Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу n А82-14567/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3, http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 05 июня 2012 года Дело № А82-14567/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2012 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ившиной Г.Г., судей Караваевой А.В., Кононова П.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А., при участии в судебном заседании: представителя заявителя Лисицыной О.С., действующей на основании доверенности от 19.01.2012, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Ярославский завод дизельной аппаратуры» на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.03.2012 по делу №А82-14567/2011, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В., по заявлению открытого акционерного общества «Ярославский завод дизельной аппаратуры» (ИНН: 7601000833, ОГРН: 1027600622466) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН: 7604009440, ОГРН: 1027600695154), третьи лица: открытое акционерное общество «Управляющая организация домами Заволжского района» (ИНН: 7603038476, ОГРН: 1077603005468), общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Группа ГАЗ» (ИНН: 7730522644, ОГРН: 1057746718193), о признании недействительным решения о нарушении антимонопольного законодательства, установил:
открытое акционерное общество «Ярославский завод дизельной аппаратуры» (далее – заявитель, Общество, ОАО «ЯЗДА») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее – ответчик, Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 06.10.2011 (изготовлено в полном объеме 18.10.2011, далее – решение от 18.10.2011) по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-03/70-11, которым Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ). Определением суда от 06.12.2011 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Управляющая организация домами Заволжского района» (далее – третье лицо, ОАО «Управдом Заволжского района»), обратившееся в УФАС с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства, и общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Группа ГАЗ», являющееся управляющей компанией Общества. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.03.2012 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение Управления признано недействительным в связи с наличием оснований для прекращения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона № 135-ФЗ. Полагая, что в результате ненадлежащей оценки представленных доказательств суд первой инстанции дал ошибочную квалификацию действиям заявителя и вместо предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции подлежащего, по мнению Общества, применению основания для прекращения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства применил основание, предусмотренное пунктом 1 части 1 названной статьи, ОАО «ЯЗДА» обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда изменить, исключив из мотивировочной части решения положение об установлении судом факта злоупотребления Обществом доминирующим положением в нарушение установленного частью 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрета, а также ссылку на наличие оснований для прекращения производства по делу согласно пункту 1 части 1 статьи 48 данного Закона. Заявитель жалобы просит признать оспариваемое решение УФАС недействительным в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства, то есть на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции. В апелляционной жалобе Общество обращает внимание на то, что письмо от 13.04.2011 № 800/08-532, послужившее причиной для обращения ОАО «Управдом Заволжского района» в УФАС и основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, было получено третьим лицом случайно, о чем свидетельствует совокупность имеющихся в деле доказательств. Кроме того, заявитель отмечает, что согласно статье 10 Закона № 135-ФЗ лицо может быть признано виновным в злоупотреблении доминирующим положением лишь при наличии негативных последствий, возникших в результате совершенного деяния, либо при наличии реальной угрозы их наступления, что в соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» подлежит обязательному доказыванию. Такая угроза наступления негативных последствий в ходе судебных заседаний по настоящему делу не доказана. В решении суда не дано оценки тому обстоятельству, каким образом письмо Общества от 13.04.2011 № 800/08-532 могло создать реальную угрозу срыва подготовительных мероприятий для следующего отопительного сезона с учетом того, что в этот же период ОАО «ЯЗДА» и ОАО «Управдом Заволжского района» предпринимались меры к заключению договора на промывку систем теплопотребления, третье лицо обратилось с заявлением в УФАС 16.05.2011, а названный договор был заключен 19.05.2011, то есть до возбуждения Управлением дела о нарушении антимонопольного законодательства. Заключенный договор начал исполняться также до возбуждения дела. С учетом изложенного, ОАО «ЯЗДА» считает, что ответчиком не доказан основной элемент состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, – реальность угрозы наступления негативных последствий в виде угрозы срыва подготовительных мероприятий и последующего ущемления интересов ОАО «Управдом Заволжского района». Более того, действия заявителя по согласованию и подписанию договора на промывку систем теплопотребления, а также по его надлежащему исполнению до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства устраняют какую-либо угрозу, усмотренную Управлением в письме от 13.04.2011 № 800/08-532, которое в адрес третьего лица не направлялось. Доводы апелляционной жалобы поддержаны представителем Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции. Антимонопольный орган и третьи лица письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц. Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО «ЯЗДА» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационных номером 1027600622466 (л.д. 18). Заявитель является теплоснабжающей организацией, которой приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 21.12.2010 № 218 утвержден тариф на отпуск тепловой энергии. 