Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Бурятия от 09.10.2013 № 525

 

                                 

 

 

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

                      от 9 октября 2013 г. N 525

 

                             г. Улан-Удэ

 

           О Программе по оказанию содействия добровольному
         переселению в Республику Бурятия соотечественников,
              проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы

 

      (В редакции Постановлений Правительства Республики Бурятия

           от 08.09.2014 г. N 431; от 31.10.2014 г. N 542;
                         от 25.12.2014 № 667)                         

 

     Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012
N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию  содействия
добровольному переселению в  Российскую  Федерацию  соотечественников,
проживающих  за  рубежом"  и  создания  дополнительных   условий   для
обеспечения   добровольного   переселения   в    Республику    Бурятия
соотечественников, проживающих за  рубежом,  Правительство  Республики
Бурятия п о с т а н о в л я е т:

 

     1. Утвердить  прилагаемую  Программу   по   оказанию   содействия
добровольному  переселению  в  Республику  Бурятия  соотечественников,
проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы* (далее - Программа).

 

     2. Определить     уполномоченным      исполнительным      органом
государственной власти  Республики  Бурятия  по  реализации  Программы
Республиканское агентство занятости населения (Зайцева С. К.).

 

     3. Руководителям исполнительных  органов  государственной  власти
Республики  Бурятия,  являющихся  исполнителями  основных  мероприятий
Программы,  обеспечить  в  пределах   своей   компетенции   реализацию
Программы.
     4.    Рекомендовать    территориям   вселения   -   муниципальным
образованиям  "Город Улан-Удэ", "Город Северобайкальск", "Баргузинский
район",    "Баунтовский   эвенкийский   район",   "Бичурский   район",
"Джидинский   район",   "Еравнинский   район",  "Заиграевский  район",
"Закаменский   район",   "Кабанский   район",   "Кижингинский  район",
"Курумканский    район",    "Кяхтинский   район",   "Муйский   район",
"Мухоршибирский  район",  "Прибайкальский  район", "Северо-Байкальский
район",  "Селенгинский  район", "Тункинский район", "Хоринский район",
"Иволгинский район", "Тарбагатайский район" и "Окинский район" принять
меры  по выполнению мероприятий, направленных на реализацию Программы.

   редакции   Постановлений   Правительства  Республики  Бурятия  от

08.09.2014 г. N 431; от 31.10.2014 г. N 542)

 

     5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
Контрольный  комитет  Главы   Республики   Бурятия   и   Правительства
Республики Бурятия (Мещеряков С. А.).

 

     6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

 

  
     Исполняющий обязанности            
     Председателя Правительства            
     Республики Бурятия         И. Егоров 

 

 

     

 

 

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства 
                                                    Республики Бурятия
                                                  от 09.10. 2013 N 525

 

 

     Программа по оказанию содействия добровольному переселению в
Республику Бурятия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-
                              2015 годы

 

      (В редакции Постановлений Правительства Республики Бурятия

           от 08.09.2014 г. N 431; от 31.10.2014 г. N 542;
                         от 25.12.2014 № 667)                         

 

                              СОДЕРЖАНИЕ

 

----------------------------------------------------------------------------------------
| Паспорт                                                                         |  3 |
|---------------------------------------------------------------------------------+----|
| Введение                                                                        |  7 |
|---------------------------------------------------------------------------------+----|
| 1. Общие сведения о Республике Бурятия                                          |  8 |
|---------------------------------------------------------------------------------+----|
| 2. Динамика демографической ситуации в Республике Бурятия+                      | 11 |
|---------------------------------------------------------------------------------+----|
| 3. Понятия и термины, используемые в Программе                                  | 18 |
|---------------------------------------------------------------------------------+----|
| 4. Оценка возможности оказания медицинской помощи участникам Программы и членов |    |
| их семей до получения  разрешения  на  временное  проживание  и  до  оформления |    |
| гражданства Российской Федерации                                                |    |
|                                                                                 | 19 |
|---------------------------------------------------------------------------------+----|
| 5. Оценка возможности трудоустройства участников Программы и членов их семей,   |    |
| включая занятия предпринимательской деятельностью и агропромышленным            |    |
| производством                                                                   | 20 |
|---------------------------------------------------------------------------------+----|
| 6. Оценка возможности оказания социальной поддержки, временного и постоянного   |    |
| жилищного обустройства участников Программы                                     |    |
|                                                                                 | 20 |
|---------------------------------------------------------------------------------+----|
| 7. Анализ  рисков  реализации  программы  и  описание  мер  управления  рисками |    |
| реализации Программы                                                            | 21 |
|---------------------------------------------------------------------------------+----|
| 8. Основные мероприятия по реализации Программы                                 | 25 |
|                                                                                 |    |
|---------------------------------------------------------------------------------+----|
| 9. Меры государственного регулирования                                          | 26 |
|---------------------------------------------------------------------------------+----|
| 10. Объемы финансовых ресурсов на реализацию Программы                          | 27 |
|---------------------------------------------------------------------------------+----|
| 11. Мониторинг и риски реализации Программы                                     | 28 |
|---------------------------------------------------------------------------------+----|
| Приложения                                                                      | 30 |
|                                                                                 |    |
----------------------------------------------------------------------------------------

 

 

                               Паспорт
     Программы по оказанию содействия добровольному переселению в
Республику Бурятия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-
                              2015 годы

 

