Расширенный поиск

Решение исполнительного комитета Ивановского областного Совета депутатов трудящихся Ивановской области от 07.04.1980 № 105

Утратил силу - Постановление администрации Ивановской области

от 28.10.2005 № 168-па

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА

НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

 

РЕШЕНИЕ

 

от 07.04.1980 № 105

г. Иваново

 

О мерах по выполнению постановления совета министров рсфср

от 24.01.80 № 54 "О мерах по улучшению охраны, реставрации

и использования памятников истории и культуры в свете

закона ссср и закона рсфср "об охране и использовании

памятников истории и культуры"

 

 

Исполком областного Совета народных депутатов отмечает, что органы культуры, исполкомы местных Советов, обеспечивая требования законов СССР и РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", выполняя постановления бюро обкома партии по этим вопросам, проводят под руководством областной партийной организации определенную работу по охране памятников.

В области имеется 355 памятников истории, культуры и архитектуры, из которых 192 состоят на местной и 163 на республиканской государственной охране. 332 памятника используются в культурных, производственных, хозяйственных и других целях.

В соответствии с поручением бюро обкома партии проведены дополнительные работы по выявлению объектов, представляющих культурную и историческую ценность, обследовано их состояние и формы использования. Документы на эти объекты изучаются специалистами, привлеченными областным управлением культуры, рассмотрены в местных партийных и советских органах. Среди них историко-революционные объекты, отражающие борьбу пролетариата и участие в ней выдающихся революционеров - О.А. Варенцовой, Ф.А. Афанасьева, М.В. Фрунзе, Д.А. Фурманова и других, создание первого в России Иваново-Вознесенского общегородского Совета рабочих депутатов, а также памятники археологии, в том числе Сахтышские стоянки периода неолита и бронзы, объекты архитектуры и зодчества, градостроительства, промышленной архитектуры XVII и XIX веков.

Принимаются меры к улучшению использования памятников. Открыты дома-музеи А.С. Бубнова, П.Д. Корина, Н.В. Дыдыкина, И.И. Левитана, готовится к открытию дом-музей Б.И. Пророкова.

67 памятниковых объектов сданы в аренду, в т.ч. 23 - за последние годы. До 72 доведено количество памятников, используемых в культурных, учебно-хозяйственных целях и под различные учреждения, 130 используются по своему назначению. За счет целевых средств в 1971 - 1979 годах на ремонт и реставрацию памятников израсходовано около 4 млн. рублей.

Вместе с тем в работе по охране памятников имеют место серьезные недостатки и упущения, на что совершенно правильно указано в постановлении Совета Министров РСФСР, бюро областного комитета партии. Областное управление культуры, отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, областное управление коммунального хозяйства, областное управление торговли, облпотребсоюз, объединение "Ивхлоппром" и "Ивпромтехноткань", областное производственное управление сельского хозяйства, многие исполкомы местных Советов, прежде всего, Шуйского, Заволжского, Фурмановского районных и Кинешемского городского, не предъявляют должных требований к предприятиям, учреждениям, колхозам и совхозам (арендаторам и собственникам памятников) за соблюдение ими охранно-арендных договоров и охранных обязательств.

Областные отделы и управления не выделяют необходимых средств на ремонт и реставрацию арендуемых памятников, не привлекают к выполнению этих работ под наблюдением специалистов-реставраторов строительные, ремонтные и ремонтно-строительные организации, не оказывают должной помощи областной научно-реставрационной мастерской материалами для выполнения этих работ, в результате чего ремонтно-реставрационные работы на памятниковых объектах проводятся несвоевременно, часть памятников используется на износ.

Особое беспокойство вызывает положение с охраной и использованием памятников истории и культуры в сельской местности. Во многих проектных предложениях о реконструкции и застройке сельских населенных пунктов области вопросы сохранения и использования памятников не разработаны, чем создаются объективные условия для их физической утраты. Пристального внимания требуют памятники деревянной архитектуры.

Многие исполкомы местных Советов народных депутатов все еще не учитывают возросших требований к сохранению и активному использованию культурного наследия в воспитании трудящихся. Еще нередки факты нарушения законодательства по охране памятников, запущенности, плохого их содержания. Одной из серьезных причин такого отношения является отсутствие охранных зон у многих памятников, которые должны быть разработаны областным отделом по делам строительства и архитектуры и областным управлением культуры и утверждены в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" исполкомами Советов народных депутатов.

