Расширенный поиск

Постановление Правительства Забайкальского края от 24.04.2014 № 225

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

24.04.2014                                                                           N 225

 

г. Чита

 

Об утверждении государственной программы

Забайкальского края "Развитие образования

Забайкальского края на 2014-2025 годы"

 

(В редакции Постановлений Правительства Забайкальского края

от 09.07.2015 № 331; от 12.01.2016 № 1; от 23.05.2016 № 201;

от 31.05.2016 № 213; от 25.07.2016 № 327; от 09.08.2016 № 340;

от 21.12.2016 № 479; от 30.12.2016 № 521; от 19.04.2017 № 139;

 от 10.08.2017 № 330; от 03.10.2017 № 397; от 24.11.2017 № 496;

от 25.12.2017 № 564)

 

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, в целях повышения качества и социальной эффективности образования в соответствии с меняющимися запросами населения Забайкальского края, стратегиями российской образовательной политики и перспективными задачами социально-экономического и этнокультурного развития региона Правительство Забайкальского края

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

утвердить прилагаемую государственную программу Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014 - 2025 годы".

 

Исполняющий обязанности председателя

Правительства Забайкальского края                          А.И.Шеметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Забайкальского края

от 24 апреля 2014 года № 225

(в редакции постановления Правительства Забайкальского края

от 25 декабря 2017 года № 564)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

«Развитие образования Забайкальского края

на 2014–2025 годы»

 

ПАСПОРТ

государственной программы Забайкальского края

«Развитие образования Забайкальского края

на 2014–2025 годы»

 

Ответственный исполнитель программы

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (далее – Минобразования Забайкаль-ского края).

Соисполнители программы

Министерство экономического развития Забайкальского края;

Министерство территориального развития Забайкальского края;

Министерство физической культуры и спорта Забай-кальского края;

Министерство здравоохранения Забайкальского края;

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края;

Департамент управления делами Губернатора Забайкальского края.

Подпрограммы программы

Подпрограмма «Развитие дошкольного образования»;

подпрограмма «Развитие общего образования»;

подпрограмма «Развитие систем воспитания и дополнительного образования детей»;

подпрограмма «Развитие профессионального, дополни-тельного профессионального образования и науки»;

подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»;

подпрограмма «Развитие молодежной политики и системы поддержки молодежных инициатив»;

подпрограмма «Развитие кадрового потенциала системы образования»;

подпрограмма «Развитие системы профилактики и комплексного сопровождения воспитанников и обучающихся»;

обеспечивающая подпрограмма.

Цели программы

Повышение доступности, качества и социальной эффективности образования в соответствии с меняющимися запросами населения Забайкальского края, стратегиями российской образовательной политики и перспективными задачами социально-экономического и этнокультурного развития региона.

Задачи программы

1.     Обеспечение государственных гарантий прав всех детей в возрасте до 7 лет, проживающих на территории Забайкальского края, на доступное и качественное дошкольное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и потребностям заказчиков образовательных услуг.

2.     Создание условий для обеспечения государственных гарантий прав граждан, проживающих на территории Забайкальского края, на доступное и качественное общее образование, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, социокультурным и экономическим требованиям инновационного развития региона, потребностям заказчиков образовательных услуг.

3.     Создание условий для развития региональной системы воспитания, доступного и соответствующего современным требованиям дополнительного образования, обеспечи-вающих выявление и поддержку социально значимых инициатив детей, их творческую самореализацию и успешную социализацию, проявление детьми социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения.

4.     Существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Забайкальского края, в повышение конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося и выпускника.

5.     Обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качества образования.

6.     Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Забайкальского края.

7.     Развитие педагогического потенциала системы образования Забайкальского края.

8.     Совершенствование системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, развитие в Забайкальском крае комплексной, многоуровневой системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников и обучающихся, направленной на сохранение психического и психологического здоровья детей и молодежи, оказание оперативной помощи в выходе из кризисных состояний.

9.     Создание организационных условий для реализации государственной программы.

Этапы и сроки реализации программы

2014–2025 годы.

Программа реализуется в один этап.

