Расширенный поиск

Постановление правительства Воронежской области от 07.09.2010 № 743

 

 

 

 

 

                 Правительство Воронежской области

 

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

 

    от 07.09.2010  N 743

 

 

Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Улучшение
  условий и охраны труда в Воронежской области на 2011-2015 годы"

 

    (В редакции Постановления правительства Воронежской области

                      от 13.03.2012 г. N 165)

 

 

 

    В  соответствии  с  Законом  Воронежской  области от 30.09.2008 
№77-ОЗ   «О   правительстве   Воронежской  области»,  распоряжением  
правительства Воронежской области от 25.02.2010 №85-р «О разработке 

проекта долгосрочной областной целевой программы «Улучшение условий 

и   охраны   труда   в   Воронежской  области  на  2011-2015  годы»  
правительство Воронежской области

 

                     П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

 

    1.   Утвердить   прилагаемую   долгосрочную  областную  целевую  
программу  «Улучшение  условий и охраны труда в Воронежской области 
на 2011-2015 годы».
    2.   Департаменту   финансово-бюджетной   политики  Воронежской  
области (Сафонова) осуществлять финансирование программы в пределах 
ассигнований,  предусматриваемых  на  эти  цели законом Воронежской 
области  об  областном  бюджете  на соответствующий финансовый год. 
    3. Государственному заказчику: департаменту труда и социального 
развития   Воронежской  области  (Самойлюк)  обеспечить  реализацию  
мероприятий программы.
     4.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить

на   первого  заместителя  председателя  правительства  Воронежской

области Попова В.Б.
       редакции  Постановления  правительства Воронежской области

от 13.03.2012 г. N 165)

 

 

Губернатор Воронежской области                  А. Гордеев

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА
постановлением правительства
Воронежской области
от 07.09.2010  N 743
       редакции  Постановления  правительства Воронежской области

от 13.03.2012 г. N 165)

 

             ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
    «УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА
                          2011-2015 ГОДЫ»
                                                                      
                                                                      
                              ПАСПОРТ
   долгосрочной областной целевой программы «Улучшение условий и
       охраны труда в Воронежской области на 2011-2015 годы»

 

|——————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|     Наименование     |     Долгосрочная областная  целевая  программа|
|программы             |«Улучшение условий и охраны труда в Воронежской|
|                      |области на 2011-2015 годы» (далее по  тексту  -|
|                      |программа)                                     |
|——————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|     Дата     принятия|     Распоряжение   правительства   Воронежской|
|решения  о  разработке|области  от   25.02.2010  № 85-р  «О разработке|
|Программы,        дата|проекта    долгосрочной    областной    целевой|
|утверждения           |программы  «Улучшение условий и охраны труда  в|
|(наименование и  номер|Воронежской области на 2011-2015 годы»         |
|соответствующего      |                                               |
|нормативного акта)    |                                               |
|——————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|     Государственный  |     Департамент труда и  социального  развития|
|заказчик              |Воронежской области                            |
|——————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|     Основные         |     Департамент труда и  социального  развития|
|разработчики          |Воронежской области                            |
|——————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|     Цели   и   задачи|     Цель программы —  на основе  согласованных|
|Программы             |действий   социальных партнеров (исполнительных|
|                      |органов   государственной    власти,    органов|
|                      |местного         самоуправления,        органов|
|                      |государственного    надзора     и     контроля,|
|                      |объединений  работодателей  и  профессиональных|
|                      |союзов)  по реализации государственной политики|
|                         сфере   охраны   труда   обеспечить  защиту|
|                      |конституционных прав  работников на здоровые  и|
|                      |безопасные условия труда.                      |
|                      |     Основными задачами программы являются:    |
|                      |     1)  правовое  обеспечение  охраны   труда,|
|                      |совершенствование      региональной     системы|
|                      |управления охраной труда;                      |
|                      |     2)  улучшение  условий  труда  на  рабочих|
|                      |местах,  активизация  аттестации  рабочих мест,|
|                      |повышение   качества    оценки     существующих|
|                      |профессиональных  рисков,  пропаганда  культуры|
|                      |безопасного  труда;                            |
|                      |     3)  содействие   лечебно-профилактическому|
|                      |обеспечению  охраны  труда,  развитию   системы|
|                      |реабилитации пострадавших на производстве;     |
|                      |     4)  совершенствование  системы   обучения,|
|                      |профессиональной  подготовки   по охране труда,|
|                      |обучение персонала приемам и  навыкам  оказания|
|                      |первой   помощи   при   травмах   и  неотложных|
|                      |состояниях.                                    |
|———————————————————|—————————————————————————————————————————————————|

