Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 n 15АП-1499/2010 по делу n А32-43860/2009 По делу о взыскании платы за пользование железнодорожными вагонами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2010 г. N 15АП-1499/2010
Дело N А32-43860/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ехлаковой С.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: представитель Балакина А.С. доверенность N НЮ-10/811 от 08.12.2009 г., Кисилева Н.П., доверенность N НЮ-10/804 от 08.12.2009 г., Колпикова Г.И., доверенность N НЮ-10/753 от 27.11.2009 г., Каргальцев А.В., доверенность N НЮ-10/752 от 27.11.09 г.
от ответчика: представители Деверенец И.В., доверенность от 01.02.2010 г., Тагирова Г.М., доверенность от 28.12.2010 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.12.2009 г. по делу N А32-43860/2009
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к ответчику открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт"
о взыскании платы за пользование вагонами
принятое судьей Дуб С.Н.
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ОАО "ТМТП", порт) о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 221 368 руб. 65 коп.
Решением суда от 15.12.2009 г. в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано тем, что предъявленная плата за пользование вагонами рассчитана истцом с нарушением порядка, предусмотренного Тарифным руководством N 2, утв. Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 г. N 35/12, что также подтверждается Письмом ФСТ России N ЕВ-914/10 от 19.02.2009 г. Кроме того, дорогой при начислении платы не учтено, что в соответствии с пунктом 5 абзаца 4 Договора N 85/4 предусмотрено, что для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через один час после предыдущей. Несоблюдение истцом п. 5 абзаца 4 договора N 85/4, приводит к затруднению проведения портом маневровых работ. В случае подачи вагонов с нарушением интервала в один час, вагоны должны зачисляться на ответственность порта по истечению одного часа после предыдущей подачи вагонов. Также подлежит применению ст. 401 ГК РФ, поскольку частично простой вагонов связан с несвоевременным информированием дорогой порта о порядке возврата порожних вагонов, принадлежащих Республике Казахстан.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель указал, что при определении размера платы за пользование вагонами он правомерно произвел округление до десятых копеек в соответствии с таблицами N 5 - 10 Тарифного руководства N 2. Вывод суда о несоблюдении интервальности подачи вагонов необоснован и противоречат материалам дела. Общество уведомляло порт по телефонам, указанным в пункте 6 договора от 25.06.2008 N 85/4, что подтверждено выпиской из книги ГУ-2. Общество зачисляло вагоны на ответственность порта с учетом зачисления ранее поданных партий вагонов по установленному интервалу, что подтверждают ведомости подачи-уборки вагонов. Вывод суда о превышении времени оформления перевозочных документов документально не подтвержден: представленные акты общей формы такими доказательствами не являются. Также необоснованно применение судом ст. 401 ГК РФ и отказе от взыскания платы ввиду невыполнения ответчиком своих обязанностей по оформлению дорожных накладных на отправку вагонов, ответчик был информирован о порядке оформления документов.
Истец в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание явился, представил отзыв. В отзыве на апелляционную жалобу порт просит оставить решение суда без изменения, указывая, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Правомерность при расчете с округлением до копеек платы за пользование вагонами подтверждена разъяснениями ФСТ России от 19.02.2009 N ЕВ-914/10. Выписки из книги ГУ-2, на которые ссылается общество, не подтверждают факт передачи порту уведомлений о подаче вагонов. Истец подавал вагоны с нарушением предусмотренного интервала, что затруднило проведение маневровых работ с ранее поданной партией. В актах общей формы зафиксировано время оформления документов работниками станции и таможенными органами. Также плата за пользование вагонами образовалась в результате простоя вагонов принадлежности Республики Казахстан в результате оформления перевозочных документов в соответствии с требованиями Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств (Утв. 24.05.1996 на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.04.2010 г. по 14.04.2010 г.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом и портом 25.06.2008 г. заключен договор N 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", для ОАО "ТМТП" при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги (далее Договор N 85/4).
15.07.2008 г. между сторонами заключено дополнительное соглашение к Договору N 85/4, которым вносились изменения в вышеуказанный договор, в частности изменен порядок подач вагонов на внутриподъездные пути порта укрупненными партиями и порядок передачи уведомления о предстоящей подаче вагонов по телефону-факсу "71-1-25, 3-04-22".
В период с 26.09.2008 г. по 10.10.2008 г. истцом ответчику на железнодорожный путь необщего пользования поданы вагоны, на которые составлены памятки приемосдатчика, подписанные портом с оговорками.
Основанием для взимания платы за пользования вагонами являются ведомости подачи и уборки вагонов установленной формы, подписанные полномочными представителями дороги и порта. Ведомости заполняются на основании памяток приемосдатчика.
На основании ведомостей подачи и уборки вагонов N 101282, 101283, 101284, 101285, 101286, 101287, 102288, 102289, 102290, 102291, 102292 ответчику была начислена плата за пользование вагонами, которую он оплатил частично.
Отказ порта в оплате 221 368 руб. 65 коп. явился основанием для обращения ОАО "РЖД" в суд о взыскании задолженности в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено, что предъявленная плата за пользование вагонами рассчитана истцом с нарушением порядка, предусмотренного Тарифным руководством N 2, утв. Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 г. N 35/12, что также подтверждается письмом ФСТ России N ЕВ-914/10 от 19.02.2009 г.
