Расширенный поиск

Постановление правительства Воронежской области от 29.10.2015 № 834

Правительство Воронежской области

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 29 октября 2015 г. № 834

 

Об утверждении государственной

программы Воронежской области

«Обеспечение доступным и

комфортным жильем населения

Воронежской области»

 

 

 

 В целях повышения эффективности бюджетных расходов, перехода к программной структуре расходов бюджета и программно-целевому управлению, в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 06.09.2013 № 786 «О порядке принятия решений о разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области» и распоряжением правительства Воронежской области от 13.06.2013 № 451-р «Об утверждении перечня государственных программ Воронежской области» правительство Воронежской области

п о с т а н о в л я е т:

 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области».

 2. Признать утратившими силу:

 - постановление правительства Воронежской области от 25.12.2013 № 1162 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области»;

 - постановление правительства Воронежской области от 28.03.2014 № 263 «О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 25.12.2013 №1162»;

 - постановление правительства Воронежской области от 18.04.2014 № 345 «О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 25.12.2013 №1162»;

 - постановление правительства Воронежской области от 05.06.2014 № 494 «О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 25.12.2013 №1162»;

 - постановление правительства Воронежской области от 21.07.2014 № 676 «О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 25.12.2013 №1162»;

 - постановление правительства Воронежской области от 27.10.2014 № 958 «О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 25.12.2013 №1162»;

 - постановление правительства Воронежской области от 03.04.2015 № 229 «О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 25.12.2013 №1162».

 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.

 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Воронежской области – руководителя аппарата губернатора и правительства Воронежской области Макина Г.И.

 

 

 

       Исполняющий обязанности

губернатора Воронежской области                                             Г.И. Макин

 

 

 

 

 


Утверждена

постановлением правительства

Воронежской области

от  29 октября 2015 г.  № 834

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ  ЖИЛЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

ПАСПОРТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ

НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент строительной политики Воронежской области

Исполнители государственной программы

Департамент строительной политики Воронежской области.

Департамент экономического развития Воронежской области.

Департамент социальной защиты Воронежской области.

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.

Управление архитектуры и градостроительства Воронежской области.

Инспекция государственного строительного надзора Воронежской области.

Государственная жилищная инспекция Воронежской области

Основные разработчики государственной программы

Департамент строительной политики Воронежской области.

Департамент экономического развития Воронежской области.

Департамент социальной защиты Воронежской области.

Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.

Управление архитектуры и градостроительства Воронежской области.

Инспекция государственного строительного надзора Воронежской области.

Государственная жилищная инспекция Воронежской области

Подпрограммы государственной программы и основные мероприятия

Подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области».

Подпрограмма 2 «Развитие градостроительной деятельности».

Подпрограмма 3 «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Воронежской области».

Подпрограмма 4 «Обеспечение реализации государственной программы».

Подпрограмма 5 «Формирование жилищного фонда Воронежской области»

Цель государственной программы

Повышение качества жилищного обеспечения населения Воронежской области путем повышения доступности жилья

Задачи государственной программы

1. Повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения Воронежской области, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в обеспечении жильем.

2. Реализация основных направлений государственной политики Воронежской области в сфере архитектуры и градостроительной деятельности; формирование эффективной системы пространственного развития и административно-территориального устройства в Воронежской области, направленной на обеспечение реализации конституционных прав граждан на экологически безопасную среду жизнедеятельности, права на жилище, труд и другие социальные гарантии, создание комфортных условий проживания населения и устойчивого развития территорий области посредством определения границ населенных пунктов, а также создание условий для повышения качества архитектурной деятельности на территории Воронежской области.

3. Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Воронежской области.

4. Создание в Воронежской области производства номенклатуры современных высококачественных ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с учетом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для полного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

1. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда, %.

2. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя области, кв. м/чел.

3. Средняя продолжительность периода с даты выдачи разрешения на строительство жилого здания до даты получения разрешения на ввод жилого здания в эксплуатацию, месяцев

Этапы и сроки реализации государственной программы

Реализация программы: 2016 - 2021 годы.

Этап 1: 2016 - 2017 годы.