|Важнейшие   целевые|1.   Численность   пострадавших   в    результате|

|индикаторы        и|несчастных  случаев  на  производстве  с  утратой|

|показатели         |трудоспособности на 1 рабочий  день  и  более  (в|

|                   |т.ч.  со смертельным исходом) в расчете на 1 тыс.|

|                   |работающих                                       |

|                   |—————————————————————————————————————————————————|

|                   |2.   Численность   пострадавших   в    результате|

|                   |несчастных случаев на производстве со смертельным|

|                   |исходом в расчете на 1 тыс. работающих           |

|                   |—————————————————————————————————————————————————|

|                   |3. Численность лиц с установленным в текущем году|

|                   |профессиональным  заболеванием  в  расчете  на 10|

|                   |тыс. работающих                                  |

|                   |—————————————————————————————————————————————————|

|                   |4. Численность первично вышедших на  инвалидность|

|                   |по    трудовому    увечью   в   расчете   на   10|

|                   |тыс.работающих                                   |

|                   |—————————————————————————————————————————————————|

|                   |5. Удельный вес работников, занятых  в  условиях,|

|                   |не отвечающих санитарно-гигиеническим  нормам  (%|

|                   |от  общей   численности   занятых   в   экономике|

|                   |региона)                                         |

|                   |—————————————————————————————————————————————————|

|                   |6. Удельный вес работников,  занятых  на  рабочих|

|                   |местах,   аттестованных  по  условиям  труда,  от|

|                   |общего количества занятых в экономике региона    |

|———————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
       редакции  Постановления  правительства Воронежской области

от 13.03.2012 г. N 165)
|     Сроки   и   этапы|     Сроки реализации  программы   -  2011-2015|
|реализации программы  |годы. Программа реализуется одноэтапно.        |
|——————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|     Перечень         |      Программные  мероприятия  сгруппированы в|
|подпрограмм           |соответствии с задачами программы в 4 раздела: |
|(мероприятий)         |     1.  Правовое  обеспечение  охраны   труда,|
|                      |совершенствование      региональной     системы|
|                      |управления охраной труда.                      |
|                      |     2.  Улучшение  условий  труда  на  рабочих|
|                      |местах,  активизация  аттестации  рабочих мест,|
|                      |повышение   качества    оценки     существующих|
|                      |профессиональных  рисков,  пропаганда  культуры|
|                      |безопасного  труда.                            |
|                      |     3.  Содействие   лечебно-профилактическому|
|                      |обеспечению  охраны  труда,  развитию   системы|
|                      |реабилитации пострадавших на производстве.     |
|                      |     4.  Совершенствование  системы   обучения,|
|                      |профессиональной  подготовки   по охране труда,|
|                      |обучение персонала приемам и  навыкам  оказания|
|                      |первой   помощи   при   травмах   и  неотложных|
|                      |состояниях.                                    |
|——————————————————————————————|——————————————————————————————————————|

|Объемы       и       источники|Планируемый  общий  объем   финансовых|

|финансирования   программы  (в|ресурсов   для   реализации  программы|

|действующих ценах каждого года|составляет   309678,0   тыс.   рублей.|

|реализации   программы,   тыс.|Основными   источниками   средств  для|

|рублей)                       |реализации программы являются:        |

|                              |-  282500,0  тыс.  рублей    средства|

|                              |федерального  бюджета на безвозвратной|

|                              |основе, в том числе:                  |

|                              |-  275000,0  (88,8%)  тыс.  рублей   –|

|                              |средства  государственного  учреждения|

|                              |«Воронежское  региональное   отделение|

|                              |Фонда      социального     страхования|

|                              |Российской Федерации» (далее - ГУ  ВРО|

|                              |ФСС РФ);                              |

|                              |-  7500,0   (2,4%)   тыс.   рублей   -|

|                              |федеральные     средства,   выделяемые|

|                              |Федеральному   бюджетному   учреждению|

|                              |здравоохранения  «Центр    гигиены   и|

|                              |эпидемиологии   Воронежской   области»|

|                              |(далее  -  ФБУЗ  «Центр    гигиены   и|

|                              |эпидемиологии Воронежской области»;   |

|                              |- 4898,0 (1,6%) тыс. рублей – средства|

|                              |областного бюджета;                   |

|                              |- 660,0 (0,22%) тыс. рублей - средства|

|                              |местных бюджетов;                     |

|                              |-  21620,0  (6,98%)  тыс.   рублей   -|

|                              |средства   организаций  - участников и|

|                              |исполнителей  программных  мероприятий|

|                              |и иные внебюджетные средства          |

|——————————————————————————————|——————————————————————————————————————|
       редакции  Постановления  правительства Воронежской области

от 13.03.2012 г. N 165)
|     Ожидаемые        |1.   Снижение   количества   пострадавших    от|
|конечные    результаты|несчастных случаев на производстве:            |
|реализации программы и| - всего,  до 10% от уровня 2011 года;         |
|показатели  социально-|- в том числе со смертельным исходом  - до  5 %|
|экономической         |от уровня 2011 года.                           |
|эффективности         |2.   Снижение   количества   пострадавших    на|
|                      |производстве  с  утратой  трудоспособности на 1|
|                      |рабочий  день  и  более,   в  расчете  на  1000|
|                      |работающих:                                    |
|                      |-    всего, до 5% от уровня  2011 года;        |
|                      |  -  в том числе, со смертельным исходом  -  до|
|                      |5 %  от уровня 2011 года.                      |
|                      |3.    Снижение    (стабилизация)    численности|
|                      |работников, занятых  в  условиях, не отвечающих|
|                      |санитарно-гигиеническим   нормам      %    от|
|                      |списочной численности)  до 2,5 % от уровня 2011|
|                      |года.                                          |
|                      |4.    Снижение    (стабилизация)     показателя|
|                      |профессиональной  заболеваемости  в  расчете на|
|                      |10000 работающих  до 2,0 % от уровня 2011 года.|
|——————————————————————|———————————————————————————————————————————————|

 

    Долгосрочная  областная  целевая программа «Улучшение условий и 
охраны труда в Воронежской области на 2011-2015 годы» разработана в 
соответствии  с постановлением правительства Воронежской области от 
19.11.2009   №   993  «О  порядке  принятия  решений  о  разработке  

долгосрочных   областных   целевых   программ,  их  формировании  и  

реализации».

