Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 n 15АП-6833/2010 по делу n А32-31903/2009-28/888 По делу о признании договора купли-продажи земельного участка недействительной сделкой в связи с изменением предмета договора и применении последствий недействительности сделки.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2010 г. N 15АП-6833/2010
Дело N А32-31903/2009-28/888
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковым Р.А.,
при участии:
от истца: Герасимчук Г.Н. по доверенности от 06.04.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Горячий Ключ
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2010 по делу N А32-31903/2009-28/888,
принятое в составе судьи Данько М.М.,
по иску Администрации муниципального образования город Горячий Ключ
к обществу с ограниченной ответственностью "Русалочка"
при участии третьих лиц:
Администрации Краснодарского края
Департамента имущественных отношений Краснодарского края,
о признании сделки недействительной
установил:
Администрация муниципального образования город Горячий Ключ (далее администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Русалочка" (далее ООО "Русалочка", общество) о признании договора купли-продажи земельного участка от 03.07.2009, недействительной сделкой в связи с изменением предмета договора и применении последствий недействительности сделки.
Исковые требования мотивированы тем, что в площадь спорного земельного участка вошли земли под водным объектом и земли береговой полосы, что противоречат ст. 102 Водного кодекса Российской Федерации и ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в границах земельного участка расположены гидротехнические сооружения (бугорообразное укрепление моста), что исключает, в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы.
Определением суда от 15.02.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Краснодарского края и Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Между администрацией и обществом было подписано и представлено на утверждение в суд первой инстанции мировое соглашение от 15.02.2010, по условиям которого были внесены изменения в договор купли-продажи земельного участка от 03.07.2009, согласно которым ответчик принимает и оплачивает земельный участок с кадастровым номером 23:41:1008002:157 из земель населенных пунктов, общей площадью 39959 кв. м (вместо первоначальных 71218 кв. м).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2010 в удовлетворении ходатайства сторон об утверждении мирового соглашения отказано, исковые требования удовлетворены, договор купли-продажи земельного участка от 03.07.2009 признан недействительным. Решение суда мотивировано тем, что спорный земельный участок, в силу подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ограничен в обороте и не подлежит приватизации, поскольку расположен в особо охраняемой природной территории (во второй зоне санитарной охраны курорта краевого значения).
Администрация муниципального образования город Горячий Ключ в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2010 и утвердить представленное в материалы дела мировое соглашение. Заявитель жалобы указал, что границы и режимы округов санитарной охраны курорта Горячий Ключ не установлены, земельные участки, входящие в зоны санитарной охраны не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что спорный земельный участок входит во вторую зону санитарной охраны курорта Горячий Ключ и администрация не вправе была им распоряжаться.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.04.2010 и утвердить представленное в материалы дела мировое соглашение.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 14.09.2010 по 17.09.2010.
После перерыва представители лиц, участвующих в деле не явились.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ, дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением главы муниципального образования город Горячий Ключ от 08.10.2008 N 3291 были утверждены границы земельного участка площадью 71 218 кв. м, имеющего адресные ориентиры: Краснодарский край, город Горячий Ключ, микрорайон N 1, между существующей многоэтажной застройкой и рекой Псекупс, отнесенного к землям населенных пунктов, сформированного из земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в границах муниципального образования город Горячий ключ с кадастровым номером 23:41:1008002:136, установлен вид разрешенного использования - размещение многоквартирных жилых домов (т. 1 л.д. 38 - 40).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет под номером 23:41:1008002:144, что подтверждается кадастровым паспортом от 24.10.2008 (т. 1 л.д. 47).
В газете "ГК" N 62 (12086) от 23.05.2009 было опубликовано сообщение о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка (т. 1 л.д. 19).
Согласно протоколу N 33-3 от 26.06.2009 аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером 23:41:1008002:144 признан несостоявшимся в силу пп. 1 п. 26 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Единственному участнику аукциона (ООО "Русалочка") было предложено произвести оплату за земельный участок (за вычетом внесенного задатка) двумя платежами в равных долях в течение двух месяцев и заключить договор купли-продажи земельного участка в течение 10 дней (т. 1 л.д. 26).
