Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Бурятия от 11.07.2002 № 185

                  ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                      Утратило силу - Постановление
                                    Правительства Республики Бурятия
                                          от 13.01.2011 г. N 1

  О состоянии инвестиционной деятельности в Республике Бурятия за
                             2001 год

     Правительство Республики Бурятия отмечает,  что в  2001  году  на
развитие  отраслей  экономики республики привлечено инвестиций в сумме
5,55 млрд.  рублей,  что в  1,2  раза  выше  уровня  2000  года.  Доля
инвестиций  в  ВРП  также возросла с 15,7%  до 16,4%.  По сравнению со
среднероссийскими темпами роста инвестиций  в  основной  капитал  рост
инвестиций по республике в 2001 году выше на 15,9 процентных пункта.
     Увеличение объема инвестиций  в  основной  капитал  произошло,  в
основном,  за  счет роста инвестиций на транспорте - в 1,5 раза (объем
инвестиций - 2,3 млрд.  рублей),  в строительстве - в 1,4 раза  (объем
инвестиций - 0,14 млрд. рублей) и связи - в 1,3 раза (88 млн. рублей).
На развитие отраслей промышленности в 2001 году направлено  инвестиций
в 1,3 раза меньше, чем в 2000 году, или 1057,2 млн. рублей. Сокращение
объемов  инвестиций  по  сравнению   с   предыдущим   годом   отмечено
практически  во  всех  важнейших  отраслях  промышленности,  при  этом
максимальный  темп  снижения  объемов  инвестиций   в   промышленности
приходится   на   пищевую   промышленность   -   в  4,1  раза,  легкую
промышленность - в 3,7 раза и промышленность стройматериалов -  в  2,6
раза.
     Динамика структуры  источников  инвестиций   свидетельствует   об
уменьшении  бюджетной  составляющей  при  увеличении  их  внебюджетной
части:  доля бюджетных инвестиций сократилась с 17,5%  до 14,0%,  в то
время  как  доля внебюджетных источников возросла с 82,5%  до 86,1%  в
2001 году.
     Из 734,0  млн.  рублей  государственных  инвестиций  в  2001 году
большую часть составили средства из федерального бюджета - 494,8  млн.
рублей  (67,4%),  из  республиканского  бюджета  -  239,2 млн.  рублей
(32,6%).
     Особенностью инвестирования  собственных  средств  предприятий  в
развитие своего производства становится  их  использование  в  большей
степени  на реконструкцию,  модернизацию,  техническое перевооружение,
направленное на повышение конкурентоспособности продукции: снижение ее
себестоимости,   улучшение   качественных   характеристик,  расширение
ассортимента и увеличение объемов выпуска.  Объем собственных  средств
предприятий составил 3853,1 млн.  рублей (93%), что в сравнении с 2000
годом больше на 25%.
     Позитивная тенденция  проявилась  в  40-процентном  росте  объема
амортизационных   отчислений,   направляемых   на   капвложения,   при
одновременном  увеличении их доли в собственных средствах предприятий,
направляемых на эти цели, с 57,5% до 64%.
     Удельный вес кредитов коммерческих банков и средств, привлеченных
вторичными  эмиссиями  корпоративных  ценных  бумаг,  в  общем  объеме
инвестиций относительно невелик - 4,8%.
     Технологическая структура   инвестиций   в    основной    капитал
характеризуется   сохраняющейся  тенденцией  преобладания  инвестиций,
направляемых на строительно - монтажные работы (в 2000 году - 65,9%, в
2001 году - 73,8% или 4095,9 млн. рублей). Объем средств, вкладываемых
в приобретение оборудования,  инструмента  и  инвентаря  в  абсолютном
выражении  возрос  на  7,3%  в  сопоставимых  ценах  при  снижении  их
удельного веса на 3,9 процентных пункта.  Прочие  капитальные  затраты
составили  в  2001  году 339,1 млн.  рублей или 6,1%  от общего объема
инвестиций.
     Наблюдается изменение  воспроизводственной структуры инвестиций в
основной   капитал   по   объектам    производственного    назначения.
Доминирующее  положение  занимают  инвестиции,  направленные  на новое
строительство:  их доля в воспроизводственной структуре увеличилась  с
51,7%   в  2000  году  до  82,3%  в  2001  году.  Доля  инвестиций  на
реконструкцию, модернизацию действующих производств при этом снизилась
до 11,9%.
     Начиная с 1999 года,  отмечается незначительное  снижение  темпов
старения основных производственных фондов.
     Степень износа основных фондов по отраслям,  производящим товары,
составила 36,1%, сократившись на 0,2% от уровня 2000 года.
     В том числе:
     - в промышленности     47,2% (сократилась на 2,1%);
     - в строительстве      43,3% (на 11,4%);
     - на транспорте        34,2% (на 2,9%);
     - в сельском хозяйстве 49,9% (на 3,9%).