Этап 2: 2018 - 2021 годы

Объемы и источники финансирования государственной программы (в действующих ценах каждого года реализации подпрограммы государственной программы)

Объем финансирования государственной программы составляет 50120724,21 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет – 3150981,00 тыс. рублей;

- областной бюджет – 11584694,67 тыс. рублей;

- местные бюджеты – 463863,38 тыс. рублей;

- средства юридических лиц – 27284578,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц – 7636607,16 тыс. рублей;

в том числе по годам реализации государственной программы:

2016 год:

всего – 12288047,11 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет – 553491,00 тыс. рублей;

- областной бюджет – 1830166,36 тыс. рублей;

- местные бюджеты – 73181,89 тыс. рублей;

- средства юридических лиц – 8538440,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц – 1292767,86 тыс. рублей;

2017 год:

всего – 11437406,43 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет – 558360,00 тыс. рублей;

- областной бюджет – 1664142,51 тыс. рублей;

- местные бюджеты – 130606,06 тыс. рублей;

- средства юридических лиц – 7801530,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц – 1282767,86 тыс. рублей;

2018 год:

всего – 10954070,09тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет – 503829,00 тыс. рублей;

- областной бюджет – 2077578,10 тыс. рублей;

- местные бюджеты – 140335,13 тыс. рублей;

- средства юридических лиц – 6959560,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц – 1272767,86 тыс. рублей;

2019 год:

всего – 7349586,46 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет – 507798,00 тыс. рублей;

- областной бюджет – 2008560,90 тыс. рублей;

- местные бюджеты – 40719,70 тыс. рублей;

- средства юридических лиц – 3524740,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц – 1267767,86 тыс. рублей;

2020 год:

всего – 4046309,06 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет – 511767,00 тыс. рублей;

- областной бюджет – 2002109,90 тыс. рублей;

- местные бюджеты – 39510,30 тыс. рублей;

- средства юридических лиц – 230154,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц – 1262767,86 тыс. рублей;

2021 год:

всего – 4045305,06 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

- федеральный бюджет – 515736,00 тыс. рублей;

- областной бюджет – 2002136,90 тыс. рублей;

- местные бюджеты – 39510,30 тыс. рублей;

- средства юридических лиц – 230154,00 тыс. рублей;

- средства физических лиц – 1257767,86 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы

Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда - в 2021 году 3,15 %.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя области, - 33,4 кв. м/чел в 2021 году.

Средняя продолжительность периода с даты выдачи разрешения на строительство жилого здания до даты получения разрешения на ввод жилого здания в эксплуатацию составит 18,9 месяца

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Реализация права граждан на жилище, обеспечение достойных и доступных условий проживания - одна из фундаментальных задач правового государства. Сферой реализации государственной программы Воронежской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области» (далее – государственная программа) является  развитие жилищного строительства и строительного комплекса Воронежской области.

Жилищная проблема в Российской Федерации, в частности в Воронежской области, определяет необходимость дальнейшего внедрения системы адресной поддержки льготных категорий граждан как неотъемлемой части стабилизации и осуществления структурных изменений в экономике.

Жилье значительной части населения региона не отвечает современным требованиям благоустройства, 10 % населения области проживают в ветхом или аварийном жилом фонде. По экспертным оценкам, для удовлетворения спроса на жилье со стороны граждан, желающих самостоятельно улучшить жилищные условия, и граждан, нуждающихся в государственной поддержке, до 2021 года требуется построить в Воронежской области 4,5 млн кв. метров жилья.

По итогам 2014 года в области было введено 21709 квартир общей площадью 1560 тыс. кв. метров, что на 15 % выше уровня прошлого года и на 31 % выше планового значения, установленного для Воронежской области Минстроем России, 60 % от общего ввода жилья в области, или 926 тыс. кв. метров, в 2014 году построено в городском округе город Воронеж. Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме построенного жилья по области составляет 34 %, или 535 тыс. кв. метров.

По уровню объема ввода общей площади жилья Воронежская область занимает лидирующие позиции среди субъектов Центрального федерального округа, а с 2013 года входит в тройку лидеров, уступая лишь Московской области и городу Москве.

В различной степени строительства по состоянию на 01.01.2015 находится 3 690 тыс. кв. метров многоквартирных жилых домов.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя области, введенная в действие с начала года, составила 0,67 кв. метра на 1 человека. При этом среднее значение по ЦФО - 0,59 кв. метра, по Российской Федерации - 0,55.

