Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 по делу n А63-6396/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А63-6396/2011

18 октября 2012 г.                                                                              

 

            Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2012 г.,

Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2012 г.

 

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,

           при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району города Ставрополя и общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2012 по делу № А63-6396/2011

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь», г. Ставрополь, ОГРН 1022601943814, ИНН 2635048440, о признании частично недействительными ненормативных правовых актов Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району города Ставрополя, ОГРН 1042600329970, ИНН 2635028267: решение от 10.12.2010 г. № 90 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования об уплате налога, пени, штрафа от 08.07.2011 № 2564, и встречное заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Ставрополя о взыскании с ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», г. Ставрополь налогов, пеней и штрафных санкций, доначисленных на основании решения инспекции от 10.12.2010 № 90 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, (судья Филатов В.Е.),

при участии в судебном заседании:

от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району города Ставрополя: Товмасян А.Г. по доверенности от 25.05.12., Труфанов В.Н. по доверенности от 23.07.12.;

от ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь»: Курбанов Р.С. по доверенности от 10.01.12., Грицаенко Е.Ю. по доверенности № 01-0008 от 01.01.12.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительными ее решения от 10.12.2010 г. № 90 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль организаций в сумме 93 160 974 руб. 00 коп., с начисленными пенями и штрафом, налога на имущество организаций в сумме 35 728 318 руб. 93 коп., с начисленными пенями и штрафом, и требования об уплате указанных налогов, пеней, штрафов от 08.07.2011 № 2564, сославшись на их незаконность.

Инспекция     обратилась со встречным требованием о взыскании с ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», г. Ставрополь налогов, пеней и штрафных санкций, доначисленных на основании решения инспекции от 10.12.2010 № 90 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а именно: 93 160 974 руб. налога на прибыль организаций, 16 490 418,36 руб. пени по налогу на прибыль организаций, 18 632 195 руб. штрафных санкций по налогу на прибыль, 829 руб. 32 коп. единого социального налога, 228 руб. 28 коп. пени по единому социальному налогу, 166 руб. штрафных санкций по единому социальному налогу, 1 706 руб. 39 коп. пени по налогу на доходы физических лиц, 166 руб. штрафных санкций по налогу на доходы физических лиц, 35 728 318 руб. 93 коп. налога на имущество организаций, 7 438 721 руб. 70 коп. пени по налогу на имущество организаций, 7 145 663 руб. 79 коп. штрафных санкций по налогу на имущество организаций.

  Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 14.12.2012  первоначальные и встречные требования объединены в одно производство.

В судебном заседании, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ инспекция отказалась от взыскания 829 руб. 32 коп. единого социального налога, 228 руб. 28 коп. пени по единому социальному налогу, 166 руб. штрафных санкций по единому социальному налогу, 1 706 руб. 39 коп. пени по налогу на доходы физических лиц, 166 руб. штрафных санкций по налогу на доходы физических лиц в связи с уплатой указанных сумм обществом в добровольном порядке.

Суд принял уточнения и прекратил производство по делу в части отказа от иска.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2012 требование общества удовлетворено частично. Признаны недействительными, не соответствующими требованиям Налогового кодекса РФ ненормативные правовые акты Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Ставрополя: решение № 90 от 10.12.2010 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в части доначислений налога на прибыль организаций в сумме 93 160 974 руб. с начисленными пенями 16 490 418, 36 руб. и штрафом 18 632 195 руб., налога на имущество организаций в сумме 35 539 745,93 руб. с начисленными пенями 7 396 121,30 руб. и штрафом 7 107 948,79 руб., а также требование в части уплаты указанных сумм налогов, пеней и штрафов от 08.07.2011 № 2654.

Решение в этой части мотивировано тем, что общество приобрело имущество на основании сделок, оснований для признания их ничтожными или для переквалификации не имеется, поэтому общество правомерно учло расходы при исчислении налога на прибыль. Налог на имущество, приобретенное по договорам купли-продажи, исчисляется с момента регистрации права собственности.

В остальной части заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» отказано. Решение в этой части мотивировано тем, что общество неправомерно не учло приобретенные газопроводы в качестве основных средств, потому решением налоговой инспекции правомерно начислены налог на имущество, пени, штраф.

Встречные требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району города Ставрополя удовлетворены,  с общества взыскан налог  на имущество в сумме 188 573 руб., пени в сумме 42 600,41 руб., штраф в сумме 37 715 руб., всего на сумму 268 888,41 руб.

