Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 n 15АП-6505/2010 по делу n А53-1569/2010 По делу о расторжении муниципального контракта и взыскании неустойки (основное требование). По делу о взыскании затрат за неисполнение обязательств по получению положительного заключения экспертизы по всем разделам проектной документации (встречное требование).Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2010 г. N 15АП-6505/2010
Дело N А53-1569/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Войновым А.В.
при участии:
от истца - представитель Воробьев И.В. по доверенности от 09.06.2010; представитель Задорожнева Е.А. по доверенности от 15.06.2010; представитель Воробьев И.В. по доверенности от 09.06.2010 (участвовал после перерыва);
от ответчика - представитель Щетина О.В. по доверенности от 21.06.2010, генеральный директор Липкович Г.И.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МЛПУЗ "Городская поликлиника N 16" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.05.2010 по делу N А53-1569/2010
по иску - МЛПУЗ "Городская поликлиника N 16"
к ответчику - ООО "Группа компаний А.С."
о расторжении муниципального контракта, взыскании неустойки, затрат по контракту и по встречному иску
принятое в составе судьи Пильтенко С.А.
установил:
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 16" обратилось в Арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний А.С." о расторжении муниципального контракта N 33 от 16.09.2008 и взыскании неустойки в размере 143543 руб. 71 коп.
В свою очередь, ООО "Группа компаний А.С." обратилось в суд с встречным иском о признании пунктов 1.2 и 5.2, а также приложения N 2 к муниципальному контракту N 33 от 16.09.2008 недействительными.
Решением от 05.05.2010 в иске отказано. Встречный иск удовлетворен, пункты 1.2 и 5.2 муниципального контракта N 33 от 16.09.2008 и приложение N 2 к муниципальному контракту N 33 от 16.09.2008 признаны недействительны.
Решение мотивировано тем, что проектно-сметная документация выполнена в срок в полном объеме, проведение экспертизы невозможно в связи с отсутствием финансирования данного вида работ. Поскольку работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, основания для расторжения контракта отсутствуют, неустойка за несвоевременное выполнение работ взысканию не подлежит. В связи с несоответствием условий муниципального контракта конкурсной документации спорные пункты контракта и приложение N 2 к нему признаны недействительными.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что по условиям контракта обязанность по проведению экспертизы и представлению положительного заключения возложена на подрядчика. Стоимость работ по проведению экспертизы включена в стоимость контракта. По мнению заявителя, неисполнение обязательств по получению положительного заключения экспертизы является существенным нарушением контракта и основанием для расторжения контракта.
Как видно из материалов дела, 16.09.2008 на основании решения единой комиссии МЛПУЗ "Городская поликлиника N 16" между сторонами заключен муниципальный контракт N 33 на составление проектно-сметной документации на капитальный ремонт МЛПУЗ "Городская поликлиника N 16" (т. 1 л.д. 11 - 12), согласно которому МЛПУЗ "Городская поликлиника N 16" (заказчик) заказывает, а ООО "Группа компаний А.С." (поставщик) поставляет услуги по составлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт МЛПУЗ "Городская поликлиника N 16". Перечень услуг, количество, цена за единицу поставляемых услуг указаны в смете, которая подписывается сторонами и является неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение N 2 - т. 1 л.д. 101).
В соответствии с пунктом 2.1 договора общая сумма контракта составляет 4063095 руб. 54 коп. Финансирование осуществляется за счет средств бюджета г. Ростова-на-Дону (пункт 3.1). Заказчик осуществляет оплату по факту 100% поставки услуг (пункт 3.2 контракта).
В пункте 4.1 контракта поставщик обязался выполнить проектно-сметную документацию в срок до 25.12.2008. Прием-передача поставляемых услуг осуществляется в комиссионном порядке (пункт 6.1 контракта).
В пункте 5.1 поставщик гарантировал, что качество услуг полностью соответствует всем СНиПам и ГОСТам. В качестве гарантии поставщик обеспечивает сопровождение экспертных работ проектно-сметной документации.
Согласно пункту 7.1 договора при несоблюдении предусмотренных контрактом сроков поставки услуг, поставщик обязался оплатить заказчику неустойку в размере 0,01% от стоимости контракта за каждый день просрочки до полного выполнения обязательств по контракту.
По дополнительному соглашению N 2 от 11.11.2008 (т. 1 л.д. 10) пункт 1.1 муниципального контракта изложен в новой редакции, по которой заказчик заказывает, а поставщик поставляет услуги по составлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт МЛПУЗ "Городская поликлиника N 16". В состав проектно-сметной документации входит: дефектовочная ведомость (увеличенный объем работ); пояснительная записка; раздел решений по инженерному оборудованию; архитектурно-строительное решение; техническое решение; решение по инженерному оборудованию; проект организации капитального ремонта; сметная документация. Из объема работ по контракту исключены обмерные работы на сумму 130873 руб. 27 коп. заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы на основании прилагаемой сметы N 1/Д. цена на увеличивающийся объем работ составляет 404446 рублей.
В дополнительном соглашении N 2/1 от 11.11.2008 (т. 1 л.д. 9) поставщик обязался выполнить дефектовочную ведомость по объекту МЛПУЗ "Городская больница N 16". Цена работ составляет 405578 рублей, заказчик оплачивает работы в течение 5 рабочих дней после получения документации.