Обеспеченность жильем населения Воронежской области выросла с 27,2 до 27,8 кв. метра на 1 человека (ЦФО - 25,9 кв. метров на человека, РФ - 24,2 кв. метра на человека).

Согласно официальным статистическим данным рыночная стоимость жилья по итогам 2014 года на первичном рынке составила 44741 рубль за кв. метр (107 % к уровню предыдущего года), на вторичном рынке - 48137 рублей за кв. метр (101,5 % к уровню предыдущего года). Общий уровень инфляции в 2014 году в России, по данным Росстата, составил 11,4 %.

Норматив средней рыночной стоимости 1 кв. метра, установленный Минстроем России на IV квартал 2014 года для Воронежской области, составил 31403 рубля.

По итогам 2014 года жилищный фонд в Воронежской области составил 64,7 млн кв. метров общей площади, в том числе в городских поселениях - 41,1 млн кв. метров (63,5 % общей площади), в сельской местности - 23,6 млн кв. метров (36,5 % общей площади).

В частной собственности находится около 92 % жилищного фонда, причем 88 % являются собственностью граждан.

Количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 29.12.2010 № 1140, по состоянию на 01 сентября 2013 года составляло 8445. По состоянию на 01 сентября 2015 года в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Воронежской области»,  утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 25.12.2013 № 1162 – 5386 семей.

Мероприятия по развитию социальной ипотеки с 2005 года в области имеют программно-целевой статус. Для работы социальной ипотеки создана необходимая правовая база, регламентирован порядок оказания поддержки гражданам в приобретении жилых помещений с помощью ипотечных кредитов и займов.

На оказание финансовой помощи отдельным категориям ипотечных заемщиков в 2005 - 2014 годах из областного бюджета было выделено 456,3 млн рублей. С поддержкой государства нуждающимися в жилых помещениях льготными категориями населения приобретено порядка 114 тыс. кв. метров общей площади жилья. Поддержку в приобретении жилья получили 1,9 тыс. семей.

Согласно статистическим данным, в области состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, 8,2 тысячи молодых семей.

Таким образом, анализ современного состояния в жилищной сфере показывает, что:

- преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;

- практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;

- рынок жилищного строительства отличается недостаточным уровнем развития конкуренции, высокими административными барьерами, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;

- государство как основной заказчик на рынке жилищного строительства не использует возможность влияния на данный рынок для внедрения новых технологий, новых проектных решений и снижения цен на рынке жилья. Отсутствие единой ценовой политики приобретения или строительства жилья для удовлетворения государственного спроса, координации такого спроса в различных регионах и муниципальных образованиях страны приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств;

- жилищный фонд, переданный в собственность граждан, так и не стал предметом ответственности собственников.

Динамика развития жилищной сферы в период до 2021 года будет определяться воздействием ряда факторов. В результате предпринятых мер государственного регулирования и наличия неудовлетворенного платежеспособного спроса со стороны ряда категорий граждан ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье в реальном выражении. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли жилья экономического класса и арендного жилья. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку. Окончание срока бесплатной приватизации жилья 01.03.2016 приведет к активизации строительства жилищного фонда социального использования. Вместе с тем сохранится высокая зависимость жилищной сферы от динамики макроэкономических показателей, которые будут оказывать существенное влияние на доходы населения, а также на процентную ставку и иные параметры ипотечного жилищного кредитования, определяющие уровень доступности жилья. Данные факторы определяют существенные риски реализации государственной программы.

В градостроительной сфере Воронежской области ведется планомерная работа по реализации государственной политики. По состоянию на 01.01.2015 все муниципальные образования Воронежской области (31 муниципальный район, 3 городских округа и 437 поселений) имеют утвержденные документы территориального планирования и градостроительного зонирования. В связи с крайней недостаточностью средств в местных бюджетах муниципальных образований Воронежской области разработка указанных документов в 2009 - 2011 годах осуществлялась с привлечением средств областного бюджета. При подготовке документов территориального планирования софинансирование работ из средств областного бюджета составило 50 % от стоимости муниципальных контрактов, а при подготовке правил землепользования и застройки – 95 %.