      Реализация целевых федеральных и республиканских программ

     В 2001  году  на  территории   Республики   Бурятия   выполнялись
мероприятия  по 24 федеральным программам,  общий объем финансирования
которых составил 3720,0 млн.  рублей. В целом бюджетное финансирование
составило   12,9%   от   общего  уровня  финансирования  программ.  Из
федерального и республиканского бюджетов выделено 369,9 и  109,7  млн.
рублей соответственно.
     В рамках   целевых   федеральных   и   республиканских   программ
осуществлялось финансирование объектов социальной сферы:
     - здравоохранение: строительство противотуберкулезного диспансера
(6,95  млн.  рублей,  в  том  числе из федерального бюджета - 3,2 млн.
рублей,  из республиканского бюджета  -  3,75  млн.  рублей),  детской
многопрофильной больницы в г.  Улан-Удэ (36,3 млн. рублей, в том числе
из федерального  бюджета  -  15,0  млн.  рублей,  из  республиканского
бюджета - 21,3 млн.  рублей), Нижнеангарской ЦРБ (федеральный бюджет -
2,9  млн.  рублей),  продолжение  строительства  операционного   блока
республиканской  больницы  им.  Семашко (республиканский бюджет - 29,1
млн. рублей);
     - социальная защита: строительство дома - интерната для умственно
отсталых детей в г. Улан-Удэ (освоено 14,0 млн. рублей), детского дома
в п.  В. Березовка (6,8 млн. рублей) и здания школы в п. Багдарин (4,0
млн. рублей);
     - образование:  строительство учебного корпуса ВСГТУ,  спецПТУ п.
Онохой (7,9 млн. рублей);
     - жилищное  строительство  (программа  "Жилище")  - выделено 47,0
млн. рублей, фактически освоено 40,5 млн. рублей;
     - природоохранные мероприятия - направлено 229,6 млн.  рублей,  в
том  числе  из  федерального  бюджета  -   154,0   млн.   рублей,   из
республиканского бюджета - 7,3 млн. рублей;
     - сельское хозяйство (программа "Повышение  плодородия  почв")  -
профинансировано 26,0 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета
- 23,0 млн. рублей.
     В соответствии  с  Федеральной  целевой  программой  "Социально -
экономическое развитие Республики Бурятия"  осуществлялась  реализация
подпрограмм  топливно  -  энергетического,  минерально  -  сырьевого и
транспортного  комплексов.  Объем  их  финансирования   и   выполнения
составил  85,0%  от общего объема инвестиций,  поступающих в экономику
республики, или 3149,9 млн. рублей.
     Наиболее крупным    комплексом    из    вышеуказанных    является
транспортный.  На его финансирование приходится 77,0%  от общей  суммы
средств,  поступающих на реализацию программ, основную долю составляет