 

     Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
                        программным методом

 

  1.1. Итоги реализации долгосрочной областной целевой программы

 

    Областные  целевые  программы  улучшения условий и охраны труда 
реализуются в Воронежской области с 2001 года. В структуре программ 
присутствовали  разделы:  по совершенствованию нормативной правовой 
базы  охраны  труда;  организационному  и  техническому обеспечению 
охраны  труда;  усилению  профессионального образования, обучению и 
переподготовке     специалистов;     санитарно-гигиеническому     и     
лечебно-профилактическому  обеспечению  охраны  труда; разработке и 
совершенствованию  средств  индивидуальной  и  коллективной  защиты  
работников;  усилению  информационного  обеспечения  охраны  труда.  
    Плановый   объем  финансирования  областной  целевой  программы  
«Улучшение условий и охраны труда на 2001-2003 годы» составил 58,14 
млн.  рублей. В целевой программе по охране труда на 2004-2006 годы 
с   общим   объемом   финансирования  92,5  млн.  рублей  сохранена  
преемственность  в  развитии  направлений,  принятых  за основу при 
разработке  целевых программ по охране труда. Из областного бюджета 
выделено  и  освоено  3940,0  тыс. рублей.      
    Реализацией  мероприятий  областных  целевых программ улучшения 
условий   и   охраны  труда  в  период  2001-2006  годов  достигнут  
результат,  соответствующий  цели программы, - переломить тенденцию 
роста   производственного  травматизма,  наметившуюся  в  1999-2001  
годах.  За  период  2002-2006  годов:         
    1)  освоение  средств  на реализацию программных мероприятий из 
различных  источников  составило  106,3%  от  плановых показателей; 
    2) снижение общего травматизма (с утратой трудоспособности на 1 
день  и  более)  в организациях области составило 21% к уровню 2003 
года,  в  том  числе  со  смертельным  исходом  -  18%;   
    3)  численность пострадавших с утратой трудоспособности на один 
рабочий  день  и  более  в расчете на 1000 работающих снизилась с 3 
пострадавших  на  1000  работающих до 1,9, а со смертельным исходом 
снизилась  с  0,116  до  0,1;           
    4)  снижение в 2006 году уровня профессиональной заболеваемости 
(сохраняется  на  уровне  2005  года) к 2003 году составляет 26,5%; 
    5)  удельный  вес работников, занятых в условиях, не отвечающих 
санитарно-гигиеническим  нормам,  сохранился  на  уровне 2004 года. 
Средний   по   Российской   Федерации   показатель  удельного  веса  
работников,      занятых      в     условиях,     не     отвечающих     
санитарно-гигиеническим    нормам,   в   отраслях   промышленности,   
строительства,  транспорта и связи составляет 21,3 %, что превышает 
аналогичный по Воронежской области. Следует отметить, что указанный 
показатель  определяется  состоянием  основных фондов организаций и 
находится  вне  сферы  полномочий  органов  исполнительной  власти.  
    Областная целевая программа «Улучшение условий и охраны труда в 
Воронежской  области  на  2007-2010 годы» утверждена постановлением 
областной  Думы  от  22.11.2006  № 646–IV-ОД.      
    Плановые  показатели  финансирования  мероприятий  программы на 
2007-2010  годы  из  различных  источников  приведены  в таблице 1: 

 

                                                                      
Таблица №1
                                                                      
тыс. рублей
|—————————————————|——————————|—————————|—————————|————————|—————————|
|Наименование     |Всего     |2007     |2008     |2009    |2010     |
|источника        |          |         |         |        |         |
|—————————————————|——————————|—————————|—————————|————————|—————————|
|Федеральный      |          |         |         |        |         |
|бюджет:          |          |         |         |        |         |
|-     по договору|21320     |5330     |5330     |5330    |5330     |
                |          |         |         |        |         |
|Минздравсоцразвит|          |         |         |        |         |
|ия России;       |          |         |         |        |         |
| - целевые       |49800     |12450    |12450    |12450   |12450    |
|средства Фонда   |          |         |         |        |         |
|социального      |          |         |         |        |         |
|страхования      |          |         |         |        |         |
|—————————————————|——————————|—————————|—————————|————————|—————————|
|Собственные      |21738,5   |5678     |5318     |5463,5  |5279     |
|средства         |          |         |         |        |         |
|—————————————————|——————————|—————————|—————————|————————|—————————|
|Областной бюджет |7024      |1590     |1701     |1812    |1921     |
|—————————————————|——————————|—————————|—————————|————————|—————————|
|Местный бюджет   |1500      |375      |375      |375     |375      |
|—————————————————|——————————|—————————|—————————|————————|—————————|
|Другие источники |6410      |1602,5   |1602,5   |1602,5  |1602,5   |
|—————————————————|——————————|—————————|—————————|————————|—————————|
|Итого:           |107792,5  |27025,5  |26776,5  |27033   |26957,5  |
|—————————————————|——————————|—————————|—————————|————————|—————————|

