Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу n А60-38718/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-2234/2013-АК г. Пермь 09 апреля 2013 года Дело № А60-38718/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2013 года. Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2013 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х., судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лоренцсон Е.А., при участии: от заявителя (открытое акционерное общество "Святогор") (ОГРН 1106671000457, ИНН 6671307658): Шевченко О.Н., Игошин А.В., доверенности от 10.10.2012, Бичукина И.А., доверенность от 31.10.2011, предъявлены паспорта; от заинтересованного лица (Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу) (ОГРН 1106671000457, ИНН 6671307658): Генералов И. В., Тихонравов В. В., Кошкарова И.В., представители, предъявлены доверенности от 22.12.2011, паспорта; от третьих лиц (Федеральное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу», Федеральное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия»): не явились; лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 января 2013 года по делу № А60-38718/2012, принятое судьей Ворониным С.П., по заявлению Открытого акционерного общества "Святогор" к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу с участием третьих лиц Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу», Федерального бюджетного учреждения «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия», о признании недействительными предписаний, установил: Открытое акционерное общество «Святогор» (далее – ОАО «Святогор», общество) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с требованиями о признании недействительными предписаний Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора) об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 16.07.2012 № № 154-06, 154-08, 154-18 (дело № А60-38718/2012), № № 154-05, 154-07, 254-13, 154-15 (дело № А60-41878/2012), № № 154-12, 154-16 (дело № А60-42260/2012). Определением арбитражного суда от 24.10.2012 на основании ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу № А60-38718/2012. Решением арбитражного суда от 10 января 2013 года (резолютивная часть объявлена 27 декабря 2012 года) требования заявителя удовлетворены частично. Признаны недействительными предписания Департамента Росприроднадзора № № 154-06, 154-07, 154-12, 154-17, 154-18 полностью, предписание № 154-16 в части обязания провести инвентаризацию таких отходов как металлургические шлаки, съемы и пыль (пыль, содержащая цветные металлы), II класса опасности; металлургические шлаки, съемы и пыль (шлаки от плавки цветных металлов), III класса опасности; осадка от зачистки водоотводных и нагорной канав на территории промышленной площадки III класса опасности; грунт, загрязненный нефтепродуктами, с учетом ликвидации существующего мазутохранилища; другие отходы минерального происхождения, а также отходы рафинирования продуктов (шлам очистки промышленных стоков) III класса опасности, который образуется при очистке прудков - отстойников Сорьвинского хвостохранилища. В удовлетворении остальной части требований отказано. В части отказа в удовлетворении требований судебный акт не оспаривается, предметом проверки апелляционного суда не является. Департамент Росприроднадзора обжалует решение суда в части удовлетворения заявленных требований, просит отменить решение суда в указанной части, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме с отнесением расходов по уплате госпошлины на заявителя. В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы о том, что факты нарушений обществом природоохранного законодательства доказаны в ходе проверки, нарушения подтверждены надлежащими доказательствами, в том числе актом проверки, протоколами количественного химического анализа отходов от 26.06.2012, протоколами анализа проб отходов от 09.07.2012. В частности, по предписанию № 154-06 Департамент указывает, что обнаруженное вещество является отходом – Другие минеральные происхождения, а также отходы рафинирования продуктов III класса опасности, который образовался в прудах-отстойниках. В разработанном на предприятии Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) место, где обнаружены отходы, не указано ни как место временного хранения отходов, ни как объект размещения отходов. По предписанию №154-07 апеллянтом приведены доводы о том, что обнаруженный по всей длине борта водоотводной канавы осадок, образовавшийся от зачистке русла указанной канавы, является отходом, образовавшимся в процессе производства общества, и к нему применяются требования в области обращения с опасными отходами. Оспаривая выводы суда относительно предписания №154-12 податель жалобы указывает, что загрязненный нефтепродуктами грунт, используемый обществом в целях сбора извлекаемых из емкостей нефтепродуктов в процессе ликвидации мазутного хозяйства, является отходом, что не противоречит требованиям ГОСТ 25100-95. Ссылаясь на утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 №721 Порядок учета в области обращения с отходами, Департамент указывает на наличие у общества обязанности учесть в государственном статистическом отчете по форме 2-ТП все образующиеся на предприятии отходы, в том числе и ранее не учтенные в ПНООЛР; установленный порядок составления отчета не ставит учет отходов в зависимости от мероприятий по их инвентаризации. Оспаривая выводы суда