Согласно пункту 3.1 поставщик обязался начать выполнение работ на следующий день после подписания дополнительного соглашения. Окончание работ - 25.12.2008 (пункт 3.2).
Во исполнение названного муниципального контракта и дополнительных соглашений к нему поставщик передал заказчику проектную документацию по накладной N 54 от 25.11.2008, акту N П1-33-08-1 сдачи-приемки от 22.12.2008 и накладной N 25.12.2008 (т. 1 л.д. 12 - 14).
Полагая, что поставщиком не исполнены обязательства по получению положительного заключения экспертизы по всем разделам проектной документации в установленный срок, МЛПУЗ "Городская больница N 16" обратилось в суд с настоящим иском.
В связи с несоответствием пунктов 1.2 и 5.2 муниципального контракта и приложения N 2 к контракту условиям конкурсной документации, ООО "Группа компаний А.С." обратилось в суд с встречным иском.
При квалификации правоотношений участников данного спора суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что правоотношения сторон регулируются нормами о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд, как вытекающие из обязательств по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд.
В силу части 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 настоящего Кодекса.
Согласно статье 527 Кодекса государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Изменение условий государственного или муниципального контракта при его исполнении в силу части 5 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", указанных в заявке на участие в аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
В пункте 7 статьи 37 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" результаты аукциона оформляются протоколом, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени проведения аукциона, об участниках аукциона, о начальной (максимальной) цене контракта (цене лота), последнем и предпоследнем предложениях о цене контракта, наименовании и месте нахождения (для юридического лица), фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства (для физического лица) победителя аукциона и участника, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта. Протокол подписывается заказчиком, уполномоченным органом, всеми присутствующими членами аукционной комиссии в день проведения аукциона. Протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа. Заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю аукциона один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, в проект контракта, прилагаемого к документации об аукционе.
В силу части 3 статьи 38 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона, либо в случае заключения государственного или муниципального контракта с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене контракта, по цене, предложенной таким участником.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Кодекса).
В извещении о проведении открытого аукциона N 57-2577М/Иаук от 17.07.2008 предметом аукциона значилось - составление проектно-сметной документации на капитальный ремонт МЛПУЗ "Городская поликлиника N 16" с получением положительного заключения экспертизы. При этом в описании дота N 1 предметом контракта указано - проектно-сметные работы (т. 1 л.д. 84).
В проекте муниципального контракта, приложенным к аукционной документации, в пункте 1.1 указано, что переметом контракта является поставка услуг по составлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт МЛПУЗ "Городская поликлиника N 16". В пункте 5.1 проекта муниципального контракта поставщик гарантирует соответствие качества услуг всем СНиПам и ГОСТам.
Согласно заданию на проектирование (приложение N 6 к документации об аукционе - т. 1 л.д. 89 - 91) наименованием объекта указано проектно-сметная документация на капитальный ремонт МЛПУЗ "Городская поликлиника N 16", требования по согласованию проекта - согласовать с заказчиком технические решения, материалы и оборудование, согласовать проект с заинтересованными и эксплуатирующими организациями. Затраты на экспертизу и другие согласования, а также за получение технических условий берет на себя заказчик.
В заявке на участие в открытом аукционе ООО "Группа компаний А.С." обязалось выполнить работы на составление проектно-сметной документации на капитальный ремонт МЛПУЗ "Городская поликлиника N 16".
Из содержания протокола аукциона N 71-2577М/ПОАук от 05.09.2008 усматривается, что к аукциону допущено четыре участника, в том числе ООО "Группа компаний А.С.", которое предложило цену за составление проектно-сметной документации на капитальный ремонт МЛПУЗ "Городская поликлиника N 16" в размере 4063095 руб. 54 коп. и признано победителем аукциона как участник предложивший наименьшую цену контракта (т. 1 л.д. 87).
В соответствии с пунктом 1.1 муниципального контракта, заключенного по результатам открытого аукциона, заказчик заказывает, а поставщик поставляет услуги по составлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт МДПУЗ "Городская поликлиника N 16". Перечень услуг, количество, цена за единицу поставляемых услуг указаны в смете, которая подписывается сторонами и является неотъемлемой частью настоящего контракта (пункт 1.2).
Согласно смете стоимость согласования и экспертиза проекта в экспортирующих службах составляет 387749 руб. 52 коп.
В пункте 5.2 контракта поставщик в качестве гарантии качества обязался обеспечивать сопровождение экспертных работ проектно-сметной документации.
Между тем, как отмечено выше, в приложении N 6 к аукционной документации - техническом задании предусматривалась обязанность поставщика согласовать проект с заинтересованными и эксплуатирующими организациями, при этом затраты на экспертизу проектно-сметной документации обязался принять на себя заказчик.
Кроме того, до проведения аукциона лицо не участвующее в настоящем деле - ООО "Ростовстройкомплекс" обращалось в порядке части 4 статьи 41.7 Федерального закона "О размещении
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 n 15АП-6502/2010 по делу n А53-1492/2010 По делу о досрочном взыскании суммы кредита, процентов и штрафов, образовавшихся в связи с ненадлежащим исполнением условий кредитного договора.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также