Зачастую недооценивается значение сложившейся природно-ландшафтной среды, окружающей памятники, не включаются в число памятников произведения монументального и народно-прикладного искусства. Представители отделов культуры, отделений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, общественность не входят в составы областного, городских и районных градостроительных Советов.

Областное управление культуры и его производственная группа по охране и использованию памятников слабо использовали возможности советских законов, только в последнее время стали проводить работу по повышению ответственности арендаторов и собственников за исполнение ими охранно-арендных договоров и охранных обязательств, безусловное соблюдение законов СССР и РСФСР об охране и использовании памятников, привлекая виновных через органы прокуратуры, административные комиссии райгорисполкомов к ответственности.

Из-за слабой материальной базы и состава кадров специальная научно-реставрационная производственная мастерская управления культуры на сравнительно невысоком уровне осуществляет проектирование и производство реставрационно-восстановительных работ на памятниковых объектах, обеспечение научно-технического и авторского надзора. Мастерская нуждается в строительстве производственных помещений, получении и обновлении транспорта и средств малой механизации, обеспечении строительными и горюче-смазочными материалами.

Придавая большое значение памятникам истории и культуры в коммунистическом воспитании трудящихся, успешному выполнению постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", положений Конституции СССР и Конституции РСФСР по вопросам охраны и использования памятников, Закона СССР и Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", а также в соответствии с постановлениями бюро обкома партии от 07.01.1980 и Совета Министров РСФСР от 24.01.1980 № 54 об охране и использовании памятников исполнительный комитет Ивановского областного Совета народных депутатов решил:

1. Обязать областное управление культуры, исполкомы городских и районных Советов народных депутатов, областные отделы и управления совместно с областным, городскими и районными отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры принять меры к устранению имеющихся недостатков в охране, реставрации, использовании и пропаганде памятников, безусловному выполнению постановления Совета Министров РСФСР от 24.01.1980 № 54 "О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в свете Закона СССР и Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и постановления бюро обкома партии от 07.01.1980 "О мерах по улучшению содержания и использования памятников истории и культуры области".

Исполкомам местных Советов народных депутатов, областным отделам и управлениям всемерно способствовать более активному привлечению общественности к рассмотрению вопросов охраны памятников, поощрять инициативу коллективов предприятий, учреждений, совхозов, колхозов, учебных заведений, общественных организаций в шефстве над памятниками истории и культуры, информировать общественность о проводимых и планируемых мероприятиях по улучшению использования и реставрации памятников, принимать действенные меры по замечаниям и предложениям трудящихся, выступлениям печати. Осуществить практические меры по повышению роли отделений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, объединяющих в своих рядах 140 тыс. человек, в практическом решении вопросов охраны и использовании памятников.

2. Согласиться с предложениями областного управления культуры и областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры по консервации, ремонту и реставрации в 1981 - 1990 г. г. силами арендаторов и Ивановской специальной научно-реставрационной мастерской 193 памятников истории и культуры, согласно приложению № 1 (не приводится).

Поручить областному управлению культуры, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов с участием отделений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры рассмотреть вопросы, связанные с охраной и использованием памятников истории и культуры, и до 10 июня текущего года представить исполкому областного Совета предложения по их использованию, прежде всего, под музеи, картинные галереи, выставочные залы, библиотеки, другие культурно-просветительные учреждения, а также дома отдыха, туристские базы.

Областному управлению культуры по согласованию с областным советом по туризму и экскурсиям, обкомами профсоюзов, исполкомом Шуйского районного Совета народных депутатов и заинтересованными предприятиями дать облисполкому до 10 мая 1980 года предложения по использованию памятников архитектуры, расположенных вблизи г. Шуи, под базы отдыха трудящихся и в 1980 - 1981 годах осуществить на этих объектах работы по консервации объектов силами областной научно-реставрационной мастерской.

3. Областному управлению коммунального хозяйства, исполкомам Советов народных депутатов, областным отделам и управлениям - арендаторам и пользователям памятников - обеспечить надлежащее содержание территорий памятников и памятных мест. Осуществить в 1980 - 1985 годах силами предприятий, учреждений и организаций-арендаторов мероприятия по благоустройству территорий памятников, включать их в ежегодные планы соответствующих специализированных организаций.