Объемы бюджетных ассигнований программы

Всего – 151 254 455,70 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств бюджета Забайкальского края

150 578 047,90 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 13 746 179,3 тыс. рублей;

2015 год – 12 796 173,0 тыс. рублей;

2016 год – 12 686 251,3 тыс. рублей;

2017 год – 13 358 520,6 тыс. рублей;

2018 год – 7 770 995,2 тыс. рублей;

2019 год – 9 612 648,9 тыс. рублей;

2020 год – 13 434 546,6 тыс. рублей,

2021 год – 13 434 546,6 тыс. рублей;

2022 год – 13 434 546,6 тыс. рублей;

2023 год – 13 434 546,6 тыс. рублей;

2024 год – 13 434 546,6 тыс. рублей;

2025 год – 13 434 546,6 тыс. рублей;

за счет средств федерального бюджета –

580 534,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 102 674,9 тыс. рублей;

2015 год – 14 402,9 тыс. рублей;

2016 год – 309 568,1 тыс. рублей;

2017 год – 35 042,0 тыс. рублей;

2018 год – 13 162,2 тыс. рублей;

2019 год – 13 162,2 тыс. рублей;

2020 год – 15 420,4 тыс. рублей;

2021 год – 15 420,4 тыс. рублей;

2022 год – 15 420,4 тыс. рублей;

2023 год – 15 420,4 тыс. рублей;

2024 год – 15 420,4 тыс. рублей;

2025 год – 15 420,4 тыс. рублей;

из местных бюджетов – 92 873,10 тыс. рублей, в том числе по годам:

2016 год – 87 725,3 тыс. рублей;

2017 год – 5 147,8 тыс. рублей;

из внебюджетных источников – 3 000 тыс. рублей, в том числе по годам:

2017 год – 3 000 тыс. рублей.

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы

Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования) увеличится до 100 %.

Охват детей дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет), составит 50 %.

Удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях общего образования в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов) в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования составит 100 %.

Охват детей в возрасте 5–18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5–18 лет) составит 75 %;

Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения до 55 %.

Охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25–65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы) увеличится до 50 %.

Удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в общем числе образовательных организаций составит 100 %.

Доля муниципальных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве муниципальных систем общего образования составит 60 %.

Среднее значение количества баллов по единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ), полученных выпускниками, освоившими образовательные программы среднего общего образования по математике, по русскому языку, достигнет 50 баллов.

Среднее значение количества баллов по государственной итоговой аттестации (далее – ГИА), полученных выпускниками, освоившими образовательные программы основного общего образования по математике, по русскому языку, достигнет 20,5 балла.

Удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в реализуемые исполнительными органами государственной власти Забайкальского края проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет составит 24 %;

Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в государственных и муниципальных образовательных организациях края в общей численности учителей общего образования составит 30 %.

Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, от общей численности педагогических работников края составит 39,3 %.

Доля образовательных организаций, имеющих службу комплексного сопровождения обучающихся и воспитанников, от общего количества образовательных организаций составит 45 %.

Исполнение годовых бюджетных ассигнований будет составлять 100 %.


 

1.                Характеристика текущего состояния сферы образования Забайкальского края

 

Основой долгосрочной социально-экономической политики Забайкальского края на период до 2020 года являются интересы человека, улучшение качества жизни и создание условий для развития личности. Формирование инновационной экономики Забайкальского края невозможно без модернизации системы образования – базиса динамичного экономического роста и социального развития общества.

В 2014 году 46808 детей в возрасте от 3 до 7 лет получали дошкольное образование. Показатель доступности дошкольного образования в Забайкальском крае в 2014 году составил 90,77 %. В 2014 году в Забайкальском крае функционировало 488 дошкольных образовательных организаций (234 в городской местности, 254 – в сельской).

Инфраструктура общего образования включает 604 образовательных организации, больше половины из которых составляют малокомплектные школы (318) и школы, находящиеся в труднодоступной местности (37), не всегда обладающие необходимым ресурсом для предоставления услуг в соответствии с современными требованиями. Потребность в строительстве общеобразовательных школ в Забайкальском крае составляет 54 единицы (21 331 место). В 2014 году образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования осваивало 141,4 тысячи учащихся. Охват детей начальным общим, основным общим и средним общим образованием составил 91,39 % от численности детей в возрасте 7 – 17 лет.

Подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена осуществляют 38 государственных образовательных организаций профессионального образования по 42 профессиям и 89 специальностям. В образовательных организациях профессионального образования обучается 59119 человек. Охват молодежи образовательными программами среднего профессионального образования – программами подготовки квалифицированных рабочих (служащих) составил 11,8 %, программами подготовки специалистов среднего звена – 22,46 %. В Забайкальском крае функционирует 10 образовательных организаций высшего образования: 2 самостоятельных государственных вуза, 5 филиалов государственных образовательных организаций высшего образования, 2 филиала негосударственных и 1 духовная образовательная организация.