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|    Наименование Программы                   |  Программа   по   оказанию   содействия   добровольному   переселению    в    Республику    Бурятия |
|                                             | соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы                                        |
|                                             |                                                                                                     |
|---------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|  Дата согласования Проекта Программы        |  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 1444-р                   |
| Правительством Российской Федерации         |                                                                                                     |
|---------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|   Уполномоченный    орган    исполнительной |  Республиканское агентство занятости населения                                                      |
| власти Республики Бурятия, ответственный за |                                                                                                     |
| реализацию Программы (далее  уполномоченный |                                                                                                     |
| орган)                                      |                                                                                                     |
|---------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|  Основной разработчик Программы             |  Республиканское агентство занятости населения                                                      |
|---------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|  Координатор Программы                      |  Управление Федеральной миграционной службы по Республике Бурятия (далее УФМС)                      |
|---------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Цель Программы                              |   Стимулирование,  создание  условий  и  содействие  добровольному  переселению  соотечественников, |
|                                             | проживающих  за  рубежом,  для  социально-экономического  и  демографического  развития  Республики |
|                                             | Бурятия                                                                                             |
|---------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Задачи Программы                            |   1.  Создание  правовых,  организационных,  социально-экономических  и   информационных   условий, |
|                                             | способствующих  добровольному   переселению   соотечественников,   проживаю-щих   за   рубежом,   в |
|                                             | Республику Бурятия для постоянного проживания,  быстрому  их  включению  в  трудовые  и  социальные |
|                                             | связи региона.                                                                                      |
|                                             |   2. Создание условий для  адаптации  и  интеграции  участников  Программы  и  членов  их  семей  в |
|                                             | принимающее  сообщество,  оказание  мер  социальной  поддержки,  предоставление  государственных  и |
|                                             | муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве.                                            |
|                                             | 3. Содействие обеспечению потребности экономики Республики Бурятия в трудовых ресурсах для          |
|                                             | реализации экономических, в т. ч. инвестиционных проектов, содействие дальнейшему развитию малого и |
|                                             | среднего предпринимательства.                                                                       |
|                                             | 4. Привлечение талантливой молодежи для получения высшего образования в образовательных             |
|                                             | учреждениях, расположенных на территории: города Улан-Удэ                                           |

(В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 08.09.2014 г. N 431)
|---------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|  Исполнители основных мероприятий           |   -Республиканское Агентство занятости населения;                                                   |
| Программы                                   |   -УФМС (по согласованию);                                                                          |
|                                             |   -Министерство экономики Республики Бурятия;                                                       |
|                                             |   -Комитет по межнациональным отношениям  и  развитию  гражданских  инициатив  Администрации  Главы |
|                                             | Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия;                                              |
|                                             |   -Министерство здравоохранения Республики Бурятия;                                                 |
|                                             |   -Министерство образования и науки Республики Бурятия;                                             |
|                                             |   -Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия;                                     |
|                                             |   при участии:                                                                                      |
|                                             |   Администрации муниципальных районов, территорий вселения (по согласованию);                       |
|                                             |   Территориального фонда обязательного медицинского страхования (по согласованию).                  |
|                                             |   Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия;     |
(В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 25.12.2014 № 667)

|---------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|  Сроки реализации Программы                 | 2013-2015 годы                                                                                      |
|---------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|  Объемы бюджетных ассигнований программы    |   Программа финансируется за счет республиканского бюджета Республики Бурятия.                      |
|                                             |   Прогнозные объемы финансирования составляют 8012,21 тыс. рублей,                                  |
|                                             |   в том числе по годам:                                                                             |
|                                             |   - 2013 год - 3086,12 тыс. рублей;                                                                 |
|                                             |   - 2014 год - 2653,99 тыс. рублей;                                                                 |
|                                             |   - 2015 год - 2272,10 тыс. рублей                                                                  |
|                                             | На реализацию мероприятий Программы возможно привлечение средств из федерального бюджета в          |
|                                             | виде субсидий бюджету Республики Бурятия на оказание дополнительных гарантий и мер социальной       |
|                                             | поддержки переселившимся соотечествен-никам в соответствии с Соглашениями, заключаемыми между       |
|                                             | Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия и из местных        |
|                                             | бюджетов на услуги для обустройства соотечественников в рамках текущего финансирования.             |
|                                             |                                                                                                     |
(В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 25.12.2014 № 667)

|---------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|  Основные     показатели      эффективности |   1.  Количество  участников  Программы,  прибывших  и  зарегистрированных   УФМС   на   территории |
| программы                                   | вселения - 300 чел.                                                                                 |
|                                             |   2.  Количество  проведенных  презентаций  Программы  в  странах  проживания  соотечественников  - |
|                                             | потенциальных участников Программы - 2 видеомоста (ежегодно)                                        |
|                                             |   3. Доля расходов  республиканского  бюджета  Республики  Бурятия  на  реализацию  предусмотренных |
|                                             | Программой мероприятий, связанных  с  предоставлением  дополнительных  гарантий  и  мер  социальной |
|                                             | поддержки участникам Программы и членам их семей в софинансировании с  федеральным  бюджетом  -  не |
|                                             | менее 5%.                                                                                           |
|                                             |   4.  Доля  расходов  бюджета  Республики  Бурятия   на   реализацию   мероприятий,   связанных   с |
|                                             | предоставлением   дополнительных   гарантий   и    мер    социальной    поддержки    переселившимся |
|                                             | соотечественникам,  предоставлением  им   временного   жилья   и   оказания   помощи   в   жилищном |
|                                             | обустройстве, в общем размере расхода республики на реализацию мероприятий составит не менее 70%;   |
|                                             |   5. Доля участников Программы, получивших единовременную  финансовую  помощь  на  обустройство,  в |
|                                             | том числе жилищное,  в  период  адаптации  на  территории  вселения,  от  общего  числа  участников |
|                                             | Программы не менее 10% (ежегодно).                                                                  |
|                                             |   6. Доля участников Программы,  занятых  трудовой  деятельностью,  включая  открывших  собственный |
|                                             | бизнес, от числа прибывших участников Программы на конец отчетного года - не менее 50%.             |
|                                             |   7.  Доля  рассмотренных  уполномоченным  органом  заявлений  соотечественников  -   потенциальных |
|                                             | участников Программы от общего числа поступивших заявлений - 100%.                                  |
|                                             |   8. Доля участников Программы, получающих высшее профессиональное                                  |