 

    В  2007  году  на реализацию программных мероприятий освоено из 
средств  областного  бюджета  - 1590 тыс. рублей, что соответствует 
100%   плановых   показателей.   Всего   исполнителями  программных  
мероприятий   и   организациями   области  затрачено  из  различных  
источников  финансирования  -  29115,038  тыс.  рублей.    
    В  2008  году  выделение  средств  областного бюджета составило 
92,3%  от  плановых  показателей  -  1569,78  тыс.рублей,  а  всего  
исполнителями  программных  мероприятий освоено 28693,38 тыс.рублей 
из различных источников.
    За  счет средств областного бюджета в 2007-2008 годах выполнены 
следующие мероприятия:
    -     оплачены     типографские     услуги     за    публикацию    
информационно-методической   документации   по   охране  труда  для  
областного  совещания  по  вопросам  охраны  и  условий  труда;  
    -  ежегодно  приобретались  ценные подарки для 21 организации – 
победителя областного смотра-конкурса на лучшее состояние условий и 
охраны  труда  в  организациях  Воронежской  области;    
    -  организовано  ежегодное  участие  представителей Воронежской 
области в международной выставке и конгрессе «Безопасность и охрана 
труда» в г.Москве. Представители областного центра профессиональной 
патологии   принимали   участие   и   выступали  с  информацией  на  
международном  конгрессе  «Профессия  и  здоровье»  в  г.  Москве;  
    -  повышение  квалификации во Всероссийском центре охраны труда 
(г.Москва)  прошли  7  специалистов по охране труда исполнительного 
органа  государственной  власти  области  по  охране  труда;   
    -  ФГУЗ  «Центр  гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» 
проведены    лабораторные,   инструментальные   и   физиологические   
исследования  с  целью  комплексной оценки условий труда работников 
малого    бизнеса,    подготовлены   соответствующие   методические   
рекомендации работодателям;
    -  в ГУ НИИ медицины труда РАМН (г. Москва) в рамках проведения 
цикла тематического усовершенствования по теме «Рентгенодиагностика 
в профпатологии и экспертизе профпригодности»(72 часа) организовано 
последипломное повышение квалификации специалиста областного центра 
профессиональной патологии;
    -  18  врачей-членов комиссий по профилактическим осмотрам лиц, 
занятых   во   вредных   условиях   труда,  прошли  курс  повышения  
квалификации    в    рамках    проведения    цикла    тематического    
усовершенствования  по теме «Общие вопросы профпатологии» в течение 
144  часов  в  ГОУ  ВПО  «Воронежская  государственная  медицинская  
академия им.Н.Н.Бурденко»;
    -  для областного центра профессиональной патологии ГУЗ ВОКБ №1 
и   ГУСОН   санаторий   «Белая   горка»   приобретено   медицинское   
оборудование и компьютерная техника;
    -   для   совершенствования  на  базе  Воронежского  областного  
модельного центра профессиональной и медико-социальной реабилитации 
инвалидов  системы  профессиональной и психологической реабилитации 
пострадавших   на   производстве   приобретена  офисная  техника  и  
оборудование  для  кабинета психологической релаксации, 2 психолога 
Центра  прошли  курс  повышения квалификации по теме «Эмоциональные 
расстройства  и  их  коррекция  в  работе  медицинского психолога». 
    За  счет  средств  областного  бюджета  для  ГУ «Центр охраны и 
медицины   труда»  приобретены  копировально-множительная  техника,  
приборы  контроля параметров производственной среды и комплектующие 
к   ним   для   расширения  сферы  аккредитации  его  аналитической  
лаборатории.
    В  таблице    2  приведены  сведения  о плановых и фактических 
объемах  финансирования  из  областного бюджета и Фонда социального 
страхования   Российской   Федерации   областных  целевых  программ  
улучшения  условий  и  охраны  труда  за весь период их реализации. 
                                                                      
Таблица №2

 

