Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 n 15АП-5644/2010 по делу n А32-53039/2009 По делу о признании недействительным разрешения на установку наружной рекламы и информации, выданного органом местного самоуправления, обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать рекламную конструкцию, установленную на основании размещения на установку объекта наружной рекламы и информации.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2010 г. N 15АП-5644/2010
Дело N А32-53039/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Золотухиной С.И., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования Гулькевичский район и индивидуального предпринимателя Гострого С.В.
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.03.2010 г. по делу N А32-53039/2009,
принятое в составе судьи Егорова А. Е.
по заявлению Отдела внутренних дел по Гулькевичскому району
к индивидуальному предпринимателю Гострому С. В., Администрации муниципального образования Гулькевичский район
о признании недействительным разрешения, обязании устранить нарушение
установил:
Отдел внутренних дел по Гулькевичскому району (далее - ОВД по Гулькевичскому району) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Гострому Станиславу Валерьевичу, Администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании недействительным разрешения на установку наружной рекламы и информации от 26.03.2009 г. N 31, выданного отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Гулькевичский район, обязании гражданина Гострого С.В. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать рекламную конструкцию, установленную на основании размещения на установку объекта наружной рекламы и информации от 26.03.2009 г. N 31, выданного отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Гулькевичский район.
Решением суда от 02.03.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что установка рекламной конструкции нарушает требования ГОСТ Р 52033-2003 и нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, создавая угрозу безопасности дорожного движения.
Не согласившись с принятым решением, Администрация муниципального образования Гулькевичский район обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В обоснование апелляционной жалобы администрация указывает, что заключение о возможности размещения предпринимателем рекламной конструкции в районе АЗС до ул. Островского в 1 м от края проезжей части согласовано с ГИБДД ОВД по Гулькевичскому району. Разрешение на установку рекламной конструкции соответствует Закону и выдано с соблюдением установленной процедуры. В момент выдачи разрешения технические регламенты не применялись, а действие ГОСТ Р 52044-2003 было приостановлено. Администрация ссылается также на пропуск ОВД установленного ст. 198 АПК РФ срока на обращение в суд с настоящими требованиями.
Полагая, что решение суда от 02.03.2010 г. является незаконным, предприниматель Гострый С.В. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе предприниматель указывает, что заключение о возможности размещения рекламной конструкции одобрено художественно-техническим советом по рекламе при администрации и согласовано с инспектором ГИБДД ОВД по Гулькевичскому району.
В отзыве на апелляционную жалобу ОВД по Гулькевичскому району ссылается на то, что спорная рекламная конструкция размещена с нарушением требований п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003, предусматривающего, что расстояние от рекламы до пересечения автомобильных дорог должно составлять не менее 5 метров, размещение рекламной конструкции создает угрозу безопасности дорожного движения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От ОГИБДД ОВД по Гулькевичскому району, предпринимателя Гострого С.В.и администрации Гулькевичского района поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26.03.2009 г. администрация муниципального образования Гулькевичского района выдала индивидуальному предпринимателю Гострому Станиславу Валерьевичу разрешение на установку рекламной конструкции N 31. Вид рекламной конструкции - отдельно стоящая двухсторонняя щитовая рекламная конструкция, место установки рекламной конструкции: ул. Торговая (район АЗС до ул. Островского в 1 м от края проезжей части дороги).
В ходе проведенной проверки соблюдения требований ГОСТ 52044-2003 от 11.11.2009 г. "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требовании к средствам наружной рекламы" ОГИБДД ОВД по Гулькевичскому району установлено, что при размещении указанной рекламной конструкции нарушены требования нормативных актов по безопасности движения транспорта: расстояние сбоку от рекламы до бровки земляного полотна (бордюрного камня) составляет 1 м (что нарушает п. 6.1 ГОСТ 52044-2003).
По результатам проверки, зафиксированным актом от 11.11.2009 г., ОВД по Гулькевичскому району обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне них, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
На основании подпункта 3 пункта 4 статьи 5 Закона N 38-ФЗ рекламные конструкции не должны иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
В соответствии с пунктом 9 статьи 19 Закона установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В пунктах 12 и 13 статьи 9 Закона указано, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий; орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе и самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
В соответствии с подпунктом 17 статьи 9 Закона разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Из материалов дела следует, что при выдаче предпринимателю Гострому С.В. разрешения на установку рекламной конструкции получены необходимые согласования, в том числе место ее размещения согласовано с органом ГИБДД (л.д. 6-8).