Облфинотделу средства, получаемые в бюджет от организаций по туризму, направлять по согласованию с областным управлением культуры, прежде всего, на благоустройство памятников истории и культуры.

4. Отметить, что областные управления культуры, коммунального хозяйства, производственное управление сельского хозяйства, торговли, облпотребсоюз, объединения "Ивхлоппром" и "Ивпромтехноткань", Ивановское производственное станкостроительное объединение, Кинешемские заводы им. Калинина и "Автоагрегат", Заволжский химзавод им. Фрунзе неудовлетворительно обеспечивают охрану и использование памятниковых объектов, и обязать их принять меры к выделению необходимых средств и материалов на ремонт и реставрацию памятников, повышению ответственности руководителей подведомственных предприятий, производств, учреждений, колхозов и совхозов (арендаторов и собственников памятниковых объектов) за исполнение условий охранно-арендных договоров и охранных обязательств.

Областному управлению культуры, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов усилить контроль за соблюдением Закона СССР и Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

5. Обязать областное управление культуры, исполкомы Шуйского городского, Ивановского, Комсомольского, Палехского, Пестяковского, Родниковского, Тейковского, Шуйского, Южского и ряда других районных Советов народных депутатов в первом полугодии т.г. обеспечить подбор арендаторов и использование бесхозных памятниковых объектов.

Исполкомам местных Советов народных депутатов закрепить за памятниками истории и культуры шефов из числа предприятий, учреждений и учебных заведений.

6. Областному управлению культуры в срок до 10 июля 1980 г. проверить состояние археологических памятников и при необходимости подготовить материал о привлечении должностных лиц, виновных в разрушении памятников, к ответственности в соответствии с Законом. Учитывая значение археологического памятника - Сахтышских стоянок периода неолита и бронзы, расположенных в Тейковском районе, изучить и до 1 августа 1980 г. дать предложения по вопросу открытия на базе указанных стоянок археологического музея - филиала Ивановского объединенного историко-революционного музея.

7. Органам культуры, исполкомам местных Советов народных депутатов постоянно вести выявление, государственный учет и научную паспортизацию объектов истории и культуры. Областному управлению культуры совместно с областным отделением Всероссийского общества охраны памятников подготовить и издать в 1980 - 1981 г. г. списки памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране, областному управлению издательств, полиграфии и книжной торговли оказать практическую помощь органам культуры в издании указанных списков памятниковых объектов.

8. Областному отделу по делам строительства и архитектуры, областному управлению культуры совместно с райгорисполкомами до 1 июня 1980 года составить график разработки зон охраны всех находящихся на государственной охране памятников истории и культуры, предусматривать вместе с облпланом начиная с 1981 года необходимые лимиты проектных работ на эти цели.

В целях усиления совместной работы органов культуры, архитектуры и отделений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры считать целесообразным ввести в областной, городские и районные градостроительные советы начальника, заместителя начальника областного управления культуры, заведующего производственной группой по охране и использованию памятников областного управления культуры, заместителя председателя областного отделения ВООПИК, заведующих городских, районных отделов культуры, председателей городских и районных отделений ВООПИК, представителей общественности.

9. В целях коренного улучшения сохранности памятников деревянного зодчества в сельской местности областному производственному управлению сельского хозяйства, областному управлению культуры, исполкомам Советов народных депутатов:

- принять необходимые меры для проведения в 1980 - 1985 г. г. ремонта или консервации всех памятников, состоящих на государственной охране, в сельской местности и завершения до 1982 года работ по ремонту и установке молниеотводов на памятниках деревянного зодчества;

- не допускать сноса старых деревянных строений, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до обследования их органами охраны памятников, в необходимых случаях принимать решения о принятии их на государственную охрану.

Осуществлять в отдельных случаях в установленном порядке перенос памятников в перспективные населенные пункты.

