Расширенный поиск

Закон Алтайского края от 06.03.2000 № 12-ЗС

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                            АЛТАЙСКИЙ КРАЙ


                                ЗАКОН

                           АЛТАЙСКОГО КРАЯ


             Об участии населения в охране общественного
                порядка на территории Алтайского края


    (В редакции Законов Алтайского края от 09.11.2000 г. N 66-ЗС;
                      от 27.05.2011 г. N 69-ЗС)


     Настоящий Закон регулирует порядок и условия участия населения  в
охране общественного порядка на территории Алтайского края.
     Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения,
возникающие    в    связи    со   специальными   видами   деятельности
правоохранительных  органов,  с   частной   детективной   и   охранной
деятельностью, регулирующимися федеральными законами.

     ГЛАВА 1. Общие положения

     Статья 1.    Правовая   основа   участия   населения   в   охране
общественного порядка

     Правовую основу участия населения в охране общественного  порядка
составляют   Конституция  Российской  Федерации,  федеральные  законы,
настоящий Закон и принимаемые в соответствии  с  ними  иные  законы  и
нормативные  правовые  акты  органов  государственной  власти  края  и
органов местного самоуправления.

     Статья 2. Задачи населения при участии его в охране общественного
порядка

     Задачами населения при его участии в охране общественного порядка
являются:
     1) предупреждение  и  пресечение  преступлений и административных
правонарушений;
     2) обеспечение охраны жизни и здоровья граждан, принадлежащего им
имущества, а также государственной, муниципальной, частной и иных форм
собственности от преступных посягательств.

     ГЛАВА 2. Формы участия населения в охране общественного порядка

     Статья 3. Участие населения в охране общественного порядка

     1. Каждый  гражданин  имеет  право  принимать  участие  в  охране
общественного  порядка,  защищая  всеми  средствами  и  способами,  не
запрещенными законом, свою жизнь, достоинство и собственность, а также
жизнь,  достоинство  и  собственность  других  лиц  от  противоправных
посягательств.
     2. Участие населения в охране общественного  порядка  может  быть
индивидуальным и коллективным.

     Статья 4.   Формы  индивидуального  участия  населения  в  охране
общественного порядка

     1. Формы индивидуального участия населения в охране общественного
порядка:
     1) пропаганда правовых знаний;
     2) содействие   правоохранительным   органам  в  профилактической
работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;
     3) деятельность   по   предупреждению  детской  безнадзорности  и
правонарушений  несовершеннолетних;  4)  иное  участие  в  обеспечении
правопорядка.
     2. Формой   индивидуального   участия    населения    в    охране
общественного   порядка   может   быть   внештатное  сотрудничество  с
правоохранительными  органами  -   добровольное   участие   в   работе
правоохранительных   органов   граждан,   не   состоящих  в  их  штате
(внештатные сотрудники правоохранительных органов) и  действующих  под
руководством   их   должностных  лиц,  порядок  которого  регулируется
федеральными законами и актами Министерства внутренних дел  Российской
Федерации.

     Статья 5.   Формы   коллективного   участия  населения  в  охране
общественного порядка

     1. Население вправе участвовать в охране общественного порядка  в
составе   добровольных  народных  дружин  -  общественных  объединений
граждан в форме общественных организаций, создаваемых в соответствии с
Федеральными   законами   "О   некоммерческих   организациях"   и  "Об
общественных  объединениях"  с  учетом   особенностей,   установленных
настоящим Законом.
     2. Население вправе участвовать в охране общественного порядка  в
форме   оказания   помощи   правоохранительным  органам  и  в  составе
общественных  объединений,  не  являющихся   добровольными   народными
дружинами.

     Статья 6.  Ограничения,  связанные  с участием населения в охране
общественного порядка

     Граждане, участвующие в охране общественного  порядка,  не  имеют
права:
     1) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
     2) осуществлять    деятельность,   отнесенную   законодательством
Российской Федерации к исключительной  компетенции  правоохранительных
органов;
     3) использовать права,  предоставленные им настоящим  Законом,  в
корыстных целях;
     4) допускать необоснованное ограничение прав и свобод граждан;
     5) совершать действия, имеющие целью унижение чести и достоинства
человека и гражданина.