|                                             |      образование, включая  послевузовское  образование,  в  образовательных                         |

|                                             |      организациях,  расположенных  на  территории  г.  Улан-Удэ,  от  числа                         |

|                                             |      участников Программы в возрастной категории до 25 лет -  не  менее  5%                         |

|                                             |      (ежегодно)                                                                                     |
  (В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 08.09.2014 г. N 431)
|---------------------------------------------+-----------------------------------------------------------------------------------------------------|
|   Ожидаемые конечные результаты  реализации |   Реализация Программы позволит обеспечить:                                                         |
| Программы                                   |   1. Вселение на территорию Республики Бурятия-370 соотечественников, из них 280 участников         |
|                                             | Программы и 90 членов их семей, в том числе по годам:                                               |
|                                             |   -2013 год 70 чел. и 30 членов их семей;                                                           |
|                                             |   -2014 год 140 чел. и 30 членов их семей;                                                          |
|                                             |   -2015 год 70 чел. и 30 членов их семей;                                                           |
|                                             |   2. Долю участников Программы, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный       |
|                                             | бизнес, от числа прибывших участников Программы на конец реализации Программы - не менее 50%        |
|                                             |   3. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место   |
|                                             | жительства на территорию Республики Бурятия.                                                        |
|                                             |   4. Привлечение талантливой молодежи для обучения в образовательных организациях и постоянного     |

|                                             |   проживания в Республике Бурятия                                                                   |

|                                             |   5. Повышение имиджа Республики Бурятия среди соотечественников, проживающих за рубежом.           |
  (В редакции Постановлений Правительства Республики Бурятия от 08.09.2014 г. N 431; от 31.10.2014 г. N 542)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

                               Введение

 

     Программа по  оказанию  содействия  добровольному  переселению  в
Республику Бурятия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-
2015 годы (далее Программа) является механизмом регулирования процесса
содействия   добровольному   переселению    в    Республику    Бурятия
соотечественников, проживающих за рубежом,  в  соответствии  с  целями
социально-экономического  и   демографического   развития   Республики
Бурятия.
     Программа определяет  основные  цели,  задачи  и  мероприятия  по
организации  процесса  переселения  и   закреплению   переселенцев   в
Республике Бурятия, обеспечению их  социально-культурной  адаптации  и
интеграции в  российское  общество  и  разработана  в  соответствии  с
положениями Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября  2012
года  N 1289  "О реализации  Государственной  программы  по   оказанию
содействия   добровольному   переселению   в   Российскую    Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом, распоряжения  Правительства
Российской  Федерации  от  27.12.2012  N 2570-р  "О Типовой  программе
субъекта Российской Федерации  по  оказанию  содействия  добровольному
переселению  в  Российскую  Федерацию   соотечественников",   приказом
Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.02.2013
N 33 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке программы
субъекта Российской Федерации  по  оказанию  содействия  добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников,  проживающих  за
рубежом".
     Необходимость  разработки  и  реализации  Программы   обусловлена
демографической  ситуацией  в   республике,   которая,   несмотря   на
стабилизацию численности населения республики, в течение более 10  лет
характеризуется отрицательной динамикой  миграционных  процессов.  Эта
тенденция  привела  к  дефициту  рабочей  силы,   обладающей   высокой
квалификацией.
     Республика Бурятия является регионом со структурной безработицей,
имеющей  сезонный  характер.  Дефицит  рабочей  силы,   прежде   всего
квалифицированных трудовых ресурсов, в условиях конкуренции  на  рынке
труда  с  экономически  более  развитыми  регионами  России   является
сдерживающим   фактором   для   развития   экономического   потенциала
республики. Наиболее всего нехватка трудовых ресурсов будет ощущаться,
начиная  с  2016  года,  при  реализации  на   территории   республики
инвестиционных проектов в  рамках  Программы  социально-экономического
развития Республики Бурятия  на  период  до  2020  года,  утвержденной
Законом Республики Бурятия от 14.03.2011 N 1903-IV.
     Возможности привлечения  трудовых  ресурсов  из  других  регионов
Российской Федерации на сегодняшний день ограничены в силу аналогичных
социально-демографических причин. Таким  образом,  приобретает  особую
актуальность вопрос о привлечении в экономику  республики  иностранной
рабочей силы, прежде всего, из числа соотечественников, проживающих за
рубежом, в  большинстве  своем  воспитанных  в  традициях  уважения  к
российской государственности, владеющих русским  языком  и  обладающих
наибольшими  возможностями  по  адаптации  и  скорейшему  включению  в
систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
     Основные  цели  республики  при  реализации   Программы   -   это
обеспечение  социально-экономического  и   демографического   развития
Республики Бурятия.
     Для достижения  поставленных  целей  деятельность  исполнительных
органов государственной власти Республики Бурятия и  органов  местного
самоуправления в Республике Бурятия должна  быть  сконцентрирована  на
решении следующих основных задач:
     -сокращение дефицита трудовых ресурсов;
     -увеличение числа квалифицированных специалистов;
     -заселение и развитие территорий, в том числе приграничных;
     -развитие малого и среднего бизнеса.
     Решение  указанных  задач  будет  обеспечено   путем   реализации
комплекса   нормативно-правовых,    организационных    и    финансовых
мероприятий.
     Целесообразность принятия  Программы  обусловлена  необходимостью
межведомственной  координации  и  комплексного  подхода   к   проблеме
содействия добровольному переселению  соотечественников  в  Республику
Бурятия.

