ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 января 2015 г. N 1
МОСКВА
Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 12.03.2016 г. N 187; от 15.12.2016 г. N 1369)
В соответствии с пунктом 11 статьи 71 Земельного кодекса
Российской Федерации Правительство Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном земельном
надзоре.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября
2006 г. N 689 "О государственном земельном надзоре" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, N 47, ст. 4919);
пункт 26 изменений, которые вносятся в акты Правительства
Российской Федерации по вопросам государственного контроля
(надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и
признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской
Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19,
ст. 2316);
постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля
2011 г. N 267 "О внесении изменений в Положение о государственном
земельном контроле" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2011, N 16, ст. 2295);
пункт 19 изменений, которые вносятся в некоторые акты
Правительства Российской Федерации по вопросам государственного
контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах
государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу
некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999).
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим
постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими государственный земельный надзор, в
пределах установленной Правительством Российской Федерации
предельной численности работников указанных органов, а также
бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на
руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 января 2015 г. N 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном земельном надзоре
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 12.03.2016 г. N 187; от 15.12.2016 г. N 1369)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления
государственного земельного надзора.
2. Государственный земельный надзор осуществляется Федеральной
службой государственной регистрации, кадастра и картографии,
Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их
территориальными органами.
3. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и
картографии и ее территориальные органы осуществляют
государственный земельный надзор за соблюдением:
а) требований законодательства о недопущении самовольного
занятия земельного участка или части земельного участка, в том
числе использования земельного участка лицом, не имеющим
предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на
указанный земельный участок; (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 г. N 187)
б) требований о переоформлении юридическими лицами права
постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право
аренды земельных участков или приобретении земельных участков
в собственность;
в) требований законодательства об использовании земельных
участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью
к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 12.03.2016 г. N 187)
г) требований законодательства, связанных с обязательным
использованием в течение установленного срока земельных участков,
предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства,
огородничества, в указанных целях; (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 г. N 187)
д) требований земельного законодательства органами
государственной власти и органами местного самоуправления при
предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и
муниципальной собственности; (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 12.03.2016 г. N 187)
е) требований законодательства, связанных с обязанностью по
приведению земель в состояние, пригодное для использования по
целевому назначению; (В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 12.03.2016 г. N 187)
ж) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской
Федерации от 12.03.2016 г. N 187)
з) требований законодательства, связанных с выполнением в
установленный срок предписаний, выданных должностными лицами
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по
вопросам соблюдения требований земельного законодательства и
устранения нарушений в области земельных отношений. (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 12.03.2016 г. N 187)
4. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный
земельный надзор за соблюдением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и
уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в
результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами
или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами
и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и
охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других
процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения,
оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения", для ведения
сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной
с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении
которых рассмотрение дел об административных правонарушениях
осуществляют органы государственного земельного надзора;
г-1) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении
строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том
числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных
надобностей; (Дополнен - Постановление Правительства Российской
Федерации от 15.12.2016 г. N 1369)
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной
службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее
территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам
соблюдения требований земельного законодательства и устранения
нарушений в области земельных отношений.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в
отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых
регулируется Федеральным законом "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения".
5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и
ее территориальные органы осуществляют государственный земельный
надзор за соблюдением:
а) обязанностей по рекультивации земель при разработке
месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные
полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных,
изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для
внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после
завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации
объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса
объектов лесной инфраструктуры;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и
охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других
процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) режима использования земельных участков и лесов в
водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
г) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и
уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в
результате нарушения правил обращения с пестицидами и
агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и
отходами производства и потребления;
д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной
службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных
органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований
земельного законодательства и устранения нарушений в области
земельных отношений.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в
отношении земель всех категорий, за исключением земель
сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется
Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения".
6. В рамках государственного земельного надзора
осуществляются:
организация и проведение плановых и внеплановых проверок
соблюдения органами государственной власти, органами местного
самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными
должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами
требований законодательства Российской Федерации, за нарушение
которых законодательством Российской Федерации предусмотрена
административная и иная ответственность (далее - плановые и
внеплановые проверки);
систематическое наблюдение за исполнением требований
земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование
состояния исполнения требований земельного законодательства
Российской Федерации при осуществлении органами государственной
власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
принятие предусмотренных законодательством Российской
Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий
выявленных нарушений.
7. Ежегодные планы проведения плановых проверок
разрабатываются в соответствии с Правилами подготовки органами
государственного контроля (надзора) и органами муниципального
контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489
"Об утверждении Правил подготовки органами государственного
контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных
планов проведения плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей,
установленных настоящим Положением.
