Расширенный поиск

Постановление Правительства Мурманской области от 21.02.2017 № 84-ПП

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

МУРМАНСКОЙ  ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 21.02.2017                                                                                         № 84-ПП

Мурманск

 

 

 

Об утверждении бюджетного прогноза

Мурманской области на долгосрочный период

до 2035 года

 

 

Руководствуясь статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Мурманской области от 11.12.2007 № 919-01-ЗМО "О бюджетном процессе в Мурманской области", Порядком разработки, утверждения бюджетного прогноза Мурманской области на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 06.07.2015 № 287-ПП, Правительство Мурманской области                                   постановляет:

утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Мурманской области на долгосрочный период до 2035 года.

 

 

Губернатор

Мурманской области               М. Ковтун

 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Мурманской области

от 21.02.2017  № 84-ПП

 

      

Бюджетный прогноз

Мурманской области на долгосрочный период до 2035 года

 

1.  Цель и задачи разработки бюджетного прогноза Мурманской области на долгосрочный период до 2035 года

 

Бюджетный прогноз Мурманской области на долгосрочный период до 2035 года (далее - Бюджетный прогноз) относится к документам стратегического планирования, разрабатываемым на региональном уровне в рамках прогнозирования.

Настоящий Бюджетный прогноз разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года и проекта прогноза социально-экономического развития Мурманской области на долгосрочный период (далее – прогноз социально-экономического развития), с учетом основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики Мурманской области в долгосрочном периоде.

Целью разработки Бюджетного прогноза является определение возможных финансовых параметров для реализации документов стратегического планирования Мурманской области и долгосрочных обязательств.

К задачам Бюджетного прогноза, способствующим достижению указанной цели, относятся:

1)  оценка тенденций и последствий социально-экономических явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние консолидированного бюджета Мурманской области;

2) выработка решений по принятию дополнительных мер совершенствования налоговой, бюджетной, долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов, способствующих достижению сбалансированности консолидированного бюджета Мурманской области и обеспечению реализации документов стратегического планирования Мурманской области;

3) повышение достоверности прогнозов основных характеристик консолидированного бюджета Мурманской области и иных показателей, характеризующих состояние консолидированного бюджета Мурманской области;

4) обеспечение прозрачности и предсказуемости изменения параметров консолидированного бюджета Мурманской области, а также базовых принципов и условий реализации налоговой, бюджетной и долговой политики;

5) определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения государственных программ Мурманской области, на период их действия;

6) выявление и профилактика бюджетных рисков и угроз сбалансированности консолидированного бюджета Мурманской области, своевременное  обнаружение и принятие мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков и угроз.

Решение указанных задач обеспечивается в рамках комплексного подхода, включающего в себя:

-  создание целостной системы стратегического и бюджетного планирования в регионе;

-  систематизацию и регулярный учет основных бюджетных рисков и угроз сбалансированности консолидированного бюджета Мурманской области;

-  использование в целях долгосрочного бюджетного планирования инициативных мер и решений, позволяющих достичь требуемых результатов и уровня сбалансированности консолидированного бюджета Мурманской области;

-  оказание на постоянной основе методологической и консультационной поддержки муниципальных образований Мурманской области по вопросам долгосрочного бюджетного планирования;

-  полноценное включение разработки и обеспечение учета Бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.

 

2. Основные подходы, цели и задачи формирования и реализации бюджетной, налоговой и долговой политики Мурманской области в долгосрочном периоде

2.1. Основные направления налоговой политики на долгосрочный период

 

Эффективно функционирующая налоговая система, а также доходы от управления имуществом должны обеспечить достижение основной цели налоговой политики - формирование бюджетных доходов в объемах, необходимых для исполнения расходных обязательств, при поддержании благоприятных условий для экономического роста и притока инвестиций.

Основными направлениями налоговой политики Мурманской области на долгосрочный период являются:

1) упорядочивание системы налоговых льгот, повышение их адресности и взаимосвязь с целями и задачами соответствующих государственных программ Мурманской области;

2) совершенствование налогового законодательства Мурманской области в целях недопущения снижения доходов областного бюджета при соблюдении паритета интересов инвесторов и бюджета;

3) повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, в том числе за счет отмены налоговых льгот.