инвестиционный  проект  "Завершение  строительства  БАМа"  (Северо   -
Муйский тоннель).  Объем финансирования в 2001 году составил 2,6 млрд.
рублей.
     В минерально    -    сырьевом    комплексе    развитие   получила
золотодобывающая промышленность.  В 2001 году освоено средств в объеме
341,0   млн.   рублей  (100%  собственные  и  привлеченные  средства).
Продолжено строительство рудников Зун-Холба, Ирокинда, Самарта.
     Удельный вес затрат,  направляемых на ТЭК (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ГО ГРЭС,
Тугнуйский  угольный  разрез),  составляет  4,5%  от   общего   объема
инвестиций.
     Активизации инвестиционных процессов в республике  способствовало
принятие    Правительством    республики    управленческих    решений,
направленных  на  улучшение  инвестиционного  и   предпринимательского
климата,  эффективное  использование  бюджетных  средств,  привлечение
финансовых  ресурсов  коммерческих  банков  на  основе  предоставления
организациям    гарантий    Правительства    Республики    Бурятия   и
компенсационных  выплат   части   платы   за   пользование   кредитами
коммерческих    банков,   что   позитивно   повлияло   на   реализацию
инвестиционных проектов в части привлечения дополнительных  источников
- внебюджетных средств - на их финансирование,  доля которых составила
91% против 80,9% в 2000 году.
     За счет  предоставления  организациям  государственных гарантий и
компенсационных выплат коммерческой ставки  по  кредитам  коммерческих
банков  в  2001  году привлечено дополнительных финансовых ресурсов на
реализацию экономически и социально значимых  инвестиционных  проектов
на сумму около 170 млн. рублей.
     Наибольший объем государственных инвестиций  из  республиканского
бюджета  в  проекты  Федеральной  программы социально - экономического
развития республики был  привлечен  в  2000  году  в  агропромышленный
комплекс (24%  от общего объема госинвестиций или 4,71 млн.  рублей) и
легкую промышленность (36,1%  или 7,1 млн.  рублей),  в 2001 году -  в
машиностроение и металлообработку (22,7% или 8,55 млн. рублей), туризм
(18,3%  или 6,9 млн.  рублей),  в агропромышленный комплекс (18,2% или
6,88 млн. рублей).
     Государственная финансовая поддержка инвестиционных  проектов  из
республиканского бюджета способствовала созданию новых производств,  а
также  модернизации,  техническому  перевооружению   и   реконструкции
действующих,   позволила   повысить   конкурентоспособность  продукции
местных товаропроизводителей за  счет  расширения  ее  ассортимента  и
улучшения качественных характеристик.

