Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 n 15АП-3791/2010 по делу n А32-56280/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2010 г. N 15АП-3791/2010
Дело N А32-56280/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Гуденица Т.Г., Ивановой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от заявителя: председатель кооператива Кривошеев А.Г.,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Производственного кооператива "Вертикаль"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26.01.2010 г. по делу N А32-56280/2009
по заявлению Производственного кооператива "Вертикаль"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Шкира Д.М.,
установил:
Производственный кооператив "Вертикаль" обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 16.06.2009 г. N 01-28222-ОН-1 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 130 000 руб.
Решением суда от 26.01.2010 г. постановление Управления Росприроднадзора от 16.06.2009 г. N 01-28222-ОН-1 изменено, размер назначенного кооперативу наказания уменьшен до 100 000 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что в деянии производственного кооператива имеется состав вменяемого ему правонарушения, однако административным органом неправильно определено подлежащее применению административное наказание, поскольку доказательств наличия обстоятельств, отягчающих ответственность кооператива, административным органом не представлено.
Не согласившись с принятым решением, производственный кооператив "Вертикаль" обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что на территории предприятия нет опасных отходов, в связи с чем положения ст. 15 и 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к деятельности кооператива не применимы.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы жалобы.
Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание представитель Управления, надлежаще извещенного о месте и времени судебного разбирательства, не явился, Управление направило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки представителя, ходатайство отклонено как необоснованное, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя кооператива, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ПК "Вертикаль" природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что кооператив на основании лицензии на право пользования недрами КРД 024855Э осуществляет пользование недрами - разработку Адербиевского месторождения (карьер Светлый) для производства щебня на земельном участка 1,5 га с кадастровым номером 23:40:05 01 000:46 в районе г. Геленджика.
В процессе деятельности кооператива образуются отходы производства и потребления. Однако проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на момент проверки отсутствовал, лимиты на размещение отходов на территории предприятия и передачу другим природопользователям кооперативом не получены. Учет образования и движения отходов кооперативом не ведется. Лица, допущенные к обращению с опасными отходами на предприятии, не имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
По результатам проверки постановлением прокурора от 23.04.2009 г. в отношении ПК "Вертикаль" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Материалы проверки направлены в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю для рассмотрения спора по существу.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю от 16.06.2009 г. N 01-28-222-ОН-1 кооператив привлечен к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 130 000 руб.
Указанное постановление обжаловано кооперативом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии кооператива состава вменяемого ему правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, составляет несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 08.11.2008 г., действующей в период спорных отношений - выявления правонарушения и вынесения оспариваемого постановления от 16.06.2009 г.), под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 18 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Статьей 19 названного Закона N 89-ФЗ предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В силу ст. 15 Закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Приведенные выше требования законодательства в области экологической безопасности ПК "Вертикаль" не соблюдаются.
Из материалов дела видно, что ПК "Вертикаль" осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых - камня для производства щебня и осуществляет производство щебня, бетона, раствора. В процессе такой деятельности неизбежно образуются отходы производства.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ПК "Вертикаль" разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2009 г. и осуществлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду на 3 квартал 2009 г. Однако данные действия кооперативом совершены после вынесения Управлением Росприроднадзора постановления от 16.06.2009 г. о привлечении кооператива к административной ответственности.
Вместе с тем, из названных выше документов следует, что в процессе деятельности ПК "Вертикаль" образуются следующие отходы: пылевые выбросы в атмосферу, транспортерная лента отработанная, лом черных металлов, остатки и огарки стальных сварочных электродов, обтирочный материал, загрязненный маслами, аккумуляторы свинцовые отработанные, масла автомобильные отработанные, песок, загрязненный отработанный, покрышки отработанные, а также иные виды отходов 2, 3, 4 и 5 классов опасности. Согласно пояснениям руководителя производственного кооператива "Вертикаль" в суде апелляционной инстанции кооператив осуществляет указанную деятельность на протяжении длительного времени с момента создания.
В этой связи доводы кооператива, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что отходов от деятельности предприятия не образуется, подлежат отклонению как необоснованные.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии производственного кооператива "Вертикаль" объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Вина кооператива в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку сведений о принятии ПК "Вертикаль" всех зависящих от него мер к соблюдению природоохранного законодательства РФ в материалах дела не имеется.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в присутствии председателя ПК "Вертикаль", о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ПК "Вертикаль" извещено Управлением Росприроднадзора надлежащим образом (л.д. 11 т. 2).
Размер наказания, назначенного Управлением Росприроднадзора кооперативу, обоснованно снижен судом первой инстанции до минимальной санкции, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ ввиду отсутствия обстоятельств, отягчающих ответственность кооператива.
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 26 января 2010 г. оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.И.ЗОЛОТУХИНА
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Н.Н.ИВАНОВА

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 n 15АП-3790/2010 по делу n А32-37388/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ за представление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров недействительных документов.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также