 Финансирование мероприятий целевой программы с 2001 по 2010 годы

 

|———————————|—————————————————————————————————————————-|———————————————————|
|           |     Средства                             |     Средства Фонда|
|           |областного  бюджета,                      |социального        |
|           |выделенные        на                      |стра-хования     на|
|           |целевые программы по                      |обучение           |
|           |охране  труда,  тыс.                      |отдель-ных         |
|           |рублей                                    |категорий          |
|           |                                          |застрахованных,    |
|           |                                          |тыс. рублей        |
|———————————|————————————————————|—————————————————————|———————————————————|
|           |     план           |     факт            |     факт          |
|———————————|————————————————————|—————————————————————|———————————————————|
|     2001  |     1400,0         |     336,0           |     2280,0        |
|———————————|————————————————————|—————————————————————|———————————————————|
|     2002  |     732,0          |     826,0           |     2564,9        |
|———————————|————————————————————|—————————————————————|———————————————————|
|     2003  |     933,0          |     657,0           |     3226,6        |
|———————————|————————————————————|—————————————————————|———————————————————|
|     2004  |     1341,0         |     1110,0          |     3312,0        |
|———————————|————————————————————|—————————————————————|———————————————————|
|     2005  |     1448,0         |     1330,0          |     4979,0        |
|———————————|————————————————————|—————————————————————|———————————————————|
|     2006  |     1500,0         |     1500,0          |     5184,4        |
|———————————|————————————————————|—————————————————————|———————————————————|
|     2007  |     1590,0         |     1590,0          |     5852,0        |
|———————————|————————————————————|—————————————————————|———————————————————|
|     2008  |     1721,0         |     1569,8          |     5827,6        |
|———————————|————————————————————|—————————————————————|———————————————————|
|     2009  |     1812,0/ 69,9   |     0               |     0             |
|———————————|————————————————————|—————————————————————|———————————————————|
|     2010  |     62,9           |     62,9            |     0             |
|———————————|————————————————————|—————————————————————|———————————————————|

 

    Кризисные  явления  в  экономике и проведенная реструктуризация 
областного  бюджета  в  2009  финансовом  году  привели к тому, что 
средства  областного бюджета в 2009 году на программные мероприятия 
не выделялись.
    Несмотря  на  отсутствие бюджетного финансирования в 2009 году, 
на реализацию мероприятий областной целевой программы исполнителями 
направлено  25  290,95  тыс. рублей из внебюджетных источников, что 
составляет  103,2  %  от планируемых на реализацию ОЦП внебюджетных 
расходов.
    В  таблице  №3  приведены  основные показатели, характеризующие 
состояние  условий и охраны труда работающего населения Воронежской 
области,   позволяющие  оценить  эффективность  мер  по  реализации  
государственной  политики  в  сфере охраны и условий труда, включая 
применение  метода программно-целевого планирования решения проблем 
обеспечения  безопасности  трудоспососбного  населения  области.  
    Фактически   достигнутые  показатели  эффективности  реализации  
мероприятий  целевой  программы  улучшения условий и охраны труда в 
2009  году  в  сравнении  с  2006  годом  следующие:    
    1.   Численность   пострадавших   от   несчастных   случаев  на  
производстве:
    -  всего    утратой  трудоспособности  на  1  день и более) - 
снижение на 15,8 %;
    -  со смертельным исходом   -  снижение  на 6,25%;
    2.   Численность   пострадавших   на   производстве  с  утратой  
трудоспособности:
    -  на  1  рабочий  день  и более в расчете на 1000 работающих - 
снижение с 1,9 ед. до 1,6 ед. (по последним статистическим данным); 
    - со смертельным исходом - снижение с 0,071 ед. до 0,063 ед (по 
последним статистическим данным).
    3.  Численность  работников,  занятых в условиях, не отвечающих 
санитарно-гигиеническим нормам (в % от списочной численности): рост 
-  с  16,3%  до  21 %.          

 

    Долгосрочная  областная  целевая  программа улучшения условий и 
охраны    труда    должна   занять   особое   место   в   стратегии   
социально-экономического  развития  области,  поскольку  является:  
       системным   элементом  демографической  политики,  так  как  
направлена на достижение стратегической цели государства, а именно: 
на   сохранение  народонаселения  и  здоровья  самой  активной,  ре  
продуктивной части общества;
      необходимым  условием  роста экономики области, формирования 
качественно  новых  условий  труда с более высо кими требованиями к 
культуре труда.

 

 

Таблица № 3

 

  ДИНАМИКА ОТДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И
         УСЛОВИЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

