Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 03.03.2020 № 7836-7 ГД

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Об информации Министра энергетики Российской Федерации А.В.Новака по вопросу развития электроэнергетики страны: основные достижения, проблемы и пути их решения

 

Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 6 ноября 2019 года информацию Министра энергетики Российской Федерации А.В.Новака, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра энергетики Российской Федерации А.В.Новака.

2. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации А.А.Каульбарса.

3. Государственная Дума поддерживает усилия Министерства энергетики Российской Федерации по развитию электроэнергетического комплекса Российской Федерации и отмечает его эффективную работу по управлению в отрасли и конструктивное взаимодействие с Государственной Думой. Потребление и выработка электрической энергии в стране поступательно увеличиваются. За последние семь лет рост выработки электрической энергии составил 6 процентов. Государственная Дума отмечает, что в рамках текущей экономической ситуации отрасль демонстрирует положительную динамику в развитии.

4. Государственная Дума отмечает проделанную за последние несколько лет Министерством энергетики Российской Федерации большую работу по упрощению подключения потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в результате которой количество процедур, необходимых для подключения к электрическим сетям в субъектах Российской Федерации, сократилось с десяти до двух, срок подключения сократился с 281 до 41 дня, стоимость технологического присоединения в 2019 году снизилась в 164 раза.

Государственная Дума разделяет мнение Счетной палаты Российской Федерации о наличии недостатков при реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 321 (далее - государственная программа "Развитие энергетики"), и отмечает следующее:

технологическое присоединение не всегда выполняется в сроки, установленные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861;

не завершена работа по созданию открытого интернет-ресурса по вопросам технологического присоединения потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям;

не завершено строительство отдельных объектов, определенных государственной программой "Развитие энергетики".

5. Государственная Дума выделяет следующие наиболее актуальные задачи нормативного обеспечения развития электроэнергетики:

развитие конкуренции на розничных рынках электрической энергии, совершенствование работы оптового рынка;

справедливое распределение средств и сокращение всех видов перекрестного субсидирования стоимости электрической энергии для потребителей электрической энергии;

снижение дифференциации тарифов по уровням напряжения;

развитие и повышение эффективности сетевого комплекса электроэнергетики, совершенствование доступности электрической энергии для потребителей электрической энергии;

создание полноценной интеллектуальной системы учета потребления энергоресурсов.

Без продолжения реформирования отрасли электроэнергетики, без формирования рыночных Механизмов и конкуренции в данной отрасли невозможно обеспечить надлежащее качество и адекватную стоимость электрической энергии для потребителей и рост российской экономики.

Проблему перекрестного субсидирования нужно решать одновременно с повышением эффективности отрасли электроэнергетики в целом. В части тарифов главным является их постепенное выравнивание для населения и промышленности.

По мнению Государственной Думы, не следует передавать отрасли электроэнергетики функции, относящиеся к функциям других отраслей. Перекрестное субсидирование одних потребителей за счет других доказало свою неэффективность. Государственная Дума предлагает рассмотреть вопросы субсидирования отдельных категорий потребителей электрической энергии и субъектов Российской Федерации за счет соответствующих бюджетов всех уровней.

Кроме того, отсутствие учета перекрестного субсидирования потребителей электрической энергии, получающих ее по магистральным электрическим сетям, приводит к тому, что крупные потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к магистральным сетям, не несут нагрузки по перекрестному субсидированию населения. Это создает для них дополнительные экономические преференции перед потребителями электрической энергии - субъектами малого и среднего бизнеса, в том числе сельскохозяйственными товаропроизводителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к распределительным электрическим сетям.

Необходимо существенное повышение эффективности функционирования сетевого комплекса электроэнергетики в целом за счет консолидации активов, снижения предоставления различных льгот по технологическому присоединению с повышением ответственности потребителей электрической энергии за заявленные и резервируемые объемы мощности.

Большой потенциал повышения эффективности функционирования сетевого комплекса электроэнергетики имеют его модернизация и цифровизация, внедрение систем интеллектуального учета электрической энергии (мощности).

Среди недостатков функционирования электроэнергетики необходимо выделить значительное число нерыночных надбавок к цене на мощность на оптовом рынке электрической энергии и мощности, которые существенно увеличивают конечную стоимость электрической энергии и искажают конкурентное ценообразование на указанном рынке, сокращая спектр рыночных механизмов.

Государственная Дума считает необходимым жестко ограничить практику появления новых территорий с особыми условиями ценообразования на электрическую энергию.

Также необходимо развитие конкурентных отношений в области сбыта электрической энергии.

Государственная Дума отмечает, что результаты отбора объектов генерации электрической энергии по программе модернизации тепловой генерации подтверждают целесообразность конкурентного отбора модернизированных мощностей, при этом отмечается недостаточная глубина проводимой модернизации.

Комплексным планом мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 года № 703-р, определены целевые показатели повышения энергетической эффективности.

Следует проработать различные модели для уточнения условий следующих отборов по программе модернизации тепловой генерации для достижения ее целей (повышения модернизации оборудования, эффективности объектов генерации, внедрения высоких технологий и снижения выбросов вредных веществ и парниковых газов), в том числе с учетом целей Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 года 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.

Государственная Дума подчеркивает, что в соответствии с принятыми законодательными решениями за последние несколько лет Правительством Российской Федерации при непосредственном участии Министерства энергетики Российской Федерации реализован комплекс взаимосвязанных мер нормативного и организационного характера в целях обеспечения урегулирования расчетов за электрическую энергию. Необходимо разработать дополнительные меры снижения задолженности потребителей электрической энергии за поставленную электрическую энергию.

