Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2012 по делу n А82-5888/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

23 января 2012 года

Дело № А82-5888/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2012 года.   

Полный текст постановления изготовлен 23 января 2012 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Ольковой Т.М.,

судей Буториной Г.Г., Устюжанинова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М.,

при участии в судебном заседании представителя заявителя Тютенковой Н.Г., действующей по доверенности от 25.02.2011,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Племзавод Ярославка»

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.10.2011 по делу № А82-5888/2011, принятое судом в составе судьи Сурововой М.В.,

по заявлению закрытого акционерного общества «Племзавод Ярославка» (ИНН: 7627032220; ОГРН: 1087627000031)

к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7606011902; ОГРН: 1027601599992),

третье лицо - Департамент лесного хозяйства Ярославской области,

о признании незаконным бездействия,

 

установил:

 

закрытое акционерное общество «Племзавод Ярославка» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее – Администрация, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредоставлении земельного участка с кадастровым номером 76:17:000000:164 в собственность путем выкупа, и обязании принять решение о предоставлении указанного участка в собственность путем выкупа.

Определением от 18.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора привлечен Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее – Департамент, третье лицо).

Решением от 21.10.2011 в удовлетворении заявления отказано.

Общество, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на то, что судом первой инстанции сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, и неправильно применены нормы материального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В жалобе заявитель опровергает выводы обжалуемого решения об отнесении спорного участка к землям лесного фонда и отсутствии полномочий по распоряжению этим участком у ответчика. В обоснование ссылается на статьи 65, 68, 71 АПК РФ, Инструкцию по проведению  лесоустройства в едином государственном лесном фонде СССР, утвержденную Постановлением Гослесхоза СССР от 12.09.1985 № 4 (далее – Инструкция № 4), Инструкцию по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденную Приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265,  Основы лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 № 4613-1 (далее - Основы лесного законодательства РФ), Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденные Законом СССР от 17.06.1977. При этом отмечает, что представленные третьим лицом документы (перспективный план ведения лесного хозяйства и копия карты) не свидетельствуют о проведении лесоустройства спорного участка, так как не соответствуют требованиям вышеназванных инструкций. Правопредшественнику Общества земли лесного фонда никогда не передавались, что видно из приложения к постановлению от 27.12.1993 № 1028, карты (лист Б2) к кадастровому плану земельного участка от 14.01.2008 № 17/08-I-C-0134 (далее – постановление № 1028, КПЗУ от 14.01.2008). К тому же, спорный участок, поскольку находился в муниципальной собственности, имел категорию «земли сельскохозяйственного назначения» на момент принятия постановления № 1028, а не был отнесен к ней постановлением от 28.11.2007 № 1704. Доказательства, подтверждающие, что испрашиваемый участок переведен из одной категории в другую согласно Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»  и относится к землям лесного фонда, находится в собственности Российской Федерации, не представлены. В связи с этим и с учетом положений статей 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», 6.1 Закона Ярославской области от 23.10.2003 № 55-з «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области», 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Закон № 101-ФЗ, Закон № 55-з, Закон № 137-ФЗ, ГК РФ, ЗК РФ), заявитель считает, что является субъектом правоотношений по переоформлению имеющегося у него права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 76:17:000000:164 на право аренды или на право собственности. Поэтому оспариваемое бездействие незаконно, ответчик обязан принять решение о предоставлении заявителю испрашиваемого участка в собственность путем выкупа.

Администрация в отзыве на жалобу поясняет, что согласно постановлению № 1028 на момент перераспределения земель в пользовании находилось 702 га леса. В изменениях к данному постановлению имеется расшифровка, что 701 га – земли V группы – это леса (пункт 1.7 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222). Спорный участок реально покрыт лесом, что подтверждается материалами лесоустройства, исследованными судом. Ответчик рассматривал обращение заявителя в 2010-2011 годах в соответствии с Положением о порядке предоставления и изъятия земельных участков на территории Ярославского муниципального района, утвержденным постановлением администрации Ярославского муниципального района от 04.06.2009 № 3474 (далее – Положение о предоставлении земельных участков). О принятом решении Общество уведомлено письмом, к которому приложена копия выписки из протокола заседания комиссии.