Производить в необходимых случаях сдачу в аренду памятников государственным, кооперативным и другим общественным предприятиям, учреждениям и организациям с обеспечением строгого соблюдения арендаторами установленных правил использования и сохранности памятников истории и культуры.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 24.01.1980 № 54 поручить отделениям Всероссийского добровольного пожарного общества выполнять по прямым договорам работы по ремонту и установке молниеотводов. Областному управлению снабжения и сбыта предусматривать на эти цели выделение отделениям Всероссийского добровольного пожарного общества необходимых материалов и оборудования.

Областному отделу по делам строительства и архитектуры при разработке проектов застройки сельских населенных пунктов определять перспективы их развития на основе всесторонней проработки их исторического значения и планировочных особенностей, а также историко-архитектурной ценности имеющихся строений. Довести до сведения, что Совет Министров РСФСР поручил Госстрою РСФСР в случае необходимости произвести корректировку утвержденных проектов планировки с учетом указанных требований.

10. Принять к сведению сообщения прокурора области, начальника областного отдела юстиции и начальника областного управления внутренних дел о том, что ими будут приняты дополнительные меры по усилению борьбы с нарушениями законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.

11. Поручить организационно-инструкторскому отделу и управлению культуры облисполкома внести на очередную сессию предложение об образовании при облисполкоме комиссии содействия охране памятников истории и культуры.

Рекомендовать райгорсоветам образовать такие комиссии при исполкомах районных и городских Советов народных депутатов.

Утвердить состав комиссии по приемке памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной местного значения, после проведения ремонтно-реставрационных и консервационных работ, согласно приложению № 2 (не приводится).

Довести до сведения исполкомов Советов народных депутатов, областных отделов и управлений, что в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 24.01.1980 № 54 приемка памятников истории и культуры республиканского значения после их реставрации осуществляется Министерством культуры РСФСР, предложения о приемке особо ценных памятников истории и культуры представляются в Совет Министров РСФСР.

12. Установить, что в планы подрядных реставрационных работ включаются только те объекты, по которым на 1 июля года, предшествующего планируемому, имеется проектно-сметная документация и рабочие чертежи на годовой объем работ, а также источники финансирования и материальные ресурсы на выполнение объема работ.

Довести до сведения, что Совет Министров РСФСР в дополнение к постановлению от 10.01.1969 № 31 (СП РСФСР, 1969 г., № 4, ст. 10) утвердил предельную норму накладных расходов на строительные работы по реставрации памятников истории и культуры, выполняемые объединением "Росреставрация" Министерства культуры РСФСР и реставрационными организациями Советов Министров автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов, в размере 20% к сметной стоимости прямых затрат и признал утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 25.01.1972 № 62 (СП РСФСР 1972 г., № 5, ст. 24).

Областному финансовому отделу, областному управлению культуры предусматривать начиная с 1981 года выделение исполкомам Советов народных депутатов средств на выполнение утвержденного объема ремонтно-реставрационных работ в пределах сумм, утвержденных на капитальный ремонт памятников истории и культуры.

Областному управлению снабжения и сбыта предусматривать в проектах годовых планов материально-технического снабжения выделение областному управлению культуры материально-технических ресурсов на объемы работ, выполняемые его научно-реставрационной мастерской.

Областному управлению культуры повысить ответственность производственной группы по охране и использованию памятников и специальной научно-реставрационной мастерской управления, городских и районных отделов культуры за своевременное принятие мер к организации ремонтно-реставрационных работ на памятниковых объектах, организацию работы по обеспечению их надлежащей охраны и использования.

Усилить контроль за качеством реставрационных работ, экономным использованием средств, трудовых и материальных ресурсов, выделяемых на реставрацию памятников, не допускать их распыления по многим объектам и затягивания сроков производства работ, добиваться строгого соблюдения государственной плановой и финансовой дисциплины, обеспечить систематическое проведение ревизий производственной и финансовой деятельности научно-реставрационной мастерской областного управления культуры.

13. Утвердить положение об Ивановской специальной научно-реставрационной производственной мастерской областного управления культуры (приложение № 3 - не приводится). Решение облисполкома № 345 от 30.05.1968 по этому вопросу считать утратившим силу.

14. Разрешить Ивановской специальной научно-реставрационной производственной мастерской областного управления культуры начиная с 1 января 1980 г. предусматривать и производить отчисления в размере 10 процентов сметной стоимости проводимых работ на расширение собственной производственной базы от средств, предусмотренных на капитальный ремонт школ, зданий и сооружений культурно-бытового назначения.

