Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2010 по делу n А43-38293/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Владимир 04 февраля 2010 года Дело № А43-38293/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2010. Постановление в полном объеме изготовлено 04.02.2010. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рубис Е.А., судей Захаровой Т.А., Смирновой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гавриловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.11.2009 по делу А43-38293/2009, принятое судьей Сандовой Е.М. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Игумновский полигон» о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 02.10.2009 № 87-э о привлечении к административной ответственности, при участии от общества с ограниченной ответственностью «Игумновский полигон» - Федотова А.Ю. по доверенности от 09.10.2009, и установил: общество с ограниченной ответственностью «Игумновский полигон» (далее – ООО «Игумновский полигон», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора, административный орган) от 02.10.2009 № 87-э о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Арбитражный суд Нижегородской области решением от 11.11.2009 удовлетворил заявление ООО «Игумновский полигон» и признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа. Департамент Росприроднадзора не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы административный орган указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Департамент Росприроднадзора полагает, что событие административного правонарушения и состав в действиях Общества доказаны совокупностью собранных по делу доказательств. Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил; письмом от 13.01.2010 №01-14/25 ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившегося представителя административного органа. Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257-262, 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 10.09.2009 по 15.09.2009 Департамент Росприроднадзора провел внеплановую проверку соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что в соответствии с Уставом ООО «Игумновский полигон» (утвержден общим собранием учредителей от 24.07.2008) основной деятельностью Общества является утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и бытовых отходов (кроме радиоактивных); утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение опасных для окружающей природной среды материалов и веществ (кроме радиоактивных). При этом на момент проверки у Общества отсутствовали лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности; разработанный и утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Кроме того, проверяющие выявили места несанкционированного размещения отработанных ртутных ламп, являющихся отходами I класса опасности. Результаты проверки зафиксированы в акте от 15.09.2009 № 238-вн. Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, административный орган 15.09.2009 составил протокол об административном правонарушении № 78-э. Постановлением от 02.10.2009 № 87-э ООО «Игумновский полигон» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. Арбитражный суд Нижегородской области, руководствуясь статьями 4.2, 8.2 КоАП РФ, статьями 9, 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), пришел к выводу о том, что основания для привлечения ООО «Игумновский полигон» к административной ответственности отсутствовали. Административный орган не доказал вину Общества во вменяемом ему нарушении природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. Одновременно суд указал, что отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а факт несанкционированного размещения отработанных ртутных ламп именно Обществом материалами дела не подтвержден. Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам. В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Суд первой инстанции правомерно указал, что отсутствие у Общества лицензии на осуществление деятельности, связанной со сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, размещением отходов производства и потребления, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного в статье 8.2 КоАП РФ, а выявленный факт несанкционированного размещения отработанных ртутных ламп именно Обществом – административным органом не доказан. Однако данные обстоятельства не являются основанием для признания незаконным оспариваемого постановления в целом по следующим основаниям. Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 1 Закона об отходах отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В статье 14 Закона об охране окружающей среды определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду. В силу статьи 11 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. В пункте 3 статьи 18 Закона об отходах предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Как следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, оно является специализированной организацией, основной производственной деятельностью которой является обращение с отходами производства и потребления. Из пункта 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461, следует, что для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов). Согласно абзацу 3 пункта 10 указанных Правил основанием для отказа в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является представление указанных заявления и документов не в полном объеме либо наличие в их составе искаженных сведений или недостоверной информации. Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Общество начало осуществлять хозяйственную деятельность, связанную с размещением отходов в мае 2009. При этом только 10.07.2009 ООО «Игумновский полигон» направило заявление в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения необходимой лицензии, но в связи с предоставлением полного пакета документов Обществу было отказано. Устранив допущенные недостатки, 31.08.2009 Общество повторно обратилось в лицензирующий орган и 15.10.2009 лицензия № ОП-40-002077 (52) на осуществление деятельности по сбору, использованию, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2010 по делу n А79-10512/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|