В 2012 - 2013 годах была продолжена работа по обеспечению органов местного самоуправления градостроительной документацией - обеспечено предоставление субсидий заинтересованным органам местного самоуправления из средств областного бюджета на подготовку проектов планировки в размере 95 % от стоимости муниципальных контрактов и подготовку материалов для установления границ населенных пунктов в размере 85 % от стоимости муниципальных контрактов.

Эффективная реализация государственной политики в сфере архитектуры и градостроительства невозможна без постоянного развития профессиональных компетенций специалистов данной сферы. В свою очередь, развитие архитектурного творчества и образования невозможно в отрыве от участия молодых архитекторов-студентов и архитекторов-профессионалов в обсуждении актуальных проблем и задач, стоящих перед сферой архитектуры и градостроительства. Долгосрочной миссией управления архитектуры и градостроительства Воронежской области является формирование комфортной среды обитания, благоприятной для жизни и безопасной для здоровья человека, способствующей его физическому и духовному развитию, посредством создания условий для безбарьерной инвестиционной среды в регионе, междисциплинарного анализа общественного запроса на развитие территорий и использование градостроительных средств, максимальной информационной открытости государственных структур и организаций, вовлеченных в архитектурно-градостроительную практику.

В связи с этим необходимо создание условий для повышения качества архитектурной деятельности путем развития и популяризации архитектурного творчества и неформального архитектурного образования посредством организации разноформатных рабочих пространств в рамках проведения деловых, конкурсных и выставочных мероприятий в сфере архитектуры и градостроительства.

В строительной индустрии Воронежской области сформирован достаточно мощный потенциал по производству строительных материалов, изделий и конструкций. В регионе функционируют предприятия, выпускающие широкую номенклатуру продукции: сборные железобетонные конструкции, товарные бетоны и растворы, стеновые мелкоштучные материалы, цемент, известь, мел, сухие строительные смеси, нерудные строительные материалы, теплоизоляционные материалы, керамические изделия и лакокрасочные материалы.

Общее число крупных и средних предприятий промышленности строительных материалов в Воронежской области превышает 200 единиц. Среднегодовая численность всех работающих в отрасли колеблется в пределах 9,0 - 12,0 тыс. человек, что соответствует 0,6 - 0,8 % активного населения, проживающего на территории области. Уровень рентабельности выпускаемой продукции с учетом производства субъектов малого предпринимательства - 7 – 11 %. Основная масса предприятий расположена на северо-западе области. Только в г. Воронеже находится 8 крупных заводов по производству бетонных и железобетонных изделий, стеновых материалов, керамических изделий. В восточных и юго-восточных районах области наблюдается дефицит мощностей промышленности строительных материалов, что обусловливает ввоз необходимых для строительства на их территории изделий и конструкций из других районов и даже соседних областей - Саратовской, Липецкой, Белгородской и др. Это приводит к дополнительным транспортным затратам и, соответственно, увеличению стоимости строительных материалов.

В 2014 году на территории Воронежской области завершилась реализация нескольких инвестиционных проектов в сфере стройиндустрии:

- проект «Строительство завода по производству железобетонных изделий для крупнопанельного домостроения с применением энергоэффективных технологий фирмы «WECKENMANN» ООО «СовТехДом» (объем инвестиций по проекту составил 1,55 млрд рублей);

- ООО «СпецСтальТехМонтаж» на территории индустриального парка «Масловский» введен в эксплуатацию завод по производству металлоконструкций: балок из проката и прогона, балок сварных, колонн, ферм, полнокомплектных металлических каркасов промышленных, гражданских зданий и сооружений (объем инвестиций составил 317 млн рублей).

Выходит на проектную мощность завод по производству цемента ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ групп», введенный в эксплуатацию в 2013 году в Подгоренском муниципальном районе. По итогам 2014 года было произведено более 1,3 млн тонн цемента.

В 2015 году введен в эксплуатацию завод объемно-блочного домостроения с применением эффективных технологий «ВЫБОР-ОБД».

По сравнению с 2013 годом в 2014 году производство основных строительных материалов увеличено в среднем на 8 %.

Динамика производства основных строительных материалов и изделий в Воронежской области согласно официальным статистическим данным представлена ниже.