ООО "Русалочка" обратилось в администрацию с заявлением от 26.06.2009 N 56 о предоставлении в собственность на основании протокола N 33-3 от 26.06.2009 спорного земельного участка площадью 71218 кв. м с кадастровым номером 23:41:1008002:144 (т. 1 л.д. 33).
Постановлением главы администрации муниципального образования город Горячий Ключ от 01.07.2009 N 1761 обществу в собственность был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:41:1008002:144, площадью 71218 кв. м, отнесенный к землям населенных пунктов, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Горячий Ключ, микрорайон N 1, между существующей многоэтажной застройкой и рекой Псекупс.
Между Администрацией муниципального образования город Горячий Ключ (продавец) и ООО "Русалочка" был подписан договор купли-продажи земельного участка, по результатам торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящегося в государственной собственности от 03.07.2009 (т. 1 л.д. 16 - 19). По условиям договора купли-продажи покупателю был передан в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:41:1008002:144 общей площадью 71218 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.Горячий Ключ, микрорайон N 1, между существующей многоэтажной застройкой и рекой Псекупс (п. 1.1. договора). Цена участка определена на основании протокола от 19.05.2009 N 14.1 и составляет 40970000 руб. (п. 2.1. договора).
Земельно-правовым центром "ИнженерЪ" был составлен технический отчет по восстановлении границ спорного земельного участка (т. 1 л.д. 41).
Из схемы разбивки земельного участка следует, что в границы спорного земельного участка вошли земли, покрытые поверхностными водами, земли береговой полосы и земли, занятые гидротехническими сооружениями (бугорообразное укрепление моста).
В связи с этим, постановлением Администрации муниципального образования город Горячий Ключ от 27.01.2010 г. N 135 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеющего адресные ориентиры: Краснодарский край, город Горячий Ключ, микрорайон N 1, между существующей многоэтажной застройкой и рекой Псекупс, площадью 39959 кв. м, отнесенного к землям населенных пунктов, сформированного из земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в границах муниципального образования город Горячий Ключ, в кадастровом квартале 23:41:1008002.
Согласно кадастровому паспорту от 08.02.2010 указанный земельный участок площадью 39959 кв. м был поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 23:41:1008002:157) с разрешенным использованием - размещение многоэтажной жилой застройки.
Полагая, что предоставление ООО "Русалочка" в собственность земельного участка площадью 71218 кв. м противоречит статьям 27, 102 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. В пунктах 2, 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, принадлежность земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий гражданам и юридическим лицам является исключением из общего правила и может быть установлена лишь специальной нормой закона.
В соответствии с пунктами 1, 5, 13 Положения о курортах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973 N 654, и статьей 45 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, признание местности курортом, установление границ округов санитарной охраны курортов и определение их режима производилось Советом Министров СССР или Советом Министров союзной республики по совместному представлению Министерства здравоохранения СССР, ВЦСПС или министерства здравоохранения союзной республики и республиканского совета профсоюзов, согласованному с исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов, на территории которого расположен курорт.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае" установлены границы и режим округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ. Названное постановление до настоящего времени не отменено.
К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (п. 1 ст. 2 Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Согласно п. 4 ст. 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Согласно пункту 2 приведенной статьи территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В силу пункта 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" (в редакции Закона Краснодарского края от 06.03.2007 N 1193-КЗ) на территории Краснодарского края курортами краевого значения признаны курорты Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа.
Согласно статье 6 названного Закона, к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения относится установление границ и режимов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения на основании проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны, согласованных в установленном порядке.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края. Департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края поручено провести необходимые мероприятия, направленные на уточнение границ курортов Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа.
Таким образом, статус земель города Горячий Ключ как курортной зоны не изменился, а постановление Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае"
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 n 15АП-6363/2010 по делу n А32-56594/2009 По делу о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды и расходов по уплате государственной пошлины.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также