Расширенный поиск

Постановление Правительства Брянской области от 30.12.2013 № 851-П

ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 30 декабря 2013 г. № 851-п 

г. Брянск

 

 

Об утверждении государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014 – 2020 годы)

 

(В редакции Постановлений Правительства Брянской области

 от 19.05.2014 № 205-п; от 28.07.2014 № 341-п; от 10.11.2014 № 499-П;

от 29.12.2014 № 637-П; от 29.12.2014 № 672-п; от 12.05.2015 № 203-П;

от 18.08.2015 № 396-П; от 18.12.2015 № 654-п; от 25.12.2015 № 712-п;

от 25.12.2015 № 713-п; от 20.04.2016 № 213-п; от 16.05.2016 № 239-п;

от 06.06.2016 № 288-П; от 01.08.2016 № 414-п; от 26.09.2016 № 508-п;

от 19.12.2016 № 635-п; от 26.12.2016 № 745-п;

от 26.12.2016 № 746-п; от 26.06.2017 № 289-п;

от 20.11.2017 г. № 573-п;  от 28.12.2017 г. № 756-п)

 

В соответствии с постановлениями Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года № 608-п «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области», от 11 ноября 2013 года № 623-п «Об утверждении перечня государственных программ (подпрограмм) Брянской области на 2014 и последующие годы» Правительство Брянской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить прилагаемую государственную программу «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014 – 2020 годы).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

3. Признать утратившими силу:

постановления администрации Брянской области:

от 30 декабря 2011 года № 1304 «Об утверждении государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2012 – 2015 годы)»;

от 26 июня 2012 года № 571 «О внесении изменений в государственную программу «Социальная защита населения Брянской области» (2012 – 2015 годы)»;

от 20 августа 2012 года № 777 «О внесении изменений в государственную программу «Социальная защита населения Брянской области» (2012 – 2015 годы)»;

от 29 октября 2012 года № 1003 «О внесении изменений в государственную программу «Социальная защита населения Брянской области» (2012 – 2015 годы)»;

от 29 декабря 2012 года № 1370 «О внесении изменений в государственную программу «Социальная защита населения Брянской области» (2012 – 2015 годы)»;

от 29 декабря 2012 года № 1387 «О внесении изменений в государственную программу «Социальная защита населения Брянской области» (2012 – 2015 годы)»;

постановления Правительства Брянской области:

от 12 августа 2013 года № 399-п «О внесении изменений в постановление администрации области от 30 декабря 2011 года № 1304 «Об утверждении государственной программы «Социальная защита населения Брянской области» (2012 – 2015 годы)»;

от 30 декабря 2013 года № 843-п «О внесении изменений в государственную программу «Социальная и демографическая политика Брянской области» (2012 – 2015 годы)».

4. Опубликовать постановление на официальном сайте Правительства Брянской области в сети «Интернет».

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Теребунова А.Н.

 

 

Губернатор                            Н.В.Денин

 

 

 

 

              Утверждена

постановлением Правительства

Брянской области

от   30 декабря 2013 г.        851   

 

 

 

(В редакции Постановления Правительства Брянской области от 28.12.2017 г. № 756-п)

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

"Социальная и демографическая политика

Брянской области" (2014 - 2020 годы)

 

ПАСПОРТ

государственной программы

«Социальная и демографическая политика

Брянской области» (2014 - 2020 годы)

 

Наименование государственной программы

 

«Социальная и демографическая политика Брянской области» (2014 - 2020 годы).

Ответственный исполнитель государственной программы

 

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Соисполнители государственной программы

 

Администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области;

департамент образования и науки Брянской области;

департамент внутренней политики Брянской области;

департамент культуры Брянской области;

     департамент строительства Брянской области;

департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области;

департамент экономического развития Брянской области;

департамент здравоохранения Брянской области;

департамент сельского хозяйства Брянской области;

управление физической культуры и спорта Брянской области;

управление записи актов гражданского состояния Брянской области;

управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области;

управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области (по согласованию);

учреждения социального обслуживания населения (по согласованию);

учреждения культуры городов и районов области (по согласованию);

органы местного самоуправления (по согласованию);

образовательные организации (по согласованию);

Брянская городская администрация (по согласованию);

региональные общественные организации инвалидов (по согласованию);

Общественная палата Брянской области (по согласованию);

аппарат антинаркотической комиссии Брянской области (по согласованию);

социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию).