|——————————————————------------|————————|————————————————————————————————————————————————————————--------------|
|                              |    Ед. |                   Значения по годам                                  |
|      Показатель              |  изм.  |                                                                      |
|——————————————————------------|————————|————————————————————————————————————————————————————————--------------|
|                              |        |  2001  | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007   |  2008  |  2009  |                      
|      Количество  пострадавших|        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|от   несчастных   случаев   на|        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|производстве:                 |  чел.  |  1234  | 1196 | 1190 | 1122 | 982  | 900  |  891   |  898   |  758   |
|       - всего                |  чел.  |   65   |  72  |  68  |  64  |  47  |  48  |   59   |     45 |   45   |
|      - со смертельным исходом|        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|——————————————————————————————|————————|————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————|————————|————————|
|      Количество     групповых|  чел.  |   17   |  32  |  13  |  19  |  12  |  9   |   11   |   13   |      11|
|несчастных случаев            |        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|——————————————————————————————|————————|————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————|————————|————————|
|      Количество       тяжелых|  чел.  |  326   | 339  | 297  | 294  | 182  | 125  |  123   |   98   |      75|
|несчастных случаев            |        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|——————————————————————————————|————————|————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————|————————|————————|
|      Количество       впервые|        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|установленных профессиональных|  чел.  |  159   | 232  | 278  | 281  |  72  |  71  |   46   |   59   |   62   |
|заболеваний                   |        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|——————————————————————————————|————————|————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————|————————|————————|
|      Количество  пострадавших|        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|на  производстве  в расчете на|        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|1000 работающих:              |        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|      -   всего      утратой|  ед.   |  3,6   | 3,0  | 3,0  | 2,3  | 1,9  | 1,9  |  2,0   |  1,8   |  1,6   |
|трудоспособности  на 1 рабочий|        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|день и более)                 |  ед.   |  0,1   |0,116 | 0,11 |0,101 |0,099 |0,071 | 0,092  | 0,065  |  0,63  |
|      -     со     смертельным|        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|исходом                       |        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|——————————————————————————————|————————|————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————|————————|————————|
|      Количество    работников|        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|организаций,     занятых     в|        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|условиях,    не     отвечающих|   %    |  11,4  | 11,8 | 12,5 | 14,0 | 16,0 | 16,3 |  16,8  |  19,6  |  21,0  |
|санитарно-гигиеническим нормам|        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|к списочной численности       |        |        |      |      |      |      |      |        |        |        |
|——————————————————————————————|————————|————————|——————|——————|——————|——————|——————|————————|————————|————————|

 

    1.2. Развернутая постановка нерешенных проблем
    Итоги  реализации  областных  целевых программ по охране труда, 
принимаемых  в  области  с  2001 года, наличие не решенных в рамках 
предыдущих    областных   целевых   программ   проблем,   а   также   
социально-экономическая   и   демографическая  ситуация  в  области  
подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по 
улучшению  условий  и  охраны  труда  в  рамках  программы.   
    Для  решения  проблемы дефицита трудового потенциала в условиях 
экономического  кризиса  в  стране  требуются  эффективные  системы  
управления  охраной  труда  и  профессиональными  рисками,  которые  
составляют  основу  безопасности  жизнедеятельности  и благополучия 
человека.  Поиск  новых подходов к управлению охраной труда на всех 
уровнях  управления    от  государственного до уровня организации, 
обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере 
и  предусматривает  обеспечение системного подхода ко всему спектру 
решаемых  задач  в  этой  области.          
    Реализация   направлений   государственной   политики,  включая  
проведение комплексных программных мероприятий по улучшению условий 
и  охраны  труда  в  организациях  Воронежской  области в 2001-2010 
годах,  позволила достичь определенных положительных результатов. В 
последние  годы  закрепилась  устойчивая  тенденция снижения общего 
уровня  производственного  травматизма. Показатели, характеризующие 
уровень    производственного    травматизма    и   профессиональной   
заболеваемости  в  Воронежской  области  ниже,  чем  в  среднем  по  
Центральному  Федеральному  округу  и Российской Федерации (таблицы 
№4, №5).
    В  то  же время в области наблюдается тенденция роста удельного 
веса    работников,    занятых    в    условиях,    не   отвечающих   
санитарно-гигиеническим   нормам.   Производственный  травматизм  и  
профессиональная   заболеваемость   в  условиях  дефицита  трудовых  
ресурсов оказывают влияние на смертность в трудоспособном возрасте. 
Ухудшается  экономическое состояние предприятий, повышается уровень 
трудовых  затрат, снижается уровень конкурентоспособности, вынуждая 
предприятия нести дополнительные расходы. Растут непроизводительные 
издержки государства, связанные с травматизмом и заболеваемостью на 
производстве,  их  последствиями,  включая  расходы  на  проведение  
реабилитационных  мероприятий  с  пострадавшими  на  производстве.  
    В  2009  году,  по данным ГУ ВРО ФСС РФ, в организациях области 
количество  дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными 
случаями   на   производстве   и   профессиональными  заболеваниями  
составило  55399  человеко-дня,  в 2008 году - 60913 человеко-дней. 
Прямые  расходы  Фонда  по  всем видам страховых выплат превысили в 
2009  году  520  млн.  рублей    2008  году  -  460 млн. рублей). 

 

                                                                      
Таблица № 4

 

  Сравнение показателей производственного травматизма (по данным

Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации)
       редакции  Постановления  правительства Воронежской области

от 13.03.2012 г. N 165)

 

|—————————————————|————————————————————————————————————————————-------|——————————————————————————————————————————————-------|

|Наименование     |                                                   |                                                     |

|территории       |Уровень                                            |Уровень                                              |

|                 |травмати                                           |травматиз                                            |

|                 |зма   на                                           |ма     на                                            |

|                 |производ                                           |производс                                            |

|                 |стве   в                                           |тве    со                                            |

|                 |расчете                                            |смертельн                                            |

|                 |на  1000                                           |ым                                                   |

|                 |работаю                                            |исходом в                                            |

|                 |щих (Кч)                                           |расчете                                              |

|                 |                                                   |на   1000                                            |

|                 |                                                   |работающи                                            |

|                 |                                                                                                       |

|                 |————————————————————————————————————————————-------|——————————————————————————————————————————————-------|