     Статья  7. Взаимодействие добровольных народных дружин с органами
местного самоуправления и органами внутренних дел

     1.  Органы  местного самоуправления поселений и городских округов
создают  условия  для деятельности добровольных формирований населения
по охране общественного порядка, а также координируют их деятельность.
(В редакции Закона Алтайского края от 27.05.2011 г. N 69-ЗС)
     2. Добровольные народные дружины участвуют в охране общественного
порядка  в  тесном  взаимодействии  с  органами  внутренних дел. Формы
взаимодействия  определяются  соответствующим положением, утверждаемым
Администрацией Алтайского края. (В  редакции  Закона  Алтайского  края
от 27.05.2011 г. N 69-ЗС)
     (В редакции Закона Алтайского края от 09.11.2000 г. N 66-ЗС)

     ГЛАВА 3.  Создание добровольных народных дружин.  Правовой статус
добровольных народных дружин.  Права,  обязанности  и  ответственность
дружинников

     Статья 8.  Создание добровольных народных дружин. Правовой статус
добровольных народных дружин

     1. Добровольные народные дружины создаются в  форме  общественных
объединений  при  содействии органов местного самоуправления и органов
внутренних дел в порядке,  предусмотренном  Федеральными  законами  "О
некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях" с учетом
особенностей, установленных настоящим Законом.
     2. В уставе общественной организации, которая планирует выполнять
функции добровольной народной дружины,  помимо сведений, требующихся в
соответствии с Федеральными законами "О некоммерческих организациях" и
"Об общественных объединениях", должны иметься следующие положения:
     1) в  наименование  общественной организации должны быть включены
слова "добровольная народная дружина";
     2) задачи и функции добровольной народной дружины;
     3) порядок взаимодействия с органами внутренних дел;
     4) порядок  и   условия  приобретения  и   утраты  членства   в
добровольной народной дружине;
     5) обязанности,   права  и  ответственность  членов  добровольной
народной дружины;
     6) правовые  и  социальные  гарантии членов добровольной народной
дружины, источники и порядок финансирования материального и морального
поощрения   дружинников,   материально   -   технического  обеспечения
деятельности добровольных народных дружин.

      Статья 9. Функции добровольных народных дружин

      Добровольные народные дружины могут выполнять одну,  несколько
либо все перечисленные ниже функции:
     1) обеспечение   непосредственно   или   совместно   с   органами
внутренних  дел  охраны общественного порядка на улицах,  площадях,  в
парках,  на транспортных магистралях, вокзалах, в жилых микрорайонах и
других общественных местах;
     2) содействие органам внутренних дел  в  борьбе  с  хулиганством,
пьянством,   наркоманией,  хищениями  собственности,  вымогательством,
нарушениями правил торговли,  санитарии и гигиены, порядка управления,
безопасности дорожного движения и другими правонарушениями;
     3) предупреждение   детской   безнадзорности   и   правонарушений
несовершеннолетних;
     4) оказание   неотложной   помощи    лицам,    пострадавшим    от
правонарушений   и   несчастных  случаев,  находящимся  в  беспомощном
состоянии;
     5) участие в спасении людей и в обеспечении общественного порядка
в условиях чрезвычайных  ситуаций  (стихийное  бедствие,  чрезвычайное
положение, эпидемии и др.);
     6) участие в проведении мероприятий по охране  окружающей  среды,
борьбе   с  браконьерством,  нарушениями  правил  охраны  животного  и
растительного мира;
     7) проведение  воспитательной  работы  с гражданами,  склонными к
нарушениям общественного порядка и правил общежития.

     Статья 10.  Условия приобретения членства в добровольной народной
дружине

     1. Членами добровольной народной дружины не могут быть лица:
     1) не достигшие 18-летнего возраста;
     2) не имеющие регистрации по месту жительства;
     3) состоящие  на  учете  в  органах  здравоохранения  по   поводу
алкоголизма, токсикомании, наркомании;
     4) имеющие заболевания либо физические недостатки, препятствующие
их участию в охране общественного порядка;
     5) имеющие судимость за совершение преступления;
     6) отбывающие уголовное наказание;
     7) совершившие   повторно   в   течение   года   административное
правонарушение;
     8) признанные по решению  суда  недееспособными  или  ограниченно
дееспособными;
     9)  не имеющие свидетельства о прохождении специальной подготовки
в   органах   внутренних  дел  по  месту  жительства  данного  лица  в
соответствии   с   программой   и  в  порядке,  установленном  Главным
управлением   Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации  по
Алтайскому краю. (В      редакции      Закона      Алтайского     края
от 27.05.2011 г. N 69-ЗС)
     2. Проверка сведений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи,
осуществляется органами внутренних дел.

