Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 n 15АП-10736/2010 по делу n А32-6109/2010 По делу о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в нерассмотрении обращения о продлении срока действия договора аренды земельного участка, и обязании направить проект договора аренды данного участка.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2010 г. N 15АП-10736/2010
Дело N А32-6109/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2010 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.,
судей Е.В. Андреевой, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Адлерстрой": Тищенко И.А. по доверенности от 06.05.2010,
от Администрации г. Сочи, ТУ ФАУГИ: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адлерстрой"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29 июля 2010 года по делу N А32-6109/2010,
принятое судьей Мазуровой Н.С. по заявлению ООО "Адлерстрой"
к Администрации г. Сочи
о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,
при участии третьего лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Адлерстрой" (далее - ООО "Адлерстрой") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации города Сочи о признании незаконным бездействия Администрации и обязании Администрации г. Сочи направить в адрес общества "Адлерстрой" для подписания проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером N 23:49:04 02 022:0033, общей площадью 11895 кв. м.
В порядке ст. 49 АПК РФ ООО "Адлерстрой" было заявлено ходатайство об изменении заявленных требований, общество просило признать действующим договор от 21.04.2005 N 4900003463 аренды земельного участка с кадастровым номером N 23:49:04 02 022:0033, общей площадью 11895 кв. м.
Решением от 29.07.2010 суд отказал в удовлетворении ходатайства об изменении заявленных требований. Требования ООО "Адлерстрой" к администрации г. Сочи о признании незаконным ее бездействия и обязании направить для подписания в пятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда в адрес ООО "Адлерстрой" проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:04 02 022:0033, общей площадью 11895 кв. м оставлены без удовлетворения.
Решение мотивировано тем, что договор аренды земельного участка от 21.04.2005 N 4900003463 является ничтожным, поскольку на момент его заключения у Администрации города Сочи отсутствовало право на распоряжение спорным земельным участком N 23:49:04 02 022:0033, отнесенным ко второй зоне санитарной охраны курорта.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Адлерстрой" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что Администрация обладает правом распоряжения спорным земельным участком, общество "Адлерстрой" своевременно с учетом положений договора аренды от 21.04.2005 N 4900003463 направило в Администрацию уведомление о намерении продления арендных отношений.
Представитель ООО "Адлерстрой" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
В судебное заседание не явились представители Администрации г. Сочи, ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. От ТУ ФАУГИ в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие управления.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 40 минут 21 октября 2010 года. После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебное заседание явился представитель ООО "Адлерстрой".
Администрация г. Сочи, ТУ ФАУГИ по КК в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте продолжения судебного заседания путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда - http://15aas.arbitr.ru.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Администрации г. Сочи и ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ООО "Адлерстрой", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 21.04.2005, на основании постановления главы города Сочи от 10.11.2004 N 2340 Администрацией г. Сочи (арендодатель) и ООО "Хумушкур" (правопредшественник ООО "Адлерстрой", арендатор) был подписан договор аренды земельного участка N 4900003463, по условиям которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 23:49:04 02 022:0033, площадью 11895,00 кв. м, для эксплуатации временного лесоторгового склада и временной производственной базы по ул. Авиационной в Адлерском районе г. Сочи. Срок действия договора определен пунктом 2.1 договора с момента его государственной регистрации по 01.12.2009, до начала строительства объездной автодороги (л.д. 7 - 11).
В соответствии с п. 5.1.4 договора арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия договора, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ.
С учетом положений п. 5.1.4 договора ООО "Адлерстрой" 16.09.2009 года обратилось к Администрации г. Сочи с письмом от 14.09.2009, в котором указало на намерение продлить договор аренды N 4900003463 от 21.04.2005.
В связи с неполучением от Администрации г. Сочи ответа на письмо от 14.09.2009, ООО "Адлерстрой" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ООО "Адлерстрой" требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 45 Конституции РФ установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
В порядке статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В нарушение приведенных положений законодательства Администрацией не был дан ответ на письмо-обращение ООО "Адлерстрой" от 14.09.2009, в котором было указано о намерении продления арендных отношений.
Данное бездействие нарушает права ООО "Адлерстрой" на рассмотрение органом местного самоуправления обращения общества о продлении срока действия договора аренды земельного участка, на котором находятся принадлежащие обществу объекты недвижимости, используемые в предпринимательской деятельности, т.е. нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, а следовательно является незаконным на основании со ст. 201 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок кадастровым номером 23:49:04 02 022:0033, площадью 11895,00 кв. м расположен во второй зоне санитарной охраны курорта.
В силу 209 Гражданского кодекса Российской Федерации Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 260 ГК РФ установлено, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В силу ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
В силу части 7 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи.
Частью 11 статьи 1 Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 установлено, что к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 настоящей статьи.
В материалах дела отсутствуют доказательства регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок до вступления в законную силу Федерального закона N 244-ФЗ от 03.12.2008 года, как и доказательств наличия иных оснований (предусмотренных частями 8 - 11 статьи 1 Закона), по которым спорный земельный участок может быть отнесен к федеральной или государственной собственности.
Вместе с тем, в материалы дела представлена копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 22/103/2010-104 по состоянию на 08.06.2010, согласно которой собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:04 02 022:0033 является муниципальное образование город-курорт Сочи на основании свидетельства о государственной регистрации N 23-23-22/065/2009-271 от 25.06.2009 (л.д. 78).
С учетом изложенного, спорный земельный участок является муниципальной собственностью и Администрация города Сочи в силу ст. ст. 209, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации обладает в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:04 02 022:0033 правом распоряжения.
Из материалов дела следует, что с момента заключения договора аренды N 4900003463 от 21.04.2005 по настоящее время ООО "Адлерстрой"
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 n 15АП-10730/2010 по делу n А32-12732/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ за нераскрытие эмитентом информации в нарушение Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также