 

Наименование

Ед. измерения

2013 год

2014 год

Отношение, %

Известь строительная

тыс. тонн

370,2

430,9

116,4

Кирпич строительный (включая камни)

млн кирпичей усл.

209,0

199,1

95,3

Блоки мелкие стеновые из ячеистого бетона (газосиликат)

млн кирпичей усл.

370,2

398,7

107,6

Конструкции и детали сборные железобетонные

тыс. м. куб.

764,4

741,2

97,0

Материалы строительные нерудные

тыс. м. куб.

10504,0

12114,1

115,3

Щебень и гравий

тыс. м. куб.

6 785,4

7 444,0

109,7

Цемент

тыс. тонн

341,1

1366,9

в 4 раза

Плитка керамическая

тыс. кв. м

8453

7909

93,6

 

Вместе с тем в ряде случаев качество продукции не в полной мере соответствует современным требованиям капитального строительства. Отчасти это связано с высокой степенью износа основных фондов предприятий - в среднем около 60 % по отрасли. Применение устаревшего оборудования и технологий обусловливает не только недостаточный уровень качества, но и высокую энерго- и ресурсоемкость производства строительных материалов и изделий, что в конечном итоге отрицательно сказывается на конкурентоспособности продукции.

В настоящее время база строительной индустрии полностью удовлетворяет потребности области (включая дорожное строительство) только в нерудных строительных материалах. По другим видам строительных материалов, изделий и конструкций мощности либо недостаточны, либо отсутствуют вовсе (например, производство стекла). Имеющийся дефицит покрывается ввозом необходимой для строительства продукции из соседних регионов.

 

2. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ОЖИДАЕМЫХ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, СРОКОВ И ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Приоритеты и цели государственной политики в жилищной сфере определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, а также Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года, утвержденной Законом Воронежской области от 30.06.2010 № 65-ОЗ.

Основными приоритетами государственной политики в жилищной сфере являются:

1. Снижение стоимости одного квадратного метра жилья путем увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь жилья экономического класса.

2. Создание некоммерческого рынка доступного жилья и развитие социального жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.

3. Поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья.

4. Совершенствование условий приобретения жилья на рынке, в том числе с помощью ипотечного кредитования.

5. Формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан.

Приоритеты государственной политики ориентированы на удовлетворение спроса нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, относящихся к экономически активному населению, имеющих сбережения на первоначальный взнос в размере не менее 20 %, доходы которых не позволяют приобрести жилье по рыночным ценам.

Основными мероприятиями государственной программы предусмотрена реализация следующих мероприятий:

а) введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство;

б) разработка документов территориального планирования;

в) комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;

г) развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья экономического класса;

д) стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве;

е) формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, включая жилищно-строительные кооперативы;

ж) развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов;

з) реализация проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;

и) осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий;

к) строительство жилья экономического класса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности;

л) формирование рынка доступного арендного жилья;

м) создание инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей.

Снижение затрат и рисков строительства жилья экономического класса планируется обеспечивать за счет:

- организационного содействия в выявлении и координации спроса указанных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса;

- содействия в обеспечении земельных участков социальной и коммунальной инфраструктурой;

- обеспечения доступа к кредитным ресурсам для строительства и приобретения жилья;

- предоставления типовой проектной документации для жилищного строительства;

- предоставления застройщику гарантии выкупа нереализованного жилья экономического класса (при наличии банка - участника проекта по строительству).

Комплексное планирование территориального развития Воронежской области, направленное на рост экономики региона, основанное на взвешенном, экономически целесообразном размещении производительных сил и жилищного строительства, которое обеспечивает существующие и планируемые потребности населения, является одним из главнейших направлений развития Воронежской области. В связи с этим развитие жилищного строительства требует к себе повышенного внимания со стороны руководства Воронежской области, исполнительных органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований. Жилищное строительство основывается на реализации комплексной программы действий, включающей в себя все важнейшие аспекты влияния государства на процессы стимулирования предложения и экономически обоснованного спроса на рынке жилья.

Актуальность решения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства подчеркивается тем, что, несмотря на создание в Российской Федерации основ функционирования рынка жилой недвижимости, приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с доходами выше среднего уровня.

Развивать жилищное строительство необходимо как комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, в том числе малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности.