Перечень подпрограмм

 

«Доступная среда» (2014 - 2016 годы);

«Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Брянской области» (2014 - 2020 годы);

«Содействие развитию институтов гражданского общества и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Брянской области» (2014 - 2020 годы);

«Развитие системы органов ЗАГС Брянской области» (2014 - 2020 годы);

«Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» (2017 - 2020 годы).

Цели государственной программы

 

Предоставление мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам;

обеспечение доступности, адресности и качества социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения;

повышение экономической и социальной эффективности государственного сектора социального обслуживания населения в целях обеспечения отдельных категорий населения доступными и качественными социальными услугами;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также повышение уровня профессионального развития и занятости инвалидов;

формирование организационных, социально-экономических условий для предоставления мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам в рамках повышения качества жизни пожилых граждан;

увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций Брянской области;

обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Брянской области в соответствии с законодательством Российской Федерации;

государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

 

Задачи государственной программы

 

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

социальная поддержка многодетных семей, реализация мероприятий, направленных на повышение социального статуса семьи и укрепление семейных ценностей;

социальная защита населения, имеющего льготный статус, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих среднедушевой доход ниже установленного минимума, осуществление мер по улучшению положения отдельных категорий граждан, включая граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации их участия в жизни общества;

модернизация сети и повышение эффективности работы учреждений социального обслуживания населения;

реализация единой государственной социальной политики на территории Брянской области;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Брянской области, в том числе:

формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров;

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта;

формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;

формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

осуществление мер по улучшению положения граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества, созданию условий для повышения качества жизни пожилых граждан;

развитие механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг на конкурентной основе, а также конкурсного финансирования программ и проектов указанных организаций;

повышение качества и доступности предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

предоставление молодым семьям - участникам государственной подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса с привлечением собственных средств молодых семей, а также дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья.

 

Этапы и сроки реализации

государственной программы

 

2014 - 2020 годы.

 

Объем бюджетных ассигнований

на реализацию государственной программы

 

Объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы:

 2014 год – 6632005958,60 рублей, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 8049500,00 рублей, из них:

оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, - 2999300 рублей;

2015 год – 10848464697,14 рубля, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 3073210,00 рублей, из них:

обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров – 595500,00 рублей;

2016 год – 10230651648,30 рубля, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации – 3254680,00 рублей;

   2017 год – 10183579274,74 рублей;

   2018 год – 11258297336,50 рублей;

   2019 год – 10537796620,20 рублей;

   2020 год – 10729339507,20 рублей.

 

Ожидаемые результаты

реализации государственной программы

 

Показатели (индикаторы), характеризующие конечные результаты реализации государственной программы, приведены в приложении 1 к государственной программе и плане реализации государственной программы в приложении 2 к государственной программе.».

 

(В редакции Постановления Правительства Брянской области от 28.12.2017 г. № 756-п)

1. Характеристика текущего состояния социальной

и демографической политики в Брянской области

 

За 2013 - 2014 годы в сфере социальной и демографической политики Брянской области достигнуты определенные позитивные изменения. За период 2013 - 2014 годов были проведены мероприятия по реформированию системы предоставления социальных услуг учреждениями и оказанию мер социальной поддержки населению. Результатом проведенных преобразований стало формирование целостной системы социальной защиты населения Брянской области.

Современная демографическая ситуация в области продолжает оставаться сложной. Продолжается рост численности населения старше трудоспособного возраста, и одновременно идет снижение численности населения моложе трудоспособного возраста. С целью повышения демографии, укрепления института семьи и семейных ценностей проводятся областные мероприятия: Международный день семьи, Международный день защиты детей, День матери, торжественные церемонии награждения почетным знаком Брянской области «Материнская слава», знаком «За милосердие» победителей областного конкурса «С благотворительностью и милосердием в 21-й век», медалью «За любовь и верность» супружеских пар, достойно проживших в браке более 25 лет, благотворительные акции.

