Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 n 15АП-4750/2010 по делу n А32-7079/2010 По делу об отмене постановления государственного органа о привлечении к ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2010 г. N 15АП-4750/2010
Дело N А32-7079/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2010 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Ивановой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: директор Васильченко Григорий Емельянович приказ N 312 л от 23.01.2009 г.
от заинтересованного лица: представитель Науменко Марина Васильевна по доверенности от 09.04.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орбита - Сервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29 апреля 2010 г. по делу N А32-7079/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Орбита - Сервис"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Орбита - Сервис" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 24.02.2010 г. N 06-050-3ЭН-3 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 29.04.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Орбита-Сервис" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что у общества не имеется стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - в смотровой яме осуществляется предрейсовый осмотр транспортных средств, а на площадке - их внешний осмотр: проверка работы световых приборов, стеклоочистителей, санитарное состояние и т.п.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что в деянии общества имеется состав правонарушения, стационарные источники - это яма и площадка.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 22.06.2010 г. до 29.06.2010 г. После перерыва заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Прокуратурой Прикубанского округа г. Краснодара проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности общества "Орбита-Сервис".
В ходе проведенной проверки установлено, что общество осуществляет деятельность в сфере пассажирских перевозок и эксплуатирует источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (площадку для стоянки автобусов, смотровую яму) по адресу: г. Краснодар, ул. Ярославская, 122/1, при отсутствии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
По результатам проверки постановлением прокурора Прикубанского округа от 02.02.2010 г. в отношении ООО "Орбита-Сервис" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, материалы проверки направлены в Управление Росприроднадзора для рассмотрения дела по существу.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю от 24.02.2010 г. N 06-050-3ЭН-3 ООО "Орбита-Сервис" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" допускается выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В силу пункта 8 статьи 15 Федерального закона N 96-ФЗ действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрено, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа.
Как следует из материалов дела, обществом "Орбита-Сервис" осуществляется деятельность в сфере пассажирских перевозок, при этом общество эксплуатирует источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (площадку для стоянки автобусов, смотровую яму). Данное обстоятельство подтверждается материалами дела (л.д. 84-91). Общество ежеквартально осуществляет расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и вносит соответствующую плату (л.д. 50-74), при этом исчисляя ее только с движущихся источников (автотранспортных средств), не учитывая стационарные. Отсутствие специального разрешения на эксплуатацию указанных видов стационарных источников вредного воздействия на атмосферу заявителем не оспаривается.
С учетом изложенного, а также оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие факт отсутствия специального разрешения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности наличия в действиях общества "Орбита-Сервис" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 Кодекса.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный орган не доказал факт использования стационарных источников выбросов отклоняется ввиду следующего.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (часть 3 статьи 14 Федерального закона N 96-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона N 96-ФЗ предусмотрено, что юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок соблюдение установленных технических нормативов выбросов.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 96-ФЗ).
Пунктом 3 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 183, технические нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для отдельных видов стационарных источников, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются техническими регламентами.
Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 17 Федерального закона N 96-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 г. N 31 "Об утверждении положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха" утверждено Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют государственное управление в области охраны окружающей среды, а также осуществляют государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
С целью совершенствования государственного контроля за охраной атмосферного воздуха Федеральной службой по надзору в сфере природопользования 24.12.2004 года утверждено Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно которому все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Данным Пособием также предусмотрено, что к стационарным источникам выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух относится любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании апелляционного суда директор общества подтвердил, что обществом "Орбита-Сервис" эксплуатируется 40 единиц автотранспортных средств (находящихся в аренде), данные транспортные средства проходят ежедневный предрейсовый осмотр (утром) на смотровой яме и на площадке. При этом на смотровую яму транспортные средства доставляются своим ходом (то есть с использованием двигателя, при котором неизбежно осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух), на площадке при проверке состояния осветительных приборов, стеклоочистителей и иных частей автотранспортных средств также неизбежно включение двигателей, сопровождающееся выбросами вредных веществ в атмосферный воздух.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал смотровую яму и площадку для стоянки автобусов стационарными неорганизованными источниками выбросов вредных веществ в атмосферу, расположенными на территории ООО "Орбита-Сервис". Следовательно, эксплуатация соответствующих объектов возможна только при наличии специального разрешения, которое на момент проверки обществом не представлено.
Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку в материалах дела не имеется доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер к соблюдению природоохранного законодательства РФ.
Процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении не допущено: постановление о возбуждении производства по делу и постановление о назначении административного наказания вынесены в присутствии законного представителя общества - Васильченко Г.Е.
Размер назначенного обществу наказания соответствует минимальной санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не имеется.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате. В этой связи госпошлина, уплаченная обществом при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату ООО "Орбита-Сервис" из федерального бюджета (платежное поручение N 43 от 16.04.2010 г. - л.д. 103).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 07 апреля 2010 г. оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Орбита-Сервис" из федерального бюджета 2000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Судьи
Н.Н.ИВАНОВА
Т.И.ТКАЧЕНКО

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 n 15АП-4718/2010 по делу n А53-353/2010 По делу о взыскании задолженности по оплате расходов на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, судебных расходов в возмещение уплаченной государственной пошлины и услуг представителя за рассмотрение дела в суде первой инстанции.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также