Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу n А76-18231/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 18АП-1515/2014
г. Челябинск
26 марта 2014 года Дело № А76-18231/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2014 года. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Толкунова В.М., судей Тимохина О.Б., Фединой Г.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.12.2013 по делу № А76-18231/2013 (судья Каюров С.Б.). В заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью «Южноуральск-Лада» - Кураев А.В. (доверенность от 01.02.2012); Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области - Дворянчикова О.В. (доверенность от 19.03.2014 № 03-11/02542). Общество с ограниченной ответственностью «Южноуральск-Лада» (далее - заявитель, ООО «Южноуральск-Лада», общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 04.07.2013 № 13616 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения». Решением суда от 26.12.2013 заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением суда, заинтересованное лицо обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. По мнению инспекции, суд первой инстанции неверно указал, что в данном случае применимы положения пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которым суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) не учитываются. Налоговый орган ссылается на то, что в рассматриваемой ситуации речь о предоставлении льгот не идет, спорные субсидии не были выделены в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен. Налоговый орган считает, что в данном случае применять цены, которые устанавливает государство, невозможно, так как вид деятельности налогоплательщика не относится ни к одному виду группы продукции (услуг, работ), в отношении которых применимы вопросы государственного ценообразования. Как указывает налоговый орган, судом не учтено, что спорные субсидии в виде части доходов от реализации новых автомобилей со скидкой непосредственно связаны с оплатой реализованных товаров, поэтому они облагаются НДС в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, то есть при их фактическом получении. Представитель заявителя в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, находит основания для отмены обжалуемого судебного акта. Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011г., представленной обществом 06.03.2013, о чем составлен акт от 05.06.2013 № 10105 (т.1, л.д.47-52). По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика с участием его представителя инспекцией вынесено решение от 04.07.2013 № 13616, которым уменьшен НДС, подлежащий возмещению из бюджета, в размере 1 754 237 руб. и доначислен к уплате в бюджет излишне возмещенный НДС в размере 721 072 руб. (т.1, л.д.61-67). Не согласившись с решением инспекции по существу вменяемых налоговых претензий, налогоплательщик обжаловал его в административном порядке в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 16.08.2013 № 16-07/002167 решение инспекции оставлено без изменения и утверждено (т.3, л.д.43-45). Воспользовавшись правом на судебную защиту, налогоплательщик обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд. Положения пункта 5 статьи 101.2 НК РФ (действовавшие в спорный период) по досудебному обжалованию соблюдены. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что соответствующие субсидии в рассматриваемом случае предоставляются не на оплату товаров, реализуемых отдельным категориям граждан, как утверждает инспекция, а на возмещение потерь в доходах торговых организаций. Поскольку иного из текста Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой физическим лицам, сдавшим вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство на утилизацию (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств» (далее - Постановление № 1194), не следует, - то нет оснований считать субсидии суммами, полученными за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для доначисления НДС. Между тем судом не учтено следующее. Из материалов налоговой проверки следует, что общество представило уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2011г., в которой заявлен налог к возмещению в размере 3 346 091 руб. Декларация представлена в связи с уменьшением налоговой базы. ООО «Южноуральск-Лада» является торговой организацией, осуществляющей продажу новых автотранспортных средств на основании договора с производителем - открытым акционерным обществом «АВТОВАЗ». В 2010-2011гг. общество получало субсидии из бюджета, установленные Постановлением № 1194. После корректировки выручка по реализации новых автомобилей была отражена в книге продаж и налоговой базе по НДС без учета скидки в 50 000 руб. на каждый автомобиль, покрываемой затем спорной субсидией. В пункте 1 Правил прямо предусмотрено предоставление субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций. При получении субсидий, выделяемых торговым организациям из федерального бюджета в рамках проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, предусмотренного Постановлением № 1194, организации - автодилеры продавали автомобили со скидкой, а недополученные из-за предоставленной скидки доходы им возмещались из федерального бюджета путем перечисления субсидии. Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются торговым организациям ежеквартально в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил. В соответствии с пунктом 3 Правил размер субсидии рассчитывается исходя из суммы скидок, предоставленных при продаже новых автотранспортных средств за отчетный период. Пунктом 4 Правил установлено, что субсидии предоставляются российским торговым организациям, осуществляющим продажу новых автотранспортных средств на основании договоров с производителями новых автотранспортных средств, указанными в перечне, утвержденном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, или с уполномоченными ими юридическими лицами. Порядок проведения эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших по эксплуатации и сдаваемых на утилизацию утвержден приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14.01.2010 № 8 (далее - Порядок). Для получения субсидии торговая организация ежемесячно, не позднее 10 числа, представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявление о предоставлении субсидии в произвольной форме с приложением соответствующих документов. В Правилах указано, что размер субсидии рассчитывается исходя из суммы предоставленных скидок. Согласно пункту 2.9 указанного Порядка торговая организация предоставляет скидку в размере 50 000 руб. от цены, не превышающей рекомендованную производителем розничную цену реализации, действующую на момент заключения договора купли-продажи, при продаже нового автотранспортного средства, находящегося в перечне моделей производителей новых автотранспортных средств российского производства, подлежащих продаже со скидкой в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию. Как указано выше, размер спорных субсидий рассчитывается исходя из суммы скидок, предоставленных при продаже новых автотранспортных средств за отчетный период. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. В связи с этим операции по реализации автотранспортных средств подлежат налогообложению НДС. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В данной ситуации, вопреки выводам суда первой инстанции, имело место получение сумм, связанных с оплатой реализованных товаров по их продажным ценам. Положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ являются нормой прямого применения. Включение перечисляемых субсидий в налогооблагаемую базу по мере их перечисления следует из буквального толкования диспозиции подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, согласно которой база увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Получаемые торговыми организациями суммы субсидий, выделяемые из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах торговых организаций при реализации в рамках указанного эксперимента новых автотранспортных средств российского производства со скидкой, следует рассматривать как суммы, связанные с оплатой реализованных автотранспортных средств. В связи с этим указанные суммы субсидий включаются в налоговую базу по НДС при их фактическом получении. Согласно представленной налогоплательщиком оборотно-сальдовой ведомости по счету 91.01. в 4 квартале 2011г. на расчетный счет общества поступили субсидии в общей сумме 11 500 000 руб. В нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ ООО «Южноуральск-Лада» налоговая база по НДС уменьшена на указанные суммы, полученные за реализованные товары. При этом налогоплательщиком к первичной налоговой декларации была представлена книга продаж, в которой была отражена полная стоимость автотранспортных средств с учетом скидки, однако в уточненной налоговой декларации налоговая база отражена исходя из стоимости автомобиля за минусом 50 000 руб. Суд первой инстанции указал, что в данном случае часть стоимости автомобилей оплачивается не покупателем, а возмещается из бюджета в виде субсидии. При этом суд не учел следующее. Согласно абзацам второму и третьему пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Однако судом первой инстанции не учтено, что пункт 2 статьи 154 НК Ф применяется только в случае, если субсидии предоставляются на возмещение произведенных расходов (понесенных убытков). В данном случае субсидия представляет собой частичную оплату проданного товара, поэтому суммы субсидий включаются в налоговую базу по НДС на дату их получения на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ. В рассматриваемой ситуации речь не идет о предоставлении льгот, которыми являются преимущества для определенной категории граждан. Заявитель не отрицает, что покупатели по программе утилизации - обычные покупатели автомобилей, цель эксперимента - поддержка автомобильной отрасли, а не предоставление льгот отдельным покупателям. При этом дилеры - участники эксперимента не должны в целях налогообложения находиться в привилегированном положении по сравнению с другими продавцами автомобилей, в противном случае нарушается принцип равенства налогового бремени между налогоплательщиками: одинаковые экономические результаты Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу n А07-17277/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|