              Участие коммерческих банков в кредитовании
                     реального сектора экономики

     В 2001 году кредитными организациями выдано кредитов на сумму 253
млн.  рублей,  что  на 40%  больше по сравнению с 2000 годом.  Большая
часть выданных кредитов (32,6%)  направлена  в  отрасли  материального
производства,  на кредитование торговли направлено 17,2%,  населения -
16,9%.
     Пока не  получили  должного развития такие способы предоставления
кредитов банками,  как микрофинансирование на селе (развитие  сельских
кредитных  коопераций)  и  потребительское кредитование,  сдерживаемые
отсутствием адекватного  законодательного  обеспечения  прав  банка  -
кредитора.  Одним  из  способов  повышения доступности потребительских
кредитов стало  предоставление  гражданам,  имеющим  личные  подсобные
хозяйства,  субсидий  из республиканского бюджета на компенсацию части
процентной  ставки  банка.  По  состоянию  на  1  января   2002   года
потребительские  кредиты  населению выросли по сравнению с аналогичным
периодом на 79,6% и составили 294 млн. рублей.
     В целом   в   структуре   кредитных   вложений   в   материальное
производство на долю сельского хозяйства приходится всего 1,5%  общего
объема вложений, что является крайне недостаточным.

            Развитие рынка ценных бумаг и фондового рынка.
            Эмиссионная деятельность предприятий, уровень
             использования эмиссии на инвестиционные цели

     В 2001  -  2002 годах по сравнению с 2000 годом заметно улучшился
инвестиционный   фон,   связанный    с    эмиссионной    деятельностью
республиканских эмитентов.  В 2001 году осуществлено 44 выпуска ценных
бумаг на сумму 84,1 млн. рублей, из них:
     - объем выпусков при учреждении - 23,8 млн. рублей;
     - объем дополнительных выпусков - 50,1 млн. рублей.
     В I  квартале  2002  года осуществлено 7 выпусков ценных бумаг на
сумму 18,054 млн. рублей, из них:
     - объем выпусков при учреждении - 16,017 млн. рублей;
     - объем дополнительных выпусков - 2,037 млн. рублей.
     В число   основных   эмитентов  входят  ОАО  "Электросвязь",  ОАО
"Бурятэнерго",   ОАО   "Улан-Удэнский    авиационный    завод",    ОАО
"Бурятзолото".  Эмиссионная  деятельность  таких  эмитентов,  как  ОАО
"Улан-Удэнская птицефабрика", ОАО "Авто", ОАО "Народные промыслы", ЗАО
"Пищеторг", ЗАО "Квартал", ЗАО "Тункинские источники", ОАО "Кяхтинский
листок",  ЗАО "Улан-Удэстальмост" и других  направлена  на  увеличение
капитализации средств за счет переоценки основных фондов.
     Следует отметить, что развитие фондового рынка сдерживается рядом
причин:  практическое отсутствие специализированных институтов, низкий
профессиональный     уровень     менеджмента     на      предприятиях,
неудовлетворительное   финансовое  состояние  большинства  акционерных
обществ.

             Иностранные инвестиции. Динамика и структура
                        иностранных инвестиций

     На 1  января 2002 года накопленный объем иностранных инвестиций в
экономику  республики  составил  10,9  млн.  долларов,  большую  часть
которого - 56,7%  или 6,2 млн. долларов - составляют прочие инвестиции
(кредиты), 33,4% - портфельные и 9,9% - прямые.
     Приоритетными направлениями    вложения    капитала   иностранным
инвестором являются:
     - цветная   металлургия   (76,9%   в   общем  объеме  накопленных
иностранных инвестиций или 8,7 млн. долларов);
     - пищевая промышленность (7,9% или 0,9 млн. долларов);
     - связь (5,1% или 0,6 млн. долларов).
     В течение  2001  года  объем  иностранных  инвестиций в экономике
республики снизился на  2,0  млн.  долларов  (15,6%),  что  связано  с
расчетами  ОАО  "Бурятзолото"  по валютному кредиту Европейского банка
реконструкции и развития.
     В I квартале 2002 года объем поступлений иностранных инвестиций в
промышленности составил 5740,5 тыс.  долларов, что в 5 раз больше, чем
за  весь  период  с  1999  по  2001 годы.  Из этого объема 1335,1 тыс.
долларов в виде портфельных инвестиций направлены в  электроэнергетику
(страна  -  инвестор  - Багамские острова),  4395,4 тыс.  долларов - в
развитие цветной металлургии (Великобритания) и 10 тыс.  долларов -  в
виде прямых инвестиций вложены в сельское хозяйство (Китай).