     Статья 11.   Обязанности   дружинников  по  охране  общественного
порядка

     Дружинники обязаны:
     1) знать  и соблюдать положения Конституции Российской Федерации,
федеральных законов и других  нормативных  правовых  актов  Российской
Федерации,   законов   Алтайского   края   по   вопросам   обеспечения
безопасности жизни,  здоровья,  прав и  свобод  граждан,  общественной
безопасности и охраны общественного порядка;
     2) активно участвовать в охране общественного порядка,  проявлять
инициативу в профилактической работе и борьбе с правонарушениями;
     3) быть  дисциплинированными,  добросовестно  выполнять  законные
поручения   и   указания   командира  добровольной  народной  дружины,
работников  правоохранительных  органов  при   проведении   совместных
мероприятий по охране общественного порядка;
     4) использовать и  применять  предоставленные  законом  права  по
пресечению   и   предупреждению   правонарушений,   защищая   честь  и
достоинство граждан,  проявлять  вежливость  и  предупредительность  в
обращении с гражданами;
     5) повышать правовые знания,  хорошо знать  обязанности  и  права
дружинника,  совершенствовать  свою физическую подготовку,  овладевать
формами и методами борьбы с правонарушениями;
     6) оказывать  помощь  гражданам,  пострадавшим  от  преступлений,
административных  правонарушений  и  несчастных   случаев,   а   также
находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни;
     7) при применении правомерных и обоснованных мер  по  ограничению
прав  и  свобод  граждан  разъяснять  им  причины  и  основания такого
ограничения и возникающие в связи  с  этим  права  на  обжалование  их
действий;
     8) иметь  при  себе  и  предъявлять  по  требованию  граждан  или
должностных лиц удостоверение дружинника установленного образца.

     Статья 12. Права дружинников по охране общественного порядка

     Дружинники имеют право:
     1) требовать от граждан,  должностных  лиц,  членов  общественных
организаций   соблюдения   установленного   общественного   порядка  и
прекращения правонарушения;
   (Пункты     2-3     исключены     -     Закон    Алтайского    края
от 09.11.2000 г. N 66-ЗС)
     2) входить в общественные места для  преследования  скрывающегося
нарушителя,    пресечения   правонарушений,   а   также   с   согласия
администрации этих мест для  выполнения  обязанностей  по  обеспечению
охраны общественного порядка;
    (Пункты     5-6     исключены     -    Закон    Алтайского    края
от 09.11.2000 г. N 66-ЗС)
     3) по решению уполномоченных государственных органов (должностных
лиц либо органов местного самоуправления) участвовать в  осуществлении
оцепления  (блокирования)  участков местности,  пропускного режима при
действиях в  условиях  чрезвычайного  положения,  пресечении  массовых
беспорядков  и  групповых нарушений общественного порядка,  ликвидации
последствий  стихийных  бедствий,  аварий  и  катастроф,  эпидемий   и
эпизоотий, других чрезвычайных обстоятельств;
     4) бесплатно  пользоваться  для   связи   с   правоохранительными
органами телефонами и иными средствами связи организаций независимо от
форм собственности (за исключением телефонов и  других  средств  связи
представительств  иностранных  государств  в Российской Федерации),  в
случаях, не терпящих отлагательства;
     5) при  исполнении  обязанностей  по охране общественного порядка
пользоваться правом бесплатного проезда на городском транспорте (кроме
такси)  в  случаях,  если это предусмотрено решениями органов местного
самоуправления.
     6)   оказывать  необходимую  помощь  гражданам,  пострадавшим  от
несчастных  случаев  и  преступных посягательств, в том числе в случае
крайней  необходимости  использовать транспортные средства юридических
и  физических  лиц (кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и
иным    представительствам   иностранных   государств,   международным
организациям  и  транспортных  средств  специального  назначения)  для
доставления  нуждающихся  в  срочной  медицинской  помощи  в  лечебные
учреждения. (Статья     дополнена     -    Закон    Алтайского    края
от 09.11.2000 г. N 66-ЗС)

     Статья  13. (Исключена - Закон Алтайского края от 09.11.2000 г. N
66-ЗС)

     Статья    14.    Применение    дружинниками    физической    силы

     1. Дружинники  имеют  право в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации  применять физическую силу  к лицу,  совершившему
преступление, при  его  задержании для  доставления  органам власти  и
пресечения возможности  совершения им новых  преступлений, если  иными
средствами задержать такое лицо не представляется возможным и при этом
не было допущено превышения необходимых для этого мер.
     2. Дружинники  имеют  право в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации  в  состоянии необходимой  обороны на  причинение
вреда посягающему лицу  в случаях  защиты себя и  других лиц, а  также
охраняемых законом интересов общества  или государства, если при  этом
не было допущено превышения пределов необходимой обороны.   
     (В редакции Закона Алтайского края от 09.11.2000 г. N 66-ЗС)

     Статья 15. Ответственность дружинников

     1. Вред,    причиненный    физическим   или   юридическим   лицам
неправомерными действиями дружинников,  подлежит возмещению  в  полном
объеме   в   порядке,   предусмотренном  законодательством  Российской
Федерации.
     2. Неправомерные действия дружинников при исполнении обязанностей
по  обеспечению  правопорядка  могут  быть   обжалованы   в   порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.

