Расширенный поиск

Решение Областного Суда Амурской области от 19.01.1999 б/н

 
                                 РЕШЕНИЕ
   
                      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                       Утратилo силу - Определение
                                       Верховного суда Российской
                                   Федерации от 23.03.99 г. N 59-Г99-4

        19 января 1999 года Амурский областной суд в составе:
        председательствующего Осиповой Г.В.,
        с участием прокурора Вечкановой Т.Н.,
        при секретаре Кузьминой С.А.
        рассмотрев в открытом судебном заседании  дело  по  заявлению
   прокурора Амурской  области  о признании незаконными Постановлений
   Главы Администрации Амурской области от 18 мая 1998 г.  N 207  "Об
   адресной выплате   ежемесячного  пособия  на  ребенка  в  Амурской
   области" и N 437 от 16 сентября 1998 года "О внесении изменений  в
   Постановление Главы Администрации Амурской области N 207 от 18 мая
   1998 года "Об адресной выплате ежемесячного пособия на  ребенка  в
   Амурской области", установил:
        18 мая 1998 года Глава Администрации Амурской области  принял
   Постановление N  207  "Об адресной выплате ежемесячного пособия на
   ребенка в Амурской области",  согласно которому  установлена  с  1
   июля 1998  года  первоочередная выплата пособий на ребенка семьям,
   среднедушевой доход которых не превышает  150  процентов  величины
   прожиточного минимума   в   Амурской   области,  установленного  в
   соответствии с  Федеральным  законом  "О  прожиточном  минимуме  в
   Российской Федерации".
        16 сентября 1998 года Глава  Администрации  Амурской  области
   принял Постановление  N  437  от 16 сентября 1998 года "О внесении
   изменений в Постановление Главы Администрации Амурской  области  N
   207 "Об   адресной  выплате  ежемесячного  пособия  на  ребенка  в
   Амурской области" от 18 мая 1998 года",  в соответствии с  которым
   внесены изменения  в ч.  1 п.  1 постановления N 207 и установлено
   производить выплату ежемесячного пособия на ребенка за  июль  1998
   года и   последующие   месяцы  в  первоочередном  порядке  семьям,
   среднедушевой доход которых не превышает 50% прожиточного минимума
   в Амурской области.
        Прокурор Амурской области обратился  в  суд  с  заявлением  о
   признании недействительными   постановлений   Главы  Администрации
   Амурской области N 207 от 18 мая 1998 года и N 437 от 16  сентября
   1998 года,   поскольку   приняты   они  в  нарушение  действующего
   Федерального закона  Российской   Федерации   "О   государственных
   пособиях гражданам,   имеющим   детей"  от  19  мая  1995  года  и
   Конституции РФ.
        В судебном  заседании  прокурор  отдела  прокуратуры Амурской
   области по надзору за  судебными  постановлениями  по  гражданским
   делам поддержал заявление прокурора Амурской области и указал, что
   постановлениями Главы Администрации Амурской области N 207  от  18
   мая 1998   года  и  N  437  от  16  сентября  1998  года  нарушены
   конституционные права граждан Российской Федерации  на  социальное
   обеспечение, незаконно     установлена    очередность    получения
   ежемесячного пособия на ребенка лицам,  имеющим право на получение
   такого пособия   в   соответствии  с  Федеральным  законом  РФ  "О
   государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
        Установлением первоочередной   выплаты   пособий   на   детей
   гражданам, среднедушевой доход которых составляет  менее  150%,  а
   затем менее  50%  прожиточного  минимума в Амурской области, Глава
   Администрации Амурской  области   фактически   лишил   возможности
   своевременного получения  пособий  на детей иных граждан,  имеющих
   право на получение такого пособия.
        Представитель администрации   Амурской   области   заявленные
   требования прокурора Амурской области признал частично и  пояснил,
   что названные  постановления были приняты в соответствии с указами
   Президента Российской Федерации от 6 мая 1998 года N 495  и  от  8
   августа 1998  года N 923,  рекомендовавшими органам исполнительной
   власти субъектов Российской Федерации при выплате детских  пособий
   в приоритетном  порядке  производить  их выплату семьям с доходами
   ниже прожиточного минимума,  установленного в субъектах Российской
   Федерации, исходя  из фактически имеющихся финансовых возможностей
   областного бюджета и в целях защиты наименее обеспеченных семей.
        Принятое Постановление N 207 от 18 мая 1998 года "Об адресной
   выплате ежемесячного  пособия  на  ребенка  в  Амурской  области",
   определившее приоритетную  выплату  ежемесячного  пособия  семьям,