 Несмотря на принимаемые меры с 2014 по 2017 годы, остается ряд нерешенных проблем, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, улучшением жизни людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, положением инвалидов.

На 1 ноября 2014 года на территории Брянской области проживало 5346 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2013 году - 5024). Благодаря планомерной и систематической работе всех структур и ведомств, занимающихся проблемами детей-сирот, 87,2% детей указанной категории проживает в замещающих семьях. В регионе 3276 замещающих семей, в которых воспитывалось 4660 детей. Из них в семьях опекунов (попечителей) – 2390 детей, в приемных семьях – 1135 детей, в семьях усыновителей - 614 детей.

В 2015 году на территории Брянской области было выявлено 500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего на семейные формы устройства в 2015 году передано 523 ребенка (с учетом детей, находящихся под надзором в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также устроенных под предварительную опеку).

Из них:под опеку - 512 детей (на безвозмездную опеку - 277 детей, на возмездную форму опеки по договору о приемной семье - 194 ребенка, под предварительную опеку с дальнейшим устройством в семьи временных опекунов - 41 ребенок);на усыновление - 11 детей.

Процент семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Брянской области, увеличился на 8% и составил 104,6 (в 2014 году - 96,6%, в 2013 году - 85,3%).

На 1 января 2016 года на учете в органах опеки и попечительства Брянской области состояло 4943 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2015 – 5139). Из них:

3325 детей находилось на воспитании в семьях (в семьях опекунов (попечителей) – 2066, в приемных семьях – 1218, под предварительной опекой - 41, в семьях усыновителей – 1044);

461 ребенок - в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обучались на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях профессионального образования - 100;

не устроены на начало года (находились в приютах, больницах) 13 детей (все 13 человек временно помещены в учреждения здравоохранения и социальной защиты).

 На 1 января 2017 года на территории области проживало 4546 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них в замещающих семьях – 4046 чел.

   На 1 октября 2017 года на территории области проживает 4269 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них в замещающих семьях – 3825 чел. Всего замещающих семей - 2841 (приемных - 770 семьи, семей опекунов - 1498, усыновителей - 573).

В Брянской области большое внимание уделяется вопросу сокращения семейного неблагополучия и социального сиротства. Данные проблемы систематически обсуждаются на уровне Губернатора и заместителя Губернатора области, департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области и других субъектов системы профилактики.

С этой же целью в регионе разработан порядок межведомственного взаимодействия между субъектами системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, алгоритм действий всех учреждений и ведомств по раннему выявлению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, методические рекомендации по организации органами опеки и попечительства работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства в Брянской области.

Кроме того, департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области внедряются и новые формы работы по данному направлению - это участковый принцип работы в социальной сфере по аналогии работы участковых врачей-педиатров, который предусматривает закрепление за каждым работником социальной службы определенного территориального участка и работу с семьями группы риска, проживающими на данной территории. К концу 2016 года почти все муниципальные образования области стали работать по данному принципу.

И как результат совместной работы всех служб системы профилактики в области наметились положительные тенденции: уменьшилось количество неблагополучных семей - 994, на 10% (109 семей) уменьшилось количество семей, находящихся в социально опасном положении. Как положительную динамику отмечаем сокращение количества родителей, лишенных родительских прав (на 01.10.2017 г. -278 случаев, на 01.12.2016 г. - 302 случая, 2015 год - 408).

С целью улучшения семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан на территории Брянской области разработан план мероприятий («дорожная карта»). Результаты семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2015 году превысили запланированные на 28,6%, в 2016 году - на 26%.

Данная работа сопровождается разнообразными формами пропаганды семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К такой работе привлекаются средства массовой информации, с помощью которых распространяются печатные справочные материалы в помощь замещающим семьям, публикуются статьи о семейных ценностях, разъяснения специалистов органов опеки и попечительства о мерах социальной поддержки граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и др.