Необходимо продолжать поддержку молодых семей - участников государственной программы, с участием средств федерального бюджета путем софинансирования муниципальных программ по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилья экономического класса. Многодетным семьям будут предоставляться бесплатно земельные участки, обеспеченные инженерной инфраструктурой, для жилищного строительства.

Выполнение мероприятия по оказанию государственной (областной) поддержки гражданам в сфере жилищного ипотечного кредитования будет способствовать позитивным изменениям по следующим приоритетным направлениям: усиление социальной функции жилищной ипотеки и создание условий для развития человеческого потенциала (улучшение качества жизни, мотивация к эффективной трудовой деятельности).

Основными приоритетами Воронежской области в градостроительстве являются:

- создание условий для устойчивого развития территории Воронежской области, в том числе повышение устойчивости системы расселения Воронежской области, развитие городских и сельских поселений, городских округов;

- создание условий для реализации пространственных интересов Российской Федерации, Воронежской области, муниципальных образований Воронежской области и населения Воронежской области с учетом требований безопасности жизнедеятельности, экологического и санитарного благополучия;

- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности Воронежской области;

- мониторинг, актуализация и комплексный анализ градостроительной документации Воронежской области;

- стимулирование жилищного строительства, деловой активности и производства, торговли, науки, туризма и отдыха;

- создание условий для повышения качества архитектурной деятельности путем развития и популяризации архитектурного творчества и неформального архитектурного образования посредством организации разноформатных рабочих пространств в рамках проведения деловых, конкурсных и выставочных мероприятий в сфере архитектуры и градостроительства.

Основными приоритетами в сфере производства строительных материалов, изделий и конструкций являются:

- создание производства широкой номенклатуры современных конкурентоспособных стройматериалов с учетом потребностей и имеющейся сырьевой базы;

- техническое перевооружение и модернизация действующих, а также создание новых ресурсосберегающих и экологически безопасных производств;

- развитие машиностроительной базы по изготовлению современного высокотехнологичного оборудования для предприятий промышленности стройматериалов;

- повышение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и инновационной активности предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций;

- обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы для производства основных видов строительных материалов;

- обновление национальных и межгосударственных стандартов в промышленности строительных материалов.

Целью государственной программы является повышение качества жилищного обеспечения населения Воронежской области путем повышения доступности жилья.

Осуществление поставленной цели требует решения следующих задач:

- повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения Воронежской области, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в обеспечении жильем;

- реализация основных направлений государственной политики Воронежской области в сфере архитектуры и градостроительной деятельности; формирование эффективной системы пространственного развития и административно-территориального устройства в Воронежской области, направленной на обеспечение реализации конституционных прав граждан на экологически безопасную среду жизнедеятельности, права на жилище, труд и другие социальные гарантии, создание комфортных условий проживания населения и устойчивого развития территорий области посредством определения границ населенных пунктов, а также создание условий для повышения качества архитектурной деятельности на территории Воронежской области;

- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Воронежской области;

- создание в Воронежской области производства номенклатуры современных высококачественных ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с учетом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для полного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Состав показателей (индикаторов) реализации государственной программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач государственной программы.

Решение задач государственной программы будет характеризоваться достижением следующих целевых значений показателей (индикаторов).

 

Задачи государственной программы

Показатели (индикаторы) государственной программы

Повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения Воронежской области, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в обеспечении жильем

Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда - 3,15 %.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя области, - 33,4 кв. м/чел.

Реализация основных направлений государственной политики Воронежской области в сфере архитектуры и градостроительной деятельности, формирование эффективной системы пространственного развития и административно-территориального устройства в Воронежской области, направленной на обеспечение реализации конституционных прав граждан на экологически безопасную среду жизнедеятельности, права на жилище, труд и другие социальные гарантии, создание комфортных условий проживания населения и устойчивого развития территорий области посредством определения границ населенных пунктов, а также создание условий для повышения качества архитектурной деятельности на территории Воронежской области

Средняя продолжительность периода с даты выдачи разрешения на строительство жилого здания до даты получения разрешения на ввод жилого здания в эксплуатацию составит 18,9 месяца

 

Сведения о плановых значениях показателей подпрограмм и методиках их расчета представлены в приложениях № 1 и № 5 к государственной программе.