Департамент возражает против удовлетворения жалобы. При этом указывает, что в советский период все леса состояли исключительно в собственности государства и предоставлялись только в пользование. Площадь колхозных лесов, т.е. лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в постоянное (бессрочное) пользование, определялась при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов. Объектом лесоустройства являются леса, находящиеся в ведении отдельного или нескольких хозяйств. В колхозных лесах и лесах, закрепленных за совхозами, в состав лесного фонда включается только лесная площадь. Лесоустроительные работы относительно спорной территории выполнены в 1990-1991 годах. Доводы заявителя о несоответствии материалов лесоустройства установленным требованиям несостоятельны. Представленная карта является продуктом лесоустройства, а отсутствие заверяющей подписи землеустроителя района не может являться основанием для признания ее ненадлежащим доказательством. Иные доводы жалобы исследованы и надлежаще оценены судом первой инстанции.

В порядке статьи 158 АПК РФ в апелляционной инстанции слушание дела откладывалось с 13.12.2011 на 27.12.2011 и с 27.12.2011 на 17.01.2012.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебных заседаний извещены надлежащим образом.

Требования определений от 13.12.2011 и от 27.12.2011 в части направления испрашиваемых апелляционным судом документов исполнены к 17.01.2012.

На основании статьи 18 АПК РФ, пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации в составе суда в связи с невозможностью дальнейшего участия в рассмотрении настоящего дела судей Лысовой Т.В., Караваевой А.В. произведена их замена соответственно на судей Олькову Т.М., Устюжанинова В.А.

В судебное заседание 17.01.2012 ответчик и третье лицо не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

В соответствии со статьей 156, 163, частью 1 статьи 266 АПК РФ судебное заседание, состоявшееся с объявлением перерыва с 17.01.2011 до 23.01.2011, проведено в отсутствие Администрации, Департамента, завершено без  участия Общества.

Представитель заявителя, присутствовавший в судебном заседании до объявления перерыва, поддержал доводы жалобы.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, 05.10.1993 племсовхоз «Ярославка» перерегистрирован в товарищество с ограниченной ответственностью «Племсовхоз Ярославка» (далее – ТОО), которое впоследствии преобразовано в сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) «Племзавод Ярославка» (далее – Кооператив), а 09.01.2008 в результате его реорганизации создано закрытое акционерное общество «Племзавод Ярославка» (том 1, л.д. 9-97).

27.12.1993 постановлением Администрации № 1028 утвержден проект перераспределения земель ТОО с указанием на закрепление земель за коллективом после их регистрации согласно приложению. В приложении обозначены показатели землепользования, среди которых муниципальная собственность (постоянное пользование коллектива) - 675 га, из них лес 666 га (том 1, л.д. 113).

08.05.2007 в Государственном кадастре недвижимости учтен как единое землепользование земельный участок с кадастровым номером 76:17:000000:164 (том 2, л.д. 117). 

26.06.2007 постановлением главы Ярославского муниципального района № 819 в постановление № 1028 внесены изменения в части показателей проекта перераспределения земель, согласно которым за ТОО закреплялся земельный участок категории «земли сельскохозяйственного назначения» для сельскохозяйственного использования общей площадью 5007 га. Из них 1710 га в общую долевую собственность, 3297 га в аренду (постановление - № 819; том 2, л.д. 26).

28.11.2007 постановлением главы Ярославского муниципального района № 1704 отменено действие постановления № 819 и в постановление № 1028 внесены другие изменения в части показателей проекта перераспределения земель. За ТОО закреплялся участок общей площадью 4989 га категории «земли сельскохозяйственного назначения» для сельскохозяйственного использования, в том числе на праве постоянного (бессрочного) пользования 701 га, земли V группы, леса (далее – постановление № 1704; том 1, л.д. 114-115).