С целью защиты прав детей-сирот на жилище в области приняты законы, предусматривающие механизм выявления, закрепления и сохранности закрепленных жилых помещений. Разработаны нормативные правовые акты, утверждены нормативы расходов на оплату коммунальных услуг, приобретение строительных материалов для осуществления ремонта в закрепленных жилых помещениях для соответствия их техническим и санитарным нормам и правилам, а также норматив расходов на оформление документов по передаче жилых помещений в собственность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По состоянию на 1 ноября 2014 года в областном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состояло 2564 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Право на получение жилого помещения наступило у 1187 сирот.

Учитывая, что ежегодно областной сводный список данных лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, пополняется, а также имеется факт роста цен на рынке недвижимости, решить в полном объеме жилищную проблему за один - два года не представляется возможным.

По состоянию на 1 января 2015 года в областном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоит 2645 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Право на получение жилого помещения возникло у 911 сирот. На 1 января 2015 года приобретено 212 жилых помещений для лиц указанной категории.

По состоянию на 1 января 2016 года в областном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состояло 2724 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Право на получение жилого помещения возникло у 869 сирот. На 1 января 2016 года приобретено 268 жилых помещений для лиц указанной категории.

По состоянию на 1 января 2017 года в областном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состояло 2659 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Право на получение жилого помещения возникло у 963 сирот. На 1 января 2017 года приобретено 275 жилых помещений для лиц указанной категории.

 В 2017 году планируется приобрести для детей-сирот около 300 жилых помещений, в 2018 году, учитывая увеличение финансирования, - 420 жилых помещений.

Более 13 процентов населения имеют доходы ниже среднеобластного уровня. Несмотря на проводимые в области мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского и социального обслуживания, остается нерешенным целый комплекс социальных, экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем граждан, попавших в трудные жизненные ситуации.

В связи с безработицей, ростом цен на коммунальные услуги и товары сохраняется довольно высоким число граждан, нуждающихся в государственной поддержке.

 

Категория и численность населения,

нуждающегося в социальной защите

 

Категория

Численность, чел.

 (на 01.01.2017 г.)

1. Инвалиды, всего

103233

в том числе:

 

1-й группы

9841

2-й группы

44975

3-й группы

45212

дети-инвалиды

2523

инвалиды ВОВ

682

2. Семьи с детьми, всего

196400

в том числе:

 

многодетные семьи

9818

неполные семьи

24526

малообеспеченные одинокие матери

12735

3. Дети-сироты

4599

4. Население с доходами ниже прожиточного минимума

164000

 

В структуре стационарных социальных учреждений - 20 стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 4 дома-интерната общего типа, 8 психоневрологических интернатов, 7 домов-интернатов малой вместимости для пожилых людей и инвалидов, 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей.

В связи с увеличением в составе населения доли пожилых людей требуется дальнейшее развитие сферы социального обслуживания населения в части улучшения условий проживания в учреждениях стационарного обслуживания.

Износ зданий, переданных в государственную собственность Брянской области для обеспечения деятельности государственных учреждений социального обслуживания, составляет около 70 процентов, оборудования и инвентаря - более 40 процентов. Необходимы средства на укрепление материальной базы действующих социальных учреждений, капитальный и текущий их ремонт.

 В результате чернобыльской катастрофы территория Брянской области оказалась наиболее пострадавшей от радиационного загрязнения среди других регионов Российской Федерации - это единственная область, где имеются все четыре зоны радиоактивного загрязнения, включая зону отчуждения. В органах социальной защиты населения Брянской области состоят на учете более 220 тыс. граждан, подвергшихся радиационному воздействию, среди которых 2,5 тысячи инвалидов и членов семей умерших вследствие радиационного воздействия, более 3 тысяч участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Все они получают соответствующие меры социальной поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов. Обеспечение мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним, осуществляется в целях повышения уровня социальной защищенности граждан, подвергшихся радиационному воздействию, возмещения вреда, причиненного их здоровью, и возмещения вреда за риск проживания и работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