 

2.2. Основные направления бюджетной политики на долгосрочный период

 

Основными направлениями бюджетной политики в части повышения эффективности бюджетных расходов на долгосрочный период являются:

1)  повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;

2) создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг;

3) повышение эффективности процедур проведения государственных закупок, совершенствование процедур контроля в данной сфере;

4) обеспечение широкого вовлечения граждан в обсуждение и принятие  бюджетных решений, общественного контроля;

5) осуществление предварительного и последующего государственного финансового контроля;

6) повышение эффективности финансовых взаимоотношений с местными бюджетами через совершенствование структуры и порядка предоставления межбюджетных трансфертов, а также формирования объемов данных трансфертов исходя из необходимости решения приоритетных задач социально-экономического развития.

Стабильность и предсказуемость межбюджетного регулирования является основой повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов. Исходя из этого распределение целевых межбюджетных трансфертов по муниципальным образованиям осуществляется в установленные сроки. Исключение могут составлять субсидии, распределяемые в течение года на конкурсной основе, и субвенции - в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством.

В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности местных бюджетов продолжится поддержка муниципальных образований в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и бюджетных кредитов.

В целях создания условий для стабильного финансового обеспечения выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения предусматривается формирование региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований  с учетом неснижения значений критериев выравнивания финансовых возможностей бюджетов поселений и бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

Для дальнейшего роста вовлеченности граждан в бюджетные процессы предполагается реализация проекта "Инициативное бюджетирование", в рамках которого будет осуществляться непосредственное участие граждан в определении и выборе объектов расходования бюджетных средств местных бюджетов.

Планируется продолжение работы по консолидации и сокращению субсидий, выделяемых местным бюджетам из областного бюджета, в рамках государственных программ.

В качестве условий предоставления бюджетных кредитов будут использоваться дополнительные требования к ограничению наращивания заимствований, оптимизации структуры и объемов расходных обязательств,  недопущению образования просроченной кредиторской задолженности по исполнению обязательств за счет средств местных бюджетов.

При исполнении областного и местных бюджетов на весь период действия Бюджетного прогноза необходимо обеспечить максимальную экономию бюджетных средств за счет их рационального использования.

 

2.3. Основные направления долговой политики на долгосрочный период

 

При формировании и реализации долговой политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач:

1) своевременное и полное исполнение долговых обязательств Мурманской области;

2) повышение эффективности государственных заимствований Мурманской области, использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

3) оптимизация структуры государственного и муниципального долга региона;

4) обеспечение поддержания объема государственного и муниципального долга Мурманской области и расходов на его обслуживание в пределах, установленных федеральным законодательством;

5) поэтапное снижение государственного долга и сокращение долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций (коммерческого долга), а также сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований.

 

     3.  Основные итоги бюджетного развития Мурманской области

 

Бюджетное развитие Мурманской области в период, предшествующий разработке Бюджетного прогноза, осуществлялось на всех этапах бюджетного процесса. Надлежащее качество управления региональными финансами в Мурманской области ежегодно с 2010 года подтверждается результатами мониторинга финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации, осуществляемого Министерством финансов Российской Федерации. По итогам 2015 года Мурманская область вошла в группу субъектов РФ с высоким качеством управления финансами.

Ключевые направления развития региона в бюджетно-финансовой сфере определялись положениями основных направлений бюджетной и налоговой политики Мурманской области на соответствующие годы и задачами бюджетного развития региона, определенными в программах реформирования региональных финансов в Мурманской области, повышения эффективности бюджетных расходов и концепции бюджетного развития Мурманской области в соответствующих годах.

3.1. На этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов с 2012 года осуществлялось масштабное внедрение в бюджетный процесс в Мурманской области программно-целевых подходов и инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.

Рост доли программных расходов консолидированного бюджета Мурманской области, ориентированных на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития региона, в общем объеме бюджетных расходов  вырос с 81,2% в 2012 году до 98,2% по итогам 2015 года.

В целях совершенствования процесса разработки, реализации и оценки эффективности целевых (с 2014 года - государственных) программ Мурманской области в марте 2012 года создан Программно-целевой совет Мурманской области, осуществляющий рассмотрение разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Мурманской области проектов программ и предложений по внесению изменений в действующие программы, рассмотрение вопросов о распределении объемов бюджетных ассигнований на реализацию программ, в том числе в части финансирования объектов капитального строительства.

