Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2009 n 15АП-7774/2008 по делу n А32-17856/2008-25/59-6АЖ По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2009 г. N 15АП-7774/2008
Дело N А32-17856/2008-25/59-6АЖ
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: представитель Одинцов А.В. по доверенности от 11.01.2009 г.,
от заинтересованного лица: главный специалист Пилюгин А.А. по доверенности от 11.01.2009 г. N 01-12/6063 удостоверение N 112 от 09.09.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2008 г. по делу N А32-17856/2008-25/59-6АЖ по заявлению общества с ограниченной ответственностью АПП "Меркурий-2" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, принятое в составе судьи Чабан А.И.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью АПП "Меркурий-2" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 19.08.2008 г. N 09-29-94-ОН-2 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.
Решением суда от 23.09.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что в деянии общества отсутствует состав вменяемого ему правонарушения, постановление о возбуждении производства по административному делу составлено с нарушением положений ст. 28.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что спасательный пост, медицинский пост, деревянное бунгало, биотуалеты не являются пляжным оборудованием, канализации к ним не подведено, водоснабжение пляжа отсутствует, в деянии общества имеется объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ. Выводы суда о нарушении положений ст. 28.2 КоАП РФ заявитель жалобы считает ошибочными.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО АПП "Меркурий-2" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на правильность выводов суда об отсутствии в деянии общества состава административного правонарушения, а также отсутствие в постановлении о возбуждении дела сведений о нарушениях, послуживших основанием к возбуждению дела.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 18 час. 00 мин. того же дня (10 февраля 2009 г.), после перерыва заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, сотрудники Анапской межрайонной прокуратуры совместно со специалистами управления Росприроднадзора провели внеплановую проверку соблюдения обществом АПП "Меркурий-2" требований природоохранного законодательства. Результаты проверки зафиксированы в акте от 04.06.2008 N 09-25-28-57-ЗН-1, согласно которому на земельном участке площадью 2000 кв. м, расположенном в водоохранной зоне Черного моря, общество эксплуатирует морской пляж. На территории пляжа размещены спасательный и медицинский пост, теневые навесы, контейнер для сбора твердых бытовых отходов, спасательные плавсредства, пляжные лежаки, кабинки биотуалетов (2 шт.), деревянное бунгало, предназначенное для торговли прохладительными напитками и мелкорозничной реализации товаров в твердой упаковке. Территория пляжа обозначена, имеет ограждение. Магистральные инженерные сети коммуникаций отсутствуют - объекты пляжа не подключены к централизованным сетям водоснабжения и канализации.
Постановлением Анапского межрайонного прокурора от 14.07.2008 г. в отношении общества возбуждено административное дело по статье 8.39 КоАП РФ; материалы проверки переданы по подведомственности в Черноморскую межрайонную группу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю.
Постановлением управления от 19.08.2008 г. N 09-28-98-ОН-2 общество АПП "Меркурий-2" привлечено к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, общество обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.07.2008 г. не содержит сведений о времени и месте совершения правонарушения и надлежащем уведомлении законного представителя юридического лица, не указано, какие именно объекты лечебного пляжа не подключены к централизованным сетям канализации. Данный вывод не соответствует материалами дела. Так, в постановлении (л.д. 32) указано, что ООО АПП "Меркурий-2" на земельном участке площадью 2 000 кв. м, расположенном в водоохраной зоне Черного моря, в прибрежной защитной полосе водного объекта, в первой зоне округа санитарной охраны, разместило и эксплуатирует пляж пансионата "Бригантина". На территории пляжа размещены спасательный и медицинский пост, теневые навесы, контейнер для сбора ТБО, спасательные плавсредства и пляжные лежаки, две кабинки биотуалетов, деревянное бунгало, предназначенное для торговли прохладительными напитками и мелкорозничной реализации товаров в твердой упаковке, объекты пляжа не подключены к сетям водоснабжения и канализации. В деле имеется письмо прокуратуры от 02.07.2008 г., которым общество извещалось о необходимости явиться 14.07.2008 г. в 10 часов для составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (л. д. 34). Данное письмо доставлено адресату 10.07.2008 г., о чем свидетельствует почтовое уведомление (л. д. 34).
Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 г. N 591-р территория города-курорта Анапа и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта являются особо охраняемой природной территорией федерального значения.
Согласно статье 16 указанного Федерального закона природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 г. N 41-КЗ "О природно-лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" на территории первой зоны округа горно-санитарной охраны разрешаются только работы, связанные с эксплуатацией природных лечебных ресурсов, оборудование пляжей (с учетом санитарно-экологических норм), выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозийных работ и работ, направленных на улучшение состояния окружающей среды.
В соответствии с пунктами 10, 12 Положения "Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1995 г. N 1425, на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам. В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации.
Из материалов дела видно, что общество разместило и эксплуатирует морской лечебный пляж пансионата на земельном участке площадью 2 000 кв. м, расположенном в водоохраной зоне Черного моря, в прибрежной защитной полосе данного водного объекта, в первой зоне округа санитарной охраны курорта Анапа. На территории пляжа размещены спасательный и медицинский пост, теневые навесы, контейнер для сбора ТБО, спасательные плавсредства и пляжные лежаки, две кабинки биотуалетов, деревянное бунгало, предназначенное для торговли прохладительными напитками и мелкорозничной реализации товаров в твердой упаковке. Обществу вменено в нарушение то, что объекты лечебного пляжа не подключены к централизованным сетям водоснабжения и канализации.
Зафиксированное в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.07.2008 г. нарушение обществом АПП "Меркурий-2" правил использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории (в части отсутствия систем водоснабжения и канализации) подтверждается имеющимися в деле доказательствами и документально не опровергнуто обществом.
При указанных обстоятельствах наличие в деянии общества АПП "Меркурий-2" объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, ошибочно признано судом первой инстанции недоказанным.
Вывод административного органа об отсутствии у общества договора на вывоз твердых бытовых отходов с территории пляжа опровергается материалами дела (л.д. 18 - 20об), на что обоснованно указал суд первой инстанции. Однако данное обстоятельство не опровергает совершение обществом вменяемого ему правонарушения, заключающегося в эксплуатации объектов лечебного пляжа, не подключенных к централизованным сетям водоснабжения и канализации.
Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что обществом предприняты все зависящие от него меры к соблюдению природоохранного законодательства РФ (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Постановление Управления от 19.08.2008 г. вынесено в присутствии представителя общества Кондратова Ю.В., уполномоченного на представление интересов общества в административном деле доверенностью от 18.08.2008 г. (л.д. 38).
Размер наказания, назначенного обществу, соответствует минимальной санкции, предусмотренной ст. 8.39 КоАП РФ.
Таким образом, Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю обоснованно привлекло ООО АПП "Меркурий-2" к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене и отказом в удовлетворении заявленных обществом требований.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 23 сентября 2008 года отменить.
В удовлетворении заявления ООО АПП "Меркурий-2" отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Т.И.ТКАЧЕНКО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2009 n 15АП-7767/2008 по делу n А32-12739/2007-57/316 По делу о признании незаконным решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров, обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также