В системе образования Забайкальского края осуществляют деятельность 88 учреждений дополнительного образования, из них 17 центров, 2 дворца, 25 домов творчества, 7 станций, 36 спортивных школ, 1 спортивная школа олимпийского резерва. В них работают 3 346 детских творческих объединений. Охват детей в возрасте 5–18 лет дополнительными общеобразовательными программами составил 56,25 %.

В сфере образования занято 54 тысячи человек (8,4 % трудоспособного населения Забайкальского края). На протяжении нескольких лет наблюдается снижение численности занятости по этому виду экономической деятельности, что связано с оптимизационными процессами в отрасли.

В сфере образования продолжается реализация комплекса мероприятий, направленных на системные изменения и обеспечение современного качества образования в соответствии с актуальными и перспективными запросами потребителей образовательных услуг, состоянием и тенденциями социально-экономического развития Забайкальского края и рынка труда, требованиями государственной политики в области образования.

Государственная программа «Развитие образования Забайкальского края на 2014–2025 годы» (далее – государственная программа) как организационная основа государственной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Цели и задачи развития образовательного комплекса Забайкальского края обозначены государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 (далее – государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы), национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации
04 февраля 2010 года № ПР-271, Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года № 586 (далее – Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года). В последние годы в сфере образования были приняты важные стратегические и программные документы, определившие приоритеты в деятельности региональных органов исполнительной власти, местного самоуправления, в соответствии с которыми внесены серьезные коррективы в региональные программы и проекты в сфере образования. С 01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с 01 сентября 2013 года в Забайкальском крае реализуется Закон Забайкальского края от 11 июля 2013 года № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования». Минобразования Забайкальского края и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, реализуют мероприятия по приведению соответствующих нормативных правовых актов в соответствие с принятыми документами.

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 27 февраля  2013 года № 93-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования», являющийся инструментом координации деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и Минобразования Забайкальского края по исполнению указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года в части повышения оплаты труда педагогических работников образовательных организаций. На уровне Правительства Забайкальского края принят ряд нормативных правовых актов по новой системе оплаты труда. Совершенствование механизмов оплаты труда в настоящее время осуществляется в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной Правительством Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, предусматривающей разработку и введение показателей эффективности и результативности труда как на уровне организации, так и на уровне руководителя, каждого работника. Принят закон об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края, предусматривающий введение новой системы оплаты труда работников. Одновременно с этим разрабатываются показатели эффективности и результативности деятельности организаций, руководителя, работников (включая педагогов). С 2014 года началось поэтапное внедрение эффективного контракта в образовательных организациях.

Актуальное состояние системы образования характеризуется наличием неэффективных расходов, которые обусловлены несоответствием существующих нормативов наполняемости классов, непропорциональным соотношением педагогических и прочих работников образовательных организаций в рамках штатного расписания, наличием в системе образования края неэффективных образовательных организаций, школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях. Одной из ключевых задач в настоящее время является повышение эффективности бюджетных расходов путем реструктуризации сети образовательных организаций, снижения удельного веса численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников образовательных организаций.

Основными проблемами, на решение которых будут направлены мероприятия государственной программы, являются:

несоответствие материально-технических условий образовательных организаций поэтапному введению федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования;

наличие неэффективных управленческих и организационно-экономических механизмов в региональной системе образования;

недостаточный уровень готовности кадрового состава для реализации федеральных государственных образовательных стандартов в целях повышения качества образования;

недостаточное участие организаций различных организационно-правовых форм в ликвидации очередности на устройство детей в дошкольные образовательные организации;

несовершенство инфраструктуры, технологий, ресурсного обеспечения практики воспитания, дополнительного образования детей, организации отдыха и оздоровления детей;

несовершенство механизмов формирования регионального государственного заказа на подготовку специалистов, основанное на объективном прогнозе потребности отраслей экономики Забайкальского края в кадрах и требованиях работодателей;

недостаточный уровень развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования;

недостаточная заинтересованность представителей общественности в управлении и развитии образовательных организаций, низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса;

отсутствие условий, способствующих развитию научных исследований, как базы для практической реализации инновационного развития Забайкальского края, пропаганды инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;

недостаточный уровень развития многоуровневой системы медико-социального и психолого-педагогического сопровождения успешной социализации обучающихся.

 

2.                Перечень приоритетов государственной политики в сфере образования Забайкальского края

 

Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, которое обеспечат решение вопросов социально-экономического развития.

Основные приоритеты и цели государственной программы развития образования Забайкальского края определены на основе демографических прогнозов о количестве детей дошкольного, школьного возраста, молодежи, прогнозов развития экономики Забайкальского края, рынка труда, производственных технологий, Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, решений Правительства Забайкальского края.