Также с 2012 года принимаемые расходные обязательства перед включением в бюджет проходят процедуру оценки соответствия приоритетам социально-экономического развития Мурманской области, целям и задачам целевых (государственных) программ, полномочиям и функциям субъектов бюджетного планирования Мурманской области и отбора в соответствии с порядками:

- конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств Мурманской области;

- включения инвестиционных проектов в целевые (государственные) программы Мурманской области на основании оценки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения.

Начиная с  2013 года в состав закона об областном бюджете включено приложение, устанавливающее распределение бюджетных ассигнований в соответствии с направлениями деятельности органов государственной власти Мурманской области, соответствующие положения предусмотрены в Законе Мурманской области "О бюджетном процессе в Мурманской области".

В 2013 году разработана нормативная база, устанавливающая порядок разработки, реализации  и оценки эффективности государственных программ Мурманской области, а также их типовую структуру. Законом Мурманской области "О бюджетном процессе в Мурманской области" установлена начиная с 2014 года обязательность формирования и исполнения бюджета Мурманской области в формате государственных программ.

В целях интеграции процессов формирования бюджета и государственных программ в 2015 году  принят Закон Мурманской области "О контрольных полномочиях Мурманской областной Думы", устанавливающий порядок представления в Мурманскую областную Думу проектов государственных программ Мурманской области, предложений о внесении изменений в государственные программы Мурманской области и процедуру их согласования.

3.2. На этапе утверждения и исполнения бюджетов в рамках соблюдения базового принципа бюджетной политики, предусматривающего обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Мурманской области, Правительством Мурманской области в 2012-2013 годах реализовывался План мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Мурманской области, сокращению недоимки по их уплате. В декабре 2013 года был разработан  дополнительный комплекс мер до 2018 года, аккумулирующий в том числе ранее  проводимые мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Мурманской области. Результатом мобилизации дополнительных ресурсов по увеличению доходной базы бюджета стало увеличение доходов консолидированного бюджета Мурманской области, а  одновременная реализация ряда оптимизационных мер позволила снизить расходы.

Также в 2016 году в целях эффективного управления государственным долгом Мурманской области и принятия мер по снижению долговой нагрузки Правительством Мурманской области были утверждены основные направления долговой политики на 2017 - 2019 годы.

В целях повышения качества и обоснованности принимаемых решений по внесению изменений в сводную бюджетную роспись, актуальности информации, характеризующей количественные показатели реализации государственных программ в разрезе их подпрограмм и мероприятий, а также непрограммной деятельности органов государственной власти Мурманской области с 2016 года внедрен новый порядок формирования бюджета на основе обоснований бюджетных ассигнований.

Эти и другие меры были реализованы в том числе в рамках Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Мурманской области в 2015 году.

Реализация аналогичного комплекса мер была продолжена в 2016 году в рамках Плана мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития Мурманской области на 2016-2017 годы.

3.3. На этапе контроля за исполнением бюджетов в целях внедрения единой методики осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и внутреннего финансового аудита Правительством Мурманской области в 2014 году утвержден Порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

В рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля выявляются и пресекаются факты нецелевого использования бюджетных средств, использования бюджетных средств с нарушениями действующего законодательства и нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств; осуществляется контроль за устранением выявленных нарушений, возмещением в областной бюджет денежных средств, использованных не по целевому назначению и/или с нарушением действующего законодательства.

В целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ и услуг, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок  осуществляется контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В 2016 году для повышения контроля главных распорядителей бюджетных средств за соблюдением государственными учреждениями требований к качеству и объему оказания государственных услуг (выполнения работ) установлены правила определения объема и условий возврата государственными бюджетными и автономными учреждениями Мурманской области в областной бюджет остатков субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ).

3.4. Важным этапом регионального бюджетного развития стало повышение открытости и доступности информации о бюджетах и бюджетном процессе в Мурманской области в рамках соблюдения принципа прозрачности (открытости) бюджетных сведений и реализации конституционных прав граждан на доступ к информации.

В 2013 году введен в тестовую эксплуатацию единый портал бюджетной системы Мурманской области "Бюджет для всех"   http://b4u.gov-murman.ru/, на котором размещается систематизированная актуальная информация о формировании и исполнении всех бюджетов Мурманской области. Востребованность портала бюджетной системы области подтверждается постоянно растущей статистикой его посещения, которая в 2014 году перешла порог в 14 тысяч человек, а к 2016 году достигла уже порядка 50 тысяч человек.

