Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2008 по делу n А32-21716/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-21716/2007-26/425

15 сентября 2008 г.                                                                            15АП-5255/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Винокур И.Г.

судей Н.В. Шимбаревой, Т.Г. Гуденица

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Винокур И.Г.

при участии:

от заявителя: 1. Кашаев А. Ю. паспорт 45 06 № 254218 выдан ОВД района Зюзина г. Москвы 16.09.2003 г. по доверенности от 07.12.2007 г.; 2. Ефименко Д. М. паспорт 45 05 № 879232 выдан Паспортным столом № 1 ОВД Коньково г. Москвы 20.05.2003 г. по доверенности от 08.05.2008 г.

от заинтересованного лица: 1. главный государственный налоговый инспектор отдела выездных проверок № 1 Шапошникова О. И. по доверенности № 05-13/843 от 05.09.2008 г.; 2. главный государственный налоговый инспектор юридического отдела УФНС России по Краснодарскому краю Жарков А. Е. по доверенности № 05-13/740 от 19.06.2008 г.; 3. специалист-эксперт юридического отдела Трегуб С. К. по доверенности № 05-13/647 от 21.02.2008 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы №3 по г. Краснодару

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2008 года по делу № А32-21716/2007-26/425

принятое в составе судьи Ветер И.В.

по заявлению ОАО "Кубаньэнерго"

к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы №3 по г. Краснодару

о признании недействительным решения налогового органа в части положений

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Кубаньэнерго" (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы №3 по г. Краснодару (далее – налоговый орган, налоговая инспекция) о признании недействительным решения № 15-33/05504 ДСП от 28.09.2007 г. в части: подпункта 1 пункта 3.1 резолютивной части решения в части доначисления налога на прибыль в сумме 64 494 631,92 руб., в том числе за 2004 год в сумме 51 871 811,52 руб., в том числе: в федеральный бюджет - 10 806 627,4 руб., в региональный бюджет - 36 742 533,16 руб., в местный бюджет - 4 322 650,96 руб.; за 2005 год - в сумме 12 622 820,40 руб., в том числе в федеральный бюджет -3 418 680,53 руб., в региональный бюджет - 9 204 139,88 руб.; подпункта 2 пункта 3.1 резолютивной части решения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 45 038 790 руб., в том числе: на стоимость сверхнормативных потерь при транспортировке электроэнергии в сумме 28 966 940 руб., в том числе за 2004 год - 19 499 825 руб., за 2005 год - 9 467 115 руб.; на сумму дотаций (субсидий), полученных из бюджета на покрытие разницы между государственным регулируемым тарифом и льготным тарифом, в сумме 13 897 584 руб., в том числе за 2004 год - 5 261 202 руб., за 2005 год – 8 636 382 руб.; на сумму оплаченной дебиторской задолженности по пеням, начисленным за нарушение контрагентами договорных обязательств, в сумме 2 174 266 руб., в том числе за 2004 год – 1 069 432 руб., за 2005 год – 1 104 834 руб.; подпункта 1 пункта 2 резолютивной части решения в части доначисления пени по налогу на прибыль в размере 5 604 783 руб., в том числе за 2004 год – в сумме 4 575 069 руб., в том числе в федеральный бюджет – 106 790 руб., в региональный бюджет – 3 943 137 руб., в местный бюджет – 525 142 руб.; за 2005 год в сумме 1 029 714 руб., в том числе в федеральный бюджет – 34 054 руб., в региональный бюджет – 995 660 руб.; подпункта 2 пункта 2 резолютивной части в части доначисления пени по налогу на добавленную стоимость в размере 10 695 525,91 руб., в том числе за 2004 год – в сумме 1 001 560,24 руб., за 2005 год – в сумме 9 693 965,67 руб.; подпункта 1 пункта 1 резолютивной части, в части привлечения ОАО «Кубаньэнерго» к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, и взыскания штрафа по налогу на прибыль в размере 11 908 625,07 руб., в том числе за 2004 год – в сумме 9 481 610,68 руб., в том числе в федеральный бюджет – 2 157 935,42 руб., в региональный бюджет – 6 886 224,62 руб., в местный бюджет – 437 450,63 руб.; за 2005 год – в сумме 2 427 014,39 руб., в том числе в федеральный бюджет – 688 143,05 руб., в региональный бюджет – 1 738 871,34 руб.; подпункта 2 пункта 1 резолютивной части, в части привлечения ОАО «Кубаньэнерго» к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и взыскания штрафа по налогу на добавленную стоимость в размере 9 007 758 руб., в том числе за 2004 год – в сумме 5 166 091,80 руб., за 2005 год – в сумме 3 841 666,20 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением суда от 07 июля 2008г. удовлетворены заявленные требования.