Данные изменения, среди прочего, обоснованы сведениями об экспликации земель от 09.10.2007 № 01-14/1424, представленными Отделом Управления Роснедвижимости по Ярославской области по Ярославскому муниципальному округу (том 2, л.д. 27-28).

Из постановления № 1704, а также постановления главы Ярославского муниципального района от 27.12.2007 № 1962 следует, что обозначенный выше участок расположен в Ярославской области, Ярославском районе, в Рютневском и Глебовском сельсоветах (далее – постановление № 1962; том 1, л.д. 116).

С учетом постановлений № 1704 и № 1962, что следует из копии кадастрового дела от 10.05.2007 и КПЗУ от 14.01.2008, учтены изменения в характеристиках земельного участка с кадастровым номером 76:17:000000:164.

В 2010 году Общество обращалось в Администрацию с заявками о переоформлении земельного участка с кадастровым номером 76:17:000000:164 из постоянного бессрочного пользования в собственность. Как подтверждается выписками из протоколов от 25.02.2010 № 7, от 01.04.2010 № 12, от 21.10.2010 № 41, заявителю указано на возможность передачи такого участка в аренду на 5 лет для сельскохозяйственного использования и необходимость предоставления межевого плана, кадастрового паспорта. Для рассмотрения вопроса о продаже предложено представить документы о том, что испрашиваемый участок не лесоустроен (том 2, л.д. 2-5).

По результатам проведенного межевания осуществлен кадастровый учет изменений  и выдан кадастровый паспорт от 13.04.2011 № 7617/702/11-2665 на земельный участок с кадастровым номером 76:17:000000:164, площадь которого составила 6 773 672 кв.м. (далее – кадастровый паспорт от 13.04.2011; том 1, л.д. 117-169).

05.05.2011 в Администрацию поступило заявление Общества (вх. № 3723), в котором испрашивался в собственность земельный участок с кадастровым номером 76:17:000000:164 по цене 1,5 % кадастровой стоимости. В обоснование указано на пункт 7 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, статью 3 Закона № 137-ФЗ, пункт 3 статьи 6.1 Закона № 55-з, наличие права постоянного (бессрочного) пользования и сведения кадастрового паспорта от 13.04.2011 о категории «земли сельскохозяйственного назначения», виде разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» (далее – заявка № 3723; том 2, л.д. 48-49).

В ответ заявителю направлена выписка из протокола заседания комиссии по земельным и имущественным отношениям Ярославского района (далее – Комиссия) от 12.05.2011 № 18. В ней отражено, что по заявке № 3723 отказать в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку нормы о выкупе не могут применяться к землям сельскохозяйственного назначения, покрытым лесами (далее – решение № 18; том 2, л.д. 1).

Администрация иным образом позицию по заявке № 3723 не выразила, в ходе рассмотрения дела, как установлено судом первой инстанции, подтвердила свое согласие с мнением Комиссии.

Заявитель, считая, что ответчиком допущено бездействие, выразившееся в непредоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность путем выкупа, которое не соответствует закону и нарушает права и интересы Общества, обратился в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании такого бездействия незаконным.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, руководствовался статьями 7, 27, 77, 101 ЗК РФ, 10 Закона № 101-ФЗ, Законом № 55-з, Законом  № 137-ФЗ, статьями 56, 94 Земельного кодекса РСФСР (далее – ЗК РСФСР), статьями 2, 10 Основ лесного законодательства РФ, статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации  (далее – ЛК РФ). Оценив документы дела, суд признал неподтвержденным, что спорный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения и Общество вправе приобрести его в собственность. Суд исходил из того, что за правопредшественником

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.01.2012 по делу n А28-9994/2010. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также