Основные ожидаемые конечные результаты государственной программы должны привести к созданию комфортной среды обитания и жизнедеятельности для человека, обеспечению населения доступным и качественным жильем.

В результате реализации государственной программы к 2021 году должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищной сферы, характеризуемый следующими целевыми ориентирами:

- формирование и развитие рынка доступного жилья экономического класса для предоставления гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и имеющих невысокий уровень доходов;

- создание инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для предоставления семьям, имеющим трех и более детей;

- обеспечение жильем с помощью предоставления государственной поддержки в виде социальной выплаты 7740 молодых семей - участников государственной программы;

- строительство 1402,19 км газораспределительных сетей;

- строительство и реконструкция с переводом на газообразное топливо 284 котельных, находящихся в областной и муниципальной собственности;

- усиление социальной роли жилищной ипотеки за счет оказания в установленном порядке безвозмездной финансовой помощи в приобретении жилых помещений льготным категориям граждан;

- с помощью социальной ипотеки льготными категориями населения ежегодно будет приобретаться (исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения 18 кв. м на одного члена семьи и коэффициента семейности 2,9) порядка 24 тыс. кв. м общей площади жилья;

- наличие в муниципальных образованиях Воронежской области актуализированных и соответствующих действующему законодательству документов территориального планирования и градостроительного зонирования;

- установление границ Воронежской области в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- установление границ 1380 населенных пунктов Воронежской области в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- организация и проведение не менее двадцати мероприятий конкурсного, делового, образовательного и выставочного форматов, в которых примут участие не менее 10000 человек и не менее 800 организаций;

- обеспечение не менее 100 публикаций в СМИ по итогам проведения мероприятий;

- увеличение объемов выпуска строительных материалов и сокращение дефицита строительных материалов на региональном рынке;

- расширение номенклатуры и повышение качества строительных материалов, выпускаемых на территории области;

- активизация инвестиционной деятельности предприятий стройиндустрии;

- снижение степени износа основных фондов по крупным и средним предприятиям промышленности строительных материалов до 35 %;

- рост индекса промышленного производства по виду деятельности «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов»;

- обеспечение экономико-производственной независимости региона, устранение дефицита и дисбаланса в производстве строительных материалов, создание и укрепление потенциала по «экспорту» строительных материалов, изделий и конструкций;

- повышение качества услуг по теплоснабжению.

Государственная программа будет реализовываться в период 2016 - 2021 годов. Значительная часть мероприятий государственной программы реализуется в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрены целевые ориентиры, которые должны быть достигнуты до 2018 года.

Реализация государственной программы предусматривается в два контрольных этапа:

- этап 1: 2016 - 2017 годы;

- этап 2: 2018 - 2021 годы.

 

3. ОБОСНОВАНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ПОДПРОГРАММ

 

Выделение подпрограмм осуществлено по отраслевому признаку в соответствии с целями государственной программы. Государственной программой предусмотрена реализация пяти подпрограмм.

1. Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области.

2. Развитие градостроительной деятельности.

3. Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Воронежской области.

4. Обеспечение реализации государственной программы.

5. Формирование жилищного фонда Воронежской области.

Реализация подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения Воронежской области»  будет способствовать повышению доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения Воронежской области, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, а также повышению уровня и качества жизни населения Воронежской области, обеспечению ускоренного социально-экономического развития области за счет газификации. 

Реализация подпрограммы «Развитие градостроительной деятельности» будет способствовать реализации основных направлений государственной политики Воронежской области в сфере архитектуры и градостроительной деятельности, повышению качества архитектурной деятельности, формированию эффективной системы пространственного развития и административно-территориального устройства в Воронежской области, направленной на обеспечение реализации конституционных прав граждан, а также создание комфортных условий проживания населения и устойчивого развития территорий области посредством определения границ населенных пунктов.

Реализация подпрограммы «Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения в Воронежской области» будет способствовать созданию в Воронежской области производства номенклатуры современных высококачественных ресурсо- и энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций с учетом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для полного обеспечения жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Реализация подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» направлена на формирование и развитие обеспечивающих механизмов реализации государственной программы. В рамках подпрограммы будут созданы условия, существенно повышающие эффективность выполнения как отдельных проектов и мероприятий, так и государственной программы в целом.


Информация по документу
Читайте также