 

     12. Общие сведения о Республике Бурятия
     Республика Бурятия  является  субъектом  Российской  Федерации  и
входит в состав Сибирского Федерального округа,  расположена  в  южной
части Восточной Сибири. Расстояние по железной дороге от  г.  Улан-Удэ
до г. Москвы - 5519 км, до Дальнего Востока - 3500 км.
     Площадь республики составляет 351,3 тыс. кв. км (это 2% от  общей
площади Российской Федерации).
     На юге Республика Бурятия граничит с Монголией, на юго-западе - с
Республикой Тыва, на северо-западе - с Иркутской областью, на  востоке
- с Забайкальским краем.
     Административно-хозяйственным  и  культурным  центром  республики
является г. Улан-Удэ. В Республике Бурятия - 6 городов, 21 район и 238
сельских поселений. Городское население составляет около 60% от  всего
населения республики, сельское  -  около  40%,  в  столице  республики
проживает около трети населения республики.
     Средняя плотность населения составляет - 3,0 чел. на 1 кв. км.
     Республика Бурятия является  многонациональной  республикой,  где
компактно проживают представители разных национальностей и  конфессий.
Коренное население республики - буряты, эвенки и сойоты.  Национальный
состав республики, по данным переписи 2010 г.: русские - 70%, буряты -
24%, украинцы - 2,2%, другие национальности - 3,8%.
     В Бурятии мирно  сосуществуют  все  мировые  религии  -  буддизм,
ислам, старообрядчество и православие.
     В республике имеются современный международный аэропорт  "Байкал"
и Транссибирская железная дорога, которые создают условия для развития
транспортных связей как с регионами Российской Федерации, европейскими
странами, так и со странами Юго-Восточной Азии.
     По территории республики проходят Транссибирская магистраль, БАМ.
Автомобильные трассы связывают центр со всеми районами республики.
     Климат Бурятии - резко-континентальный, с холодной зимой и жарким
летом. Средняя температура летом +18,5 С, зимой -22 С, а среднегодовая
температура -1,6 С. За год в среднем выпадает 244 мм осадков.
     Основной достопримечательностью региона  является  озеро  Байкал,
которое является природным резервуаром  пятой  части  мировых  запасов
пресной воды.
     Большая часть озера Байкал, около 60% береговой линии,  находится
на территории Бурятии. Длина Байкала - 636 км, ширина - от  25  до  79
км. Максимальная глубина - 1637 м.  В  озере  обитает  2500  различных
видов животных и рыб, 250 из которых являются эндемиками.
     Экосистема  оз.  Байкал,  включающая  его  водосборный   бассейн,
ежегодно воспроизводит в среднем 60 км33 воды. Этот объем воды  (0,26%
от общих запасов)  составляет  возобновляемые  ресурсы  оз  Байкал,  в
настоящее время почти полностью используемые каскадом ангарских ГЭС. В
оз. Байкал впадают около 350 рек.
     На территории Бурятия  также  имеются  многочисленные  курорты  и
здравницы, расположенные  у  горячих  источников  и  лечебных  грязей.
Наиболее известные из них - Аршан и Горячинск.
     Промышленность  республики  представлена  такими  отраслями   как
машиностроение и  металлообработка,  энергетика,  топливная,  цветная,
легкая, пищевая, лесная,  деревообрабатывающая  и  целлюлозно-бумажная
промышленность, производство строительных материалов.
     Машиностроение  и  металлообработка  представлены   производством
вертолетов,  самолетов  и  запасных  частей  к  авиационной   технике,
электродвигателей переменного тока, технологического оборудования  для
легкой  промышленности,  приборов  и  средств  автоматизации,  бытовой
техники, сварных металлоконструкций.
     Крупные  предприятия  -  ОАО   "Улан-Удэнский   авиазавод",   ОАО
"Локомотиво-вагоноремонтный   завод",   завод   "Теплоприбор",   Завод
металлических мостовых конструкций". Добывающая  отрасль  представлена
золотодобывающей отраслью, энергетика  производством  электрической  и
тепловой энергии, топливная промышленность добычей каменного и  бурого
угля.   Основные   предприятия   находятся   в   территории   вселения
"Селенгинский район" - Угольная компания "Баин-Зурхэ",  Гусиноозерская
ГРЭС, крупная золотодобывающая компания ОАО  "Бурятзолото",  множество
золотодобывающих артелей. Предприятия лесного комплекса  ориентированы
на производство деловой древесины, пиломатериалов, целлюлозы,  тарного
картона, бумаги.  Крупным  предприятием  лесоперерабатывающей  отрасли
является   ОАО   "Байкальская   лесная    компания".    Промышленность
строительных   материалов   специализируется   на   выпуске   цемента,
строительной  извести,  стеновых  материалов,  сборных  железобетонных
конструкций, строительного кирпича, шифера, щебня и гравия.
     В  легкой  промышленности  основной  объем  продукции  составляют
шерстяные ткани и пряжа, валяная и фетровая обувь, спецодежда, Крупные
предприятия - ОАО "Наран", ООО "Ажур-текс".
     В составе пищевой промышленности - производство мясной, молочной,
спиртовой,  ликеро-водочной,  мукомольно-крупяной,  рыбной  продукции,
производство  кондитерских  и   макаронных   изделий,   безалкогольных
напитков. Крупные предприятия - ОАО "Байкалфарм", кондитерская фабрика
"Амта", ОАО "Макбур".
     Все большую популярность  и  значимость  приобретает  направление
туризма в республике. Развивается особая экономическая зона туристско-
рекреационного типа "Байкальская Гавань". В Прибайкальском  районе,  в
особой  экономической  зоне,  планируется  с  2013   году   увеличение
туристского потока до 43 тыс. чел. Развитию туризма  способствует  ряд
условий, таких как:  удобное  географическое  положение,  транспортная
схема, связывающая республику  с  регионами  России  и  с  зарубежными
странами, относительно стабильная экологическая ситуация, уникальное и
разнообразное культурное наследие, растущая  популярность  Байкала  на
рынке туризма.
     В среднесрочной и долгосрочной перспективе в  Республике  Бурятия
планируется реализация крупных инвестиционные проекты:
     - в агропромышленном  комплексе:  строительство  животноводческих
комплексов по производству и  переработке  мяса,  птицы,  производству
яиц, молока, тепличные хозяйства;
     - в   минерально-сырьевом   комплексе:   освоение   месторождений
полиметаллов,   рудного   золота;   фторбериллиевого,   молибденового,
вольфрамовых о месторождений, строительство предприятия  по  отработке
Хиагдинского уранового поля, увеличение объемов производства каменного
угля;
     - в туристическом комплексе: создание особой  экономической  зоны
туристско-рекреационного типа "Байкальская гавань",  автотуристических
кластеров "Байкальский " (Иволгинский  район)  и  "Кяхта"  (Кяхтинский
район),  туристско-рекреационных  кластеров  "Подлеморье"   (Кабанский
район)  и  "Тункинская  долина"  (Тункинский   район),   ЗЭБ   ТРТ   в
Заиграевском  районе:  этнокомплекс  "Степной  кочевник",   "Хотогор",
строительство гостиничного комплекса бизнес класса в центральной части
г. Улан-Удэ;
     - в   лесопромышленном   комплексе:   строительство   завода   по
производству  ориентировано-стружечных  плит  (OSB)   в   Заиграевском
районе,   техническое   перевооружение   (реконструкция)    Ильинского
деревообрабатывающего      комбината,      создание      лесной      и
лесоперерабатывающей инфраструктуры в Северо-Байкальском и Еравнинском
районах,   организация   производства   березового   древесного   угля
Байкальским древесно-угольным комбинатом в  п.  Селенгинск  Кабанского
района;
     - в   промышленном    комплексе:    реконструкция,    техническое
перевооружение и внедрение новых технологий при производстве  мостовых
конструкций,  вертолетного  производства,  создание  производства   по
выпуску  эффективных   стеновых   материалов   в   Кабанском   районе,
строительство   комплекса   мини-заводов   "Стройиндустрии"    в    г.
Гусиноозерск;
     - в  сфере  жилищного   строительства   -   строительства   жилых
комплексов и социальной инфраструктуры.
     Для развития экономики республики  будет  необходимо  привлечение
дополнительных трудовых ресурсов,  в  этих  целях  необходимо  создать
политические,  социально-экономические,  правовые,  организационные  и
информационные условия, способствующие реализации  соотечественниками,
желания переехать в Республику Бурятия для  постоянного  проживания  и
скорейшего их включения в устойчивые позитивные трудовые и  социальные
связи в республике.