   среднедушевой доход   которых   не   превышает    150%    величины
   прожиточного минимума   в   Амурской   области,   не  противоречит
   действующему законодательству,   регулирующему   вопросы   выплаты
   государственных пособий   на   детей,  и  соответствует  названным
   указам Президента РФ.
        Что касается Постановления Главы Администрации от 16 сентября
   1998 года N 437 "О внесении изменений в постановление N 207 от  18
   мая 1998   года",   то   оно  действительно  принято  в  нарушение
   законодательства, регулирующего вопросы выплаты пособий гражданам,
   имеющим детей,  и  поэтому постановлением Главы Администрации N 31
   от 19 января 1999 года отменено.
        В связи   с   тем,   что   оспариваемые  постановления  Главы
   Администрации Амурской  области  приняты  во   исполнение   указов
   Президента РФ  N  495 от 6 мая 1998 года и N 923 от 8 августа 1998
   года, просит  сделать  запрос  в  Конституционный  суд  Российской
   Федерации о  соответствии  названных указов Президента Конституции
   Российской Федерации  и  Федеральному  закону  "О  государственных
   пособиях гражданам, имеющим детей".
        Выслушав доводы сторон,  изучив материалы дела,  суд  находит
   заявление прокурора Амурской области подлежащим удовлетворению.
        В силу ч.  1 п. "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации в
   совместном ведении  Российской  Федерации  и  субъектов Российской
   Федерации находится    координация    вопросов    защиты    семьи,
   материнства, отцовства и детства.
        Исходя из этого, ст. 2 Федерального закона "О государственных
   пособиях гражданам,   имеющим   детей"  установила,  что  вопросы,
   регулирующие выплаты  пособий,  относятся  к  совместному  ведению
   Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
        В соответствии с ч.  5 ст.  76 Конституции РФ законы  и  иные
   нормативные акты   субъектов   Российской   Федерации   не   могут
   противоречить федеральным законам.  В  случае  противоречия  между
   федеральным законом   и   иным   нормативным   актом,  изданным  в
   Российской Федерации, действует федеральный закон.
        Федеральный закон   "О  государственных  пособиях  гражданам,
   имеющим детей"  устанавливает   единую   систему   государственных
   пособий гражданам,  имеющим  детей,  в  связи  с  их  рождением  и
   воспитанием, которая обеспечивает гарантированную  государственную
   материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
        Поскольку вопросы,  связанные  с   выплатой   государственных
   пособий гражданам,  имеющим детей,  находятся в совместном ведении
   Российской Федерации и субъектов  Российской  Федерации,  субъекты
   Российской Федерации  вправе  принимать  законы и иные нормативные
   акты, регулирующие вопросы выплаты таких пособий.
        Однако ст.  2 Федерального закона "О государственных пособиях
   гражданам, имеющим детей" прямо указывает, что субъекты Российской
   Федерации принимают    законы    и    иные    нормативные    акты,
   устанавливающие дополнительные виды материальной поддержки семей с
   детьми.
        Ст. 19 Конституции  РФ  гарантирует  равенство  прав  граждан
   перед законом независимо от имущественного положения.
        В соответствии  с  чем,  статьей   16   федерального   закона
   определено, что право на получение ежемесячного пособия на ребенка
   имеет один из родителей (усыновителей,  опекунов,  попечителей) на
   каждого рожденного,    усыновленного,    принятого    под    опеку
   (попечительство), совместно  проживающего   с   ним   ребенка   до
   достижения им    возраста    шестнадцати    лет    (на   учащегося
   общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения,  но не
   более чем до достижения им возраста восемнадцати лет), т. е. закон
   не связывает получение пособия на ребенка со среднедушевым доходом
   семей, имеющих право на получение такого пособия.
        Таким образом,  Постановления  Главы  Администрации  Амурской
   области N   207   от   18  мая  1998  года  "Об  адресной  выплате
   ежемесячного пособия на ребенка в Амурской области" и N 437 от  16
   сентября 1998  года  "О  внесении  изменений в Постановление Главы
   Администрации от 18 мая 1998  года  N  207  "Об  адресной  выплате
   ежемесячного пособия на ребенка в Амурской области",  установившие
   с 1  июля  1998  года  первоочередную  выплату   пособий   семьям,
   среднедушевой доход   которых  не  превышает  150%,  а  затем  50%
   величины прожиточного минимума в  Амурской  области,  находятся  в
   противоречии с  Федеральным законом РФ "О государственных пособиях
   гражданам, имеющим детей".
        Установленной очередностью  на  получение  пособий на ребенка
