Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по делу n А09-1791/2011. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Староникитская, д. 1, Тула, 300041; [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

29 мая 2012 года

Дело № А09-1791/2011

Постановление в полном объеме изготовлено  29 мая 2012 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2012 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Можеевой Е.И., судей Байрамовой Н.Ю., Юдиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яценко С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление открытого акционерного общества «Брянские коммунальные системы», г. Брянск (ОГРН 1063250031987), к муниципальному образованию «Город Дятьково» в лице Дятьковской городской администрации, г. Дятьково Брянской области, третьи лица: Брянская область в лице администрации Брянской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Брянская область в лице финансового управления,  Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области и ООО «Жилкомсервис» г. Дятьково, о взыскании 145 846 руб. 62 коп.

В судебном заседании приняли участие представители:

от ОАО «Брянские коммунальные системы» – Суровцев М.А. (доверенность от 06.02.2012);

от Финансового управления Брянской области – Галушко Д.В. (доверенность № 07-04 от 12.01.2011);

от Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области – Касин М.К. (доверенность от 25.05.2012);

от Комитета Государственного регулирования тарифов Брянской области – Свиридова М.В. (доверенность от 20.02.2012), Гришкина С.И. (доверенность от 17.02.2012);

от МО «Город Дятьково» в лице Дятьковской городской администрации – Булаева Н.Б. (доверенность № 10 от 19.03.2012), Рассказова Л.Н. (доверенность № 19 от 19.03.2012).

Иные    лица,  участвующие   в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте его проведения, не явились.

Министерство финансов Российской Федерации заявило ходатайство о рассмотрении исковых требований в отсутствие его представителя.

Судом ходатайство удовлетворено.

Руководствуясь ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел исковые требования в отсутствие неявившися лиц. 

 Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Брянские коммунальные системы» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Дятьково» (МО «Город Дятьково») в лице финансового управления Дятьковской городской администрации о взыскании 50 000 руб. в счет частичного погашения убытков в виде межтарифной разницы по предоставлению отопления населению за период с 01.10.2008 по 31.12.2009.

    В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял от истца увеличение исковых требований до 145 846 руб.  убытков.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2011   в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суд области исходил из того, что предъявление требования о возмещении убытков в виде межтарифной разницы к ответчику МО «город Дятьково» в лице Финансового управления Дятьковской городской администрации необоснованно, поскольку органы местного самоуправления муниципального образования «город Дятьково» не наделялись законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию.

Не согласившись с данным судебным актом, ОАО «Брянские коммунальные системы» обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда от 21.06.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

По мнению заявителя жалобы, в соответствии с нормами ст. ст. 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность по возмещению межтарифной разницы, возникшей за период с 01.10.2008 по 31.12.2009, должна быть возложена на Администрацию г. Дятьково, поскольку вопросы установления тарифов на коммунальные услуги в жилых домах отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Определением от 08.09.2011 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела № А09-1791/2011 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции и привлек субъект Российской Федерации – Брянскую область в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (т.1 л/д 169-173).

Определением от 20.10.2011 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Брянская область в лице Финансового управления, Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области и ООО «Жилкомсервис» г. Дятьково

В судебном заседании 08.12.2011 истец заявил ходатайство о привлечении к участию в качестве ответчиков Брянской области в лице финансового управления Брянской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и уточнил исковые требования, в которых просил взыскать с ответчиков солидарно убытки в виде межтарифной разницы, возникшие за период с октября 2008 года по ноябрь 2009 года в размере 139 771,18 руб. (без учета дома № 3 по ул. Садовая за период с января по август 2009 года).

Определением от 08.12.2011 уточненные исковые требования приняты судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Брянская область в лице Финансового управления Брянской области и в лице Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации привлечены в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса    Российской   Федерации  к участию в деле в качестве ответчиков (т.2, л/д 143-145).

  Определением от 20.01.2012 производство по делу приостановлено до размещения постановления    Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу № А26-5295/2010 Арбитражного суда Республики Карелия в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Определением от 03.05.2012 производство по делу № А09-1791/2011 возобновлено с 22.05.2012, дело назначено к судебному разбирательству на 22.05.2012 (т.4, л/д 7-10).

В судебном заседании 22.05.2012 истец уточнил исковые требования и просил    взыскать солидарно с муниципального образования г. Дятьково в лице Дятьковской городской администрации, Брянской области в лице Финансового управления Брянской области и в лице Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов России убытки в виде неполученного дохода в размере 185876 руб. 40 коп. за период с октября 2008 года по декабрь 2009 года, судебные расходы в размере 100 000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6576 руб. 29 коп.

Уточненные исковые требования приняты судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители ответчиков и Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области просили в удовлетворении исковых требований отказать.