Ответчик производит расчет ставок платы за пользование вагонами умножением базовых ставок, рассчитанных с учетом суточного вагонооборота и указанных в таблицах N 5 - 8 Тарифного руководства N 2 на коэффициент, утвержденный Приказом ФСТ РФ от 30 апреля 2008 г. N 120-т/1 с округлением до копейки.
ОАО "РЖД" производится расчет платы за пользование вагонами с округлением до 10 копеек, что в свою очередь приводит к разногласиям в расчете платы за пользование вагонами.
Вместе с тем, правильность округления до копейки подтверждена письмом ФСТ России от 19.02.2009 N ЕВ-914/10. Необоснованна ссылка истца на Приказ ФСТ России от 10.06.2009 N 119-т/4, поскольку он принят позднее. Кроме того, в нем приведен отличный от ранее действовавшего порядок округления расчетных значений платы (не только до десятых копеек, но и до рубля). Излишне предъявленная сумма платы за пользование вагонами по причине нарушения порядка расчета ставок платы за пользование вагонами, предъявленная настоящим исковым заявлением, составила 132 руб. 24 коп., в т.ч. - НДС 18%.
В соответствии со ст. 62 Устава железнодорожного транспорта РФ, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Пунктом 5 абзаца 4 Договора N 85/4 предусмотрено, что для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через один час после предыдущей.
Судом первой инстанции на основании графиков занятости выставочных путей и памяток приемосдатчика правильно установлено, что истцом не соблюдался интервал в 1 час между подачами вагонов.
Между тем, несоблюдение истцом п. 5 абзаца 4 договора N 85/4, приводит к затруднению проведения портом маневровых работ с ранее поданной партией вагонов и в результате допускается непроизводительный простой вагонов на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ТМТП" в ожидании расформирования предыдущей подачи.
В случае подачи вагонов с нарушением интервала в один час, вагоны должны зачисляться на ответственность порта по истечению одного часа после предыдущей подачи вагонов. Излишне предъявленная сумма платы за пользование вагонами по причине подачи вагонов ранее установленного интервала 1 час составила 7 485 руб. 72 коп., в т.ч. 1141 руб. 89 коп. - НДС 18%.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании излишне начисленной платы в сумме 7 617 руб. 96 коп.
Также истцом предъявлена ко взысканию плата за пользование вагонами в сумме 213 750 руб. 65 коп. в связи с непринятием вагонов от ответчика ввиду несвоевременного оформления отсылочных накладных.
В соответствии с п. 10 Договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов о готовности вагонов к уборке порт передает уведомление перевозчику. Одновременно с уведомлением порт предъявляет оформленные пересылочные накладные на порожние вагоны парка ОАО "РЖД".
В соответствии с п. п. 8.1, 8.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 39) перевозка порожних вагонов, принадлежащих перевозчику, оформляется пересылочной накладной. Пересылочная накладная оформляется грузополучателем на каждый выгруженный им вагон и предъявляется перевозчику одновременно с уведомлением об окончании выгрузки (слива) груза. Без предъявления пересылочной накладной вагоны перевозчиком не принимаются.
Суд первой инстанции установил, что представленные в материалы дела памятки приемосдатчика N 15599, 15603, 15607, 15619, 15638, 15669 на подачу спорных вагонов содержат в графе N 3 информацию о принадлежности вагонов - "код ж.д. адм." указан код "27", что в соответствии с п. 3.3 указания МПС РФ от 27 марта 2000 г. N Д-720-У "Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользования вагонами" обозначает принадлежность вагона железнодорожной администрации Республики Казахстан.
Суд первой инстанции посчитал, что поскольку Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств (Утв. 24.05.1996 на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций), регламентируют, что исправные порожние вагоны как при возвращении в администрацию-собственницу, так и подсылаемые в порядке регулировки, направляются без оформления перевозочных документов, кроме специализированного подвижного состава, на который составляются пересылочные ведомости, а истец настаивал на оформлении перевозочных документов и инструкции по заполнению пересылочных накладных на порожние вагоны принадлежности Республики Казахстан поступили в адрес ответчика лишь 01.10.2008 г., то вина ответчика в допущении простоя вагонов отсутствует и подлежит применению ст. 401 ГК РФ, освобождающая порт от платы.
Вместе с тем, суд не учел следующее.
Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Плата за пользование вагонами по своей природе не является ответственностью, а является задолженностью, размер платы установлен сторонами в договоре.
Ввиду указанного, положения ст. 401 ГК РФ не могут быть применены, поскольку регулируют ограничение или освобождение от ответственности при установлении степени вины.
Как указано выше, основания начисления платы за пользования вагонами наступают, если вагоны простаивали по основаниям, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей.
В обоснование своей позиции порт указывает, что в соответствии с п. 1.8. Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств (Утв. 24.05.1996 на совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций) исправные порожние вагоны как при возвращении в администрацию-собственницу, так и подсылаемые в порядке регулировки, направляются без оформления
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2010 n 15АП-140/2010 по делу n А32-15785/2009 По делу о взыскании задолженности за бункеровку судна, процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также