Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу n А43-33923/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru _______________________________________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владимир 19 марта 2010 года Дело № А43-33923/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2010. Постановление в полном объеме изготовлено 19.03.2010. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смирновой И.А., судей Протасова Ю.В., Захаровой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.12.2009 по делу № А43-33923/2009, принятое в судьей Мустафаевым Г.И. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Берег» о признании незаконным отказа Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в предоставлении в собственность земельного участка, при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Берег» - Курицыной Н.Х. по доверенности от 11.03.2010; от Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области – не явились (уведомление № 32876), и установил: общество с ограниченной ответственностью «Берег» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство), выраженного в письме от 27.08.2009 № 311/17912-06-14, в предоставлении Обществу в собственность земельного участка общей площадью 5348 кв.м с кадастровым номером 52:18:0030416:10, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Сибирская, д. 3, и об обязании Министерства в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи и направить его Обществу. Решением от 28.12.2009 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования. Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт. По мнению заявителя апелляционной жалобы, земельное законодательство не предоставляет собственникам объектов, разрушенных в результате физического износа, исключительное право на выкуп земельных участков, занятых такими объектами, поскольку эксплуатация разрушенного объекта невозможна, а системное толкование статей 35 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что собственник здания вправе испрашивать земельный участок с целью эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости. Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, заявило о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель Общества в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании просил в ее удовлетворении отказать, а решение суда первой инстанции - оставить без изменения. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.03.2010 объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 12.03.2010. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 28.12.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения. Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит двухэтажное отдельно стоящее здание общей площадью 6427,10 кв.м, расположенное по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Сибирская, д. 3 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.07.2008 серии 52-АВ № 273990). Распоряжением Министерства от 26.05.2009 № 690 был разделен земельный участок площадью 444 830 кв.м с кадастровым номером 52:18:0030416:2, местоположением: г. Н. Новгород, Канавинский район, в границах улиц Волжская Набережная, Бетанкура, Карла Маркса, на 11 земельных участков, в том числе земельный участок площадью 5348 кв.м с кадастровым номером 52:18:0030416:10. 23.07.2009 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 5348 кв.м с кадастровым номером 52:18:0030416:10, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости. Письмом от 27.08.2009 № 311/17912-06-14 Министерство отказало Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности со ссылкой на тот факт, что данный земельный участок находится в границах реализации приоритетного инвестиционного проекта «Стрелка-Сити» на основании решения Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 16.06.2006 № 288-7-110; распоряжением Правительства Нижегородской области от 22.12.2008 № 2432-р утверждена документация по планировке и межеванию территории в границах улиц Бетанкура, Самаркандская, набережных рек Ока, Волга в Канавинском районе г. Н.Новгорода, в соответствии с которой будет реализовываться инвестиционный проект. Посчитав, что отказ Министерства не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 № 193-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» и пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 № 31 «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 № 193-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» Министерство является уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области. В пункте 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса). Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Общество как собственник объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка. Документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370, Обществом были представлены в уполномоченный орган в полном объеме вместе с заявлением о выкупе земельного участка. В силу пункта 4 статьи 28 Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В рассматриваемом случае Министерство не представило доказательств невозможности предоставления Обществу спорного земельного участка в собственность, в частности, в связи с отнесением его к землям, ограниченным в обороте, запретом приватизации земельного участка, либо его резервирования. В суде первой инстанции Министерство также заявило довод о том, что принадлежащее Обществу здание полуразрушено, им не используется, в связи с чем у заявителя отсутствует право на выкуп земельного участка. Проанализировав указанный довод, суд первой инстанции указал, что Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не ставят наличие права на выкуп земельного участка при наличии права собственности на находящееся на нем недвижимое имущество в зависимость от степени износа или сохранности этого имущества. В силу частей 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу n А39-4253/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|