Повышение уровня и качества жизни человека на основе сбалансированного развития экономики и социальной сферы с учетом интересов всех слоев населения Забайкальского края является главной целью Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года. В стратегической перспективе приоритетами развития образования определены повышение удовлетворенности населения качеством дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, формирование нового образованного и социализированного поколения жителей Забайкальского края.

Стратегическими векторами реализации государственной программы являются:

обеспечение права на качественное и доступное дошкольное, общее и профессиональное образование для всех обучающихся посредством создания в Забайкальском крае правовых, экономических и организационных условий;

обеспечение подготовки достаточного кадрового ресурса для всех сфер жизни общества в соответствии с динамикой социально-экономического развития Забайкальского края;

содействие повышению социальной активности и включенности молодежи в процессы социально-экономического развития Забайкальского края, закреплению молодых кадров в социальной сфере и производственной инфраструктуре края;

формирование точек роста в системе образования и науки Забайкальского края посредством поддержки лидеров образования, позиционирования лучших образовательных практик и научных достижений на региональном, всероссийском, международном уровнях.

Ведущей задачей перспективного развития системы образования Забайкальского края является достижение значимых социальных эффектов, функционирование региональной системы образования как механизма эффективного развития человеческого потенциала края и социально-экономической сферы региона.

Для каждого уровня образования определены ключевые задачи и направления развития. Общим направлением деятельности является совершенствование структуры и сети образовательных организаций.

По результатам анализа актуального состояния и тенденций развития системы образования в Забайкальском крае приоритетами государственной политики на данном этапе являются:

достижение к 2016 году 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;

внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования во всех организациях, реализующих программы дошкольного образования;

повышение качества общего образования, включая достижение эффективных результатов, создание современных условий, высококвалифицированное и достаточное кадровое обеспечение, оптимизация организационно-экономических механизмов управления;

обеспечение условий обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

обеспечение равного доступа обучающихся к качественным образовательным услугам;

повышение социально-экономической эффективности профессионального образования с учетом актуальных тенденций и перспектив развития сферы производства и рынка труда в Забайкальском крае и особенностей трансграничного положения региона;

реализация целостной программы взаимосвязанных изменений системы педагогического образования, повышения квалификации работающих педагогов, процедур оценки квалификации и аттестации педагогов, условий оплаты труда, базирующихся на содержании и требованиях профессионального стандарта педагога;

развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека;

развитие оценки качества профессионального образования и профессионального обучения на основе внедрения системы сертификации профессиональных квалификаций;

определение структуры контрольных цифр приема по отдельным направлениям подготовки и специальностям на основании прогнозной отраслевой и региональной потребности в кадрах;

расширение вариантов организации социальных практик и социально-культурной занятости молодежи, обеспечение государственной поддержки молодежных инициатив;

развитие сетевых моделей реализации программ дополнительного образования образовательными организациями общего и дополнительного образования детей, учреждениями культуры и спорта;

развитие служб медико-социального и психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательных организациях общего и профессионального образования, направленного на сохранение психического и психологического здоровья детей и молодежи, оказание оперативной помощи в выходе из кризисных состояний;

повышение заработной платы педагогических работников с учетом показателей эффективности и качества услуг.

 

3.                Описание целей и задач государственной программы

 

Целью государственной программы является повышение доступности, качества и социальной эффективности образования в соответствии с меняющимися запросами населения Забайкальского края, стратегиями российской образовательной политики и перспективными задачами социально-экономического и этнокультурного развития региона.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

обеспечение государственных гарантий прав всех детей в возрасте до 7 лет, проживающих на территории Забайкальского края, на доступное и качественное дошкольное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и потребностям заказчиков образовательных услуг;

создание условий для обеспечения государственных гарантий прав граждан, проживающих на территории Забайкальского края, на доступное и качественное общее образование, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, социокультурным и экономическим требованиям инновационного развития региона, потребностям заказчиков образовательных услуг;

создание условий для развития региональной системы воспитания, доступного и соответствующего современным требованиям дополнительного образования, обеспечивающих выявление и поддержку социально значимых инициатив детей, их творческую самореализацию и успешную социализацию, проявление детьми социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения;

существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Забайкальского края, в повышение конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося и выпускника;

обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование системы оценки качества образования;

создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Забайкальского края;

развитие педагогического потенциала системы образования Забайкальского края;

совершенствование системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, развитие в Забайкальском крае комплексной, многоуровневой системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников и обучающихся, направленной на сохранение психического и психологического здоровья детей и молодежи, оказание оперативной помощи в выходе из кризисных состояний;

создание организационных условий для реализации государственной программы.

