Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 по делу n А54-6329/2012. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)14 августа 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Тула Дело № А54-6329/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2013 Постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2013 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Каструбы М.В., судей Дорошковой А.Г., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко Е.А., при участии представителя истца – администрации города Рязани (ОГРН 1026201270260, ИНН 6227000292) – Светиковой И.В. (доверенность от 09.01.2013 № 20/1-30/141) (до и после объявления перерыва), в отсутствие ответчика – закрытого акционерного общества «Мастра» (ОГРН 1026201271250, ИНН 6231052857) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (ОГРН 1026201263725, ИНН 6231008551), территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (ОГРН 1096234009904, ИНН 6234074270), Лыхо Андрея Алексеевича, рассмотрев апелляционную жалобу администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.03.2013 по делу № А54-6329/2012 (судья Сельдемирова В.А.), установил следующее. Администрация города Рязани (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области к закрытому акционерному обществу «Мастра» (далее – общество) с иском: – о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 25.03.2004 № А 103-04 за период с 01.10.2010 по 30.06.2012 в сумме 984 566 рублей 66 копеек и пеней за период с 16.09.2010 по 30.06.2012 в сумме 311 388 рублей 89 копеек; – расторжении договора аренды от 25.03.2004 № А 103-04 земельного участка с кадастровым номером 62:29:001 00 01:0011, общей площадью 12 834, 2 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Станкозаводская, д. 7, стр. 14, 15; – понуждении ответчика освободить указанный земельный участок и передать его администрации по акту приема-передачи в течение 7 дней с момента вступления в законную силу решения суда. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее – министерство), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (далее – управление) и Лыхо Андрей Алексеевич. Решением Арбитражного суда от 18.03.2013 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок в силу положении пунктов 1–3 статьи 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является собственностью Российской Федерации в связи с чем администрация является ненадлежащим истом по делу. Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявитель указывает, что администрация имело право распоряжаться спорным земельным участком, поскольку он относится к земельным участкам, право собственности на которые не разграничена в установленном законом порядке. Общество и Лыхо А.А. просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. Министерство и управление отзыв на апелляционную жалобу не представили. В судебном заседании суда апелляционной инстанции администрация поддержало апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам. Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства не явились в связи с чем апелляционный суд рассмотрел дело в их отсутствие. При этом Лыхо А.А. заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки в судебное заседание по причине необходимости участия в другом деле. Пунктом 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине. В рассматриваемом случае, учитывая причину неявки третьего лица в судебное заседание Двадцатого арбитражного апелляционного суда, а также принимая во внимание необходимость рассмотрения дела в установленный АПК РФ срок, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения указанного ходатайства. Кроме того Лыхо А.А. не представил доказательств, свидетельствующих о необходимости участия в судебном заседании по другому делу. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, выслушав представителя истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации от 30.12.2003 № 5185 между истцом (арендодателем) и обществом (арендатором) заключен договор аренды от 25.03.2004 № А 103-04 (далее – договор), пунктом 1.1 которого установлено, что арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду на срок с 31.12.2003 по 31.12.2013 земельный участок с кадастровым номером 62:29:001 00 01:0011, общей площадью 12834, 2 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Станкозаводская, 7, стр. 14, 15 (Московский округ) для размещения и эксплуатации растворного узла и пилорамы в границах, указанных на плане земельного участка. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке Рязанской областной регистрационной палатой 12.04.2004. В силу пункта 2.1 договора использование участка является платным. Арендная плата за участок рассчитывается арендодателем на основании базового размера арендной платы, установленного администрацией для 30-й градостроительной экономической оценочной зоны города Рязани по виду использования земли и категории арендатора применительно к долям в праве собственности, иных вещных и обязательственных правах на здания, строения, сооружения, помещения. В соответствии с пунктом 2.3 договора ответчик обязался вносить арендную плату равными долями ежеквартально не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 ноября по ставкам, действующим в расчетный период. Ставки арендной платы, действующие в спорный период, утверждены постановлениями администрации от 25.12.2009 № 9245 и от 22.12.2010 № 5880 об арендной плате за землю в 2010 и 2011 году соответственно. Поскольку общество, используя спорный земельный участок, с 01.10.2010 в установленные договором сроки не вносило арендные платежи, администрация направила ответчику письмо от 21.05.2012 № 01-75/4359 (том 1, л.д. 13), в котором в связи с неоплатой в течении двух сроков подряд арендной платы уведомило общество о расторжении договора по истечении 30 дней с даты получения данного уведомления. Письмо получено конкурсным управляющим общества 18.06.2012. В связи с тем, что ответчик данное уведомление оставил без ответа, задолженность по арендной плате не погасил, администрация 24.07.2012 обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, принимая во внимание, что объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке до их приватизации 15.03.1993, находилось в федеральной собственности, пришел к выводу, что указанный земельный участок в силу положении пунктов 1–3 статьи 3.1 Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является собственностью Российской Федерации. Установив данное обстоятельство, арбитражный суд, руководствуясь статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 стать 9 Земельного кодекса Российской Федерации, указал, что администрация является ненадлежащим истцом по делу, поскольку не имела право распоряжаться спорным земельным участком. Судебная коллегия не согласна с данными выводами суда первой инстанции на основании нижеследующего. Согласно статье 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами. В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; – земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; – земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; – земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Данная норма введена Федеральным законом от 14.04.2006 N 53-ФЗ и вступила в силу с 01.07.2006. До указанной даты правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) определялись нормами Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю". В соответствии со статьей 2 указанного закона право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, являются, в том числе, если на земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации. Как следует из материалов дела, изначально на спорном земельном участке были расположены объекты недвижимости – здания государственного предприятия – Рязанского станкостроительного завода, приватизация которого состоялась 15.03.1993. В настоящее время указанные объекты недвижимого имущества принадлежат обществу на праве собственности на основании договоров купли-продажи от 01.09.2003 № 0/2003/90-424 и № 0/2003/90-429, заключенных с ОАО «Рязанский станкостроительный завод», и расположены на сформированном земельном участке с кадастровым номером 62:29:001 00 01:0011. Арбитражный суд первой инстанции, делая вывод об отсутствии у администрации полномочий по распоряжению спорным земельным участком, исходил из того, что этот земельный участок принадлежит Российской Федерации на праве собственности в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ. Судебная коллегия с данным вывод не соглашается, так как нормы Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ определяли не только основания возникновения права собственности у соответствующих субъектов, но и процедуры разграничения государственной собственности. В частности, в соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке: – специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; – подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 по делу n А23-5439/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|