Для повышения степени вовлеченности населения области в обсуждение вопросов бюджетно-финансовой сферы с 2014 года организуются конкурсы среди населения по бюджетной тематике, а публичные слушания по проектам областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и годовым отчетам об исполнении областного бюджета проводятся в формате брошюры о бюджете "Бюджетный ГИД", где наряду с основными финансовыми понятиями и описанием этапов бюджетного процесса осуществляется публикация параметров прогноза социально-экономического развития  Мурманской области, описываются подходы к формированию областного бюджета, представляются основные данные по доходам, расходам бюджета и долговым обязательствам региона, объемам финансового обеспечения и целевым показателям государственных программ области в доступном и наглядном для граждан формате.

В практику также вошло ежеквартальное проведение посредством функционала на портале Мурманской области "Открытый электронный регион" опросов общественного мнения в бюджетно-финансовой сфере – в 2015 году в опросах приняли участие свыше 700 человек.

По результатам рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за 2014 и 2015 годы Мурманская область занимает 1 место среди регионов Северо-Западного федерального округа и входит в десятку субъектов Российской Федерации - лидеров рейтинга.

В целях повышения открытости и доступности информации о бюджетах муниципальных образований Мурманской области с 2015 года осуществляется регулярная оценка (мониторинг) прозрачности деятельности муниципальных образований по управлению общественными финансами.

 

     4.  Текущее состояние консолидированного бюджета Мурманской области

4.1. Динамика основных параметров консолидированного бюджета Мурманской области

 

Исполнение консолидированного бюджета Мурманской области за период с 2010 по 2015 годы характеризуется следующими данными (рисунок 1):

-    доходы консолидированного бюджета за вышеуказанный период увеличились в 1,28 раза;

-    расходы консолидированного бюджета возросли в 1,37 раза;

-    государственный и муниципальный долг увеличился с 9,6 млрд рублей до 24,2 млрд рублей.

Государственный и муниципальныйдолг

Рисунок 1.  Динамика основных параметров консолидированного бюджета

Мурманской области, млн. рублей

 

 

 

4.2         .Основные источники формирования доходной части бюджета

 

Наибольший удельный вес в структуре доходов консолидированного бюджета Мурманской области - свыше 60% (с 2010 года) занимают налоги на прибыль, доходы (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Структура доходов консолидированного бюджета

Мурманской области за 2015 год, %

 

Значительный объем налоговых поступлений консолидированного бюджета Мурманской области формируют налоги, перечисляемые организациями, осуществляющими деятельность по видам экономической деятельности: "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение".

Мурманская область является экспортно ориентированным регионом: именно промышленный сектор, его горнодобывающая, металлургическая и энергетическая составляющие обеспечивают основные налоговые поступления в региональный бюджет.

Распределение налоговых поступлений по основным видам экономической деятельности согласно данным статистической налоговой отчетности за 2010 – 2015 годы представлено в таблице 1.

 

Таблица 1

Виды деятельности

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

Добыча полезных ископаемых

20,0%

15,4%

21,9%

19,4%

21,4%

20,5%

Обрабатывающие производства

19,1%

19,6%

17,5%

11,1%

13,2%

26,2%

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

15,7%

18,2%

17,8%

16,9%

11,7%

0,4%

Транспорт и связь

9,0%

7,9%

5,7%

15,6%

24,4%

30,2%

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

8,7%

9,2%

9,0%

5,6%

4,7%

3,8%

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

7,7%

7,2%

6,7%

6,8%

4,5%

3,3%

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5,4%

5,0%

5,1%

6,2%

5,6%

5,7%

Рыболовство, рыбоводство

4,2%

2,8%

2,1%

3,1%

2,5%

1,8%

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

3,3%

3,9%

3,4%

3,2%

2,6%

0,3%

Образование

3,0%

3,6%

3,3%

3,3%

2,6%

0,7%

Финансовая деятельность

1,1%

3,3%

3,7%

4,5%

3,3%

3,3%

Прочие

2,8%

3,9%

3,8%

4,2%

3,6%

3,8%

 

Наряду с увеличением налоговой базы региона наблюдается поступательное снижение финансовой поддержки с федерального уровня. Так, доля безвозмездных поступлений от бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации в общем объёме доходов консолидированного бюджета  Мурманской области сократилась с 18,0% в 2010 году до 10,3% в 2015 году (таблица 2).