                   Развитие лизинговой деятельности

     Лизинговые схемы  технического перевооружения производств пока не
нашли широкого применения в отраслях экономики республики.
     Организация лизинга  технологического  оборудования и техники как
форма  государственной  поддержки  получила  развитие  пока  только  в
отраслях    агропромышленного    комплекса.   Необходимость   введения
рациональной финансово - инвестиционной деятельности в АПК, основанной
на финансовом лизинге,  была обусловлена резким снижением инвестиций в
сельское хозяйство,  существенным сокращением  машинно  -  тракторного
парка  (в десятки раз),  его старением и,  как следствие,  недобором и
потерями зерна, увеличением площадей неиспользуемой пашни.
     В 2000 году на лизинг сельхозтехники направлено 24,1 млн. рублей.
Организация лизинга сельхозтехники в 2001 году осуществлялась за  счет
республиканского  бюджета  -  22,8  млн.  рублей (55,2%) и федеральных
средств - 18,5  млн.  рублей  (44,8%).  За  счет  федеральных  средств
приобретено  55 единиц тракторов,  республиканские средства направлены
на  приобретение  мельниц,   комбайнов,   опрыскивателей   и   другого
оборудования.
     Несмотря на некоторые положительные факты в инвестиционной  сфере
республики,  следует отметить,  что процесс активизации инвестиционной
деятельности  сдерживается   комплексом   проблем,   специфичных   для
республики.
     Это, прежде всего, дотационность бюджета республики, неразвитость
фондового  и  страхового рынков,  слабость банковской системы,  низкая
плотность предпринимательского слоя,  отсутствие у многих  предприятий
активов,   которые   можно   предоставить  в  счет  обеспечения  своих
обязательств по возврату привлекаемых  кредитных  ресурсов,  невысокая
ликвидность капитала организаций,  практическое отсутствие привлечения
прямых инвестиций посредством финансового лизинга.
     В целях    привлечения    инвестиций   в   экономику   республики
Правительство Республики Бурятия постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемую  Программу  мероприятий  по активизации
инвестиционной деятельности в 2002 - 2004 гг. (приложение N 1).
     2. В  целях привлечения средств из федерального бюджета 2003 года
на финансирование  объектов  производственной  и  социальной  сферы  в
рамках  Федеральной  целевой  программы  "Экономическое  и  социальное
развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 гг.  и  до  2010
года"   обеспечить   продвижение,   согласование  бюджетных  заявок  в
Минэкономразвитии России и их включение в проект федерального  бюджета
2003  -  2004  гг.  следующим  министерствам  и  ведомствам Республики
Бурятия:
     - Министерству промышленности,  производственной инфраструктуры и
технологий Республики Бурятия (Переляев В.В.) - по  объектам  ТЭЦ-1  и
ТЭЦ-2  ОАО  "Бурятэнерго",  ФГУП  РТРС "Республиканский телепередающий
центр Республики Бурятия";
     - Фонду    реализации    Федеральной    программы   социально   -
экономического  развития   Республики   Бурятия   (Мельник   А.И.)   -
строительство мусороперерабатывающего завода в г. Улан-Удэ;
     - Министерству  по  строительству  и  жилищно   -   коммунальному
хозяйству  Республики  Бурятия  (Быков  Н.И.)  -  по  строительству  и
реконструкции водозабора подземных вод,  доочистке сточных  вод  в  г.
Улан-Удэ,  по  реконструкции  взлетно - посадочной полосы аэропорта г.
Улан-Удэ;
     - Министерству  образования и науки Республики Бурятия (Намсараев
С.Д.)  -  строительство  профессионально  -  технического  училища   в
Хоринском   районе,   реконструкция   специального   профессионального
технического училища N 1 п.  Южный, строительство школы на 1125 мест в
г. Северобайкальске;
     - Министерству  здравоохранения  Республики  Бурятия   (Бальжиров
Б.Г.) - реконструкция республиканской клинической больницы;
     - Министерству сельского хозяйства  и  продовольствия  Республики
Бурятия  (Болонев  П.М.)  -  строительство  стационарной садковой базы
Баргузинского рыбоводного завода.
     3. Министерствам  и  ведомствам Республики Бурятия до ноября 2002
года проработать вопросы в федеральных министерствах  и  ведомствах  о
возможности  включения объектов республики,  находящихся на территории
республики,  в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из
средств федерального бюджета (приложение N 2).
     4. Руководителям  министерств  и  ведомств   Республики   Бурятия
обеспечивать   своевременное   представление   бюджетных   заявок   на
финансирование  из  средств   федерального   бюджета   на   реализацию