 

      13. Динамика демографической ситуации в Республике Бурятия

 

     Динамика социально-демографического развития  Республики  Бурятия
за последние 10 лет совпадала с  общими  для  Сибирского  федерального
округа тенденциями. По данным органов статистики численность населения
на 1 января 2012 года составила 971,4 тыс. человек.
     Сдерживание роста численности населения обусловлено миграционными
потерями.

 

     Динамика численности населения Республики Бурятия, тыс. чел.

 

     Республика   Бурятия   всегда   сохраняла   более   благоприятную
половозрастную  структуру  населения   по   сравнению   с   Российской
Федерацией и Сибирским Федеральным округом.

 

        Доля возрастных групп в общей численности населения, %
           (по данным переписи населения 2002 и 2010 г.г.)

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------
|    Наименовани  |           РБ            |           РФ            |           СФО           |
|        е        |                         |                         |                         |
|-----------------+-------------------------+-------------------------+-------------------------|
|                 | 2002 | 2010 | рост/сни- | 2002 | 2010 | рост/сни- | 2002 | 2010 | рост/сни- |
|                 |      |      |  же-ние,  |      |      |  же-ние,  |      |      |  жение,   |
|                 |      |      | процент-  |      |      | процент-  |      |      | процент-  |
|                 |      |      |    ные    |      |      |    ные    |      |      |    ные    |
|                 |      |      |  пункты   |      |      |  пункты   |      |      |  пункты   |
|-----------------+------+------+-----------+------+------+-----------+------+------+-----------|
|     моложе      | 22,9 | 21,2 |   -1,7    | 24,5 | 16,2 |   -8,3    | 27,4 | 17,7 |   -9,7    |
| трудоспособного |      |      |           |      |      |           |      |      |           |
|    возраста     |      |      |           |      |      |           |      |      |           |
|-----------------+------+------+-----------+------+------+-----------+------+------+-----------|
| трудоспособного | 61,5 | 62,1 |    0,6    | 56,9 | 61,6 |    4,7    | 57,2 | 61,9 |    4,7    |
|    возраста     |      |      |           |      |      |           |      |      |           |
|-----------------+------+------+-----------+------+------+-----------+------+------+-----------|
|     старше      | 14,9 | 16,7 |    1,8    | 18,5 | 22,2 |    3,7    | 15,5 | 20,3 |    4,8    |
| трудоспособного |      |      |           |      |      |           |      |      |           |
|    возраста     |      |      |           |      |      |           |      |      |           |
-------------------------------------------------------------------------------------------------

 

     Население республики восполняется за счет естественного прироста.
Естественный  прирост  в  последние  три  года  достиг   максимального
значения и составил в 2011 году 4208 человек или 4,3 промилле.  В  СФО
естественный прирост составил 0,3 промилле, в  России  -  естественная
убыль 0,9 промилле. По данным  органов  статистики  за  январь-декабрь
2011  года  среди  регионов  СФО  Бурятия  занимает   3-е   место   по
естественному приросту населения, уступая республикам Тыва и Алтай.
     Численность постоянного населения республики  на  1  января  2012
года составила 971,4 тыс. человек, из них городское - 571,6 тыс.  чел.
и сельское - 399,8 тыс. человек.
     В 2011 году в республике наблюдалось превышение числа  родившихся
над числом умерших, которое составило 4208 человек.
     Естественное  движение   населения   характеризуется   следующими
показателями:

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                 |         Человек          |    2011г. к 2010г.    | На 1000 человек населения |
|---------------------------------+--------------------------+-----------------------+---------------------------|
|                                 | 2011г. | 2010г.3 | 2009г |  При-рост,   |  в %   |  2011г.   |   2010г.31)   |
|                                 |        |         |       | снижение (-) |        |           |               |
|---------------------------------+--------+---------+-------+--------------+--------+-----------+---------------|
| Родившиеся                      | 16507  |  16506  | 16729 |      1       | 100,01 |   17,0    |     17,0      |
|---------------------------------+--------+---------+-------+--------------+--------+-----------+---------------|
| Умершие                         | 12299  |  12361  | 12466 |     -62      |  99,5  |   12,7    |     12,7      |
|---------------------------------+--------+---------+-------+--------------+--------+-----------+---------------|
| Естественный прирост, убыль (-) |  4208  |  4145   | 4263  |      63      | 101,5  |    4,3    |      4,3      |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
51) данные предварительные3
52) на 1000 родившихся3
3
     В  целом  по  республике  коэффициент  естественного  прироста  в
расчете на 1000 населения составил 4,3 промилле. Естественный  прирост
населения наблюдался во всех районах республики, кроме Бичурского, где
превышение числа  умерших  над  родившимися  составило  0,2  промилле.
Наибольшее значение естественного прироста  зафиксировано  в  Окинском
районе -  15,6  промилле,  Кижингинском  -  12,5,  Джидинском  -  9,5,
Закаменском - 9,2 и Иволгинском - 8,9 промилле районах.
     В  2011  году  родилось  16507  детей,  коэффициент   рождаемости
составил 17,0  новорожденных  на  1000  жителей.  В  10  муниципальных
образованиях уровень рождаемости ниже, чем в среднем по республике.
     За 2011 год умерло 12299 человек, что на 62 человека меньше,  чем
в 2010 году. Коэффициент смертности в республике составил 12,7 умерших
в расчете на 1000 населения. Снижение уровня смертности наблюдалось  в
13 районах республики и г. Северобайкальск.
     В 2011 году в трудоспособном возрасте умерло  4761  человек,  при
этом три четверти умерших составили мужчины.
     В 2012 году среднегодовая численность трудоспособного населения в
трудоспособном возрасте составила 592,9 тыс. человек.
     Миграционный  отток   остается   основным   фактором   уменьшения
численности населения республики, его динамика характерна для регионов
Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.

 

                    Динамика миграционного оттока
                                                                  Чел.

 