Планы проведения плановых проверок составляются отдельно в
отношении органов государственной власти, органов местного
самоуправления, в отношении граждан, юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей.
Плановые проверки осуществляются Федеральной службой
государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной
службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их
территориальными органами в соответствии с ежегодными планами
проведения плановых проверок, а Федеральной службой по надзору
в сфере природопользования и ее территориальными органами - в
рамках ежегодных планов проведения плановых проверок при
осуществлении федерального государственного экологического надзора.
8. Территориальные органы федеральных органов исполнительной
власти, указанных в пункте 2 настоящего Положения, разрабатывают
ежегодные планы проведения плановых проверок независимо друг от
друга в отношении территории субъекта Российской Федерации, в
котором указанные органы осуществляют свою деятельность, в пределах
полномочий, установленных настоящим Положением.
В случае если сферой деятельности одного территориального
органа федерального органа исполнительной власти, указанного в
пункте 2 настоящего Положения, является несколько субъектов
Российской Федерации, по каждому из этих субъектов Российской
Федерации разрабатывается отдельный ежегодный план проведения
плановых проверок.
В случае если при осуществлении государственного земельного
надзора сферой деятельности одного территориального органа
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является
несколько субъектов Российской Федерации, ежегодный план проведения
плановых проверок в отношении каждого субъекта Российской Федерации
включается в соответствующий ежегодный план проведения плановых
проверок указанного территориального органа Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования по территориям субъектов
Российской Федерации, входящих в сферу его деятельности.
Ежегодные планы проведения плановых проверок составляются в
том числе с учетом периодичности их проведения, установленной
законодательством, а также с учетом результатов проведения
административного обследования объектов земельных отношений,
анализа результатов предыдущих проверок, данных государственного
мониторинга земель, анализа состояния соблюдения требований,
установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
9. В ежегодные планы проведения плановых проверок включаются
органы государственной власти, органы местного самоуправления,
юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане,
являющиеся правообладателями объектов земельных отношений,
расположенных в границах соответствующего субъекта Российской
Федерации, а также указываются сведения об указанных объектах
земельных отношений, позволяющие их идентифицировать (кадастровый
номер, адрес и (или) описание местоположения), а также иные
сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В случае если органы государственной власти, органы местного
самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и
граждане являются правообладателями земельных участков в различных
субъектах Российской Федерации, включение указанных лиц в ежегодный
план проведения плановых проверок в рамках одного субъекта
Российской Федерации не препятствует их включению в ежегодный план
проведения плановых проверок в рамках другого субъекта Российской
Федерации.
10. В случае если орган государственной власти, орган местного
самоуправления, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и
гражданин являются правообладателями нескольких земельных участков,
расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации,
плановая проверка проводится в отношении того земельного участка,
сведения о котором указаны в ежегодном плане проведения плановых
проверок на соответствующий год.
11. Внеплановые проверки проводятся по основаниям,
установленным Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным
законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации".
12. Сроки и последовательность проведения административных
процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая
порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки,
устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и
утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и
утверждении административных регламентов исполнения государственных
функций и административных регламентов предоставления
государственных услуг".
13. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов
государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и
внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и
(или) судебном порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
14. Информация о результатах проведенных проверок размещается
на официальных сайтах органов государственного земельного надзора
в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обеспечении
доступа к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления".
15. Систематическое наблюдение за исполнением требований
земельного законодательства осуществляется путем проведения
административного обследования объектов земельных отношений,
анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и
органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны
земель и (или) земельных участков, а также в иных формах,
предусмотренных земельным законодательством.
16. В случае выявления по результатам анализа правовых актов,
принятых органами государственной власти и органами местного
самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или)
земельных участков, несоответствия указанных актов требованиям
земельного законодательства органы государственного земельного
надзора направляют в органы государственной власти и органы
местного самоуправления, принявшие акты, в течение 15 дней со дня
выявления указанного несоответствия почтовым отправлением
предложения об их приведении в соответствие с требованиями
земельного законодательства, а также устанавливают срок
информирования о принятых мерах по устранению допущенных нарушений.
17. В случае непринятия в месячный срок со дня получения
предложений, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения,
органами государственной власти или органами местного
самоуправления мер по устранению допущенных нарушений либо
непредоставления информации о принятых мерах указанными органами в
установленный срок органы государственного земельного надзора,
направившие указанные предложения, обязаны в течение 15 дней со дня
истечения срока их информирования направить в органы прокуратуры
информацию о выявленном несоответствии правовых актов требованиям
земельного законодательства.
