Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2012 по делу n А54-2999/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г.Тула, 300041, тел.: (4872)36-32-71, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Тула                                                                                                            Дело № А54-2999/2010                                                                                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 22.11.2012.

Постановление в полном объеме изготовлено 26.11.2012.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 06.09.2012 по делу № А54-2999/2010 (судья Стрельникова И.А.), принятое по исковому заявлению открытого акционерного общества «Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для возделывания и уборки картофеля»                       (ОГРН 1026200869837) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (ОГРН 1046209031384), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Рязанской области, обществу с ограниченной ответственностью «АварКом» (ОГРН 1056204061330), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (ОГРН 1047796940465), третье лицо – Правительство Рязанской области (ОГРН 1026201259480), о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:15; незаконным действия, выразившегося в формировании недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка; о понуждении исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверных сведений, при участии от истца – Дорожко С.И. (доверенность от 01.08.12),                   Акимкина К.А. (доверенность о 01.10.11), в отсутствии других лиц, участвующих в деле, установил следующее.

Открытое акционерное общество "Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для возделывания и уборки картофеля" (далее – общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:15 общей площадью                          9 463,9 кв. м в размере 77 785 592 руб. 24 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 8 219 руб. 19 коп. за 1 кв. м; о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 № 39, действия Управления Росреестра по Рязанской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:15 общей площадью 9 463,9 кв. м в размере 77 785 592 руб. 24 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 8 219 руб. 19 коп. за 1 кв. м; о понуждении Управления Росреестра по Рязанской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:15 общей площадью 9 463,9 кв. м в размере 77 785 592 руб.             24 коп. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 8 219 руб. 19 коп. за                      1 кв. м.

Определением от 15.02.2012 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью "АварКом", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Кроме того, указанным определением произведена замена – Федерального бюджетного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области его правопреемником – Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральное службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва) в лице филиала по Рязанской области.

В ходе судебного заседания заявитель неоднократно уточнял заявленные требования, с учетом последнего уточнения в судебном заседании от 15.02.2012 требования заявителя звучат следующим образом:

признать недостоверным, как не соответствующий требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации                  от 08.04.2000 № 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:15 общей площадью 9 463,9 кв. м в размере 77 785 592 руб. 24 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 8 219 руб. 19 коп. за 1 кв. м (данное требование предъявляется к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области; Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии и к ООО "АварКом");

установить вместо недостоверной с 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:15 общей площадью 9 463,9 кв. м равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 11 686 500 рублей (данное требование предъявляется к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области; Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии и к ФГБУ "ФКП Росреестр" в лице филиала по Рязанской области);

обязать ФГБУ "ФКП Росреестр" в лице филиала по Рязанской области внести в государственный кадастр недвижимости, вместо недостоверной, с 01.01.2010 кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:15 общей площадью 9 463,9 кв. м равную его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере                    11 686 500 рублей.

Истец указал, что данные требования заявлены и подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

Утонение принято судом к рассмотрению по существу.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 06.09.2012 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Управление Росреестра по Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Оспаривая решение суда первой инстанции, заявитель указывает, что отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Рязанской области был предметом проверки в Роснедвижимости по всем показателям, в том числе полноту и достоверность рыночной информации о стоимости земельных участков и состава факторов, влияющих на кадастровую оценку земельных участков.

Обращает внимание на то, что результаты проверки отчета и акты проверки отчета не обжаловались в установленном законом порядке.

Отмечает, что расчет кадастровой стоимости спорных земельных участков соответствует пункту 3.2.5.1 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 29.06.2007 № П/0152.

Не согласен с выводом суда о том, что при расчете кадастровой стоимости оценочной организацией самостоятельно использовались факторы стоимости. Указывает, что факторы стоимости в отчете использованы в соответствии с протоколом заседания межведомственной комиссии от 08.02.2008, на котором был утвержден соответствующий состав факторов стоимости. Отмечает, что факторы стоимости были предметом проверки Роснедвижимости, о чем свидетельствуют акты проверки от 23.12.2008, от 04.02.2009 и от 03.08.2009.

Указывает на недоказанность заявителем факта нарушения его прав и законных интересов вследствие внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Ссылается на пропуск заявителем срока, предусмотренного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обращения в арбитражный суд  Рязанской области с соответствующим заявлением.

Обосновывая доводы жалобы, заявитель указывает на изменение истцом предмета заявленных требований – обжалование действий на исковое производство, что повлекло, по его мнению, изменение порядка рассмотрения заявленных требований и нарушение положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ссылается на правильность определения кадастровой стоимости земельного участка, на выбор истцом неверного способа защиты, а также на пропуск заявителем трехмесячного срока подачи заявления в арбитражный суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Как следует из материалов дела, Открытое акционерное общество "Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для возделывания и уборки картофеля" является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:15 категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилых помещений (торговых), общая площадь                    9 463,9 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Есенина, 13, (Советский район).

Опубликованным в газете "Рязанские ведомости" за 23.12.2003 (специальные выпуски № 1, № 2 и № 3) постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 № 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение № 2 к постановлению).

Согласно постановлению Правительства Рязанской области от 25.11.2009 № 324 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0080078:15 составил 8 219 руб. 19 коп. за один квадратный метр, при этом кадастровая стоимость земельного участка составила 77 785 592 руб. 24 коп.

В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельных участков общество обратилось к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету независимого оценщика – общества с ограниченной ответственностью консультационно-аналитическая фирма "Спектр" г. Рязани от 09.06.2010 № 178/2010 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составила 11 686 500 руб.

Ссылаясь на нарушение установленного порядка сбора рыночной информации для определения расчета кадастровой стоимости земельного участка, а также на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ОАО «Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для возделывания и уборки картофеля» обратилось в арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта ненадлежащего выполнения Управлением Росреестра по Рязанской области контроля за осуществлением государственной функции по кадастровой оценке земель и пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федера­ции для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Ко­дексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно Федераль­ному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недви­жимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможно­сти определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыноч­ная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта не­движимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельно­сти.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится                              го­сударственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Прави­лами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержден­ными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила).

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения ка­дастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством када­стра объектов недвижимости и

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2012 по делу n А23-1932/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также