Государственная Дума положительно отмечает проводимую Министерством энергетики Российской Федерации работу по внедрению механизма лицензирования энергосбытовой деятельности в электроэнергетике, предусмотренного статьей 293 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", включая оздоровление рынков электроэнергетики и улучшение качества предоставляемых потребителям услуг.

Государственная Дума полагает, что одной из важных проблем, стоящих перед отраслью электроэнергетики в среднесрочной перспективе, является обновление парка генерирующего оборудования путем вывода из эксплуатации неэффективных объектов электроэнергетики или глубокой модернизации указанных объектов с применением продукции отечественного энергомашиностроения.

В целях решения задачи вывода неэффективного оборудования объектов электроэнергетики из эксплуатации Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона № 767552-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации".

6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить согласование и утверждение новой редакции проекта энергетической стратегии России на период до 2035 года;

2) рассмотреть возможность разработки и внесения в Государственную Думу проектов федеральных законов, направленных на совершенствование оптового рынка электрической энергии и мощности в части:

сокращения и оптимизации числа нерыночных надбавок к цене на мощность;

расширения объема возможных действий потребителей электрической энергии по заключению свободных договоров с производителями электрической энергии на оптовом рынке;

3) принять меры по развитию конкурентных розничных рынков электрической энергии;

4) проработать вопрос о поэтапном сокращении всех видов перекрестного субсидирования, в том числе в сетевом комплексе электроэнергетики, а также о распределении величины перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей электрической энергии, за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей электрической энергии, независимо от их присоединения к магистральным или распределительным электрическим сетям за счет применения механизма дифференциации тарифов для различных уровней напряжения, включая сети публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы";

5) изучить опыт внедрения дифференциации тарифов в зависимости от объема потребления электрической энергии в субъектах Российской Федерации и подготовить предложения по его расширению;

6) подготовить предложения по более справедливому распределению затрат в сетевом комплексе электроэнергетики между всеми потребителями электрической энергии;

7) принять нормативные правовые акты, предусматривающие повышение ответственности потребителя электрической энергии за заявленную и неиспользуемую мощность, включая оплату резерва мощности при отсутствии фактического потребления заявляемой при технологическом присоединении мощности;

8) ускорить согласование и утверждение проектов нормативных правовых актов по совершенствованию механизма вовлечения в хозяйственный оборот бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, позволяющего в максимально короткие сроки организовать эксплуатацию сетевой организацией выявленных бесхозяйных объектов, а также обеспечить инвентаризацию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на уровне субъектов Российской Федерации;

9) ускорить разработку нормативных правовых актов, необходимых для перехода к установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии со сроком действия не менее пяти лет и возможности заключения сетевыми организациями и субъектами Российской Федерации регуляторных соглашений в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации;

10) в части укрупнения объектов электросетевого хозяйства:

обеспечить совершенствование критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям в целях исключения возможности получения тарифов на услуги по передаче электрической энергии организациями, не соответствующими установленным характеристикам предоставления услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению;

определить источник финансирования мероприятий по консолидации объектов электросетевого хозяйства и их окупаемости при тарифном регулировании с учетом положений, исключающих для потребителей электрической энергии необоснованный дополнительный рост тарифов и двойной учет понесенных продавцом консолидируемого имущества и оплаченных потребителями электрической энергии ранее затрат на создание приобретаемых активов в ранее установленных тарифах;

11) ускорить работу по разработке проекта нормативного правового акта по переходу на частичную или полную оплату экономически обоснованных расходов сетевых организаций, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств новых заявителей, непосредственно такими заявителями;

12) принять нормативные правовые акты, направленные на решение проблемы неплатежей и уменьшение споров, связанных с порядком определения объема обязательств потребителей электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, предусматривающие:

упрощение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении недобросовестных потребителей-неплательщиков и установление возможности дистанционного ограничения режима потребления электрической энергии недобросовестными потребителями электрической энергии;

внедрение интеллектуальных систем учета электрической энергии;

13) ускорить внесение в Государственную Думу проекта нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации об электроэнергетике, в целях продления до 2028 года действия механизма выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию до среднероссийского уровня для потребителей электрической энергии на территории Дальневосточного федерального округа, имея в виду необходимость ограничения круга потребителей электрической энергии, получающих ее по сниженным ценам (тарифам), включая организации, финансируемые за счет средств бюджетной системы Российской Федерации (в том числе организации жилищно-коммунального хозяйства), предусмотрев при этом учет изменения стоимости электрической энергии для указанных организаций при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

14) проработать меры, направленные на снижение удельного расхода топлива на производство электрической энергии в целом по стране;

15) проработать предложения по оказанию государственной поддержки за счет средств бюджетной системы Российской Федерации на финансирование затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на электроснабжение;

16) принять меры по ускорению исполнения поручения Государственной Думы от 16 июля 2019 года (протокол заседания Государственной Думы № 286, пункт 196) по определению механизмов, предусматривающих снижение стоимости электрической энергии, используемой сельскохозяйственными товаропроизводителями.

7. Поручить Комитету Государственной Думы по энергетике совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.

8. В рамках контроля за исполнением настоящего Постановления провести в период весенней сессии 2020 года совместное заседание Комитета Государственной Думы по энергетике и Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту.

9. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период осенней сессии 2020 года.

10. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации.

11. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации                              В.В.Володин

 

Москва

3 марта 2020 года

№ 7836-7 ГД

 


Информация по документу
Читайте также