Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу n А51-39308/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК),Возвратить госпошлину (ст.104 АПК)

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-39308/2013

04 сентября 2014 года

Резолютивная часть постановления оглашена 28 августа 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2014 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Н.Н. Анисимовой,

судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Приморского края,

апелляционное производство № 05АП-8838/2014

на решение от 08.05.2014

судьи Т.Е. Мангер

по делу № А51-39308/2013 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФОРЕСТ-СТАР»

(ИНН 2537043066, ОГРН 1032501797844, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.01.2003)

к Департаменту лесного хозяйства Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.09.2007)

с участием прокурора Приморского края

о признании недействительным приказа от 27.11.2013 №1060 «Об отмене приказов управления лесным хозяйством Приморского края от 27.03.2012 №327, от 26.07.2012 № 940 и от 24.08.2008 № 1211» в части пункта 3,

при участии:

от ООО «ФОРЕСТ-СТАР»: представитель Выборов И.С. по доверенности от 12.12.2013, сроком на три года; представитель Пудовкин Д.В. по доверенности от 12.12.2013, сроком на три года; 

от прокурора Приморского края: Карасева О.В.;

от Департамента лесного хозяйства Приморского края: не явились, извещены;

УСТАНОВИЛ:

          Общество с ограниченной ответственностью «ФОРЕСТ-СТАР» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным пункта 3 приказа Департамента лесного хозяйства Приморского края (далее – департамент) от 27.11.2013 №1060 «Об отмене приказов управления лесным хозяйством Приморского края от 27.03.2012 №327, от 26.07.2012 №940 и от 24.08.2008 №1211». 

          Решением арбитражного суда от 08.05.2014 заявленные требования удовлетворены.

          Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Указывает, что, являясь уполномоченным органом государственной власти в области лесных отношений, установив несоответствие своего правового акта нормам законодательства, он обладал всеми необходимыми полномочиями по отмене такого правового акта. Утверждает, что проект освоения лесов, утверждённый отменённым приказом, не соответствовал действовавшим на дату его утверждения требованиям к составу проектов освоения лесов, то есть не подлежал утверждению. Полагает, что на основании рассмотренного протеста органа прокуратуры принято обоснованное и законное решение об отмене приказа, ранее вынесенного с нарушением закона. Дополнительно пояснил, что лесной участок, в отношении которого изготовлен проект освоения лесов, утверждённый отменённым приказом управления лесным хозяйством, расположен на землях лесного фонда. С учетом изложенных доводов просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. 

          Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, по тексту письменного отзыва и дополнений к нему, поддержанных в судебном заседании, пояснил, что подготовленный и представленный им в уполномоченный орган проект освоения лесов полностью соответствовал действовавшим на тот момент положениям законодательства. Указал, что переданный в аренду обществу лесной участок целиком расположен в границах земель лесного фонда и не располагается на землях особо охраняемых природных территорий, ввиду чего согласование проекта освоения лесов с федеральным органом исполнительной власти не требовалось. Считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.

          В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в суде апелляционной инстанции к участию в деле для обеспечения законности допущен прокурор Приморского края (далее – прокурор) с правами и обязанностями лица, участвующего в деле.

          Прокурор доводы апелляционной жалобы департамента поддержал в полном объеме, свои доводы мотивировал аналогично содержанию ранее направленного в адрес департамента протеста.

          Извещённый надлежащим образом о месте и времени судебного заседания департамент явку представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу без его участия.

          В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в порядке статьи 18 АПК РФ на основании определения от 25.08.2014 была произведена замена судьи Е.Н. Номоконовой на судью О.Ю. Еремееву, и рассмотрение дела начато сначала.

          В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 25.08.2014 судебной коллегией был объявлен перерыв до 28.08.2014, о чём лица, участвующие в деле, были извещены путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

          Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.

          11.09.2008 между управлением лесным хозяйством Приморского края (арендодатель, далее – управление) и обществом (арендатор) заключен договор №75/29 аренды лесного участка, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду лесной участок площадью 49304 га с местоположением: Приморский край, Чугуевский район, Чугуевское лесничество, Березовское участковое лесничество, кварталы №№ 2-15, 17-18, 21-27, 29-38, 40-43,47-50, 57-63, 80-84, 100-102, 104-106, 111-115, 127, 132-134, 139, 150, 167, 170,171, 186, 187, 194-197, 204, 214, 215, 217-221, 228-230.

