Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 n 15АП-1132/2010 по делу n А53-27178/2009 По делу о признании незаконной и исключении записи из Единого государственного реестра юридических лиц.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2010 г. N 15АП-1132/2010
Дело N А53-27178/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Захаровой Л.А., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Хорошайло Е.А.,
при участии:
от заявителя: Шимко В.В., паспорт, доверенность от 22.03.2010 N 89/08/1123;
от заинтересованного лица: Карпенчук И.А., удостоверение УР N 563067, действительно до 31.12.2014, доверенность от 10.11.2009 N 16-14-10/00144, выдана сроком до 31.12.2010;
от третьего лица: представитель не явился, надлежащим образом извещен, (почтовое уведомление N 35925);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.12.2009 г. по делу N А53-27178/2009
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Ростовской области
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону,
при участии общества с ограниченной ответственностью "Эксплорер",
о признании незаконной записи в ЕГРЮЛ и об исключении записи из ЕГРЮЛ,
принятое судьей Назаренко Р.М.,
установил:
Межрайонная ИФНС России N 19 по Ростовской области обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону о признании незаконной записи в Едином государственном реестре юридических лиц за государственным регистрационным номером 2096164071463 и об исключении записи за государственным регистрационным номером 2096164071463 из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обществом для регистрации изменений были представлены все необходимые документы, требовать представления иных документов регистрирующий орган в силу статьи 9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не вправе. Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы общества, и экспертизы представленных документов законом на регистрирующий орган не возложена.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная ИФНС России N 19 по Ростовской области обжаловала решение суда в порядке главы 34 АПК РФ, просит отменить решение суда от 29.12.2009 г. и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что документы, представленные обществом для регистрации изменений, не соответствуют требованиям Федерального закона N 129-ФЗ, поскольку адрес, указанный в учредительных документах и выписке из ЕГРЮЛ, не является местом нахождения юридического лица.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, пояснив, что согласно статье 17 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения и документы о юридическом лице должны быть достоверными, однако представленные в заявлении о государственной регистрации сведения недостоверны, а поэтому считает незаконной запись в ЕГРЮЛ.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов апелляционной жалобы, пояснив, что согласно статье 17 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в регистрирующий орган необходимо представлять полный пакет документов. Обязанность по проверке достоверности представленных сведений и документов о юридическом лице у регистрирующего органа отсутствует. Указал, что на момент выхода ООО "Эксплорер" не находилось по месту регистрации. Однако закон N 129-ФЗ не предусматривает отказ в государственной регистрации сведений по данному обстоятельству.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению жалобы в порядке статьи 156 АПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Эксплорер" (далее по тексту - общество) 23.09.2009 г. обратилось в регистрирующий орган - ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее по тексту - заинтересованное лицо), с заявлением по форме 13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Согласно вышеуказанному заявлению общество просило внести изменения в части места нахождения юридического лица по новому адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, пер. Гремучий, 2.
На основании заявления общества заинтересованным лицом принято решение от 30.09.2009 г. N 4710 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, в связи с чем в ЕГРЮЛ внесена запись за номером 2096164071463.
МИФНС России N 19 по Ростовской области произведена постановка на налоговый учет общества по вышеуказанному адресу.
В ходе мероприятий налогового контроля МИФНС России N 19 по Ростовской области проведена проверка соответствия фактического места нахождения юридического лица данным места нахождения, указанным в ЕГРЮЛ.
В результате проверки было установлено, что по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, пер. Гремучий, 2, общество не располагается.
Заявитель указывает, что отсутствие юридического лица по адресу регистрации препятствует осуществлению налогового контроля, создает неопределенность в отношениях с юридическим лицом, внесенные в ЕГРЮЛ сведения в отношении общества являются недостоверными.
Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы (статья 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В силу статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержится адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных сведений, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Положения статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ устанавливают перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Указанный перечень документов является исчерпывающим, и в силу части 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, в том числе подтверждающих сведения об адресе юридического лица.
Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Как следует из представленных в материалы дела расписок в получении регистрирующим органом документов, обществом в регистрирующий орган были предоставлены все необходимые для государственной регистрации изменений документы.
На основании статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ на регистрирующий орган не возложена.
В статье 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
При этом несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством.
В силу статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд по заявлению лиц, полагающих незаконным решение государственного органа, может признать его таковым, если установит несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту, а также установит, что решением нарушаются права и интересы заявителя, в том числе на него возлагаются какие-либо обязанности. При отсутствии условий, предусмотренных процессуальным законом для признания недействительным решения регистрирующего органа, удовлетворение таких требований неправомерно.
В отсутствие предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания недействительными решений регистрирующего органа удовлетворение таких требований неправомерно.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, вынесены в соответствии с существующей судебной практикой (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2009 N ВАС-13873/09 и от 21.05.2009 N ВАС-6060/09, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.04.2009 N Ф04-2131/2009, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.11.2009 N КГ-А40/12374-09, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.07.2009 по делу N А32-27269/2008-11/422).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2009 г. по делу N А53-27178/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.И.ТКАЧЕНКО
Судьи
Л.А.ЗАХАРОВА
Н.Н.ИВАНОВА

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2010 n 15АП-10843/2009 по делу n А53-11651/2009 По делу о взыскании по договору подряда неосвоенного аванса, процентов (основное требование). По делу о взыскании основного долга (встречное требование).Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также