В Брянской области, как и в целом по России, растет число пенсионеров и инвалидов, оказавшихся без должного ухода и попечительства со стороны родственников. Реализацией комплексных мероприятий по выполнению поставленных задач в части организации социальной помощи и обслуживания населения занимаются 29 государственных учреждений - комплексных центров социального обслуживания населения. Оказывается материальная помощь наименее защищенным категориям населения, попавшим в трудные жизненные ситуации, и в первую очередь тем, чей совокупный среднедушевой доход ниже установленного для региона прожиточного минимума. Возмещаются расходы по зубопротезированию региональным льготополучателям. Проводится работа по обучению компьютерной грамотности неработающих пенсионеров.

Масштабы роста численности инвалидов и детей-инвалидов обуславливают необходимость реализации не одноразовых мероприятий, а продуманной, адекватной современным условиям государственной политики в области реабилитации инвалидов, направленной на удовлетворение их потребностей посредством создания реабилитационных отделений в учреждениях социальной защиты населения для инвалидов различного уровня, типа и профиля.

Центральным звеном реабилитационной системы, созданной в области для лиц с ограниченными возможностями, являются 1 государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Брянской области - реабилитационный центр для лиц с дефектами умственного и физического развития, 19 отделений в учреждениях социальной защиты населения и государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Брянской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Озерный» с круглосуточным пребыванием, действующие в целях оказания квалифицированной социально-медицинской, социально-психологической и социально-педагогической помощи.

В целях профилактики безнадзорности и беспризорности, а также осуществления социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на территории области функционируют 7 социальных приютов для несовершеннолетних и 1 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 4 центра помощи семье и детям, 2 отделения помощи семье, женщинам и детям со стационаром на базе комплексных центров социального обслуживания населения.

Совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями данные учреждения осуществляют мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивают временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи; обеспечивают защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействуют органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашают родителей для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних; на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывают представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.

Для реализации прав и свобод лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий, оказания им социальной поддержки, а также комплексного подхода к решению вопросов профилактики безнадзорности в области создано 2 социальных учреждения: ГКУСОН «Комплексный центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий г. Брянска» на 25 мест и ГКУСОН «Клинцовский комплексный центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» на 25 мест.

Повышение гарантий доступности и качества социальных услуг требует новых моделей управления социальной инфраструктурой, развития рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества.

Основой развития услуг в области социального обслуживания должно стать предупреждение с их помощью различных социальных рисков, использование услуг в качестве одного из факторов системы социальной безопасности уязвимых групп населения. Наряду с другими государственными мерами оказание услуг в области социального обслуживания должно гарантировать каждому поддержку в трудных социальных ситуациях (разовые услуги срочного характера), эффективную помощь и содействие в определенные периоды жизненного цикла (регулярные услуги в течение определенного периода), надежную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера).

Для этого определены приоритеты предоставления социальных услуг наиболее нуждающимся гражданам, в первую очередь одиноким (одиноко проживающим) пожилым гражданам по уходу на дому. Особое внимание обращено на развитие и предоставление социальных услуг особо уязвимым категориям населения, в том числе гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам без определенного места жительства.

Дальнейшее развитие системы социального обслуживания осуществляется на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которого представляет собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Системное развитие законодательной и нормативно-правовой базы социального обслуживания на федеральном и региональном уровне обеспечивает равный доступ граждан к качественным социальным услугам независимо от места проживания.

В течение 2010 - 2014 годов департамент и его подведомственные учреждения - ГКУ ОСЗН районов и городов области занимались исполнением мероприятий, решающих следующие основные задачи:

модернизация существующего программного обеспечения с целью перехода на современные сетевые (многопользовательские) средства расчета и выплаты различных видов пособий и компенсаций, переход к монетизации льгот по услугам ЖКХ;

развитие системы связи служб социальной защиты населения - строительство и модернизация локальных сетей в ОСЗН районов и городов области, создание устойчивых скоростных каналов между отделами и департаментом. В целях повышения качества и доступности предоставления гражданам пособий, субсидий, компенсаций, льгот, а также оптимизации работы продолжается работа службы приема населения в режиме модели «Одно окно», созданной на базе ГУ «ОСЗН Погарского района», где наряду с государственными услугами предоставляются услуги социального характера. Специалисты ГУ «ОСЗН Унечского района» активно участвуют в работе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Унечском районе.