 Налоговая инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части признания недействительным решения налоговой инспекции ФНС России по Промышленному району г. Ставрополя: решение № 90 от 10.12.2010 о доначислении налога на прибыль организаций в сумме 93 160 974 руб.   пеней 16 490 418, 36 руб. и штрафа 18 632 195 руб., налога на имущество организаций в сумме 35 539 745,93 руб.   пеней 7 396 121,30 руб. и штрафа 7 107 948,79 руб., а также требование в части уплаты указанных сумм налогов, пеней и штрафов от 08.07.2011 № 2654.

Указывает, что суд неправильно применил нормы права, а выводы не соответствуют материалам и обстоятельствам дела. Считает, все взаимоотношения  общества по возникновению и прекращению обязательств по договорам купли-продажи ГРС между посредниками-перепродавцами  носили формальный характер, не были обусловлены разумными целями делового характера, их совершение в качестве основной цели преследовало цель занижения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль путем завышения расходов. Налог на имущество подлежит исчислению с момента приобретения основных средств, а не с момента регистрации права собственности.

Представители налоговой инспекции доводы поддержали.

Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит  решение суда отменить в части отказа в признании недействительными решения  ФНС России по Промышленному району г. Ставрополя  № 90 от 10.12.2010 о начислении налога на имущество в размере 188 573 рублей, пени 42 600 рублей, штрафа 37 715 рублей и требования  № 2654   о взыскании этих сумм, отказать в удовлетворении встречного иска в этой части, так как судом неправильно применены нормы права. Указывает, что приобретенные в собственность газопроводы неправомерно учтены в качестве основных средств, так как они приобретены для перепродажи, наличие газопроводов в собственности не принесло экономической выгоды. Нарушен порядок взыскания, так как оснований для обращения в суд в порядке пункта 1 статьи 45 НК РФ не имелось.

Представитель общества доводы поддержал.

 Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном  главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение   Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2012  подлежит  оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается.

Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, по результатам проверки составлен акт № 62 от 26.08.2010

10 декабря 2010 в присутствии представителей общества вынесено решение о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, которым доначислены в оспариваемой части: налог на прибыль организаций в сумме 93 160 974 руб., пени в сумме 16 490 418,36 руб. и штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ - 18 632 195 руб., налог на имущество организаций в сумме 35 728 318, 93 руб. с пенями - 7 438 721,71 руб., штрафом предусмотренным п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ - 7 145 663,79 руб.

Апелляционная жалоба общества об отмене решения инспекции в оспариваемой части решением УФНС России по Ставропольскому краю от 01.07.2011 оставлена без удовлетворения.

На основании вынесенного решения ИФНС России по Промышленному району г. Ставрополя было выставлено требование № 2564 от 08.07.2011 об уплате, в том числе в указанном размере налогов, пеней и штрафов.

Считая, что  решение и  требование нарушают права общества, общество обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными, а налоговая инспекция –  с заявлением о взыскании начисленных сумм.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых решений действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По эпизоду, связанному с доначислением налога на прибыль, налоговым органом установлено, что в проверяемом периоде общество реализовывало в адрес ОАО «Газпромрегионгаз» газопроводы, которые были приобретены им ранее у ООО «ТД «Энергоресурс» (т. 29 - договору купли-продажи). Общество приобретало газопроводы для перепродажи, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 статьи 268 НК РФ при определении величины доходов, полученных от продажи газопроводов, уменьшало полученные доходы на расходы, понесенные при их приобретении. Посчитав, что в действиях общества имеются признаки схемы, направленной на необоснованное получение налоговой выгоды, налоговый орган исключил суммы учтенные обществом при исчислении налога на прибыль из состава расходов. По мнению инспекции, данная схема преследует цель искусственного удорожания товара и последующего увеличения стоимости приобретения имущества для получения необоснованной налоговой выгоды в виде завышения расходов в целях налогообложения налогом на прибыль. В связи с этим покупная стоимость газораспределительных сетей, сформированная продавцом - ООО «ТД «Энергоресурс» при передаче данного имущества ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» в течение 2005­2006 годов, подлежит уменьшению до стоимости приобретения газораспределительных сетей у первоначальных собственников имущества с учетом торговой наценки ООО «ТД Энергоресурс». Расходы по договорам, заключенным с ООО «ТД «Энергоресурс» в 2007­2008 годах не признаются инспекцией в полном объеме.

По мнению инспекции, в результате искусственного завышения расходов по мнимым сделкам ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» завышена сумма затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль на сумму стоимости объектов газового хозяйства (газораспределительные сети и оборудование к ним) за 2007 год - в размере 213 934 853 руб., за 2008 год - в размере 174 235 872,52 руб., что повлекло занижение суммы налога на прибыль организации, подлежащего уплате в бюджет за 2007 год на 51 344 365 руб., за 2008 год на 41 816 609 руб.

 В соответствии со статьей 246

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 по делу n А63-9894/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также