Цели и задачи государственной программы соответствуют приоритетам социально-экономического развития Забайкальского края, государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы.

 

4.                Сроки и этапы реализации государственной программы

 

Государственная программа реализуется с 2014 по 2025 годы в один этап. Последовательность реализации государственной программы определяется достижением целевых показателей развития системы образования Забайкальского края в соответствии с выделенным комплексом подпрограмм.

 

5.                 Перечень основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов

 

Перечень основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов приведен в приложении № 1 «Основные мероприятия, мероприятия и объемы финансирования государственной программы» к государственной программе (далее – приложение № 1 к государственной программе).

 

6.                Перечень показателей конечных результатов государственной программы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации государственной программы

 

Перечень показателей конечных результатов государственной программы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации государственной программы приведены в приложении № 2 «Перечень показателей конечных результатов государственной программы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации государственной программы» к государственной программе (далее – приложение № 2 к государственной программе) и включают комплекс общих показателей (федеральный уровень) и частных показателей (краевой уровень). Выделение частных показателей обусловлено необходимостью мониторинга основных направлений развития краевой системы образования с учетом региональной специфики и выделенных подпрограмм.

 

7.                Информация о финансовом обеспечении государственной программы

 

Информация о финансовом обеспечении государственной программы приведена в приложении № 1 к государственной программе.

Порядки предоставления и расходования субсидий приведены в приложении № 4 к государственной программе.

Порядок расходования субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 02 марта 2017 года № 81 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

Порядок расходования субвенций, выделяемых из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 03 марта 2017 года  № 82 «О некоторых вопросах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях».

8.                Описание рисков реализации государственной программы

 

Риски реализации государственной программы, в том числе недостижения целевых значений показателей, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации представлены в таблице.

Риски реализации государственной программы

п/п

Риск

Последствия наступления

Способы минимизации

 

1

2

3

4

1.

Внешние риски

1.1.

Изменения федерального законодательства, реализация на федеральном уровне мероприятий, влияющих на содержание, сроки и результаты реализации мероприятий государственной программы

Невыполнение заявленных показателей реализации государственной программы

Мониторинг изменений федерального законодательства, реализуемых на федеральном уровне мер;

внесение в установленном порядке предложений по разрабатываемым на федеральном уровне проектам;

оперативная корректировка государственной программы

1.2.

Уменьшение объемов финансирования государственной программы

Недостаточность средств для реализации мероприятий государственной программы;

невыполнение заявленных показателей реализации государственной программы

 

Определение приоритетов для первоочередного финансирования;

привлечение средств федерального бюджета на реализацию государственной программы

1.3.

Изменение демографической ситуации в крае

Невыполнение заявленных показателей реализации государственной программы

Мониторинг демографической ситуации, своевременная корректировка государственной программы

1.4.

Низкая активность, мотивация муниципальных образований к достижению целевых значений показателей государственной программы

Невыполнение заявленных показателей реализации государственной программы

Активное взаимодействие с муниципальными образованиями;

создание инструментов мотивации, в том числе при предоставлении межбюджетных трансфертов

 

2.

Внутренние риски

2.1.

Недостаточная подготовка специалистов и (или) ответственного исполнителя

Невыполнение заявленных показателей реализации государственной программы.

Затягивание сроков реализации мероприятий

Своевременное направление специалистов на курсы повышения квалификации, обучающие мероприятия и тренинги, организация мероприятий по обмену опытом, в т.ч. с другими субъектами Российской Федерации

2.2.

Низкая мотивация специалистов и (или) ответственного исполнителя к повышению качества деятельности

Невыполнение заявленных показателей реализации государственной программы;

затягивание сроков реализации мероприятий

Разработка системы мер по стимулированию и мотивации персонала

 

9.                Прогноз сводных показателей государственных заданий по предоставлению государственных услуг (выполнению работ)

 

Прогноз сводных показателей государственных заданий по предоставлению государственных услуг (выполнению работ) представлен в приложении № 1 к государственной программе.

 

10.           Описание подпрограмм

 

Государственная программа содержит 9 подпрограмм:

подпрограмма «Развитие дошкольного образования»;

подпрограмма «Развитие общего образования»;

подпрограмма «Развитие систем воспитания и дополнительного образования детей»;

подпрограмма «Развитие профессионального, дополнительного профессионального образования и науки»;

подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»;

подпрограмма «Развитие молодежной политики и системы поддержки молодежных инициатив»;

подпрограмма «Развитие кадрового потенциала системы образования»;

подпрограмма «Развитие системы профилактики и комплексного сопровождения воспитанников и обучающихся»;

обеспечивающая подпрограмма.