Данная модель работы с населением позволяет четко регламентировать работу специалистов учреждения, урегулировать в одном месте и в одно время все вопросы, касающиеся предоставления мер социальной поддержки, сократить очереди и время ожидания приема специалистом граждан. В течение 2014 - 2020 годов работа по данному направлению будет продолжена в рамках модернизации системы предоставления государственных услуг.

В целях совершенствования работы по социальному обслуживанию граждан принят Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2015 года. В ходе подготовки к его реализации в Брянской области принято более 20 нормативных правовых актов. Развитие социальной сферы в соответствии с новым законодательством является приоритетной задачей в 2017 - 2019 годах.

Государственная программа предусматривает ряд организационных и социальных мер, направленных на предоставление ежемесячных, единовременных, ежегодных социальных выплат, социальных пособий, компенсаций, субсидий гражданам, направлена на обеспечение максимально возможного смягчения негативных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных категорий населения. Программой предусмотрен спектр организационных мероприятий, направленных на:

безусловное соблюдение конституционных прав и законных интересов детей, пожилых граждан и инвалидов, в том числе на социальное обслуживание, социальную реабилитацию, социальную защищенность;

меры государственной социальной поддержки населения;

содействие активному участию в жизни общества, налаживание социального взаимодействия, максимальную интеграцию их в общество.

Конечным результатом реализации программных мероприятий должно являться повышение качества жизни населения Брянской области.».

 

 

(В редакции Постановления Правительства Брянской области от 28.12.2017 г. № 756-п)

 

 

2. Приоритеты и цели государственной социальной

и демографической политики Брянской области,

цели и задачи государственной программы

 

Приоритетами и целями государственной социальной и демографической политики Брянской области в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения Брянской области являются:

предоставление мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам;

обеспечение доступности, адресности и качества социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной защиты и социального обслуживания населения;

повышение экономической и социальной эффективности государственного сектора социального обслуживания населения в целях обеспечения отдельных категорий населения доступными и качественными социальными услугами;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также повышение уровня профессионального развития и занятости инвалидов;

формирование организационных, социально-экономических условий для предоставления мер социальной поддержки и социальных гарантий гражданам в рамках повышения качества жизни пожилых граждан;

увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций Брянской области;

обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Брянской области в соответствии с законодательством Российской Федерации;

государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В рамках реализации данных целей осуществляется решение следующих задач:

защита прав и законных интересов несовершеннолетних, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

социальная поддержка многодетных семей, реализация мероприятий, направленных на повышение социального статуса семьи и укрепление семейных ценностей;

социальная защита населения, имеющего льготный статус, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих среднедушевой доход ниже установленного минимума, осуществление мер по улучшению положения отдельных категорий граждан, включая граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации их участия в жизни общества;

модернизация сети и повышение эффективности работы учреждений социального обслуживания населения;

реализация единой государственной социальной политики на территории Брянской области;

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Брянской области, в том числе:

формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров;

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта;

формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;

формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

осуществление мер по улучшению положения граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества, созданию условий для повышения качества жизни пожилых граждан;

развитие механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг на конкурентной основе, а также конкурсного финансирования программ и проектов указанных организаций;

повышение качества и доступности предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

предоставление молодым семьям - участникам государственной подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса с привлечением собственных средств молодых семей, а также дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья.».

 

3. Срок реализации государственной программы

 

Реализация государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" осуществляется в 2014 - 2020 годах.