--------------------------------------------------------------------------------------------
|     | Наименование района | Численность  |              Миграционный отток               |
|  п/ |                     | экономически |                                               |
|  п  |                     |  активного   |                                               |
|     |                     |  населения,  |                                               |
|     |                     | тыс. чел.    |                                               |
|     |                     |              |                                               |
|-----+---------------------+--------------+-----------------------------------------------|
|     |                     |              | 2009 г | 2010 г |          2011 г**           |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-----------------------------|
|     |                     |              |        |        | Всего |       из них        |
|     |                     |              |        |        |       | зарегистрированы по |
|     |                     |              |        |        |       |  месту жительства   |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
|  1  | г. Улан-Удэ         |    172,97    |  2230  |  3830  | 4187  |        2665         |
  (В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.10.2014 г. N 542)
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
|  2  | г. Северобайкальск  |    14,15     |  -99   |  -224  | -358  |        -217         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
|  3  | Баргузинский        |    10,35     |  -164  |  -225  | -326  |        -200         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
|  4  | Баунтовский         |     4,96     |  -191  |  -245  | -237  |        -213         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
|  5  | Бичурский           |    13,41     |  -46   |  -407  | -497  |        -282         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
|  6  | Джидинский          |    14,93     |  -152  |  -866  | -1749 |        -1460        |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
|  7  | Еравнинский         |     8,28     |  -227  |  -318  | -417  |        -257         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
|  8  | Заиграевский        |    23,21     |  -181  |  -510  | -449  |        -256         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
|  9  | Закаменский         |    14,34     |  -321  |  -546  | -614  |        -328         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 10  | Иволгинский         |    18,02     |  149   |  215   |  652  |         624         |
  (В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.10.2014 г. N 542)
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 11  | Кабанский           |    31,15     |  -74   |  -305  | -525  |        -185         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 12  | Кижингинский        |     8,26     |  -189  |  -243  | -487  |        -290         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 13  | Курумканский        |     7,74     |  -196  |  -270  | -367  |        -204         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 14  | Кяхтинский          |    21,02     |  -210  |  -436  | -642  |        -442         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 15  | Муйский             |     8,16     |  -388  |  -362  | -262  |        -307         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 16  | Мухоршибирский      |     13,9     |  -151  |  -251  | -421  |        -288         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 17  | Прибайкальский      |    15,75     |   17   |   17   |  -63  |         -33         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 18  | Северо-Байкальский  |     8,25     |  -86   |  -143  |  31   |         17          |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 19  | Селенгинский        |    23,63     |  -219  |  -264  | -285  |        -150         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 20  | Тарбагатайский      |     9,33     |  -722  |  -983  | -963  |        -634         |
  (В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.10.2014 г. N 542)
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 21  | Тункинский          |    10,59     |   13   |   -8   |  200  |         205         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 22  | Окинский            |     2,40     |  -140  |  -412  | -405  |        -191         |
  (В редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 31.10.2014 г. N 542)
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
| 23  | Хоринский           |     7,01     |  -166  |  -279  | -358  |        -261         |
|-----+---------------------+--------------+--------+--------+-------+---------------------|
|     |       ИТОГО:        |    461,81    | -1513  | -3235  | -4355 |        -2687        |
--------------------------------------------------------------------------------------------
     Слова.   (Исключены   -  Постановление  Правительства  Республики

Бурятия от 31.10.2014 г. N 542)