01.01.2010 между ОАО «ЯЗДА» (энергоснабжающая организация) и ОАО «Управдом Заволжского района» (абонент) заключен договор на подачу тепловой энергии в горячей воде № 1/41, в соответствии с пунктом 1.1 которого энергоснабжающая организация подает тепловую энергию на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение через присоединенную сеть в тепловые пункты для объектов абонента, жилые дома, а абонент оплачивает принятую энергию, соблюдает предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей, исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (л.д. 58-64). Согласно пункту 4.1 названного договора абонент обязан ежегодно к началу отопительного сезона приводить в готовность к эксплуатации системы теплопотребления и предъявлять их энергоснабжающей организации для проверки и выдачи заключения в виде акта готовности к эксплуатации системы отопления и горячего водоснабжения. При неготовности системы и отсутствии подписанного представителем энергоснабжающей организации указанного акта эксплуатация и самостоятельное включение абонентом систем теплопотребления запрещается. 07.04.2011 ОАО «Управдом Заволжского района» направило в адрес Общества письмо № 01-06/319 с просьбой разрешить промывку теплофикационной водой систем теплопотребления жилых домов, теплоснабжающихся от котельной ОАО «ЯЗДА», в соответствии с приложенными графиками (л.д. 57). 14.04.2011 в адрес ОАО «Управдом Заволжского района» поступило письмо заявителя от 13.04.2011 № 800/08-532, адресованное потребителям тепловой энергии от котельной ОАО «ЯЗДА», в котором сообщается о том, что теплоноситель для нужд промывки будет отпускаться по дополнительному соглашению между Обществом и потребителем тепловой энергии и при условии полного отсутствия задолженности перед энергоснабжающей организацией (л.д. 56). Кроме того, в этом же письме указано, что в случае наличия задолженности за потребленную тепловую энергию и теплоноситель специалисты ОАО «ЯЗДА» не будут направляться на объекты потребителя для приемки работ по промывке систем, а ответственность за неудовлетворительную подготовку к отопительному периоду будет лежать на данной организации. 20.04.2011 с сопроводительным письмом № 800/08-587 (л.д. 55) Общество направило третьему лицу проект договора об отпуске горячей воды для промывки систем теплопотребления от 01.04.2011 № 1/41п (л.д. 70-73) с просьбой рассмотреть его, подписать и в установленные сроки вернуть заявителю. Названный договор был подписан ОАО «Управдом Заволжского района» и 12.05.2011 был направлен для подписания Обществу с сопроводительным письмом от 12.05.2011 № 01-06/460, в котором содержалась просьба о возвращении в обратный адрес подписанного договора в трехдневный срок и начале промывки систем теплопотребления обслуживаемых зданий (л.д. 84). Письмом от 19.05.2011 № 800/08-735 ОАО «ЯЗДА» уведомило о согласовании и подписании договора об отпуске горячей воды для промывки систем теплопотребления № 1/41п и направило третьему лицу указанный договор и счет на оплату услуг от 19.05.2011 № 111 в соответствии с условиями договора (л.д. 85). Судом первой инстанции установлено, что последующая промывка проводилась в соответствии с согласованным сторонами графиком. 16.05.2011 в УФАС поступило заявление ОАО «Управдом Заволжского района» от 12.05.2011 № 01-07/177, в котором указано, что от ОАО «ЯЗДА» поступило предложение о заключении договора на поставку тепловой энергии и теплоносителя для промывки систем теплопотребления жилых домов, однако условием для начала и проведения данных плановых работ является полная оплата выставленных теплоснабжающей организацией счетов за ранее поставленную энергию, часть из которых оспорена третьим лицом в судебном порядке. Также в заявлении отмечено, что данные действия Общества препятствуют проведению плановых работ, предусмотренных действующими нормами и правилами, в результате чего могут пострадать интересы жителей многоквартирных домов Заволжского района города Ярославля (л.д. 54). На основании названного заявления Управлением в отношении ОАО «ЯЗДА» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 03-03/70-11, по результатам рассмотрения которого комиссия УФАС приняла решение от 18.10.2011 о признании Общества нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В качестве злоупотребления доминирующим положением были квалифицированы действия заявителя по направлению в адрес третьего лица письма от 13.04.2011 № 800/08-532, в котором заключение договора на промывку систем теплопотребления, являющейся необходимой предпосылкой для допуска тепловых сетей к отопительному сезону, было неправомерно поставлено в зависимость от погашения задолженности по договору поставки тепловой энергии. Предписание антимонопольным органом не выдавалось. Данное решение Управления послужило поводом для обращения Общества в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о его оспаривании. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности правовой позиции ответчика в отношении наличия в действиях Общества состава вмененного ему нарушения антимонопольного законодательства, поскольку действия ОАО «ЯЗДА» по направлению в адрес ОАО «Управдом Заволжского района» письма от 13.04.2011 № 800/08-532 не соответствовали нормам закона, ущемляли права и законные интересы третьего лица и создавали угрозу интересам граждан – потребителей тепловой энергии. Вместе с тем, поскольку договор на промывку систем теплопотребления между заявителем и третьим лицом был фактически заключен 19.05.2011, ответчику на дату вынесения оспариваемого решения было известно о том, что нарушение антимонопольного законодательства и его последствий было добровольно устранено, и, соответственно, имелись основания для прекращения производства по делу, суд признал решение УФАС от 18.10.2011 по делу № 03-03/70-11 недействительным в связи с наличием предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона № 135-ФЗ оснований. Частью 5 статьи 268 АПК РФ предусмотрено, что при обжаловании в порядке апелляционного производства только части решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Общество не согласно с вынесенным по делу решением в части выбранного судом первой инстанции основания для прекращения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, полагая, что применению подлежал пункт 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции. Просит исключить из мотивировочной части судебного акта выводы суда об установлении факта злоупотребления Обществом доминирующим положением. Учитывая, что со стороны ответчика и третьих лиц возражений Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 по делу n А82-8696/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|