18. По итогам проведения плановых и внеплановых проверок,
административного обследования объектов земельных отношений,
анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и
органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны
земель и (или) земельных участков, с учетом данных государственного
мониторинга земель органами государственного земельного надзора
осуществляются анализ и прогнозирование состояния исполнения
требований земельного законодательства при осуществлении органами
государственной власти, органами местного самоуправления,
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами
своей деятельности.
Результаты анализа состояния исполнения требований земельного
законодательства при осуществлении органами государственной власти,
органами местного самоуправления, юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности и
соответствующий прогноз включаются Федеральной службой
государственной регистрации, кадастра и картографии в
государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании
земель в Российской Федерации.
19. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
государственный земельный надзор, представляют до 1 апреля года,
следующего за отчетным, в Федеральную службу государственной
регистрации, кадастра и картографии информацию об итогах
осуществления государственного земельного надзора в целях учета
такой информации при подготовке государственного (национального)
доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.
20. При осуществлении государственного земельного надзора
должностные лица федеральных органов исполнительной власти,
указанных в пункте 2 настоящего Положения, пользуются правами,
установленными пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской
Федерации, иными федеральными законами и принимаемыми в
соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской
Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности,
установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля" и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, а также несут
ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение
возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
21. Должностные лица Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов,
осуществляющие государственный земельный надзор, одновременно по
должности являются:
а) руководитель Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии - главным государственным
инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель;
б) заместитель руководителя Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии и руководитель структурного
подразделения Службы, к сфере ведения которого отнесено
осуществление государственного земельного надзора, - заместителями
главного государственного инспектора Российской Федерации по
использованию и охране земель;
в) специалисты структурного подразделения Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии, к сфере
ведения которых отнесено осуществление государственного земельного
надзора, - государственными инспекторами Российской Федерации по
использованию и охране земель;
г) руководители территориальных органов Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах
Российской Федерации - главными государственными инспекторами
в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель;
д) заместители руководителей территориальных органов
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии, руководители структурных подразделений территориальных
органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения
которых отнесено осуществление государственного земельного надзора,
и их заместители - заместителями главных государственных
инспекторов в субъекте Российской Федерации по использованию и
охране земель;
е) специалисты структурных подразделений территориальных
органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения
которых отнесено осуществление государственного земельного
надзора, - государственными инспекторами в субъекте Российской
Федерации по использованию и охране земель;
ж) руководители структурных подразделений территориальных
органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и
городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено
осуществление государственного земельного надзора, - главными
государственными инспекторами в городах и районах по использованию
и охране земель;
з) заместители руководителей структурных подразделений
территориальных органов Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской
Федерации межрайонного и городского (районного) уровней или
специалисты соответствующих структурных подразделений (в случае
отсутствия заместителей руководителей), к сфере ведения которых
отнесено осуществление государственного земельного надзора, -
заместителями главных государственных инспекторов в городах и
районах по использованию и охране земель;
и) специалисты структурных подразделений территориальных
органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и
городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено
осуществление государственного земельного
надзора, - государственными инспекторами в городах и районах по
использованию и охране земель.
22. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования, являющиеся государственными инспекторами в
области охраны окружающей среды, осуществляют государственный
земельный надзор в соответствии с установленными пунктом 5
настоящего Положения полномочиями.
23. Должностные лица, осуществляющие государственный земельный
надзор, при осуществлении государственного земельного надзора
взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами
исполнительной власти и их территориальными органами, с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, правоохранительными органами,
организациями и гражданами.
В случае выявления в ходе осуществления государственного
земельного надзора нарушения требований земельного
законодательства, надзор за соблюдением которых в соответствии с
пунктами 3-5 настоящего Положения осуществляют другие федеральные
органы исполнительной власти, должностные лица органов
государственного земельного надзора, выявившие такие нарушения,
обязаны в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого нарушения
проинформировать посредством почтового отправления о выявлении
указанных нарушений уполномоченный орган государственного
земельного надзора для принятия мер.
24. При осуществлении государственного земельного надзора
применяются типовые формы документов, утвержденные в соответствии
с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля".
25. Должностные лица, осуществляющие государственный земельный
надзор, имеют бланки документов с Государственным гербом Российской
Федерации и наименованием соответствующего органа государственного
земельного надзора, необходимых для осуществления государственного
земельного надзора, и служебные удостоверения, формы которых
устанавливаются соответственно Федеральной службой государственной
регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по
ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по
надзору в сфере природопользования.
26. Должностные лица, осуществляющие государственный земельный
надзор, имеют форменную одежду, нормы и порядок обеспечения
которой, а также правила ношения фирменной одежды и знаков различия
утверждаются Федеральной службой государственной регистрации,
кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и
фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере
природопользования в пределах компетенции, установленной им
настоящим Положением.
____________