 

4. Ресурсное обеспечение программы

(В редакции Постановления Правительства Брянской области от 28.12.2017 г. № 756-п)

 

Реализация государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета, средств местных бюджетов, поступлений из федерального бюджета, субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Объем средств на реализацию государственной программы составит:

2014 год - 6632005958,60 рублей, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - 8049500 рублей, из них:

оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, - 2999300 рублей;

2015 год - 10848464697,14 рублей, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - 3073210,00 рублей, из них:

обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров - 595500,00 рублей;

2016 год - 10230651648,30 рубля, в том числе субсидия из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - 3254680,00 рублей;

   2017 год – 10183579274,74 рублей;

   2018 год – 11258297336,50 рублей;

   2019 год – 10537796620,20 рублей;

   2020 год – 10729339507,20 рублей.».

 

(В редакции Постановления Правительства Брянской области от 28.12.2017 г. № 756-п)

 

5. Основные меры правового регулирования,

направленные на достижение целей и решение

задач государственной программы

 

В рамках реализации государственной программы планируется принятие нормативных правовых актов, представленных в таблице 1.

 

 

 


Таблица 1

Описание основных мер правового регулирования,

направленных на достижение целей и (или) конечных

результатов государственной программы

 

Вид нормативного правового акта

Основные положения нормативного правового акта

Ответственный исполнитель, соисполнители

Ожидаемый срок принятия

1.

Закон Брянской области

  Внесение изменений в закон «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Брянкой области» в соответствии с наработанной практикой и изменением федерального законодательства

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области

I-II квартал

 2018 года

2.

Постановление Правительства Брянской области

Об индексации в 2018 году размеров пособий гражданам, имеющим детей, и денежной компенсации на питание специальными молочными продуктами детского питания первого, второго и третьего года жизни

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области

III квартал

 2018 года

3.

Постановление Правительства Брянской области

   Об индексации в 2018 году размеров ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, ветеранам труда Брянской области

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области

III квартал

 2018 года

4.

Постановление Правительства Брянской области

Об установлении значения показателя результативности предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Брянской области на софинансирование расходных обязательств Брянской области, возникающих при назначении ежемесячного пособия при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области

IVквартал

 2018 года

5.

Постановление Правительства Брянской области

Об индексации размера социального пособия на погребение

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области

IVквартал

 2018 года

6.

Указ Губернатора Брянской области

Об индексации размера ежемесячной компенсации на питание лиц, проживающих за пределами зон радиоактивного загрязнения, посещающих дошкольные образовательные организации, обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории зоны радиоактивного загрязнения

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области

III квартал

 2018 года

7.

Указ Губернатора Брянской области

Об индексации размеров пенсий за выслугу лет и доплат к пенсии отдельным категориям пенсионеров

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области

III квартал

 2018 года


 

 

 

 

6. Состав государственной программы

 

В рамках реализации государственной программы осуществляется реализация следующих  подпрограмм:

«Доступная среда» (2014 - 2016 годы)

«Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Брянской области» (2014 - 2020 годы);

«Развитие системы органов ЗАГС Брянской области» (2014 - 2020 годы);

«Содействие развитию институтов гражданского общества и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Брянской области» (2014 - 2020 годы);

«Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» (2017 - 2020 годы).

 

7. Механизм реализации программы

 

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области координирует реализацию мероприятий соисполнителями программы и обладает правом вносить в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий и размеров их финансирования с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, несет ответственность совместно с соисполнителями за выполнение программы в установленные сроки.

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области организует и координирует работу государственных учреждений социального обслуживания населения, участвующих в реализации мероприятий программы.

Главным распорядителем средств, поступающих из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в доход областного бюджета на реализацию мероприятий программы, а также ответственным за реализацию данных мероприятий является департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Перечисление средств, поступающих из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется на счет областного бюджета N 40101810300000010008, открытый управлением Федерального казначейства по Брянской области на лицевой счет 04272002290 администратора доходов - департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий программы. Целевое использование субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации подлежит постоянному контролю со стороны департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Брянской области в рамках соглашения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ПОДПРОГРАММА

"Доступная среда" (2014 - 2016 годы)

государственной программы

"Социальная и демографическая политика

Брянской области" (2014 - 2020 годы)

 

ПАСПОРТ

подпрограммы "Доступная среда"

(2014 - 2016 годы)

 

Наименование подпрограммы

 

"Доступная среда" (2014 - 2016 годы).