|                 |  2003  | 2004 |2005 |2006 |2007 |2008 |2009 |2010 |  2003   |2004 |2005 | 2006 |2007 |2008 | 2009 |2010 |

|                 |   год  |  год | год | год | год | год | год | год |   год   | год | год | год  | год | год | год  | год |

|—————————————————|————————|——————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————————|—————|—————|——————|—————|—————|——————|—————|

|Российская       |  3,9   | 3,4  | 3,1 | 2,9 | 2,7 | 2,5 | 2,1 | 2,2 |  0,131  |0,129|0,124|0,118 |0,124|0,109|0,092 |0,094|

|Федерация        |        |      |     |     |     |     |     |     |         |     |     |      |     |     |      |     |

|—————————————————|————————|——————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————————|—————|—————|——————|—————|—————|——————|—————|

|Центральный      |  3,76  |   х  | 3,05| 2,4 | 2,73| 2,48| 1,8 |     |  0,124  |  х  | 0,12| 0,095| 0,10| 0,09| 0,069|     |

|федеральный      |        |      |     |     |     |     |     | 1,9 |         |     |     |      |  2  |  7  |      |0,071|

|округ            |        |      |     |     |     |     |     |     |         |     |     |      |     |     |      |     |

|—————————————————|————————|——————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————————|—————|—————|——————|—————|—————|——————|—————|

|Воронежская      |  3,0   | 2,3  | 1,9 | 1,9 | 2,0 | 1,9 | 1,6 | 1,8 |  0,11   |0,101|0,099|0,071 |0,092|0,065|0,063 |0,072|

|область          |        |      |     |     |     |     |     |     |         |     |     |      |     |     |      |     |

|—————————————————|————————|——————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————————|—————|—————|——————|—————|—————|——————|—————|

 

                                                                     
Таблица № 5
       редакции  Постановления  правительства Воронежской области

от 13.03.2012 г. N 165)

 

Показатели профессиональной заболеваемости в Воронежской области в

               2003-2010 годах (на 10000 работников)

 

|—————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————-------|

|Наименование                     |                                                                 |

| территории                      |                                                                 |

|                                 |                                            Годы                 |

|                                 |——————————————————————————————————————————————————————————-------|

|                                 |2003    |2004    |2005  |2006    |2007  |2008  |2009    |2010    |

|                                 |        |        |      |        |      |      |        |        |

|—————————————————————————————————|————————|————————|——————|————————|——————|——————|————————|————————|

|Российская Федерация             |2,13    |1,99    |1,61  |1,52    |1,59  |1,52  |1,3            |

|                                 |        |        |      |        |      |      |        |        |

|—————————————————————————————————|————————|————————|——————|————————|——————|——————|————————|————————|

|Центральный федеральный округ                                   |1,52  |1,79    |1,73    |

|—————————————————————————————————|————————|————————|——————|————————|——————|——————|————————|————————|

|Воронежская область              |1,44    |1,46    |0,85  |0,8     |0,54  |0,57  |0,83    |0,7     |

|                                 |        |        |      |        |      |      |        |        |

|—————————————————————————————————|————————|————————|——————|————————|——————|——————|————————|————————|

 