 

 

 

 

Таблица 2, млн рублей

Наименование показателя

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

Общий объём доходов консолидированного бюджета

66 556,0

57 661,2

56 178,0

53 068,3

56 599,8

52 048,0

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе:

6 850,4

7 453,6

7 081,7

8 361,8

10 707,6

9 367,7

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

3 693,6

4 219,4

3 171,2

3 189,0

4 279,5

4 450,1

Субсидии бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии)

994,3

1 149,6

1 800,8

1 826,2

2 179,5

1 182,5

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

1 423,8

1 411,9

1 219,4

1 406,1

1 801,6

1 872,2

Иные межбюджетные трансферты

738,6

672,7

606,9

1 682,1

2 208,2

1 631,3

Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы

0,0

0,0

283,5

258,4

238,8

231,6

Доля безвозмездных поступлений от бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации в общем объёме доходов консолидированного бюджета  Мурманской области, %

10,3

12,9

12,6

15,8

18,9

18,0

 

В 2016 году, по оценке, сохранение устойчивого роста индекса производства в добыче полезных ископаемых и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, инвестиционной активности частных компаний и сальдированного финансового результата (прибыли) организаций нивелирует ухудшение финансовых результатов в обрабатывающей промышленности и отрицательную динамику потребления. В результате валовой региональный продукт за 2016 год несколько превысит уровень 2015 года (100,4 %).

На фоне позитивной динамики заработной платы и невысоких темпов роста среднего размера пенсий прирост денежных доходов ожидается на умеренном уровне - 4,3 % к 2015 году. Реальные денежные доходы населения снизятся на 2,9 % к предыдущему году. Исполнение консолидированного бюджета Мурманской области за 2016 год по доходам прогнозируется с увеличением к уровню 2015 года.

 

   4.3.    Основные направления расходования бюджетных средств

 

Значительную часть расходов консолидированного  бюджета Мурманской области, в структуре направлений деятельности (рисунок 3) - более 2/3 общего объема расходов, занимают  бюджетные ассигнования на:

-  обеспечение образовательной деятельности – свыше 30% расходов;

-  социальное обеспечение населения – порядка 16% расходов;

-  здравоохранение – порядка 16% расходов.

 

Рисунок 3.Структура расходов  консолидированного бюджета Мурманской области и их динамика по годам, млн рублей

Функциональное распределение расходов консолидированного бюджета Мурманской области за период с 2010 по 2015 годы сохраняется в следующей пропорции (рисунок 4):

- более половины общего объема расходов (свыше 57%) занимают бюджетные ассигнования на выплату заработной платы и начислений на нее (от 38% до 41%)  и социальное обеспечение, включая расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (от 17% до 20%);

- порядка 43% общего объема расходов формируют прочие расходы (компенсация убытков теплоснабжающим организациям региона, дотации на выравнивание и сбалансированность бюджетов, дорожные фонды).

 

2015 год

2012 год

2010 год

 

 

 

 

 

Прочие расходы

 

 

 

Рисунок 4. Функциональное распределение расходов консолидированного бюджета Мурманской области, млн рублей

Среди ключевых причин роста социально ориентированных расходов бюджета следует выделить:

-  финансовое обеспечение указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №№ 596-602, № 604, № 606, от 01.06.2012 № 761, от 28.12.2012 № 1688 (дополнительные расходы консолидированного бюджета на поэтапное повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы за период с 2013 по 2015 годы составили свыше 3,4  млрд рублей);

- увеличение числа жителей области в возрасте старше трудоспособного, рост уровня зарегистрированной безработицы и продолжающаяся дифференциация доходов населения.

Кроме того, климатические особенности региона формируют особую проблему, связанную с мазутозависимостью Мурманской области. Теплоснабжающие организации осуществляют регулируемую деятельность в районах Крайнего Севера, где продолжительность отопительного периода составляет порядка 280 дней в году. Собственных источников топлива регион не имеет, более 80 % отпускаемой тепловой энергии вырабатывается котельными, работающими на привозном мазуте. Значительная удаленность основных мест производства мазута и угля от Мурманской области, рыночная система ценообразования на эти продукты, ее привязка главным образом к уровню экспортных цен приводят к образованию значительной диспропорции между фактической стоимостью доставляемого в Мурманскую область топлива и его стоимостью, включаемой в тариф поставки тепла для населения, что в свою очередь приводит к убыточности деятельности большинства теплоснабжающих организаций области и необходимости их субсидирования за счет бюджетных средств.

