Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу n А28-11123/2011. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции г. Киров 30 августа 2012 года Дело № А28-11123/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2012 года. Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Хоровой Т.В., судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каранкевич А.М., при участии в судебном заседании: представителей заявителя: Пересторонина С.В., действующего на основании доверенности от 24.01.2012, Салтыкова С.В., действующего на оснвоании доверенности от 24.01.2012, представителей ответчика: Буйной Г.И., действующей на основании доверенности от 20.02.2012 №06-43, Сметанина В.Б., действующего на основании доверенности от 24.01.2012, Рычковой Л.В., действующей на основании доверенности от 24.04.2012, Ахтямовой И.Е., действующей на основании доверенности от 11.01.2012, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вятский государственный университет» на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.06.2012 по делу №А28-11123/2011, принятое судом в составе судьи Кулдышева О.Л., по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вятский государственный университет» (ИНН: 4346011035, ОГРН: 1034316511041) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (ИНН: 4345001066, ОГРН: 1044316882301), о признании недействительным решения от 03.08.2011 №18-39/1506, установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный университет» (далее – ФГБОУ ВПО «ВятГУ», Учреждение, налогоплательщик) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 03.08.2011 №18-39/1506. Решением Арбитражного суда Кировской области от 15.06.2012 требования налогоплательщика удовлетворены частично. Решение Инспекции признано недействительным в части доначисления налога на прибыль за 2008 в сумме 48 586 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований налогоплательщику отказано. ФГБОУ ВПО «ВятГУ» с принятым решением суда в части отказа в удовлетворении его требований не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в соответствующей части отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции по жалобе Учреждение обращает внимание суда апелляционной инстанции на следующие обстоятельства: 1) судом первой инстанции не дана оценка доводам налогоплательщика о том, что третьей стороной по договорам аренды выступал орган исполнительной власти, имевшие, соответственно, как сторона по договору определенные права. Данный факт, по мнению Учреждения, свидетельствует о неполном выяснении судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. В связи с тем, что Территориальное управление Росимущества является вторым арендодателем, ФГБОУ ВПО «ВятГУ» полагает, что в рассматриваемой ситуации подлежит применению пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, заявитель жалобы считает, что суду первой инстанции следовало учесть пункт 2 статьи 11 и применить статью 46 Налогового кодекса Российской Федерации, т.к. механизм принудительного исполнения налоговой обязанности при фактическом отсутствии недоимки не соответствует статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации и может привести к повторному поступлению налогов в бюджет, так как налог на добавленную стоимость уже перечислен в бюджет арендаторами. 2) Налогоплательщик настаивает, что при расчете пропорции объема средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования) в целях налогообложения и принятия расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, в соответствии с пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ, из общей суммы доходов подлежит исключению сумма бюджетных средств, поступивших на выплату социальной помощи малоимущим бюджетным студентам и стипендий. По мнению Учреждения, включение данных выплат в состав доходов приведет к увеличению общей суммы доходов и, как следствие этого, к уменьшению доли доходов от предпринимательской деятельности, что в конечном итоге противоречит пункту 3 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации (средства, поступившие на выплату стипендий и социальной помощи малоимущим студентам, в смысле статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации не являются средствами целевого финансирования). В подтверждение своих доводов по жалобе налогоплательщик ссылается также на судебную практику. Таким образом, ФГБОУ ВПО «ВятГУ» считает, что решение суда принято с нарушением норм материального права и при неверной оценке установленных по делу фактических обстоятельств, поэтому подлежит отмене. Инспекция представила отзыв на жалобу, в котором против доводов налогоплательщика возражает, просит решение суда оставить без изменения. Подробно позиции сторон изложены в жалобе и в отзыве на жалобу. В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по рассматриваемому спору. Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией в отношении Учреждения проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 03.06.2011. 03.08.2011 Инспекцией принято решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности. Согласно названному решению Учреждению доначислены: - налог на добавленную стоимость в сумме 726 267 руб. за 2008-2009, - налог на прибыль в сумме 203 390 руб. за 2008, - налог на добавленную стоимость в сумме 152 542 руб. за 2008, - налог на прибыль в сумме 184 939 руб. за 2008-2009, - пени с указанных сумм налогов. Налогоплательщик с решением Инспекции не согласился и обжаловал его в УФНС России по Кировской области. Решением вышестоящего налогового органа от 19.09.2011 решение Инспекции оставлено без изменения. Учреждение с решением Инспекции не согласилось и обратилось с соответствующим заявлением в суд. Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь статьями 39, 146,153, 154, 161, 171-173, 247, 250, 252, 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №53, пришел к выводу о частичной необоснованности доводов налогоплательщика. При этом суд первой инстанции указал, что Учреждение должно было уплатить налог на добавленную стоимость в отношении услуг по передаче в аренду имущества, принадлежащего налогоплательщику на праве оперативного управления. По налогу на прибыль судом первой инстанции была признана правильной позиция налогового органа о том, что в расчете доли доходов от предпринимательской деятельности в общей сумме доходов (в составе средств целевого финансирования) должны учитываться средства стипендиального фонда и пособия по социальной помощи малоимущим студентам. Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыв на жалобу, исследовав материалы дела, выслушав представителей налогоплательщика и налогового органа, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего. 1. Налог на добавленную стоимость в размере 726 267 руб. Согласно положениям статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. В соответствии со статьей 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом. Доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности (пункт 2 статьи 299 ГК РФ). На основании пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам бюджетов относятся, в частности, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Приведенные положения не позволяют квалифицировать доходы, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в том числе и в случае расходования указанных средств на финансирование уставной деятельности учреждения (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 №98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК РФ"). Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22.06.2009 №10-П разъяснил, что по смыслу правовой позиции, сформулированной им в постановлении от 13.03.2008 №5-П, налоговые обязательства организаций являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны; возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление организации в гражданские правоотношения, то есть налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. Следовательно, бюджетные учреждения признаются плательщиками налога на прибыль организаций, поскольку они допущены государством к участию в гражданском обороте в качестве самостоятельных субъектов, обладающих правом оперативного управления государственным имуществом, и уполномочены на осуществление деятельности, связанной с получением экономической выгоды. В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. В силу пункта 4 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса. Статьей 251 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. К таким доходам доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, не относятся. Таким образом, доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений, которые - в отличие от доходов, получаемых ими в рамках целевого финансирования, - для целей главы 25 НК РФ отнесены к доходам от иных источников, признаются доходы, получаемые бюджетными учреждениями от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы, к числу которых отнесены доходы от сдачи имущества в аренду (пункт 4 части второй статьи 250, абзац второй пункта 1 статьи 321.1 НК РФ). В силу приведенных законоположений участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче ими в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, относится для целей налогообложения к коммерческой деятельности бюджетных учреждений и влечет возникновение у них дохода от иных источников. В свою очередь, Бюджетный кодекс Российской Федерации, квалифицируя средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, как доходы бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признает их неналоговым доходом бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (абзац второй пункта 3 статьи 41, абзац второй статьи 42 БК РФ), что также свидетельствует об обязанности бюджетного учреждения произвести уплату налога на прибыль организаций с соответствующих доходов. В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Согласно положениям статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу n А31-486/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|