15. Обязать областное управление культуры, Ивановскую специальную научно-реставрационную мастерскую обеспечить ввод в 1981 году механической мастерской с гаражом на шесть автомашин, в 1982 г. - производственного корпуса.

Областному управлению культуры, облплану, областному управлению снабжения и сбыта решить вопросы, связанные с финансированием строительства объекта, обеспечением его необходимыми материалами и оборудованием.

Областному управлению культуры, специальной научно-реставрационной мастерской с вводом в 1982 г. производственного корпуса открыть лабораторию по исследованию и испытанию материалов, применяемых для реставрационных работ, фотолаборатории, совместно с областным управлением снабжения и сбыта оснастить их необходимым оборудованием и материалами.

16. Поручить областному управлению культуры, специальной научно-реставрационной мастерской управления подготовить технико-экономические обоснования строительства производственных баз в городах Кинешме, Иванове, Шуе, Тейкове, Плесе, р.п. Палехе.

Ивановскому, Кинешемскому, Шуйскому, Тейковскому, Плесскому горисполкомам, Палехскому и Ивановскому райисполкомам отвести в установленном порядке по заявке специальной научно-реставрационной мастерской областного управления культуры земельные участки под строительство производственных баз для указанной мастерской и выдать технические условия.

Облплану, областному управлению культуры предусмотреть лимиты и средства на проектирование, объемы капиталовложений на строительство данных объектов.

17. Поручить областному управлению культуры, областному управлению снабжения и сбыта добиться в соответствующих организациях выделения целевым назначением для оснащения Ивановской специальной научно-реставрационной мастерской в 1981 - 1982 г. г. машин, механизмов, оборудования и материалов согласно приложениям, направленным в Совет Министров РСФСР.

18. Поручить Ивановскому горисполкому по согласованию с областным управлением культуры до 1 июля т.г. отвести в пределах центра города земельный участок под строительство блок-секции 143-квартирного дома для малосемейных, до сентября 1980 года собрать технические условия для привязки блок-секции.

Облплану предусмотреть на 1981 год Ивановскому горисполкому необходимые лимиты и средства для разработки проектно-сметной документации, в 1982 - 1983 г. г. - капиталовложения на его строительство и ввод.

19. Областному управлению культуры обеспечить в установленном порядке ежегодно начиная с 1981 г. направление в специальную научно-реставрационную мастерскую двух архитекторов с высшим образованием, двух техников-архитекторов со средним специальным образованием, одного инженера-строителя, десяти выпускников профтехучилищ, готовящих кадры специалистов-реставраторов. По другим кадрам, готовящимся в высших и средних специальных учебных заведениях области, решить вопросы по мере необходимости.

20. Областному управлению профтехобразования решить вопрос о направлении ежегодно начиная с 1981 г. в научно-реставрационную мастерскую областного управления культуры 20 выпускников профтехучилищ, готовящих кадры строительных профессий.

21. Обязать исполком Ивановского городского Совета народных депутатов выделить в 1980 году для научно-реставрационной мастерской областного управления культуры 4-комнатную квартиру-общежитие для молодых специалистов-архитекторов, прибывших по направлению в мастерскую в текущем году.

Областному управлению культуры вносить ежегодно предложения облисполкому об обеспечении молодых специалистов, выпускников учебных заведений, прибывших на работу в мастерскую, жильем, местами в общежитиях.

22. Запретить горрайисполкомам отвлекать рабочих Ивановской научно-реставрационной мастерской и ее участков на работы, не предусмотренные планами реставрационных работ.

23. Областному управлению культуры до 15 мая 1980 года дать предложения о подготовке художников-реставраторов мастерской управления в Ивановском художественном училище.

24. Контроль за выполнением решения возложить на заместителя председателя облисполкома и областное управление культуры.

25. Решение облисполкома от 11.10.1976 № 18/27 "О мерах улучшения содержания памятников истории и культуры г. Иванова и использовании их в коммунистическом воспитании трудящихся" и от 20.09.1978 № 19/4 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению охраны памятников истории и культуры" с контроля снять.

 

 

Председатель исполкома                                                        А.В. Мокряков

 

Секретарь исполкома                                                                  Л.А. Силина

 


Информация по документу
Читайте также