Расходы бюджета на компенсацию убытков теплоснабжающим организациям региона из областного бюджета за период с 2010 по 2015 годы приведены на рисунке 5.

Рисунок 5. Объем компенсации убытков теплоснабжающим организациям региона из областного бюджета за период с 2010 по 2015 годы, млн рублей

 

4.4. Основные параметры исполнения консолидированного бюджета Мурманской области за 2016 год

 

Основные параметры исполнения бюджета Мурманской области за 2016 год характеризуются следующими данными:

 

Таблица 3, млн рублей

Показатели

Исполнение 2015 года<1>

Первоначальный план 2016 года<2>

Исполнение 2016 года<3>

Консолидированный бюджет

Консолидированный бюджет

Консолидированный бюджет

% от плана

% от исполнения

Доходы, в том числе:

66 556,0

64 371,1

72 667,0

112,9

109,2

Налоговые и неналоговые доходы

59 489,6

59 307,30

65 865,3

111,1

110,7

Расходы, в том числе:

68 026,9

67 723,0

70 141,2

103,6

103,1

Расходы без учета целевых федеральных средств

64 529,9

64 127,8

66 534,7

103,8

103,1

Дефицит/ Профицит

-1 471,0

-3 351,9

2 525,8

х

х

Государственный долг

20 692,7

26 376,9

22 158,9

84,0

107,1

Муниципальный долг

3 498,5

3 441,3

2 880,0

83,7

82,3

 

__________________________

<1>Данные отчетной формы 0503317 «Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда» за 2015 год.

<2>Данные отчетной формы 0503317 «Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда» на 01.02.2016.

<3>Данные отчетной формы 426 «Сведения об отдельных показателях исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации» за 2016 год (оперативные данные).

 

Первоначальные параметры консолидированного бюджета за 2016 год в части доходов увеличены на 8 295,9 млн рублей (12,9%), в части расходов увеличены в целом на 2 418,2 млн рублей (3,6%), профицит консолидированного бюджета при указанных параметрах  сложился в размере 2 525,8 млн рублей.

Одними из основных причин формирования профицита бюджета стали дополнительные поступления налоговых доходов, а именно налога на прибыль организаций в объеме 3 520,4 млн рублей, а также проводимая в течение 2016 года политика взвешенных решений, связанных с расстановкой приоритетов развития региона и сохранения социальной защищенности граждан области.

Ключевыми причинами увеличения расходной части консолидированного бюджета Мурманской области на 2016 год стали индексация размеров социальных выплат  на 11,9 процента к 2015 году, индексация мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг и непосредственного предоставления субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на 8,1 процента к 2015 году, а также увеличение расходов на оплату труда работникам государственных (муниципальных) учреждений, связанное с индексацией фондов оплаты труда с октября 2016 года на 6,2 процента и повышением оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761, 28.12.2012 № 1688. Дополнительную нагрузку на расходную часть бюджета оказало увеличение расходов на компенсацию убытков теплоснабжающим организациям. 

4.5. Кредитные рейтинги Мурманской области

 

Основными показателями, характеризующими оценку кредитоспособности Мурманской области и возможности региона своевременно обслуживать и погашать свои долговые обязательства, являются кредитные рейтинги. В состав мировых лидеров рейтинговых агентств входит рейтинговое агентство "Фитч Рейтингс" (Fitch Ratings), осуществлявшее до конца 2016 года оценку кредитных рейтингов Мурманской области. Динамика изменений рейтинговых оценок региона с 2010 года представлена в таблице 4.

 

Таблица 4

Виды рейтингов

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Долгосрочный рейтинг в иностранной и национальной валюте

BB-

BB

BB

BB

BB

BB-

BB-

Краткосрочный рейтинг в иностранной валюте

B

B

B

B

B

B

B

Национальный долгосрочный рейтинг

A+(rus)

AA-(rus)

AA-(rus)

AA-(rus)

AA-(rus)

A+(rus)

A+(rus)

Прогноз по долгосрочным рейтингам

Стабильный

Стабильный

Стабильный

Негативный

Негативный

Стабильный

Стабильный


Информация по документу
Читайте также