 

ПОДПРОГРАММА

«Развитие дошкольного образования»

 

ПАСПОРТ

подпрограммы «Развитие дошкольного образования»

 

Ответственный исполнитель подпрограммы

Минобразования Забайкальского края

Соисполнители подпрограммы

 

Цели подпрограммы

Обеспечение государственных гарантий прав всех детей в возрасте до 7 лет, проживающих на территории Забайкальского края, на доступное и качественное дошкольное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и потребностям заказчиков образовательных услуг

Задачи подпрограммы

достижение к 2016 году стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет за счет развития региональной системы дошкольного образования, включая оптимизацию муниципальных систем, создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО), развитие альтернативных форм дошкольного образования;

развитие услуг дошкольного образования по сопровождению развития детей раннего возраста (0–3 лет), психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет;

укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных организаций и обновление содержания дошкольного образования детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в организациях, реализующих программы дошкольного образования;

совершенствование нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов поддержки негосударственного сектора дошкольного образования;

содействие развитию форм государственно-общественного управления, механизмов вовлечения родителей в образование, общественное участие в управлении образованием;

совершенствование системы психолого-педагогического просвещения родителей, поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста;

достижение стопроцентного соотношения среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании.

Этапы и сроки реализации подпрограммы

Подпрограмма реализуется в течение 2014–2025 годов в два этапа:

2014–2016 годы – этап модернизации региональной системы дошкольного образования (выполнение указов Президента Российской Федерации по 100-процентному обеспечению местами в ДОО детей в возрасте от 3 до 7 лет);

2016–2025 годы – этап стабильного развития региональной системы дошкольного образования.

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

Объем средств краевого бюджета, необходимых для финансирования подпрограммы, составляет 29 243 359,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 2 721 495,4 тыс. рублей;

2015 год – 2 783 846,4 тыс. рублей;

2016 год – 2 754 789,3 тыс. рублей;

2017 год – 2 970 671,8 тыс. рублей;

2018 год – 1 428 854,4 тыс. рублей;

2019 год – 1 730 504,6 тыс. рублей;

2020 год – 2 475 532,9 тыс. рублей;

2021 год – 2 475 532,9 тыс. рублей;

2022 год – 2 475 532,9 тыс. рублей;

2023 год – 2 475 532,9 тыс. рублей;

2024 год – 2 475 532,9 тыс. рублей;

2025 год – 2 475 532,9 тыс. рублей.

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы позволит к 2025 году достичь следующих результатов:

отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования, составит 100 %;

отношение численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составит 50 %;

численность детей в ДОО, приходящихся на одного педагогического работника, составит 12,6 чел.;

удельный вес численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации, в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими образовательному стандарту дошкольного образования, составит 100 %;

удельный вес численности семей, получающих выплаты компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных (муниципальных) образовательных организациях и негосударственном секторе, от общей численности семей с детьми, получающими дошкольное образование, составит 100 %;

удельный вес численности детей, получающих дошкольное образование в негосударственном секторе, составит не менее 2 %;

удельный вес численности детей, получающих дошкольное образование в частных дошкольных образовательных организациях, от общей численности детей в дошкольных образовательных организациях составит не менее 4 %;

отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании составит 100 %.

 

1.                Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы

 

На начало 2015 года в Забайкальском крае услуги по дошкольному образованию предоставляют 488 муниципальных ДОО, их посещают 55898 детей дошкольного возраста, из них в возрасте старше 3 лет – 47381 ребенок. Кроме этого, в 282 структурных подразделениях на базе общеобразовательных организаций получают дошкольную подготовку 3493 ребенка, в группах кратковременного пребывания, организованных при садах, школах, центрах развития детей, занимаются 2318 детей. Негосударственных дошкольных организаций в Забайкальском крае 40, из них дошкольных организаций военного ведомства – 12; Российской железной дороги – 3; частных детских садов – 6, 19 индивидуальных предпринимателей осуществляют присмотр и уход за детьми. Данные организации посещают 2103 ребенка.

Расширение доступности дошкольного образования в Забайкальском крае за последние годы позволило значительно увеличить количество организаций, реализующих программы дошкольного образования. Охват детей дошкольным образованием ежегодно увеличивается на 1,5–1,8 %.