     Статья 16. Удостоверения и знаки отличия дружинников

     Администрация   Алтайского  края  устанавливает  порядок  выдачи,
образцы  удостоверений и знаков отличия дружинников, которые не должны
быть   аналогичными   знакам  отличия  сотрудников  правоохранительных
органов.(Абзац      в      редакции     Закона     Алтайского     края
от 27.05.2011 г. N 69-ЗС)

     ГЛАВА 4. Гарантии правовой и социальной защиты, меры морального и
материального стимулирования дружинников

     Статья 17. Гарантии правовой и социальной защиты дружинников

     1. Законные   требования   дружинников   обязательны   для   лиц,
совершающих административные правонарушения и преступления.
     2. На дружинников распространяются правила о необходимой  обороне
и   крайней   необходимости,  установленные  федеральным  уголовным  и
административным законодательством.
     3. Органы   местного   самоуправления   при  утверждении  местных
бюджетов,  а коммерческие  и  некоммерческие  организации  по  решению
собственника    имущества    либо    иных    органов,   уполномоченных
учредительными документами организаций,  могут предусматривать расходы
на:
     1) возмещение ущерба,  причиненного имуществу дружинника или  его
близких   в   связи   с   выполняемыми   им  обязанностями  по  охране
общественного порядка;
     2) выплату  семье  погибшего дружинника единовременного пособия с
последующим взысканием этой суммы с виновных лиц;
     3) обязательное  личное страхование жизни и здоровья дружинника в
связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка;
     4) компенсацию    организациям    пассажирского    и   городского
электрического транспорта затрат по предоставлению льгот дружинникам в
виде  бесплатного проезда в связи с выполнением обязанностей по охране
общественного порядка;
     5) предоставление иных социальных гарантий.

     Статья 18.   Меры   морального   и  материального  стимулирования
дружинников

     1. Дружинники,  активно участвующие в борьбе с  правонарушениями,
могут поощряться органами местного самоуправления, органами внутренних
дел,  коммерческими и  некоммерческими  организациями  в  пределах  их
компетенции путем:
     1) объявления благодарности;
     2) выдачи денежной премии;
     3) награждения ценным подарком;
     4) обеспечения  бесплатным  топливом  (дрова,  каменный  уголь  и
другие виды топлива);
     5) предоставления  дополнительно  оплачиваемого отпуска сроком до
пяти дней, при условии наличия данной нормы в коллективном договоре;
     6) предоставления  путевки  на  льготных условиях в санаторий или
дом отдыха;
     7) предоставления им иных льгот и преимуществ.
     2. За особые заслуги в выполнении своего  общественного  долга  и
проявленные  при этом мужество и героизм граждане могут представляться
к награждению наградами Российской Федерации.
     3. Меры    материального    стимулирования,    включая   денежное
вознаграждение  за  выполнение  гражданами  обязанностей   по   охране
общественного  порядка,  применяются органами местного самоуправления,
органами внутренних дел, коммерческими и некоммерческими организациями
за   счет   местных   бюджетов,   специальных   фондов,   добровольных
пожертвований физических и юридических лиц.

     ГЛАВА 5. Контроль и надзор за деятельностью добровольных народных
дружин и их членов

     Статья 19. Контроль за деятельностью добровольных народных дружин
и их членов

     Контроль за  деятельностью  добровольных  народных  дружин  и  их
членов   осуществляют   органы   государственной   власти  края,  иные
государственные органы,  органы  местного  самоуправления  в  пределах
своих полномочий.

     Статья 20.  Надзор  за  исполнением  законодательства  Российской
Федерации и Алтайского края добровольными  народными  дружинами  и  их
членами

     Надзор за  исполнением  законодательства  Российской  Федерации и
Алтайского  края  добровольными  народными  дружинами  и  их   членами
осуществляют органы прокуратуры в соответствии с законодательством.

     ГЛАВА 6. Заключительные положения

     Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон   вступает   в   силу  со  дня  его  официального
опубликования в газете "Алтайская правда".


     Глава администрации
     Алтайского края          А.А.Суриков

     г. Барнаул
     6 марта 2000 года
     N 12-ЗС




Информация по документу
Читайте также