Судебный акт мотивирован тем, что фактические затраты по транспортировке электроэнергии предприятием произведены. Оно понесло действительные потери электроэнергии в указанном размере при ее поставке потребителям. Данные затраты для налогоплательщика являются материальными расходами, они обоснованы, документально подтверждены и, следовательно, правомерно включены в расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Следовательно, инспекцией неправомерно начислен налога на прибыль в размере 64 494 631,92 руб., в том числе за 2004 г. – 51 871 811,52 руб. и за 2005 г. – 12 622 820,40 руб., пени в размере 5 604 783 руб. и штрафа по ст. 122 НК РФ в размере 11 908 625,07 руб. Учитывая, что инспекция не оспаривает факт оплаты и оприходования обществом приобретенной электроэнергии, а также правильность и полноту всех реквизитов счетов-фактур выставленных поставщиками, начисление инспекцией НДС за 2004 год в размере 19 499 825 руб. и за 2005г. – 9 467 115 руб. является незаконным. Спорные расходы общества непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью, используются в операциях по реализации электроэнергии, облагаемых НДС, степень же экономической целесообразности расходов в том размере, в котором они понесены, согласно главы 21 НК РФ не может повлиять на отнесение уплаченного НДС к вычету. Общество обоснованно не включило в налоговую базу по исчислению налога на добавленную стоимость средства, полученные из бюджета в счет возмещения убытков от электроснабжения населения, поскольку исходя из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность общества включать эти суммы в налогооблагаемую базу по данному виду налога не вытекает (такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Суд признал незаконным доначисление обществу НДС за 2004 г. в размере 5 261 202 руб. и за 2005 г. в размере 8 636 382 руб., а также соответствующие налогу суммы пени и штрафа. Суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные обществом от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле упомянутого положения НК РФ, поэтому обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат. Суд пришел к выводу о том, что инспекция необоснованно доначислила обществу НДС по рассматриваемому эпизоду за 2004 г. в размере 1 069 432 руб. и за 2005 г. – в размере 1104 834 руб., а также необоснованно начислила обществу соответствующие налогу суммы пени и штраф.

Инспекция Федеральной налоговой службы №3 по г. Краснодару обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл.  34 АПК РФ и просила отменить судебный акт, принять по делу новый.