** - Начиная  с  2011  года  изменилась  методика  Росстата  по  учету
миграции населения, в общую  численность  мигрантов  кроме  постоянной
(зарегистрированных по месту жительства) включена  временная  миграция
населения (зарегистрированные по месту пребывания).

 

     На примере Республики Бурятия можно проследить типичные для  всей
Сибири и Дальнего Востока тенденции миграционного  обмена  населением.
Если в начале 1990 годов Бурятию в основном покидают  граждане  бывших
советских республик, что было связано с распадом Советского Союза,  то
со второй половины 1990-х гг. изменился состав мигрантов и направления
миграционного выхода. Основной причиной миграционного оттока  является
выезд населения  в  более  благоприятные  климатические  зоны  России.
Сейчас из республики выезжают студенты, поступившие по результатам ЕГЭ
в престижные ВУЗы России,  военнослужащие  в  связи  с  реорганизацией
Вооруженных сил и члены их  семей,  жители  северных  территорий,  как
правило,  бывшие  строители  БАМа,  возвращающиеся  на  прежнее  место
жительства при получении субсидии или социальной выплаты по  Программе
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного  фонда  в  зоне
Байкало-Амурской магистрали".
     На сегодняшний день наблюдается снижение миграционного оттока.  В
1989-2006 годах  миграционный  отток  составлял  в  среднем  3,3  тыс.
человек, в 2007-2009 году - 2,5-2,7 тыс. человек, а в 2010 году - 3235
человек.
     В связи с тем, что, начиная с  2011  года,  в  общую  численность
мигрантов включена временная  миграция  населения,  не  представляется
возможным провести сравнительный анализ миграции населения по годам.
     Общий миграционный отток за 2011 год составил 4355 человек.
     Положительная миграция в 2011 году отмечена в г.  Улан-Удэ  (2665
чел.) и расположенных вблизи столицы Бурятии районах: Иволгинский (652
чел.), Тарбагатайский (200 чел.), Прибайкальский (31 чел.).
     Наибольший  миграционный  отток  в  Джидинском  районе  -   -1749
человек.
     Доля трудоспособного возраста среди прибывших  ежегодно  остается
на одном уровне и равной доли трудоспособного населения среди выбывших
(70-76% от общей численности мигрантов).
     Прирост трудоспособного населения отмечен  в  трех  муниципальных
образованиях, в г. Улан-Удэ, где он составил 3629 человек или 86,7% от
общей прибыли мигрантов в г. Улан-Удэ, в Иволгинском 457  человек  или
70,1%, Тарбагатайском 120 человек или 60%.
     В Прибайкальском районе при приросте общей  миграции  (+31  чел.)
наблюдается миграционная убыль трудоспособного возраста (-30 чел.).
     Доля миграционной убыли  северных  территорий  составляет  44%  в
общей убыли населения. В этих районах в  основном  выезжает  население
трудоспособного и старше трудоспособного  возраста  (бывшие  строители
БАМа) с семьями, получив жилищные сертификаты на приобретение жилья  в
других  регионах,  возвращаясь  к  прежнему  месту  жительства  или  к
родственникам.
     Потери трудовых ресурсов связаны со снижением численности граждан
трудоспособного возраста  в  Республике  Бурятия  в  2012-2015  годах,
обусловленной миграционной убылью трудоспособного населения  и  низкой
численностью граждан, входящих в  трудоспособный  возраст  в  связи  с
низкой рождаемостью населения в 1990-1999 годах.
     На протяжении последних трех  лет  уровень  общей  безработицы  в
Республике Бурятия снижается. В 2009 году  уровень  общей  безработицы
составлял 14,1%, по  итогам  2012  года  он  составил-7,9%.  При  этом
республика входит в перечень территорий  с  напряженной  ситуацией  на
рынке труда и уровень  общей  безработицы  превышает  среднероссийский
уровень безработицы  на  2,4  процентных  пункта.  Так  же  необходимо
учесть, что в  республике  велика  численность  лиц  в  трудоспособном
возрасте, не занятых в экономике и проживающих в  сельской  местности,
что характерно для аграрных регионов России с высокой долей  сельского
населения (в Бурятии доля сельского  населения  составляет  42%  всего
населения,  а  в  соседних  регионах  этот  показатель  намного  ниже,
например, в Иркутской области -20,9%, в Забайкальском крае  -  36,7%).
Ощущается нехватка квалифицированных специалистов на селе.
     В  муниципальных  районах  наблюдается   наличие   длительно   не
заполняющихся вакансий. Информация о данных вакансиях представлена  на
информационном портале Федеральной службы занятости населения  "Работа
в  России",  направлялась  в  соседние  регионы.  Республикой  Бурятия
заключены соглашения о сотрудничестве со  службами  занятости  Омской,
Томской, Новосибирской областями, Забайкальским краем и др. регионами,
предусматривающие,  в  том  числе,  обмен  данными  по  длительно   не
заполняющимся вакансиям с целью привлечения кадров из других регионов.
Основными причинами не заполнения вакансий являются:
     - территориальное несоответствие  спроса  и  предложения  рабочей
силы на рынке труда. Количество вакансий, заявленных работодателями  в
городской местности,  значительно  превышает  численность  безработных
граждан.  В  сельской  местности  ощущается   дефицит   вакансий   для
трудоустройства безработных;
     - профессиональное и квалификационное несоответствие  безработных
граждан требованиям работодателя.