   иные граждане, имеющие право на получение такого пособия и имеющие
   среднедушевой доход более 50%  и более 150% прожиточного минимума,
   установленного в  Амурской  области,   фактически   лишены   права
   получать гарантированную  государством  материальную  поддержку на
   детей.
        При таких   обстоятельствах   указанные  постановления  Главы
   Администрации Амурской области нельзя признать законными.
        Ссылка представителя  Главы Администрации Амурской области на
   указы Президента Российской Федерации N 495 от 5 мая 1998 года  "О
   дополнительных мерах   по  обеспечению  выплаты  заработной  платы
   работникам бюджетной   сферы   и   оздоровлению    государственных
   финансов" и  N  923 от 8 августа 1998 года "О первоочередных мерах
   по обеспечению выплаты ежемесячного пособия на ребенка"  не  может
   быть принята во внимание по следующим обстоятельствам:
        во-первых, названные Указы Президента Российской Федерации  в
   части обеспечения   выплат   по  ежемесячным  пособиям  гражданам,
   имеющим детей,  носят  рекомендательный  характер  и  не  подлежат
   обязательному применению;
        во-вторых, указ Президента РФ  N  495  от  5  мая  1998  года
   рекомендует органам  исполнительной  власти  субъектов  Российской
   Федерации обеспечить   погашение    задолженности    по    выплате
   ежемесячных пособий  гражданам,  имеющим  детей,  предусмотрев  их
   выплату в  первоочередном   порядке   семьям   с   доходами   ниже
   прожиточного минимума,  то  есть речь идет о выплате задолженности
   по пособиям на ребенка, но не о текущих платежах.
        Что касается  указа  Президента N 923 от 8 августа 1998 года,
   то содержащаяся  в  указе  рекомендация  об  осуществлении  выплат
   пособия семьям    с    доходами    ниже   прожиточного   минимума,
   установленного в  субъектах  Российской  Федерации,  находится   в
   противоречии с федеральным законом и ст. 39 Конституции Российской
   Федерации, гарантирующей каждому получение социального обеспечения
   для воспитания детей, и не подлежит применению.
        В соответствии с ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации
   указы и  распоряжения  Президента  Российской  Федерации не должны
   противоречить Конституции  Российской  Федерации   и   федеральным
   законам.
        Исходя из смысла указанной нормы нормативные указы Президента
   Российской Федерации подлежат применению при разрешении конкретных
   судебных дел, если они не противоречат Конституции  и  федеральным
   законам.
        Запрос в Конституционный суд Российской Федерации может  быть
   направлен судом  при  разрешении  конкретного  дела  лишь в случае
   неопределенности в вопросе о  том,  соответствует  ли  Конституции
   Российской Федерации примененный или надлежащий применению закон.
        В данном  конкретном  случае  какой-либо  неопределенности  в
   применении закона  у  суда  не  возникло,  поэтому  оснований  для
   обращения в Конституционный суд РФ у суда не имеется.
        Указание представителя   Главы   Администрации   о  том,  что
   постановление N  437   от   16   сентября   1998   года   отменено
   постановлением Главы  Администрации  N  31 от 19 января 1999 года,
   также не может быть принято судом во внимание, поскольку указанное
   постановление об  отмене  постановления  N 437 от 16 сентября 1998
   года не вступило в законную силу, и прокурор в этой части от своих
   требований о  признании  постановления  N  437 от 16 сентября 1998
   года незаконным не отказался.
        В силу изложенного,  руководствуясь ст.  191 - 197 ГПК РСФСР,
   суд решил:
        Удовлетворить заявление прокурора Амурской области.
        Признать Постановления Главы Администрации Амурской области N
   207 от  18 мая 1998 года "Об адресной выплате ежемесячного пособия
   на ребенка в Амурской области" и N 437 от 16 сентября 1998 года "О
   внесении изменений  в  Постановление  Главы Администрации Амурской
   области N  207  от  18  мая  1998  года   "Об   адресной   выплате
   ежемесячного пособия   на   ребенка   в   Амурской   области"   не
   соответствующими Федеральному  закону  Российской   Федерации   "О
   государственных пособиях     гражданам,     имеющим    детей"    и
   недействительными со дня  их  издания:  18  мая  1998  года  и  16
   сентября 1998 года.
        Решение может быть обжаловано или опротестовано  в  Верховный
   суд Российской  Федерации  в  десятидневный  срок  через  Амурский
   областной суд.
   
                                                 Председательствующий
                                                            (подпись)

Информация по документу
Читайте также