Из пункта 4 статьи 19 Закона о рекламе следует, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта (подпункт 5 пункта 20 статьи 19 Закона о рекламе).
Правомочия ГИБДД как уполномоченного органа по обращению в суд с настоящим заявлением основаны на пунктах 1, 2, 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. N 711.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТе Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".
В силу пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах.
Материалы дела свидетельствуют о том, что рекламный щит, установленный предпринимателем Гострым С.В. по ул. Торговая (район АЗС до ул. Островского), расположен в 1 м от края проезжей части - то есть с нарушением требований п. 6.1 ГОСТа Р 52044-2003. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки ОГИБДД от 11.11.2009 г., схемой расположения рекламной конструкции (л.д. 9).
Соответствующее размещение рекламной конструкции предпринимателя Гострого С.В. нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, создавая угрозу безопасности дорожного движения.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных ОВД требований в части признания незаконным разрешения на установку рекламной конструкции от 26.03.2009 г. N 31, признается апелляционным судом обоснованным.
Доводы администрации о том, что при выдаче указанного разрешения место расположения рекламной конструкции согласовывалось с органом ГИБДД, не принимаются апелляционным судом в качестве основания для признания разрешения на установку рекламной конструкции законным.
ГОСТ Р 52044-2003 в настоящее время является действующим нормативным актом и в силу Приказа Ростехрегулирования от 24.03.2009 г. N 117-ст распространяется на все средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений и его положения должны соблюдаться как при выдаче новых разрешений на размещение объектов наружной рекламы, так и при эксплуатации рекламных конструкций на основании ранее выданных (до вступления в силу Приказа Ростехрегулирования от 24.03.2009 г. N 117-ст) разрешений.
Ссылка заявителя жалобы на пропуск ОВД предусмотренного ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока на обращение в суд с настоящим требованием является необоснованной и подлежит отклонению. Факт размещения рекламной конструкции с нарушением требований ГОСТ установлен ОВД 11.11.2009 г., с настоящими требованиями в суд ОВД обратилось 18.11.2009 г., следовательно, предусмотренный ст. 198 АПК РФ срок не пропущен.
При указанных обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным разрешения на установку наружной рекламы апелляционный суд не усматривает.
Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения в рамках настоящего дела требования ОВД по Гулькевичскому району об обязании предпринимателя Гострого С.В. как собственника рекламной конструкции осуществить ее демонтаж, является ошибочным.
Соответствующее требование, связанное с лишения собственника принадлежащего ему имущества, может быть рассмотрено судом лишь как самостоятельное исковое требование.
Действительно, признание незаконным разрешения на установку рекламной конструкции от 26.03.2009 г. N 31 влечет незаконность нахождения принадлежащей предпринимателю рекламной конструкции на указанном в разрешении месте, и как следствие, демонтаж соответствующей конструкции.
Вместе с тем, положениями ст. 19 Закона "О рекламе" предусмотрена следующая процедура демонтажа рекламной конструкции: орган местного самоуправления, на территории которого установлена рекламная конструкция, направляет собственнику рекламной конструкции предписание о демонтаже и дает срок для добровольного демонтажа рекламной конструкции, лишь после невыполнения собственником рекламной конструкции обязанности по ее (рекламной конструкции) демонтажу орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
В суд апелляционной инстанции Гострым С.В. представлен договор N 59 от 27.01.2009 г. сроком действия до 26.01.2014 г. на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте недвижимого имущества, находящегося в ведении или собственности муниципального образования Гулькевичский район.
Пунктом 4.1.23 указанного договора предусмотрено, что в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным предприниматель обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня аннулировании (признания недействительным) разрешения.
При неисполнении указанной обязанности ее исполняет Администрация за счет предпринимателя (п. 3.2.4 договора).
Доказательств того, что предусмотренная
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 n 15АП-5631/2010 по делу n А32-3111/2010 По делу о признании недействительными требований таможенного органа об уплате таможенных платежей.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также