    По  данным  ГУ  ВРО  ФСС  РФ, в 2009 году количество работников 
организаций  области,  пострадавших в результате несчастных случаев 
на  производстве  с  утратой  трудоспособности  на 1 рабочий день и 
более  составило  758  человек    2008 году - 898). В 2009 году в 
организациях  Воронежской  области отмечается уменьшение количества 
несчастных  случаев со смертельным исходом и количества погибших от 
несчастных случаев на производстве. Зарегистрировано 45 погибших на 
производстве (включая погибших в групповых несчастных случаях), что 
соответствует уровню 2008 года (количество погибших также составило 
45  человек). При этом количество погибших при групповых несчастных 
случаях  снизилось  на  2  человека  (на  25%),  количество тяжелых 
несчастных  случаев  снизилось  со  104  до  75  или  на  17,9%.  
    На протяжении последних 3-х лет наблюдается снижение количества 
несчастных  случаев  с  тяжелыми  последствиями  в  таких  отраслях  
экономики,  как  сельское  хозяйство,  обрабатывающие производства, 
строительство:  в сельском хозяйстве – на 33,3 % (с 24 в 2008 г. до 
16 случаев в 2009 году), в обрабатывающих производствах – на 38,9 % 
  36  до  22  случаев) и в строительстве – на 37,15 % (с 35 до 22 
случаев).  Однако  в  организациях  указанных  отраслей,  а также в 
организациях   транспорта   и   связи,  торговли,  добычи  полезных  
ископаемых  уровень  производственного  травматизма, в том числе со 
смертельным исходом, остается наиболее высоким. Самой травмоопасной 
из  видов экономической деятельности остается строительная отрасль. 
    В  общей  структуре причин несчастных случаев на производстве с 
тяжелыми  последствиями,  происшедших  в Воронежской области в 2009 
году,   более  60  %  занимают  типичные  причины  организационного  
характера  (нарушения требований безопасности, неудовлетворительная 
организация производства работ, недостатки в обучении работников по 
охране   труда,   нарушения   трудовой   дисциплины  и  т.д.),  что  
соответствует  уровню  2008  года.  По  причинам  нарушения  правил  
дорожного  движения  и  требований  безопасности  при  эксплуатации  
транспортных   средств   в   2009  году  произошел  каждый  восьмой  
несчастный     случай    на    производстве,    а    по    причинам    
неудовлетворительной      организации      производства      работ,      
неудовлетворительной  организации  рабочих  мест  и  недостатков  в  
организации  подготовки  работников  по  охране  труда почти каждый 
второй несчастный случай.
    При этом следует отметить снижение на 14,3 % несчастных случаев 
на производстве с тяжелыми последствиями по техническим причинам (с 
21  в  2008  г.  до  18  в  2009  г.).     
    Анализ   типологии  происшедших  в  2009  году  в  организациях  
Воронежской  области несчастных случаев с тяжелыми последствиями по 
видам  травмирования свидетельствует, что практически каждый третий 
работник  получил  тяжелую травму либо погиб в результате падения с 
высоты,   каждый  пятый  -  в  результате  воздействия  движущихся,  
разлетающихся,   вращающихся   предметов,  деталей,  машин,  каждый  
седьмой    в  результате  падения,  обрушения,  обвалов предметов, 
материалов,   земли  и  прочего,  каждый  восьмой    в  результате  
дорожно-транспортного происшествия.
    По  последним  сведениям  территориального  органа  Федеральной  
службы  государственной  статистики  по  Воронежской  области износ 
основных  фондов в целом по области составил 48,6 процента. В общем 
объеме  основных  фондов крупных и средних коммерческих организаций 
области  накопилось  15,5  процента  полностью  изношенных основных 
средств,  однако  коэффициент  ликвидации  составил  всего лишь 0,7 
процента.  Полностью  изношено  в  этих  организациях 23,4 процента 
машин и оборудования.
    Отсутствие  средств  для своевременной замены устаревших фондов 
ведет  к  продлению  сроков использования неэффективных, устаревших 
машин  и  оборудования.  Во многих случаях они ликвидируются только 
при   практической   невозможности   их   дальнейшей   эксплуатации   
вследствие физической изношенности. Подобная ситуация, усугубляемая 
кризисными  явлениями  в  экономике,  крайне  негативно  влияет  на  
безопасность    производства,    определяя    технические   причины   
производственного  травматизма,  высокий  уровень  профессиональных  
рисков на рабочих местах и растущую численность работников, занятых 
в неблагоприятных условиях труда.
    Анализ  причин  заболеваемости  в России показывает, что до 40% 
заболеваний  прямо  или  косвенно  связаны  с неудовлетворительными 
условиями труда.
    В 2009 году продолжилось увеличение удельного числа работников, 
занятых  в  условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, 
которое  составило  по итогам года – 21,0 % (в 2008 году - 19,6%, в 
2007 г.    16,8%)  (рис.1).           
    Наибольший  удельный  вес  работников,  занятых  в условиях, не 
отвечающих  санитарно-гигиеническим  нормам, отмечается в отраслях, 
осуществляющих    добычу    полезных   ископаемых      42,3%,   на   
обрабатывающих    производствах      18,7%,   в   производстве   и   
распределении    электроэнергии,    газа,    воды       13,4%,   в   
сельскохозяйственном  производстве - 10,8%, в строительстве – 7,9%, 
на   транспорте   и   связи      6,9%.   В   условиях  воздействия  
производственного шума работают 54252 человека (60,3 %), вибрации - 
14502   (16,1%),   запыленности      13878   человек   (15,4   %),   
загазованности  -  27354  (30,4  %), электромагнитных полей (ЭМП) – 
9008  (10,1  %),  заняты тяжёлым физическим трудом – 27354 (30,4 %) 
(рис. №2).
    В сравнении с 2008 годом отмечается снижение доли рабочих мест, 
не  отвечающих  гигиеническим  нормативам  по  отдельным физическим 
факторам  (микроклимат,  ЭМП)  (рис.  № 3).      

 

 

 Рис. №1 Удельный вес работников, занятых на работах с вредными и
     (или) опасными условиями труда (в % от общей численности
                            работающих)

 

                          (не приводится)

 

 

 

    Рис. №2. Удельный вес работников промышленных предприятий,
      работающих в контакте с производственными факторами (%)

 

                          (не приводится)

 

 

 

Рис. № 3. Доля рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам
      по физическим факторам на промышленных предприятиях (%)

 

                          (не приводится)

 

 

    В   прямой   зависимости  от  уровня  неблагоприятных  факторов  
производственной    среды    находятся    структура    и    уровень    
профессиональной  и  производствено  обусловленной  заболеваемости.  
    В 2009 году в области зарегистрировано и расследовано 53 случая 
профессиональных  заболеваний  (2008  год  – 43 случая). Показатель 
профессиональной  заболеваемости  за  последние годы снизился в 4,3 
раза,  с  3,6 в 2002 году до 0,83 в 2009 году на 10 тыс. работающих 
(рис. № 4).

 

 

 Рис. № 4.  Показатель профессиональной заболеваемости на 10 тыс.
                            работающих


Информация по документу
Читайте также