По мнению подателя жалобы, согласно ст. 6 БК РФ бюджетные средства, предоставляемые налогоплательщикам на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а также на условиях долевого финансирования целевых расходов, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не учитываются. Указанные  бюджетные средства выделяются не на компенсацию расходов организации по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов (то есть указанные бюджетные средства не относятся на соответствующие подстатьи статьи 240 "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям" Экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации), а выделяются на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых организациями данной категории потребителей. Таким образом, в случае, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов, а на оплату услуг, оказываемых льготным категориям граждан, то выделение таких денежных средств не позволяет применять порядок определения налоговой базы, приведенный в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 Кодекса, согласно которому налоговая база определяется исходя из фактических цен реализации (Письмо Минфина от 18.06.2007г. № 03-1-03/1164). Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются любые денежные средства, связанные с расчетами по оплате товаров, в том числе полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов. В случае выделения налогоплательщику из соответствующих бюджетов всех уровней денежных средств на покрытие разницы между государственной регулируемой и отпускной ценой товаров (работ, услуг), в счет увеличения доходов от реализации данная сумма включается в налоговую базу по НДС, т.к. включает не только суммы части затрат, но и размер прибыли, а также суммы НДС, учтенные в цене (тарифе). В нарушение указанной нормы в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость, организацией не включена сумма дотаций, полученных ОАО «Кубаньэнерго» из бюджета администрации муниципального образования, в результате чего сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, занижена. Получение штрафов, пеней, неустоек либо процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ (лист № 54-69) должно рассматриваться в правовом отношении не как отвлеченное получение средств, а как суммы доходов, поступившие в связи с расчетами по оплате товаров или просрочкой исполнения обязательств согласно заключенным договорам. ОАО «Кубаньэнерго» не представлено документальных доказательств, подтверждающих сверхнормативные потери, а также обществом не подтверждена экономическая обоснованность потерь. Обществом необоснованно предъявлен к налоговым вычетам НДС, уплаченный за электроэнергию, в части сверхнормативных потерь полученных при транспортировке указанной электроэнергии.

Представители налогового органа в судебном заседании пояснили, что поддерживают жалобу, представили пояснения к жалобе, просили решение отменить. 

Представители общества в судебном заседании представили отзыв на жалобу, считают принятый судебный акт законным и обоснованным и просили оставить его без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ОАО «Кубаньэнерго» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, а по НДС – с 01.07.2004 по 31.12.2005 г. По результатам проверки был составлен Акт от 25.07.2007 № 04132дсп и вынесено Решение от 28.09.2007 № 15-33/05504 ДСП, которым обществу доначислен налог на прибыль в размере 64 924 158 руб., налог на добавленную стоимость – 65 899 014 руб., плата за пользование водными объектами – 1136,19 руб., налог на имущество организаций – 163 444 руб., транспортный налог – 35 674 руб., земельный налог – 331 102 руб., налог на рекламу 576 руб., единый социальный налог – 396 709 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 193 922 руб. и налог на доходы физических лиц – 1 630 982 руб., а также пени по налогу на прибыль в сумме 5 604 805 руб., по налогу на добавленную стоимость – 18 691 955 руб., по налогу на имущество – 32 461 руб., по транспортному налогу 1 635 руб., по земельному налогу 15 757 руб., по налогу на рекламу 163 руб., по единому социальному налогу 417 781,2 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 39 952,52 руб. и по налогу на доходы физических лиц 463 838,68 руб. Кроме того, указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на прибыль в сумме 11 987 935 руб., по налогу на добавленную стоимость – 13 179 803 руб., по налогу на имущество – 32 267 руб., по транспортному налогу 66 220 руб., по налогу на рекламу – 115 руб., по единому социальному налогу – 79 340 руб., предусмотренных статьей 123 НК РФ по налогу на доходы физических лиц в сумме 326 196 руб. и по пункту 1 статьи 126 НК РФ за не предоставление сведений о доходах физических лиц в количестве 1499 шт. в сумме 74 950 руб.

Общество, не согласившись с выводами, изложенными в решении, обратилось с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Краснодарскому краю.

Управлением принято решение от 07.12.2007 № 27-13-795-1648, которым сумма НДС в размере 38 903 858 руб., доначисленная инспекцией за 2004 год в связи с неправомерным применением обществом вычетов по НДС, начисленному на стоимость сверхнормативных потерь общества при транспортировке электроэнергии, уменьшена на 19 404 033 руб. Также уменьшена сумма штрафа по НДС, начисленного инспекцией по указанному эпизоду на 3 880 806,60 руб.

На основании принятого Управлением решения № 27-13-795-1648 инспекция произвела перерасчет суммы пеней по налогу на добавленную стоимость, начисленных по указанному эпизоду решения от 28.09.2007 № 15-33/05504 ДСП, уменьшив их до 10 855 419 руб.

Общество,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2008 по делу n А32-8844/2003. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК)  »
Читайте также