной  деятельности  также
являются:
       -  арендная  плата  за  использование  памятников   истории   и
культуры;
       - отчисления от  деятельности  специализированных  организаций,
учреждаемых окружным государственным органом охраны памятников;
       - отчисления от доходов от туристической деятельности;
       -  добровольные  отчисления  и  пожертвования   юридических   и
физических лиц;
       - средства от штрафных санкций за нарушение законодательства по
сохранению и использованию историко-культурного наследия;
       -  средства  юридических  и  физических  лиц,  направляемые  на
научное  изучение,  изменение  или  перемещение  памятников и объектов
историко-культурного  наследия,  организацию  мер  по  их   инженерной
защите,   а   также   на  историко-культурную  экспертизу  территорий,
отводимых под хозяйственную деятельность;
       -    средства    из    иных    источников,    не    запрещенных
законодательством.
       Средства, поступающие из всех источников, зачисляются на  счета
окружного  государственного  органа охраны памятников культуры и служб
по сохранению и использованию историко-культурного наследия.
       Средства, поступающие на счета государственного  органа  охраны
памятников   и  соответствующих  служб,  расходуются  на  программы  и
мероприятия   по   охране,   учету,   реставрации,   использованию   и
популяризации  памятников  и  объектов  историко-культурного наследия,
переподготовку кадров  государственного  органа  охраны  памятников  и
соответствующих  государственных  служб,  их  содержание и развитие их
инфраструктуры.
 
       Статья 58. статья исключена 5-оз от 13.02.2001
 
       Раздел XI. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ
       И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
       И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
 
       Статья 59. Вывоз и ввоз историко-культурных ценностей
 
     Вывоз   и   ввоз   историко-культурных  ценностей  на  территории
Ханты-Мансийского    автономного    округа    -    Югры   определяется
законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры.
 
       Статья   60.   Субъекты   межрегионального   и   международного
сотрудничества
 
     Ханты-Мансийский   автономный   округ   -   Югры  поддерживает  и
осуществляет   сотрудничество   в  сфере  сохранения  и  использования
историко-культурного наследия со всеми субъектами Российской Федерации
и зарубежными странами.
 
       Статья   61.   Политика   и   приоритеты   межрегионального   и
международного сотрудничества
 
     Политика   и   приоритеты   межрегионального   и   международного
сотрудничества  в  области охраны и использования историко-культурного
наследия  Ханты-Мансийского  автономного  округа  -  Югры определяются
федеральными  и  окружными  государственными программами, соглашениями
Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
       К   числу   приоритетных   направлений    межрегионального    и
международного   сотрудничества   в  области  охраны  и  использования
историко-культурного наследия относятся совместная организация  охраны
историко-культурного    наследия   мирового   значения,   реставрация,
консервация и исследования уникальных памятников истории  и  культуры,
подготовка и стажировка кадров; создание и внедрение новых технологий,
технических средств, оборудования  для  осуществления  деятельности  в
области  охраны,  использования  и  исследования  историко-культурного
наследия,  обмен  методиками,  учебными   программами   и   пособиями,
проведение  семинаров,  симпозиумов,  конференций по проблемам охраны,
использования и изучения историко-культурного наследия.
 
       Статья 62. статья исключена 5-оз от 13.02.2001
 
       Статья  63.  статья исключена 5-оз от 13.02.2001
 
       Раздел XII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
       ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ
       ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
 
       Статья 64. Ответственность  за  нарушение  законодательства  об
охране и использовании историко-культурного наследия
 
       Лица,  виновные  в  нарушении  законодательства  об  охране   и
использовании  историко-культурного  наследия, несут ответственность в
соответствии    с    законодательством    Российской    Федерации    и
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
 
       Статья   65.   Возмещение   ущерба,   причиненного   нарушением
законодательства   об   охране  и  использовании  историко-культурного
наследия
 
       Юридические и физические  лица,  нанесшие  ущерб  памятникам  и
объектам   историко-культурного  наследия,  зонам  охраны  памятников,
обязаны восстановить памятники и объекты, зоны  охраны  памятников,  а
при   невозможности   этого   -   возместить  убытки  собственникам  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
       Методика экспертных  оценок  стоимости  памятников  культуры  и
нанесенного  им  ущерба  разрабатывается  и  утверждается  федеральным
органом охраны памятников.
       Восстановление   памятников   и   объектов   осуществляется   с
соблюдением  установленного  порядка  производства всех видов работ за
счет лиц, причинивших ущерб памятнику.
       Незаконно построенные на землях историко-культурного назначения
здания и сооружения подлежат сносу за счет заказчика этих работ.
 
       Раздел XIII. ВВЕДЕНИЕ ЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ
 
       Статья 66. Порядок введения Закона в действие
 
       1. Настоящий Закон вступает в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.
       2.  Нормативные  и  правовые   акты   подлежат   приведению   в
соответствие с настоящим Законом в течение 2 месяцев со дня вступления
Закона в силу.
     3.   В   случае   противоречия   нормативных   и  правовых  актов
Ханты-Мансийского   автономного   округа   -  Югры  настоящему  Закону
действуют нормы настоящего Закона.
 
 
Губернатор
автономного округа                                      А.В.ФИЛИПЕНКО
 
 
г. Ханты - Мансийск
14 февраля 1997 года
N 18 - ОЗ
 
 


Информация по документу
Читайте также