Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 по делу n А50-26734/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-11976/2012-АК

г. Пермь

23 ноября 2012 года                                                   Дело № А50-26734/2011­­

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,

судей  Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.,

при ведении протокола судебного заседания Радионовой Л.П.,

при участии:

от истца - ООО "Городские автобусные линии" (ОГРН 1055904134824, ИНН 5908030778): не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчиков - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края (ОГРН 1035900070293, ИНН  5902290917): не явились, извещены надлежащим образом,

от третьих лиц - 1.Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, 2.Департамент финансов администрации г. Перми, 3.Муниципальное учреждение «Городское управление транспорта», 4.Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края: не явились, извещены надлежащим образом,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ответчика - Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края

на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 сентября 2012 года

по делу № А50-26734/2011,

принятое судьей Кетовой А.В.,

по иску  ООО "Городские автобусные линии"

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края

третьи лица: Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, Департамент финансов администрации г. Перми, Муниципальное учреждение «Городское управление транспорта», Министерство градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края

о взыскании убытков в сумме 1 500 775 руб. 42 коп.

установил:

   ООО "Городские автобусные линии" (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края (далее - ответчики)  убытков в сумме 1 500 775 руб. 42 коп.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.09.2012 исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу ООО "Городские автобусные линии" в счет возмещения убытков, понесенных в  связи  с перевозкой  льготных  категорий  пассажиров, взыскано  133 320 руб. 08 коп., 2 488 руб. 04 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С Пермского края в лице Министерства финансов Пермского края за счет средств казны Пермского края в пользу истца в счет возмещения убытков, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров, взыскано 1 185 271 руб. 34 коп., 22 119 руб. 75 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

  Не согласившись с решением, Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований -отказать.

  В апелляционной жалобе Пермский край в лице Министерства финансов Пермского края указывает на то, что суд без достаточных оснований возложил на краевой бюджет расходы по муниципальным социальным проездным документам. Вышеуказанные расходы являются расходными обязательствами муниципального образования г.Пермь. Указывает на то, что судом неправильно применена ст.1071 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ), не применен п.10 ст.158 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23.

  Истец с жалобой не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу,  ссылается на законность и обоснованность принятого решения.

  Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, для участия в судебном заседании своих представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

         Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку возражений относительно выводов суда 1 инстанции об отказе в удовлетворении части заявленных истцом требований сторонами не заявлено, дело пересматривается апелляционным судом в пределах заявленных в апелляционной жалобе доводов.

         Как следует из материалов дела, между истцом и Муниципальным комитетом по транспорту администрации г. Перми (правопреемником которого является Департамент дорог и транспорта администрации г.Перми) был заключен договор от 01.02.2006 № 38-06 на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения г.Перми (л.д.7-9). Согласно п.1.1, п.1.2 договора в целях удовлетворения потребностей населения города в пассажирских перевозках организатор пассажирских перевозок (комитет по транспорту) поручает, а перевозчик (Предприниматель) принимает на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения г. Перми, указанных в приложении № 1 к договору, по тарифам, утвержденным решением Пермской городской Думы.

         В соответствии с пунктом 6.3 договора выпадающие доходы перевозчика от перевозки пассажиров с использованием социальных проездных документов подлежали компенсации за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, Пермского края, нормативными правовыми актами г.Перми.

         На основании данного договора, продленного на 2008 год с учетом пункта 9.4, общество в период с 01.01.2008 по 31.12.2008 осуществляло перевозку пассажиров, в том числе предъявляющих социальные проездные документы, на регулярных городских автобусных маршрутах г. Перми.

         В соответствии с требованиями законодательства и условиями договора предприниматель предоставлял услуги по бесплатной перевозке льготных категорий граждан на основании Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и других, Закона Пермской области от 30.11.2004 №1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», Указа Губернатора Пермской области от 02.02.2005 № 15 «О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермской области».