 

               Основные показатели прогноза рынка труда
                 на 2013 год и на период до 2015 года

 

------------------------------------------------------------------------------------
|        #G0Показатели        | Едини-ца  | Отчет | Оценка |        Прогноз        |
|                             | измере-ни |       |        |                       |
|                             |     я     |       |        |                       |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-----------------------|
|                             |           | 2011  |  2012  | 2013  | 2014  | 2015  |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-------+-------+-------|
| 1. Демографические          |           |       |        |       |       |       |
| показатели                  |           |       |        |       |       |       |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-------+-------+-------|
| Численность постоянного     |   тыс.    | 971,5 | 971,6  | 971,8 | 971,5 | 970,7 |
| населения (среднегодовая)   |  человек  |       |        |       |       |       |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-------+-------+-------|
| Численность трудоспособного |   тыс.    | 601,8 | 592,9  | 590,8 | 585,6 | 578,6 |
| населения                   |  человек  |       |        |       |       |       |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-------+-------+-------|
| Доля трудоспособного        |     %     | 61,9  |  61,0  | 60,8  | 60,3  | 59,6  |
| возраста в общей            |           |       |        |       |       |       |
| численности населения       |           |       |        |       |       |       |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-------+-------+-------|
| 2. Труд и занятость         |           |       |        |       |       |       |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-------+-------+-------|
| Численность трудовых        |   тыс.    | 613,5 | 614,0  | 612,0 | 608,7 | 606,5 |
| ресурсов                    |  человек  |       |        |       |       |       |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-------+-------+-------|
| Численность занятых в       |   тыс.    | 417,4 | 420,1  | 417,0 | 416,7 | 415,4 |
| экономике (среднегодовая)   |  человек  |       |        |       |       |       |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-------+-------+-------|
| Учащиеся в трудоспособном   |   тыс.    | 47,8  |  46,5  | 46,0  | 45,0  | 44,0  |
| возрасте, обучающиеся с     |  человек  |       |        |       |       |       |
| отрывом от производства     |           |       |        |       |       |       |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-------+-------+-------|
| Трудоспособные лица в       |   тыс.    | 142,4 | 140,9  | 136,0 | 136,2 | 135,0 |
| трудоспособном возрасте, не |  человек  |       |        |       |       |       |
| занятые трудовой            |           |       |        |       |       |       |
| деятельностью и учебой      |           |       |        |       |       |       |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-------+-------+-------|
| Численность безработных (по |   тыс.    | 41,6  |  33,8  | 32,8  | 32,0  | 31,4  |
| методологии МОТ)            |  человек  |       |        |       |       |       |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-------+-------+-------|
| Уровень безработицы (по     |     %     |  9,1  |  7,9   |  7,6  |  7,3  |  7,2  |
| методологии МОТ)            |           |       |        |       |       |       |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-------+-------+-------|
| Численность безработных,    |   тыс.    |  6,7  |  8,5   |  7,9  |  7,6  |  7,5  |
| зарегистрированных в        |  человек  |       |        |       |       |       |
| государственных             |           |       |        |       |       |       |
| учреждениях службы          |           |       |        |       |       |       |
| занятости населения (на     |           |       |        |       |       |       |
| конец года)                 |           |       |        |       |       |       |
|-----------------------------+-----------+-------+--------+-------+-------+-------|
| Уровень зарегистрированной  |     %     |  1,4  |  1,9   |  1,8  |  1,7  |  1,7  |
| безработицы                 |           |       |        |       |       |       |


Информация по документу
Читайте также