          Указанный лесной участок имеет номер учетной записи государственного учета лесных участков 11/1105030-2008-05. Целевое назначение и объемы использования указаны в приложении №3 договора от 11.09.2008 - заготовка древесины путём выборочных рубок, включая уход за лесами.

          19.11.2008 договор от 11.09.2008 зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, номер регистрации 25-25-03/005/2008-155.

          Приказом управления от 24.12.2008 №1211 «Об утверждении заключения экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов лесного участка Березовского участкового лесничества Чугуевского лесничества, переданного в аренду для заготовки древесины ООО «ФОРЕСТ-СТАР» утверждено положительное заключение экспертной комиссии на проект освоения лесов по лесному участку, переданному обществу в аренду на основании договора от 11.09.2008.

          15.11.2013 природоохранной межрайонной прокуратурой принесён протест №7-3-2013 на приказ управления от 24.12.2008 №1211, в котором департаменту (правопреемник управления) предлагалось признать недействительным и отменить названный приказ в связи с имеющимися в нем нарушениями действующего законодательства в части мероприятий по охране объектов животного мира, водных объектов, а также в связи с постановлением Администрации Приморского края от 08.07.2013 №274-па, на основании которого внесены существенные изменения в Положения о государственном природном биологическом (зоологическом) заказнике краевого значения «Березовский», в соответствии с которым на территории заказника запрещается проведение рубок лесных насаждений, за исключением мероприятий по уходу за лесами (рубок ухода).

          27.11.2013 департаментом по итогам заседания по рассмотрению протестов природоохранной межрайонной прокуратуры издан приказ от 27.11.2013 №1060 «Об отмене приказов управления лесным хозяйством Приморского края от 27.03.2012 №327 от 26.07.2012 №940 и от 24.08.2008 №1211», пунктом 3 которого отменён приказ управления от 24.12.2008 №1211.

          Посчитав, что приказ об утверждении заключения экспертной комиссии отменён неправомерно, его отмена влечет за собой нарушение прав и законных интересов общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который удовлетворил заявленные требования.

          Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на неё, заслушав представителей общества и прокуратуры, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в связи со следующим.

          По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

          В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» правовые акты государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.

          Согласно статье 23 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые его издали, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

          Таким образом, прокурор, его заместитель вправе принять принудительные властные меры воздействия, предусмотренные законом о прокуратуре, направленные на пресечение правонарушения и восстановление законности путем принесения протеста на незаконный правовой акт об устранении нарушения закона - отмены или изменения незаконного правового акта.

          Учитывая данные нормы права, в случае установления уполномоченным органом несоответствия принятого им ранее ненормативного правового акта требованиям законодательства Российской Федерации и в связи с принесением органом прокуратуры протеста в целях устранения нарушения закона департамент как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт. При этом отменяющий акт департамента должен быть законным и обоснованным, то есть основываться на достаточных основаниях и соответствовать требованиям действующего законодательства.

          Соответственно вынесение департаментом оспариваемого приказа от 27.11.2013 №1060 в части пункта 3 не выходит за пределы его полномочий.

          Обосновывая правомерность оспариваемого заявителем приказа в указанной части, департамент настаивал на том, что приказ от 24.12.2008 №1211 об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов не соответствовал действующему законодательству, в связи с чем основания для его принятия отсутствовали.

          Признавая выводы суда первой инстанции о законности приказа от 24.12.2008 №1211 ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, судебная коллегия исходит из следующего.

          Статьёй 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ, Кодекс) предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьёй 12 Кодекса.

          Согласно частям 1 и 2 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности; освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. 

          В силу части 1 статьи 89 Кодекса проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

          По общему правилу государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (часть 2 статьи 89 ЛК РФ).

          Пунктом 1 части 1 статьи 83 Кодекса предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

          В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 15.03.2007 №66-па «Об утверждении Положения об Управлении лесным хозяйством Приморского края», действовавшем в период принятия приказа от 24.12.2008

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2014 по делу n А51-3831/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также