 

Основания разработки подпрограммы

 

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р);

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" (далее - Государственная программа);

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 626 "Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения", Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики", Постановление администрации Брянской области от 20.06.2008 N 604 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года".

 

Ответственный исполнитель подпрограммы

 

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области (далее - ИОГВ), обеспечивающий реализацию программы, осуществляющий координацию ИОГВ, участвующих в реализации одного или нескольких основных мероприятий программы (далее - соисполнители Программы), в процессе ее реализации и оценки эффективности.

 

Соисполнители подпрограммы

 

Департамент образования и науки Брянской области;

департамент культуры Брянской области;

управление физической культуры и спорта Брянской области;

департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области;

департамент внутренней политики Брянской области;

департамент здравоохранения Брянской области;

управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области;

Брянская городская администрация (по согласованию);

органы местного самоуправления (по согласованию);

региональные общественные организации инвалидов (по согласованию).

 

Цель подпрограммы

 

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также повышение уровня профессионального развития и занятости инвалидов.

 

Задачи подпрограммы

 

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Брянской области, в том числе:

формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров;

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта;

формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;

формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

 

Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы

(в соответствии с показателями государственной

программы Российской Федерации "Доступная среда"

на 2011 - 2016 годы)

 

1) Увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Брянской области с 16,8 до 47,8% к 2016 году;

2) увеличение доли объектов социальной инфраструктуры, имеющих сформированные и обновляемые паспорта доступности объектов и услуг, в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры в Брянской области с 25 до 54,5% к 2016 году;

3) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты до 52,4% к 2016 году;

4) увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов службы занятости до 34,0% к 2016 году;

5) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения до 42,0% к 2016 году;

6) увеличение доли объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры до 33,4% к 2016 году;

7) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта до 46,4% к 2016 году;

8) увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в Брянской области с 0,8 до 6,0% к 2016 году;

9) увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Брянской области до 52,6% к 2016 году;

10) увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций до 20,43% к 2016 году;

11) увеличение доли профессиональных образовательных учреждений, здания которых приспособлены для обучения инвалидов, в общем количестве профессиональных образовательных учреждений до 35,0% к 2016 году;

12) увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций с 3,8 до 21,4% к 2016 году;

13) увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций до 16,0% к 2016 году;

14) увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста до 96% к 2016 году;

15) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста до 30% к 2016 году;

16) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста до 80% к 2016 году;

17) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения в области до 54,5% к 2016 году;

18) увеличение доли инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с областным гарантированным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации и абилитации, от общего количества инвалидов, состоящих на учете, с 91 до 97% к 2016 году;

19) увеличение доли инвалидов, получивших мероприятия по социальной реабилитации и абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, до 45,5% к 2016 году;

20) увеличение доли детей-инвалидов, получивших мероприятия по социальной реабилитации и абилитации, в общей численности детей-инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, до 55,6% к 2016 году;

21) увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Брянской области до 28,2% к 2016 году;

22) увеличение доли специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Брянской области, с 20 до 23% к 2016 году;

23) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Брянской области с 30 до 50,1% к 2016 году;

24) увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан до 43% к 2016 году;

25) доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году), - 101% к 2016 году;

26) доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости, - 9% к 2016 году.

 

Сроки и этапы реализации подпрограммы

 

2014 - 2016 годы.

Этапы реализации подпрограммы не выделяются.

 

Объемы и источники финансирования подпрограммы

 

Объем средств на реализацию подпрограммы составляет:

2014 год – 204 202 698,34 рубля;

2015 год – 211 325 471,00 рубля;

2016 год – 41 282 640,00 рубля.

 

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

 

Сведения о показателях (индикаторах), характеризующих конечные результаты реализации подпрограммы, по годам ее реализации и методику расчета значений показателей (индикаторов) подпрограммы приведены в приложении 1 к государственной программе.

 

 

1. Характеристика проблемы и обоснование


Информация по документу
Читайте также