в отношении предписания №154-18 податель жалобы, ссылаясь на приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204, указывает на наличие у организации обязанности самостоятельно определить размер платы за фактически оказанное негативное воздействие на окружающую среду; ссылки арбитражного суда на Решение Верховного Суда РФ от 12.02.2003 по делу № ГКПИ03-49 считает несостоятельными, поскольку в настоящем деле взыскание платежей в безакцептном порядке не производилось. Поскольку платежи за негативное воздействие на окружающую среду имеют публично-правовой характер, общество обязано учесть при определении размера платы за несанкционированное размещение отхода минеральные шламы (шлам известковый, включая отходы гашения извести). По мнению апеллянта, при оценке доводов общества о нарушении порядка отбора проб суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку обществом не оспаривались действия экспертных организаций, привлеченных к участию в отборе проб, а также результаты анализов отобранных проб, следовательно, оснований для их непринятия не имеется. Ссылки суда на СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» Департамент Росприроднадзора считает необоснованными, поскольку критерии определения класса опасности отходов в целях воздействия на окружающую природную среду определены приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15.06.2011 №511, предусматривающим возможность определения класса опасности расчетным или экспериментальным методами. Классы опасности отходов определялись Департаментом двумя методами, что свидетельствует о правомерном отнесении отходов к конкретным классам опасности. Требование об учете таких отходов в результате инвентаризации является обоснованным, оснований для признания недействительным предписания №154-16 не имеется. ОАО «Святогор» представлены возражения на апелляционную жалобу, решение арбитражного суда в оспариваемой части общество считает законным, оснований для его отмены не усматривает. Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу. Решение суда по настоящему делу в части отказа в удовлетворении требований обществом не обжалуется. 27.03.2013 в заседании апелляционного суда объявлен перерыв до 12.20 час. 02.04.2013, о чем извещены представители сторон, присутствующие в судебном заседании; определение об отложении отражено в протоколе судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания после перерыва размещена на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено 02.04.2013 в назначенное время, в том же составе суда. После перерыва в судебное заседание явился представитель заявителя Шевченко О.Н. В силу ч. 5 ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле и присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, считаются надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания и их неявка в судебное заседание после окончания перерыва не является препятствием для его продолжения. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части при отсутствии возражений сторон. Как следует из материалов дела, Департаментом Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения ОАО «Святогор» требований природоохранного законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, использования и охраны водных объектов, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления. По результатам проверки составлен акт от 16.07.2012 (т. 9 л.д. 55), а также вынесены предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Не согласившись с рядом нарушений и полагая, что предписания №№ 154-05, 154-06, 154-07, 154-08, 154-12, 154-13, 154-15, 154-16, 154-17 и 154-18 вынесены незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании вышеуказанных предписаний недействительными. При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности Департаментом Росприроднадзора совокупности оснований для признания недействительными предписаний № № 154-06, 154-07, 154-12, 154-17 и 154-18, а также предписания № 154-16 в части обязания провести инвентаризацию ряда отходов: металлургические шлаки, съемы и пыль (пыль, содержащая цветные металлы), II класса опасности; металлургические шлаки, съемы и пыль (шлаки от плавки цветных металлов), III класса опасности; осадок от зачистки водоотводных и нагорной канав на территории промышленной площадки III класса опасности; грунт, загрязненный нефтепродуктами; другие отходы минерального происхождения, а также отходы рафинирования продуктов (шлам очистки промышленных стоков) III класса опасности, который образуется при очистке прудков - отстойников Сорьвинского хвостохранилища. Решение суда в данной части обжаловано в апелляционном порядке. Обсудив доводы сторон, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав представителей сторон, оценив представленные в материалы дела доказательства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При рассмотрении дел, предметом оспаривания в которых являются предписания органов, наделенных контрольными функциями, в предмет доказывания входит наличие у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, оценка предписания на предмет соответствия требованиям законодательства и соблюдение прав заявителя вынесением предписания. В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) государственный контроль в области обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу n А71-15620/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|