 Как указано ранее, суд апелляционной инстанции, рассматривая апелляционную жалобу, в ходе судебного разбирательства установил, что предметом иска ОАО «Брянские коммунальные системы» по данному делу является взыскание убытков за период с октября 2008 года по декабрь 2009 года в виде межтарифной разницы межу экономически обоснованными тарифами на отопление и горячее водоснабжение и размерами платы за отопление и горячее водоснабжение, установленными решением городского Совета народных депутатов от 25.12.2007 № 250 (в ред. от 14.02.2008 № 258) «О доведении до населения ставок платежей за коммунальные услуги на 2008 год» и решением городского Совета народных депутатов от 30.12.2008 № 336 «О доведении до населения ставок платежей за коммунальные услуги на 2009 год»).

Функция регулирования тарифов на услуги теплоснабжающих организаций возлагается на Российскую Федерацию и субъект Российской Федерации, притом что именно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают подлежащие применению тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в рамках предельных уровней тарифов, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

В данном случае решения об установлении тарифов на тепловую энергию и предельных индексов изменения размеры платы за коммунальные услуги для населения, в соответствии с которыми органами местного самоуправления были установлены спорные тарифы, были приняты уполномоченным на то органом субъекта Российской Федерации – Комитетом по государственному регулированию тарифов Брянской области.

Поскольку возникновение межтарифной разницы является следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить теплоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого принято решение об установлении тарифа и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.

Исходя из этого, судебная коллегия приходит к выводу, что решением Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2011 затрагиваются права и обязанности публично-правового образования – Брянской области.

Однако к участию в деле данное лицо не привлечено.

Рассмотрев дело в отсутствие указанного лица, суд лишил его возможности участвовать в судебном заседании и реально защищать свои права и законные интересы, в результате чего были допущены нарушения таких принципов арбитражного процесса, как обеспечение равной судебной защиты прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле, равноправие сторон, состязательность.

В соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Согласно части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

В силу пункта 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции, с указанием обстоятельств, послуживших основанием для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт. Содержание постановления должно соответствовать требованиям, определенным статье 170 Кодекса.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Брянской области от 24.06.2011 по делу № А09-1791/2011 подлежит отмене, а дело – рассмотрению по существу.

Исследовав материалы дела, оценив доводы искового заявления с учетом уточнения, отзывов на него, суд апелляционной инстанции находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Как усматривается из материалов дела, ОАО «Брянские коммунальные системы» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей в 2008-2009 годах ООО «Жилкомсервис» г. Дятьково (абонент) услуги теплоснабжения населения на основании договора энергоснабжения тепловой энергией    № 052-11110077 от 01.10.2008.

По условиям данного договора энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть согласованное количество тепловой энергии в соответствии с графиком ее подачи в течение срока действия договора, а абонент обязался принимать и полностью своевременно оплачивать принятую тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным сторонами в условиях настоящего договора.

Согласно пункту 5.1 договора ориентировочная цена настоящего договора составляет 1 770 331 руб. 56 коп. (с НДС 18 %).

Цена настоящего договора определяется исходя из заявленного абонентом объема теплопотребления (приложение № 1) и тарифа, установленного уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.

Согласно приложению № 1 к договору адресами объектов абонента являются: 31 кв. жилой дом, ул. Садовая, 3; 74 кв. жилой дом, ул. Советская, 1а; 123 кв. жилой дом, пр-т Доброславина, 12.

На 2008 год постановлением правления Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 30.11.2007 № 12/3-1т тариф на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ОАО «Брянские коммунальные системы», установлен в размере 966 руб. 12 коп. за Гкал (без учета НДС).

На 2009 год постановлением правления Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 26.12.2008 № 17/2-1т тариф на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ОАО «Брянские коммунальные системы», установлен в размере 1123 руб. 60 коп. за Гкал (без учета НДС).

Согласно решению Дятьковского городского совета народных депутатов от 14.02.2008 № 258-п «О доведении до населения ставок платежей за коммунальные услуги на 2008 год» ставки платежей населения на отопление составляли – 18,24 руб. за 1 кв.м в месяц с НДС, на горячее водоснабжение – 168,50 руб. на 1 чел. в месяц с НДС.

Согласно решению Дятьковского городского совета народных депутатов от 30.12.2008 № 336-п «О доведении до населения ставок платежей за коммунальные услуги на 2009 год» ставки платежей населения на отопление составляли – 19,80 руб. за 1 кв.м в месяц с НДС, на горячее водоснабжение – 221,50 руб. на 1 чел. в месяц с НДС.

Предметом настоящего иска ОАО «Брянские коммунальные системы» (с учетом уточнения) является требование о взыскании с ответчиков в солидарном порядке убытков в сумме 185 876 руб. 40 коп. за период с октября 2008 года по декабрь 2009 года.

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по делу n А62-1431/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также