Общая численность детей в возрасте от рождения до 7 лет, состоящих в очереди на устройство в ДОО, снижена за счет введения дополнительных 3667 мест в 2012 году, 2874 мест в 2013 году, 3250 мест в 2014 году. Увеличивается количество муниципальных районов, в которых проблема полного охвата детей от 3 до 7 лет полностью решена, а также районов, в которых охват составляет более 80 %. Вместе с тем рост доли очередников в возрасте от 3 до 7 лет сохраняется в г. Чите, п. Агинском, Читинском районе.

В соответствии с региональной дорожной картой за 4 года (с 2012 по 2015 годы) планируется создать 9496 дополнительных мест и полностью ликвидировать очередь в ДОО для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В Забайкальском крае внедряются альтернативные формы организации дошкольного образования, такие как семейные группы, группы кратковременного пребывания, лекотеки, группы присмотра и т.д.

Актуальная потребность в местах в ДОО составляла на 01 января 2015 года 4508 детей, общая очередь – 25597 детей.

С 01 января 2014 года в Забайкальском крае вступили в силу пункты 3 и 6 части 1статьи 1 Закона Забайкальского края от 11 июля 2013 года № 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования», предусматривающие отнесение к полномочиям Правительства Забайкальского края полномочия по финансовому обеспечению получения дошкольного образования в частных ДОО, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми законами Забайкальского края.

Начата реализация комплекса мероприятий, направленных на создание дополнительных мест в ДОО, путем:

развития негосударственных форм дошкольного образования, в том числе за счет привлечения частного бизнеса;

дополнительной проработки санитарных правил и норм, обеспечивающих необходимые условия для пребывания детей в указанных организациях;

реконструкции и строительства новых ДОО.

В Забайкальском крае для создания и ведения электронного реестра детей дошкольного возраста, нуждающихся в местах в дошкольных образовательных организациях, введена в эксплуатацию Автоматизированная информационная система «Е-услуги. Образование» ЗАО ИрТЕХ (г. Самара), которая отвечает унифицированным функционально-техническим требованиям Электронной очереди и совместима с федеральной системой показателей Электронной очереди.

Основными проблемами, на решение которых будут направлены мероприятия программы, являются:

дефицит мест в организациях дошкольного образования, рост потребности в местах в дошкольных образовательных организациях для детей в возрасте от 3 до 7 лет при ограниченности региональных ресурсов и низкой динамике ввода новых мест;

недостаточная развитость сектора сопровождения раннего развития детей, инфраструктуры дошкольного образования детей раннего дошкольного возраста (от 2 месяцев до 3 лет), развитие которой выступает необходимым условием обеспечения возможности участия в трудовой деятельности родителей воспитанников;

отсутствие в системе дошкольного образования полноценных условий для удовлетворения потребностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов;

диспропорция между состоянием сети образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, темпами и возможностями их развития в отдельных муниципальных районах и городских округах, в силу этого сложность обеспечения государственных гарантий доступности дошкольного образования для всех слоев населения края;

различный уровень стартовых возможностей дошкольных образовательных организаций (материально-технических, кадровых) муниципальных образований и городских округов с позиций обеспечения доступности и качества образовательных услуг, эффективного перехода на федеральные государственные программы дошкольного образования (далее - ФГОС ДО);

несоответствие материально-технических условий образовательных организаций для введения ФГОС ДО;

недостаточная готовность педагогических работников, административно-управленческого персонала для реализации ФГОС ДО, низкие темпы обновления состава педагогических кадров;

недостаточная развитость в регионе негосударственного сектора дошкольного образования, вариативных форм дошкольного образования;

необходимость обеспечения открытости процесса комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций, эффективного функционирования автоматизированной информационной системы электронной записи детей и комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций, включая кадровое, методическое, техническое и финансовое обеспечение;

потребность в расширении спектра инструментов информирования и обратной связи с населением, создания условий для активного вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс, независимую оценку качества дошкольного образования.

 

2.     Перечень приоритетов государственной политики в сфере реализации подпрограммы

 

Приоритеты в сфере дошкольного образования определены в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года.

Перспективное развитие региональной системы дошкольного образования Забайкальского края, ориентированное на доступность качественных образовательных услуг, определяет следующие приоритеты:

обеспечение правовых гарантий на бесплатное и доступное дошкольное образование для всех детей до 7 лет, включая детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

достижение к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;

обеспечение доступности дошкольного образования для детей раннего возраста – от 2 месяцев до 3 лет;

развитие системы комплексного сопровождения детей дошкольного возраста, включая раннее комплексное вмешательство с целью коррекции развития детей с отклонениями в развитии;

внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования во всех организациях, реализующих программы дошкольного образования;

увеличение доли негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного образования, содействие развитию вариативных форм дошкольного образования;

содействие развитию частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования;

закрепление форм государственно-общественного управления дошкольными образовательными организациями, участие родителей и общественности в независимой оценке качества дошкольного образования;

достижение целевых показателей заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации и с учетом показателей эффективности и качества услуг.