мероприятий  в  рамках действующих федеральных адресных инвестиционных
программ (приложение N 3).
     5. Руководителям   министерств   и  ведомств  Республики  Бурятия
обеспечить  сопровождение  и   реализацию   инвестиционных   проектов,
направленных  на  модернизацию,  реконструкцию предприятий,  внедрение
новых  технологий   в   производство,   создание   конкурентоспособной
продукции (приложение N 4).
     6. Министерству сельского хозяйства и  продовольствия  Республики
Бурятия  (Болонев  П.М.),  Министерству  финансов  Республики  Бурятия
(Налетов А.Ю.) предусмотреть в бюджете Республики Бурятия на 2003  год
субсидию    на    возмещение    целевых   расходов   по   приобретению
сельхозтоваропроизводителями сельскохозяйственной  техники  в  размере
50%.  Министерству  сельского  хозяйства  и  продовольствия Республики
Бурятия (Болонев П.М.)  до  сентября  2002  года  подготовить  порядок
предоставления   сельхозтоваропроизводителям  субсидии  на  возмещение
целевых  расходов  по  приобретению  сельскохозяйственной  техники   в
размере 50%.
     7. Министерству промышленности, производственной инфраструктуры и
технологий   Республики   Бурятия  (Переляев  В.В.),  Министерству  по
строительству и жилищно - коммунальному хозяйству  Республики  Бурятия
(Быков   Н.И.),  Министерству  сельского  хозяйства  и  продовольствия
Республики  Бурятия  (Болонев  П.М.),  Фонду  реализации   Федеральной
программы  социально  -  экономического  развития  Республики  Бурятия
(Мельник  А.И.)  активизировать  работу  по  привлечению  внебюджетных
средств   на  финансирование  инвестиционных  проектов,  включенных  в
Программу социально - экономического развития  Республики  Бурятия  на
2002 - 2004 годы.
     8. Министерству экономики и  внешних  связей  Республики  Бурятия
(Атанов  Н.И.) до сентября 2002 года подготовить аналитическую записку
об эффективной  деятельности  территориально  -  производственных  зон
свободного   предпринимательства   и   представить   в   Правительство
Республики Бурятия.
     9. В   целях   развития   ипотечного  кредитования  в  республике
Министерству по строительству  и  жилищно  -  коммунальному  хозяйству
Республики  Бурятия  (Быков  Н.И.)  сформировать  бюджетную  заявку на
ассигнования из федерального бюджета на 2003  -  2004  годы  в  рамках
Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
     10. Фонду   реализации   Федеральной   программы   социально    -
экономического развития Республики Бурятия (Мельник А.И.) сформировать
бюджетную заявку на ассигнования из федерального  бюджета  на  2003  -
2004  годы  для  обеспечения  научно  -  исследовательских  и опытно -
конструкторских работ.
     11. Министерствам и ведомствам Республики Бурятия до декабря 2002
года организовать  инвентаризацию  незадействованных  производственных
площадей   и  оборудования  организаций  на  территории  республики  и
подготовить  предложения  в  Правительство   Республики   Бурятия   по
эффективному их использованию.
     12. Государственному комитету Республики  Бурятия  по  статистике
(Мунаев  Л.А.) при проведении оценки "инвестиции в основной капитал" в
статистических  данных  учитывать  объемы  инвестиций   в   целом   по
республике, в том числе инвестиции без учета строительства БАМ.
     13. Предложить   Бурятскому   союзу    потребительских    обществ
"Буркоопсоюз"   (Викулов  В.Ф.)  до  сентября  2002  года  подготовить
программу развития предприятий потребительской кооперации  на  2002  -
2004 годы с ее ресурсным обеспечением.
     14. В  целях   эффективного   использования   бюджетных   средств
руководителям министерств и ведомств Республики Бурятия:
     - совместно с руководством  организаций  обеспечивать  разработку
бизнес   -   планов  организаций  и  предприятий  согласно  отраслевой
принадлежности;
     - возложить   на   них  полную  ответственность  за  формирование
бюджетных заявок и соответствующего  пакета  документов  по  проектам,
включенным в бюджетные заявки.
     15. Министерству сельского хозяйства и продовольствия  Республики
Бурятия  (Болонев  П.М.),  Министерству  экономики  и  внешних  связей
Республики  Бурятия  (Атанов  Н.И.)  совместно  с   главами   местного
самоуправления   районов   организовать  работу  по  развитию  системы
микрокредитования малого бизнеса на селе.
     16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Контрольное  управление  Президента  Республики  Бурятия  (Белоколодов
Н.М.).

     Президент - Председатель
     Правительства Республики Бурятия          Л.В.ПОТАПОВ
     11 июля 2002 г.
     N 185





Информация по документу
Читайте также