          Поскольку выпадающие доходы, под которыми понимаются убытки в виде реального ущерба, возникшего в результате предоставления транспортных услуг по льготным ценам, не были компенсированы предпринимателю соответствующими публично-правовыми образованиями, истец на основании ст.ст.15, 16, 790, 1069, 1071, 1082 ГК РФ обратился в арбитражный суд с иском.

        При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, руководствуясь при этом  следующим.

  Согласно ч. 1, ч. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

  Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

  В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

         Однако, исключив Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О ветеранах», государство возложило на субъект Российской Федерации обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан. При этом недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

         Данная позиция подтверждается Определением Конституционного суда Российской Федерации от 02.02.2006г. №56-О, Постановлением Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 №2992/09.

         С целью установления мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Законодательным собранием Пермской области принят Закон от 30.11.2004 №1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области», устанавливающий право отдельных категорий граждан на приобретение социального проездного документа для проезда, в том числе на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), со скидкой 100% и 50% (порядок приобретения социального проездного документа и его стоимость устанавливаются нормативным правовым актом губернатора области).

         Меры социальной поддержки, установленные указанным законом, являются расходными обязательствами Пермского края.

Согласно Указу Губернатора Пермской области «О введении в обращение социальных проездных документов на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Пермской области» от 02.02.2005 № 15 (далее - Указ от 02.02.2005 № 15) социальные проездные документы на территории Пермской области вводятся в целях реализации прав граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также на трудовую пенсию по старости, на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения на территории Пермской области.

  Названным Указом утверждено Положение о порядке приобретения социальных проездных документов и условия проезда по ним на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в пределах территории Пермской области, которым установлен также порядок прохождения денежных средств, поступивших от реализации социальных проездных документов, стоимость социальных проездных документов на территории области.

         В соответствии с данным Указом социальные проездные документы каждого вида (федеральный, региональный, муниципальный) изготавливались и распространялись Пермским областным фондом социальной поддержки населения, который распределял вырученные денежные средства от реализации каждого вида СПД между операторами. Отчеты фонда о распределении средств в пользу оператора Муниципального учреждения «Городское управление пассажирского транспорта» (далее – МУ «Горпассажиртранс») за каждый месяц 2008 года представлены истцом в материалы дела (л.д. 29-40).

         В свою очередь, МУ «Горпассажиртранс», являющееся оператором по распределению средств от реализации СПД на территории г.Перми, распределяло поступающие денежные средства между перевозчиками пропорционально их доле (проценту) в выручке от реализации каждого вида (федеральный, региональный, муниципальный) проездного документа. Указанное подтверждается информацией МУ «Горпассажиртранс» о долях перевозчиков, осуществлявших в 2008 году пассажирские перевозки на маршрутах регулярного сообщения города Перми.

         Истцом из бюджета получены денежные средства от реализации льготных и социальных проездных документов в общей сумме 496 823 руб., а также денежные средства из местного бюджета в виде компенсации убытков от нерентабельных маршрутов в сумме 5 133 756 руб. (л.д.50,74).

         Поскольку средства в сумме 496 823 руб.  представляют собой выручку от реализации проездных документов по льготным ценам, они не могли покрыть убытки (выпадающие доходы) истца от перевозки им пассажиров по льготным проездным документам, а не по обычному тарифу.

         Как следует из расчетов истца, размер его убытков (выпадающих доходов) за 2008 год в результате перевозки пассажиров по федеральным социальным проездным документам составил 314 717,08 руб., по региональным – 498 348,9 руб., по муниципальным – 687 709,44 руб.

         Методика расчета выпадающих доходов в результате предоставления транспортных услуг по льготным ценам в спорный период 2008г. не была  разработана. Представленный истцом расчет понесенных убытков основан на следующих показателях:

         - количество поездок по одному СПД (основано на данных обследования пассажиропотока МУ «Горпассажиртранс»;

         - тариф на одну поездку до 04.02.2008 (Решение Пермской городской Думы от 26.12.2006 № 336 «О тарифах на перевозки пассажиров и багажа городским пассажирским транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах») и с 04.02.2008 (Решение Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 3 «О тарифах на перевозки

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 по делу n А50-12876/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также