 

3.     Описание целей и задач подпрограммы

 

Цель подпрограммы – обеспечение государственных гарантий прав всех детей в возрасте до 7 лет, проживающих на территории Забайкальского края, на доступное и качественное дошкольное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и потребностям заказчиков образовательных услуг.

Задачи подпрограммы:

достижение к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет за счет развития региональной системы дошкольного образования, включая оптимизацию муниципальных систем, создание дополнительных мест в ДОО, развитие альтернативных форм дошкольного образования;

развитие услуг дошкольного образования по сопровождению развития детей раннего возраста (0–3 лет), психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет;

укрепление материально-технической базы ДОО и обновление содержания дошкольного образования детей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в организациях, реализующих программы дошкольного образования;

совершенствование нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов поддержки негосударственного сектора дошкольного образования;

содействие развитию форм государственно-общественного управления, механизмов вовлечения родителей в образование, общественное участие в управлении образованием;

совершенствование системы психолого-педагогического просвещения родителей, поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста;

достижение 100-процентного соотношения среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании.

4.    Этапы и сроки реализации подпрограммы

         Подпрограмма реализуется в течение 2014–2020 годов в два этапа:

2014–2016 годы – этап модернизации региональной системы дошкольного образования (выполнение указов Президента Российской Федерации по 100-процентному обеспечению местами в ДОО детей в возрасте от 3 до 7 лет);

2016–2025 годы – этап стабильного развития региональной системы дошкольного образования.

5.                Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов

Перечень основных мероприятий подпрограммы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов приведен в приложении № 1 к государственной программе.

6. Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы

Перечень показателей конечных результатов подпрограммы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации подпрограммы приведены в приложении № 2 к государственной программе и включают комплекс общих показателей (федеральный уровень) и частных показателей (краевой уровень). Выделение частных показателей обусловлено необходимостью мониторинга основных направлений развития краевой системы образования с учетом региональной специфики и выделенных подпрограмм.

7. Информация о финансовом обеспечении подпрограммы

Информация о финансовом обеспечении подпрограммы приведена в приложении № 1 к государственной программе.

8. Описание рисков реализации подпрограммы

Риски реализации подпрограммы, в том числе недостижения целевых значений показателей, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации представлены в таблице.

Риски реализации подпрограммы

п/п

Риск

Последствия наступления

Способы минимизации

 

 

1

2

3

4

1.

Внешние риски

1.1.

Изменения федерального законодательства, реализация на федеральном уровне мероприятий, влияющих на содержание, сроки и результаты реализации мероприятий подпрограммы

Невыполнение заявленных показателей реализации подпрограммы

Мониторинг изменений федерального законодательства, реализуемых на федеральном уровне мер;

внесение в установленном порядке предложений по разрабатываемым на федеральном уровне проектам;

оперативная корректировка подпрограммы

1.2.

Уменьшение объемов финансирования подпрограммы

Недостаточность средств для реализации мероприятий подпрограммы;

невыполнение заявленных показателей реализации подпрограммы

Определение приоритетов для первоочередного финансирования;

привлечение средств федерального бюджета на реализацию подпрограммы

1.3.

Изменение демографической ситуации в крае

Невыполнение заявленных показателей реализации подпрограммы

Мониторинг демографической ситуации, своевременная корректировка подпрограммы

1.4.

Низкая активность, мотивация муниципальных образований к достижению целевых значений показателей подпрограммы

Невыполнение заявленных показателей реализации подпрограммы

Активное взаимодействие с муниципальными образованиями;

создание инструментов мотивации, в том числе при предоставлении межбюджетных трансфертов

2.

Внутренние риски

2.1.

Недостаточная подготовка специалистов и (или) ответственного исполнителя

Невыполнение заявленных показателей реализации подпрограммы;

затягивание сроков реализации мероприятий

Своевременное направление специалистов на курсы повышения квалификации, обучающие мероприятия и тренинги, организация мероприятий по обмену опытом, в т.ч. с другими субъектами Российской Федерации

2.2.

Низкая мотивация специалистов и (или) ответственного исполнителя к повышению качества деятельности

Невыполнение заявленных показателей реализации подпрограммы;

затягивание сроков реализации мероприятий

Разработка системы мер по стимулированию и мотивации персонала


Информация по документу
Читайте также